Религиозный этикет буддизма кратко

Обновлено: 05.07.2024

Этика буддизма – это система нравственных предписаний буддизма.

Буддизм – это пятая по численности верующих мировая религия, которую исповедуют 521 млн человек.

Одной из основных идей буддизма можно назвать утверждение, что источник страданий — это жажда жизни и желания людей, поэтому после смерти человек перерождается заново.

При этом этика (нравственность) считается в буддизме одной из шести парамит – запредельных совершенств Бодхисаттвы, которые ведут к освобождению и просветлению. Буддизм относят к этическим религиям, это учение оказало колоссальное влияние на духовную жизнь Востока.

Центральные понятия этики буддизма

В основе этики буддизма лежат два центральных понятия:

Важно понимать, что представления о добре и зле имеют культурно-обусловленный характер. Например, многие цивилизации одобряли воинскую доблесть, которая проявлялась в захватнических войнах и жесткости по отношению к людям, а также убийства, которые происходили по религиозным мотивам, в частности, жертвоприношения.

Одной из этических идей буддизма является концепция отсутствия божественного творения, ибо всемогущий и благой Бог не мог сотворить мир, в котором живые существа призваны страдать. Буддийская космология говорит о том, что космическое время циклично и безначально. Существует колоссальное множество миров, которые параллельны нашему, и причина их существования – энергия совокупной кармы, существующей в мире.

Готовые работы на аналогичную тему

В основе кармической активности живых существ лежит фундаментальное заблуждение относительно природы реальности, которое формирует эгоцентризм и влечение наряду с привязанностью. При этом считается, что мир творится не Богом, а исключительной жадностью живых существ.

Буддизм учит человека брать на себя всю ответственность за собственные мысли и поступки, формирует осознание того, что определяют будущее человека его мысли и поступки, а не воля сверхъестественного существа.

Реальность мира считается главным предрассудком, который необходимо преодолеть, чтобы прервать цепь перевоплощений и смертей. Э. Конзе отмечал, что позиция буддистов относительно отвержения мира во всех проявлениях имеет радикальный характер, часто кажется жестокой.

Будда видел в отрицании души главную положительную черту своего учения. Он говорил о том, что признание существования души и личности не способствует обоснованию нравственности и даже становится препятствием для этого.

Согласно этике буддизма характеристики рожденного существа обусловливаются совокупной кармой и конфигурацией дхарм того существа, которое умирает и принадлежит данному континууму.

Таким подходом можно объяснить механизм моральной ответственности индивида не только в виде перерождения, но и в каждое мгновение настоящей жизни.

В этике буддизма абсолютное отсутствие свободы воли говорит о жестком детерминизме многофакторности причинно-следственных отношений. При этом причина A порождает следствие Б при любых внешних условиях. Буддийское учение говорит о многофакторности и сложности причинно-следственных отношений во всех их проявлениях.

Уровни этических наставлений в раннем буддизме

В раннем буддизме можно выделить четыре уровня этических наставлений, которые касаются четырех степеней духовного прогресса:

  • правила поведения обычных людей или панча шила. В них входят правила не убивай, не кради; не употребляй спиртного, не кради. Будда взывал к совести и к тому, чтобы люди стремились к благоприятным условиям для личностной и социальной гармонии;
  • система поведения монахов сангхи;
  • общие методы самотренировки, которые предписаны сангхи и ведут к разнообразным уровням освобождения;
  • методы самотренировки, которые направлены на достижение высшей цели этики буддизма – архата.

Начальные уровни регламентируют внешнее поведение, высокие уровни касаются методов работы над собственным внутренним миром и непосредственных духовным прогрессом.

В раннем буддизме особенное место занимала трактовка добродетели. Добродетель ориентировалась на невозможность причинения зла, а также активное делание добра. Такой подход можно объяснить тем, что буддисты большое значение придавали нравственной мотивации, в отличие от нравственного действия.

В целом буддистская этика имела весьма прагматичный характер, в котором эмпирическое и теоретическое познание истины совпадало с пользой для духовного становления человека и его окончательного освобождения, свободы души и тела.

Из подобного мировоззрения вытекает представление буддистов о том, что очищение психики от аффектов, меняя себя, можно несколько изменить мир. При смене мира происходит преображение внутреннего качества человека, как основы его внутриличностного становления.

Следует отметить тот факт, что буддистское сострадание лишается привязанности к сансарным потокам и иногда может казаться жестоким и суровым. Будда может сострадать не утешая, но ставя целью преодоление страданий через осознание и изменение самого себя.

Этика Буддизма

Моральные заповеди раннего Буддизма носили преимущественно отрицательный характер: это был перечень поступков, от которых должен воздерживаться последователь Будды. Элементарные, обязательные для всех заповеди сводились к пяти: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина. Но для тех, кто стремится достигнуть совершенства, эти пять запретов развиваются в целую систему гораздо более строгих предписаний.

Запрещение убийства доводится до того, что нельзя умерщвлять даже едва заметных глазу насекомых: поэтому нельзя пить из чаши непроцеженную воду, ибо в ней могут оказаться маленькие живые существа, нельзя заниматься земледелием, так как пахарь своим плугом может невольно нанести вред земляным червякам, и т. д. Запрет нарушения супружеской верности расширяется до требования полного целомудрия. Запрет брать чужую собственность усовершенствуется требованием отказа от всякой собственности. Запрет употребления спиртных напитков расширяется до строгого воздержания в пище, хотя и не доходящего до крайностей брахманов-аскетов, нередко отказывавшихся от пищи вообще, а также уклонение от всяких удобств, наслаждений и роскоши земной жизни. Словом, выполнение моральных предписаний Буддизма означало требование монашеского образа жизни, ухода из мира, отшельничества.

Одна из важных заповедей буддизма – любовь и милосердие ко всем живым существам. Буддизм предписывает при этом не делать различия между ними и относиться с равным доброжелательством к добрым и злым, к людям и животным. Особая, исключительная привязанность к какому-либо отдельному человеку решительно осуждается. С другой стороны, буддистская любовь к живым существам – это не активная и деятельная любовь, а скорее, пассивно-благожелательное настроение, непротивление злу, прощение обид.

В основе буддистской этики лежит знание закона кармы, которое гласит, что не бывает случайного наказания или случайных даров судьбы. Любое событие является причинным следствием совершенного ранее поступка. Последователь Будды ни в каком случае не должен платить злом за зло, ибо этим не уничтожаются, и лишь возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защищать других от насилия, мстить за несправедливость, наказывать за убийство. Последователь Будды должен спокойо но, терпеливо и бесстрастно относиться ко злу, уклоняясь только от участия в нем.

Строго говоря, первоначальное учение Будды не было ни религиозным, ни философским. Изучив существующие в Древней Индии взгляды, он создал религию, не похожую на все, что было до него. Будда уклонялся от дискуссий о Боге, о душе и не столько потому, что считал эти темы недостойными или не знал, как на них ответить, сколько из-за того, что цель его учения была сугубо практическая – помочь избавиться от страданий. Будда выступал против догм, авторитетов, слепой веры; он говорил, что истин так же много, как листьев в лесу, и истина, возвещенная им, не более чем горсть листьев; он часто отвечал молчанием на вопросы людей, которые считали его всезнающим.

Будда покинул свой дом и из наследника царства стал странствующим искателем истины, желающим:

«О сказанном издревле размышляя,

Не запершись в предании одном,

В едином не упорствуя, а в ум свой

(Ашвагхоша. Жизнь Будды. М., 1990. С. 111).

Но история его жизни превратилась в другую историю – историю распространения и искажения его учения, историю обожествления Будды и превращения его в целый легион Будд. Во времена Будды в Индии существовала сильно развитая и до деталей разработанная религиозная традиция. Именно она поглощала истинную историю и взгляды Будды. Первоначальное учение Будды смешивается с культом Шивы и магией в тантрическом буддизме, с местными верованиями в тибетском и монгольском ламаизме, с даосизмом и отчасти конфуцианством в Китае, с культом предков в японской разновидности буддизма. В местах распространения в пантеон буддийских богов входили местные божества.

Буддизм задался вопросом, что такое Единое? И пришел к выводу, что это абсолютное Небытие, лежащее в основе проявленного бытия. Абсолютное Бытие совпадает с абсолютным Небытием. Это две стороны одной медали, и можно сказать, что буддизм – это обратная сторона индуизма. От Единого шел путь в индуизме – к Абсолюту, а в буддизме – к Пустоте, и достижение этого называется в индуизме самадхи, а в буддизме нирваной.

Из неабсолютности всего существующего следует вывод о не-абсолютности божества. В буддизме нет надобности в Боге как творце и спасителе, как в безусловно верховном существе. Бог как высшее существо имманентен (внутренне присущ) достигшему освобождения человеку, что означает потенциальную тождественность человека богу. В силу своих достоинств Будда даже может обрести господство над богами.

Качества, которыми должен обладать каждый буддист: щедрость, терпимость, энергичность, нравственность, медитационное сосредоточение и знание, а также любовь, которая порождает щедрость, кротость и другие совершенства. Один из основных принципов буддизма – милосердие к живым созданиям, куда входит и воздержание от причинения им вреда и т. п.

Буддизм считает удовольствие и добро равно необходимыми и не необходимыми (средний путь, одинаково отвергающий и погружение в чувственные удовольствия и умерщвление плоти). Здесь и полемика с брахманизмом, который считал, что богатство необходимо для совершения нужных дел – жертвоприношений, одаривания брахманов, т. е. выполнения религиозного долга и накопления праведных заслуг.

В буддизме есть своя триада взаимосвязанных факторов: мысль, слово, действие, а также учение о психофизических элементах жизнедеятельности личности, так называемых дхарм. Имеется пять наборов дхарм: чувственное бытие организма в целом, эмоции, представления, кармические волевые импульсы и сознание. Пять совершенных знаний: способность творить чудеса; божественный слух, позволяющий слышать на любом расстоянии; чудесное зрение, позволяющее видеть на любом расстоянии; чтение мыслей; память о прошлых рождениях.

Буддизм считает эгоизм заблуждением, потому что Я нет как реальности. Из заблуждения, что Я есть, проистекает ложная любовь к себе, сопровождающаяся нечистыми страстями, загрязняющими ум: ненавистью, гордыней, невежеством, ложными взглядами и сомнениями. Плохие поступки могут уравновешиваться хорошими, и это напоминает Страшный суд после смерти, на котором взвешиваются хорошие и дурные поступки.

Для буддизма характерна мысль, что тот, кто стремится причинить зло, на самом деле творит добро, так как дает возможность пострадавшему проявить добродетели кротости, щедрости, милосердия.

Высшая ступень созерцания – полное бесстрастие, лишенное как приятных, так и неприятных эмоций. Идеалом буддизма является человек, настолько занятый изменением своего внутреннего психического бытия, что при этом не обязательно устранение обычных жизненных целей. Мораль буддизма всепомогающа и от всех далека. В основе буддистской концепции поведения лежит сознание внутренней отдаленности субъекта от всего окружающего. Буддистский идеал поведения связан с отсутствием направленности вовне (при общей отзывчивости на все) и созерцанием внутреннего бытия. Состояние совершенной несвязанности внешним и самоуглубленности и есть освобождение, или нирвана. Оно означает прекращение жизнедеятельности личности, остановку волнения дхарм, переход их из состояния проявленного в состояние непроявленного, истинного бытия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Буддийская этика

Буддийская этика Западная этика в действительности представляет собой сочетание библейского и древнегреческого подходов. В греческой версии вместо законов, данных высшей властью с небес, существовали законы, принятые законодательным собранием граждан. Граждане

Этика

Этика Обладатели гносиса -- пневматики, как они себя называли, -- отделяются в этой жизни от основной массы человечества. Непосредственное вдохновение делает личность повелителем не только в сфере познания (отсюда безграничное разнообразие гностических учений),

Закон и этика

Закон и этика Иудейское законодательство не проводит формального различия между теми заповедями, которые могут быть определены как этические, теми, которые относятся к ритуалу (обрезание, жертвоприношение, запрет вкушать кровь), и теми, которые касаются обычных правовых

СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ И ЭТИКА РАННЕГО БУДДИЗМА

СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ И ЭТИКА РАННЕГО БУДДИЗМА В социальном учении раннего буддизма ярко выражена демократическая тенденция, нашедшая свое выражение прежде всего в индифферентном отношении к кастовой и профессиональной принадлежности человека.В 550 своих прежних

§118. Этика гностицизма

§118. Этика гностицизма Все еретики–гностики едины в том, что расчленяют созданное Богом тело церкви и переоценивают разум. Кроме этого, мы наблюдаем среди них две противоположные тенденции: мрачный аскетизм и легкомысленное антиномианство. Обе они основаны на

n) Этика

n) Этика Установленный критерий действует в догматике. Он не отменяет такого совершенно нормально явления, как множественность и даже неизбежность различных аппроксимативных форм выражения. Христиане не должны видеть в этом плюрализме оснований для беспокойства, само

Этика

Этика Учение святителя Амвросия о нравственности нашло свое выражение в творении "О должностях священнослужителей" — своде или сборнике философских решений вопросов христианской этики. Но как один из первых опытов научной этики, изложение святителя имеет существенный

4. Этика

Этика

Этика Остро ощущая разложение античной культуры, почти всех ее институтов, апологеты осознавали его не как кризис, но как неистинность, ложность этой культуры в целом при отдельных позитивных моментах. При этом они хорошо чувствовали историческую изменяемость культуры.

1. ВКЛАД БУДДИЗМА, В ОСОБЕННОСТИ ДЗЭН-БУДДИЗМА, В ЯПОНСКУЮ КУЛЬТУРУ

1. ВКЛАД БУДДИЗМА, В ОСОБЕННОСТИ ДЗЭН-БУДДИЗМА, В ЯПОНСКУЮ КУЛЬТУРУ Наряду с тем, что дзэн придает первостепенное значение личному опыту в постижении высшей истины, он имеет следующие характерные особенности, которые оказали огромное влияние на формулирование того, что

Этика

Этика Смысл жизни человека состоит в росте индивидуального сознания [2:60,122], которое должно, развившись, влиться в Ишвару.Вначале каждый человек развивается в обычной мирской деятельности. Быстрое же его продвижение становится возможным с того времени, когда у него

Приложение. Этика Нового века (или этика движения New Age)

Этика

Этика Один из четырех основных разделов философии (помимо эпистемологии, логики и метафизики). Этика также носит название философии морали, она занимается вопросами типа: Какую жизнь считать нравственной, добродетельной? Какие цели и желания являются достойными? Что

Фигурка Будды

Из трех мировых религий буддизм — самое древнее вероучение: ему более 2,5 тысяч лет. Его принципы и воззрения органично воспринимаются новыми поколениями. Идеи буддизма присутствуют во многих современных системах самосовершенствования, далеких от религии. Кратко рассмотрим, в чем притягательность ценностей этого учения.

Главное о буддизме

Буддизм возник в Древней Индии в середине I тысячелетия до нашей эры. Его появление связывают с именем принца Сиддхартхи Гаутамы. До 30 лет он жил безмятежно и был потрясен, увидев горе, нужды и смерть людей. Принц стал аскетом, наблюдал за своим сознанием и духовным миром, медитировал, в результате чего достиг просветления — стал Буддой. С 35 лет он стал проповедовать новое учение.

Несколько веков учение Будды существовало в устных преданиях. Только в I веке до н. э. его впервые записали на пальмовых листьях. С тех пор приверженцы этой религиозной системы создали множество трудов, которые стали основой этики буддизма.

Что такое буддизм?

Буддизм в целом рассматривается как религиозно–философское учение, его определяют как:

  • религию;
  • философию;
  • этическое учение;
  • культурную традицию.

Будда утверждал, что каждый человек своими усилиями может стать просветленным и частью божественной сущности. Поэтому последователи не наделяли своего учителя сверхъестественными чертами, не обожествляли. В самом учении отрицается существование Бога-творца и вечной души. В этом существенное отличие буддизма от возникших позже христианства и ислама.

Известный ученый-религиовед, буддолог Евгений Торчинов объясняет, что буддизм стал мировой религией, потому что переступил границы и распространился среди сотен миллионов жителей планеты, его духом пронизана вся культура Востока.

Фигурка медитирующего человека

Медитация — путь к просветлению разума: Pxhere

Суть и философия буддизма

Будда утверждал, что понимание жизни пришло к нему не как божественное откровение, а стало результатом размышлений. Его интересовало, почему жизнь людей так тяжела и есть ли возможность избавления от этого.

В чем заключается философия буддизма? Будда сформулировал 4 постулата учения:

  1. Мир полон страданий и несовершенства. Человек существует в условиях страха, тревожности, непостоянства. Они искажают реальность, поэтому следует постигнуть причину страданий, чтобы найти путь избавления от них.
  2. Источник страданий человека Будда находит в желаниях и страстях, в жажде жизни и чувственных удовольствиях, которые одолевают людей. Эти страсти заставляют вращаться колесо жизни по кругу рождений и смертей.
  3. Есть возможность вырваться из этого круговорота, чтобы прекратить страдания. Это путь преодоления страстей, путь просветления. Высшая цель этого пути — достижение нирваны (состояния блаженного небытия).
  4. Будда определил, как идти к этой цели. Он описал путь спасения, который состоит из 8 этапов, в том числе:
  • соблюдение этических норм;
  • постижение мудрости;
  • медитации и др.

Другое название пути — срединный, то есть равноудаленный как от аскетизма, так и от удовольствий.

Направления и школы буддизма, современные формы

Ряды людей в оранжевых одеждах

Основные идеи буддизма: Pixabay

В результате распространения вероучения еще в древности возникли его разновидности. Какие есть направления буддизма? Главные из них:

  1. Хинаяна — направление, которое возникло в III веке до н. э. Его сторонники идеализировали монашескую жизнь, считали, что никто не может помочь человеку на пути спасения, что это возможно сделать, только приложив собственные усилия.
  2. Направление махаяна зародилось позже, в I веке н. э. В нем преобладало мнение, что миряне в благочестии могут сравняться с монашеством, а помощь на пути спасения им окажут святые.
  3. Внутри махаяны в V веке возникло тантрическое направление — ваджраяна. В нем главным средством достижения просветления считались тайные мантры.

В США и Западной Европе в начале ХХ века учение распространилось в виде дзен-буддизма. Современный исследователь Н. Кузнецова отмечает, что его сторонники — это преимущественно интеллектуалы. Для них приоритетным стало достижение контроля разума над телом, медитация и йога. Наблюдается своеобразная американизация буддизма — создаются дзен-центры, коммуны молодежи и студентов.

Основные принципы и уроки буддизма

За века и тысячелетия существования религиозно-философского учения в его рамках сформировались основы морали и нравственности. Они составляют общечеловеческие ценности, не утратившие актуальности и для современного человека.

Правила буддизма

В основу этики буддизма положены 5 обетов (правил), общих для всех направлений учения:

  1. Запрет на причинение вреда всем живым существам. Прямо запрещаются убийства, в том числе смертная казнь, эвтаназия, аборты. Как продолжение этого завета, культивируются доброта, сострадание, благожелательность.
  2. Запрещается воровство. Приветствуется проявление щедрости и самоотверженность.
  3. Прелюбодеяние запрещается во всех формах. Буддисты призывают формировать сексуальную ответственность, приверженность долгосрочным обязательствам.
  4. Порицаются лживые высказывания, оскорбления, ругань, сплетни. Последователи учения призывают воспитывать в себе такие качества, как честность и надежность.
  5. Буддизм осуждает любые формы опьянения — алкоголь, наркотики и пр.

Таким образом, этика буддизма основывается на принципах умеренности и благожелательности к миру (нельзя наносить вред никому и ничему). В ней приветствуется развитие чистых и благородных качеств, которые очищают разум и ведут к просветлению.

Позолоченная статуя Будды

Направления буддизма: Pixabay

Чему учит буддизм?

Учение Будды основано не на вере, а на многогранном опыте. Оно совершенствовалось многими последователями, создавшими тысячи трудов. В результате сложилась этика буддизма, которой руководствуются миллионы людей на планете в повседневной жизни.

Есть некоторые правила, которые имеют практическое значение не только для приверженцев этого учения:

  • Будьте благодарны за все, что происходит в вашей жизни. Хорошие явления делают нас счастливее, плохие приносят опыт, чему-то учат. Благодарность притягивает радость, любовь, здоровье и процветание.
  • Умейте прощать. Обиды травят душу, мешают жить. Освобождение от них приносит душевный покой.
  • Никто не появляется в вашей жизни случайно. Каждый человек возник с какой-то целью, но вам решать, принимать его урок или отвергнуть.
  • Верьте, что в самые тяжелые времена Вселенная придет на помощь. Человеку не будет дано больше испытаний, чем он сможет вынести.
  • Решайте проблемы через их осознание. Не загоняйте их внутрь — смотрите правде в глаза. Буддизм учит, как принять страхи и слабости, пройти через них, чтобы избавиться.
  • Делитесь любовью, мудростью, талантом. Все, что отдаете, к вам вернется. Отдаете хорошее — получите в ответ много прекрасного.
  • Достижение совершенства, перфекционизм — иллюзия. Расслабьтесь и позвольте себе делать ошибки, будьте счастливы независимо от результата своих усилий.
  • Живите настоящим, а из прошлого выносите уроки. О будущем мечтайте без фанатизма, но помните, что счастье здесь и сейчас.
  • Живите среди тех, кто вас любит и поддерживает. Не тратьте жизнь на тех, кто в вас не верит.
  • Берите от природы и окружающего мира энергию и все, что требуется для здоровья. Это просто и доступно всем.
  • Не принимайте все слишком близко к сердцу, позже пожалеете о своих страданиях, которые того не стоили.

Человеку свойственно стремление к лучшему, он ищет пути развития и совершенствования. Философия буддизма дала многое современным системам саморазвития. Она предлагает понятные принципы и правила, которые изменяют жизнь человека и его взаимоотношение с миром в лучшую сторону.

БУДДИЙСКАЯ ЭТИКА — нравственное учение буддизма, главная направленность которого — не индивидуальное освобождение от страданий, а спасение других живых существ. "Страданием" (санскр. duhkha) при этом называют не просто физические и душевные тяготы, но любое состояние, не приносящее полной и совершенной удовлетворенности. Поскольку даже самое яркое житейское счастье имеет конец и тенденцию перехода в свою противоположность, то оно также рассматривается как "страдание". Свободу от "страданий", согласно этике буддизма, может обеспечить только полный отказ от стремления к мирским удовольствиям. Вся система буддийской этики направлена на искоренение в индивиде эгоизма посредством внедрения и развития альтруистических взглядов и установок. Сама формулировка религиозной цели как "блага других" уже формирует эти установки. Начинается же воспитание верующего с принятия "пяти обетов мирянина", представляющих собой простые нормы нравственности: "не убивать, не воровать, не лгать, не развратничать, не употреблять алкоголь и наркотики". При этом подталкивание других к совершению подобных поступков и даже просто сочувствие их совершению также считается грехом. Объектом же проступков является не только человек, но и всякое живое существо: убийство комара — тоже преступление. Однако растения в категорию живых существ буддисты (в отличие, напр., от джайнов) не относят. Естественно, отсюда вытекает общебуддийская тенденция к вегетарианству, но, как правило, оно не обретает строгие формы, и у скотоводческих буддийских народов, напр. тибетцев, и вовсе не распространено. Буддизм махаяны развивает далее альтруистические тенденции буддийской этики и, как наиболее тяжкое нарушение из 18 "обетов бодхисаттвы", добавленным к "пяти обетам мирянина", квалифицирует "отказ от желания помогать какому-либо существу". Понятия ненасилия, любви и сострадания приобретают в махаяне (и соответственно в ваджраяне) настолько важное значение, что тяжким нарушением кодекса поведения считается отказ совершить требуемое состраданием действие на той основе, что формально оно относится к числу запрещенных любыми ранее принятыми обетами. То есть в этике буддизма махаяны сострадание является фактором более значимым, нежели любые "священные правила", и это в точности соответствует общебуддийской идее антидогматизма, не позволяющей отождествить смысл религ. учения с рамками тех или иных словесных формул. Этот подход позволил буддизму на протяжении уже 25 столетий оставаться постоянно развивающейся религией, выражающей свои базовые идеи, в том числе и этические, во все новых формах, зачастую внешне "противоречащих" друг другу, но по существу глубоко связанных общебуддийской идеей сочетания мудрости и сострадания для достижения освобождения от страданий и сверхспособностей Будды ради спасения всех существ.

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 51-52.

Читайте также: