Религия в мексике кратко

Обновлено: 05.07.2024

Как у нас с религией наслышаны даже те, кто этим никогда не хотел интересоваться, а как с этим самым религиозным вопросом обстоит дело в далекой и чужой Мексике?

Небольшое историческое отступление, приплывшие завоевывать Мексику конкистадоры не отличались особо добрым нравом и по своей жестокости не уступали самим ацтекам, майя, цельтали и другим народам Мексики. Людей пытали и убивали за отказ принять христианство. И местные были чрезвычайно упрямы, истребление семей, деревень не давало ожидаемого результата. Тогда католическая церковь пошла по другому пути, пути “смешения”. Обычаи и традиции не заимствовались из язычества, но людям показывали некие аналогии в христианстве. Например, языческим богам подбиралось аналоги христианских святых.

Медленно, под действием страха, христианство начало приживаться. Важным этапом становления христианства в Мексике было явление Девы Марии Гваделупской. Считается, что в 1531 году святая Дева Мария Гваделупская явилась местному жителю четыре раза с просьбой построить на холме Тепейак храм. И конечно же этот холм - заросший травой, разрушенный пару десятков лет храм языческой богини Tonantzin (Тонансин) матери земли. Таким образом, на месте разрушенного языческого храма появился храм католический, место молитв не изменилось.

Повсеместно уничтожались пирамиды и на их месте строились католические храмы, а когда разрушение было слишком затратно или требовало много времени - храмы строили на верхушках пирамид. Также при строительстве жилых, общественных домов, дворцов, публичных учреждений конкистадоры закладывали в фундамент (или в стены под первым этажом) головы статуй языческих богов из разрушенных ацтекских пирамид.

Все это делалось с одной целью - показать, что языческие боги бессильны перед волей всемогущих завоевателей за спинами которых католическая церковь.

Церковь в городе Пуэбла построен на вершине пирамиды Чолула. Пирамида была таких размеров, что конкистадоры решили ее не уничтожать, а построили церковь на вершине самой пирамиды. В настоящее время этот храмовый комплекс практически полностью покрыт землёй, т.к.на археологические раскопки нет денег.

Церковь в городе Пуэбла построен на вершине пирамиды Чолула. Пирамида была таких размеров, что конкистадоры решили ее не уничтожать, а построили церковь на вершине самой пирамиды. В настоящее время этот храмовый комплекс практически полностью покрыт землёй, т.к.на археологические раскопки нет денег.

И со всем этим дело пошло, и пошло быстро. Буквально за 100-200 лет конкистадоры истребили целые народы, уничтожили практически все пирамиды. Именно поэтому к настоящему времени сохранилось так мало пирамид и практически все они сохранились по признаку “скрыто от чужих глаз”, т.е.за пределами городов, в джунглях или в горах.

В настоящее время католичество - основная религия страны для 95% населения. Церковь конституционально отделена от государства и не вмешивается в государственные дела (да, так бывает). Например, Конституция запрещает священникам (представителя любых религиозных общин) заниматься педагогической деятельностью. А до 1992 года у священников и монахов вообще не было избирательных прав.

Мнение церкви и верующих есть, учитывается, но не в ущерб государственным и общественным интересам. Здесь разрешены однополые браки и аборты (последнее - фактически только в некоторых штатах, такой вот компромисс).

По моим личным впечатлениям, конкистадоры в своё время постарались так, что до сих пор слышны отголоски того времени. Среди моих знакомых от 18 до 30 абсолютно все верующие, больше половины ходит в церковь раз в неделю, процентов 30 - более одного раза. А люди старше 30, практически все ходят в церковь минимум один раз в неделю. Я не могу представить такое в России. В каждом дому есть иконка Девы Гваделупской или даже алтарь.

Мексиканец не построит свой дом без подобного встроенного в стену алтаря Деве Гваделупской. Знакомый английский архитектор рассказывал, что ему пришлось добавить такие алтари в свои проэкты - мексиканцы отказывались принимать проектные работы без внесённого туда алтаря. Так же такие алтари будут и в парках, и в некоторых офисных зданиях (не небоскребы).

Мексиканец не построит свой дом без подобного встроенного в стену алтаря Деве Гваделупской. Знакомый английский архитектор рассказывал, что ему пришлось добавить такие алтари в свои проэкты - мексиканцы отказывались принимать проектные работы без внесённого туда алтаря. Так же такие алтари будут и в парках, и в некоторых офисных зданиях (не небоскребы).

И вся эта поголовная религиозность - без массовой и медийной истерии, все прилично, адекватно и дружелюбно. Никто ни за что активно не агитирует, ни на улицах, ни при знакомстве.

Если вам понравилось - делитесь с друзьями, ставьте лайк и подписывайтесь!

* Официальная статистика Национального института статистики и географии (INEGI)
* Статистика религиозной жизни в стране Министерства иностранных дел Мексики (SEGOB).
* Статистика религиозных объединений

I. Государственно-правовое регулирование религиозной жизни в Мексике

Свобода вероисповедания в контексте конституционного права

Конституция Мексики гарантирует свободу вероисповедания для своих граждан. В соответствии с Конституцией, мексиканцы могут свободно реализовать свое право на выбор религии, или не исповедовать никаких религиозных взглядов. Статья 24 Конституции Мексики гласит: Каждый может свободно избирать религию по своему усмотрению, и участвовать в церемониях, посвящениях или актах соответствующего культа, если они не являются нарушением или преступлением, преследуемым по закону.

Мексика имеет очень сильные антиклерикальные традиции - свобода вероисповедания как гражданское право мексиканцев было сформировано в контексте двухвековой борьбы с историческим доминированием католической церкви в общественной и государственной жизни страны. В результате этой борьбы, католическая церковь в Мексике во многом потеряла свои когда-то бывшие нерушимыми позиции – по Конституции Мексики, церковь отделена от государства вот уже более полутора веков, а сама Мексика уже является многоконфессиональным государством.

La Guerra Cristera

), в результате чего в Конституцию Мексики были внесены суровые поправки, еще больше ограничивающие права римско-католической церкви и духовенства. В школах было запрещено преподавать религиозные основы, учителя преподающие основы религиозных доктрин наказывались, церкви закрывались, священники подвергались репрессиям. Статья 130 революционной Конституции подтвердила ранее существующее разделение церкви и государства: ни члены духовенства, ни сама церковь не считались юридическим лицом, не существовали как субъект государственного права, и соответственно, не могли иметь собственность. Священники (каковыми могли быть только мексиканцы по рождению) не имели право голоса, а церковь целиком подчинялась светским законам, установленным государством. Долгое время государство делало вид, что ни религии, ни церкви в Мексике не существует – по окончании Кристиады, в сороковых годах правительство приостановило проведение в жизнь кардинальных антицерковных законов. Здания католической церкви принадлежали государству, а альтернативные религиозные группы (протестанты, иудеи) находились в ничтожном меньшинстве, и их жизнь никак не регулировались государственными постановлениями, и не учитывалось ни в какой государственной статистике.

Период кардинального противостояния между церковью и государством завершился лишь к 1992 году, когда во время президентства Карлоса Салинаса де Гортари правительством Мексики были приняты несколько новых конституционных законов. В Мексике был принят судьбоносный Закон о религиозных объединениях и общественных отправлениях культа (Ley de asociaciones religiosas y culto publico, publicada en el Diario Oficial de

el 15 de julio de 1992).

Соответственно, в том же году была затронута и священная 130-я статья Конституции Мексики, определяющую разделение церкви и государства - церковь, служители культа и религиозные объединения вернули себе юридический статус: при условии регистрации в соответствующих государственных органах церковь возвращала себе статус юридического лица и соответственно, титул на собственность (недвижимость), а священники и/или служители культа, если они являются гражданами Мексики, впервые в истории Мексики получали право голоса.

Со своей стороны, согласно новому закону, государство официально обязалось не вмешиваться во внутренние дела церкви или религиозного объединения. Тем не менее, статья 130 Конституция по-прежнему четко определяет примат общественного права - светское законодательство является основной регулирующей силой в Мексике: все административные акты имеют юридическую силу только при отправлении в государственных органах и только соответствующими уполномоченными государством лицами (это относится, в первую очередь, к бракосочетанию как акту гражданского состояния). Как и прежде, духовенству запрещено заниматься общественной деятельностью, поддерживать политические партии, выражать свои политические взгляды, поддерживать кандидатов от политических партий или противостоять законам и установлениям государства. Служители культа могут участвовать в работе таких общественных учреждений как больницы или тюрьмы – основной закон страны напрямую не запрещает подобное участие духовенства в общественной жизни, но и не поддерживает его никаким соответствующим законодательством. Служители культа теперь могут голосовать, но не имеют права быть избранными на высшие государственные посты. Религиозные группы не могут обладать или управлять телевизионными станциями на государственных частотах. Тем не менее, в Мексике существует канал кабельного телевидения, по которому католическая церковь осуществляет вещание на национальном уровне. Обычно, для трансляции программ религиозного содержания на государственных частотах, необходимо заручиться разрешением от государственных органов, и как правило, это разрешение выдается в обычном порядке. Согласно статистике, с июня 2003 по май 2004 года, государственными органами было выдано разрешение на трансляцию 11,116 передач религиозного содержания.

В связи с принятием закона 1992 года, мексиканское правительство установило дипломатические отношения со Святым Престолом (весьма натянутые еще со времен Второй мексиканской империи, когда в 1865 г . возмущенный церковными реформами императора Максимилиана, папский нунций покинул Мексику). Католическая церковь вновь обрела свой юридический статус, и по закону 1992 года были сняты практически все ограничения, когда-то наложенные на нее, особенно в части юридических прав на собственность. Закон 1992 года разрушил дипломатические и политические барьеры, которые долгие годы существовали между Мексикой и Святым престолом, в связи с чем папа Иоанн-Павел Второй смог впервые посетить Мексику в качестве Главы государства Ватикан в 1999 году.

Однако, процесс возрождения религии коснулся не только католической церкви. Вместе с католической церковью, права получили и другие, уже имеющиеся в Мексике церкви и религиозные ассоциации. По закону 1992 года, при официальной регистрации любое религиозное объединение получает ограниченное право на собственность (недвижимость). Для строительства нового культового сооружения (или для перепрофилирования существующего здания для культовых целей), религиозное объединение обязано подать заявку в государственные органы. Любое культовое сооружение, построенное после 1992 года, является собственностью построившего его религиозного объединения. Культовые здания построенные до 1992 года, рассматриваются как национальное достояние – их собственником является государство, и они освобождены от налогов.

В августе 2001 года в Конституцию Мексики была внесена еще одна поправка, впервые в истории страны официально запрещающая преследования и дискриминацию граждан по религиозному признаку. (Статья 1 Конституции).

Школа в Мексике отделена от государства, и преподавание религиозных основ в государственных школах запрещено, что не мешает, однако, религиозным ассоциациям иметь свои частные школы. Частное религиозное образование на дому не поддерживается законом, но и не запрещается.

Как правило, на практике конституционное право мексиканцев на свободу вероисповедания охраняется государством: правительственные структуры обычно уважают свободный выбор граждан и их право на религиозные собрания. По Конституции, Конгресс (парламент) Мексики не может одобрить закон, разрешающий или запрещающий ту или иную религиозную конфессию, или дающий преимущество той или иной религии.

В рабочем календаре Мексики за 2009 г . определены восемь праздничных дней, из них один посвящен христианским праздникам – Рождество (25 декабря). Кроме того, некоторые работодатели дополнительно предоставляют своим работникам оплачиваемые выходные в Великий четверг (пасхальная неделя), в День поминовения усопших (2 ноября), праздник Пресвятой Девы Гвадалупской (12 декабря) и Рождественский сочельник (24 декабря).

Административное регулирование деятельности религиозных объединений

По закону, административное управление делами религиозных объединений на территории Мексики возложено на Министерство внутренних дел Мексики (

de Gobernación de México, SEGOB). В правительстве большинства штатов Мексики имеются специальные подразделения – офисы по религиозным делам (oficinas de asuntos religiosos). В штатах Чиапас, Герреро, Нуэво Леон религиозными делами занимаются заместители министра внутренних дел Мексики по религиозным делам (subsecretarios de asuntos religiosos).

Начиная с 2001 года, Министр внутренних дел Мексики (Secretario de Gobernación) является непременным участником диалога между представителями различных религиозных конфессий - как с целью обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, так и с целью урегулирования конфликтов. Представителем Министра в этих диалогах является специальное подразделение внутри структуры МВД Мексики - Генеральное управление по религиозным делам (GDAR), которое также осуществляет административно-государственное управление делами религиозных объединений.

Прямой задачей Генерального управления является гарантия реализации закона о свободе вероисповедания, пропаганда религиозной терпимости и расследование конфликтов на почве религиозной нетерпимости, укрепление связей между религиозными ассоциациями и государством – исключительно в контексте светского характера закона о разделении церкви и государства.

В последнее время, особое внимание Управление уделяет переводу Закона о религиозных ассоциациях на языки коренных народов Мексики (мексиканских индейцев). По сведениям Доклада Госдепартамента США о свободе вероисповедания (U.S. Department of State, Religious Freedom Report 2009), Закон 1992 г . о религиозных объединениях был переведен на одиннадцать индейских языков (включая язык индейцев пурепеча штата Мичоакан), и планируется дальнейший перевод Закона на другие индейские языки Мексики (общим планируемым числом 16).

Закон разрешает религиозным объединениям заниматься неофициальной деятельностью без регистрации, однако чтобы приобрести статус юридического лица, заключать договоры, арендовать землю и покупать недвижимость, религиозное объединение обязано зарегистрироваться в Генеральном управлении по религиозным делам. Как правило, службы и культовые собрания проходят в церквях или специально приспособленных для культовых целей зданиях. Для проведения службы вне лицензированного места собраний, религиозная ассоциация должна заранее уведомить соответствующие инстанции. Как правило, разрешение выдается в рутинном порядке.

В Мексике существует достаточно большой спектр религиозных конфессий и ассоциаций, обеспечивающих мексиканцам широкий выбор вероисповедания. На территории Мексике на постоянной основе работают иностранные миссионеры. У каждой религиозной организации есть своя квота на визы, определяемая на уровне федерального правительства. Начиная с 1995 года по 2004 год, было выдано 49 466 виз для иностранных миссионеров, включая 5 526 виз за период мая месяца 2004 года. К вопросу о работе иностранных миссионеров в Мексике мы вернемся несколько позже.

II. Религиозная демография и статистика

Территория Мексики составляет почти два миллиона квадратных километров, а население (по официальным подсчетам, за 2009 год) составляет около 109 миллионов.

Представление о религиозной демографии в Мексике можно получить на основании трех статистических источников.

1). Официальная статистика в Мексике ведется Национальным институтом статистики и географии (INEGI). Каждые десять лет проводится национальная перепись населения, результаты которой публикуются в открытых отчетах. Несмотря на обилие данных по статистике, до недавнего времени эти данные не использовались в полной мере для воссоздания религиозной картины Мексики.

Перепись 2000 года впервые показала разнообразие религиозной картины Мексики, и на основе структуризации данных позволила провести классификацию религиозных течений. Условно, перепись разделяет все существующие в Мексике церкви на 10 групп:

- Другие христианские церкви

По переписи, примерно 88% мексиканцев определяют себя как католиков. В Мексике насчитывается примерно 11 тысяч католических церквей, 14 тысяч католических священников и монахинь. В структуре католической церкви в Мексике задействованы около 90 тысяч служащих.

Оставшиеся мексиканцы отнесли себя к следующим религиозным группам (в процентном отношении от всей численности населения):

- 1,62% пятидесятники и ново-пятидесятники

- 2, 76% другие протестантские и евангелические течения

- 1,25% Свидетели Иеговы

- 0,58% адвентисты седьмого дня

- 0,25% мормоны (члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней)

- 0,31% другие религиозные течения.

Примерно 3,5% мексиканцев не отнесли себя к никакой религиозной группе, и 0,85% не определили своей религиозной принадлежности.

2). Свою статистику религиозной жизни в стране, отличную от Национального института статистики, ведет Министерство иностранных дел Мексики (SEGOB).

На февраль 2009 года, Каталог регистрирует общую численность религиозных объединений на территории Мексики - 7.074. Также, Цифры Каталога свидетельствуют о том, что в Мексике налицо опережающий рост численности евангелической церкви, на фоне отставания римско-католической церкви:

- В Мексике всего христианских объединений – 7,042

- Евангелическая церковь (евангелисты, баптисты, армия спасения, пятидесятники, спиритуалисты и другие) насчитывает 3,777 объединений

- Католическая церковь насчитывает 3,151 объединений

- Протестанты насчитывают 83 объединения

- свидетели Иеговы – 2

- традиционные восточные религии (индуисты, буддисты, кришнаиты) – 17 объединений

La Mujer Hermosa

, чьи последователи верят только в Новый Завет, и Иисуса Христа как одного бога.

Большинство христиан некатолической принадлежности проживают на юге Мексики, а именно – в штате Чиапас, чье население составляет 4% от всего населения Мексики, и где проживает множество индейцев. Именно среди индейского населения штата Чиапас насчитывается наибольший процент не-католиков – не-католики составляют 36,2% от населения штата (на фоне примерно 12% некатолического населения всей Мексики). За штатом Чиапас следует штат Табаско, где проживает 29,6% не-католиков, затем штат Кампече – 28,7%, и штат Кинтана-Роо – 26,8%.

В 2002 году представитель римско-католической церкви в Чиапасе заявил прессе, что примерно 12% населения штата причисляют себя к неверующим, 64% атрибутируют себя к римско-католической церкви, и 22% к протестантской. В индейских общинах Чиапаса число католиков еще ниже: в декабре 2001 года среди индейцев-чолей насчитывалось 56,3% католиков, среди цельталей – 54,7%, и среди цоцилей – 51,9%.

К вопросу о религиозном разнообразии Чиапаса мы вернемся в отдельной главе.

Как и в Чиапасе, некоторые индейцы полуострова Юкатан и штата Оахака практикуют синкретическую смесь из доколониальных обрядов майя и католической религии.

В 2007 году, усилиями солидных государственных учреждений - Министерства внутренних дел (SEGOB), Национального института статистики и географии (INEGI), Центра исследований социальной антропологии, а также ряда престижных учебных заведений был впервые опубликован Атлас религиозного разнообразия Мексики, который на основании статистики предыдущих лет дал достаточно полную картину религиозной жизни Мексики. Данные этой работы свидетельствуют о том, что старые представления о Мексике как нерушимом оплоте римско-католической церкви больше несостоятельны. Католическая основа испанской культуры, вот уже много веков являющейся частью и собственно мексиканской культуры, постепенно разрушается под воздействием мощного наступления протестантизма, которому, хоть и в меньшей степени, сопутствуют другие религиозные течения – как христианские, так и не-христианские. Это наступление, в конечном итоге, может окончательно изменить культурное единство мексиканцев как нации.

Таракихи, © январь 2010

Конституция Мексиканских соединенных штатов
CONSTITUCIÓN POLITICA DE LOS ESTADOS UNIDOS MEXICANOS

LEY DE ASOCIACIONES RELIGIOSAS Y CULTO PÚBLICO
Nueva Ley publicada en el Diario Oficial de

el 15 de julio de 1992

CATÁLOGO ADMINISTRATIVO DE ASOCIACIONES RELIGIOSAS EN

de Gobernación de México, SEGOB
Subsecretaría de Población, Migración y Asuntos Religiosos
Direccioón General de Asuntos Religiosos

Department of State

Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
International Religious Freedom Report 2009

Department of State
Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
International Religious Freedom Report 2004

, Cristina Gutiérrez Zúñiga. “Atlas de la diversidad religiosa en México”, CIESAS, 2007

Современные бразильцы — это уникальная смесь потомков разных цивилизаций: ольмеков, запотеков, тольтеков, майя, ацтеков, инков, французов, испанцев и африканцев. Естественным было бы предположить, что и религий в Мексике столько же много, однако это не так.

Дело в том, что мексиканцы убежденные католики. По количеству католиков Мексика уступает только Бразилии. Поэтому на вопрос какая вера у мексиканцев главная, ответить достаточно просто.

Мексика — это светское государство

Конституция Соединенных Штатов Мексики, а это официальное название государства, прямо говорит о том, какая религия у мексиканцев государственная. Согласно ей Мексика — это светское государство.

Каждый может свободно избирать религию по своему усмотрению, совершать церемонии, обряды и обязанности своего вероисповедания в местах религиозного культа или в своём доме при условии, что эти церемонии и обряды не являются наказуемым законом нарушением.

Все публичные акты религиозного культа должны совершаться в пределах церквей, которые всегда находятся под наблюдением властей.

Кроме того, Конституция государства четко разделяет церковь и государство и ограничивает возможности последнего для вмешательства последнего в религиозную сферу.

Ст. 3, п. 4, запрещает заниматься педагогической деятельностью религиозным корпорациям, служителям культов, ассоциациям и обществам, пропагандирующим какое-либо религиозное учение.

При этом большинство бразильцев исповедуют католицизм.

В 1876 году католическая церковь потерпела серьёзное поражение в политической борьбе и была лишена многих привилегий и практически всего имущества.

В 1992 году в Конституцию страны были внесены поправки, регулирующие отношения с Римско-католической церковью и другими религиозными организациями.

Впервые за 80 лет священникам и монахам вернули избирательные права.

Религиозные организации обязали пройти регистрацию в Секретариате по делам религии при Федеративном секретариате.

Существующие ограничения касаются не только Католической церкви, но и любых других религиозных организаций. По закону 1992 года, при официальной регистрации любое религиозное объединение получает ограниченное право на собственность (недвижимость).

Для строительства нового культового сооружения (или для перепрофилирования существующего здания для культовых целей), религиозное объединение обязано подать заявку в государственные органы.

Любое культовое сооружение, построенное после 1992 года, является собственностью построившего его религиозного объединения.

Культовые здания, построенные до 1992 года, рассматриваются как национальное достояние — их собственником является государство, и они освобождены от налогов.

По закону, административное управление делами религиозных объединений на территории Мексики возложено на Министерство внутренних дел Мексики.

Древние языческие культы тесно переплелись в Мексике с христианством

Древняя религия в Мексике в своей основе имела доацтекский земледельческий культ. В него входили: культ божеств — покровителей земледелия, магические обряды вызывания дождя, обожествление растения маиса.

Особо выделялся слой жрецов, которые составляли корпорации при храмах отдельных богов, владели землями и оказывали огромное влияние на население.

При этом среди жречества существовала строгая иерархия жречества; высшие жреческие должности были доступны только выходцам из знатных фамилий. Жрецы соблюдали строгие ограничения.

Храмы древнее население Мексики строило в виде ступенчатых пирамид (теокалли) с открытой площадкой наверху.

У мексиканцев был весьма многочисленный и сложный пантеон богов. Известны многие десятки их имен.

Особенно важное значение имели боги, связанные с земледельческим хозяйством, например, Тлалок — бог, посылающий дождь (по другой версии, тлалоков было много). Важнейшее место в пантеоне занимали три образа богов разного происхождения:

Для религии Древней Мексики, как и для всех языческих культов, было характерно принесение человеческих жертв. При этом их количество было просто огромно. По некоторым данным ацтеки приносили в жертву ежегодно 1% своего населения, это примерно 250 000 человек.

Согласно космогоническим мифам ацтеков, в истории вселенной, созданной некогда богом-творцом Тлоке-Науаке (чисто отвлеченный образ, культа его не было), сменяют друг друга мировые периоды, или циклы.

Их было уже четыре; каждый из циклов заканчивается катастрофой — мировой пожар, потоп, буря, голод (последовательность их по разным известиям различна). Текущий мировой период должен тоже закончиться гибелью мира.

В современной Мексике древние языческие обычаи тесно переплелись с христианством. Так, например, в стране отмечают 2 ноября — День всех душ, или День мертвых, день Девы Гваделупской (12 декабря), распространен культ Богини-матери, а также почитается Святая смерть, Иисус Христос.

Католическая церковь некоторые языческие обряды и праздники признала, изменив их так, чтобы они соответствовали христианскому вероучению.

Католичество — это главенствующая религия в Соединенных Штатах Мексики

Католическая церковь в Мексике является частью всемирной Католической церкви. Её централизованным органом признана Конференция католических епископов Мексики.

Численность католиков в Мексике составляет около 102 000 000 человек (91 % от общей численности населения) и поэтому можно сказать, что католичество — это основная религия страны.

Первые католические миссионеры из ордена францисканцев прибывали на территорию Мексики вместе с испанскими исследователями и конкистадорами в августе 1523 года.

Первая мексиканская епархия Кароленсе, входившая в архиепархию Севильи, была образована Римским папой Львом X в 1517 году.

Первым епископом Мехико стал францисканец Хуан де Сумаррага, основавший первую типографию в Америке, первый университет на континенте Санта-Крус де Тлателолько и Папский университет Мексики, который был торжественно открыт 21 сентября 1551 года.

В 1531 году индейцу Хуану Диего явилась икона Гваделупской Богородицы, явление которой ускорило обращение индейцев в католицизм. В дальнейшем распространению католицизма в стране способствовали иезуитские миссионеры.

Епископы осудили восставших и отлучили руководителей восстания от церкви, однако восстание продолжалось и вылилось постепенно в войну за независимость (1810 — 1821).

В дальнейшем к власти в Мексике периодически приходили лидеры и правительства, стремившиеся тем или иным способом ограничить влияние католической церкви на государство.

Так, например, в 1915 году Венустиано Карранса стал президентом страны. Его сторонники считали, что церковь подстрекала народ против нового президента, вследствие чего в стране начались массовые репрессии против католического духовенства.

В 1915 году в Мексике было убито более 160 священников. В знак протеста католические епископы Мексики приказали священникам прекратить богослужения в храмах.

В 2000 году Иоанн Павел II причислил к лику святых 25 мексиканских мучеников, принявших страшную смерть в эти годы.

В наше время деятельность Католической церкви в Мексике во второй половине XX века характеризуется социальной и политической активностью.

В 1988 году президент Карлос Салинас объявил о начале политической модернизации, которая включала в себя и улучшение отношений с Католической церковью.

Президентским указом от 28.01.1992 года были изменены статьи Конституции, ограничивавшие свободу вероисповедания.

В Мексике работают православные приходы

Православие в Мексике появилось вместе с эмигрантами.

Монастырь Святого Антония Великого в городе Хилотепеке действует под омофором Антиохийской патриархии, во главе с Его высокопреосвященством митрополитом Мексиканским и Центрально-Американским Антонием.

В Мексике проживает большая община православных христиан — выходцев из Ливана, а также православные греки, русские, румыны, мексиканцы.

Кроме того, в стране действует Епархия Мексики (исп. Diocesis de Mexico, англ. Diocese of Mexico) — епархия Православной Церкви в Америке на территории Мексики.

Она была создана в 1965 году епископ Православной Католической Церкви в Мексике Хосе Кортес-и-Ольмос установил контакт со священником Северо-Американской митрополии Димитрием Ройстером, и начал вместе со своей епархией путь к православию.

В наше время епархия насчитывала десять приходов, монашескую общину при Кафедральном соборе Вознесения Господнего и несколько тысяч верующих, которых окормляет епископ и десять священников.

Работает также Мексикаанская митрополия (греч. Ιερὰ Μητρόπολις Μεξικοῦ, англ.

Orthodox Metropolis of Mexico, исп. Sacro Arzobispado Ortodoxo de Mexico) — епархия Константинопольской Православной Церкви.

Работает на территории стран Центральной Америки, Колумбии, Венесуэлы и Карибских островов. Русские православные окормляються в Сан-Францисской и Западно-Американской епархии (Мексиканское благочиние) РПЦЗ.

Кроме католиков и православных на территории Соединенных Штатов Мексики присутствуют протестанты, иудеи, мусульмане и буддисты

Кроме Католиков и православных в Мексике есть последователи и других религий. Так в XX веке в стране в городах появились протестанты. Их число не превышает 6 % населения. Основная масса протестантов принадлежит к группам неопятидесятников.

Около 6 миллионов человек в Мексике считают себя последователями адвентистов седьмого дня. Свидетели Иеговы и мормоны заявляют, что членами их организаций являются до 1 миллиона человек.

Кроме того в 1875 году в Мексику прибыли мормоны. В наше время они имеют серьезное влияние в сельской местности страны.

Мексиканские евреи немногочисленны. Их количество не превышает 45 000 человек. Впервые крещёные евреи, тайно исповедовавшие иудаизм, прибыли в Мексику вместе с конкистадорами в 1521 году.

В 1825–1830 годах в Мексику прибыло большое количество эмигрантов-евреев из Европы, и открылись первые синагоги. В дальнейшем протяжении XIX–XX веков в Мексику из Европы в Мексику переселились тысячи евреев.

В настоящее время в Мехико функционируют 23 синагоги, действует Международный еврейский культурный центр.

С эмигрантами также проник в Мексику ислам. В наше время небольшая группа мусульман есть среди коренного населения штата Чьяпас. В 1995 году туда прибыли из Испании проповедники ислама.

В 2005 году среди последователей мусульманской религии было около 300 представителей цоцильской народности индейцев-майя. Среди эмигрантов ислам исповедуют выходцы из Турции и арабских стран.

Что же касается буддизма, то Центр содействия развитию тибетского буддизма в Мексике с 1989 года действует в Мехико с разрешения далай-ламы XIV. Буддизм исповедуют эмигранты и небольшая группа городской интеллигенции.

В сельской местности и среди широких слоев населения он не прижился. Три миллиона мексиканцев, согласно переписи населения, считают себя атеистами.

Мексика (официальное название: Мексиканские Соединенные Штаты) — страна, расположенная в южной части Северной Америки, граничащая с США на севере, а также с Гватемалой и Белизом на юге. С запада его территория ограничена водами Тихого океана, а с востока — Мексиканским заливом и Карибским морем.

География Мексики

Мексика является третьей по величине страной в Латинской Америке и самой большой страной в Центральной Америке.

Мексика — это 1 972 550 км² суши на североамериканском континенте, в том числе около 6 тыс. км² островов в Тихом океане, Мексиканском заливе, Карибском море и Калифорнийском заливе.

Мексика

Более 50% территории расположено выше 1000 м над уровнем моря, исключение — равнина полуострова Юкатан. Хребты Сьерра Мадре тянутся с севера на юг, а с запада на восток лежит вулканический пояс Сьерра Невада. Пик Орисаба ( 5700 м), легендарные вулканы Попокатепетль — 5462 м, Истаксиуатль — 5286 м и Невадо-де-Толука — 4577 м являются высшими точками мексиканского рельефа. Столица Мексики – Мехико.

История Мексики

В случае с Мексикой можно выделить четыре периода истории:

  1. Доиспанцы и конкисты: от появления человека в этой части американского континента, через впечатляющую цивилизацию и культурное развитие, кульминацией которого стали достижения майя и ацтеков, до прибытия испанцев в 16 веке.
  2. Колониальные времена и война за независимость: с момента, когда Кортез завоевал столицу империи ацтеков Теночтитлан в 1521 году, конкистадоры постепенно завоевывали новые территории и навязывали европейский образ жизни завоеванным народам до конца Войн за независимость.
  3. Независимость Мексики и революция: начиная с независимости в 1821 году, через болезненный период формирования чувства национальной идентичности в девятнадцатом веке, потерю половины территории страны, вплоть до мексиканской революции 1910 года.
  4. С начала 1920-х годов, период, отмеченный кровотечением элит, очень сильным влиянием неоколониальной политики, политической борьбой, экономическими подъемами и спадами, связанными с нефтью, производством, туристическим бумом, вступлением Мексики в НАФТА и спорами 2000 года вокруг правительств.

Культура Мексики

Культура Мексики обладает неповторимым солнечным колоритом. Растительный и животный мир разнообразны, так же как и климатические зоны. Отдых в Мексике 2013 – настоящий модный тренд сезона, и в эту страну стремятся все, кто еще не видел грандиозных пирамид Юкатана и карибских пляжей.

Климат

Климат на севере страны — субтропический, на юге — тропический. Мексика занимает четвертое место в мире по разнообразию видов растений и животных, которых оберегают 58 национальных парков и заповедников биосферы. Горные массивы и долина Юкатана покрыты девственными лесами, они составляют 15% от территории всей страны. Над лесами цветут пышные альпийские луга.

Джунгли Мексики

Джунгли Мексики – это обилие редких животных и растений, особенно богат мир птиц. Редкие животные и прекрасные тропические бабочки – это гордость мексиканской природы. Тропики и заливные луга простираются до Карибского моря, у берега которого растет величайший коралловый риф нашей планеты после Большого Барьерного в Австралии. Состояние этого рифа очень хорошее.

Религия Мексики

Мексика — это страна, которая очень однородна в религиозном отношении. Доминирующей религией является католицизм, они составляют около 82% населения.

Религиозная разбивка (данные за 2010 год):

  • Католики — 82,7%,
  • Протестанты — 8,1% (пятидесятники, евангелисты, кальвинисты и адвентисты седьмого дня),
  • неконфессиональный — 4,7%,
  • не указано — 2,7%,
  • Свидетели Иеговы — 1,4%,
  • Мормоны — 0,3%
  • другие религии — 0,2%.

Население

Мексиканцы – это потомки индейцев, испанцев и других европейцев, а также вывезенных из Африки невольников. Всего население этой страны составляет около 112 миллионов человек. Страна обладает прекрасным приростом населения , и молодежь часто пересекает границы США в поисках лучшей жизни.

Деньги

Мексиканский песо — $ MXN (1 песо = 100 сентаво). В обращении имеются банкноты достоинством 500, 200, 100, 50, 20 песо, и монеты по 10, 5, 2, 1 песо. Сентаво, мелкая монета, почти не используется. У вас примут кредитные карточки Visa и MasterCard, иногда American Express. Кое-где вы сможете расплатиться долларами по курсу на усмотрение продавца. Не забывайте, что для обмена долларов США по законам Мексики вам будет нужно предъявить паспорт. Обменять иностранную валюту можно в банках или обменных пунктах.

Читайте также: