Религиозные искания позитивизм кратко

Обновлено: 04.07.2024

Основные истины христианской веры: учение о Боге, Творце и Промыслителе мира, об Иисусе Христе, пришедшим для спасения людей, о душе человеческой, как сущности отдельной от тела, о бессмертии и Откровении, подвергались сомнениям, возражениям, искажениям и иногда отрицаниям в течение веков. Для удобнейшего опровержения возражений необходимо с одной стороны руководствоваться Божественным Откровением, а с другой – знакомство с теми основными положениями, из которых выходят и на которых основываются возражения. В настоящее время возражения против веры в Бога обосновывают с одной стороны на историческом изучении человечества, а с другой – на естественнонаучных данных. Говорят, что беспристрастное философское изучение истории дает много оснований к тому, чтобы признавать веру в Бoгa естественным произведением человеческого ума. Естественнонаучные исследования направляются к тому, чтобы объяснять происхождение всех сложных мировых явлений из простейших путем естественного закона и развития без какого-либо участия Творца. Таким естественным путем предполагают возможным уяснять происхождение всех разнообразнейших видов царств растительного и животного. Указанное естественноисторическое направление науки дало основание позитивно-философскому направлению, которое ныне усиливается, проникает в семью, общество и усиливает практически-утилитарное направление его членов. Для того чтобы показать недостаточность позитивно-философской системы, непригодность ее для решения всех существенных вопросов человеческого ума, необходимо, прежде всего, точно разобрать основные начала позитивизма. Далее, самое основание позитивизма – естественноисторическое направление науки – должно не опровергать, как думают противники или скептики в деле религии, а, напротив, доказывать и подтверждать истины веры. Творение необходимо указывает на Творца, и изучение природы, как творения Божия, должно вести к большему благоговению и преклонению пред силою и премудростью Сотворившего ее. Изучение человеческой природы должно показать истинные потребности и цели духовной человеческой природы, стремление ее к тому нравственному идеалу, который указан в Божественном Откровении, или иначе показать, что нравственные откровенные истины требуют того же, к чему стремится, или должен стремиться каждый человек своими естественными силами и в чем заключается его истинное блаженство. Подтвердить такое соответствие потребностей человеческой природы с нравственными требованиями Откровения обязана история, беспристрастно-философское изучение которой покажет, что чем более семья, общество живут на христианских началах и руководствуются откровенною нравственностью, тем более они благоденствуют.

Из представителей позитивизма мы остановились преимущественно на философских воззрениях Дж. Ст. Милля. Причины этому следующие: 1) в общих философских воззрениях Милль согласен с позитивною школой. 2) Что касается собственно религиозных воззрений, то он один только оставил три больших исследования, в которых старался показать насколько все существеннейшие предметы веры, как то: учение о Боге, как первой причине, доказательства бытия Божия, учение о бессмертии, Откровении, о Лице Иисуса Христа, могут быть оправданы с научной точки зрения.

Сочинение начинается биографией Милля. Это необходимо, потому что без знания жизни Милля трудно и даже невозможно понять его религиозных воззрений, которые иногда идут в разрез с его собственно позитивным философствованием. С другой стороны жизнь Милля заслуживает внимания и даже поучительна, потому что он не только не получил христианского воспитания, но даже был удален некоторое время от влияния христианского общества и воспитался в строгой школе позитивизма и утилитарианизма. Пришедши в возраст, он сознал непригодность этого воспитания и пришел к тому неизбежному выводу, к которому должен придти всякий последователь позитивной школы, что жизнь человеческая непонятна, цели человека не достижимы, страдания постоянны и самоумерщвление – высшее счастье человека. Сознав непригодность своего воспитания, Милль, к счастью, начал перевоспитывать себя под руководством христианских мыслителей. Это христианское влияние вдохнуло несколько жизни в разбитую, но впечатлительную природу Милля и спасло его от самоумерщвления.

Источник: Позитивизм и христианство: религиозно-философские воззрения Дж. Ст. Милля и их отношение к христианству: апологетическое исследов

Философия, которая водворяет науку на место религии, называется позитивизмом. Она презрительно указывает на конфликтующее множество теологических идей, рассуждений о Боге, душе, жизни грядущей, свободной воле и на тысячи других малопонятных тем; на вдохновенные догадки, мифы и легенды всех сортов и на явную чепуху — все то, чем образованные люди занимались в донаучную эпоху. Многие из аргументов были блестящими, многие идеи — смелыми и воодушевляющими, но они никуда не привели. Всегда появлялись столь же блестящие аргументы и столь же воодушевляющие идеи, которые им противоречили. Не было никакого прогресса, никакого накопления знаний.

Безусловно, научные открытия вовсе не такие глубокие и воодушевляющие, как открытия религии и философии. Их устраивает быть очень ограниченными и даже поверхностными, устраивает не открывать ничего очень глубокого о жизни и человеке — пока. Достаточно, что открытия позитивистской науки в какой-то мере истинны: что означает, что их можно конкретно сформулировать, они могут быть кем угодно опробованы, их можно согласовать друг с другом, и, быть может, рано или поздно поставить на службу человечеству.

Конечно, это правда, что этими открытиями злоупотребляли и благодаря им даже создали оружие, способное уничтожить все человечество. Позитивист так же этим напуган, как и все мы, но находит основания для надежды. Быть может, эта угроза разрушительной силы науки насильно объединит человечество так, как не удалось религии и философии. И в любом случае, разве религией и философией также не очень сильно злоупотребляли, разве они не ответственны за такое количество ненависти, войн, жестокости, фанатизма, притеснений и ханжества, до которых науке далеко?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Позитивизм и христианство: философия и история науки Пьера Дюгема

Позитивизм и христианство: философия и история науки Пьера Дюгема Что есть реальность? Чем более расширяются границы человеческого опыта тем всё более острым становится этот вопрос. Опыт бодрствования, сновидений, опыт чувственный, интеллектуальный, мистический, опыт

Позитивизм

Позитивизм Во главе его стоят французский философ Опост Конт (1795–1857), английский мыслитель Джон Стюарт Милль (1806–1873) и английский философ Герберт Спенсер (1820–1904). Опост Конт, выходя из принципов французского сенсуализма и английского реализма, признавал действительным

Логический позитивизм

Логический позитивизм Течение, возникшее в XX в. как развитие эмпиризма и позитивизма. Его сутью является теория верификации, утверждающая, что единственно валидной истиной является то, что подтверждено современными научными методами. Чтобы выразить эту истину, язык

Позитивизм

Позитивизм Рационалистическое философское направление, основанное французским философом Огюстом Контом (1798—1857), согласно взглядам которого человеческая мысль проходит в своем развитии стадии теологического мышления, метафизики и приходит к высшей стадии —

религиозный опыт — РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ понятие, использующееся при исследовании проблем, связанных с религией. Хотя это уже более века составляет устойчивую тенденцию философского знания, концепт Р. о. не всегда досточно поясняется, а его употребление связанно … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Позитивизм Огюста Конта — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Позитивизм Огюста Конта первая волна позитивизма, направления в филос … Википедия

ФРЕЙЗЕР — (Frazer) Джеймс Джордж (род. 1854 – ум. 1941) – англ, историк религии. Исследуя культы первобытных и древних народов, он составил классификацию магических или колдовских представлений и приемов, выводя их из психологических ассоциаций и… … Философская энциклопедия

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ — совокупность философских идей, образов, концепций, присутствующих во всем контексте отечественной культуры, начиная с ее возникновения до сего дня. Генезис отечественной культуры и возникшей в ее лоне протофилософской мысли уходит в глубины… … Философская энциклопедия

АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — филос. мысль в США. Особенность А.ф. в том, что хотя она развивалась под сильным влиянием идей и концепций, проникавших из Европы, последние обретали здесь новый смысл и звучание. Первые проявления филос. активности в США датируются 17 в., что… … Философская энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

Германия — (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна) государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45. I. Исторический очерк … Большая советская энциклопедия

метафизика — и; ж. [от греч. meta ta physika после физики] Книжн. 1. Метод познания, противоположный диалектике, рассматривающий явления обычно вне их взаимной связи, противоречий и развития. 2. Философское учение о сверхчувственных, недоступных опыту и… … Энциклопедический словарь

Платон и Аристотель

Что такое позитивизм?

Основные идеи позитивизма

Все познания человечества позитивисты разделяли на позитивные (т.е. привязанные к конкретным научным дисциплинам) и идеологические (им необходимо было найти методы для установления должного). Конкретные знания они называли истинными, поскольку их проверка на практике не вызывала затруднений, а знания идеологические относили к разряду познаний, выходящих за пределы истинной оценки. На этом основании ими делался вывод о непризнании наукой любой общественной науки, основанной на субъективных интересах, целях и идеалах.

К основополагающим постулатам описываемого направления относят следующие утверждения:

  • предоставленное философией знание обязано быть точным и обоснованным;
  • в процессе познания следует отдавать предпочтение научному методу, опираясь при этом на достижения, полученные учеными в различных областях науки;
  • главным источником получения знаний является эмпирическое познание;
  • объектом философского исследования должны стать факты, а не вызвавшие их причины;
  • в процессе работы философы не могут опираться на ценностный подход и оценочный характер исследовательской деятельности.

Теперь рассмотрим более подробно каждую из стадий позитивизма и её особенности.

Основатель данного направления, французский философ и социолог О. Конт, в своих взглядах и суждениях основывался на ряде идей эпохи Просвещения, именно они стали фундаментом его теории о бесконечном научном прогрессе. Конт взял на вооружение разработанный энциклопедистами метод по выделению научных дисциплин, осудив использование метафизических методик в сфере получения практических научных знаний.

Указанное направление не входило в конфликт с исходными мировоззренческими принципами и формулами позитивизма в целом, например, неопозитивисты были ярыми сторонниками применения научной методологии в познавательной деятельности. При этом последователи неопозитивизма принципиально противопоставляли философию науке, полагая, что единственным истинным знанием является знание научного характера. Таким образом, неопозитивисты стали самыми радикальными последователями обоснованного сциентизма во всей философии двадцатого века, что обоснованно вызвало немалый интерес к предложенной ими программе в научной среде 20-30-ых гг. Но уже после Второй мировой войны популярность неопозитивизма стала падать, одновременно с этим все больший вес в философии начали набирать ее новые направления, пытавшиеся критиковать сциентистский научный культ тех лет.

Сциентизм — это представление о науке как о единственно верном источнике истины, а все вопросы должны разрешаться исключительно в рамках научного метода.

Однако неопозитивизм является весьма важной и своеобразной стадией эволюции всего позитивистского учения. Неопозитивисты свели основные функции философии не к систематизации научных знаний, как это было до них, а к разработке методик, позволявших анализировать полученные знания. Несомненно, неопозитивисты проявили себя более радикально, нежели их предшественники, особенно в вопросах, касавшихся отказа от привычных ранее способов философского мышления, при этом, их позиция была обоснована реальными запросами теоретического мышления первой половины 20 века.

Постпозитивизм

В 60-70-ых гг. 20 века в философии западных стран начало развиваться направление, получившее название постпозитивизм. По своим идейным и мировоззренческим установкам постпозитивизм продолжал поддерживать связи с неопозитивизмом, однако постпозитивисты отрицали неопозитивистскую интерпретацию основных функций методологического анализа научной деятельности.

Последователи данного направления философии отвергали любые попытки абсолютизации методик логической формализации, также, в отличие от неопозитивистов, они придавали большое значение исследованию истории науки для лучшего понимания ее системы и методологии. Немалое влияние на постпозитивизм оказали идеи Карла Поппера, который еще до Второй мирровой войны огласил собственную концепцию философии науки, близкую позиции неопозитивизма, но активно конкурировавшую с ним в послевоенный период.

Помимо этого, постпозитивисты критиковали радикальный сциентизм, исходивший от неопозитивистов и игнорировавший роли разнообразных форм находящегося за рамками науки сознания в контексте значимости данных форм для науки. Одновременно с этим сторонники постпозитивизма не отказались от свойственной всем позитивистам антиметафизической позиции, но основной задачей философии на данном временном этапе, по их мнению, является лингвистический анализ и исследование естественного языка.

Связь позитивизма с другими научными дисциплинами

Читайте также: