Религия индии китая и японии кратко

Обновлено: 02.07.2024

В прошлый раз мы разобрали религиозность японцев, а точнее ее отсутствие (дле тех, кто еще не ознакомился ). Давайте сегодня рассмотрим веру китайцев в нечто высшее. Китай - это огромная страна с многочисленным и очень разным населением, поэтому здесь выводы сделать сложнее. Однако возможно обрисовать общую картину происходящего.

Религий в этой азиатской стране хоть отбавляй, поэтому мы остановимся только на самых распространенных:

Конфуцианство

По факту не совсем религия, а скорее некий духовный кодекс, который структурирует общество, давая ему четкую иерархию подчинения: родители-дети, братья-братья, супруг-супруг, друзья-друзья, правитель-поданные. Никаких высших сил и загробной философии не предусмотрено, поэтому многие эксперты даже не рассматривают конфуцианство как религию. Но именно учение Конфуция заложено в основу всей современной культуры Китая и других стран Азии (Кореи, Японии, Вьетнама).

Даосизм

Одна из древнейших религий - более 2,5 тыс. лет. Зародилась в Китае, но активно практикуется и в Корее. Само название происходит от "дао" - сила, которая, по мнению даосистов, создала все вокруг нас. Это очень сложный концепт, поэтому вместо объяснений даосист должен посвятить себя простой и гармоничной жизни без излишеств и пустых размышлений. Это главный принцип - меньше ешь и меньше думай. Кроме того, любой конфликт считается крайне не желательной вещью, которую надо избегать всеми возможными силами.

Буддизм

Эта религия пришла в Китай из Индии и крепко закрепилась в обществе, в котором (как и в японском), по факту, не было комплексно структурированной веры. Если описать буддизм кратко: наш мир - это страдание, которое повторяется в постоянном круге реинкарнации. Чтобы выйти из круга - нужно просветление. Такое избавление от страданий можно получить ведя правильный и аскетичный образ жизни, находясь в контакте с "просветленными", цель которых в этой жизни помогать неофитам достичь просветления. Постепенно вы приближаетесь к нирване, что ведет к разрыву круга реинкарнации, а значит и избавлению от вечных страданий. В самом Китае существуют три основные ветви - китайский и тибетский буддизм, основанные на махаяне, и тхеравада.

Народные культы

Все начиналось как типичные языческие практики, однако за тысячилетия народная религия твердо сплилась с тремя религиями, которые описаны выше. В буддистских, конфуцианских и даосистских храмах всегда можно встретить классических китайских "божков", которые являются, в основе своей, обожествленными историческими личностями.

Христианство

Пришло вместе с европейцами, какой удивительный факт, не так ли? Основатель республики Сунь Ятсен и его наследник Чан Кай Ши были христианами и всеми силами продвигали свою веру. Однако после с поражением республиканцев и "восцарением" коммунистов христианство попало в гонения. На данный момент Китай создал свою католическую церковь, которая не подчинена Риму; полностью контролирует и периодически сравнивает с землей протестантские храмы; в 2020 Пекин собирается переписать Библию, чтобы сделать ее более созвучной китайскому материализму и идеологии "социалистического общества с китайской спецификой". Христиане дискриминируются и держат свою веру в секрете.

Ислам

Традиционно распространен среди народов запада страны - уйгуров, казахов, хуэйцев и других. До прошлого века все мусульмане имели одну фамилию - Ма. Во время гражданской войны почти все они воевали на стороне республиканцев, из-за чего попали в немилость. Сейчас в стране осуществляется постоянный контроль над исламом, а гонения на него еще сильнее, чем на христиан. Однажды моя китайская коллега сказала, что мусульмане - сумасшедшие. Это не удивительно, пропаганда пестрит очерняющими материалами, выставляя мусульман Китая за террористов при рождении. Не стоит даже говорить о том, что мечети сносятся с завидной регулярностью.

Как мы видим, традиционные китайские религии не входят полноценно в критерии своего термина. Они больше смахивают на философские дисциплины, что сделало возможным китайский синкретизм, а впоследствии и главный признак китайского общества - поголовный атеизм.

Статистика и итог

Как видно из статистики, религия для 74% китайцев - не более, чем традиция, в которую всерьез верить не стоит. Это произошло по причине пермаментной борьбы с верой на протяжении столетия, от Синхайской революции до наших дней.

Таким образом итоги здесь такие же, как и в случае с Японией. У обоих стран изначально не было комплексной веры в высшие силы, кроме языческих божков. В основе своей, в Китае развивалась не вера, а философия жизни, что и отразилось на проценте верующих сегодня.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о странах Азии.

1. Традиционные религии стран Востока (Индия, Китай, Япония)

2. Учебные вопросы

1. Общая характеристика
индуизма и его
родственных сект.
2. Нравственно-религиозные
учения Китая: даосизм и
конфуцианство.
3. Синтоизм –
национальная религия
Японии
Ипполитова А.Г.
Религиоведение
Хрестоматия с
ком-ми. Самара,
2006.
Религиоведение:
Учеб. пос.
Под. ред.
М.М. Шахнович.
СПб, 2011

Индуизм –
национальная религия Индии
(80% населения),
объединяющая
полиэтничное население страны.
Кроме того, индуизм –
государственная религия
Королевства Непал,
его исповедую
на о. Шри-Ланка, в ЮАР,
и др. государствах.
ИЗОБРАЖЕНИЕ
СВЯЩЕННОГО
ЗВУКА
ОМ

4. Индуизм – политеистическая, мифологическая, пантеистическая религия, возникшая в III тысячелетии до н.э.

Этапы развития:
- ведизм
- брахманизм
- классический индуизм
(результат
многовекового процесса
слияния арийских и
местных традиций)
Священные книги индуизма:
Бхагавадгита,
Махабхарата,
Ригведа,
Упанишады

Земная жизнь –
это страдание, которую необходимо преодолевать (МОКША)
Для достижения идеального духовного состояния (НИРВАНА)
ВАРНОКАСТОВЫЙ
СТРОЙ
Брахманы
Кшатрии
Дхарма
Карма
Вайшью
Шудры
Сансара
Неприкасаемые
(чандалы, далиды)
внекастового строя

Боги индуизма
исчисляются тысячами, у каждого верховного
Бога – свой пантеон, границы между
которыми размыты; обожествляется природа,
развит культ животных
Вишну
Шива
Ганеша
________________
Хануман

8. Роль аскетизма в индуизме

Аскетизм как:
- способ
преодоления
кармы;
- оппозиция
брахманизму и
социальному
устройству
Индии;
- святость и
духовные
подвиги;
ЙОГА - учение и метод управления
психикой и психофизиологией человека - гуризм (авторитет
гуру, учителя);
в целях достижения высших
психических состояний, нацеленных
- связь с Космосом
и духовная
на достижение духовного
практика
совершенства и преодоления кармы.

9. Джайнизм

основатель Джина Махавира (VI в до н.э. )
черты джайнизма:
- отрицание социального неравенства;
- строгий аскетизм;
- незначительная роль богов;
- вера в пророков и соблюдение их предписаний;
- вера в преодоление сансары и достижение нирваны
Община
джайнов
Монахи- аскеты:
дигамбары
Миряне:
шветамбары
5 обетов джайнов:
- не причинять вреда
ничему живому;
- не красть;
- не прелюбодействовать;
- не стяжаться;
- быть искренним и
благочестивым в речах

10. Сикхизм – самостоятельное религиозное учение, возникшее в XVI веке на основе смешения индуизма и ислама Создатель религии -

11. Нравственно-религиозные учения Китая: даосизм и конфуцианство

доминанта китайской культуры - этика и
административная практика в целях достижения
социального блага, стабильности, КОЛЛЕКТИВИЗМ
Особенности китайской религиозности:
• не мистика, а строгий рационализм, польза;
• не эмоциональный связь индивида с божеством, а разум и
умеренность;
• не духовенство, направляющее эмоции верующих в русло,
а жрецы-чиновники.
Культ Неба,
или Шан-Ди

МУДРЕЦ,
УЧИТЕЛЬ
Душа как
энергетическая
субстанция
КУЛЬТ
ПРЕДКОВ
КУЛЬТ
ПРИРОДЫ
ГАРМОНИЯ
___________
ЭНЕРГИЯ
ЦИ

13. Конфуцианство как нравственное учение

14. Благородный (совершенный) муж

Прекрасно то место, где
пребывает
гуманность. И разве
обладает мудростью
тот, кто выбирает
место, где нет
гуманности?
ДУХОВНЫЕ КАЧЕСТА
БЛАГОРОДНОГО МУЖА
ЖЭНЬ = ГУМАННОСТЬ
ЛИ = БЛАГОПРИСТОЙНОСТЬ
И = СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Тот, чья воля устремлена
на гуманность, не
творит зла.
ЧЖИ = МУДРОСТЬ
СИН = ВЕРНОСТЬ
КУН-ЦЗЫ

Учиться без
размышления –
напрасное занятие,
размышление без
знания – занятие,
чреватое гибелью.
КУН-ЦЗЫ
Никогда одиночество
не бывает уделом
добродетельного
человека,
ведь его благие дела
обязательно
привлекут
к нему людей.

16. ДАОСИЗМ: НРАВСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНОЕ УЧЕНИЕ

Основатель – мудрец Лао-цзы (или, Старое Дитя).
Дао Дэ Цзин = Книга о Пути и Добродетель (III в до.н.э.).
Умеющий шагать не оставляет следов. Умеющий говорить
не допускает ошибок. Кто умеет считать, тот не
пользуется инструментом для счета. Кто умеет
закрывать дверь, не употребляет затвор и закрывает их
так крепко, что открыть их невозможно. Кто умеет
завязывать узлы, не употребляет веревку, но развязать
невозможно. Поэтому СОВЕРШЕННОМУДРЫЙ
постоянно умело спасает людей и не покидает их.
….добродетель является учителем недобрых,
а недобрые ее опорой
ЛАО-ЦЗЫ

17. ОСОБЕННОСТИ ДАОСИЗМА:

Поиск гармонии через внутренний мир
человека, его духовный путь;
Практическая направленность учения,
обширная ритуальная практика;
Ориентация на традиционные
представления и верования китайцев:
культ природы, культ предков и пр.;
Авторитет мудрецов – монахов;
Достижение энергетического баланса,
гармонии души и тела;
Мистицизм;
Нравственность как духовное понятие;
ЛАО-ЦЗЫ

ДАО
вечно и безымянно.
Хотя оно ничтожно,
но никто в мире
не может его подчинить себе.
_________
ДАО постоянно осуществляет
НЕДЕЯНИЕ,
однако нет ничего такого,
что бы оно не делало.
Содержание
великого ДЭ
подчиняется только
ДАО
ДАО
рождает (вещи),
ДЭ
вскармливает их,
взращивает их,
воспитывает их,
совершенствует их,
делает их зрелыми,
ухаживает за ними,
поддерживает их.

21. Синтоизм – национальная религия Японии

Синто = путь богов или путь духов;
Боги = духи;
Душа каждого человека после смерти становится КАМИ.
Отсутствие догм, строгого канона, мифологический и
мистический характер учения;
Культ природы, предков и героев;
Самосозерцание, мироощущение, эстетическое восприятие
действительности;
Гибкость религиозного сознания, эклектичность религии,
выраженная в соединении Синто с буддизмом и
конфуцианством

В прошлый раз мы разобрали религиозность японцев, а точнее ее отсутствие (дле тех, кто еще не ознакомился ). Давайте сегодня рассмотрим веру китайцев в нечто высшее. Китай - это огромная страна с многочисленным и очень разным населением, поэтому здесь выводы сделать сложнее. Однако возможно обрисовать общую картину происходящего.

Религий в этой азиатской стране хоть отбавляй, поэтому мы остановимся только на самых распространенных:

Конфуцианство

По факту не совсем религия, а скорее некий духовный кодекс, который структурирует общество, давая ему четкую иерархию подчинения: родители-дети, братья-братья, супруг-супруг, друзья-друзья, правитель-поданные. Никаких высших сил и загробной философии не предусмотрено, поэтому многие эксперты даже не рассматривают конфуцианство как религию. Но именно учение Конфуция заложено в основу всей современной культуры Китая и других стран Азии (Кореи, Японии, Вьетнама).

Даосизм

Одна из древнейших религий - более 2,5 тыс. лет. Зародилась в Китае, но активно практикуется и в Корее. Само название происходит от "дао" - сила, которая, по мнению даосистов, создала все вокруг нас. Это очень сложный концепт, поэтому вместо объяснений даосист должен посвятить себя простой и гармоничной жизни без излишеств и пустых размышлений. Это главный принцип - меньше ешь и меньше думай. Кроме того, любой конфликт считается крайне не желательной вещью, которую надо избегать всеми возможными силами.

Буддизм

Эта религия пришла в Китай из Индии и крепко закрепилась в обществе, в котором (как и в японском), по факту, не было комплексно структурированной веры. Если описать буддизм кратко: наш мир - это страдание, которое повторяется в постоянном круге реинкарнации. Чтобы выйти из круга - нужно просветление. Такое избавление от страданий можно получить ведя правильный и аскетичный образ жизни, находясь в контакте с "просветленными", цель которых в этой жизни помогать неофитам достичь просветления. Постепенно вы приближаетесь к нирване, что ведет к разрыву круга реинкарнации, а значит и избавлению от вечных страданий. В самом Китае существуют три основные ветви - китайский и тибетский буддизм, основанные на махаяне, и тхеравада.

Народные культы

Все начиналось как типичные языческие практики, однако за тысячилетия народная религия твердо сплилась с тремя религиями, которые описаны выше. В буддистских, конфуцианских и даосистских храмах всегда можно встретить классических китайских "божков", которые являются, в основе своей, обожествленными историческими личностями.

Христианство

Пришло вместе с европейцами, какой удивительный факт, не так ли? Основатель республики Сунь Ятсен и его наследник Чан Кай Ши были христианами и всеми силами продвигали свою веру. Однако после с поражением республиканцев и "восцарением" коммунистов христианство попало в гонения. На данный момент Китай создал свою католическую церковь, которая не подчинена Риму; полностью контролирует и периодически сравнивает с землей протестантские храмы; в 2020 Пекин собирается переписать Библию, чтобы сделать ее более созвучной китайскому материализму и идеологии "социалистического общества с китайской спецификой". Христиане дискриминируются и держат свою веру в секрете.

Ислам

Традиционно распространен среди народов запада страны - уйгуров, казахов, хуэйцев и других. До прошлого века все мусульмане имели одну фамилию - Ма. Во время гражданской войны почти все они воевали на стороне республиканцев, из-за чего попали в немилость. Сейчас в стране осуществляется постоянный контроль над исламом, а гонения на него еще сильнее, чем на христиан. Однажды моя китайская коллега сказала, что мусульмане - сумасшедшие. Это не удивительно, пропаганда пестрит очерняющими материалами, выставляя мусульман Китая за террористов при рождении. Не стоит даже говорить о том, что мечети сносятся с завидной регулярностью.

Как мы видим, традиционные китайские религии не входят полноценно в критерии своего термина. Они больше смахивают на философские дисциплины, что сделало возможным китайский синкретизм, а впоследствии и главный признак китайского общества - поголовный атеизм.

Статистика и итог

Как видно из статистики, религия для 74% китайцев - не более, чем традиция, в которую всерьез верить не стоит. Это произошло по причине пермаментной борьбы с верой на протяжении столетия, от Синхайской революции до наших дней.

Таким образом итоги здесь такие же, как и в случае с Японией. У обоих стран изначально не было комплексной веры в высшие силы, кроме языческих божков. В основе своей, в Китае развивалась не вера, а философия жизни, что и отразилось на проценте верующих сегодня.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о странах Азии.

В духовной жизни восточных цивилизаций религия играла огромную роль. Религиозные представления развивались в соответствии с эволюцией человеческого общества. Если в древнейший период существовали примитивные религиозные представления, то с развитием человеческой цивилизации религии становились все более развитыми и сложными. Религиозные идеи воплощались в мифах. Для почитания богов строились многочисленные храмы, которые обслуживали жрецы.

В древнейший период существования древневосточных цивилизаций господствовал политеизм — вера в существование множества богов. Люди считали, что каждый из богов покровительствует или определенной природной стихии, или какой-либо сфере жизни общества.


В Древнем Египте боги еще представлялись людям в виде животных. Впоследствии богов стали изображать с человеческим телом, но с головой животного. Традиция представлять богов в таком виде сохранялась на протяжении всего существования древнеегипетской цивилизации. Ученые нашли обоснование тому, почему то или иное животное связывалось с функциями определенного бога. Египтяне в древности разводили преимущественно крупный рогатый скот, и поэтому божества в образе коров или быков связывались с плодородием. Бог Анубис в образе шакала стал покровителем перехода людей в загробное царство: ведь именно шакалов-падальщиков можно было чаще всего увидеть рядом с умершими. Бог Тот, олицетворявший мудрость и покровительствовавший жрецам, представлялся в образе ибиса. Эта птица была связана с представлением о грамотности. А богиня-кошка Баст (Бастет) покровительствовала домашней жизни.

Египтяне почитали Солнце, связывая с ним идею существования мира и вселенской справедливости. Наиболее почитаемым божеством Солнца был бог Амон-Ра, которого представляли в человеческом образе.

С развитием государства и хозяйства появились и новые представления о богах. Земледельцам было необходимо объяснить чередование плодородных и неплодородных сезонов года. В Древнем Египте эту функцию выполнял миф об умирающем и воскресающем боге Осирисе и его супруге — богине Исиде. Осирис погиб от рук брата, который стремился стать фараоном. Исида сделала всё, чтобы, собрав части тела Осириса, обеспечить ему загробное существование. Возрождение Осириса в загробном царстве символизировало возрождение плодородия и природы. В поздних мифах Осирис приобрел также функции повелителя подземного царства мертвых, определявшего грехи и заслуги умерших.


Сильное государство требовало и сильного религиозного культа правителя. Фараон считался божеством, сыном бога Солнца Амона-Ра, его почитали как символ благосостояния и процветания страны, носителя высшей божественной силы. Во время важнейшего ритуала фараон бросал в Нил свиток папируса с приказом разливаться, таким образом олицетворяя собой силы плодородия страны. Религиозное представление о фараоне как о высшем божестве было важной чертой государственных культов Древнего Египта. Грандиозные усыпальницы фараонов — пирамиды — воплотили идею религиозного величия власти фараонов.

Жрецы многочисленных древнеегипетских храмов в честь множества богов постоянно конкурировали между собой. Однако даже самые влиятельные жреческие группы не могли рассчитывать на единовластие. Попытка введения культа единого бога Атона при фараоне Эхнатоне провалилась, и древнеегипетская религия до своего исчезновения оставалась политеистической.

В Месопотамии начало развития религиозных систем связано с шумерскими городами-государствами. Именно здесь возник пантеон богов, ставший основой местного политеизма. В дальнейшем аккадцы, вавилоняне, ассирийцы принимали этот пантеон, давали богам различные имена, однако добавляя в пантеон и свои божества. В итоге при всей сложности религиозных культов Месопотамии можно говорить о единой религиозной системе.

В шумерском пантеоне главенствующую роль играла триада богов: бог неба Ан (аккадцы и вавилоняне называли его Ану), божество вод и Мирового океана Энки (у аккадцев и вавилонян — Эа), бог земли Энлиль (у аккадцев и вавилонян — Эллиль, Бел).

Земледельческий культ также был представлен мифом об умирающем и воскресающем боге. Земледельческий миф о смене календарных сезонов рассказывал о богине любви и плодородия Инанне (у вавилонян и ассирийцев — Иштар), которая грустит, когда ее возлюбленный вынужден удалиться на время в загробное царство, — и в это время в мире происходит увядание. Но стоит ее любимому вернуться, как Инанна радуется и в мир возвращается плодородие.

В Древней Месопотамии считалось, что каждый город имел своего бога-покровителя. Здесь часто менялись политические лидеры, возвышались новые державы: шумерские города-государства, Аккад, Вавилония, Ассирия. Политические изменения вызывали и изменения в пантеоне богов. Побеждавший город навязывал всей стране своего бога, ставил его во главе пантеона. Самым ярким примером является Вавилон. С возвышением этого города местное божество Мардук, ранее малоизвестное, стало верховным божеством всего государства.

Жречество, как и в Египте, поклонялось многочисленным богам и не было объединено. Жрецы имели огромное влияние на месопотамское общество.

Таким образом, политеизм господствовал в религиозных верованиях древних египтян и жителей Месопотамии. В их религиях сохранялись очень древние его формы. Но возникли и новые идеи: с развитием земледелия появились объясняющие смену календарных сезонов мифы, а с усилением власти правителя появились мифы о ее божественном характере.

Читайте также: