Религиозная реформа эхнатона кратко

Обновлено: 08.07.2024

Эхнатон (1350—1336 гг.) – это фараон-реформатор из XVIII династии в Древнем Египте, до 5-го года правления известный как Аменхотеп IV.

Причины реформ

До сих пор остаются неясными причины реформ Эхнатона.

Египтологи склонны усматривать корни реформ в личности Эхнатона. С этой точки зрения действия фараона свидетельствуют о его стремлении сосредоточить исключительную власть в своих руках. Центром религии был сам Эхнатон. Он проявлял небольшой интерес к внешней политике и заботился о себе больше, чем о государстве. Это обстоятельство интерпретируется как свидетельство крайнего властолюбия и эгоцентризма фараона, переходивших грани разумного.

Введение культа Атона

Атонизм (культ бога Атона) – это религиозный культ, который был введён фараоном XVIII династии Эхнатоном.

Готовые работы на аналогичную тему

На храмовых рельефах Атона изображали в образе человека с соколиной головой, увенчанной солнечным кругом. В третий год царствования способ изображения изменился. Прежний образ заменился новым – круг с солнечной змеёй спереди и множеством направленных вниз лучей с кистями рук на концах. В дальнейшем Атона изображали только так. Таким образом, изображение Атона утратило антропоморфные черты.

Аменхотеп IV ввел культ Атона на пятом году правления, и статус бога повысился до уровня высшего божества, однако поклонение традиционным богам ещё продолжалось. Атона объявили царствующим фараоном. Обозначение солнца стали писать в картушах в качестве имени фараона. Летосчисление продолжали вести от начала правления Эхнатона, но после обозначения года сначала называли Атона, а затем фараона. Так Эхнатон стирал границы между собой и солнцем. С 9 года царствования Эхнатона имя Атона стали заключать в два картуша.

Также изменилась культовая практика. Сакральные ритуалы традиционно исполнялись не в храме бога, а в специальном помещении, расположенном в глуби храмовых помещений. Эхнатон перенёс все культовые действия на открытый воздух, чтобы богу солнца служили под лучами солнца. Архитектура храмов планировалась так, чтобы максимально возможно избежать появления теней.

Значительное меньшее внимание уделялось другим божествам, что изменило в стране экономическое положение, особенно в Фивах – культовом центре Амона. Здесь его имя сбивалось с фресок, что гневило когда-то могущественных жрецов Амона.

Преследование почитателей культа Амона и других богов

Первые известные случаи преследования бога Амона относятся к 10-му году правления Эхнатона. Тогда его имя оказалось под запретом. К 12-му году нетерпимость Эхнатона дошла до крайности. Атона провозгласили единственным божественным началом, все прочие культы были запрещены, храмы закрыты, а их жрецы разогнаны. Пресекая почитание других богов, Эхнатон приказал уничтожать все их имена и изображения.

Атону по всему Египту возводились храмы, которые наделялись большими земельными участками, охотничьими угодьями, скотом, обеспечивались рабочей силой.

Служители культа Атона в основном были представителями новой служилой знати.

Радикальные преобразования вызывали сопротивление знати и жречества. Однако сведения о сопротивлении до нас не дошли.

Упадок атонизма

Вернувшие влияние жрецы Амона, уничтожали упоминания о реформах Эхнатона и атонизме . Построенные Эхнатоном храмы были разобраны и их камни использовались как строительный материал для украшения новых храмов.

К моменту восхождения на трон Эхнатона Древний Египет достиг пика своего могущества. Правители окружающих государств искали любую возможность дружбы с могучей державой. Именно такой была ситуация в то время, когда фараон Эхнатон (Аменхотеп IV) задумал внедрить реформы, кардинально менявшие жизнь общества. Это касалось не только религии, но и политической системы, и столицы Египта, и эстетических вкусов египтян. Эхнатон — фараон Египта XVIII династии, управлявший страной во второй полови­не XIV века до н. э., сын Аменхотепа III и царевны Тии. По обычаю фараонов был женат на своей сводной сестре Нефертити.

Религиозная реформа Эхнатона

Новый повелитель Египта, Аменхотеп IV, еще в Фивах стал заметно отходить от традиций культа Амона. Это явно проявляется в искусстве: в изображениях исчезает сим­волика Амона-Ра и других древних богов. Зато появляет­ся новый образ — Солнечный Диск, лучи которого завер­шаются кистями рук с символами жизни и власти. Традиционная неподвижность, отчужденность в офици­альных изображениях царя и его семьи сменяются дина­мичностью, натурализмом. Письменные источники хранят полное молчание о событиях по­следующего времени, и можно только предполагать, что конфликт между новым фараоном, его новаторским ис­кусством и культом нового бога Атона с одной сторо­ны, и жречеством Фив и древними традиция­ми — с другой, усиливался.

В чём заключались причины проведения религиозной реформы Эхнатона, каковы её основные черты, а также может ли она считается совершенно не успешной? Разберём в этой публикации.

В XVII-XVI веках до н.э. Египет находился в упадке. Это было связано с вторжением объединённых племён гиксосов, которые установили своё господство над большей частью Египта. Спустя 130 лет, правителю города Фивы Яхмосу I удалось изгнать гиксосов из Египта. Объединив разрозненное царство, он стал родоначальником XVIII династии фараонов. С того времени (1554 г. до н. э.) в истории древнего Египта начинается период расцвета, который получил название – Новое царство. В этот период совершаетсяряд удачных военных походов. Благодаря чему, в столицу Египта Фивы, начинает поступать огромное количество богатств. Частьиз них, в свою очередь, жертвуется в храм верховного бога Амона, тем самым обогащая и жрецов этого храма. По всей видимости, именно усиление политической власти жречества и послужило стимулом к началу религиозно-политической реформы фараона Эхнатона.

Правление Аменхотепа IV (будущего Эхнатона), началось в 1365 году до н.э. С самого начала своего правления, он начал выдвигать на первое место бога солнечного диска – Атона. Это очень не понравилось жрецам культа Амона, который стал отождествляться с богом Ра, за что и получил имя Амон-Ра. Ожесточённое сопротивление оказывало не только жречество фиванского культа Амон-Ра, но и простой народ, чьи предки исконно почитали этого бога. Тем не менее, спустя 6 лет своего правления Аменхотеп IV своим указом провозглашает Атона верховным египетским божеством. В то время как Амон-Ра и остальные боги, получали статус второстепенных божеств. После чего, меняет своё имя Аменхотеп (Амон доволен) на Эхнатон (угодный Атону) и основывает новый город Ахетатон (горизонт Атона), который становиться его новой резиденцией и столицей Египта. В проведение данной реформы Эхнатон опирался на молодое сословие служивой знати, однако это не сильно ему помогло.

Спустя 10 лет после переселения в Ахетатон фараон Эхнатон умирает. Его приемникам не удалось сохранить верховенство культа Атона. Под давлением жреческого сословия фараон Тутанхамон отменил еретическую реформу Эхнатона, а при фараоне Хоремхебе, данный культ был придан проклятию и вечному забвению.

Итогом данной реформы стала временная политическая смута внутри Египта, из-за которой его влияние на соседние подконтрольные земли сильно упало. Тем не менее, благодаря опоре на средние сословие служилой знати, влиятельность фиванского жречества ослабла. Что в свою очередь, усилило деспотическую власть фараона. Достаточно трудно дать определённую оценку данной реформе. Думаю можно подметить лишь то, что она хоть и принесла временную смуту в Египет, но по истеченью лет всё же принесла свои плоды, в виде усиления централизации власти и идеи монотеизма, которые отразились на последующих эпохах.

Ограбление завоеванных стран, различные подати, собираемые с населения, обогащали господствующий класс, среди которого видное место занимало многочисленное и хорошо организованное жречество. Египтяне поклонялись многим (в источниках говорится о тысяче богов) богам, и наиболее почитаемым из них строились пышные храмы, при которых создавались богатые храмовые хозяйства, насчитывавшие пахотные земли, тысячи голов скота, толпы невольников, ценности. Культовые обязанности отправлял обширный штат жрецов. Храмовые хозяйства входили в состав государственных владений, и налоги с них регулярно поступали в царскую казну, тем не менее они пользовались значительной автономией, а львиная доля их доходов обогащала жречество.

Особым влиянием при XVIII династии пользовался культ фиванского бога Амона, покровителя царствующего фараона, главного божества египетского государства. Под знаменами Амона фиванские фараоны изгнали гиксосов, провели успешные завоевания многих стран, создали огромную империю. Не случайно солидная часть захваченных богатств направлялась благодарными завоевателями в храм Амона в Фивах. Десятки тысяч рабов, сотни тысяч голов скота, тысячи гектаров земли, несметные сокровища и драгоценности были переправлены этому храму. В Карнаке и Луксоре было начато строительство грандиозных храмов в честь Амона, поражающих воображение своими размерами и роскошью отделки.

Аменхотеп IV (1365—1348 гг. до н. э.) с самого начала своего правления стал выдвигать на первое место в египетском пантеоне бога солнечного диска — Атона, ранее второстепенное божество, противопоставляя его могущественному царю богов Амону-Ра, что, естественно, встретило ожесточенное сопротивление фиванского жречества.

Здесь, в Ахетатоне (Телль-эль-Амарна), был построен новый город с роскошным дворцом фараона, государственными учреждениями, ремесленными мастерскими, домами вельмож, великолепным храмом Атона.

Бог Атон понимался как единое божество всего мира, создатель Египта и других стран, он изображался не в каком-либо человеческом или животном образе, его символом был солнечный диск с исходящими на землю лучами-руками, дарующими людям свет, тепло и благополучие. Как единое божество он не имеет ни божественной супруги, ни божественного потомства. Культ Атона олицетворял могущество животворящего солнца, великой силы природы, и как таковой он был лишен традиционных теологических и мифологических построений и изощренной символики. Столь существенное переосмысление образа главного божества, конечно, должно было привести к кардинальным изменениям в структуре самого культа, положении жречества, изменении его функций, его взаимоотношений с государственной властью, и прежде всего с властью фараона. Вместе с тем все это привело к изменению взглядов на художественное видение мира богов, людей и природы и повлияло самым радикальным образом на содержание и стиль египетского искусства. Амарнский период — один из интереснейших в его развитии.




В проведении своей радикальной реформы Эхнатон опирался на поддержку влиятельного слоя новой служилой знати, средних прослоек египетского общества.

Однако оппозиционные реформе социальные группы были сильнее. Непримиримым противником новых порядков было не только организованное вокруг бесчисленных храмов жречество и тесно связанная с ним номовая знать. Фараон-реформатор не нашел поддержки и среди основной массы египетских тружеников, прочными узами связанных с традиционными богами, которым издавна поклонялись их далекие предки. Неудивительно, что после скорой смерти Эхнатона — а он умер через 10 лет после переселения в Ахетатон — его преемники, в том числе и Тутанхатон, гробница которого была найдена неразграбленной, не смогли противостоять всеобщей оппозиции новому культу Атона, и он был отменен. Уже Тутанхатон оставил новую столицу и переселился в Мемфис. Свое тронное имя он изменил и стал Тутанхамоном. Почитание Амона-Ра было восстановлено в полном объеме, а культ Атона, память и имя его фанатичного приверженца Эхнатона были преданы проклятию и вечному забвению.

Однако краткий эпизод правления фараона-еретика оставил весьма заметный след в истории Египетского государства, культуры и религии. В области религии Эхнатон культом Атона как бы аккумулировал и усилил формирующиеся элементы монотеизма, которые получают развитие в последующие эпохи. В области художественной культуры амарнский период стал одним из интересных и новых явлений в тысячелетней истории египетского искусства. В области политической, несмотря на крушение реформы, новые принципы взаимоотношений между деспотической властью фараона, его бюрократией и жречеством были заимствованы следующими египетскими династиями. Вместе с тем слои служилой знати, выдвинувшиеся при Эхнатоне, сохранили завоеванные позиции, и новые правители Египта должны были считаться с этим. Приход к власти XIX династии стал компромиссом между выдвинувшейся при Эхнатоне знатью и новыми руководящими кругами Египта.

Ограбление завоеванных стран, различные подати, собираемые с населения, обогащали господствующий класс, среди которого видное место занимало многочисленное и хорошо организованное жречество. Египтяне поклонялись многим (в источниках говорится о тысяче богов) богам, и наиболее почитаемым из них строились пышные храмы, при которых создавались богатые храмовые хозяйства, насчитывавшие пахотные земли, тысячи голов скота, толпы невольников, ценности. Культовые обязанности отправлял обширный штат жрецов. Храмовые хозяйства входили в состав государственных владений, и налоги с них регулярно поступали в царскую казну, тем не менее они пользовались значительной автономией, а львиная доля их доходов обогащала жречество.

Особым влиянием при XVIII династии пользовался культ фиванского бога Амона, покровителя царствующего фараона, главного божества египетского государства. Под знаменами Амона фиванские фараоны изгнали гиксосов, провели успешные завоевания многих стран, создали огромную империю. Не случайно солидная часть захваченных богатств направлялась благодарными завоевателями в храм Амона в Фивах. Десятки тысяч рабов, сотни тысяч голов скота, тысячи гектаров земли, несметные сокровища и драгоценности были переправлены этому храму. В Карнаке и Луксоре было начато строительство грандиозных храмов в честь Амона, поражающих воображение своими размерами и роскошью отделки.

Аменхотеп IV (1365—1348 гг. до н. э.) с самого начала своего правления стал выдвигать на первое место в египетском пантеоне бога солнечного диска — Атона, ранее второстепенное божество, противопоставляя его могущественному царю богов Амону-Ра, что, естественно, встретило ожесточенное сопротивление фиванского жречества.

Здесь, в Ахетатоне (Телль-эль-Амарна), был построен новый город с роскошным дворцом фараона, государственными учреждениями, ремесленными мастерскими, домами вельмож, великолепным храмом Атона.

Бог Атон понимался как единое божество всего мира, создатель Египта и других стран, он изображался не в каком-либо человеческом или животном образе, его символом был солнечный диск с исходящими на землю лучами-руками, дарующими людям свет, тепло и благополучие. Как единое божество он не имеет ни божественной супруги, ни божественного потомства. Культ Атона олицетворял могущество животворящего солнца, великой силы природы, и как таковой он был лишен традиционных теологических и мифологических построений и изощренной символики. Столь существенное переосмысление образа главного божества, конечно, должно было привести к кардинальным изменениям в структуре самого культа, положении жречества, изменении его функций, его взаимоотношений с государственной властью, и прежде всего с властью фараона. Вместе с тем все это привело к изменению взглядов на художественное видение мира богов, людей и природы и повлияло самым радикальным образом на содержание и стиль египетского искусства. Амарнский период — один из интереснейших в его развитии.

В проведении своей радикальной реформы Эхнатон опирался на поддержку влиятельного слоя новой служилой знати, средних прослоек египетского общества.

Однако оппозиционные реформе социальные группы были сильнее. Непримиримым противником новых порядков было не только организованное вокруг бесчисленных храмов жречество и тесно связанная с ним номовая знать. Фараон-реформатор не нашел поддержки и среди основной массы египетских тружеников, прочными узами связанных с традиционными богами, которым издавна поклонялись их далекие предки. Неудивительно, что после скорой смерти Эхнатона — а он умер через 10 лет после переселения в Ахетатон — его преемники, в том числе и Тутанхатон, гробница которого была найдена неразграбленной, не смогли противостоять всеобщей оппозиции новому культу Атона, и он был отменен. Уже Тутанхатон оставил новую столицу и переселился в Мемфис. Свое тронное имя он изменил и стал Тутанхамоном. Почитание Амона-Ра было восстановлено в полном объеме, а культ Атона, память и имя его фанатичного приверженца Эхнатона были преданы проклятию и вечному забвению.

Однако краткий эпизод правления фараона-еретика оставил весьма заметный след в истории Египетского государства, культуры и религии. В области религии Эхнатон культом Атона как бы аккумулировал и усилил формирующиеся элементы монотеизма, которые получают развитие в последующие эпохи. В области художественной культуры амарнский период стал одним из интересных и новых явлений в тысячелетней истории египетского искусства. В области политической, несмотря на крушение реформы, новые принципы взаимоотношений между деспотической властью фараона, его бюрократией и жречеством были заимствованы следующими египетскими династиями. Вместе с тем слои служилой знати, выдвинувшиеся при Эхнатоне, сохранили завоеванные позиции, и новые правители Египта должны были считаться с этим. Приход к власти XIX династии стал компромиссом между выдвинувшейся при Эхнатоне знатью и новыми руководящими кругами Египта.

Читайте также: