Религиозный интеллектуализм и антиинтеллектуализм кратко

Обновлено: 04.07.2024

Антиинтеллектуализм — отрицание возможности познания при помощи разума, связанное с приматом нерационального познания и восприятия мира (иррационализм и фидеизм).

Представители антиинтеллектуалистского направления русской философии (Л. И. Шестов, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский) были намерены культивировать такую религиозность, в которой чувства преобладали бы над рассудочным началом. Антиинтеллектуалисты стремились замкнуть религиозную жизнь в рамки эмоциональной сферы, сделать ее недоступной критике с позиций логического мышления. Одна из ведущих тем в работах философов-антиинтеллектуалистов — это тема ограниченности, ущербности разума, его неспособности отразить многообразие бытия, сокровенную часть человеческой жизни.

В современной русской религиозной философии мнение антиинтеллектуализма наиболее последовательно выражал Л. Шестов. Лев Шестов (настоящие имя и фамилия Лев Исаакович Шварцман) (1866-1938) российский философ и писатель, родился 31 января (13 февраля) 1866 году в Киеве, в семье богатого фабриканта Исаака Моисеевича Шварцмана. Обучался в Московском университете сначала на физико-математическом, затем на юридическом факультете.

Определяющим моментом учения Л. Шестова является тезис о коренной противоположности и, даже, несовместимости веры и разума. Вера, с его точки зрения, - это особая, наиболее полная, высшая плоскость бытия человека, коренной поворот к новой жизни, в которой не действуют законы человеческого общежития, авторитет, разумные доводы. Вера есть готовность вырваться из круга всех тех идей, в которых живет человек. Истинно верующим является только тот человек, кто почувствовал, что все ограничительные законы, или устои, все опоры, на которых держался человек, разбиты, раздроблены, уничтожены, исчезли, что все светочи погасли, все указания исчезли.

П. Флоренский был прежде всего религиозным философом и оставил большое количество трудов по теологии, истории философии и культурологии. Среди них: “Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи”, “У водоразделов мысли. Черты конкретной метафизики”, “Культ и философия”, “Вопросы религиозного самопознания”, “Иконостас”, “Космологические антиномии И. Канта” и др.

Для П. Флоренского характерно изложение религиозно-философских идей не от своего имени, а как выражение церковной незыблемости истины. Истина для Флоренского — не условная величина, не средство манипуляции сознанием, а абсолютная ценность, связанная с религиозным сознанием. Абсолютная истина является продуктом веры, которая опирается на церковный авторитет.

Центром религиозно-философской проблематики П. Флоренского является концепция “метафизического всеединства” и “софиология”. Его замысел — построить “конкретную метафизику”, основанную на собирании мирового религиозного и научного опыта, т. е. цельную картину мира через узрение соответствий и взаимное просвечивание разных слоев бытия: каждый слой находит себя в другом, узнает, выявляет родственные основания. Эту задачу Флоренский пытается решить на базе “философско-математического синтеза”, цель которого он видел в выявлении и изучении некоторых первичных символов, фундаментальных духовно-материальных структур, из которых слагаются различные сферы реальности и в соответствии с которыми организуются разные области культуры. Природа для Флоренского — не феномен, не система явлений, а подлинная реальность, бытие с бесконечной мощью сил, действующих в ней же, а не извне. Лишь в христианстве природа является не мнимым, не феноменальным бытием, не “тенью” какого-то иного бытия, а живой реальностью.

Важнейшую черту мировоззрения П. Флоренского составляет антиномизм, у истоков которого он ставит Платона. Сама истина у Флоренского есть антиномия. Тезис и антитезис вместе образуют выражение истины. Постижение этой истины-антиномии есть подвиг веры “познание истины требует духовной жизни и, следовательно, есть подвиг. А подвиг рассудка есть вера, т. е. самоотрешение. Акт самоотрешения рассудка и есть высказывание антиномии”.

Антиинтеллектуалистские установки нацелены на то, чтобы ликвидировать такого неудобного посредника, каким является для религии человеческий разум и связанные с ним рациональные основания принятия религиозных убеждений: последовательную аргументацию, логическую непротиворечивость и т. д. Поэтому одна из ведущих тем в работах религиозных антиинтеллектуализмов — это тема ограниченности, ущербности разума, его неспособности отразить многообразие бытия, сокровенную часть человеческой жизни. Дискурсивное мышление, утверждает Л. Шестов, существует только для того, чтобы человек имел иллюзию совершенного знания. На самом же деле отвлеченные понятия разума не только не дают знания о действительности, но, наоборот, от действительности уводят.

Религиозный опыт, вера, с точки зрения антиинтеллектуалистов, — это не познание в строгом значении этого слова, а непосредственно связь человека с Богом, внутреннее чувство, возникающее из потребности в трансцендентном. Такой взгляд на веру, по их мнению, не позволяет спуститься до трактовки ее как системы идей или институциональных форм выражения, а напротив, дает возможность рассматривать как живую, постоянно обновляющуюся связь с Иисусом Христом. При помощи религиозного опыта, как единственной формы проникновения человека к конечным тайнам бытия, религиозные антиинтеллектуалисты стремятся оградить вероучение от критической мысли с позиций данных научного познания. В конечном счете, религиозный антиинтеллектуализм приходит к откровенному мистицизму. Религиозный опыт получает истолкование как непосредственное слияние человеческой души с Богом, переход человеческих переживаний, чувств в запредельное измерение.

Основные понятия

АНТИНОМИЗМ - ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ВСЕЕДИНСТВО - принцип, означающий принцип Вселенной, всего сущего на основе взаимопроникновения и вместе с тем взаиморазделенности всех вещей и явлений мира. Основоположником философии всеедин­ства в России был В. Соловьев, который рассматривал понятие всеединст­ва как абсолют (благо, красоту, истину). Эту концепцию разрабатывали: С.Л. Франк, П.А. Флоренский и др.

ГРЕХОПАДЕНИЕ - в религиозной философии: своеволие, поступок вопреки воле бога. В философии В. Соловьева оно означает развитие чело­веческого духа, ибо человек невинный, не познавший греха, остается на­всегда на уровне животного, так как не изведал состояния вины и искупления.

ЗАПАДНИКИ- представители одного из направлений русской обще­ственной мысли 40-50-х годов XIX века, выступавшие за ликвидацию кре­постничества и проповедовавшие идею необходимости развития России по западному образцу. К ним относились: Герцен, Грановский, Огарев, Каве­лин, Боткин, Белинский, Тургенев, Аненков, Панаев.

КОСМИЗМ РУССКИЙ- направление в русской философии и культу­ре, которое поднимало проблемы практического освоения космоса (или вселенские темы). К представителям его относились: Федоров, Циолков­ский, Вернадский, Соловьев, Флоренский, Бердяев, Чижевский и др. Осно­вой космизма является идея активной эволюции, т.е. необходимость ново­го сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в которую диктует ему разум и нравственное чувство. Человек - это промежуточное существо, далеко не совершенное, но вместе с тем сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но собственную природу.

НООСФЕРА (сфера разума) — в философии Вернадского естественное и закономерное продолжение биосферы (планетарной сферы жизни), ибо разумная жизнь - это живое вещество, имеющее не случайное и локальное, а глубинное и космическое распространение.

НРАВСТВЕННЫЙ МВТЕРИАЛИЗМ - термин, введенный Федоровым для обозначения философского учения, ставящего дела людей выше их возвышенных мыслей.

ОБЩЕЕ ДЕЛО - философское учение Н. Федорова, подчиненное идее воскрешения предков, отцов, которая подразумевала воссоздание всех жи­вущих поколений. Их преображение и возвращение к богу должно пройти путем регуляции слепых сил природы средствами науки и техники. Освоение космоса должно привести к образованию всеобщего братства. Эта цель и есть общее дело человечества.

РУССКАЯ ИДЕЯ - идея особой судьбы и предназначения России, ко­торая разрабатывалась отечественной философией и культурой XIX - на­чала XX вв. Доминирующий мотив русской идеи - вера в то, что России суждено стать во гла­ве движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства, преодолевшего свой внутренний раскол на католичество и православие.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО- идейное движение в России и идеалистиче­ское философское направление общественной мысли 40-50-х годов XIX в., выдвинувшие идею особой мессианской роли России. Возглавлено Кире­евским, братьями Аксаковым и Хомяковым. Выступило с основаниями са­мобытности пути России, основанном на православии, патриархальной общине, механизме русского народа.

СОБОРНОСТЬ (ЦЕЛЬНОСТЬ) - одно из учений русских славянофи­лов, согласно которому соборность - это общий принцип устроения бытия, когда множество людей объединяются на основе сил любви, свободы и братства (в противоположность ассоциации, которая является формальным и чисто внешним соединением множества элементов). Русская крестьян­ская община приближалась к идеалу соборности.

Русский философский Ренессанс, или Возрождение русской религиозно-идеалистической философии начала нынешнего века, базировался на двух основных идейных источниках, на предшествующем развитии мировой философии и культуры, с одной стороны, и с другой - на длительном процессе развития отечественной философской мысли. Будучи тесно связанной с линией развития национальной философии, русская религиозно-идеалистическая философия начала XX века, как бы следовала по пути славянофильства. Однако она отличалась от него положительной оценкой современных им исканий западной философской мысли. Представители этого направления, их труды, несмотря на присущие им особенности своего времени, представляют непреходящий интерес, я имею в виду познавательный. Это Василий Васильевич Розанов (1856-1919) был в высшей степени оригинальным философом. По мнению Горького, Розанов был гениальным человеком, замечательным мыслителем и превосходным писателем. Николай Александрович Бердяев (1874-1948) был самой яркой личностью в русской философии XX века. Для Запада, где он жил значительную часть своей жизни, он стал главным выразителем духа русского религиозного Ренессанса. Бердяев обладал исключительным даром синтеза различных философских идей. Его творчество - результат самых разнообразных влияний; Достоевского, Соловьёва, Канта, Маркса, средневековых мистиков. Постоянное внимание к чужим идеям сочеталось с таким даром синтеза, что в его творчестве чужие идеи, будучи: переварены в собственном, котле принимали особый "бердяевский" оттенок. Лев Шестов (1866-1938) родился в Киеве. Большую часть жизни провёл за рубежом в Швейцарии и во Франции Шестова отличает исключительное литературное дарование. Он пишет не только с редкой для философа простотой, но и увлекательно. Основное его стремление - утвердить религиозную философию, основанную на вере. Библейская философия, считал Шестов, много глубже и проникновеннее современной философии. Он был одним из ярких представителей русской экзистенциональной философии, исследующей проблемы существования человека. Концепция всеединства, начала которой было положено В. Соловьёвым, получила дальнейшее развитие в трупах его последователей, прежде всего, Флоренского (1882-1937). Другим крупным продолжателем идей Соловьёва был С. А. Булгаков (1871-1944). Также известным последователем философии Соловьёва был С. Л. Франк (1877-1950). Среди мыслителей, которые начинали свою творческую деятельность в условиях "серебряного" столетия русской культуры, видное место належит Николаю Онуфриевичу Лосскому (1870-1965 гг.). Философская эволюция Лосского определяется постепенным, но беспрерывным движением от абстрактного и гносеологического интуитивизма к интуитивиской онтологии и религиозным идеалам. Последние десятилетия жизни М. В Лосский - это религиозный (православный) мыслитель, объектом философского интереса которого есть духовные ценности, пронизанные идеями трансцендентного.

Философия Лосского была апогеем русской философии в диаспоре. Хотя и уступала она авторитету Бердяева и Шестова, но творчески углубила, расширила все те узловые проблемы, которые были поднятые в западноевропейском интуитивизме и персонализме, тем самым удостоверив высокий уровень русской философской мысли в мировом философском процессе.

Средневековая философия вошла в интеллектуальную историю под названием схоластика, которое долгое время использовалось в качестве пословицы, обозначающей пустую болтовню, далекую от реальности. И для этого, несомненно, есть причина.

V-XV века считаются периодом средневековой схоластики. Доминирующей религией этого периода было христианство. Духовенство играло важную роль в обществе. Монастыри были крепостями, центрами сельского хозяйства и в то же время центрами просвещения и культуры. Медленные темпы развития феодального общества способствовали тому, что его неправильно понимали как период стагнации и даже регресса по сравнению с уровнем рабовладельческого древнего общества. На самом деле, научные и философские знания остались в значительной степени нетронутыми и продолжали развиваться.

Специфика средневековой схоластики - Философия и теология

Философия и теология

Схоластика пытается ответить на центральный вопрос философской мысли Средневековья — о соотношении истин веры и разума. Понимание этой проблемы привело к формированию трех позиций в оценке статуса и роли философии.

Другими словами, схоластика — это способ философствования, в котором средневековые мыслители пытались обосновать идеи, формулировки и постулаты, принятые на веру, с помощью разума.

В период расцвета схоластических систем философия и теология действительно слились воедино. Но разница в их природе еще не проявилась — и к концу Средневековья теология и философия уже были резко разделены.

Схоласты почитали античных философов как людей, достигших вершины естественного знания, но это не означает, что философы исчерпали всю возможную для человека истину: Преимущество теологии перед философией заключается как в том, что она обладает высшим принципом познания, так и в том, что она знает высшие истины, до которых не может добраться один лишь разум. Эти открытые истины схоластов фактически составляли основное содержание их систем, а философия служила лишь вспомогательным средством для решения задач теологии. По этой причине они говорили, что философия является служанкой теологии (лат. ancilla theologiae). В двух отношениях философия была служанкой теологии: во-первых, философия придала теологии научную форму; во-вторых, теология взяла от нее истины разума, от которых она могла подняться до умозрительного понимания христианских тайн, насколько человеческий разум мог их постичь. В начале схоластики философская мысль еще не находится в рабском подчинении церковному учению.

Теология — это высшая мудрость

Взгляд на философию как на служанку богословия, хотя его придерживались не все схоласты, выражал, можно сказать, преобладающую тенденцию эпохи. Тон и направление всей духовной жизни в Средние века задавала Церковь. Естественно, что философия в это время приняла теологическое направление, и ее судьба была связана с судьбой иерархии: с возвышением последней философия достигла своего наивысшего расцвета, а с ее падением — она падает.

В соответствии с этими требованиями Аквинский разрабатывает следующие теоретические принципы, которые определяют генеральную линию Церкви по вопросу о соотношении богословия и науки:

2. Истины богословия берут свое начало в откровении, истины науки — в чувственном опыте и разуме. Св. Фома утверждает, что с точки зрения способа достижения истины, знание можно разделить на два вида: Знания, которые доступны естественному свету разума, например, арифметика, и знания, которые черпают свою основу из откровения;

3. Существует ряд некоторых объектов, общих для теологии и науки. Томас считает, что одна и та же проблема может служить объектом изучения для разных наук. Но есть определенные истины, которые невозможно доказать разумом, и поэтому они относятся исключительно к области теологии. К этим истинам Аквинский причислял следующие догматы веры: догмат о воскресении, история воплощения, Святая Троица, сотворение мира во времени и так далее;

4. Положения науки не могут противоречить догмам веры. Наука должна косвенно служить теологии, должна убеждать людей в правильности своих принципов. Желание познать Бога — это истинная мудрость. А знание — это всего лишь слуга теологии. Философия, например, опираясь на физику, должна построить доказательства существования Бога, задача палеонтологии — подтвердить книгу бытия и так далее.

Схоластика и мистицизм

В этом контексте Аквинский пишет: «Я медитирую о теле, чтобы медитировать о душе, и я медитирую о ней, чтобы медитировать об отдельной субстанции, но я медитирую о ней, чтобы думать о Боге.

Если рациональное знание не справляется с этой задачей, оно становится бесполезным; более того, оно вырождается в опасные рассуждения. В случае конфликта решающим является критерий истин откровения, которые по своей истинности и ценности превосходят любые рациональные доказательства.

Поэтому св. Фома не отделял науку от теологии, а, напротив, безоговорочно подчинял ее теологии.

Спор между представителями схоластики и мистицизма о наиболее эффективных средствах приобщения людей к религии на уровне философии и теологии вылился в спор о лучших формах и методах защиты и обоснования христианского мировоззрения. Различные подходы к этим вопросам сформулировали две основные тенденции: религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм.

Религиозный интеллектуализм четко выражает стремление опереться на рациональное начало в человеческом сознании, апеллировать к социальному и интеллектуальному опыту, к здравому смыслу. Цель интеллектуализма — развить в человеке осознанное восприятие религиозной доктрины, основанное не только на авторитете, но и подкрепленное разумными аргументами. Представители интеллектуализма в определенной степени допускают участие разума и связанных с ним средств теоретического анализа и оценки в религиозной жизни людей. Они пытаются поставить разум на службу вере, примирить науку и религию, максимально использовать возможности рациональных средств воздействия на людей.

В отличие от религиозного интеллектуализма, представители религиозного антиинтеллектуализма считают, что рациональный подход к религии, содержащий в себе момент принуждения и приверженности Богу, исключает в ней творчество, свободу, произвол, всемогущество. Действия Бога, по мнению антиинтеллектуалов, находятся за пределами законов разума. Бог абсолютно свободен, его действия абсолютно непредсказуемы. Разум — это препятствие на пути к Богу. Чтобы прийти к Богу, человек должен забыть все, что он знал, даже забыть, что вообще может быть какое-то знание. Антиинтеллектуализм культивирует слепую и бездумную веру среди последователей религии.

Пренебрежительное отношение антиинтеллектуализма к древней культуре отчасти объясняется тем, что в христианских общинах на первом этапе подавляющее большинство составляли неграмотные и необразованные люди. Положение о том, что истина, провозглашенная в христианстве, является полной и окончательной, достаточной для решения всех проблем человеческого существования, в определенной степени удовлетворяло его приверженцев и обеспечивало функционирование христианства в обществе.

Представители интеллектуализма

Однако идеологи христианства постоянно пытались расширить социальную базу новой религии. Они хотели привлечь на свою сторону образованные слои римского общества: патрициев и интеллигенцию. Решение этой проблемы требовало изменения политики в отношении древней культуры, перехода от конфронтации к ассимиляции.

По мнению Августина, религиозная вера не предполагает рационального обоснования в том смысле, что человек должен обязательно знать, понимать и иметь доказательства, чтобы принять определенные положения религии. В сфере религиозной жизни человек должен просто верить, не требуя доказательств.

В то же время Августин осознает важную роль, которую играют рациональные средства. Поэтому он считает необходимым укреплять веру доказательствами разума, ратует за внутреннюю связь веры и знания. Исцеление души, говорит он, распадается на авторитет и разум. Авторитет требует веры и готовит человека к разуму. Разум ведет к пониманию и знанию. Хотя разум не является высшим авторитетом, высшим авторитетом служит познанная и проясненная истина. Послушание религии, разуму и вере, подкрепленное разумными аргументами, является идеалом августиновской апологетики. Следует отметить, однако, что теория Августина о гармонии веры и разума даже не допускает возможности сделать веру зависимой от разума.

Решающее значение в его системе, несомненно, придается откровению.

Августин создал свою теорию гармонии веры и разума в четвертом и пятом веках в ранний период христианской истории. В XI-XII веках, в борьбе за идеологическое господство в обществе, вольнодумство, возникшее в недрах феодальной культуры, начинает оказывать все большее влияние. Возникновение средневекового вольнодумства можно объяснить рядом объективных факторов: отделением ремесел от крестьянского хозяйства и развитием городов, которые постепенно становились важным фактором средневековой жизни. В городах начинает формироваться светская культура. Одним из важнейших последствий этого фактора является то, что Церковь перестала быть абсолютным носителем образования и учености. Развитие ремесел и торговли среди городского населения увеличивает потребность в знаниях в области права, медицины и техники. Возникают частные юридические школы, которые находятся под контролем церкви, городского правительства.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Интеллектуалисткую тенденцию в русской религиозной философии выражал В.С. Соловьев. Он стремился поставить разум на службу вере, дать возможность религии опереться на рациональное начало человеческого сознания, привлечь к обоснованию религиозного мировоззрения достижения науки и аппарат философии. Интеллектуализму В. С. Соловьева в русской религиозной философии противостояла антиинтеллектуалистская тенденция.
Антиинтеллектуалисты намерены культивировать такую религиозность, в которой чувства преобладали бы над рассудочным началом. Они стремятся замкнуть религиозную жизнь в рамки эмоциональной сферы, сделать ее недоступной критике с позиций логического мышления.

Содержание

Введение 3
1.Л. Шестов 4
2. С.Н. Булгаков и П. Флоренский 5
3.С. Франк 6
Заключение 7
Список литературы 8

Прикрепленные файлы: 1 файл

Вера и разум в православном антиинтеллектуализме фил Шестов .doc

Нижегородский политехнический университет

Тема: Проблемы веры и разума в православном религиозном антиинтеллектуализме

Выполнил: студент заочного

2002 г.
Содержание

Введение

Интеллектуалисткую тенденцию в русской религиозной философии выражал В.С. Соловьев. Он стремился поставить разум на службу вере, дать возможность религии опереться на рациональное начало человеческого сознания, привлечь к обоснованию религиозного мировоззрения достижения науки и аппарат философии. Интеллектуализму В. С. Соловьева в русской религиозной философии противостояла антиинтеллектуалистская тенденция.

Антиинтеллектуалисты намерены культивировать такую религиозность, в которой чувства преобладали бы над рассудочным началом. Они стремятся замкнуть религиозную жизнь в рамки эмоциональной сферы, сделать ее недоступной критике с позиций логического мышления.

1. Л. Шестов

В современной русской религиозной философии мнение антиинтеллектуализма наиболее последовательно выражал Л. Шестов (1866 -1938 гг.).

Определяющим моментом его учения является тезис о коренной противоположности и, даже, несовместимости веры и разума. Вера, с его точки зрения, - это особая, наиболее полная, высшая плоскость бытия человека, коренной поворот к новой жизни, в которой не действуют законы человеческого общежития, авторитет, разумные доводы. Вера есть готовность вырваться из круга всех тех идей, в которых живет человек. Истинно верующим является только тот человек, кто почувствовал, что все ограничительные законы, или устои, все опоры, на которых держался человек.

В своих богословских изысканиях Л. Шестов, по сути дела, переходит на позиции ортодоксального протестантизма. Вера, по его мнению, дается не тому, кто ее искал, не тому, кто ее добивался, а тому, кого Бог избрал, прежде чем он хоть чем-то проявил себя. Тот, кто рассчитывает на свою мудрость, на свою справедливость, на свои силы, тот никогда не спасется. Тот, кто рассчитывает на свои заслуги, на свои дела, тот этим самым заявляет о своем неверии. Стремясь убедить человека отказаться от рациональных основ религиозной веры, Л. Шестов договаривается до того, что малейшие усилия человека, его опору на свои собственные силы называет богоотступничеством.

Антиинтеллектуалистские установки нацелены на то, чтобы ликвидировать такого неудобного посредника, каким является для религии человеческий разум и связанные с ним рациональные основания принятия религиозных убеждений: последовательную аргументацию, логическую непротиворечивость и т.д. Поэтому одна из ведущих тем в работах религиозных антиинтеллектуализмов - это тема ограниченности, ущербности разума, его неспособности отразить многообразие бытия, сокровенную часть человеческой жизни.

2. С.Н. Булгаков и П. Флоренский

С мнением Л. Шестова о коренной ущербности рационального познания и существовании особой, внелогической способности постижения человеческого бытия солидаризируется видный православный философ С.Н. Булгаков (1871 - 1944 гг.). Логическое мышление, по его словам, соответствует лишь теперешнему, греховному человеку, оно есть болезнь, порождение несовершенства. Безгрешному человеку свойственно мета-логическое мышление, своего рода ясновидение, и поэтому высшая религиозная задача для человечества - подняться над умом, стать выше ума. Этим двум противоположным типам освоения реальности соответствует, с точки зрения антиинтеллектуалистов, и две противоположные теоретические формы выражения:

Такая оценка двух типов постижения бытия и предопределила основное направление критики рационализма. Преимущественным объектом атак антиинтеллектуалистов стал закон тождества, на который опирается рациональное мышление человека, вся классическая логика.

Заметную роль в обосновании методологии религиозного антиинтеллектуализма православными богословами С. Булгаковым и П. Флоренским играет принцип антиномизма.

Православные богословы С. Булгаков и П. Флоренский приспособили кантовскую методологию для обоснования положения о неспособности человека рациональным путем постичь трансцендентное начало, конечные тайны бытия.

Невозможность познать природу Бога, существование божественной тайны - это один из главных принципов всего христианского иррационализма.

Религиозный опыт, вера, с точки зрения антиинтеллектуалистов, - это не познание в строгом значении этого слова, а непосредственно связь человека с Богом, внутреннее чувство, возникающее из потребности в трансцендентном.

3.С. Франк

Заключение

Читайте также: