Ремонт сцепления тракторов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наличие пробуксовки сцепления, а также отсутствие полного выключения передач влияет на увеличение степени износа и возникновение поломок в ряде деталей и систем. В первую очередь, это касается элементов сцепления, коробки передач, заднего и переднего ведущего мостов трактора МТЗ-80. Любую неисправность следует диагностировать на основании ряда признаков по техническому состоянию узла.

Признаки неисправностей

Перечислим основные признаки неисправностей у сцепления трактора МТЗ-80:

  • возникновение повышенных шума и стука;
  • затруднения при включении передач;
  • пробуксовка.

В случаях, если обычная регулировка сцепления не помогает устранить вышеперечисленные пункты, то становится очевидно, что детали узла разрушены или подверглись полному износу.

Если во время нажатия на педаль сцепления появляются нехарактерные шум или свист, проблема заключается в разрушении упорного подшипника включения. Важно отметить, что при не грамотной регулировке привода сцепления происходит постоянное вращение подшипника. Визуально это характеризуется полным отсутствием зазора между нажимными рычагами и упорным подшипником.

В итоге, возникает перегрев подшипника и вытекание смазочной жидкости, что ведет за собой непосредственное разрушение подшипника. Появление зацикливания при работе дополнительно приводит и к обгоранию концов нажимных рычагов.

Если произвести неправильную регулировку привода с ослаблением усилия у пружин нажимного диска, возникнет пробуксовка сцепления трактора МТЗ-80. Далее последуют износ накладок и излишнее нанесение рисок на нажимном диске. Возникновение нагрева приводит к появлению трещин и других видов деформаций.

В ряде случаев пробуксовка возникает по причине попадания масляной жидкости на диски вследствие появления утечки через валы коробки передач или уплотнения коленчатого вала дизеля.

Если передачи стали затруднительно включаться, чаще всего это говорит о короблении ведомых дисков или некорректной регулировке отжимных рычагов сцепления. Далее возникает перекос у нажимного диска во время выключения сцепления трактора МТЗ-80. Происходит защемление нажимного диска и маховика.

В случае если толщина ведомого диска меньше допустимого размера, требуется замена фрикционных накладок или диска в сборе. Также появление затруднений при включении передач часто бывает вызвано заеданием шлицев ступицы на шлицах вала из-за износа ступенчатого типа.

Во время разбора сцепления и устранения неисправности необходимо проведение технической экспертизы, чтобы в дальнейшем выполнить замену на новые или отремонтированные детали.

Прежде, чем выполнять съем сцепления трактора МТЗ-80 в маховик заворачиваются технологические болты. Это позволяет обеспечить сжатие нажимных пружин. Также следует отвернуть болты крепления опорного диска и технологические болты.

Помимо вышеперечисленных процедур перед разборкой наносятся мешки на кожух и нажимные диски. Это обеспечивает правильное расположение деталей и сохраняет балансировку. При помощи специального приспособления разбирают сцепление с целью ремонта трактора МТЗ-80.

Контролируемые параметры сцепления

Чтобы грамотно произвести ремонт сцепления трактора МТЗ-80, необходимо соблюдать допустимые значения контролируемых параметров (величины указаны в мм):

  • толщина ведомого диска - 8,0;
  • коробление ведомого диска - 0,6;
  • толщина нажимного диска - 21,0;
  • толщина шлицев вала - 3,5;
  • высота кулачка отжимного рычага - 10,9.

Утопание головок заклепок после замены фрикционных накладок не может составлять менее 2 мм. При этом сами накладки должны быть плотно прижаты к диску. Неточности допустимы до 0,1 мм.

В ситуациях с толщиной ведомого диска сцепления, которое соответствует не меньшей допустимой величине, и утоплении головок заклепок, расположенных ниже плоскости накладки на 0,1 мм или меньше, производится замена обеих фрикционных накладок.

Обязателен осмотр состояния нажимного диска. В данном случае важно, что на опорной поверхности кольцевые риски не могут иметь глубину ниже 0,2 мм. Следы от прожогов и растрескивания должны составлять не более 40%. Исправления вносят путем шлифования или протачивания. Необходимо вывести следы износа и защитить мелкой наждачной бумагой.

После ремонта производится сборка сцепления трактора МТЗ-80 при помощи приспособления. Снимаются пружины у нажимного диска и происходит вворачивание технологических болтов с целью фиксации правильного положения.

Внутрь обоймы подшипника устанавливается технологический вал, который важен для корректной установки шлицевых ступиц у ведомых дисков. Этот же фактор обеспечивает соосность с маховиком. Далее из кожуха выворачивают технологические болты, далее вынимается шлицевый вал.

Другие аспекты ремонта сцепления

Свободный ход педали сцепления трактора МТЗ-80 во время ремонта регулируется вращением тяги. При этом если рычаг педали находится в отпущенном состоянии, должен упираться в пол кабины. При отсутствии упора требуется постепенно вывернуть упорный болт из кронштейна. Если и этой регулировки будет недостаточно, потребуется ослабление болта у крепления кронштейна и поворот кронштейн в сторону пружины. Процедура выполняется по часовой стрелке.

При правильной регулировке механизма выключения сцепления и соблюдении размера 12± 0,5 мм зазор между выступами рычагов и упорным подшипником должен составлять 3±0,5 мм.

Регулировку отводки тормозка сцепления проводят в два этапа:

  1. Отсоединение тяги от кронштейна, поворот кронштейна в правую сторону до упора (уже против часовой стрелки), вращение вилки, увеличение длины тяги до свободного соединения вилки и кронштейна.
  2. Вращение вилки до тех пор, пока суммарная длина тяги не уменьшится на 7 мм и соединение вилки с кронштейном. Закрепление контргайкой.

Большинство неисправностей механизмов переключения понижающего редуктора трактора МТЗ-80 вызвано одним из дефектов:

  • самопроизвольное выключение;
  • тугое переключение передач;
  • образование шумов и стуков.

Самопроизвольное выключение передач возникает в следующих ситуациях:

  • износ и скол зубьев шестерен и зубчатых муфт;
  • износ фиксаторов и углублений для них, расположенных на поверхностях валиков у механизма переключения передач;
  • утрата упругости у пружин фиксаторов;
  • износ поверхностей трения вилок переключения, кулисы, кольцевых пазов скользящих шестерен и зубчатых муфт.

Если присутствуют нарушения в регулировке тормозка и присутствует неправильная работа у механизма блокировки, то наблюдается тугость при переключении передач, а также возникает характерный скрежет.

Если же речь идет об износе подшипников валов, возникает появление шумов и стука, идущих от коробки передач. Также такая ситуация возникает при износе посадочных мест подшипников внутри корпуса, при нарушениях в соосности валов, отсутствия достаточного количества места в картере коробки, при возникновении трещин и изломов конструктивных элементов.

Помимо этого указанные выше неисправности могут возникнуть и вследствие ряда других причин. К ним относят усталостный износ механизмов, неправильные эксплуатационные условия и техническое несоблюдение обязательных требований во время ремонта сцепления трактора МТЗ-80.

Попадание абразивных частиц в масляную жидкость приводит постепенно к повышенному износу подшипников и зубьев шестерен. Чаще всего они попадают туда через неплотности. Сколы и другие разрушения у зубьев шестерен бывают вызваны некорректной регулировкой сцепления, а также неправильным переключением передач и нарушением в регулировке тормозка вала в узле сцепления.

При ремонте тех деталей муфты сцепления, дефекты которых сходны с дефектами базис­ных деталей (трещины, износ или срыв резьбы ), применяют способы, описанные далее. Ниже приведены особенности ремонта некоторых деталей муфты сцепления.

Ведомые диски. При износе или повреждении отверстий под заклепки отверстия рас­сверливают под ремонтный размер одновременно в ведомых дисках, ступицах ведомых дисков и маслоотражателях.

Неплоскостность ведомых дисков устраняют правкой на справочной плите.

При износе накладок ведомых дисков до предельной толщины или при растрескива­нии и выкрашивании их заменяют. Накладки приклепывают пустотелыми заклепками. Допускается применение заклепок из медных или латунных трубок соответствующих раз­меров по диаметру и длине, а также алюминиевых заклепок. Головки заклепок должны утопать в накладках на 1—1,5 мм. Допустимое утопание головок заклепок 0,25 мм. Накладки должны плотно прилегать к ведомым дискам. Не плотность прилегания и не­ровность наружной поверхности накладки не должны превышать 0,3 мм.

Накладки ведомых дисков муфт сцепления можно приклеивать к дискам клеем БФ-2 или склеивающими составами на основе эпоксидных смол.

Ведущие диски. При износе или задирах рабочих поверхностей ведущие диски прота­чивают и шлифуют до выведения следов износа. Допускаются риски на рабочих поверхно­стях глубиной не более 0,2 мм. Шероховатость рабочих поверхностей должна соответство­вать 7-му классу.

При износе поверхности паза или отверстия под ведущие пальцы отпиливают, а от­верстия рассверливают под ремонтный размер ведущих пальцев. Поверхность стенок паза или отверстия должна быть чистой, без раковин. Шероховатость обработанной поверхности должна соответствовать 4-му классу.

Вмятины на ведущих дисках выправляют под прессом в холодном состоянии.

Вал муфты сцепления. При износе поверхности вала подшипника изношенную поверх­ность наплавляют и шлифуют под номинальный размер. Шероховатость поверхности долж­на соответствовать 7-му классу.

Приспособление для разборки и сборки муфты сцепления:

А-Установка приспособления; б-общий вид приспособления;1-плита;2- трех­гранная шайба; 3-Распорная втулка; 4 — винт; 5-Гайка; 6-Деревянная под­ставка.

Ступица ведомых дисков. При торцевом биении фланца ступицы его протачивают на токарном станке до устранения следов износа и биения. Биение торца относительно поверх­ности шлицев должно быть не более 0,15 мм на крайних точках.

Отжимной рычаг. При износе кулачка отжимного рычага его наплавляют и шлифуют под нормальный размер.

В случае износа отверстия отжимного рычага под палец и поверхности корпуса под­шипника под корпус муфты выключения и под подшипник их восстанавливают постановкой ремонтных втулок

Основные неисправности механизма управлением трактора

Детали механизма управления трактором при эксплуатации испытывают значитель­ные нагрузки и подвергаются износу, изгибу, скручиванию, скалыванию, в них возни­кают трещины.

Изнашиваются подшипники и их посадочные места, зацепления шестерен, реек, червяков и роликов, шлицевые и шарнирные соединения, валы со втулками и т. д.

Изгибу подвергаются рулевые колонки, валы рулевого управления, поворотные рычаги, рулевые сошки; скручиванию - рычаги и валы рулевого управления; скалы­ванию-зубья шестерен, червяков, роликов. Трещины появляются чаще всего в опорах рулевых колонок, рулевых колесах, картерах рулевых управлений, рукоятках рычагов управления.

Для устранения неисправностей механизм управления разбирают на узлы и детали, которые промывают в моечных машинах, дефектуют, ремонтируют отдельные детали, доукомплектовывают новыми деталями вместо выбракованных, собирают и регу­лируют.

Перед разборкой предварительно дефектуют некоторые детали, величину износа кото­рых трудно определить после разборки.

Например, перед разборкой рулевого управления тракторов МТЗ-5МС, МТЗ-5ЛС, ЮМЗ-6М, ЮМЗ-6Л проверяют величину износа ролика и червяка, роликоподшипников червяка, утопание шлицевой части вала сошки в сошке рулевого управления.

Для определения величины износа червяка рулевого механизма трактора МТЗ-5ЛС необходимо установить ролик в среднее положение. Отвернув гайку 18 (рис) регули­ровочного винта 14 И сняв стопорную шайбу, завертывают регулировочный винт до закли­нивания червяка (вал 2 Не должен проворачиваться). Если бурт вала рулевой сошки 1 Упирается во втулку боковой крышки картера рулевого управления, а червяк 10 Не закли­нивает, следовательно, ролик 15 И червяк изношены свыше допустимого и подлежат выбра­ковке.

Для определения величины износа конических роликоподшипников 9 необходимо замерить осевой разбег вала рулевого управления и толщину регулировочных прокла­док 17. По разности размеров комплекта прокладок и осевого разбега вала рулевого управления судят о величине износа роликоподшипников. Если червяк на валу имеет осевой разбег, вносят поправку на величину этого разбега.

1-рулевая сошка; 2-вал рулевой сошки;3 — крышка, 4-картер;5-рулевое колесо; б — рулевое колесо; 7 — вал; Ремонт муфт сцепления, рулевого управления и тормозов трактора - 5.0 out of 5 based on 3 votes

Пробуксовка оцепления или неполное выключение передач ведут к усиленному износу и поломкам деталей сцепления, деталей коробки передач, заднего моста и переднего ведущею моста трактора МТЗ-80, МТЗ-82. Техническое состояние сцепления можно определить по ряду признаков,
характеризующих ту или иную неисправность.

Появление ненормального шума и стука, затрудненное включение передач, пробуксовка сцепления, особенно при увеличении тягового усилия, не устраняемые регулировкой привода сцепления, указывают на износ или разрушение деталей сцепления.

Повышенный шум или свист при нажатии на педаль сцепления указывают на разрушение упорного подшипника выключения. При неправильной регулировке привода сцепления тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, что характеризуется отсутствием зазора между упорным подшипником и нажимными
рычагами, подшипник постоянно вращается.

Это приводит к перегреву подшипника, вытеканию смазки и, в конечном счете, к разрушению подшипника. В большинстве случаев заклинивание неисправного подшипника сопровождается обгоранием концов нажимных рычагов.

Неправильная регулировка привода, ослабление усилия пружин нажимного диска могут привести к пробуксовке сцепления, снижению тягового усилия трактора, уменьшению частоты вращения вала отбора мощности.

В процессе эксплуатации трактора МТЗ-80, МТЗ-82 ведомые диски сцепления коробятся, накладки изнашиваются, головки заклепок наносят значительные кольцевые риски на поверхности нажимного диска. Вследствие повышенного местного нагрева на рабочей поверхности нажимного диска
могут появиться цвета побежалости и трещины.

Пробуксовка сцепления может быть следствием попадания масла на поверхности дисков из-за утечек через уплотнения коленчатого вала дизеля или валов коробки передач.

При толщине ведомого диска менее допустимого размера заменяют либо фрикционные накладки новыми, либо диск в сборе. Затрудненное включение передач может вызываться заеданием шлицев ступицы на шлицах вала сцепления вследствие их ступенчатого износа.

При разборке сцепления одновременно с устранением выявленной неисправности проводят техническую экспертизу деталей с целью замены их новыми или отремонтированными.

Перед снятием сцепления МТЗ-80, МТЗ-82 для ремонта в маховик заворачивают специальные технологические болты, обеспечивая предварительное сжатие нажимных пружин (рис.1), и отворачивают болты крепления опорного диска, а затем технологические болты.

Перед разборкой сцепления на кожух и нажимные диски наносят мешки, стремясь обеспечить при сборке правильное взаимное расположение деталей и сохранить первоначальную балансировку сцепления. Сцепление разбирают, используя специальное приспособление.


Рис. 1. Снятие муфты сцепления МТЗ-80, МТЗ-82 для ремонта

1 — муфта сцепления; 2 — технологический болт; 3 — болт крепления опорного диска

Допустимые значения контролируемых параметров сцепления МТЗ-80, МТЗ-82, мм

Толщина ведомого диска - 8,0

Коробление ведомого диска - 0,6

Толщина нажимного диска - 21,0

Толщина шлицев вала - 3,5

Высота кулачка отжимного рычага - 10,9

После замены фрикционных накладок утопание головок заклепок должно быть не менее 2,0 мм. Накладки должны плотно прилегать к диску; допускаются неплотности до 0,1 мм, а также радиальные трещины накладок около заклепок без выхода их на край или в другое отверстие под заклепку.

Если толщина ведомого диска сцепления трактора МТЗ-80, МТЗ-82 не меньше допустимого значения, но головки заклепок утопают ниже плоскости накладки на 0,1 мм и менее, то обе фрикционные накладки заменяют.

Осматривают состояние нажимного диска. На его опорной плоскости не допускаются кольцевые риски глубиной более 0,2 мм, следы прожогов и сетки растрескивания более 40% всей поверхности. Рабочую поверхность нажимного диска исправляют шлифованием или протачиванием до выведения
следов износа и тщательно зачищают мелкой наждачной бумагой.

После ремонта сцепление МТЗ-80, МТЗ-82 собирают с помощью приспособления. Сжимают пружины нажимного диска и вворачивают технологические болты для фиксации этого положения.

Во внутреннюю обойму подшипника маховика устанавливают технологический вал, необходимый для правильной взаимной установки шлицевых ступиц ведомых дисков и обеспечения их соосности с маховиком. Выворачивают технологические болты из кожуха и вынимают технологический шлицевый вал.


Рис. 2. Регулировка сцепления и тормозка МТЗ-80, МТЗ-82

1 — упорный подшипник; 2 — отжимной рычаг; 3 — рычаг педали; 4, 8 — кронштейны; 5 — тяга тормозка; 6 — вилка; 7 — упорный болт; 9 — тяга; 10 — болт крепления кронштейна

Свободный ход педали (положение отводки) сцепления МТЗ-80, МТЗ-82 (рис. 2) регулируют вращением тяги 9. В отпущенном состоянии рычаг 3 педали должен упираться в пол кабины. Если он не упирается, постепенно выворачивают из кронштейна 8 упорный болт 7. Когда такой регулировки
недостаточно, ослабляют болт 10 крепления кронштейна и поворачивают кронштейн в сторону пружины (по часовой стрелке).

При правильной регулировке механизма выключения сцепления и соблюдении размера 12± 0,5 мм зазор между выступами рычагов 2 и упорным подшипником 1 должен быть 3±0,5 мм.

Регулировку отводки тормозка сцепления трактора МТЗ-80, МТЗ-82 проводят в два этапа (см. рис. 2). Первый этап: отсоединяют тягу 5 от кронштейна 4, поворачивают кронштейн 4 вправо (против часовой стрелки) до упора; вращая вилку 6, увеличивают длину тяги 5 до свободного
соединения вилки 6 и кронштейна 4.

Второй этап: вращают вилку 6 до тех пор, пока суммарная длина тяги 5 не уменьшится на 7 мм; в таком положении соединяют вилку с кронштейном. После регулировки вилку закрепляют контргайкой.

Большинство неисправностей механизмов переключения понижающего редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82 связано с возникновением следующих основных дефектов: самопроизвольным выключением и тугим переключением передач, появлением шумов и стуков.

Самопроизвольно передачи выключаются при износе и сколе зубьев шестерен и зубчатых муфт, износе фиксаторов и углублений под них на валиках механизма переключения передач, потере упругости пружин фиксаторов, износе поверхностей трения вилок переключения, кулисы, кольцевых пазов скользящих шестерен и зубчатых муфт.

Тугое переключение передач и их включение со скрежетом происходят (наряду с неполным выключением сцепления) при нарушении регулировки тормозка, неправильной работе механизма блокировки.

Повышенные шумы и стуки в коробке передач появляются из-за износа подшипников валов, посадочных мест подшипников в корпусе, нарушения соосности валов, недостаточного количества масла в картере коробки, трещин и изломов деталей.

Отмеченные неисправности возникают не только из-за усталостного износа механизмов, но и неправильной эксплуатации, несоблюдения технических условий при ремонте сцепления МТЗ-80, МТЗ-82.

Так, повышенный износ подшипников и зубьев шестерен по толщине может вызываться наличием абразивных частиц в масле, заливаемом в картер коробки передач, или попаданием таких частиц в смазку через неплотности. Сколы и разрушения зубьев шестерен со стороны включения появляются
из-за неточной регулировки сцепления, неправильного переключения передач, нарушения регулировки тормозка вала сцепления.

Усталостное выкрашивание зубьев шестерен значительно убыстряется при неправильном зацеплении пар шестерен, неполном их включении, неточной регулировке зацепления конических пар. В процессе эксплуатации ряд неисправностей можно устранить непосредственно на тракторе.

Если при работе трактора МТЗ-80, МТЗ-82 слышен скрежет шестерен, возникающий при переключении передач, то это свидетельствует о неправильной регулировке механизма управления сцеплением и износе его дисков, об износе фрикционных дисков и тормозка, об износе поверхностей
в месте сопряжения вилки и цапфы отводки тормозка (рис. 3).



Рис.3. Сцепление и понижающий редуктор трактора МТЗ-80, МТЗ-82


а - общий вид; б — взаимное расположение деталей; 1 — демпфер; 2 — ведомый диск; 3 — нажимной диск; 4 — опорный диск; 5 — отжимной рычаг; 6 — упорный подшипник; 7 — отводка; 8 — кронштейн отводки; 9, 15, 16, 26, 39, 40, 54, 58, 62 — кольца; 10 — манжета; 11 — маслоотражательная шайба; 12, 14, 18, 27, 29, 38, 56, 61 — подшипники; 13 — упорная втулка; 17 — промежуточная шестерня; 19 — ось шестерни; 20 — фиксирующий винт; 21 — корпус сцепления; 22, 50, 63 — прокладки; 23, 24 — крышки; 25 — вал привода ВОМ; 28 — упорная шайба; 30 — кронштейн отводки тормозка; 31 — вилка включения; 32 — отводка тормозка; 33 — диск тормозка с накладкой; 34 — муфта зубчатая; 35 — вал сцепления; 36 — шестерня; 37 — опорная крышка; 41, 44 — рычаги; 42 — вал вилок сцепления; 43 — тяга тормозка; 45 — вал вилок включения; 46 — крышка сцепления; 47 — вилка переключения ступеней ВОМ; 48 — вал переключения ступеней ВОМ; 49 — нижняя крышка; 51 — игольчатый подшипник; 52 — вал привода ВОМ; 53 — муфта; 55 — шестерня привода ВОМ (II ступень); 57, 60 — распорные шайбы; 59 — шестерня привода ВОМ (I ступень); 64 — крышка подшипника

В ходе эксплуатации трактора МТЗ-80, МТЗ-82 могут возникнуть другие отказы и неисправности механизмов переключения передач. Для их устранения снимают корпус сцепления и разбирают в последовательности, показанной на рис. 4-8.

Большой свободный ход рычага переключения ступеней понижающего редуктора указывает на износ вилки переключения и паза зубчатой муфты.

Для проверки износа отсоединяют вилку, вставляют в паз зубчатой муфты и измеряют зазор. Если зазор превышает 3 мм, то муфту и вилку заменяют. Чтобы заменить зубчатую муфту, раскатывают остов и отсоединяют корпус сцепления от коробки передач.


Рис. 4. Выпрессовка вала сцепления и снятие ведущего диска тормозка МТЗ-80, МТЗ-82

1 — технологический болт; 2 — вал сцепления


Рис. 5. Снятие упорного подшипника, отводки, вилок включения и вала вилок сцепления МТЗ-80, МТЗ-82

1 — отводка;2 — вилка; 3 — вал вилок сцепления


Рис.6. Снятие нижней крышки в сборе с вилкой переключения ступеней привода ВОМ МТЗ-80, МТЗ-82

1 — крышка; 2 — болт


Рис. 7. Снятие крышки ведомого вала привода ВОМ МТЗ-80, МТЗ-82

1 — крышка; 2 — болт

Рис. 8. Снятие стопорного кольца шестерен I и II ступеней привода BOM МТЗ-80, МТЗ-82

Разборка и ремонт сцепления и понижающего редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Какие характерные симптомы проявляются при проблемах со сцеплением трактора? Во-первых, стоит обратить внимание на незнакомые стуки и шумы. Само-собой непростое включение передач подскажет, что появились проблема со сцеплением. Ну а такое дело, как пробуксовка сцепления, да еще при увеличении тягового усилия, не убираемые регулировкой привода сцепления явно указывает на выход из строя деталей сцепления.

Еще один симптом по этой теме - возросший шум либо свист при выжимании сцепления говорят нам, что произошло разрушение опорного подшипника выключения.

Если регулировка привода сцепления произведена неграмотно, без зазора между опорным подшипником и нажимными рычагами, подшипник постоянно крутится. Затем он перегревается, смазка вытекает и он ломается. Очень часто заклинивание сломанного подшипника идет в паре с обгоранием концов нажимных рычагов.

Ослабление прижима пружин нажимного диска приводят к пробуксовке сцепления, уменьшению тяги трактора, снижению частоты вращения ВОМ.

При работе на тракторе ведомые диски сцепления корежатся, накладки стачиваются, а заклепки расцарапывают поверхности нажимного диска. Из-за увеличенного местного нагрева на рабочей поверхности нажимного диска возникают окисные пленки радужных оттенков и трещины.

Иной раз, пробуксовка сцепления бывает так же из-за затекания масла на поверхность дисков через уплотнения коленвала двигателя или валов коробки передач.

Если толщина ведомого диска не соответствует по минимальным размерам, фрикционные накладки меняют на новые, либо кардинально и проще заменить диск в сборе. Проблемное переключение передач может быть из-за подклинивания шлицев ступицы на шлицах вала сцепления по причине их неравномерного износа.

Напоминаем, что при проведении работ по разборке сцепления параллельно с ликвидацией обнаруженной неисправности диагностируют детали на предмет их замены на новые.

До снятия сцепления необходимо в маховик закрутить технологические болты, тем самым гарантируя начальное сжатие нажимных пружин (см. рис. 2.5.1). Далее выкручивают болты крепления опорного диска, а затем технологические болты.

До начала разборки сцепления на корпус и нажимные диски маркером или обычной краской наносят метки, для того, чтобы при сборке максимально точно сохранить взаимное расположение деталей. Тем самым первоначальная балансировка сцепления будет восстановлена. Для разборки сцепления применяют специальный инструмент (рис. 2.5.2).

Рис. 2.5.1. Как снять муфту сцепления трактора МТЗ:
1 — муфта сцепления;
2 — технологический болт;
3 — болт крепления опорного диска

Рис. 2.5.2. Как разобрать опорный и нажимной диск трактора МТЗ:
1 — двухлапчатый съемник;
2 — опорный диск;
3 — технологический болт

Допустимые значения контролируемых данных сцепления двигателя Д-240, мм

Толщина ведомого диска 8,0
Коробление ведомого диска 0,6
Толщина нажимного диска 21,0
Толщина шлицев вала 3,5
Высота кулачка отжимного рычага 10,9

Если вы заменили фрикционные накладки, проверьте, головки заклепок должны утопать не менее 2,0 мм. Накладки, разумеется, плотно прилегают к диску. Небольшой зазор до 0,1 мм не критичен и радиальные трещины накладок в районе заклепок не выходя на край или в другое отверстие под заклепку.

При толщине ведомого диска не меньше разрешенного показателя, и если головки заклепок проседают ниже плоскости накладки на 0,1 мм или еще меньше, в таком случае эти фрикционные накладки заменяют вместе.

Далее диагностируют нажимной диск. Его опорная плоскость не должна иметь кольцевые риски глубиной более 0,2 мм, а так же отметки от прожога и следов растрескивания более 40% всей поверхности. Рабочую плоскость нажимного диска вышлифовывают или протачиванием до сведения на нет следов износа. Затем аккуратно зачищают мелкой наждачной бумагой до готового состояния.

Сцепление собирают специальным инструментом (см. рис. 2.5.2). Предварительно, как отмечалось выше, вкручивают технологические болты для сжатия пружины нажимного диска и фиксации в этом положении. Во внутреннюю часть подшипника маховика помещают специальный вал (рис. 2.5.3), который требуется для выверенной установки шлицевых ступиц ведомых дисков и гарантирования их соосности с маховиком.

Затем выкручивают технологические болты из корпуса и извлекают технологический шлицевый вал.


Рис. 2.5.4. Регулировка сцепления и тормозка трактора МТЗ:
1 — опорный подшипник; 2 — отжимной рычаг; 3 — рычаг педали; 4, 8 — кронштейны; 5 — тяга тормозка; 6 — вилка; 7 — упорный болт; 9 — тяга; 10 — болт крепления кронштейна

Рис. 2.5.3. Центровка ведомого диска трактора МТЗ:
1 — технологический вал;
2 — опорный диск

Рис. 2.5.5. Регулировка отжимных рычагов сцепления трактора МТЗ:
1 — отжимной рычаг;
2 — технологический вал

Свободный ход педали сцепления (рис. 2.5.4) настраивают вращая тягу 9. В отпущенном положении рычаг 3 педали упирается в пол кабины. Если этого не происходит, плавно выкручивают из кронштейна 8 упорный болт 7. Если и этого недостаточно, отпускают болт 10 фиксации кронштейна и крутят кронштейн к пружине(по часовой стрелке).

Если вы все сделали верно при регулировке механизма выключения сцепления и соблюдении размера 12±0,5 мм зазор между выступами рычагов 2 и опорным подшипником 1 должен быть 3±0,5 мм (как отрегулировать отжимные рычаги сцепления показан на рис. 2.5.5).

Настройку отводки тормозка осуществляют следующим образом (см. рис. 2.5.4). Вначале отделяют тягу 5 от кронштейна 4, прокручивают кронштейн 4 вправо (против часовой стрелки) до отказа; поворачивая вилку 6, добиваются увеличения тяги 5 до легкого соединения вилки 6 и кронштейна 4. Далее, поворачивают вилку 6 до того момента, пока общая длина тяги 5 не уменьшится на 7 мм. В получившемся состоянии стыкуют вилку с кронштейном. По результатам настройки вилку фиксируют контргайкой.

Чаще всего поломка механизмов переключения понижающего редуктора появляется из-за самопроизвольного выключения и тяжелого переключением передач, возникновения шумов и стуков.

Беспричинно передачи выключаются при выработке и сколе зубьев шестерен и зубчатых муфт, поломке фиксаторов и выемок под них на валиках механизма переключения передач. Бывает, что теряется упругость пружин фиксаторов, изнашивается плоскость трения вилок переключения, кулисы, кольцевых пазов скользящих шестерен и зубчатых муфт.

Тяжелое включение передач, скрежет вызваны (наряду с неполным выключением сцепления) нарушением регулировки тормозка, неверной работой механизма блокировки.

Громкие шумы и стуки в коробке передач возникают в следствии следующих основных причин: из-за выходя из строя подшипников валов, выработке посадочных мест подшипников в корпусе, при изменении соосности валов, малого объема масла в картере коробки, трещин и поломок деталей.

Приведенные выше поломки появляются не только из-за обычного износа механизмов, но и при неверной эксплуатации трактора, игнорирования технических условий при починке трактора.

Например, преждевременный износ подшипников и зубьев шестерен по толщине может образоваться из присутствия абразивных частиц в масле, которое заливают в картер коробки передач. Они могут проникнуть в смазку и через неплотности. Поломки зубьев шестерен со стороны включения возникают из-за ошибочной регулировки сцепления, неверного переключения передач и неточной юстировки тормозка вала сцепления. Поломка зубьев шестерен из-за усталости металла ускоряется при некорректном вхождении пар шестерен, недостаточном их включении, нечеткой настройке зацепления конических пар. При работе на тракторе кучу неисправностей вполне можно ликвидировать непосредственно на нем.

Если при работе трактора слышен

Скрежет шестерен, появляющийся при переключении передач, подсказывает нам неправильную регулировку механизма управления сцеплением и выходу из строя его дисков. Еще возможен износ фрикционных дисков и тормозка, износ покрытий в месте сочленения вилки и цапфы отводки тормозка (рис. 2.5.6).




Рис. 2.5.6. Сцепление и понижающий редуктор трактора МТЗ:
а - общий вид; б — взаимное расположение деталей;
1 — демпфер; 2 — ведомый диск; 3 — нажимной диск; 4 — опорный диск; 5 — отжимной рычаг; 6 — опорный подшипник; 7 — отводка; 8 — кронштейн отводки; 9, 15, 16, 26, 39, 40, 54, 58, 62 — кольца; 10 — манжета; 11 — маслоотражательная шайба; 12, 14, 18, 27, 29, 38, 56, 61 — подшипники; 13 — упорная втулка; 17 — промежуточная шестерня; 19 — ось шестерни; 20 — фиксирующий винт; 21 — корпус сцепления; 22, 50, 63 — прокладки; 23, 24 — крышки; 25 — вал привода ВОМ; 28 — упорная шайба; 30 — кронштейн отводки тормозка; 31 — вилка включения; 32 — отводка тормозка; 33 — диск тормозка с накладкой; 34 — муфта зубчатая; 35 — вал сцепления; 36 — шестерня; 37 — опорная крышка; 41, 44 — рычаги; 42 — вал вилок сцепления; 43 — тяга тормозка; 45 — вал вилок включения; 46 — крышка сцепления; 47 — вилка переключения ступеней ВОМ; 48 — вал переключения ступеней ВОМ; 49 — нижняя крышка; 51 — игольчатый подшипник; 52 — вал привода ВОМ; 53 — муфта; 55 — шестерня привода ВОМ (II ступень); 57, 60 — распорные шайбы; 59 — шестерня привода ВОМ (I ступень); 64 — крышка подшипника

При работе трактора вполне вероятно возникновение других поломок и отказов механизмов переключения передач. Чтобы их ликвидировать снимают корпус сцепления и разбирают в том порядке, как на рис. 2.5.11—2.5.28.

Увеличившийся свободный ход рычага переключения ступеней понижающего редуктора объясняется износом вилки переключения и паза зубчатой муфты.

Чтобы проверить эту догадку, откидывают вилку, просовывают в паз зубчатой муфты и определяют зазор. При зазоре более 3 мм, муфта и вилка подлежит замене. Для замены зубчатой муфты, раскатывают остов и разделяют корпус сцепления от коробки передач.

Рис. 2.5.7. Как снять механизм управления понижающим редуктором и зубчатой муфтой трактора МТЗ:
1 — механизм управления;
2 — вал сцепления

Рис. 2.5.8. Выпрессовка вала сцепления и снятие ведущего диска тормозка трактора МТЗ:
1 — технологический болт;
2 — вал сцепления

Рис. 2.5.9. Как снять опорный подшипник, отводки, вилки включения и вал вилок сцепления трактора МТЗ:
1 — отводка;
2 — вилка;
3 — вал вилок сцепления

Рис. 2.5.10. Снятие отводки тормозка трактора МТЗ:
1 — отводка тормозка;
2 — вилка включения;
3 — вал вилок включения

Рис. 2.5.11. Снятие стопорного кольца подшипника вала сцепления трактора МТЗ:
1 — стопорное кольцо;
2 — вал сцепления;
3 — опорная крышка

Рис. 2.5.12. Спрессовка опорной крышки с вала сцепления трактора МТЗ:
1 — опорная крышка;
2 — вал сцепления;
3 — съемник

Рис. 2.5,13. Снятие промежуточной шестерни привода гидронасоса трактора МТЗ:
1 — промежуточная шестерня;
2 — стопорный винт

Рис. 2.5.14. Выпрессовка подшипника из промежуточной шестерни привода гидронасоса трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — наставка;
3 — шестерня

Рис. 2.5.15. Спрессовка кронштейна отводки тормозка трактора МТЗ:
1 — кронштейн отводки тормозка;
2 — технологический болт;
3 — болт

Рис. 2.5.16. Выпрессовка подшипника из кронштейна отводки тормозка трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — кронштейн;
3 — цанга;
4 — инерционный съемник

Рис. 2.5.17. Спрессовка кронштейна отводки трактора МТЗ:
1 — кронштейн отводки;
2 — технологический болт

Рис. 2.5.18. Выпрессовка подшипника ведущего вала привода ВОМ из кронштейна отводки трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — кронштейн отводки;
3 — съемник

Рис. 2.5.19. Снятие нижней крышки в сборе с вилкой переключения ступеней привода ВОМ трактора МТЗ:
1 — крышка;
2 — болт

Рис. 2.5.20. Снятие крышки ведомого вала привода ВОМ трактора МТЗ:
1 — крышка;
2 — болт

Рис. 2.5.21. Отворачивание болта крепления ведомого вала привода BOM трактора МТЗ:
1 — болт крепления

Рис. 2.5.22. Выпрессовка ведомого вала привада ВОМ, снятие шестерен I и II ступеней, снятие соединительной муфты трактора МТЗ:
1 — наставка;
2 — корпус сцепления

Рис. 2.5.23. Выпрессовка подшипника из корпуса сцепления трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — корпус сцепления;
3 — инерционный съемник

Рис. 2.5.24. Снятие стопорного кольца шестерен I и II ступеней привода BOM трактора МТЗ:
1 — шестерня II ступени;
2 — шестерня I ступени;
3 — стопорное кольцо

Рис. 2.5.25. Распрессовка шестерен I и II ступеней привода BOM трактора МТЗ:
1 — шестерня I ступени;
2 — шестерня II ступени;
3 — съемник

Рис. 2.5.26. Спрессовка подшипника с шестерни I ступени привода BOM трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — шестерня I ступени;
3 — съемник

Рис. 2.5.27. Выпрессовка игольчатого подшипника ведомого вала привода ВОМ трактора МТЗ:
1 — игольчатый подшипник;
2 — корпус сцепления;
3 — инерционный съемник

Рис. 2.5.28. Выпрессовка подшипника из ведомой шестерни II ступени привода ВОМ трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — шестерня II ступени;
3 — цанга;
4 — инерционный съемник

Читайте также: