Религиозный фундаментализм радикализм и экстремизм российская специфика кратко

Обновлено: 07.07.2024

Проблема существования религиозного экстремизма - это не проблема объектности, а проблема субъектности. Иными словами, корректно ставить вопрос не о том, существует ли религиозный экстремизм как объект опознания (поскольку как явление он существует очевидным образом), а о том, кто именно (какой субъект) опознает и интерпретирует экстремизм, в каком парадигмальном контексте происходит это опознание и интерпретация. При этом, сам выбор парадигмального контекста, задаваемый опознающим (и интерпретирующим) экстремизм, свидетельствует, отчасти, об идентичности опознающего.

Поясним. Причина отсутствия экспертного единства в понимании проблемы религиозного экстремизма заключается в том, что оппоненты не договариваются (не хотят или не могут договориться) о единой системе координат, единой системе ценностей, единой парадигме, в рамках которых обсуждалось бы дискутируемое явление.

Кто-то рассуждает как религиозный человек, для которого религиозный экстремизм - феноменологическая чушь, миф, созданный антиклерикальным сознанием (в таком подходе экстремизм и терроризм объясняется, обычно, политическим манипулированием или политизацией религией извне). Кто-то рассуждает как политолог или социолог - и тогда для экстремальных форм религиозной активности предлагается термин "религиозный экстремизм", "религиозно-политический экстремизм" или "экстремизм на религиозной почве"; кто-то апеллирует к толерантности, необходимости быть дипломатичным, политкорректным в сложном религиозном вопросе (таковы - некоторые чиновники, публичные политики, правозащитники, журналисты). Религиоведческое сообщество - не имеет консолидированной позиции. Кто-то признает корректным, а кто-то категорически отвергает термин "религиозный экстремизм".

Отсюда - прямо противоположные экспертные (и научные) суждения об одном и том же феномене. Сам автор настоящей статьи убежден, что не только явление существует, но и термин в качестве экспертной категории вполне корректен. Однако это справедливо в определенной системе координат, а именно - при политологическом подходе к описанию и уяснению феномена религиозного экстремизма.

Когда мы слышим от эксперта, что религиозного экстремизма нет, "поскольку религия не может быть плохой" (варианты: "в религии не может быть экстремизма" - без дальнейшей аргументации, "религия плохому не учит" и т.п.), это свидетельствует о том, что высказывающий подобный тезис человек, скорее всего, мыслит в религиозной парадигме (если это только не дипломатическая уловка чиновников, о чем - ниже). В ней аргументация и не нужна, достаточно веры в то, что религия - есть Истина (или даже менее доктринально - "благо", "добро"). А в Истине (благе, добре) нет места подобному уродству (экстремизму).

В религиозной системе ценностей экстремизма нет, но есть джихад, крестовый поход (причем, как нас убедили Джордж Буш-младший и часть религиозных элит США, не только католический, но и протестантско-фундаменталистский), война с неверными (варианты: иноверными, инославными, нечистыми). Экстремизма в религии нет, поскольку отстаивание своей веры (посредством миссии, джихада, борьбы с иноверцами) - одно из основных доктринальных положений большинства конфессий. Термин "экстремизм" в религиозной парадигме - не легитимен. Это столь же очевидно, как и то, что светское государство не может руководствоваться исключительно религиозными системами ценностей, а потому эксперт, утверждающий, что религиозного экстремизма нет, на том основании, что религия - это всегда есть хорошо, либо лукавит, либо рассуждает в системе религиозных ценностей, т.е. судит о явлении изнутри, а не извне. Однако, если в религии термин "экстремизм" не легитимен и не внятен, то это не означает, что в религии отсутствует феномен, получившей в политической науке название "экстремизм" (или - шире - радикализм).

Впрочем, не следует упрощать ситуацию. С одной стороны, не всякая миссия, полемика и даже борьба с неверием или иноверием - радикальны или экстремальны по своей форме и содержанию. Даже при политологическом подходе к изучению религиозной активности.

Почему мы вспомнили о политической науке (политологии)? Не только потому, что именно ей мы обязаны появлением и осмыслением понятий "экстремизм" и "радикализм". Но и по причине того, что именно политологический подход необходим государству и эксперту для корректного и научного подхода к вопросу о существовании и характере феномена религиозного экстремизма.

Кто сталкивается с вызовами экстремальных форм религиозной активности, кто вынужден искать ответ на этот вызов? Государство, общество и сами конфессии сталкиваются, они же вынуждены искать ответы на вызовы. Но если для других конфессий (или внутри самой конфессии - если это форма внутриконфессионального радикализма одного из конфессиональных течений) экстремизм не опознается как экстремизм, а воспринимается как инорелигиозный вызов, миссия, прозелитизм, религиозная война (или - если внутри конфессии - секта), то для государства и общества - подобные деструкции внутри религиозного социума или агрессивная (с точки зрения общества и государства) религиозная активность, направленная за пределы религиозного сообщества, нарушающая общественную и государственную стабильность, воспринимаются как радикалистские или экстремистские.

И такое опознание представляется мне вполне оправданным. В какой парадигме государство может опознавать экстремизм? Ответ кажется очевидным - в политологической. Здесь-то нам и поможет политическая наука. Именно в политической науке возник (и, потому, легитимен) термин экстремизм. Но, описывая политический, религиозный или этнический экстремизм, политическая наука не вводит распознавания религиозного сообщества как какого-то феноменологически особого явления, отличного от этноса или другой социальной группы (партии, общества). В политологическом подходе не важно, где именно возникают экстремистские формы деятельности - в политических, этнических или религиозных группах. Для политолога (политика, государства) более важна социально-политическая характеристика явления, чем его генезис.

Секулярное государство, познающее мир через социально-политический и правовой подходы, не может мыслить категориями религиозной парадигмы. В случае погружения государственной рефлексии в религиозный парадигмальный контекст возникает ситуация клерикального государства. Мы здесь не беремся утверждать, что это хорошо или плохо. Здесь фиксируется только тот факт, что государство, работающее и рассуждающее в религиозной парадигме, перестает быть светским. Отсюда видна вся несостоятельность сентенций ряда государственных чиновников, утверждающих, что религиозного экстремизма нет, поскольку в религии не может быть экстремизма. Это самозаговаривание, дипломатические реверансы не улучшают ситуации, а только усугубляют ее. Небольшие медийные достижения вследствие подобной политики превратно понимаемой толерантности поглощаются пучиной не решаемых проблем. Хотя здесь в пылу методологического осмысления явления религиозного экстремизма не следует недооценивать значимости медийного влияния. Влияние СМИ на общественные устои (а, следовательно, и на социокультурные стандарты и стереотипы) достаточно велико. Только перспективным в преодолении экстремистских настроений видится не washing of brains в духе американской политкорректности, а более глубокие гуманитарно-медийные технологии, учитывающие особенности российской полифонии культурных кодов и контекстов.

Помимо термина экстремизм, в политологии часто применяют термин радикализм. Радикализм - понятие политической науки более широкое, чем экстремизм, хотя часто эти термины в экспертной среде употребляют в качестве синонимов. Следует признать, что четкого терминологического и содержательного различения экстремизма и радикализма, по-прежнему, не существует.

Между тем, экстремизм характеризуется насильственными средствами осуществления поставленных целей. Поэтому в политической науке, экстремизм - это крайний радикализм, это - ориентация в политике на крайне радикальные идеи и цели, достижение которых осуществляется силовыми, нелегитимными (с точки зрения государства) и неправовыми методами и средствами (терроризм, разжигание религиозной, расовой ненависти, вооруженные восстания и пр.). При этом, следует также отметить, что радикализм и экстремизм могут являться таковыми по причине своей инокультурности. Можно привести пример в религиозной сфере. Ваххабизм - абсолютно легитимен в Саудовской Аравии или Египте, но преследуется в Турции и законодательно запрещен в Дагестане как раз в силу того, что в Саудовской Аравии и Египте он традиционен, а в Турции и Дагестане - инновационен, вступает в конфликт с доминирующими религиозными традициями и претендует на переустройство социума (и даже государства). Для любого государства инокультурные интервенции импортных форм религиозности сами по себе - как формы политического влияния других государств на религиозный ландшафт данного государства - есть фактор радикализации и политизации религии (как со стороны самих государств, так, часто, и со стороны экспортируемых форм религиозности, выступающих в качестве проводника политических интересов конкретного государства). В России такой подход к инокультурным интервенциям закреплен в Концепции национальной безопасности РФ.

Наконец, можно попытаться дать хотя бы краткую первичную оценку соотнесенности религиозного фундаментализма, радикализма и экстремизма. Не касаясь глубоко вопросов религиозного фундаментализма (об этом была отдельная статья), отметим, что, во-первых, необходимо различать радикализм и фундаментализм. Фундаментализм - это идеология, мировоззрение (содержательная модернизация религиозной традиции), а радикализм - это "ориентация на поддержку быстрых изменений политической системы государства или общественной стабильности при помощи радикальных мер" (политологическое определение). Т.е. радикализм - это форма реализации идеологии, а не сама идеология. Во-вторых, следует учитывать, что фундаментализм может быть радикальным в средствах осуществления своих целей, а может и не быть таковым.

Тогда становится очевидным, что религиозный экстремизм может проявляться различно: например, в форме радикализовавшегося (в средствах осуществления своих целей) фундаментализма, либо как крайняя форма радикальных идеологий (часто - каких-то маргинальных религиозных групп), либо как-то иначе. В любом случае, поднятая тема, очевидно, не может быть исчерпана одной статьей. Необходима дальнейшая работа по уточнению и прояснению терминологии, вызывающей экспертную полемику.

Общая характеристика соотношения религиозного фундаментализма и экстремизма

В кризисные с точки зрения социальной организации или политического руководства периоды особенно актуализируется и получается широкое распространение так называемый религиозный фундаментализм – консервативное религиозное течение, представители которого утверждают незыблемость догм, помещенных в священных писаниях.

Иными словами, осознавая регулятивный характер многих положений Библии, Корана, и иных священных для последователей соответствующих конфессий писаний, последователи религиозного фундаментализма утверждают их незыблемость и отказываются учитывать применительно к ним изменяющиеся условия жизни. Кроме того, негативно сторонники религиозного фундаментализма относятся и к иным религиозным и идеологическим течениям, несмотря на то, что сами, как правило, претендуют на захват и удержание политической власти в обществе.

Кроме того, одним из признаков религиозного фундаментализма выступает то, что он может иметь место в любой религии или конфессии, а по утверждению некоторых исследователей – во внерелигиозных течениях и направлениях.

Говоря о религиозном фундаментализме, в специальной литературе нередко упоминается и религиозный экстремизм, как нечто сходное, однако, в то же время, отличающееся наличием некоторых особенностей, не позволяющих отождествлять рассматриваемые категории. В этой связи, представляется необходимым подробнее остановиться на их признаках для формирования целостного представления о путях их сопоставления и разграничения.

Так, в современной литературе религиозный экстремизм принято определять следующим образом:

Религиозный экстремизм – течение, для которого характерна крайняя религиозная нетерпимость и непримиримость к любого рода взглядам, мнениям и суждениям, отличным от разделяемых самим субъектом.

Готовые работы на аналогичную тему

По мнению приверженцев религиозного экстремизма, для достижения намеченных целей обоснованно применение любых, в том числе крайне антигуманных методов и средств, вплоть до применения террористических актов воздействия.

История формирования идей религиозного фундаментализма и религиозного экстремизма

Говоря об истории фундаменталистских и экстремистских воззрений религиозного характера, в специальной литературе отмечается, что их истоки уходят вглубь Средневековья – во времена, когда католическая церковь приискивала способы теоретического обоснования собственного права на политическое господство во всем обществе. Одним из методов достижения обозначенной цели, избранных католической церковью выступала убежденность самих священнослужителей и их последователей в том, что католичество – это единственная правильная религия.

На современном этапе католический фундаментализм практически утратил свое былое распространение и значение, а соответствующий религиозный фундаментализм и экстремизм на современном этапе, как правило, связывают с исламским фундаментализмом.

В специальной литературе по этому поводу отмечается, что предпосылки соответствующего явления были заложены еще в период массовых колониальных войн. В то время, традиционная религия порабощенных стран (т.е. ислам) использовалась как идеология, направленная на консолидацию усилий против власти колонизаторов, в большинстве случаев исповедовавших иные религии.

С 1990-х гг. ваххабизм начал распространять свое влияние на Россию и на республики бывшего Советского Союза. Во время боевых действий в Чечне ваххабизм использовался в качестве идейного обоснования войны чеченских боевиков и иностранных наемников с федеральными войсками.

Причины и предпосылки распространения религиозного фундаментализма и экстремизма

Поскольку, как было отмечено выше, активизация и актуализация идей религиозного фундаментализма и экстремизма в большинстве случаев выступает в качестве реакции на нежелательные, негативные или кризисные явления в различных сферах жизни общества, в специальной литературе выделяются наиболее характерные предпосылки (причины, условия), способствующие укоренению соответствующих идей:

Молодежь как демографическая группа общества находится в числе наиболее уязвимых для распространения экстремизма. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывает на то, что среди основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.

Наибольшую опасность как национальной безопасности Российской Федерации, ее культурно-цивилизационному и социально-политическому устройству несут организации, принадлежащие к направлениям исламского радикального фундаментализма(претендующего на установление своего влияния не только в традиционно мусульманских регионах, но и на всей территории страны) и новым религиозным движениям деструктивного характера.Основные мировые религии, такие как христианство, буддизм, ислам, основаны на терпимости и человеколюбии, не являются агрессивными по своей сути, не призывают напрямую к вражде к инаковерующим. Однако есть религиозные течения, которые прямо оправдывают насилие и жестокость.

Экстремизм, как известно, в самом общем виде характеризуется как приверженность крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Экстремизм, проявляющийся в политической сфере общества, называется политическим экстремизмом, экстремизм же, проявляющийся в религиозной сфере, получил название религиозного экстремизма.

  • тип религиозной идеологии и деятельности, который отличается крайним радикализмом, ориентированным на бескомпромиссную конфронтацию со сложившимися традициями, резкий рост напряженности внутри религиозной группы и в социальном окружении (агрессия, деструктивный характер целей и деятельности);
  • идеология и практика некоторых течений, групп, отдельных деятелей в конфессиях и религиозных организациях, характеризующаяся приверженностью крайним толкованиям вероучения и методам действия по реализации поставленных целей, распространением своих взглядов и влияния;
  • реализация идей, отношений и деятельности организованных социальных субъектов на основе определенного фундаментального религиозного опыта, формирующего негативное восприятие социального сущего, как воплощения недолжного, и требующего радикального изменения общества к идеально - должному (с точки зрения содержания указанного религиозного опыта и соответствующей религиозной картине мира и идеологии) при помощи всех форм социального насилия и во всех сферах и на всех уровнях общества.

В современных условиях религиозный экстремизм формируется как экспансия религиозных и псевдорелигиозных организаций и систем. С его помощью формируются соответствующие модели социального устройства и поведения индивидов, а в ряде случаев и моделей глобализации.Религиозный экстремизм – это сложное комплексное социальное явление, существующее в трех взаимосвязанных формах:

Формы религиозного экстремизма:

  • внутриконфессиональный (направлен на глубокую деформацию конфессии);
  • иноконфессиональный (направлен на устранение других конфессий);
  • личностно-ориентированный (направлен на деструктивную трансформацию личности);
  • этнорелигиозный (направлен на преобразование этноса);
  • религиозно-политический (направлен на изменение политической системы);
  • социальный (направлен на изменение социально-экономической системы).

Данные виды религиозного экстремизма зачастую носят смешанный характер и не проявляются в чистом виде.Цель религиозного экстремизма: коренное реформирование существующей религиозной системы в целом или какого-либо значения ее компонента. Реализация этой цели связана с задачами глубокой трансформации сопряженных с религиозной системой социальных, правовых, политических, нравственных и других устоев общества.

Критерии религиозного экстремизма как социальной угрозы:

Сущность религиозного экстремизма - отрицание системы традиционных для

общества морально-этических ценностей и догматических устоев и агрессивная пропаганда мировоззренческих аспектов, противоречащих традиционным общечеловеческим ценностям.Это проявляется, в частности, в желании и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные представления и нормы на все общество.

Характерные черты религиозного экстремизма: крайняя нетерпимость к инакомыслию, ко всем инаковерующим и особенно к неверующим, проповедь своей исключительности и превосходства над окружающими, ксенофобия.

Религиозный экстремизм проявляется не только в религиозной среде. Он часто бывает направлен против светского государства, существующего общественного строя, действующих в нем законов и норм, в частности, регулирующих государственно-конфессиональные отношения, в наиболее крайних формах ориентируясь на теократическое правление. Религиозный экстремизм имеет проявления в сфере политики, культуры, межнациональных отношений. В этих случаях он выступает в качестве религиозной мотивации или религиозного идеологического оформления экстремизма политического, националистического и т.д. Лозунги, призывы, идеологические акции экстремистских религиозных организаций обращены, как правило, не к разуму, а к чувствам и предрассудкам людей, рассчитаны на некритическое, эмоциональное восприятие, слепую приверженность к обычаям и традициям, на эффект толпы. А действия, порой крайне жестокие,

направлены на то, чтобы сеять страх, подавить противника психологически, вызвать шок в обществе.

Социальную среду религиозного экстремизма составляют в основном маргинальные и обездоленные слои и группы общества, испытывающие чувство неудовлетворенности своим положением и неуверенности в будущем, опасения подрыва или утраты своей национальной или конфессиональной идентичности.

Религиозный экстремизм, как и другие формы экстремизма в обществе, могут порождаться социально-экономическими кризисами и их последствиями, такими как безработица и падение жизненного уровня людей, социально-политические деформации и потрясения, национальнаядискриминация, исторические обиды и религиозная рознь, стремление социальных, политических и этнократических элит и их лидеров использовать религиозный фактор для достижения своих целей и удовлетворения личных политических амбиций.Источниками религиозного экстремизма могут выступать и различные компоненты общественного бытия народов.

Среди основных причин, способствующих росту религиозного экстремизма в Российской Федерации, следует выделить внутренние и внешние: социально-экономические, политические, культурно-образовательные, противоправная деятельность иностранных специальных служб и различных экстремистских центров.

Характерной чертой современного экстремизма и, как следствие, терроризма, с которым столкнулась Россия, является слияние этнического экстремизма и криминального терроризма. При этом религиозный фактор зачастую используется в качестве идеологической и организационной основы при реализации практических интересов политических субъектов.

Несмотря на акцентированность в общественно-политическом дискурсе связи исламских радикальных организаций и экстремистских политических стратегий, на первое место по степени общественной опасности следует поставить деструктивные религиозные организации.В политико-правовой сфере они являются лидерами по количеству совершенных преступлений, финансовых махинаций и коррупционности. В культурно-цивилизационной плоскости именно подобные религиозные организации представляют наибольшую опасность традиционным духовно-ценностным основаниям российского общества.

Религиозно-политический экстремизм – это вид экстремистской деятельности, направленный на возбуждение религиозной или национальной вражды и ненависти, насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение территориальной целостности страны. Соединение религиозной нетерпимости с политической деятельностью и порождает религиозно-политический экстремизм.

Использование террористических, насильственных способов борьбы сторонниками религиозно-политического экстремизма, как правило, лишают его поддержки широких народных масс, в том числе и представителей тех религиозных учений, последователями которых объявляют себя участники экстремистских организаций и групп. Поэтому религиозно-политический экстремизм относится к одной из форм нелегитимной политической борьбы, т. е. не соответствующей нормам законности и этики, разделяемым большинством населения.

Общественно-опасная деятельность экстремистских религиозных организаций, политический экстремизм, должны встретить активное противодействие институтов государства и гражданского общества. Должна вестись постоянная разъяснительная, профилактическая работа по предупреждению экстремистских проявлений во всех сферах политической и религиозной жизни общества. Только при целенаправленной, постоянной работе по профилактике и противодействию религиозному экстремизму и фундаментализму возможна безопасность и населения и государства от экстремистских и террористических преступлений.


При этом в качестве основного субъекта религиозной экстремистской деятельности называют либо нетрадиционные для России религиозные новообразования преимущественно зарубежного происхождения, появившиеся в стране с начала 1990-х годов, либо утверждается о появлении экстремистских течений среди приверженцев традиционных российских религий — православия и ислама. Следует также отметить, что существует точка зрения, не считающая религиозный экстремизм в России самостоятельным феноменом, рассматривающая его как, составную часть и идеологическую оболочку политического и национально-этнического экстремизма, имеющего, как правило, криминальный характер.

По вопросу о перспективах и возможных тенденциях динамики религиозного экстремизма в России и в мире, как и факторов этой динамики, в научном сообществе присутствует довольно значительная дисперсия взглядов. По отношению к России большинство специалистов прогнозирует дальнейшую эскалацию религиозного экстремизма, связывая его с активизацией новых религиозных движений, радикального ислама и фундаменталистского православия. Однако другая часть экспертов допускает возможность постепенного затухания религиозного экстремизма по мере стабилизации положения в стране и повышения жизненного уровня. В российской науке уголовного права сторонников психологического толкования экстремизма очень мало. Большинство правоведов понимают под экстремизмом определённую деятельность. [2, с.259]

Цели, декларируемые экстремистскими религиозными организациями, и реальные результаты их деятельности — вещи принципиально различные и могут привести к весьма негативным последствиям вплоть до широкомасштабных столкновений на национальной и религиозной почве, гражданской войны, смены государственного строя и распада России.

Мы поддерживаем точку зрения Бидовой Б. Б., на то, что в российском обществе существует заметная взаимосвязь религиозных и национально-этнических факторов проявления религиозного экстремизма, однако при этом такая связь не всегда может иметь непосредственный характер. [3, с.288] Оба фактора могут подпитывать друг друга, однако гораздо чаще и тот, и другой подпитываются политическими и экономическими интересами и активно используются в политической борьбе. При этом необходимо отметить, что не национальный фактор как таковой, а именно его исчезновение в процессе глобализации и космополитизации активизирует религиозный экстремизм, поскольку приводит к отрыву от традиционной религии того или иного народа и, соответственно, способствует росту экстремистских религиозных и квазирелигиозных новообразований.

Говоря о механизмах вовлечения в религиозную экстремистскую деятельность, нельзя не отметить, что здесь имеет место как целенаправленное пропагандистское воздействие на отдельных людей и целые социальные группы при попустительстве общественных и государственных институтов, так и разнообразные материальные, социально-политические, культурно-идеологические и личностно-психологические факторы, делающие такое воздействие максимально эффективным. Нельзя не исключать и изначальную предрасположенность некоторых лиц к восприятию экстремистской пропаганды вследствие характера воспитания личностных особенностей, воздействия социально-культурной среды и психоэмоционального состояния субъекта.

При общих установках на утверждение в обществе межрелигиозной и межнациональной толерантности, равноправия и взаимоуважения представителей различных религиозных и культурных традиций, сотрудничества и солидарности приверженцев разных религий и мировоззрений для достижения общих позитивных целей, взвешенного межрелигиозного диалога, неприятии религиозной розни, по конкретным вопросам существуют серьезные разногласия, связанные с различными подходами к трактовке самого понятия религиозного экстремизма, а так же с разным пониманием принципов светскости государства. Тем не менее существующие точки зрения на проблему религиозного экстремизма в российском обществе, несмотря на значительный их разброс, в совокупности позволяют выявить понимание обществом приоритетов в принятии мер по противодействию религиозному экстремизму и обеспечении эффективности такого противодействия.

Основные термины (генерируются автоматически): религиозный экстремизм, религиозная экстремистская деятельность, Россия, радикальный ислам, государственный строй, интерес, культурный уровень, процесс глобализации, российское общество.

Читайте также: