Религиозный радикализм это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Иерей Алексий (Алексей Владимирович Елисеев) — помощник начальника территориального Управления ФСИН России по организации работы с верующими УФСИН РОССИИ по Свердловской области и городу Екатеринбургу. Представляем вашему вниманию его доклад о религиозном радикализме и его последствиях для России, прочитанный на собрании сотрудников ГУФСИН России по Свердловской области в рамках регулярных занятий по строевой подготовке в понедельник 11 апреля. Тема эта в данный момент более чем когда-либо злободневна, и, надеемся, данный доклад будет интересен нашим читателям. Это первая часть публикации.

  • Из истории религиозного радикализма в России

Сегодня российское государство сталкивается с различными формами радикализма и экстремизма. Наиболее значимыми причинами радикализма являются социально-экономические, политические и религиозные. Радикализм религиозный наиболее опасен для судеб государства и народов.

Из истории религиозного радикализма в России

Служба исполнения наказаний в основном создается для преодоления преступности уголовной, для которой преимущественно характерны корыстные мотивы и цели, и связанная с этим агрессивность. Поэтому, необходимо в работе с ними учитывать их иную мотивацию, иные ценности и смыслы преступной деятельности. Иначе, например, религиозные радикалы, находясь в местах лишения свободы, активно вербуют своих новых последователей из традиционно уголовной среды.

Несколько слов об истории религиозного радикализма в России и событиями с ним связанными. Игнорирование религиозной составляющей в них, создает ложные представления и о многих исторических событиях, и о причинах их породивших.

Религиозный радикализм раскольников XVII века закончился проповедью самосожжения как единственного пути спасения от власти антихриста, привел к массовым гарям. Расколоучители не раз поднимали казаков и стрельцов на бунты против царской власти и государства. Поборники старой веры спровоцировали бунт Стеньки Разина, который вылился в целую войну народов Поволжья против Московского государства в 1667–1671 годах. В 1681 году раскольники подняли стрелецкий мятеж в Москве. Позже разразился булавинский бунт казаков-староверов в 1708–1710 годах и даже уход их в Турцию. Особенно опасным врагом русского государства стала пугачевщина, бунт казаков-старообрядцев, ставший гражданской войной, направленной на уничтожение Российской империи. Таким образом, почти два столетия, XVII–XVIII века, раскольники поднимали народ на бунт, восстание, гражданскую и религиозную войну против Православной Церкви и Русского государства.

На смену религиозному радикализму XVII и XVIII столетий в XIX и XX веках пришел радикализм революционной интеллигенции. Начиная от Пестеля, Бакунина и Желябова до Троцкого, Ленина, большевиков и эсеров сформировался особый тип секулярно-политического радикализма. Этот тип левого радикализма, исповедующего революционный террор, привел Россию в 1917 году к невиданной катастрофе и государственному крушению.

В 90-е годы прошлого века наступила эпоха либерально-демократического радикализма, которая в нашем обществе пришла на смену обветшалому марксизму-ленинизму.

Религио́зный радикали́зм — идеология возникшая в границах определённой религиозной традиции, а затем отделившаяся от неё путём критики и противопоставления основному вероучению, и стремящаяся к бескомпромиссному доведению своих взглядов до конечных логических и практических выводов [1] [2] . Источником религиозного радикализма служит культ харизматического (духовного) лидера [3] .

Содержание

История

Сущность

Выделяются следующие типы религиозного радикализма: [4]

  1. собственно религиозный радикализм
  2. религиозно-этнический радикализм
  3. религиозно мотивированный политический радикализм (англ.) русск.

Собственно религиозный радикализм

Религиозно-этнический радикализм

Религиозно мотивированный политический радикализм

См. также

Напишите отзыв о статье "Религиозный радикализм"

Примечания

Литература

Отрывок, характеризующий Религиозный радикализм

Возвратившись из своей поездки, князь Андрей решился осенью ехать в Петербург и придумал разные причины этого решенья. Целый ряд разумных, логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить, ежеминутно был готов к его услугам. Он даже теперь не понимал, как мог он когда нибудь сомневаться в необходимости принять деятельное участие в жизни, точно так же как месяц тому назад он не понимал, как могла бы ему притти мысль уехать из деревни. Ему казалось ясно, что все его опыты жизни должны были пропасть даром и быть бессмыслицей, ежели бы он не приложил их к делу и не принял опять деятельного участия в жизни. Он даже не понимал того, как на основании таких же бедных разумных доводов прежде очевидно было, что он бы унизился, ежели бы теперь после своих уроков жизни опять бы поверил в возможность приносить пользу и в возможность счастия и любви. Теперь разум подсказывал совсем другое. После этой поездки князь Андрей стал скучать в деревне, прежние занятия не интересовали его, и часто, сидя один в своем кабинете, он вставал, подходил к зеркалу и долго смотрел на свое лицо. Потом он отворачивался и смотрел на портрет покойницы Лизы, которая с взбитыми a la grecque [по гречески] буклями нежно и весело смотрела на него из золотой рамки. Она уже не говорила мужу прежних страшных слов, она просто и весело с любопытством смотрела на него. И князь Андрей, заложив назад руки, долго ходил по комнате, то хмурясь, то улыбаясь, передумывая те неразумные, невыразимые словом, тайные как преступление мысли, связанные с Пьером, с славой, с девушкой на окне, с дубом, с женской красотой и любовью, которые изменили всю его жизнь. И в эти то минуты, когда кто входил к нему, он бывал особенно сух, строго решителен и в особенности неприятно логичен.
– Mon cher, [Дорогой мой,] – бывало скажет входя в такую минуту княжна Марья, – Николушке нельзя нынче гулять: очень холодно.
– Ежели бы было тепло, – в такие минуты особенно сухо отвечал князь Андрей своей сестре, – то он бы пошел в одной рубашке, а так как холодно, надо надеть на него теплую одежду, которая для этого и выдумана. Вот что следует из того, что холодно, а не то чтобы оставаться дома, когда ребенку нужен воздух, – говорил он с особенной логичностью, как бы наказывая кого то за всю эту тайную, нелогичную, происходившую в нем, внутреннюю работу. Княжна Марья думала в этих случаях о том, как сушит мужчин эта умственная работа.


Князь Андрей приехал в Петербург в августе 1809 года. Это было время апогея славы молодого Сперанского и энергии совершаемых им переворотов. В этом самом августе, государь, ехав в коляске, был вывален, повредил себе ногу, и оставался в Петергофе три недели, видаясь ежедневно и исключительно со Сперанским. В это время готовились не только два столь знаменитые и встревожившие общество указа об уничтожении придворных чинов и об экзаменах на чины коллежских асессоров и статских советников, но и целая государственная конституция, долженствовавшая изменить существующий судебный, административный и финансовый порядок управления России от государственного совета до волостного правления. Теперь осуществлялись и воплощались те неясные, либеральные мечтания, с которыми вступил на престол император Александр, и которые он стремился осуществить с помощью своих помощников Чарторижского, Новосильцева, Кочубея и Строгонова, которых он сам шутя называл comite du salut publique. [комитет общественного спасения.]
Теперь всех вместе заменил Сперанский по гражданской части и Аракчеев по военной. Князь Андрей вскоре после приезда своего, как камергер, явился ко двору и на выход. Государь два раза, встретив его, не удостоил его ни одним словом. Князю Андрею всегда еще прежде казалось, что он антипатичен государю, что государю неприятно его лицо и всё существо его. В сухом, отдаляющем взгляде, которым посмотрел на него государь, князь Андрей еще более чем прежде нашел подтверждение этому предположению. Придворные объяснили князю Андрею невнимание к нему государя тем, что Его Величество был недоволен тем, что Болконский не служил с 1805 года.

На круглом столе обсудили положение дел в национальных республиках России, Казахстане, Афганистане. Представители антитеррористического центра СНГ, институтов и вузов, общественных организаций и священнослужители поделились опытом борьбы с радикализмом.

В Дагестане действуют общины, которые не подчиняются, так сказать, официальному мусульманскому начальству, Духовному управлению мусульман. В республике и не только в этой молодые мусульмане собираются в сообщества, которыми на расстоянии руководят шейхи, представители радикальных течений. Такие ситуации, когда мусульмане находят духовных авторитетов за тысячи километров, посредством виртуального общения, сегодня не редкость.

Самое адекватное оружие в борьбе с религиозным экстремизмом – религиозное образование.

Кроме того, один из ключевых методов борьбы с терроризма на территории России является интеграция мигрантов. Доктор исторических наук, профессор таджикского государственного национального университета Олимов Музаффар отметил, что необходимо на должном уровне заниматься адаптацией мигрантов. По его словам, приезжие люди, теряя социальные связи, находясь на чужбине, становятся легкой добычей для вербовщиков. Он привел положительный пример интеграции в Томске. Там мигранты вошли в местную общину мечети, состоящую из татар, они сумели найти общий язык и восприняли старших по возрасту мусульман-татар как своих аксакалов (старейшин).

К слову, в Оренбурге из 400 человек, посещающих соборную мечеть каждую пятницу, 300 – мигранты. Имам Альфит Шарипов, руководитель Духовного управления мусульман Оренбургской области, рассказал о том, как оренбургские мусульманские священники противодействуют распространению радикального экстремизма.

20 человек отправились служить в ИГИЛ (организацию, запрещенную на территории Российской Федерации) из нашей области. В Оренбуржье уделяется большое внимание развитию исламского образования. Имам настаивает на повышении квалификации священнослужителей, прошедших подготовку в Оренбургском медресе и вузах страны, не реже раза в два года. Хазрат Альфит встречается со школьниками, студентами, рассказывает о ценностях традиционного Ислама, в мечетях объясняет различия в учениях, отделяя зерна от плевел.

У них ли нам учиться?

Сурен Манукян

На самом деле все намного сложнее. В начале XXI века человечество столкнулось с двумя взаимодополняющими тенденциями: активизацией радикальных течений почти во всех мировых религиях и резким возрастанием роли религии в мировой цивилизации.

Радикализация религий

Радикализация традиционных религий сегодня очевидна. Выражается она двумя основными факторами: а) усиливаются тенденции возврата к корням и изначальным принципам веры, лежащим в основе религий; б) религии стремятся к большему участию в общественной жизни и решении государственных задач.

Хотя в исламе, из-за ряда присущих ему особенностей, радикализация выражена ярче, в действительности это общерелигиозное явление.

Протестантский радикализм. Фундаментализм и современные проявления религиозного радикализма являются порождением именно христианского протестантизма, и не случайно, что и сегодня они имеют очень сильные позиции в протестантских странах, в первую очередь в США. Они лежат в основе американской идентичности и заключены в аббревиатуре WASP (White Anglo-Saxon Protestant – белый англосаксонский протестант). Согласно социологическим опросам, в США 30млн человек, или примерно 10% населения, считают себя фундаменталистами. Они активно участвуют в акциях против гомосексуалистов или против разрешения абортов и ведут непримиримую борьбу против христиан, сотрудничающих с представителями других религий.

Свидетельством большого влияния протестантизма является и религиозная риторика, присутствующая в речах представителей современной американской политической элиты и, в первую очередь, президента Буша. Когда президент Буш объявляет о своем очередном решении, он не ограничивается разъяснениями о необходимости защиты национальных интересов США, но торопится оправдать это решение, объявив его богоугодным делом.

Католический радикализм. Католический фундаментализм не столь радикален, однако также влиятелен. Правда, Римские папы более не стремятся к мировому господству и не выступают с призывами крестовых походов, однако роль Ватикана в мире не ограничивается лишь почиванием на лаврах уважения к этому институту. Можно отметить, например, огромную роль католической церкви в свержении коммунизма в Польше. И сегодня, будучи одним из самых богатых институтов в мире, Ватикан играет очень важную роль в политических процессах, происходящих в Европе и Латинской Америке.

Резкое увеличение числа подобных организаций позволяет сегодня говорить о радикализации настроений в российском обществе. Составляющими православия, являющегося неотъемлемой частью русского этнонационализма, являются неприемлемость западных веяний и идея постоянной борьбы против врагов русской нации, проповедуемая рядом православных радикальных организаций (например, Христианский патриотический союз и Русский национальный Собор). Многие эксперты полагают, что Русская православная церковь держит самую высокую планку радикализации не только на общественном, но и на официальном уровнях: элита священнослужителей играет большую роль в процессах принятия решений государственной важности.

Индуистский радикализм. Религиозная радикализация является одной из самых острых социально-политических проблем в Индии. Светское государство, созданное Дж. Неру, сотрясают перманентные военные акции индуистских, сикхских и мусульманских фанатиков.

Возрастание влияния секуляризма (светского направления) и отделение церкви от государства в эпоху рационализма, казалось, навсегда исключили возможности религии занять главенствующее положение в общественной жизни.

Сегодня если не основной причиной, то, во всяком случае, характерной чертой большинства конфликтов в мире являются религиозные противоречия или нетерпимость. Вновь настало время религий.

Читайте также: