Ренцо пиано биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

ПИАНО, РЕНЦО (Piano, Renzo) (р. 1937), итальянский архитектор, один из основоположников стиля хай-тек.

Родился в Генуе 14 сентября 1937 в семье архитектора. Учился у отца, а также в бюро Ф.Альбини (1958–1964) и миланском Политехническом институте. После окончания последнего (1964) вплоть до 1970 стажировался у Л.И.Кана в Филадельфии и З.С.Маковского в Лондоне.

Изложил свои мысли о традициях и перспективах сосуществования старинного и современного зодчества в книгах Старое и прекрасное (Antico e bello; в соавторстве с М.Ардуино и М.Фацио, 1980) и Стройка, открытая для публики (Chantier ouvert au public, 1985).

4 декабря в Москве открывается Дом культуры “ГЭС-2”, над проектом которого работал лауреат Притцкеровской премии Ренцо Пьяно. Рассказываем историю его жизни и вспоминаем лучшие постройки.

Ренцо Пьяно биография и лучшие проекты архитектора

Когда в Париже появился Центр Помпиду, спроектированный Ренцо Пьяно, о нем не говорил только ленивый. А против его строительства выступали почти с таким же пылом, как когда-то против Эйфелевой башни. Французские заводы не брались за 120-тонные металлические детали, похожие на позвонки дракона. Их пришлось тайком заказывать в Германии. Кроме того, парижский префект запретил устанавливать воздухозаборники, а потом президент Жискар д’Эстен, придя на смену Помпиду, решил укоротить сооружение хотя бы на этаж. “Ему это не удалось, но он сумел мне испортить отпуск”, — говорит Ренцо Пьяно, вспоминая, как у берегов Корсики в 1974-м его яхту брал на абордаж катер береговой охраны, спешивший донести до архитектора волю президента.

Центр Помпиду обожают и ненавидят до сих пор. О новом, московском проекте Ренцо тоже ходят горячие споры — не всем пришлись по душе синие воздухозаборные трубы и скульптура Урса Фишера на Болотной набережной. Зато имя Ренцо Пьяно узнали даже те, кто далек от архитектурной сферы. И это неудивительно — и для Москвы, и для самого архитектора это совершенно уникальный проект.

“Это было предложение, от которого не откажешься, — сказал Ренцо в интервью с Алексеем Тархановым. — Очень благодарен тем храбрым людям, которые его задумали и мне доверили. Невероятная возможность — обнаружить в самом центре Москвы затерянный мир и его преобразить. Настоящий подарок”.

Ренцо Пьяно родился в Генуе в семье потомственных строителей. Его отец и братья развивали дело деда — небольшую строительную фирму Fratelli Piano. В 1964 году Ренцо окончил Миланский технический университет, а затем стажировался у легендарного архитектора Луиса Кана в Филадельфии.

Проект City Gate в мальтийской столице Валлетта.

Фото: Michael Dénance

Он стал знаменит в 33 года, когда вместе с англичанином Ричардом Роджерсом выиграл международный конкурс на проект культурного центра в Париже. “Просто пара сумасшедших, — вспоминал как-то о проекте сам Ренцо Пьяно в интервью AD. — Нет, сумасшедших в квадрате: когда сталкиваются между собой двое психов, безумие надо возводить в квадрат. Центр Помпиду был провокацией невоспитанной молодежи. Но я до сих пор его люблю, и когда меня спрашивают, не стесняюсь ответить: “Думаю, классное здание мы тогда построили”.

Content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Вместе с Роджерсом Ренцо также построил главный офис для компании B&B Italia недалеко от Милана, но в 1970-х сотрудничество прекратилось. Позднее архитектор открыл новое бюро — Studio Piano & Rice — с инженером Питером Райсом. Вместе с ним они сделали несколько проектов, в том числе “гибкие” жилые дома Il Rigo Quarter в Перуджи и мастерскую в Отранто в Италии. К 1981 году партнеры закрыли свою студию, но, несмотря на это, сотрудничество продолжалось до смерти инженера в 1992 году.

Фото: Stephane Aboudaram | WE ARE CONTENT(S)

В 1981 году Ренцо Пьяно основал Renzo Piano Building Workshop — международную архитектурную компанию с офисами в Париже и Генуе. И вместе с командой продолжает строить по сей день — в портфолио есть проекты в Европе, США, Австралии, Корее, Японии, даже в Новой Каледонии. А теперь еще и в России.

Ренцо Пьяно был послом доброй воли ЮНЕСКО на протяжении 15 лет. В 1988 году стал лауреатом Притцкеровской премии, в 2006-м журнал Time признал его одним самых влиятельных людей, а в 2013 году архитектора сделали пожизненным сенатором Итальянской республики.

Проекты Ренцо Пьяно

Центр Помпиду был возведен в 1977 году. Музей отличается своей необычной архитектурой: здание словно вывернуто наизнанку. Постройка вызвала неоднозначные реакции в 1970-х годах, но тем не менее послужила олицетворением начала эпохи высоких технологий во Франции. Сейчас Центр Помпиду является самым большим музеем современного искусства в Европе. Там располагаются публичная библиотека, центр промышленного дизайна, центр исследования музыки и акустики, кинотеатр и многое другое.

Культурный центр расположен в Новой Каледонии, особом административно-территориальном образовании Франции. Он был задуман, чтобы снизить этническую напряженность между местным населением и европейцами. В начале XIX века остров был захвачен французскими колонизаторами и пережил почти два столетия угнетения. В конце XX века началась длительная борьба за независимость канакского народа. Возглавлял ее Жан-Мари Тжибау, в честь которого и был назван Культурный центр в Нумеа.

Ренцо Пьяно построил его в виде десяти павильонов, расположенных тремя группами. В каждой из них есть одна самая высокая хижина — по такому принципу строится дом вождя племени. При создании проекта архитектор вдохновлялся традиционными соломенными строениями коренного населения. Павильоны выполнены из прочного африканского дерева ироко, устойчивого к термитам. А температура воздуха в павильонах регулируется за счет естественных потоков воздуха, движущихся со стороны залива.

Когда объявили конкурс на проект нового аэропорта Кансай, Пьяно попросил разрешения приехать на место и немного походить там с сигарой. Заказчики смутились, но с утра все же повезли Пьяно на морскую прогулку. Было свежо. Немного качало. “Где же будет аэропорт?” — спросил Пьяно. “Здесь”, — улыбнулись японцы. В результате сверкающая стальная кровля терминала выглядит как изгиб волны. А еще Пьяно любит вспоминать, как каждое утро все рабочие делали на стройплощадке совместную гимнастику.

Почему архитектора повезли на морскую прогулку? Потому что аэропорт планировали строить на искусственном острове, которого до начала проекта еще не было. После дно в осакской бухте густо засыпали щебнем, затем по периметру острова соорудили огромную стальную раму, которую методично заполняли специальным бетоном, изготовленным по технологии, предотвращающей его быстрое разрушение в агрессивной водной среде. А уже потом началось строительство аэропорта. Кстати, здание выдержало землетрясение силой 7 баллов по шкале Рихтера (там не разбились даже стекла), а также разрушительный тайфун скоростью в 200 км/ч.

Во время работы над центром Ренцо заявил, что его задача заключается в том, чтобы создать здание — портрет знаменитого швейцарского скульптора, молчаливое и спокойное, как его работы. Музей, расположенный неподалеку от могилы Клее, состоит их трех павильонов, чьи силуэты повторяют контуры альпийских холмов. Интересная деталь: из-за условий хранения некоторых работ Клее в музее нет привычных фонарей верхнего света.

Изображение в информационном окне.

Франко Альбини , Марко Zanuso , Джузеппе Серибини ( в ) , Пруве , Giorno Giovanna ( в )

Премия Огюста-Перре ( 1978 г. )
Королевская золотая медаль в области архитектуры ( 1989 г. )
Киотская премия в области искусства и философии ( 1990 г. )
Кавалер Большого креста ордена За заслуги перед Итальянской Республикой ( 1990 г. )
Цена Серебряного квадрата ( 1991 г. а также 2017 г. )
Золотая медаль итальянского ордена за заслуги перед культурой и искусством ( 1994 г. )
Премия Эразма ( 1995 г. )
Praemium Imperiale ( 1995 г. )
Берлинер Кунстпрайс ( 1995 г. )
Притцкеровская премия ( 1998 г. )
Офицер Почетного легиона ( 2000 г. )
Золотой лев ( г ) ( 2000 г. )
Золотая медаль за итальянскую архитектуру
Золотая медаль AIA ( 2008 г. )
Почетный доктор Колумбийского университета ( 2014 г. )
Большой крест ордена Альфонсо X Мудрого ( 2017 г. )

Ренцо Пьяно , родился 14 сентября 1937 г. в Генуе , итальянский архитектор , пожизненный сенатор Итальянской Республики с 30 августа 2013 г. . Он особенно известен тем, что в возрасте 33 лет выиграл конкурс на Центр Помпиду в Париже, который он построил вместе с Ричардом Роджерсом . В 1998 году он получил Притцкеровскую премию , высшую награду в области архитектуры.

Резюме

биография


Родом из семьи строителей, Ренцо Пиано учился в Кальтаниссетте и Милане, где в 1964 году окончил архитектурный факультет Политехнического института . Затем он работал со своим отцом, а затем под руководством Франко Альбини, который умер в 1977 году.

После получения степени в области архитектуры в Политехнической школе в 1964 году он чередовал с 1965 по 1970 годы свою первую экспериментальную работу со своим братом Эрманно в многочисленных поездках для исследований и открытий в Великобритании и Соединенных Штатах. Именно в это время он встретил Жана Пруве , с которым он подружился, и который оказал значительное влияние на его творчество.

Ренцо Пиано сейчас возглавляет международную архитектурную фирму Renzo Piano Building Workshop (RPBW), офисы которой находятся в Париже, где он живет, и в Генуе.

В целом в агентстве работает около 130 сотрудников, в том числе 90 архитекторов.

В 1998 году он получил Притцкеровскую премию в области архитектуры.

В 2010 году он выиграл конкурс на строительство нового здания суда в Париже .

Среди его основных текущих проектов - кампус Колумбийского университета в Нью-Йорке, Культурный центр Фонда Ставроса-Ниарчоса , Нормальная школа Качана (ENS) в Сакле или Музей американского искусства Уитни в Нью-Йорке.

В новом ключе он работает над проектом реконструкции подъемников Lognan-Grands Montets в Аржантьере, муниципалитет Шамони (74)

Пожизненный сенатор

Частная жизнь

Ренцо Пиано женился в 1962 году на Магде Ардуино, от которой у него трое детей. С 1992 года он повторно женился на Эмилии Россато и усыновил вместе с ней ребенка.

Произведение искусства

Архитектор в постоянном обновлении





Первые моменты карьеры Ренцо Пьяно отмечены его сотрудничеством с Ричардом Роджерсом , их близостью к теориям и эстетике, разработанным группой Archigram, а также личным интересом к творчеству Жана Пруве . Это во многом объясняет утверждение технических элементов офисов B&B (Новедрат, Италия, 1971–1973) и особенно Центра Помпиду (1971–1977), помощь которого получает сам Жан Пруве. Эта тенденция будет регулярно прослеживаться в остальных его работах с аэропортом Кансай в Японии (1994) или с New York Times Tower (2008). Другие здания, такие как центр Жана-Мари Тжибау в Нумеа или Центр Пауля Клее в Берне, включают многие детали того же порядка. Каждое из этих зданий представлено в виде гигантского механика, чей метод строительства можно увидеть; конструктивные элементы, часто металлические, эстетично поставлены; управление зданием в значительной степени осуществляется с помощью датчиков, которые открывают или закрывают ставни и т. д .; видны механизмы лифтов и эскалаторов . Эти характеристики часто ассоциируются с движением высоких технологий.

В то время как Ричард Роджерс с большой последовательностью придерживается этого эстетического направления, работы Ренцо Пьяно отмечены глубокой заботой об интеграции в контекст. Это заставляет его адаптировать формы своего здания к среде, в которой оно находится.

Таким образом, через несколько лет после Центра Помпиду он разработал коллекцию Menil , музей современного искусства, расположенный в Хьюстоне, штат Техас (1986). Обращая внимание на традиционную архитектуру американских жилых кварталов, он полностью изменил свой стиль и облицовал этот музей кипарисовыми досками, прикрепленными к металлическому каркасу. В то время как центр Помпиду стоял как памятник в Париже, коллекция Menil адаптируется к масштабам окружающего города.

Эту адаптацию к контексту можно найти во многих проектах:

  • Культурный центр Тжибау в Нумеа принимая форму деревни канакской,
  • Музей науки НЕМО в порту Амстердама,
  • Фонд Бейелера, облицовочный камень которого окрашен в красные оттенки многих исторических зданий в городе Базель (хотя он родом из другого конца света),
  • Торговый центр Bon Volcano в Ноле недалеко от Неаполя, имеющий форму Везувия ( 40 ° 56 ′ 59,02 ″ северной широты, 14 ° 29 ′ 17,13 ″ восточной долготы ),
  • Офисная башня в Сиднее, которая является данью уважения оперному театру города, снова принимая его органические формы и белый цвет, вдохновленный парусами лодок.
  • Центр Пауля Клее в Берне, чьи волнообразные формы напоминают волны окружающих холмов, а извилистая линия фасада является данью эстетическим теориям Пауля Клее (художника и профессора Баухауса).
  • Расширение Художественного музея Хай в Атланте, чья прямолинейная, белая эстетика перекликается с характерным стилем соседнего здания Ричарда Мейера .

Этот вопрос о проблемах здания и контекста порождает постоянное обновление форм, фактур и цветов: цветные трубы из Центра Помпиду (в Париже), кипарисовые доски из коллекции Menil, элементы терракотово-красного цвета от IRCAM или международный город Лион , сырой бетон со стадиона Бари, металлические панели из аэропорта Кансаи, деревянные рейки из центра Жан-Мари-Тжибау, оксидированная медь (зеленая) в музее Амстердама или в церкви Падре Пио в Сан-Джованни-Ротондо, охристо-желтые терракотовые элементы с Потсдамской площади в Берлине, красный камень от Фонда Байелера, свинцовая крыша от Parco della Musica в Риме, белые здания в Сиднее или Нью-Йорке, стеклянные панели универмага Кельна и т. д.

Кажется, что последние проекты архитектора нарушают это постоянное стремление к обновлению и разнообразию. От органических форм, часто используемых в прошлом, отказываются в пользу более классических прямолинейных форм; большинство зданий белые. Это можно объяснить тем, что Пиано проектирует множество пристроек к более старым зданиям: LACMA в Лос-Анджелесе, Художественный музей Хай в Атланте, Библиотеку Моргана в Нью-Йорке, Институт искусств Чикаго и т. Д. Несмотря на это эстетическое единообразие, архитектура ничего не теряет в качестве материалов, дизайне деталей, освещении.

Архитектор, специализирующийся на музеях.

Музеи занимают важную часть его производства: агентство Ренцо Пиано построило в Амстердаме, Атланте, Базеле, Берне, Чикаго, Далласе, Генуе, Хьюстоне (2 музея), Лос-Анджелесе, Лионе, Нумеа, Париже (2 музея), Сан-Франциско. , Турин. В этой области он проявляет постоянную заботу об инновациях, как эстетических, так и технических.

Таким образом, Центр Помпиду (Париж, 1977, спроектированный с Ричардом Роджерсом ) знаменует собой стремление глубоко обновить имидж такого культурного объекта, чтобы привлечь большую аудиторию. Особенность музеографии: изначально обширные выставочные площади были разделены картинными рельсами, свободно размещенными в пространстве, без навязывания маршрута для посетителей (такое расположение оказалось неэффективным и впоследствии было изменено). Освещение частично обеспечивается застекленными фасадами, но прежде всего искусственным освещением, решения которого архитектор часто отвергал на протяжении всей своей карьеры.

В коллекции Menil (Хьюстон, 1982-1986) Ренцо Пиано закладывает основы нового видения музея, которое он впоследствии будет развивать от Фонда Бейелера в Базеле до недавнего расширения Чикагского института искусств . Сейчас речь идет о выборе очень строгой эстетики (прямоугольный план, использование дерева или камня для облицовки фасада и т. Д.) При одновременном развитии исключительных ноу-хау в области верхнего света. Отныне каждый музей, спроектированный Ренцо Пиано, будет разрабатывать новую систему навесов и фильтров, направленных на фильтрацию света. Эта архитектурная сдержанность, связанная с изысканным освещением, преследует одну главную цель: выделить выставленные работы.

Центр Жана-Мари Тжибау в Нумеа (Новая Каледония, 1997), который можно сравнить с музеем, хотя его задачи шире, является исключением на этом пути. Этого требовал исторический, политический и ландшафтный контекст. Цель состояла в том, чтобы отдать дань уважения канакской культуре и сохранить природу. Поэтому музей спроектирован как традиционная деревня с серией домов с характерным силуэтом, выровненных вдоль галереи. Корпуса соответствуют масштабу окружающей растительности. Благодаря своей связи с ландшафтом и выбору материалов, этот музей стал иконой зеленой архитектуры. Помимо внешнего вида, этот экологический характер обусловлен естественной системой кондиционирования воздуха, которая достигается благодаря форме каждого из корпусов.

14 сентября отмечает свой день рождения архитектор Ренцо Пиано. Он известен, прежде всего, благодаря Центру Жоржа Помпиду, однако это далеко не единственный и не самый масштабный его проект. Подробности — в нашем материале

Ренцо Пиано: конструктор будущего (фото 0)

Ренцо Пиано (Renzo Piano) родился 14 сентября 1937 года в Генуе в семье владельцев строительной фирмы. Небольшое бюро было основано еще его дедом, а затем поддержано отцом и тремя его братьями, которые открыли в Генуе компанию Fratelli Piano.

В 1964 году Ренцо Пиано окончил знаменитый миланский Политех (Politecnico di Milano) — крупнейший технический университет Италии, кузницу архитектурных и дизайнерских кадров мирового уровня. Техническое образование заложило основу его инженерного конструктивного мышления.

Одним из первых эпизодов его профессиональной карьеры в 1960-е годы было сотрудничество с американским архитектором Луисом Каном (Louis Kahn) — автором градостроительного плана Филадельфии и главного идеолога монументализма в архитектуре.

В 2013 году Ренцо Пиано реконструировал музей Kimbell Art Museum, построенный Луисом Каном в 1972 году.

Ренцо Пиано сформировал архитектурную систему, которая одинаково противостояла как классическому Интернациональному стилю, так и пост-модернизму 1960-х — 1980-х годов. Его архитектурный почерк был лишен как простой геометрии форм, свойственных Международному стилю, так и интереса к смешению элементов, типичных для классического пост-модерна.

Во время пребывания в Осаке он познакомился с британским архитектором Ричардом Роджерсом (Richard Rogers), с которым работал с 1971 по 1977 год. Их первым совместным проектом стало здание штаб-квартиры мебельной фабрики B&B Italia, построенное в провинции Комо в Италии. В этом проекте сформировались и были использованы основные приемы, которые впоследствии будут использованы при строительстве Центра Жоржа Помпиду (Париж).

Читайте также: