Религиозная жизнь на белорусских землях в середине 13 первой половине 16 веков кратко

Обновлено: 05.07.2024

Распространение христианской веры на белорусских землях началось с X в. В 992 г. князь Изяслав основал в Полоцке епархию — большой церковный округ. Рогнеда и Изяслав стали первыми христианами в Полоцком княжестве. Христианство в течение нескольких столетий распространялось в соперничестве с язычеством (многобожием). С IX по ХІІІ в. они существовали вместе, так как язычество имело глубокие древние корни.

Считается, что первый монастырь в Полоцкой земле был основан в XII в. Он находился на берегу речки Бельчица и поэтому назывался Бельчицкий-Борисоглебский монастырь. В XII в. только в Полоцке было построено около 10 каменных церквей, были основаны 3 монастыря.

Принятие христианства изменило славянское общество: были запрещены такие проявления язычества, как кровная месть, многоженство, жертвоприношения. Распространение христианских заповедей способствовало становлению более гуманных взаимоотношений между людьми. С христианством на восточнославянских землях распространилась грамотность, при церквях и монастырях открывались школы, мастерские по переписке богослужебных книг. С принятием христианства получила распространение каменная культовая архитектура, появилась монументальная живопись, иконопись.

Распространению христианства на территории Беларуси в XII в. способствовала деятельность христианских просветителей Евфросинъи Полоцкой и Кирилла Туровского.

Кирилл Туровский (ок. 1113 (1130) - ок. 1182 гг.) получил известность благодаря своим письменным обращениям к верующим - «словам, притчам (притча - небольшое литературное произведение поучительного содержания), молитвам, поучениям. За выдающиеся литературные способности его называли Златоустом.

Самой ранней рукописной книгой на территории Беларуси является созданное в XI в. Туровское евангелие, украшенное заставками — большими разноцветными буквами. Материалом для рукописных книг в те времена служил пергамент — специально выделанная кожа телят. Обложкой были две дощечки, обтянутые кожей, а закрывалась книга с помощью пряжки.

При строительстве собора использовался плоский кирпич — плинфа. Внутренняя поверхность храма была украшена фресками — росписью водяными красками по свежей штукатурке. За свою историю Полоцкая София несколько раз разрушалась, перестраивалась и дошла до нас в значительно измененном виде. В течение XII в. в Полоцке было возведено 10 каменных однокупольных культовых зданий. Одним из них стала Спасо-Ефросиньевская церковь, построенная по просьбе Ефросиньи Полоцкой зодчим Иоанном (Иваном) за 30 недель. В этой церкви хранятся мощи (останки) Святой Ефросиньи Полоцкой.

До наших дней частично сохранилась Кояожсюая (Борисоглебская) церковь, построенная в XII в. а Гродно. Стены церкви украшены вставками из цветного полированного камня и керамическими плитками, образующими определенный рисунок. Особенностью церкви является большее количество голосников — глиняных кувшинов, вмурованных в стены для того, чтобы было хорошо слышно молитву и голос священника. Памятником оборонного зодчества является пятиярусная, высотой около 30 м, Каменецкая башня, возведенная в XIII в. на Брестчине из желтого и коричневого кирпича.

Шедевром древнего искусства является шестиконечный крест, созданный в технике перегородчатой эмали мастером Богшем (в крещении Лазарем) по заказу Ефросиньи Полоцкой в 1161 г. Крест изготовлен из кипарисового дерева. Его поверхность выложена золотыми, а стороны — серебряными пластинами с выбитыми на них надписями кириллицей. На золотых пластинах разноцветными эмалями изображены святые; В кресте содержались частички дерева с креста, на котором был распят Иисус Христос, мощи святых. Восстановленный в XX в. образ Креста Ефросиньи Полоцкой считается христианской реликвией белорусов.

Сайт: Профильное обучение
Курс: История Беларуси с древнейших времен до конца XVIII в.
Книга: § 20. Религиозная жизнь на белорусских землях в середине XIII — первой половине XVI в.
Напечатано:: Гость
Дата: Суббота, 5 Март 2022, 13:43

Оглавление

1. Поликонфессиональный характер общества ВКЛ

В конфессиональном отношении государство характеризовалось присутствием трех религий — христианства, иудаизма и ислама, причем первая была представлена двумя конфессиями: православием и католичеством. После образования ВКЛ в стране предпринимались неоднократные попытки крещения в католичество языческих балтских племен и распространения влияния католической церкви на территории, где проживало православное славянское население. Такая ситуация в ВКЛ сохранялась до конца XIV в. Язычники Литвы и Жемайтии слабо влияли на внутреннюю политику государства. А первые великие князья литовские опекали православную церковь. Они понимали, что поддержка православной церкви поможет им объединить вокруг Вильны восточнославянские земли. С другой стороны, первые князья ВКЛ использовали религию в политических целях.

А вот его сын Войшелк, будучи язычником, жестоко обращался со своими подданными, но затем, приняв православную веру, резко изменился — ​оставил княжеский престол и постригся в монахи. Три года он жил в Полонском монастыре (Украина), а потом основал монастырь близ Новогородка (Лавришевский монастырь). Его вера, как свидетельствуют летописи, представляла собой порыв души. Он поставил задачу окрестить языческую Литву по православному обряду и даже в 1265 г. пригласил священников из Пскова. Но этот замысел не был осуществлен, так как там княжил Довмонт — ​убийца его отца.

Великие князья литовские пытались или создать отдельную от Киева мит­рополию, или назначить киевским митрополитом своего ставленника. Со времен княжения великого князя Гедимина начались попытки создания отдельной православной митрополии с центром в Новогородке. С согласия константинопольского патриарха Иоанна ХIII Глики была организована Литовско-Новогородская митрополия. В ее состав вошли территории Полоцкой и Туровской епархий. Вообще до Кревской унии 1385 г. православие было в ВКЛ господствующей конфессией.


Существуют летописные сведения о том, что великий князь Ольгерд перешел в православную веру в браке с витебской княжной Марией, а дети от брака с Марией в зрелом возрасте приняли православие. Правда, похоронили князя
по языческому обряду.


2. Литовская православная митрополия

Упорное соперничество между ВКЛ и Московским государством велось за должность киевского митрополита, поскольку он с начала XIV в. находился в Москве. Значительную активность в этой борьбе проявили великие князья Ольгерд и Витовт. При Ольгерде в 1355 г. в Новогородок константинопольским патриархом был назначен митрополит Роман, независимый от митрополита в Москве. Ему подчинялись 7 епархий на территории Беларуси и Украины: Турово-Пинская, Полоцкая, Галицкая, Владимиро-Волынская, Луцкая, Холмская, Перемышльская. После смерти Романа отдельные митрополиты на земли ВКЛ не назначались. Только в 1415 г. по инициативе великого князя Витовта в Новогородке состоялся церковный собор, признавший новым митрополитом Григория Цамблака и провозгласивший независимость православной церкви ВКЛ от митрополита в Москве. Однако в 1420 г. литовско-новогородский митрополит не получил признания в православном мире и утратил поддержку Витовта. Главой православной церкви ВКЛ после смерти Цамблака стал киевский митрополит в Москве Фотий.

Окончательное обособление православной церкви ВКЛ от московской произошло в 1458 г. С этого времени на восточнославянских землях стали действовать две основные организации православной церкви, из которых одна сохраняла традиционное название — митрополия Киевская и всея Руси, а другая с 1461 г. стала называться митрополией Москвы и всея Руси. Первыми митрополитами в ВКЛ были греки и болгары. Позднее митрополитами становились по большей части уроженцы Беларуси. Так, из 12 митрополитов, возглавлявших православную церковь в ВКЛ к середине XVI в., 9 имели родовые поместья в Беларуси либо ранее были полоцкими или пинско-туровскими епископами. Местными уроженцами с середины XV в. были, как правило, епископы, не говоря уже о простых приходских священниках.


3. Изменение религиозной политики в ВКЛ после заключения Кревской унии

Поскольку киевский митрополит в XIV в. сделал своей резиденцией Москву, Великое Княжество Московское стало религиозным центром всех православных восточнославянских земель. Это способствовало расширению влияния Московского государства не только в религиозных, но и в политических вопросах. Окончательное обособление православной церковной организации ВКЛ от московской произошло в 1458 г. С этого времени на восточнославянских землях стали действовать две основные организации православной церкви: митрополия Киевская и всея Руси, митрополия Москвы и всея Руси.


В конце XIV — ​XVI в. на белорусских землях стали появляться татарские поселения. В условиях религиозной терпимости татарам удавалось достаточно долго сохранять свои племенные традиции, культуру, язык. Им разрешалось свободно исповедовать ислам, строить мечети. Основу духовной жизни еще одной этнической группы — ​евреев — ​составлял иудаизм.


Великое Княжество оставалось последним в Европе государством, где языческое меньшинство доминировало над христианским большинством. Такая ситуация ставила Княжество в изолированное и очень неопределенное положение. Христианизация Литвы была необходимым условием присоединения ее к европейской цивилизации. Выбор между Польшей и Русью означал для литовских феодалов не отказ от язычества, а выбор между католичеством и православием. Это был не только политический, но и цивилизационный выбор. В таких условиях начался процесс сближения ВКЛ и Польши.

Религиозное положение изменилось после Кревской унии 1385 г. Католичество постепенно распространялось на белорусских землях. Поддержку католической церкви стали оказывать великие князья литовские, а католичество приобрело статус государственной религии. Привилеем 1387 г. Ягайло обязал всех жителей-язычников перейти в католичество. Феодалы-католики получили неограниченные права на владение землей и были освобождены от выполнения ряда государственных повинностей. На православных феодалов эти вольности не распространялись.

В марте 1388 г. папа Урбан VI утвердил буллу, которая позволила основать Виленское бискупство и первые 7 приходов. Территория бискупства охватывала этнические литовские и большую часть белорусских земель, кроме юго-западных. К концу века в Великом Княжестве Литовском существовало 12 костелов, из них 6 — ​на территории Беларуси. Уже в 1430 г. в ВКЛ насчитывалось 27 костелов, в том числе 12 — ​в Беларуси. В XIV—XV вв. действовали четыре католических бискупства: Киевское, Луцкое (входила Берестейская земля), Жемайтское и Виленское. Бискупства делились на деканаты, последние — ​на приходы. Первыми бискупами были поляки, а в XVI в. начали появляться бискупы из шляхетских родов ВКЛ, что давало им возможность дополнительно влиять на государственные дела.

Католическое крещение литовцев лишило православную церковь надежды на роль главной конфессии в Княжестве. Положение православного населения ухудшилось. Превращение католической церкви в крупного землевладельца затронуло интересы белорусских крестьян, мещан, православных священников и монахов. Принятие католичества в качестве государственной религии обострило религиозные отношения в ВКЛ. С другой стороны, католичество принесло на белорусские земли новые явления в культуре.

4. Идея и попытки заключения церковно-религиозной унии в конце XIV — начале XVI в.

Идея объединения православия и католичества в единую христианскую церковь вынашивалась в Европе на протяжении нескольких веков, начиная с церковного раскола 1054 г. Рим неоднократно предлагал императору Византии условия объединения с православной церковью под своим верховенством. В ВКЛ идея церковной унии возникла в конце XIV в., после крещения Литвы. Великие князья литовские, высшее католическое духовенство выступили с идеей церковной унии, рассчитывая ликвидировать раскол среди феодалов, укрепить государственное единство, расширить связи с католическими странами Западной Европы.

Первые попытки осуществить церковную унию в ВКЛ были предприняты в 1396 г. великим князем Ягайло и митрополитом Киприаном. Они выступили с предложением созвать униатский собор в землях ВКЛ со славянским населением. Позже про­шли переговоры Ягайло и Витовта об унии с представителями католической церкви. В 1418 г. посольство ВКЛ, которое возглавлял киевский митрополит Григорий Цамблак, посетило Констанц (Германия). Однако все эти усилия осуществить идею унии не имели успеха. Ее не удалось реализовать и на Флорентийском соборе (1439 г.). Церковная уния была провозглашена, но ее не поддержало православное население ВКЛ. А после краха Византийской империи (1453 г.) многие автокефальные (самостоятельные) православные церкви отказались от объединения с католической.

Следующая попытка заключить церковную унию в ВКЛ была предпринята уже в конце XV — ​начале XVI в. великим князем Александром и митрополитом Иосифом Болгариновичем. Однако в условиях неудачной войны с Московским государством (1500—1503 гг.) она вызвала обострение социальных и религиозных отношений в Княжестве. Этим воспользовался Михаил Глинский, который организовал мятеж против великого князя Сигизмунда I Старого. После этого вопрос о церковной унии долгое время не поднимался.

Вопросы и задания


1. Определите, какую роль играла православная церковь в политике великих князей литовских.
2. Назовите причины создания в ВКЛ отдельной православной митрополии.
3. Почему после Кревской унии православие уступило свои позиции католичеству?
4. Составьте картосхему влияния православия и католичества на землях ВКЛ. Воспользуйтесь геоинформационными сервисами интернета (например, гугл-картами).
5. Чем было обусловлено быстрое распространение католичества в ВКЛ в конце XIV — XVI в.?
6. Сравните положение православной и католической церкви в ВКЛ в изучаемый период с помощью таблицы. При необходимости воспользуйтесь дополнительными источниками информации.

Разделы сайта

Термины. Список [ А-Я ]

Беларусь

Белорусская государственность

Разное

— наверно, это и есть причина отсутствия религиозного фанатизма в Беларуси.

Традиционную мульти-религиозность хорошо иллюстрирует образ св. княгини Софии Слуцкой — покровительницы православия на Беларуси. Из православного княжеского рода, дочь католички и православного, воспитывалась в католической семье, жена протестанта-кальвиниста. Ее мощи хранятся в Кафедральном соборе Минска (главный храм белорусского экзархата РПЦ) — бывшем католическом монастыре бернардинок.

И особо почитаемые три коронные иконы Маці Божай — Жировицкая, Остробрамская и Белыничская — равно почитаемы православными, католиками и униатами как чудотворные.

Язычество
паганства (бел.) — pagan (англ.)

До X века на белорусских землях единственной религией было язычество.
"Гэта не зусім так. Асобныя супольнасці хрысціян і цэрквы ўжо існавалі." — поправил редакцию представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.

Так сложилось, что о языческом периоде больше известно из летописных христианских источников и этнографических экспедиций Русского Императорского Географического общества.

Языческое наследие, сохранившееся в консервативной сельской глубинке, отмечали этнографы Императорского Русского Географического Общества в фундаментальных трудах "Россия — Полное географическое описание" (1905) под редакцией Семенова-Тяньшаньского и "Живописная Россия" (1882) А. Киркора.

В конце X века из Византии приходит новая религия — христианство. В первой половине XI века были построены Софийские соборы — в Киеве, Полоцке и Новгороде. Киевские и новгородские правители того периода стали канонизированными святыми — св. кн. Анна Новгородская, киевские св. кн. Ольга, св. кн. Владимир "креститель Руси" и его сын Ярослав Мудрый, родной брат Изяслава.

Однако два Полоцких князя, правившие весь XI век запомнились иначе — Брячеслав "обращался к волхвам и сын его рожден от волхования", а Всеслава летописи описывали как оборотня-воўкалака и потомки дали ему имя колдун-Чарадзей.

Массовое "крещение" языческих капищь в Полоцком княжестве — так большинство иследователей определяет назначение Двинских камней — случилось только в XII веке и имело локальный характер.

На западных белорусских землях христианство также долго соседствовало с язычеством.
Одна из первых церквей в Гродно — Каложская церковь — была построена на рубеже XII-XIII вв. Ятвяги оставались язычниками почти до самой своей ассимиляции в XIV-XVI вв. И, хотя попытки христианизации предпринимались и во времена Гродненского княжества и, позже, во времена Миндовга, язычество было популярно до 1387 года — до "крещения Литвы и Жмуди" Витовтом и Ягайло.

Так, хроника "Chronicon terrae Prussiae von Peter von Duisburg", 1326 г., рассказывает о "презрении Бога" князем Витенем и разорении им церквей в Польше. Эта же хроника называет Гедымина "нечестивым врагом веры и христиан" [Dusb, III, 357] и отмечает, что Давид Городенский, военачальник и наместник его, со своим гродненским войском "святыни, церкви, облачение и алтарные сосуды и все, относящееся к богослужению, он бесчеловечно осквернял и расхищал" [Dusb, III, 343]. И убийца Давида пришел к нему, "притворяясь другом язычников" [Dusb, III, 361]

[ Что характерно — при мирном присоединении Витенем Полоцка к ВКЛ соборы оставались нетронутыми. Полоцкое княжество вошло в ВКЛ на правах автономии, и Софийский собор, с его библиотекой и архивами, оставался в сохранности до вторжения московских войск. ]

Христианство Византийского (греческого) обряда
"ортодоксия" или "истинная вера"

[ Кстати, "крещение Беларуси" Торвальдсоном, так же как "крещение остальной Руси" Владимиром случилось еще до раскола христианской церкви на католиков (латинян) и православных (ортодоксов) в 1054 году. "А канфесійнае разуменне розніцы паміж хрысціянамі лацінскага і ўсходняга абрадаў прышло значна пазней." — уточнил представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі. ]

В 1030-1050 годах строятся Софийские соборы в Полоцке, Киеве, Новгороде, как напоминание о Софийском Соборе Константинополя.

В конце X - начале XI века на территории полоцких и турово-пинских земель были учреждены Полоцкая и Туровская епископии Руской митрополии Константинопольского патриархата.

В 1300 году в правление в. князя Витеня была учреждена Литовская митрополия со столицей в Новогрудке, позже перенесенной в Вильню.

1373 Киевская и Московская ("молящаяся за ханов, освобождается от всех даней") митрополии боролись за доминирование в регионе. Болгарский монах Киприан был послан Константинопольской Патриархией в Литву и на Русь для примирения. После посещения Москвы он писал "Патриарха литвиномъ назвали, царя такоже, и всечестный сборъ вселеньский". Киприан был избран митрополитом Киевским, Литвы и всея Руси

1439 подписана Флорентийская уния — соглашение об объединении католической и православных церквей.

1453 захват турками Константинополя и падение автритета Константинополького Патриархата.

1458 После разделения Киевской митрополии, митрополиты западной Руси, имевшие кафедру в Вильне, стали именоваться Киевскими, Галицкими и всея Руси, а с 1461 года московские митрополиты, имевшие кафедру в Москве — Московскими.

1596 подписана Брестская церковная уния и титул Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси стал носить предстоятель греко-католической церкви (до начала XIX века).

Літоўская мітраполія

"Літоўская мітраполія была створана ў 1299 року. Як вынікае з дакумантаў, да яе стварэньня ў Літве існавала літоўская дыяцэзія, то бо біскупства. ад 1299 яно было паднесена на ровень мітраполіі. Сядзіба мітрапаліта месьцілася ў Наваградку. Мітраполія ўлучала Наваградскае, Полацкае і Тураўскае біскупствы. Мітрапаліт таксама меў сваіх намеснікаў у Горадні і Вільні – “из старины”, як адзначана ў лісце ад 1451 р."

Поўны тэкст артыкулу А. Дайліды чытаць тут

"Православие"

Термин "православная вера", неизвестный до конца XIV века, стал вытеснять термин "ортодоксия" или "истинная вера" в документах Московского государства при Иване Грозном. К XVII веку понятие "истинная вера" было полностью заменено на "православие" или "русская вера". Униатство в московских документах того периода именовали "белоруская вера".

Старообрядцы

После церковного раскола в РПЦ в середине XVII века часть староверов переселилась в ВКЛ на белорусские земли. Одним из центров старообрядчества была Ветка. В 1791 году старообрядцы составляли 4% населения всего ВКЛ.

Христианство латинского (римского) обряда
католицизм

1323 Стремясь к европейскому признанию и ища поддержки в борьбе с Тевтонским Орденом, в. кн. Гедымин пишет письма (оригинал / перевод) папе римскому Иоанну XXII, властям ганзейских городов, немецким францисканцам и доминиканцам. В письмах Гедимин заявлял о своем желании принять христианскую веру и приглашает рыцарей, лекарей, ремесленников, купцов, земледельцев, а также священников, и сообщает, что уже выстроены две церкви — в Вильне и Новогрудке.

1385 Подписана Кревская уния(династическая уния с королевством Польша). В. князь Ягайло был крещен по католическому обряду и становится королем Польши.

1387 Ягайло и Витовт проводят совместное крещение Литвы. Папа Урбан VI в 1389 году признает статус Великого княжества Литовского как католического государства.

В архивах Тевтонского Ордена сохранился "Спис городов", поддержавших Свидригайло во время Гражданской войны 1432-1438, расколовшей страну по религиозному признаку (Свидригайло опирался на диссидентов греческой веры). Разделение прошло по линии Полоцк-Борисов-Мозырь.

Таким образом, на белорусских землях обосновались две христианские конфессии, что в дальнейшем породит много конфликтов и попыток влияния соседних стран через церковное противостояние.

Реформация. Протестанты. Лютеране и кальвинисты.

Происхождение протестантизма связано с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Лютеранство — одно из наиболее старых протестантских течений. С ним связано само возникновение понятия протестантизм, поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере.

Кальвинизм также порожден Реформацией. Его приверженцы считали Библию единственным источником веры и проповедовали изначальную предначертанность человеческой судьбы. Но человек должен верить, что Христос спас именно его, и доказывать это своим трудолюбием.

Кальвинисты в ВКЛ образовали шесть округов, состоявших из общин — "гельветских (швейцарских) сборов". В XVI в. в княжестве насчитывалось 158 общин. Первая кальвинистская община появилась в Бресте (1553).

В 1565 году кальвинисты Виленским привилеем были уравнены в правах с католиками и православными. Кальвинизм становился доминирующей религией в княжестве (В Новогрудском воеводстве проживало более 600 шляхетских фамилий — в православии остались только 16)

Лидером кальвинизма стал Николай Радзивилл Черный. Он, опасаясь польского влияния с одной стороны и православного московского — с другой, прилагал все усилия к распространению третьей религии, способной объединить шляхту ВКЛ.

Иезуиты

В 1563 году (после освобождения Полоцка от войск Московии, уничтоживших библиотеку Софийского Собора) Стефан Баторий призвал в страну иезуитов — "армию папы". Орден оказал большое влияние на образование и просвещение в ВКЛ: Виленская Академия (остававшаяся центром национального духа до XIX века), Полоцкий коллегиум (а позже — Академия, был престижным европейским учебным завелдением, его выпускник — Максимилиан Рылло — был первым иследователем остатков древнего Вавилона), сеть школ и коллегиумов по всей стране.

Наследие иезуитов — первая аптека (Гродно), первые башенные часы, типографии (большинство книг XVII века в ВКЛ были напечатаны иезуитами), принесли барокко в восточную европу (первое барочное здание — Несвижский фарный костел).

Брестская церковная уния 1596
греко-католичество — "белоруская вера"

1573 принят акт Варшавской Конфедерации, напраленный на то, чтобы уравнять в правах представителей всех религий (религий, а не просто конфессий — и это на фоне религиозных войн в Европе, порожденных Реформацией).

1596 принята Брестская уния — переход православных приходов в греко-католические (униатские).

"Гэта неправільная фармуліроўка. Праваслаўныя заставаліся праваслаўнымі, проста біскупы дамовіліся, што цяпер яны пераходзяць (ці вяртаюцца ў каталіцкім разуменні) у еднасць з Рымам." — поправил редакцию представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.

В московских документах начала XVI века — уже через 30 лет после Брестской униинии — Униатство именуется "белоруской верой". Униаты составляли ~40% населения, католики ~35%, прихожане РПЦ ~6%.

Униатство было не столько религиозным выбором, сколько выбором цивилизационной модели. Догмы и обряды православных, принявших Унию, остались прежними. Однако Московский патриархат, живший по Соборному уложению (основному закону Московского царства), более не оказывал давления на внутренние дела ВКЛ.

[ Интересно сравнить первую статью Соборного Уложения (действовало с 1649 по 1832) с первой статьей Статута ВКЛ (действовал с 1566 по 1840). "Вси обыватели Великого князства Литовского тым одным правом писаным и от нас даным сужоны быти мають" ( арт. 1, разд. 1,: "О персоне нашой Господарской"). ]

Базилиане

Базилиане (Ordo Sancti Basilii Magni) — общее название нескольких католических монашеских орденов византийского обряда, следующих общежительному уставу, который приписывается св. Василию Великому.

На основе монастырей, принявших Брестскую унию, был создан Орден Пресвятейшей Троицы. Впоследствии орден был переименован в честь святого Иосафата Кунцевича. Большой упор в деятельности ордена был сделан на воспитание молодёжи. На этом поприще базилиане, при поддержке иезитов, стремились поднять уровень своих учебных заведений до их стандартов (лучших в Европе). Братом Базилианского Ордена был Симеон Полоцкий ("hieromonachi Polocensis Ordinis Sancti Basilii Magni")

Иудаизм

В 1389 году Витовтом был издан привилей евреям Гродно, который освобождал от налогов синагогу и кладбище, а также регулировал торговые отношения в городе. С тех пор иудаизм стал неизменной составляющей религиозной картины белорусских земель. Традиция не прерывалась веками, и в XX веке большинство лидеров Израиля были эмигрантами из Беларуси. Даже "черта оседлости 1791 года", проведенная Екатериной II в стремлении не допустить евреев в Имерию, включала в себя только исторические земли ВКЛ.
[ В белорусском языке, в отличие от русского, слово "жид" не является ругательным — это просто фонетическая калька с "jude" — и использовалось в законодательных актах ]

После образования БССР, с 1920 по 1936, в стране было четыре государственных языка — белорусский, русский, польский, идиш.

Ислам

В 1395 г. хан Тохтамыш потерпел поражжение от Тимура и был принят Витовтом и поселен, вместе с его придворными, в г. Лида. Вслед за ним пришли татары с семьями и собственностью — в страну, где им обещали землю и свободное исповедование мусульманской веры. Татары, которые имели статус шляхты, сохранили его и в ВКЛ. На протяжении целого столетия после переселения, они имели возможность получить документы от крымских ханов о своих предках. Так в религиозную картину вплетался ислам.

Пришедшие татары, сохранив свою веру, приняли литвинские (белорусские) имена и язык. И оставили характерные памятники письменности — китабы. Белорусские тексты, записанные арабским алфавитом.

Московский Патриархат РПЦ

Религиозное многообразие было одной из причин "Кровавого Потопа" 1654-1667 гг. Наказ московского царя Алексея стрелецкому войску: “Унии не быть, латинству не быть, жидам не быть” был равносилен объявлению геноцида — под определение попадало более 80% населения.

К концуу XVIII века униаты составляли 40-70% населения ВКЛ, православные 6,5% (до 250 тысяч человек).

После раздела Речи Посполитой Белорусские земли вступили в серую полосу своей истории.

В 1839 униатские приходы были переданы в ведение Московского патриархата РПЦ. Развитие образования и культуры затормозилось почти на столетие. На смену школам иезуитов и базилиан пришли церковно-приходские школы РПЦ (открытию типовой такой школы великий А. П. Чехов посвятил свой рассказ "Кошмар")



История Беларуси, 7 класс (Штыхов, Бохан, Краснова, 2009)

Вспомните:

1. Когда была заключена Кревская уния? 2. Какие права получила шляхта католического вероисповедания согласно Городельской унии? 3. Как православное население ВКЛ боролось за равные права с католиками?

Однако по условиям Кревской унии языческое население ВКЛ должно было принять крещение по католическому обряду. Это было сложно. У жителей ВКЛ, особенно язычников-литовцев, католичество воспринималось как элемент агрессии крестоносцев. Поэтому необходимы были такие меры, которые сделали бы новую веру привлекательной для широких масс. Уже в 1387 году феодалы, принявшие католичество, получили привилегии, которых не было у язычников и православных. Браки между католиками и православными запрещались. Для того, чтобы выйти замуж за католика, невеста должна была вначале перейти в католичество. Еще большие права получили католики согласно условиям Городельской унии 1413 г. С этого времени только они могли занимать высшие должности в государстве.

В результате православное население оказалось в неравном с католиками положении. Такая политика руководства ВКЛ обостряла обстановку в государстве, придавала внутренним конфликтам религиозную окраску. В 1432 и 1434 гг. во время гражданской войны власти были вынуждены уравнять православных и католиков в большинстве прав, однако положение о занятии высших государственных должностей только католиками формально действовало до 1563 г.

В XV в. в Европе стали разрабатываться планы воссоединения христианской церкви, расколотой с XI в. на две части — католичество и православие. Планы церковной унии встретили поддержку у великого князя литовского Витовта. Этому благоприятствовал многонациональный состав населения ВКЛ и желание Витовта, не теряя связи с католической Европой, расширить свое влияние на всю православную Русь. Успех церковной унии позволил бы сгладить противоречия между православным и католическим населением ВКЛ и превратил бы его в сильнейший христианский форпост на востоке Европы. Позже идею церковной унии поддержал великий князь Свидригайло.

В 1439 г. уния между католической и православной церквями была заключена на церковном соборе во Флоренции. Однако в ВКЛ его решения не получили широкой поддержки. Руководители католической церкви не хотели делиться с православной церковью правами и привилегиями, в то время как православное население

ВКЛ твердо придерживалось вековых традиций. Не поддержал унию и новый великий князь литовский Казимир Ягайлович. Захват Константинополя турками в 1453 г. сделал вопрос об унии еще менее актуальным. Но попытки осуществить Флорентийскую унию в ВКЛ предпринимались и позднее, например на рубеже XV и XVI вв. великим князем Александром.

Положение православной церкви. В конце XIV — первой половине XVI в. на белорусских землях самой многочисленной конфессией оставалось православие. Кревская уния имела негативные последствия для православной церкви, однако ее приверженцы не принуждались к переходу в католичество. Поэтому позиции православия в государстве в конце XIV в. оставались достаточно сильными даже среди феодальной знати. Например, из двенадцати сыновей Ольгерда католиками стали только два — Ягайло (Владислав) и Свидригайло (Болеслав). Верховная власть ВКЛ в дальнейшем хоть и ограничивала строительство православных церквей в литовских землях, но ив начале XVI в. в столице государства — Вильно — православных храмов было больше, чем католических.


Белорусские земли входили в состав Новогрудской, Полоцкой, Туровской, Владимирской, Смоленской и Черниговской епархий. Здесь действовало несколько десятков монастырей, большинство из которых были небольшими и насчитывали до 15—20 монахов.

С конца XIV в. православная церковь перестала пользоваться поддержкой со стороны руководства ВКЛ. Она не получала от государства щедрых земельных пожалований, православные иерархи не заседали в великокняжеской раде. По-этому весьма важное значение получила поддержка православной церкви со стороны светских лиц — магнатов, шляхты и мещан. Некоторые магнаты, опекавшие православную церковь, пользовались в государстве авторитетом не меньшим, чем высшие духовные лица. Вместе с тем это приводило к зависимости православного духовенства от светских опекунов и к их вмешательству в церковные дела.

Укрепление позиций католичества. Создание организационной структуры католической церкви в ВКЛ началось вскоре после заключения Кревской унии. В 1387 г. было создано Виленское епископство, а костелу определялось обеспечение в виде земель, доходов и повинностей с подданого населения. Сначала Виленское епископство подчинялось непосредственно Риму, но затем стало наместничеством Гнезненского архиепископства в Польше. Благодаря этому католичество стало важным фактором, надежно связывавшим ВКЛ с Короной Польской. В первой половине XV в. действовали также Жемайтское и Луцкое епископства.

Уже во времена Витовта активно строились католические храмы, около 1/3 которых было заложено на белорусских землях. В

основном костелы возводились на западных и северо-западных окраинах Беларуси, где проживало много литовцев. В дальнейшем расширение владений католической церкви на территории Беларуси происходи -ло еще более быстрыми темпами. Из 33 богатейших парафий (приходов), основанных в ВКЛ к середине XVI в., 22 были созданы на территории Беларуси. Здесь в это время находилось уже около 2/3 всех владений Виленского епископства.


Еще при Гедимине (1316— 1341 гг.) на белорусских землях была разрешена деятельность католических монахов. В XV в. активную деятельность здесь развернули представители орденов францисканцев, доминиканцев, бернардинцев, августинцев.

Всего к середине XVI в. в ВКЛ действовало 8 католических орденов.


Религиозная толерантность в ВКЛ. В первой половине XVI в. религиозная ситуация в ВКЛ стала меняться. Представители православной знати все чаще допускались к высшим государственным должностям, что нарушало условия Городельской унии 1413 г. Это должно было успокоить православное население, повысить его доверие к центральной власти. Дальнейшее ослабление позиций католической церкви было связано с проникновением в ВКЛ протестантских идей. Приверженцем веротерпимости был великий князь Сигизмунд II Август. Он даже поддержал идею создания Народного собора, где объединились бы представители всех направлений христианства.

К середине XVI в. в ВКЛ установилась относительная религиозная толерантность, или веротерпимость. В 1563 г. был принят привилей, согласно которому феодалы католической и православной конфессий уравнивались в правах.

Вопросы и задания

1. Какая конфессия была наиболее распространенной и самой многочисленной в ВКЛ в конце XIV — середине XVI в.? 2. Когда на территории Беларуси начало распространяться католичество? 3. Какие права получили католики согласно: а) Кревской унии; б) Городельской унии? Когда феодалы всех христианских конфессий в ВКЛ были уравнены в правах? 4. Какие причины содействовали распространению в ВКЛ религиозной толерантности?

Исторический источник Из привилея великого князя литовского Сигизмунда II Августа 1563 г.

Потому все другие сословия рыцарского и шляхетского, как литовского, так и русского народа, только бы были веры христианской. на должности дворные и земские, не только подданные костелу Римскому, с этого времени выбраны и назначены быть могут, но одинаково и равно все рыцарского сословия из народа шляхетского люди веры христианской, как Литва, так и Русь, каждый согласно достижениям и заслугам своим, от нас, великого князя, на посты высокие служебные и на другие посты по воле нашей могут назначаться.

Кто, согласно привилею 1563 г., мог занимать государственные должности в ВКЛ?

Это интересно. Особым явлением в религиозной жизни и культуре ВКЛ XV в. стала деятельность религиозного деятеля, талантливого писателя и проповедника Григория Цамблака (1364 — около 1420 гг.), родом из Болгарии. По инициативе великого князя литовского Витовта в 1415 г. он был избран киевским митрополитом. Исследователи считают Цамблака автором более 40 произведений, из которых сохранилось около 26. Его произведения, написанные образным языком, пользовались большим спросом во всем славянском мире.

  • Раздел I. Белорусские земли в середине XIII—XIV в.

История Беларуси: вторая половина XIII — первая половина XVI в.: учеб. пособие для 7-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / Г. В. Штыхов, Ю. Н. Бохан, М. А. Краснова; под ред. Ю. Н. Бохана. — Минск: Нар. асвета, 2009. — 159 с. : ил.

Читайте также: