Религиозный состав аргентины кратко

Обновлено: 04.07.2024

Авторы: А. С. Сысоева (Общие сведения, Население, Хозяйство), С. В. Рябов (Государственный строй), Н. О. Тельнова (Природа: физико-географический очерк), В. П. Казаков (Исторический очерк), В. А. Башилов (Исторический очерк: история до нач. 16 в.), Г. А. Налётов (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), В. И. Линдер (Спорт), Е. И. Дворцова, Г. В. Прутцков (Средства массовой информации), М. Ф. Надъярных (Литература), Л. И. Тананаева (Архитектура и изобразительное искусство), Н. С. Константинова, В. А. Погадаев (Театр), Т. Н. Ветрова, В. А. Погадаев (Кино) Авторы: А. С. Сысоева (Общие сведения, Население, Хозяйство), С. В. Рябов (Государственный строй), Н. О. Тельнова (Природа: физико-географический очерк); >>

АРГЕНТИ́НА (Ar­gen­tina), Ар­ген­тин­ская Рес­пуб­ли­ка (Re­p ú b­lica Ar­gen­tina).

население Аргентины

Численность и этнический состав населения Аргентины

Численность населения Аргентины на октябрь 2021 года составляет 45 834 294 человека. Подавляющее большинство жителей страны — потомки смешения европейских мигрантов с местным индейским населением и неграми-рабами из Африки. Современное население сформировалось в ходе двух важных процессов: смешение во времена колониального периода и массовой европейской иммиграции. Так, до прихода испанцев Аргентину населяли относительно немногочисленные индейские племена. После истребления большей части мужчин, испанские колонисты вступили в браки с местными индейскими и завезёнными африканскими женщинами, сформировав класс метисов-гаучо.

Массовая европейская иммиграция в Аргентину пришлась на 1880—1940-е годы. В ней преобладали итальянцы — 48 %; выходцы из Испании — 40 %; остальные 12 % — немцы, французы, хорваты, украинцы, поляки, ирландцы, арабы и другие национальности. В последнее время значительно увеличилось количество мигрантов из Перу, Боливии, Парагвая, Уругвая, Африки.

Современный этнический состав населения Аргентины выглядит так: потомки европейских иммигрантов — испанцев, итальянцев, британцев, французов — составляют около 87 %; метисы — 6 %; арабы — 3,3 %. Коренное население — индейцы составляют 1,6 % от общей численности населения Аргентины, самыми многочисленными из которых являются племена колья, мапуче и тоба. Кроме того, в стране проживают поляки, украинцы, немцы, португальцы, французы и русские.

Языки Аргентины

Во времена испанского завоевания аргентинских земель большая часть коренных языков местных индейцев была утрачена. Два языка, кечуа и гуарани, стали лингва-франка (язык, используемый в качестве межэтнического общения). На кечуа говорили в основном в северо-западных и центральных провинциях, а язык гуарани можно было услышать чаще всего на северо-востоке.

Помимо региональных вариаций испанского языка и языков коренных народов, аргентинцы часто используют в своей речи лунфардо (особый жаргон испанского языка). Также широко распространены немецкий, английский, французский и итальянский языки.

Религия в Аргентине

В Аргентине провозглашена полная свобода вероисповедания. Большинство жителей страны (78%) — христиане: 63% — католики и 15% — протестанты. Еще около 2% населения исповедуют иудаизм.

Население Аргентины продолжает расти, но более медленными темпами, из-за постоянно уменьшающейся рождаемости. Снижение рождаемости в Аргентине началось раньше, чем в других странах Латинской Америки; самое сильное снижение происходило с начала 20 века и до 1950-х гг., после чего снижение стало более плавным. Продолжительность жизни увеличивается, особенно среди молодого населения и бедного населения Аргентины. Хотя численный состав населения до 15 лет уменьшается, численность молодежи (в возрасте от 15 до 24 лет) на данный момент является наибольшей в истории Аргентины, что поможет увеличить трудоспособное население. Если эта большая часть трудоспособного населения будет хорошо обучена и хорошо трудоустроена, в Аргентине, вероятнее всего, произойдет экономический рост. Хотя уровень грамотности и начального образования в стране почти соответствует международному, есть проблема второгодничества, и низкой конкурентоспособности средних школ. Обе эти проблемы сильно варьируются по значимости, в зависимости от региона, и социально-экономической группы.

Бо́льшую часть своей истории Аргентина была, преимущественно, страной иммигрантов, куда зачастую приезжали европейцы, после получения страной независимости в 19 веке; особенно много иммигрантов приезжало из Испании и Италии. Иммиграция из Европы прекратилась в 1950-х гг., когда из-за военной диктатуры в Аргентине были ужесточены правила иммиграции, и европейские экономики восстановились. Однако региональная миграция продолжилась - подобные мигранты пополняли ряды низкоквалифицированной рабочей силы, и сегодня они составляют три четверти всех иммигрантов в Аргентине. Первая волна высококвалифицированных эмигрантов из Аргентины направлялась, главным образом, в Соединенные Штаты и Испанию, в 1960-х и 1970-х гг. Продолжающийся европейский экономический кризис вынуждает некоторых бывших аргентинских граждан и граждан других латиноамериканских стран вернуться, а также побуждает иммигрантов из Европы перебираться в Южную Америку, и, в первую очередь, в Аргентину.

Возрастной состав населения Аргентины

0-14 лет: 24,9%
15-24 лет: 15,7%
25-54 лет: 38,9%
55-64 лет: 9,1%
65 лет и старше: 11,4%
(оценка 2014)

всего: 31,2 лет
мужчины: 30,1 лет
женщины: 32,3 лет
(оценка 2014)

[Аргентинская Республика; испан. La República Argentina], гос-во в Юж. Америке. Территория: 2780,4 кв. км. Столица: Буэнос-Айрес (с пригородами 11 298 тыс. чел.). Крупнейшие города: Кордова (1208 тыс.), Санта-Фе (1118 тыс.), Сан-Хусто (Ла-Матанса) (1120 тыс.), Мендоса (770 тыс.). Гос. язык: испанский. География. На востоке омывается Атлантическим океаном и граничит с Уругваем и Бразилией, на западе - с Чили, на севере с Боливией. По зап. границе страны тянутся хребты Анд с высочайшей в Америке вершиной Аконкагуа (6960 м) и просторы лесостепи. Бо́льшую часть территории занимают равнины Чако-Аустраль и Пампы. Население: 39, 5 млн. (2005). Аргентинцы - в основном потомки переселенцев из Испании и Италии. Индейское население (отчасти смешанное) составляет 4,5%, причем представители исконных народностей (мапучес, коллас, тобас, матакос) - 1%. Наиболее многочисленное в Лат. Америке поселение евреев - 250 тыс. (0,7%, 2/3 живут в Буэнос-Айресе). Между 1857 и 1950 гг. в А. прибыли более 4 млн. иммигрантов, в основном европейцы, 1,5 млн. из них - в первые годы после второй мировой войны. В стране имеются крупные колонии немцев; проживают ирландцы, поляки, арабы, русские. Укр. поселенцы стали приезжать с кон. XIX в. Основная масса населения сосредоточена в центральных и сев. районах страны. 88% населения живет в городах. Гос. устройство. А.- федеративная республика с президентской формой правления. Состоит из 23 провинций и столичного федерального округа. Глава исполнительной власти - Президент аргентинской нации. Каждая из провинций имеет свою конституцию, составленную в соответствии с принципами общенациональной конституции, а также свои законодательные собрания и органы местного самоуправления. Федеральная форма правления во многом ограничивает автономию провинций и сохраняет довольно сильную центральную власть. Высший законодательный орган - Национальный конгресс, состоящий из палаты депутатов и сената. Основной закон - Конституция, принятая в 1853 г. и действующая поныне с многочисленными поправками (последние внесены в 1994).


Религия

Католики составляют 89% населения (2001). Католич. Церковь имеет в А. 13 архиеп-ств (Баия-Бланка, Буэнос-Айрес, Кордова, Корриентес, Ла-Плата, Мендоса, Парана, Ресистенция, Росарио, Сальта, Сан-Хуан, Санта-Фе, Сан-Мигель-де-Тукуман), к-рые включают 46 еп-ств; 3 прелатуры. Высший орган католич. Церкви в А.- Национальная конференция епископов. Иерархия Церкви представлена 23 архиепископами, в т. ч. 2 кардиналами, 78 епископами (2001).

Католиков вост. обряда объединяют Украинская епархия (центр - Буэнос-Айрес) и Маронитская епархия (Центр - Асунсьон, Парагвай).

Правосл. Церковь

РПЦ представлена Аргентинской и Южноамериканской епархией (митр. Платон (Удовенко)), в состав к-рой на территории А. входят 6 приходов с действующими храмами и 2 общины, храмы к-рых строятся; центр епархии - Буэнос-Айрес.

В А. действует Русская православная Церковь за границей (15 приходов), К-польский Патриархат, Антиохийский патриархат. Прихожанами правосл. церквей являются выходцы из России, Греции, Ливана, Румынии, Сирии, Украины, Югославии.

Митрополия Буэнос-Айреса К-польского Патриархата основана в 1996 г. после отделения от Американской архиепископии; юрисдикция митрополии распространяется на территории А., Бразилии, Парагвая, Уругвая, Чили. На территории А. она имеет 9 приходов. Антиохийский патриархат представлен Аргентинской епархией с кафедрой в Буэнос-Айресе.

Армянская Апостольская Церковь

Имеет в стране Аргентинскую епархию.

Англикан. Церковь

(The Angliсan Church of the Southern Cone of America) объединяет англикан А., Боливии, Бразилии, Парагвая, Уругвая и Чили (22 490 чел.), входит в состав Англиканского Содружества.

Протестант. церкви и секты

(2%) - лютеране, кальвинисты, пятидесятники, баптисты (0,16% - 1998), адвентисты седьмого дня и др.

Иудеев

Мусульман

- 0,2%. В период с 1986 по 2000 г. число приверженцев ислама (в основном палестинцы и др. араб. иммигранты) снизилось с 500 до 70 тыс. (с 2 до 0,2%).

История христианства в А.

История А. начинается с испан. колонизации южноамер. континента. Первое поселение испанцев на территории нынешней А. относится к 1527 г. Открытие и завоевание земель индейского населения проходило в основном вдоль р. Ла-Плата. В 1536 г. крупная испан. экспедиция численностью в 1,5 тыс. чел., в т. ч. 8 священников, во главе с грандом Педро де Мендосой прибыла к устью Ла-Платы. В том же году ими была предпринята попытка, окончившаяся неудачей, основать поселение Буэнос-Айрес- буд. столицу А. Город заложен в 1580 г. Колонизаторы проникали на территорию совр. А. также с северо-запада (Перу) и с запада (Чили). Завоеванные ими земли соответственно оказывались в подчинении вице-короля Перу и губернатора Чили. К кон. XVI в. в основном закончился процесс основания испан. колоний, завоевания индейских земель и покорения индейских племен на территории совр. А. В нач. XVII в. было учреждено генерал-губернаторство Ла-Плата, находившееся в подчинении вице-короля Перу. В 1776 г. создано самостоятельное вице-королевство Ла-Плата, включавшее территории совр. А., Боливии, Парагвая, Уругвая. В 1810 г. началась война за независимость от испан. короны. Вновь созданное гос-во по конституции 1826 г. получило название Федеративная Республика Аргентина.

Католичество

В составе уже первых экспедиций колонизаторов на территорию А. были католич. священники. В 1519 г. была отслужена первая месса. Поскольку территория А. в начальный колониальный период была приписана к вице-королевству Перу, то она входила в еп-ство г. Куско (Перу). Первое еп-ство Рио-де-ла-Плата организовано в кон. 40-х гг. XVI в., но приписано было к Асунсьону (Парагвай). Масштабная евангелизация населения началась с 70-х гг. Тогда же появилось первое самостоятельное аргентинское еп-ство Кордова в Тукумане (провинция А.). Обращением индейцев в католичество занимались монашеские ордена францисканцев (с 1539), доминиканцев и иезуитов (с 1586).

Особую роль играл орден иезуитов. На территории, где отсутствовала испан. администрация, в 1609 г. они создали т. н. Иезуитскую республику с высочайшего позволения испан. короны. Власть осуществляли члены ордена. Установленные здесь порядки и образ жизни туземцев отличались в лучшую сторону от тех, что установили испан. наместники и их окружение в др. регионах. Приобщая индейцев-гуарани к европ. культуре и хозяйственным навыкам, иезуиты установили жесткую дисциплину. В XVIII в. под их контролем находилось ок. 300 тыс. индейцев.

В 1759 г. королем Португалии, а в 1767 г. королем Испании были приняты решения по изгнанию иезуитов из их гос-в и колоний. Причиной стали приобретенное экономическое и политическое могущество ордена, самостоятельность, глубокая вовлеченность в дворцовые интриги. Орден не облагался никакими налогами в пользу гос-ва, не подчинялся не только светской власти, но и власти епископов, признавая только власть генерала ордена и папы. В 1768 г. иезуитские миссии были переданы в гражданское управление.

К 1810 г.- началу войны за независимость - численность населения А. едва достигала 400 тыс. Церковь включала 3 еп-ства. Война и последующее гос. строительство привели к пересмотру отношений между гос-вом и Церковью и внесли раскол в ряды духовенства и мирян. Одни священнослужители, в основном архиереи - испанцы по происхождению, встали на защиту колониального режима. Другие, в большинстве креолы, приветствовали участников освободительного движения и присоединились к ним; нек-рые из них вошли в Патриотическую хунту, организованную лидерами движения, заседали в народных ассамблеях. Под главенством свящ. Каэтано Родригеса была составлена Декларация независимости. Духовенство, поддержавшее борьбу за независимость, оказывало и материальную помощь движению.

Конституционная ассамблея в 1813 г. приняла решения, ставившие аргентинскую Церковь и монашеские ордена в независимое положение от церковных властей вне пределов Объединенных провинций Рио-де-ла-Платы, т. е. порывались связи с Испанией и Ватиканом. Был принят и ряд др. ограничительных мер, включая роспуск трибунала инквизиции. В 1818 г. представителям духовенства, не принявшим аргентинского гражданства, предписывалось покинуть страну. Первая конституция (1819) А. (тогда еще Объединенных провинций Рио-де-ла-Платы) утвердила католицизм, представлявший традиц. религию в стране, гос. религией, а также унаследованное от испан. короны право патроната над Церковью. Допускалось церковное представительство в сенате; архиепископы и епископы становились субъектами гражданского судебного права.

В 1822 г. были проведены кардинальные реформы. Инициатором реформ в отношении Церкви стал главный министр правительства Б. Ривадавия. Отменялась церковная десятина, Церкви гарантировалось обеспечение из общественного бюджета; были приняты дисциплинарные меры в отношении религ. орденов и мон-рей: нек-рые из них были запрещены, а их собственность конфискована, собственность остальных бралась под правительственный контроль. Независимое гос-во стремилось т. о. поставить Церковь на службу своим интересам.

В 1865 г. еп-ство Буэнос-Айрес, входившее в юрисдикцию архиеп-ства Чаркас (Боливия, совр. Сукре), было возведено в ранг архиеп-ства, т. о. Церковь в А. стала независимой от боливийской митрополии.

На деятельность католич. Церкви в последующие десятилетия XX в. наложили отпечаток как политические события в А., так и процессы, происходившие в Римско-католической Церкви, начало к-рым было положено Ватиканским II Cобором (1962-1965).

За период с 1955 по 1976 г. в А. сменилось 12 глав гос-ва (6 из них - с 1970 по 1976), нек-рые пребывали на высшем гос. посту лишь неск. месяцев, половина из них были армейскими генералами. Ответом на тяжелое экономическое положение в стране стали забастовки, в т. ч. общенациональные, число участников к-рых доходило до 5 млн. чел.

В 1983 г. в результате всеобщих выборов к власти пришло гражданское правительство. В обмен на обещание не преследовать военных за совершенные ими преступления армия отказалась от вмешательства в политику. Механизмы правового демократического гос-ва в А. были восстановлены.

В 1987 г. состоялся визит в А. папы Римского Иоанна Павла II. Он посетил неск. городов и сельских р-нов. В своих многочисленных выступлениях касался вопросов гражданских прав, религ. практики и евангелизации, социальных проблем.

Православие

В 20-60-х гг. ХХ в. в А. существовали также приходы Американского Митрополичьего округа, Украинской автокефальной Церкви.

Протестантизм

В среде иммигрантов - технических специалистов, чиновников, мелких и средних буржуа - значительная часть придерживалась протестантизма. С ними приезжали и пасторы. Изначально протестант. общины имели этнический характер. Немцы исповедовали лютеранство, англичане - англиканство, американцы были в основном методистами и баптистами.

Законодательство по вопросам религии

За президентом сохранено право национального церковного патроната. Вопросы религии являются компетенцией Мин-ва иностранных дел и культов. Его функции, в частности, включают распределение субсидий церквам и их регистрацию. Гос-во выделяет ежегодные ассигнования иерархии, кафедральным соборам, семинариям, миссиям. Священники кафедральных соборов считаются гос. служащими и получают зарплату. Низший клир и благотворительные институты не имеют гос. субсидий и существуют за счет пожертвований верующих. Церковь обладает большой собственностью. Из церковных владений национализированы кафедральные соборы.\tab

Общее образование в А. светское. Преподавание религ. дисциплин допускается только с разрешения родителей и вне регулярных занятий. Церковь имеет многочисленные образовательные учреждения от низшей ступени и до ун-тов. Программы всех гос., частных и церковных учебных заведений 2-й ступени одинаковы, чтобы учащиеся могли поступить в высшие учебные заведения, имея равный уровень знаний.

Лит.: Zuretti J . S . Historia ecclesiastica Argentina. Buenos Aires, 1945; Bruno C . El Derecho público de la Iglesia en la Argentina. Buenos Aires, 1956. 2 vol.; Furlong G . La Tradición religiosa en la escuela Argentina. Buenos Aires, 1957; Очерки истории Аргентины. М., 1961; Васько А . Г . Русская Православная Церковь в Аргентине // ЖМП. 1966. № 1. С. 20-22; Mecham J . L . Church and State in Latin America: A History of Politico-Ecclesiastical Relations. Chapel Hill, 1966. P. 3-87, 225-251; Croatto J . S . , Boasso F . El Catolicismo popular en la Argentina. Buenos Aires, 1969; Андронова В . П . Церковь и просвещение в Латинской Америке. М., 1972; она же . Евангелическая экспансия в Латинскую Америку // Очерки истории западного протестантизма: Сб. М., 1995. С. 191-212; Аргентина: Тенденции экономического и социально-политического развития. М., 1980; Григулевич И . Р . Церковь и олигархия в Латинской Америке, 1810-1959. М., 1981; Barret . Encyclopedia. P. 147-151; Constitución de la Nación Argentina (22 de agosto de 1994). Santa Fe, 1994; Anuario estadístico de América Latina y el Caribe / Nationes Unidos. [Santiago (Chile)], 2000; Statistical abstract of Latin America. Los Ang., 2000. Vol. 36. P. 280-300; Catholic Almanac, 2001. Huntington (Indiana), 2001. P. 307.

Читайте также: