Религия и культура кратко

Обновлено: 03.07.2024

Религия всегда имела большое значение для развития культуры в процессе цивилизации человечества. Религия и культура связаны тесно и неразрывно, и изменение верований сказывается на развитии культуры самым непосредственным образом. Например, влияние религии на античную культуру явило миру древнегреческую мифологию, которая, в свою очередь, породила античный театр и оказала большое влияние на европейскую культуру. Тициан, Шекспир, Моцарт, Рубенс не раз обращались к ней в своих творениях. Библейские мифы рождали все новые образы в искусстве, а евангельские сюжеты стали неисчерпаемым вдохновением для многих художников, поэтов и музыкантов.

Религия и культура слитны воедино с самого зарождения истории человечества. И о влиянии изменения религии на развитие культуры очень наглядно демонстрирует принятие Православия на Руси, которое вывело страну на совершенно новый уровень развития. Православие оставило свое наследство в культуре в виде храмового строительства, печатания книг, написания икон, изготовлением облачения. Все это относится к материальной культуре. Кроме этого, большой след оставила церковь в духовности народа. Здесь большое влияние на формирование сознательности оказали духовная музыка, проповеди и вероучения.

Роль религии в культуре неоспорима и существует такое мнение, что без религии не может быть и настоящей культуры. Христианин высокой культуры должен уподобляться Иисусу Христу, который не видел различий между народами, для него были лишь люди как таковые. Он должен иметь истинное милосердие, которое является движением души, а не исполнением своего долга и путем ко спасению. Он должен быть высоконравственным, терпимым и смиренным человеком, главным для которого в жизни является любовь ко всем людям, не осуждение и всепрощение.

Мы уже выяснили, что религия и культура имеют общие корни. Культура – это связь поколений, это культ предков. Античная культура оказала большое влияние на христианскую церковь, римская, в свою очередь – на католическую, византийская культура заняла значительное место в православной. Это сказывается в архитектуре храмов, в написании икон, в религиозной музыке и литературе. Через религиозную культуру церковь приобщает людей к миру искусства, развивает в них художественное восприятие.

Религия и культура неотделимы, так как религия оказывает достаточно большое влияние на светскую культуру, которой дарит художественные образы и сюжеты из своей истории. Отсутствие этих образов значительно обеднило бы эту самую культуру и лишило ее художественной выразительности. Еще с древних времен человек осознавал, что он идет по жизни не сам, что существуют те сверхъестественные силы, которые им руководят и управляют миром. То есть, с самого начала культура находилась под влияние религии, сначала примитивной и чисто интуитивной, затем более высокой и сознанной.

Религия удерживает общество в неких границах культурной модели, она – ключ к истории. Невозможно понять культуру общества, не зная религии, которая за ней стоит. Религиозным вдохновением создавались первые художественные образы в литературе, в возведении храмов и изготовлении скульптур. Стремление к высшим силам и их покровительству в примитивных религиях порождали шаманов и священные танцы, в высших – создание храмов, икон и божественной литургии. Поэтому каждая великая культура представляет собой тандем божественного движения и человеческого.


На этом уроке мы с вами познакомимся с такими понятиями, как культура и религия, и узнаем, как они связаны между собой. Поговорим о том, почему человек поступает так, а не иначе, как люди различают добро и зло.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Культура и религия"


К — красота

У — уникальность

Л — личность

У — устои, уважение

Р — развитие

А — архитектура

Древнейшим предметом культуры стал обработанный первобытным человеком осколок кремния, превратившийся в первое орудие труда. Человек создавал новые орудия труда и осваивал новые виды деятельности. Овладение огнём позволило ему не только обогреваться, но и по-другому охотиться и готовить пищу. Он смог обжигать глину, обрабатывать металлы, одомашнил животных, а позже научился и первым приёмам земледелия. Первоначальная потребность в усовершенствованиях ради выживания постепенно стала сочетаться со стремлением к комфорту, а бытовые предметы приобрели декоративные элементы.


То есть то, что человек меняет и создаёт в мире своим трудом, и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре — это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина.


Культура бывает материальная и духовная. К материальной культуре мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, всё, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы.

Когда мы говорим о духовной культуре, мы имеем в виду всё, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, учёные, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.

Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.


Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передаётся от одних людей к другим. Культуру создают люди, а затем уже эта культура создаёт условия жизни людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.

Люди учатся не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей вы учитесь не только на уроках. И это тоже часть культуры.

Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт.

Религия — это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок.


Религия — это часть культуры, включающая памятники материальной культуры и многовековой опыт духовной культуры человечества. Религия определяет поведение и образ жизни человека, его мировоззрение.

Мировоззрение — это система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов.

Религия говорит, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей вера в Бога становится настолько глубокой, что определяет их поведение и культуру.


Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя — кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

— Работай! За тебя люди молятся!

Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

— А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Мы всегда считали это слово просто культурным, оказывается, у верующих людей это маленькая молитва.

В конце нашего урока попробуйте ответить на следующие вопросы.

1. Что такое культура?

2. Что такое религия?

3. Какие черты русской православной культуры XVII века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Какие из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании и в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих систем, включает в систему “мир-человек” дополнительное опосредующее образование — сакральный мир, соотнося с этим миром свои представления о бытии в целом и целях человеческого бытия. Функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческая функция религии называется смыслополагающей или функцией “значений”. По определению американского социолога религии Р. Беллы, “религия есть символическая система для восприятия целостного мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные значения”. Человек становится слабым, беспомощным, пребывает в растерянности, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. А знание человека, зачем он живет, каков смысл происходящих событий, делает его сильным, помогает преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно встретить смерть, так как эти страдания, смерть наполнены для религиозного человека определенным смыслом.

С мировоззренческой функцией религии тесно связана легитимизирующая (узаконивающая) функция. Теоретическое обоснование этой функции осуществил крупнейший американский социолог Т. Парсонс. По его мнению, социокультурное сообщество не способно существовать, если не обеспечено определенное ограничение действий его членов, постановка их в определенные рамки (лимитирование), соблюдение и следование определенным узаконенным образцам поведения. Конкретные образцы, ценности и нормы поведения вырабатывают морально-правовая и эстетическая системы. Религия же осуществляет легитимизацию, т е. обоснование и узаконивание существования самого ценностно-нормативного порядка. Именно религия дает ответ на главный вопрос всех ценностно-нормативных систем: являются ли они продуктом общественного развития и, следовательно, имеют относительный характер, могут изменяться в различных социокультурных средах или же они имеют надобщественную, надчеловеческую природу, “укоренены”, базируются на чем-то непреходящем, абсолютном, вечном. Религиозный ответ на этот вопрос обусловливает превращение религии в базовую основу не отдельных ценностей, норм и образцов поведения, а всего социокультурного порядка.

Итак, основная функция религии состоит в придании нормам, ценностям и образцам овладения характера абсолютного, неизменного, независящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д., укоренение человеческой культуры в трансцендентное. Эта функция реализуется через формирование духовной жизни человека.

Духовность — это область связи человека с Абсолютом, с Бытием как таковым. Эту связь оформляет религия. Она имеет вселенское космическое измерение. Возникновение и функционирование религии — это ответ человека на потребность в равновесии и гармонии с миром. Религия формирует у человека чувство независимости и уверенности в себе. Верующий человек через веру в Бога преодолевает чувство беспомощности и неуверенности по отношению к природе и социуму. С позиций религиозной духовности утверждается, что силы, управляющие миром, не могут полностью детерминировать человека, напротив, человек может стать свободным от принудительного воздействия сил природы и социума. В нем заложено трансцендентное начало по отношению к этим силам, которое позволяет человеку освобождаться от тирании всех этих безличных или надличностных сил.




Основу религии составляет культовая система. Поэтому становление религии как социального института должно быть представлено как процесс институционализации религиозных культовых систем. В первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального производства и общественной жизни, а культовые обряды еще не были самостоятельным видом деятельности. Как отмечается в этнографической литературе, у австралийцев, задержавшихся на примитивной стадии развития, не было профессионального духовенства. Однако по мере усложнения общественной жизни выделяются специалисты по проведению культовых действий: колдуны, шаманы и т. д. Следующий этап в процессе инcтитуционализации связан с зарождением системы общественной организации, при которой руководители общин, старейшины племен и другие деятели, осуществляющие функции управления, одновременно играли ведущую роль в религиозной жизни общины. В Древней Греции на стадии разложения родового строя военный руководитель являлся одновременно и верховным жрецом. Это связано с тем обстоятельством, что вся общественная жизнь на данном этапе была сакрализована. Все наиболее важные события внутриобщинной жизни и межобщинных отношений сопровождались совершением культовых действий. Однако здесь еще имеет место совпадение религиозной и социальной общности. Становление раннеклассового общества приводит к существенному усложнению общественной жизни, в том числе и религиозных представлений, а также к изменению социальных функций религии. На передний план выходит задача по обеспечению регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих классов, доказательства сверхъестественного происхождения власти правителей. Начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий – богослужение и вместе с ним организация служителей культа – жреческие корпорации. По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного сознания и социальных институтов, связанное также с усложнением религиозного сознания и культовой деятельности, приводит к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синтетических отношений и институтов. Постепенно вместе с самоопределением других надстроенных систем происходит самоопределение религиозной системы.

В памятниках христианской, буддийской и исламской культуры люди и сегодня находят современный, общечеловеческий смысл, ответы на многие вопросы.

План семинара № 6

1. Сущность религии. Ее функции.

2. Взаимодействие религии и культуры в истории человечества.

3. Христианство и культура.

4. Исламская культура

Основные понятия: религиозное сознание, религиозная практика, откровение, боговоплощение, искупление, воскресение, вознесение, крещение, евхаристия, грех, покаяние, литургия, католицизм, православие, протестантизм, Троица, духовенство, монашество, монастыри, ислам, Коран, Сунна, Аллах, шариат, хадж, мечеть, суннизм, суфизм, каллиграфия.

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании и в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих систем, включает в систему “мир-человек” дополнительное опосредующее образование — сакральный мир, соотнося с этим миром свои представления о бытии в целом и целях человеческого бытия. Функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческая функция религии называется смыслополагающей или функцией “значений”. По определению американского социолога религии Р. Беллы, “религия есть символическая система для восприятия целостного мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные значения”. Человек становится слабым, беспомощным, пребывает в растерянности, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. А знание человека, зачем он живет, каков смысл происходящих событий, делает его сильным, помогает преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно встретить смерть, так как эти страдания, смерть наполнены для религиозного человека определенным смыслом.

С мировоззренческой функцией религии тесно связана легитимизирующая (узаконивающая) функция. Теоретическое обоснование этой функции осуществил крупнейший американский социолог Т. Парсонс. По его мнению, социокультурное сообщество не способно существовать, если не обеспечено определенное ограничение действий его членов, постановка их в определенные рамки (лимитирование), соблюдение и следование определенным узаконенным образцам поведения. Конкретные образцы, ценности и нормы поведения вырабатывают морально-правовая и эстетическая системы. Религия же осуществляет легитимизацию, т е. обоснование и узаконивание существования самого ценностно-нормативного порядка. Именно религия дает ответ на главный вопрос всех ценностно-нормативных систем: являются ли они продуктом общественного развития и, следовательно, имеют относительный характер, могут изменяться в различных социокультурных средах или же они имеют надобщественную, надчеловеческую природу, “укоренены”, базируются на чем-то непреходящем, абсолютном, вечном. Религиозный ответ на этот вопрос обусловливает превращение религии в базовую основу не отдельных ценностей, норм и образцов поведения, а всего социокультурного порядка.

Итак, основная функция религии состоит в придании нормам, ценностям и образцам овладения характера абсолютного, неизменного, независящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д., укоренение человеческой культуры в трансцендентное. Эта функция реализуется через формирование духовной жизни человека.

Духовность — это область связи человека с Абсолютом, с Бытием как таковым. Эту связь оформляет религия. Она имеет вселенское космическое измерение. Возникновение и функционирование религии — это ответ человека на потребность в равновесии и гармонии с миром. Религия формирует у человека чувство независимости и уверенности в себе. Верующий человек через веру в Бога преодолевает чувство беспомощности и неуверенности по отношению к природе и социуму. С позиций религиозной духовности утверждается, что силы, управляющие миром, не могут полностью детерминировать человека, напротив, человек может стать свободным от принудительного воздействия сил природы и социума. В нем заложено трансцендентное начало по отношению к этим силам, которое позволяет человеку освобождаться от тирании всех этих безличных или надличностных сил.

Основу религии составляет культовая система. Поэтому становление религии как социального института должно быть представлено как процесс институционализации религиозных культовых систем. В первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального производства и общественной жизни, а культовые обряды еще не были самостоятельным видом деятельности. Как отмечается в этнографической литературе, у австралийцев, задержавшихся на примитивной стадии развития, не было профессионального духовенства. Однако по мере усложнения общественной жизни выделяются специалисты по проведению культовых действий: колдуны, шаманы и т. д. Следующий этап в процессе инcтитуционализации связан с зарождением системы общественной организации, при которой руководители общин, старейшины племен и другие деятели, осуществляющие функции управления, одновременно играли ведущую роль в религиозной жизни общины. В Древней Греции на стадии разложения родового строя военный руководитель являлся одновременно и верховным жрецом. Это связано с тем обстоятельством, что вся общественная жизнь на данном этапе была сакрализована. Все наиболее важные события внутриобщинной жизни и межобщинных отношений сопровождались совершением культовых действий. Однако здесь еще имеет место совпадение религиозной и социальной общности. Становление раннеклассового общества приводит к существенному усложнению общественной жизни, в том числе и религиозных представлений, а также к изменению социальных функций религии. На передний план выходит задача по обеспечению регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих классов, доказательства сверхъестественного происхождения власти правителей. Начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий – богослужение и вместе с ним организация служителей культа – жреческие корпорации. По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного сознания и социальных институтов, связанное также с усложнением религиозного сознания и культовой деятельности, приводит к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синтетических отношений и институтов. Постепенно вместе с самоопределением других надстроенных систем происходит самоопределение религиозной системы.

В памятниках христианской, буддийской и исламской культуры люди и сегодня находят современный, общечеловеческий смысл, ответы на многие вопросы.

План семинара № 6

1. Сущность религии. Ее функции.

2. Взаимодействие религии и культуры в истории человечества.

3. Христианство и культура.

4. Исламская культура

Основные понятия: религиозное сознание, религиозная практика, откровение, боговоплощение, искупление, воскресение, вознесение, крещение, евхаристия, грех, покаяние, литургия, католицизм, православие, протестантизм, Троица, духовенство, монашество, монастыри, ислам, Коран, Сунна, Аллах, шариат, хадж, мечеть, суннизм, суфизм, каллиграфия.

Религия и культура - это всего лишь две из тесно связанных между собой проблем в этом мире, но на самом деле разные по своему характеру и определению. Было несколько теорий, предполагающих связь двух таких, как религия, являющаяся центром культуры. Однако мы никогда не можем отрицать тот факт, что некоторые культуры также могут быть отключены от любой формы религии в обществе. В этой статье мы увидим их отдельные определения и их основные различия. Читайте дальше и делайте заметки, если хотите.


Что такое религия?

Религия - это отношение каждого человека к духовным вещам, которые они считают святыми и достойными своего наивысшего почтения. Это также считается средством, которое приносит людям комфорт, когда они имеют дело с истиной жизни и смерти, и все, что между ними. Многие религии в мире высоко оценивают свои священные тексты как авторитет и руководство для духовных и нравственных действий.

Большинство проблем, известных как молитвы религиозных людей, направляются к богам и духам, которым они верят. Они выступают в религиозных действиях, таких как медитации и ритуалы, которые в основном делаются в учреждениях, в которых также участвуют другие верующие и верующие. Из-за этого религия стала основой большинства людей в каждом обществе даже в начале тех времен, когда анимизм был распространен.

Религия помогает людям понять стихийные бедствия, происходящие вокруг них. Эта концепция каким-то образом дает им объяснения феноменом, таким как наводнение, землетрясение и тому подобное. Система моральных и этических ценностей людей также основана на религии, которую они практикуют в обществе. Другими словами, религия имеет смысл событий в жизни каждого человека или верующего.

Это всегда было основополагающим в религиозном отношении, чтобы поклоняться и служить Богу или в случае других религий, во многих богах. Вещи, которые передают моральные стандарты религии, принимаются, а те, которые не считаются аморальными, религиозные люди не хотят связываться с ними.

Религии имеют задние рассказы, которые являются священными, и эти лакомые кусочки истории сохраняются в Священных Писаниях, представлениях и святилищах. Люди, которые верят в религию, обычно называют религиологами. Есть люди, которые следуют не только одной, но и нескольким религиям в определенное время. Три из мировых религий, которые имеют наибольшее число последователей, - это христианство, ислам и индуизм.


Что такое культура?

Культура - это социальное наследие каждого человека, которое включает в себя знания, которые они приобрели за годы совместной жизни в одном конкретном обществе. Когда человек полностью понимает концепцию культуры, он или она могут легко определить, почему люди в одной области ведут себя определенным образом, что они всегда делают.

Люди обычно спрашивают, почему какое-то общество одевается таким образом, так говорит, верит и практикует то или это. Культура определенно отвечает на все это в идеальном смысле. Причина, по которой люди демонстрируют особые традиции и обычаи в своем сообществе, - это культура, которая является их общим знанием.

Когда дело доходит до материального аспекта культуры, здесь также включаются механизмы и реликвии людей, поскольку эти вещи отражают то, что их культура действительно находится в данном обществе. Чтобы добавить к списку вещей, которые отражают культуру, это народный язык, архитектура, одежда, приветствия или взаимодействия с другими, привычками питания и другими традициями. Другими словами, культура подсказывает нам, как эти люди совершенствуются до совершенства в течение прошедших лет.

Однако упомянутые выше вещи являются лишь физической частью определенной культуры. То, что действительно ближе к культурному взгляду человечества, - это то, как люди осознают себя. Это знание приобретается, а не только генетический результат, который развивается при рождении. Это означает, что каждый человек в обществе устанавливает знакомство с событиями вокруг него и в конечном итоге превращает его в традицию. Это то, что составляет культуру, которая включает религию как одно из ее многочисленных подмножеств.

Разница между культурой и религией

  1. Смущенный, поскольку некоторые люди могут быть в своих характеристиках, но реальность - это религия, которая является лишь одним из множества подмножеств культуры, а не наоборот. Культура - это большая картина.
  2. Культура - это совокупность знаний, приобретенных людьми через годы совместной жизни в одном обществе, а религия - это система убеждений, направленная на высшее божество, и все же это то, что может или не может быть принято каждым человеком в культуре. Два человека могут иметь одну и ту же культуру и тем не менее практиковать разные религиозные практики.
  3. Культура фокусируется на людях, которые являются ее социальным наследием, а религия связана с Богом или Создателем всей вселенной.
  4. Культура связана с эволюцией людей и их убеждений и практик.С другой стороны, религия полностью озабочена откровением, которое исходит от Высшего Существа к людям.
  5. Существование религии формально написано в священных писаниях, которые пришли от Бога; в то время как культура более практична, так как поведение людей в сообществе показывает, какая у них культура.
  6. Культура имеет тенденцию меняться с течением времени, в то время как основы религии фиксируются с самого начала.

Таблица сравнения культуры Vs. религия


Резюме культуры Vs. религия

Чтобы обобщить все, что обсуждалось в этой статье, легче проиллюстрировать, что религию можно сравнить с рукописью, в то время как культура относится к поправкам, когда рукопись хранится.

Читайте также: