Религия в 90 годы в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

С середины 80-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходящие в своей стране и в мире. На фоне распада миро­вой системы социализма, а затем и СССР коммунистическая идея перестала быть популярной. Люди попытались осознать свое место в мире при помощи иных идейных, религиозных и философских концепций.

Либеральные идеи воспринимались значительной частью общества как чуждые. Постепенно возвращался интерес к национальной культуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным традициям. На этой основе особо популярными для части населения становились идеи национализма. Правда, общественное сознание не вернулось на путь поддержки даже обновленной коммунистической идеологии. Оно оказалось готово воспринять скорее национально-либеральную идеологическую концепцию.

Одной из главных особенностей духовной жизни общества в 90-е гг. стал реальный идейный плюрализм: законодательно были сняты все запреты и ограничения на любые идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию, социальной и национальной вражде).

Влияние религии и церкви на общественное сознание

Кризис общественных идеалов и сложившейся системы ценностей всегда сопровождался обращением людей к вере. Также и кризис коммунистической идеологии на рубеже 80—90-х гг. вызвал бурный всплеск религиозных настроений в обществе. К середине 90-х гг., по данным социологических опросов, до 34% взрослого населения страны считало себя верующими, а еще 35% колебалось между верой и неверием.

По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог, дацанов. В Москве все­го за 5 лет был восстановлен храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. на деньги миллионов простых людей в память о великой победе в Отечественной войне 1812 г. Теперь он стал символом духовного возрождения России. Большим спросом стала пользоваться религиозная литература, издающаяся большими тиражами.

Вместе с тем распад СССР повлек за собой тяжелые последствия и для церкви. В Прибалтике власти потребовали передачи приходов и имущества РПЦ под управление Константинопольского патриархата. На Украине небольшая группа церковного руководства объявила об автокефалии (независимости) Украинской православной церкви. Это вызвало раскол православия на Украине, которое к тому же испытывает агрессивный напор со стороны униатской церкви. При поддержке властей униаты силой захватили практически все православные церкви в западных областях Украины.

Возобновились массовые паломничества православных христиан в Иерусалим, мусульман в Мекку.

Однако демократизация политической и духовной жизни, с одной стороны, и религиозная неграмотность вчерашних атеистов — с другой, привели к экспансии в Россию самых разных религиозных сект и течений, в том числе радикальных. Традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.

Литература и искусство

На развитие отечественной культуры в 90-е гг. оказали значительное влияние три основных внешних фактора: снятие ограничений на свободу творчества; резкое сокращение государственных ассигнований на развитие учреждений культуры; серьезное снижение общекультурного уровня населения.

Новые явления имели место и в российской литературе. Творческим кризисом было отмечено мастерство тех литераторов, которые в прошлые годы выступали апологетами советской системы.

Основной чертой новых литературных произведений стали ирония над советским прошлым и поиск необычных форм самовыражения авторов.

Переход к рыночным отношениям поставил представителей творческой интеллигенции в необычные для них условия: с одной стороны, государство впервые сняло все запреты на творчество, но с другой — оно практически прекратило прежнее финансирование творческой деятель­ности.

Таким образом, развитие отечественной науки и культуры в 90-е гг. носило такой же противоречивый характер, как и в других сферах жизни: с одной стороны, творческая интеллигенция получила полную свободу самовыражения, но с другой — лишенная финансовой поддержки государства в условиях рынка и резкого падения стремления большей части населения к приобщению к культурным ценностям была не в состоянии реализовать свой потенциал в полной мере.

Во второй половине 1990-х — 2000-е гг. Русская православная церковь и другие традиционные конфессии укрепили свои позиции. Этому способствовали новое законодательство, поставившее РПЦ в более благоприятные условия в конкуренции с инославными деноминациями, и изменившееся настроение в обществе. Усилилась взаимосвязь между религией и этнокультурной идентичностью.
Российские католики живут как в европейской, так и в азиатской частях страны. Католицизм в России традиционно ассоциируется прежде всего с поляками, хотя среди российских католиков немало представителей других этнических групп. Это часть живущих в России немцев и белорусов, литовцы и др. В последние десятилетия среди российских католиков появилось немало этнических русских.
Протестантизм в современной России представлен различными течениями, включая лютеранство, баптизм, пятидесятничество, меннонитство, адвентизм и др. В 1990-е гг. в структуре российского протестантизма произошли существенные изменения. Если до 1990-х гг. крупнейшей протестантской конфессией в России был баптизм, то теперь пятидесятники (вместе с харизматами) немного превзошли баптистов по численности. В 1990-е гг. в России появилось несколько российско-корейских протестантских церквей (в основном пресвитерианских и методистских) , развернувших проповедническую деятельность не только среди российских корейцев, но и среди народов Сибири и Дальнего Востока. Лютеранства в России придерживаются финны, часть немцев и некоторые другие небольшие группы. Часть немцев исповедуют реформатство и меннонитство. Если для лютеранства, реформатства и меннонитства характерна определённая этническая избирательность, то среди других протестантских групп встречаются представители разных народов. Наиболее успешными протестантские миссионеры оказались в Сибири и на Дальнем Востоке. Среди приверженцев протестантизма в этом регионе есть русские, украинцы, а также представители коренных сибирских этносов.
Ислам остаётся второй по численности последователей религией России. Подавляющее большинство российских мусульман — сунниты. В последние десятилетия в России появились приверженцы ваххабитской секты ханбалитс-кого мазхаба. Есть среди российских мусульман шииты, например большинство живущих в стране азербайджанцев. Ислама в России придерживаются татары, башкиры и др. черкесы, адыгейцы, шапсуги, абазины, хемшилы, а также живущие в России казахи, каракалпаки, крымские татары, киргизы, узбеки, уйгуры и др.
Буддизм в России по-прежнему распространён преимущественно среди бурят, тувинцев и калмыков. Однако в последние десятилетия в крупных российских городах (Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Екатеринбурге, Новосибирске и др. ) появились общины так называемых неэтнических буддистов (среди них русские и др.) , относящихся к разным буддийским направлениям и школам.
Численность последователей иудаизма в России в постсоветский период сократилась в результате эмиграции. Вместе с тем появление в стране религиозной свободы привело к тому, что часть в прошлом неверующих евреев вернулись в иудаизм. В 1993 г. был создан Конгресс еврейских общин России (с 1996 г. Российский еврейский конгресс) . В него вошли ортодоксальные и реформированные общины, позже присоединились и консервативные общины. Другое движение в современном российском иудаизме — хасидизм. В 1999 г. хасидские общины образовали Федерацию еврейских общин России.
Среди нетипичных для России действующих в стране религиозных организаций следует назвать кришнаитов, бахаистов, свидетелей Иеговы, мунитов, мормонов. Эти новые религиозные организации активны в крупных городах, а также там, где оказалась слабой сеть общин традиционных конфессий. В последние годы население страны стало более негативно относиться к нетрадиционным для России религиозным направлениям.
Часть алтайцев придерживаются бурханизма — возникшей в 1904 г. синкретической религии, сочетающей элементы шаманизма и буддизма. В стране существуют традиционные культы. Особенно они распространены у народов Севера.

На заре перестройки

Советский подход к церкви подразумевал закрытие большей части церковной инфраструктуры и уничтожение духовенства и верующих мирян до 1943 года.


Закрытие церквей

К началу перестройки большинство прихожан в немногочисленных храмах составляли бабушки, деревенские или переехавшие из деревни в город. Благодаря им, часть советских семей сохранила православные традиции. Бал распространён институт тайных монахинь, существовали тайные монастыри . Кавказские горы являлись убежищем для монахов-отшельников, которые спасались там поодиночке или по три-четыре человека. Чаще это были мужчины.

В провинции религиозность населения была более высокой. Здесь, несмотря на старания партийных активистов, помнили христианские праздники, обращались к Богу в случае знаковых событий в семье – свадьбы, крещения, похорон. Стихийно образовались группы старушек, которые занимались христианским погребением усопших – читали над ними Псалтырь, отпевали.


Деревенский священник

Я помню интересное явление – деревенских праведников, которых считали прозорливыми, к ним обращались за советом, в их высказываниях видели знаки грядущих событий.

Была такая праведница и в селе на Тамбовщине, где я провела большую часть детства. Мария Константиновна Масликова за неколебимую веру пережила много гонений от Советской власти, была в заключении, видела разорение своего дома коммунистами.

А в мире большой политики начинались перемены, которые должны были оказать решающее влияние на жизнь Церкви. 17 декабря 1985 года митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) направляет Михаилу Горбачёву обращение, в котором просит пересмотреть государственное законодательство, регулирующее статус религиозных объединений. Государство стало менять политику в отношении верующих и РПЦ. В прессе появились публикации, где утверждалось: к духовному возрождению россиян приведёт православная Церковь.


Патриарх Алексий II и Михаил Горбачев

Стали открываться новые приходы. РПЦ начали возвращать монастыри. В 1987 году передали Толгскую обитель и Оптину пустынь. Тогда же амнистировали ряд осужденных за религиозную деятельность.

В июне 1988 года страна торжественно отпраздновала Тысячелетие крещения Руси. Праздник, который изначально планировали как внутрицерковный, получился масштабным, общегосударственным. Он отразил новый статус Православия – ведущей религии России.

Юбилейный год оказался богатым на радостные события – были открыты почти тысяча православных храмов. В целом за период с 1985 до 1990 год появилось 3402 православных прихода и 40 монастырей.

Из музейных запасников возвращали Церкви мощи святых. Только в 1988 году передали мощи Тихона Задонского, Питирима Тамбовского, главу святителя Иоанна Златоустого, частицы мощей равноапостольного князя Владимира, святого князя Феодора Черниговского и святителя Московского Петра.

Возвращали имущество и другим христианским конфессиям.


Покровский собор РДЦ

В 1990 году Русская древлеправославная церковь снова стала владеть Покровским собором на Новокузнецкой улице в Москве, который был возведён до революции на средства старообрядцев. Я посетила его через несколько лет. Величественное здание переживало реставрацию. Под высоким куполом стояли строительные леса. Среди лесов мерцали свечи. Прихожане были одеты словно до революции – женщины в сарафанах и платках, мужчины в казачьей форме; если в гражданской одежде, то в рубашках-косоворотках с поясом. Стояли они порознь – женщины по одну сторону от алтаря, мужчины по другую. Священником был статный старец с белой бородой. От картины веяло временами минувшими, словно здесь снимали историческое кино.

Новые законы

В декабре 1991 года окончательно упразднили Совет по делам религий. В сентябре 1991 года ликвидировали 4-й отдел 5-го управления КГБ, который контролировал Церковь.

Государство, отдавая долги Церкви, делало это не бескорыстно. Теперь священство стремились подчинить не кнутом, а пряником. Власть нуждалась в сакрализации, в оправдании и благословении. В наши дни ни один чиновник не рискнёт назвать себя атеистом – народ осудит. Но и Церковь не станет критиковать чиновников за реформы…

РПЦ в 90-е

Патриарх Алексий II и Борис Ельцин

Недаром он сумел объединить православных постсоветского пространства поверх политических барьеров. Сегодня, увы, происходит обратный процесс.

Проблемы и потери

Несмотря на победу Русской православной церкви над воинствующим атеизмом, духовная жизнь общества была далека от идеала.


Свидетели Иеговы на воскресном молебне

В те же годы возникло немало языческих общин разного толка, в том числе близких к сатанизму, поскольку в основе их мировоззрения было неприятие христианства.

Население, давно ощущавшее духовный голод, ринулось не только в Церковь. Вчерашние атеисты плохо разбирались в истинных ценностях. Мистика служила приманкой в капканах оккультных организаций.


“Сеанс” Кашпировского

Русская православная церковь стала противопоставлять сектам антисектантские центры, которые занимались реабилитацией заблудших и возвращением их к нормальной жизни. Прибегающие к помощи таких центров, пережили многое. Некоторые были попросту бесноватыми и нуждались в отчитывании.

Так в 1996 году был основан Душепопечительский православный центр им. Иоанна Кронштадтского. Здесь и сегодня помогают тем, кто пострадал из-за увлечения оккультизмом, состоял в секте, одержим игроманией, злоупотребляет алкоголем, болеет наркоманией.


Священник Александр Мень

В 1993 году, в Оптиной пустыни сатанист-шизофреник кинжалом убил трёх монахов Василия Рослякова, Ферапонта Пушкарёва, Трофима Татарникова.

Церковь разделяла с народом его беды. Так, военный конфликт в Чечне унёс жизни двух священников, один – Петр Сухоносов, пропал в плену, второй – Анатолий Чистоусов был расстрелян боевиками за проявление гражданского мужества. Моджахеды приказали ему потребовать у российских солдат, державших оборону на грозненском вокзале, сдаться. Священник отказался, благословив солдат на оборону, и поплатился за это жизнью.

Внутренней проблемой Церкви являлся недостаток кадров. Число приходов стремительно росло, а священников было мало. Рукополагали тех, кто более-менее подходил по возрасту и казался умным верующим человеком. Духовное образование получали позже.

Протоиерей Алексий Уминский свидетельствует:

Проповедь за стенами храма

Восстанавливая храмы и монастыри, Церковь с первых дней своего возрождения стала наращивать влияние в обществе. С одной стороны, она обращалась к населению через масс-медиа, включалась в руководство различных организаций, участвовала в массовых культурных и патриотических мероприятиях. С другой стороны, развивала социальное служение.


Социальное служение. Детский приют.

Образование и культура

Церковь позвали в школы и учебные заведения. То, что сегодня либералы представляют, как её вторжение в сферу образования, началось по инициативе преподавателей, которые искали способы положительного влияния на молодёжь.

На многие незрелые умы вольница 90-х произвела нездоровое влияние, ведь каждый использует свободу так, как понимает её: порядочный человек для духовных исканий, а порочный – для распутства и преступлений.

Часть нового поколения ориентировалась на криминал. По опросам социологов, немало подростков мечтали стать киллерами (мальчики) и путанами (девочки). Священники пытались исцелить общество, и оно во многом вернулось к нормам христианской нравственности.

Тогда и либералы и коммунисты равно положительно относились к Церкви. Первые воспринимали её как пострадавшую от советского режима, вторые сожалели о репрессиях в отношении духовенства.

Пенитенциарная система

В 90-е у власти появилось понимание, что следует заботиться о религиозном окормлении заключённых. Священников стали пускать в пенитенциарные учреждения, где началось строительство церквей. Так продолжилась дореволюционная традиция, поскольку в царской России были тюремные священники и тюремные храмы – около трёхсот.

РПЦ в 90-е

Отец Глеб Каледа и заключенные

Самым известным из первых священников, возродивших тюремное служение, стал отец Глеб Каледа, который окормлял Бутырскую тюрьму до своей смерти в 1994 году. Его судьба характерна для священства той эпохи – отец Глеб, геолог по специальности, был рукоположен тайно в 1972 году, и до 1990 года проводил богослужения на квартире для узкого круга православной интеллигенции.

Медицина и благотворительность

Деятельное попечение о больных всегда было свойственно Церкви. В 90-е священники снова обрели право входить в больницы, принося утешение и надежду пациентам. Если душа укрепляется, то и тело легче переносит страдания.


Больничное служение

Настоятелем первого больничного храма, восстановленного в Московской медицинской академии им. Сеченова, стал 60-летний священник Кирилл Чернетский, в течение пятнадцать лет работавший врачом в московских клиниках и рукоположенный во священника в 1969 г. Много лет он посещал подпольный катехезический семинар в московской квартире, позже сам готовил людей к крещению.

В 90-е Церковь стала беспрепятственно развивать благотворительность. Поначалу это были частные инициативы отдельных приходов, но они переросли в общероссийское явление. Священники и прихожане занимались помощью бездомным, инвалидам, детям-сиротам. Тогда начали появляться первые приюты для женщин, в том числе беременных, находящихся в кризисной ситуации.

Отдел по церковной благотворительности и социальному служению МП информирует, что к сегодняшнему дню созданы:

  • свыше 300 сестричеств милосердия;
  • 58 приютов для беременных женщин и матерей с детьми;
  • свыше 160 центров гуманитарной помощи;
  • более 60 богаделен;
  • более 400 проектов помощи инвалидам;
  • в 71 православном храме в 45 митрополиях ведется работа с глухими и слабослышащими людьми;
  • более 300 церковных центров помощи наркозависимым, в том числе 70 реабилитационных центров для наркозависимых, 18 центров ресоциализации, 67 консультационных пунктов, 16 амбулаторных и 9 мотивационных программ, более 65 групп поддержки зависимых;
  • более 500 православных организаций, которые помогают алкозависимым и их родственникам, в том числе более 60 реабилитационных центров и более 300 обществ, братств и групп трезвости.

Итоги 90-х для Русской православной церкви:

– Открылись и были реставрированы старые храмы, были построены тысячи новых.

– Возродились старые монастыри и образовались новые.

– Создавались православные издательства, были изданы труды религиозных мыслителей.

– Появились новые семинарии, иконописные училища, курсы регентов.

– Церковь начала заниматься тюремным служением, помощью одиноким матерям, многодетным семья, бездомным.

– Священнослужители получили право проповедовать перед учащимися, студентами, появились церкви при ВУЗах.

– Были оправданы репрессированные за веру христиане, общество узнало их судьбы, что подготовило почву для канонизации новомучеников.


Обучение иконописи

90-е годы в России – это период торжествующего Православия. Они навсегда останутся в истории, как время возрождения Русской православной церкви, возвращения народа к своим религиозным истокам, восстановления справедливости по отношению к духовенству.

“Opium des Volkes” или “опиум народов” – один из самых известных афоризмов немецкого философа Карла Маркса. Эту идею можно трактовать по-разному. С одной стороны, религия – обезболивающее, спасение человека от грехов и тягот жизни. С другой – дурман, поглощающий личность. В обеих трактовках религия, безусловно, оказывает в той или иной степени влияние на человека (гражданина). Согласно Конституции, “Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной”, то есть на законодательном уровне не может влиять на политику государства в целом и тем более подрывать стабильность в стране, но история и современная действительность убеждают нас в обратном. Известно, что в Советском союзе религия преследовалась на государственном уровне как “противоидеологическое” явление, противоречащее основам коммунистического строя. Позднее, с началом Перестройки, в стране “побеждающего коммунизма” наступили большие перемены. 1 октября 1990 года Верховным Советом СССР был принят закон “О свободе совести и религиозных организациях”. По факту, он (закон) открыл двери не только традиционным религиям России, но и новым, экзотическим и неведомым. И для того, чтобы лучше понимать, о чем пойдет речь, необходимо обозначить два определения:

Религиозное объединение – добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.

Секта ‒ понятие (термин), которое используется для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного направления и противостоящей ему, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение.

Согласно переписи населения 2010 года, в Российской Федерации, по данным ВЦИОМ, конфессиональный состав был следующим:

Выдержка из документации Генпрокуратуры:

Таким образом, МОСК является настоящей угрозой для граждан РФ, оказывая большое влияние на их мировоззрение путем мощной массовой агитации своих идей и вероучений, разрушая институт семьи и искажая русские традиции и обычаи.

Современные религиозные движения – настоящий опиум. Подобно новым психотропным препаратам, они воздействуют на мозг человека, извращая сознание. Да, на неопределенный срок наступает состояние блаженства и радости, но потом запускаются необратимые процессы, приводящие к разрушению личности, а порой и к смерти. Ни для кого не секрет, что популярные в современной России секты загубили множество жизней. Проанализировав деятельность трех наиболее известных движений, я показал, насколько прочно может интегрироваться в сознание и культуру зарубежная идеология. Подобная идеология в форме религиозных организаций, навязанных другими странами, может успешно влиять на политические процессы в государстве, проникать во властные структуры, подрывая целостность, государственную безопасность страны, и разрушать традиционные устои России.

Читайте также: