Религиозные верования киммерийцев скифов сарматов кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Ранний железный век

  • Утверждение железа как распространенного металла на землях Украины состоялось в 7 в. до н. н.э., о чем свидетельствуют материалы археологических раскопок.
  • Появление железных орудий труда и оружия повлекла бурное развитие хозяйства и военного дела.
  • Земледельческие племена начали применять железный плуг , с помощью которого можно было вспахать больше земли, а значит - собрать лучшие урожаи.
  • Скотоводы степи за те сутки зажили кочевой жизнью, постоянно переходя вместе со скотом на новые земли. Они научились ездить верхом на лошадях и преодолевали на этих быстроногих животных огромные расстояния.
  • С изобретением железа скотоводы-кочевники превратились в непобедимых воинов. Историю воинственных кочевников на наших землях основали киммерийцы

2. Киммерийцы

Свидетельство источников о киммерийцев

Киммерийцы - воины

  • Все письменные упоминания о киммерийцев связанные с их военными походами.
  • Войско киммерийцев состояло из подвижных отрядов всадников.
  • Как свидетельствуют археологические находки, киммерийцы для своего времени были непревзойденными мастерами военного снаряжения.
  • Главным оружием киммерийских воинов был мощный дальнобойный лук. В ближнем бою они применяли железные мечи длиной более метра.
  • О совершенстве конского снаряжения киммерийцев свидетельствует тот факт, что его позаимствовали тогдашние народы.

Для истории народов, проживавших на землях Украины в давние времена, это обстоятельство важна тем, что именно киммерийцы были первыми, кто из жителей Степи научился производить железо, вот почему с ними связано начало железного века на наших степных просторах.

Образ жизни киммерийцев

  • Киммерийцы были первым народом на украинских землях, которого исследователи называют кочевым .
  • Киммерийцы не строили жилищ, а их жизнь пробежало в бесконечной путешествии степью или верхом на лошадях или в кибитках, запряженных волами. Основой их хозяйства было коневодство . То, чего не могли дать лошади, киммерийцы завоевывали

3. Походы киммерийцев против земледельцев Лесостепи. Чернолесская культура

Военные походы киммерийцев донимали не только народам Ближнего Востока. Царя в причерноморских степях, они не могли обойти мира земледельцев Лесостепи. На землях от среднего Днестра на западе до среднего течения Ворсклы на востоке в те времена жили многочисленные племена, которые археологи называют носителями чернолесской культуры

  • Свое название культура получила от великого Черного леса в верховьях реки Ингулец, где было найдено ее достопримечательности
  • Археологические находки свидетельствуют, что они выращивали просо, ячмень, рожь, пшеницу. Урожай собирали бронзовыми серпами и хранили его в специальных ямах, сделанных в пол жилищ.
  • Зерна собиралось достаточно, чтобы содержать большое поголовье свиней. Кроме того, чорнолисци разводили коров, коз, овец, лошадей.
  • Но больше всего поражает мастерство чернолесских кузнецов. Археологам посчастливилось найти стального меча длиной 108 см.
  • Первых нападений киммерийцев чорнолисци потерпели уже изначально их господства в Степи. Но наиболее острым это противостояние было в 8 ст. до н. н.э. Именно тогда возникли мощная защитная линия по многим крепостей-городищ вдоль Тясмина, а в Черном лесу - опоясан тремя рядами валов и рвов городище
  • Борьба против киммерийцев была жестокой, нападения кочевников заканчивались основном разрушительной пожаром, многие чорнолисцив попадали в плен.
  • Многочисленные археологические находки свидетельствуют, что в конце 8 ст. до н. э киммерийцы преодолели сопротивление чернолесской населения, проникли в глубь их земель и завладели важными городищами.
  • результате из числа чорнолисцив получили распространение вещи киммерийского образца, прежде оружие и конское снаряжение. И какими непобедимыми воинами казались киммерийцы, в 7 ст. до н. э их господство в Степи прервалось, а сами они рассеялись, покоренные значительно более мощными племенами скифов

4. Скифы: расселение и занятия

В причерноморские степи они пристранствовали из степных районов Предкавказья. Как и киммерийцы, скифы были кочевниками , основу хозяйства которых составляло коневодство .

5. Великая Скифия

Скифский царь Атей

  • Наивысшего подъема Великая Скифия достигла в 4 ст. до н. э во времена царя Атея
  • Из греческих источников узнаем, что царь-воин покорил своей власти все скифские земли от Дуная до Дона.
  • Свидетельством могущества Атея было чеканки им собственной монеты
  • Атей вел активную захватническую политику. Это и привело противостояние Великой Скифии с Македонской государством, именно тогда набирала силы и стремилась новых земель.
  • В битве против македонцев во главе с царем Филиппом (отцом Александра Македонского) 339 г. до н. э столетний Атей погиб

Упадок Великой Скифии

  • В 4-3 вв. до н. э положение Скифии внезапно ухудшилось. Безвозвратно исчезли степные скифские памятники.
  • Причинами упадка скифского государства исследователи считают высыхания степей, упадок хозяйственной жизни Лесостепи за жестокого использования его ресурсов.
  • Великая Скифия перестала существовать.
  • Однако сами скифы не исчезли с исторической арены: они отошли на юг и создали две Малые Скифии. Первая - в Нижнем Подунавье, вторая - в степном и предгорном Крыму со столицей Неаполем

Духовный мир Великой Скифии

6. Сарматы

Владычество сарматов в Причерноморских степях продолжалось почти 600 лет. Положили ему конец германские племена готов и нашествие новых кочевников - тюркоязычных гуннов

Древние цивилизации. Киммерийцы, скифы и сарматы


Эпоха бронзы и раннего железа на территории Украины (вторая половина III - начало I тыс. до н.э. Мир кочевников и мир цивилизаций)

Древние цивилизации. Киммерийцы, скифы и сарматы


Великая Скифия

Древние цивилизации. Киммерийцы, скифы и сарматы


Украинские земли в III - I века до н.э.

В своём описании Скифии Геродот наибольшее внимание уделяет диковинным и жутковатым на взгляд эллина обычаям — дав нам бесценный дополнительный материал о духовной жизни кочевников. В том числе грек перечисляет восемь богов, которые, по его словам, только и составляют круг почитаемых скифами.


Навершие с изображением Папая

Младших богов скифского пантеона Геродот называет четверых. Во-первых, это Ойтосир. Имя его неясно современной науке. Но поскольку Геродот отождествляет Ойтосира с греческим Аполлоном, то в нём видят бога солнца. Солнце скифы явно почитали как одно из высших начал, дарителя жизни и удачи. Ойтосира отождествляют с божественным стрелком-охотником, который изображен на золотой пластине из одного скифского кургана.


Бляха в виде оленя, найденная в станице Костромской


Бляшка, изображающая битву греков со скифами. Курган Чертомлык

Как бы то ни было, ко временам Геродота обычая кровосмешения не существовало уже и в царском роду. Правда, скифские цари брали в жёны старших супруг своих отцов — не являвшихся их матерями. Не исключено, что с этим связано появление и наследования власти младшим сыном, существование коего у скифов предполагают многие учёные.

Зато различные предметы, связанные с магией или культом, иногда находят в женских погребениях. Отсюда выводят наличие у скифов шаманок или знахарок, о коих Геродот ничего не говорил.

Встречалось у скифов и людоедство — о чём свидетельствуют некоторые археологические находки. Однако распространено оно не было. Скифы, как правило, осуждали каннибализм, считая его обычаем чужих и обычно враждебных им северных племён.


Сосуд со сценами охоты. Курган Солоха

Благодаря археологическим данным и подробному рассказу Геродота, мы можем во всех подробностях описать скифский погребальный ритуал. Геродот (и некоторые другие античные авторы) сообщают нам многое из того, что вряд ли могло оставить материальные следы. Так что погребения скифов — лучше всего известная нам часть их духовной культуры. На них стоит остановиться подробно и потому, что именно курганы Скифии — наиболее известные её памятники, сохранившие для нас немало других.

Когда скиф умирал, ближайшие родственники возлагали тело на повозку и объезжали с умершим его друзей. Каждый из последних устраивал поминальный пир, причём перед усопшим тоже ставилась трапеза — строго наравне с остальными. Объезд продолжался сорок дней, после чего совершалось погребение.

Скифы Причерноморья первоначально сравнительно редко строили свои курганы, используя насыпи предшествующей эпохи. Особенно много таких впускных захоронений в Крыму, где и позднее их больше трети. В Прикубанье, впрочем, простых скифов тоже обычно хоронили в древних курганах. Только с начала V в. до н. э. число новых курганов значительно возрастает. При этом погребальный обряд сам по себе первое время менялся мало.

В основании будущего кургана либо в насыпи древнего выкапывали прямоугольную или почти овальную яму. После погребения её чаще всего перекрывали брёвнами или плахами, а поверх ещё камышом. Наряду с ямами встречались, хотя и весьма редко, катакомбные могилы с длинной входной ямой и погребальной камерой-катакомбой. Такие захоронения делались в уже готовых курганах или после начала их строительства. В обычных гробницах катакомбу делали очень небольшой, и вход в неё заваливали камнями, либо опять же закладывали досками и брёвнами. Наконец, в единственном случае в Причерноморье встречается захоронение на поверхности кургана с последующей досыпкой безо всяких предварительных приготовлений. В Прикубанье такие могилы для небогатых скифов не такая уж редкость.

Рядом с умершим клали разнообразные предметы. Практически всегда с мужчиной клали оружие — колчан или набор стрел. Это было обычное оружие любого скифа, даже простого скотовода, годное для охоты и защиты стад. Рядовых, небогатых воинов сопровождали в иной мир и другие предметы вооружения, а иногда и доспехи, гораздо реже конская упряжь и личные украшения. В женских погребениях находят пряслица и украшения. При теле клали баранину, реже конину или говядину с лопаткой, воткнув в мясо нож и положив на деревянное блюдо — как будто готовя трапезу. Иногда в головах ставили также сосуды с жидкой пищей или питьём. Степные кочевники обычно ставили сосуды и клали мясо в головах тел, однако в низовьях Дона осёдлые скифы оставляли подношения в ногах.

Курган насыпали из земли вокруг, в результате чего он окружался рвом. Основание насыпи предварительно укрепляли иногда каменным кольцом-кромлехом, изредка добавляли большие камни в сам курган. На вершине кургана по окончании захоронения устраивалась последняя поминальная трапеза. Кости съеденных животных и разбитую посуду, а иногда также последние дары (наконечники стрел, сбрую) оставляли на кургане.

Курганы служили семейными усыпальницами. В курганах, возведённых над женщинами, всегда обнаруживаются сделанные через некоторое время впускные захоронения их мужей. В курганах, возведённых над мужчинами, спустя какое-то время хоронили их жён — если таковые имелись, как в подавляющем большинстве случаев. Умерших до совершеннолетия детей тоже хоронили в родительских могилах.


Руины построек в Нимфее

Второй вариант не менее вероятен. Сложная ситуация, сложившаяся в V в. до н. э. на Таманском полуострове, где влияние скифов было всё более непрочным, побудило их перенести место захоронений. Во времена Геродота царей уже могли начать хоронить в Запорожье. И действительно — как раз в V в. до н. э. здесь появляются первые крупные курганы знати. Впрочем, иногда для богатых захоронений использовали в Поднепровье и древние курганы бронзового века.


Деталь конского убора, найденная в Гюновке. Запорожская область


Навершие в виде головы оленя. Уляп


Зооморфные фигурки. Келермесский курган


Бляшка в виде зверя. Келермесский курган

Зависимых людей со знатными паралатами хоронили несколько реже. В VII–VI вв. до н. э. этот обычай известен лишь на Ставрополье, особенно же часто встречается в Нартановском могильнике, в верхней долине Терека, где скифы покорили многочисленное местное население.

В случаях, когда не использовалась погребальная яма, вокруг гробницы разводили огни, — или поджигали её саму. В Нартановском могильнике поджигали деревянные гробницы в ямах, — впрочем, вовсе не сжигая погребение дотла. Видимо, те очистительные силы, которыми в представлении скифов обладала земля, таким образом замещались очищающей же стихией огня. От мидийцев скифы могли воспринять особое поклонение огню — хотя, судя по самому факту курганных захоронений, с зороастризмом скифские верования имели крайне мало общего. Использование огня при погребении мёртвых в землю показалось бы правоверному зороастрийцу двойным, совершенно диким кощунством.


Руины храма в Краснознаменском


Навершие из Ульского кургана

К концу VI в. до н. э. число скифских воинских захоронений в Предкавказье уменьшается — но зато пышность оставшихся возрастает. Именно к концу VI — первой половине V в. до н. э. относятся несколько монументальных курганов Ульской группы, среди которых резко выделяется уже упомянутый Ульский первый (из раскопанных в 1886 г.). Его основу составила возведённая на поверхности почвы деревянная гробница площадью более 42 м. что намного превышает остальные курганы группы. По восточной и западной сторонам склепа погребли несколько лошадей и две пары волов. Эта часть могилы вся была покрыта камышовым или травяным настилом. Вокруг же располагалось еще 360 конских погребений, так что вся площадь погребального комплекса в основании кургана превысила 997 м?. Все конские погребения располагались в определённом порядке — по 18 вокруг каждого из 12 столбов и по 36 вокруг четырёх стоек, которые сами окружали гробницу. Первоначально курган насыпали лишь на 5 метров, после чего на вершине его устроили поминальный пир. На нём счёт жертв пополнили ещё 50 коней — неясно, были ли они все съедены на пиру, либо захоронены в курган после, поскольку некоторые производят впечатление привязанных к столбам. В память усопшему были, кроме того, принесены в жертву четыре вола и два барана. По окончании пира, поверх разбитой посуды, скелетов и костей животных, а также, возможно, привязанных к коновязям лошадей, — пятнадцатиметровый курган завершили. Размах этого погребения остался непревзойдённым, пожалуй, за всю историю Скифии. Если бы действительно в Прикубанье того времени хоронили царей всего Второго царства, то не было б странно связать этот курган с победителем Дария Иданфирсом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Культура и религия

Общество и культура поздних скифов

Общество и культура поздних скифов Поздние скифы Крыма и Нижнего Поднепровья значительно отличались от своих предков образом жизни и всем её укладом. Это, помимо многого иного, позволяет некоторым исследователям в принципе сомневаться в справедливости именования этого

Религия и культура

Глава 7 Религия и культура в 850–546 гг

Глава 7 Религия и культура в 850–546 гг В течение этого периода общественные отношения и религиозные верования существовали в исключительно тесной связи друг с другом. Каждая семья поклонялась Гестии, богине домашнего очага, Зевсу Геркиосу, защитнику двора, и личным богам

Культура, религия

Культура, религия Религиозные учения периода Камакура продолжали осваивать уже начатые пути создания синкретических синто-буддистских школ. Чудесное избавление Японии от монгольского завоевания внесло свою лепту в развитие религиозных представлений. Позиции

1. Культура и религия

1. Культура и религия Из всех сделанных немцами шагов открытие православных церквей, мусульманских мечетей и буддистских храмов вызывало наименьшее сопротивление. Возможность отмечать религиозные праздники, в особенности в мусульманских районах, широко

6. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

6. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА Борьба украинцев за сохранение культурной самобытности на долгие века становится главной темой их истории. Постоянно находясь под властью иноземных правителей, украинцы то и дело испытывались на прочность теми, кто пытался растворить их в

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ В первой половине I тыс. до н. э. в Восточном Иране или в Средней Азии возник зороастризм — религиозное учение, основателем которого был Зороастр. Можно утверждать, что он жил еще до завоевания Средней Азии персами. Ахеменидское господство, как известно,

Религия и культура

Религия и культура 1. Религия. Первые религиозные верования и представления зародились еще в эпоху палеолита и с развитием общества приняли окончательно сформированный вид. Каждая отдельная община, род, племя поклонялись своему божеству, причем, постепенно

Культура и религия

Религия и культура

Религия и культура 988Крещение киевлян по распоряжению Владимира.Назначение митрополитом Киевским, вероятнее всего, грека Феофилакта.990–996Строительство в Киеве церкви Успения Богородицы (Десятинной церкви).996Торжественное открытие Владимиром церкви Успения Богородицы,

Религия и культура

Религия и культура 1173Смерть в Иерусалиме Ефросиньи; она становится святой покровительницей своего родного Полоцка, а позднее и всей Белоруссии.1184 Начало строительства немецкой церкви св. Петра в Новгороде.1190 Местная канонизация епископом Иоанном своего далекого

Религия и культура

Религия и культура Верования южных арабов имели общие корни с религиозными представлениями других семитических народов Передней Азии. В настоящее время известны имена более сотни богов, которым поклонялись арабы и южноаравийцы в то время. Многие божества были связаны,

Религия и культура Индии

Религия и культура Индии Ведийская религия, т. е. религия индоариев конца II – середины I тыс до н. э., известная по ведам, обнаруживает много общих индоиранских черт (например, культ Митры, бога Солнца, космического и социального порядка). Одним из главных богов (дэвов) был

Верования скифов

Скифы

Верования скифов

Духовность скифов и изображение культурных ценностей!

Скифы — древний и могучий народ, который населял наши земли еще с 7-8 века до нашей эры. Это были развитые племена, ушедшие далеко от первобытного строя. Там где есть культурное развитие, есть и духовное. У скифов было много верований, но к нам сведения о них дошли не в рассказах самих скифов, а от древних ученых и историков, которые написали о скифских племенах свои труды. Геродот посвятил целую книгу скифам, где подробно описал их верования, мифологию. Также есть отдельные упоминания об этом в сочинениях Гиппократа и Диодора Сицилийского.

Верования скифов

Верования и культура скифов!

Большинство важных открытий о скифах сделано уже в современности во время раскопок. По курганам и их богатству можно было определить, что скифы верили в жизнь после смерти. Правители погребались часто с женами, слугами, конями, множеством золота, считалось, что это все пригодится в следующей или загробной жизни. Умерщвление живых людей считалось нормой и даже почетным действом, при этом обычно использовался яд. В некоторых захоронениях было обнаружено жен царей, которые принимали добровольную мученическую смерть с помощью забивания колов в голову.
По изображениям на предметах искусства и быта, украшениях можно было определить, что скифы верили в богов. Часто изображались греческие Боги — Афина, Зевс, Дионис, Гестия, что показывает влияние западноевропейских культур на верования скифов. Найдено много скульптур Геракла. Геродот писал в своих трудах о том, что скифы больше всего поклонялись Гестии — Богине огня. Зевс считался отцом всех скифов.

Верования скифов

Верования скифов — истуканы!


Скифы сильно почитали Солнце, и золото, которое считалось металлом солнца. Отношение скифов к золоту известно по множеству золотых находок. По некоторым захоронениям, можно было определить, что захоронены в этом месте именно жрицы, которые проводили обряды по общению с Богами и очень почитались у скифов. Они были посредниками между Богами и людьми. Жрицы носили специальный золотой убор на голове, который найден в местах их погребения. Также хорошо известно, о присущему скифам верованию в антропоморфизм. Они придавали мистическую и сверхъестественную силу природным и невоодушевленным предметам, чаще всего это были камни или животные. Всем известны антропоморфные скифские камни, из которых с особой тщательностью высечены статуи богов. Предполагается, что они поклонялись таким статуям, а также ставили их для охраны покоя умершего возле царских курганов. Изображения животных на оружии должно было придавать силу этого животного человеку им владеющим. Часто изображались грифоны, собаки, львы. Войско скифского царя Ишпакая, которое завоевало больше всего территорий в войнах, облачалось в волчьи шкуры. Таким образом, они должны были перевоплотиться в волков, и биться в битвах с присущей волку неистовостью.

Верования скифов

Верования скифов!

Курганы скифов были построены по-особому. Если до 8 тысячелетия людей просто предавали земле, то позже стали делать курганы определенной формы, гробница была глубоко внизу. Такая форма курганов должна была помочь погребенному перейти в иной мир. Благодаря тайнам и особенностям сооружения курганов многие из них оставались не разграбленными несколько тысяч лет. Также известно то, что скифы верили в магию цифр. Определенные цифры могли означать мир живых, а другие мир мертвых. Чтобы помочь перейти вещам вместе с правителем в иной мир, на них изображалось определенное количество символов. На знаменитом гребне из кургана Солоха было удалено два зубца, это должно было способствовать его переходу в мир мертвых. Обычных скифов тоже хоронили с особенными обрядами. Умершего, возили сорок дней на повозке к друзьям и родственникам. При этом скифы пили вино, и друзья клали ценные вещи, для погребения их вместе с умершим. Во многих курганах найдены приспособления, свидетельствующие о том, что на похоронах использовались специальные дымящие смеси.Болезни у скифов лечили не лекари, а прорицатели. Часто участь прорицателя была печальной, если он не справился и не вылечил знатного скифа.

Верования скифов

Верование и духовность скифов!

Геродот описывал скифов как племена, которые производили обряды жертвоприношения. Приносили в жертву они не только животных, но и людей. На куче хвороста над мечом акинаком душили лошадей или другой крупный скот. В каждом бою скифы приносили в жертву одного из побежденных врагов, считалось, что это принесет победу в следующих битвах. Геродот писал, что скифы жертв не резали, а душили веревкой. В скифском кургане Куль — Оба было найдено изображение скифов, которые выполняют обряд побратимства. Геродот описывает этот обряд, когда два воина выпивали с двух сосудов вино, смешанное с кровью. Кровь пускалась ими же самими при помощи акинака. Считалось, что выпив, таким образом, кровь друг друга с вином выполнен обряд побратимства. В Пазырском кургане и на Алтае были найдены приспособления для курения конопли. Геродот описывал, что скифы редко купались в бане, но проводили обряд в парильне, бросали коноплю на раскаленные камни. Там был котел с водой, и камни для создания пара. Точно не известно, проводился ли этот обряд в шаманских целях, или просто для развлечения. Землю скифы представляли себе в форме куба, который состоят из четырех составляющих — земли, воды и неба с двух сторон.
Скифы имели религию, которая соответствовала племенам кочевников. Культ правителя, культ богов и антропоморфных предметов – основные составляющие верований, которые можно назвать скифской религией.

Да скифы мы! Да азиаты мы! С раскосыми и жадными очами. (Александр Блок).

В древние времена, примерно от начала VIII века до н. е. на необъятных территориях Евразии от северного Причерноморья и аж до Алтая жило свободолюбивое и воинственное племя, или даже скорее племена, вошедшие в историю под общим именем скифов. Кем были древние скифы, какая их история, религия, культура, обо всем этом читайте дальше.

Где жили скифы

Где жили древние скифы? На самом деле ответ на этот вопрос не такой ясный и простой, как и на то, кто такие вообще эти скифы. Дело в том, что к скифам разные историки зачисляли самые разные племена и народы, включая и наших предков древних славян. А в некоторых средневековых рукописях даже Киевскую Русь именуют Скифией. Но, в конце концов, историки пришли к консенсусу, что скифами следует таки именовать один определенный народ, обитавший, однако, на весьма широкой территории, от Дона до Дуная, северного Причерноморья на юге нашей страны Украины и аж до Алтая.

Другие же племена, родственные скифам, например, савроматов, саков, меотов следует именовать народами скифского мира, так как у них много общих черт и в устройстве быта и в культуре, родовом укладе, обрядах и мировоззрении.

Карта археологических находок скифов

Карта археологических находок скифских курганов. Как мы видим, несмотря на широкие территории, где обитал этот древний народ, больше всего скифов жило именно в Северном Причерноморье и есть основание полагать, что именно тут был центр их цивилизации.

Происхождение

Но легенды легендами, а что же говорит о происхождение скифов ее величество археология? Археологические раскопки также, к сожалению, не дают точный ответ на вопрос и происхождение скифов. Так большинство скифов вело кочевой образ жизни, и могло передвигаться на большие расстояние за сравнительно короткий промежуток времени. Да и выделить их предков среди множества племен со схожей культурой также очень трудно.

Все-таки ряд ученых полагает, что скифы пришли в Европу из Азии уже сформированным народом. Сторонники другой теории утверждают, что скифы наоборот, издревле обитали в степях Причерноморья, а некоторые свои азиатские черты приобрели во время их походов за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, которые состоялись в VII веке до н. е. Как же оно было на самом деле мы увы не знаем.

История

Расцвет скифской цивилизации приходится на VII век, именно в это время скифы господствовали не только в степях Причерноморья, но и всей Малой Азии, где создали скифское государство Ишкуза, правда к началу VI века из Малой Азии они были вытеснены. В это же время следы пребывания скифов найдены на Кавказе.

В 512 году до н. е. все племена скифов сплотились для отражения персидского завоевания предпринятого царем Дарием І. Попытка завоевать земли скифов провалилось, персы были разбиты. Неудачный поход Дария на скифов подробно описан все тем же Геродотом, против завоевателей скифы использовали весьма оригинальную тактику – вместо того чтобы дать персам генеральное сражение, они заманили их вглубь своей территории, всячески избегая генерального сражения и постоянно изматывая персидские войска. Под конец им уже не составило значительного труда победить ослабленных персов.

Скифы

Через какое-то время уже сами скифы напали на соседнюю Фракию (территория современной Болгарии) и успешно завоевали эти земли. Затем случилась война с македонским царем Филиппом, который нанес скифам сокрушительно поражение, вновь отбросив их в степы Причерноморья.

Примерно в III-II веке до н. е. скифская цивилизация начинает приходить в упадок. Значительно сократилась и территория, где обитали скифы. В конце концов, сами скифы были завоеваны и уничтожены их далекими родственниками – кочевыми племенами сарматов. Остатки скифского царства еще какое то время продолжали сохраняться в Крыму, но и оттуда они вскоре были вытеснены племенами готов.

Культура

скифы

Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом, который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

К слову о греках, скифы на протяжении веков вели с ними интенсивную торговлю, особенно с греческими городами-колониями в Причерноморье: Ольвией, Херсонесом. Там скифы были частыми гостями, и, разумеется, некоторые культурные влияние греков таки затронули скифов, в их захоронениях очень часто находили греческую керамику, греческие монеты, греческие женские украшения, даже разные произведения искусства греческих мастеров. Некоторые особенно просвещенные скифы, как уже упомянутый нами скифский царь Анархарсис проникались идеями греческих философов, старались нести свет знаний Античности своим соплеменникам, но увы, печальная судьба Анархарсиса говорит, что не всегда это было успешно.

Обычаи

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Искусство

Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Скифское ожерелье

Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.

Искусство скифов

Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных, так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

скифское звериное искусство

Военное дело

Все скифские воины были отличными всадниками и в бою часто использовали конницу. Также они были первыми, кто успешно применил стратегическое отступление в войне с персами, значительно измотав персидские войска. Впоследствии воинское искусство скифов значительно устарело, и они начали терпеть военные поражения, будь-то от сплоченной македонской фаланги, или конных парфянских лучников.

Скифы в бою

Религия

В религиозной жизни скифов господствовали культ огня и Солнца. Важным обрядом было почитание царского очага. Религиозными обряды выполнялись царями, и скифский царь был также одновременно религиозным главой общины. Но помимо него большую роль играли также различные маги и прорицатели, главным заданием которых был поиск врагом царя, предотвращения магических козней врагов. Болезнь же, как царя, так и любого другого скифа объяснялась как раз таки магическими кознями какого-то недруга, и задачей прорицателей было найти этих недругов и ликвидировать их козни в виде болезни. (Такая вот своеобразная древняя скифская медицина)

Храмов скифы не строили, но имели особые священные места, где вершили свои религиозные обряды поклонения Солнцу и огню. В исключительных случаях скифы прибегали даже к человеческим жертвоприношениям.

Видео

И в завершение предлагаем посмотреть интересный документальный фильм о скифах.

Читайте также: