Религии средней азии кратко
Обновлено: 04.07.2024
Материк Азия – место соприкосновения трёх всемирных религий, а также множества национальных: индуизма, иудаизма, синтоизма, даосизма, конфуцианства. Половина населения мира проживает в Азии, и это только усиливает её разнообразие во всём, в том числе и религиозных верованиях.
Все три всемирные религии появились в Азии: в стране Индия – буддизм, в в стране Палестина и Израиль – христианство, в Саудовской Аравии – ислам. Азия – это же и родина синтоизма, иудаизма, джайнизма, сикхизма, конфуцианства, зороастризма и множества мелких верований.
А что мы знаем про Юго-Западную Азию? в ней преобладает ислам, а во многих странах он объявлен государственной религией, в том числе Иране (шиизм), Садовской Аравии (суннизм) и мелких монархиях Персидского залива. В Израиле преобладает иудаизм. Некоторые исследователи относят Грузию, Армению и Азербайджан к Азии (хотя первые две страны принято считать европейскими) распространено христианство. Много христиан и в Ливане. Крупные общины были в Ираке и Сирии, но войны заставили их покинуть родной дом.
Религия Средней и Южной Азии
Средняя Азия исповедует ислам суннитского направления, хотя там велики общины христиан (более трети населения Казахстана).
В Южной Азии преобладают индуизм (Индия) и ислам (Пакистан, Бангладеш). Буддизм – основная религия Непала и Бутана. Буддистов в Индии менее 1%.
А вот настоящий центр буддизма – это Юго-Восток Азии. Махаянисты — это вьетнамцы, остальные буддийские народы региона (таиландцы, камбоджийцы, лаосцы) – приверженцы тхеравады. Мусульмане на Юго-Востоке Азии – малайцы и индонезийцы. Единственное государство в Азии, где основаная религия христианство – это Филиппины.
Восток Азии – центр соприкосновения множества местных верований. Помимо буддизма (только он здесь представлен лишь в Монголии – ламаистская ветвь), здесь влиятельны и местные верования – даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии. Много и буддистов, и христиан в Южной Корее и КНДР. Здесь же было много неверующих, но это число падает. В КНДР местной религией становится идеология чучхе.
Самая популярная религия в Азии – ислам: почти все христиане живут за её пределами. К 2030-2050 годам здесь влияние мусульманства усилится: если по всему миру ислам должен сравняться с христианством, то в Азии должен только наращивать свои позиции из-за малого присутствия христиан в этой части света.
На ряду с развитием древнего учения Зороастра, маздеизма, сделавшегося при сасанидах государственной религией Персии, здесь, еще до нашей эры, под влиянием китайцев и вследствие слабой связи с Ираном, стал распространяться буддизм, получивший с течением времени большое развитие.
В Балхе и в областях по обоим берегам верхнего течения Амударьи буддизм до самого нашествия арабов был, по-видимому, местами господствующей религией. Буддийские монастыри и храмы были здесь весьма многочисленны, а число живущих в них монахов достигало многих тысяч. В Балхе, где, по одному из существующих мнений, много веков тому назад было впервые признано учение Зороастра, в VII века, когда его посетил известный буддийский паломник Сюань-цзан, насчитывалось до 100 буддийских монастырей и до 3000 монахов.
При разорении арабами Бейкенда, Бухары и Самарканда было найдено множество идолов, некоторые из которых были из чистого золота с драгоценными жемчужинами вместо глаз. Кроме религии Зороастра и буддизма, в Туркестане существовало также и манихейство, возникшее на почве маздеизма в Месопотамии около половины III века и впоследствии распространившееся в Персии и Восточном Туркестане. В эпоху Сюань-цзана тюркское население страны, расположенной между, Чу и Амударьей, придерживалось вероятно главным образом этого учения.
Наконец, в IV веке, с началом массового движения христиан на восток, в Средней Азии получило значительное распространение и христианство ( несториане). Уже в 334 году в Мерве, а позже и в Самарканде, были христианские епископы, а в 420 году мервская епископия была возведена в митрополию, что указывает на многочисленность христиан в районе этого города. Некоторые мервские епископы VI и VII веков известны как авторы многих богословских и других сочинений.
Нашествие арабов застало христиан в Бухаре, а несколько позже христианство распространилось и далее на северо – восток среди различных тюрских народов, обитавших в северному Туркестане. Впоследствии, как показывают памятники найденные в Семиречье, христианство получило большое развитие именно в этом район и по-видимому лишь в XIV веке должно было окончательно уступить место исламу.
Контакты
ООО "Turan Travel Service"
Тел.: (+99871) 234-74-31
Моб.: (+99893) 563-77-03,
(+99899) 990-31-11
При цитировании материалов Сайта, включая охраняемые авторские произведения, ссылка на Сайт обязательна.
Документы, на основании и в соответствии с которыми ООО "TURAN TRAVEL SERVICE" осуществляет свою профессиональную деятельность: Лицензия / Сертификат соответствия.
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl или Cmd (MacOS) + Enter, чтобы сообщить нам.
Земли Средней Азии (или в некоторых источниках Центральной Азии) масштабные, их омывает Каспийское море и окружает Алтайское нагорье, а также Южная Сибирь и горные вершины Тянь-Шань. Эта территория была идеальна для скотоводства поэтому кочевники селились здесь.
Средняя Азия на карте
Какие народы проживают в Средней Азии
Срeдняя Азия — очeнь дрeвняя цивилизация. И к кореному населению этих земель относят:
Также к коренному населению можно отнести:
- среднеазиатских персов и арабов;
- бухарских евреев;
- памирские народы.
В Средней Азии в нынешние дни проживает приблизительно 70 млн. человек. По статистике можно распределить численность населения по странам:
- Узбекистан — 32 млн или 55% от всего поселения Средней Азии;
- Казахстан — 18 млн человек или 28% ;
- Таджикистан — 8,5 млн человек или 8%;
- Киргизия — 6 млн или 6%;
- Туркмения — 5,5 млн или 5%;
- Другие страны — менее 1%.
Языковые группы
К самым титульным народностям среднеазиатских земель относят тюркоязычные племена, которые владеют тюркской речью:
- казахи и узбеки;
- туркмены и каракалпаки;
- киргизы.
А вот памирские народы и таджики — это иранский народ. Последние владеют одноименной разговорной речью, хотя язык относят к одной из разновидностей персидской речи. Национальными меньшинами можно считать такие народы:
- украинцы;
- азербайджанцы;
- русские;
- уйгуры;
- турки;
- армяне;
- дунгане;
- немцы;
- корейцы;
- татары.
Религия
Так сложилось исторически, что азиатские страны поддерживают ислам и чаще всего ханафитский мазхаб в суннитском направлении. Эта вера распространена в каракалпаков, киргизов, узбеков, туркменов, таджиков и казахов. А вот иранцы, азербайджанцы и узбеки — шиитский мазхаб в иснаашаритском направлении. Памирские народы — это шииты исмаилиты. Отличия между этими направлениями не масштабное, разница в основателях школ и различных взглядов на некоторые вопросы. Православное христианство распространенно лишь у народных меньшинств. Католицизм, буддизм, бахаизм, индуизм и даже зороастризм — но это одиночные случаи.
Занятия народов Средней Азии
Каждый народ приспосабливался по-разному к жизни, поэтому умения друг от друга существенно отличались. Для таджиков, бухарских евреев и узбеков первое место занимала культура и знания различных областей науки, а также строительство городов и земледелие. Поэтому, для них оседлый способ жизни — наиболее подходящий. А вот казахи, киргизы, туркмены и каракалпаки, наоборот, были кочевниками или полукочевниками и связывали свою жизнь со скотоводством. В наши дни все эти народности перешли на некочевой образ жизни, с постоянным местом жительства.
Древние традиции всех племен
Таджики. Делятся на горных и равнинных, поэтому традиции несколько отличаются. Дом этого народа всегда делился на 2 части (мужскую и женскую). Мастерили дома предпочтительно из глины. Могли проживать большими семьями, поддерживая традиции взаимопомощи. Не редко встречается многожонство. Поддерживали традицию выкупа невесты в ее отца (калым). Применяли знания по древнему солнечному календарю при сажании различных культур.
Узбеки. Очень схожи с таджиками, даже соседствуют. Для жилья узбеки сооружают юрты. Живут большими не разделенными семьями, где главой семьи выступает самый старший в семье мужчина. Все в доме послушно подчиняются. При женитьбе также выплачивается калым. Если жена теряет мужа, а в его семье есть еще братья, то она сразу же становиться женой младшего. Начиная с 13-летнего возраста девочек отдавали замуж.
Каракалпаки. Этот народ поселялся племенами, где в каждом своем объединении свой быт и культура. Живут в юрте или в таме.
Казахи. Увлекаются заготавливанием молочных продуктов на длительное время. К зиме готовятся заблаговременно.
Туркмены. Живут в циновках или в юртах. Живут большими семьями. Особенность — готовили пищу в больших котлах, для всех членов семьи.
Киргизы. Пища делиться по сезонности: летняя или зимняя еда. Очень цениться кумис. Также востребованы шаманы и шаманки, разные обряды по вызову дождя.
Эти все народности похожи, правда со временем стали немного отличаться. Но большие семьи, уважение к старшим — это большое достижение. Народы Средней Азии очень трудолюбивы, поэтому живут в достатке. А еще они всегда стремятся к чему-то новому, но не забывают о своих традициях и культуре.
Религии в Центральной Азии следовали одна за другой так же, как осадочные отложения в геологии. Каждая новая вера наслаивалась на предыдущую, но во времена потрясений нижние слои могли подняться на поверхность и весьма причудливым образом дать о себе знать. В самом глубоком слое находились бесчисленные местные культы, посвященные божествам с такими именами, как Нана и Сиявуш.
В основе культа лежало мировоззрение, сутью которого было противопоставление света и тьмы, добра и зла. На долю пророка Заратустры выпало превратить это в новую религию – зороастризм. Эксперты расходятся во мнениях, жил ли он в XI или VI веке до нашей эры, но последняя дата превалирует сегодня. Верховный бог зороастризма Ахурамазда находился в нескончаемой борьбе с богом зла Ариманом. Но это бесконечное противостояние не означало, что Ариман обладал такой же силой, как Ахурамазда, равно как оно не умаляет важности Ахурамазды в качестве единого истинного бога. Именно он создал людей и наделил их свободой выбора между добром и злом. Восхваление Ахурамазды, стремление к спасению и вечной жизни в раю, а также предостережения о преобладании зла в мире звучат во многих текстах, которые Заратустра оставил своим последователям. Сперва Зороастр проповедовал в Бактрии, но вскоре он привлек сторонников по всей Центральной Азии и в западных персидских землях.
В то время как даты и места проживания реального Заратустры до сих пор являются предметом споров, есть свидетельства, что он впервые провозгласил свое видение веры в Балхе в Центральной Азии. Тщательный анализ всех мест, упоминаемых в сохранившихся зороастрийских гимнах и других текстах, указывает на то, что свою деятельность он вел в западной части Центральной Азии, особенно в Хорасане.
Самый ранний из известных нам алтарей огня, существовавший за полторы тысячи лет до зороастризма, но связанный с ним в будущем, был обнаружен в Мервском оазисе.
Археолог Виктор Сарианиди считает, что Заратустра жил в городах бронзового века, Маргуше и Гонур Депе, где он вел раскопки. Зороастрийские изображения и символика были найдены в Центральной Азии и Афганистане, в Синьцзяне и в Индии, а также в некоторых частях Ирана и Азербайджана.
Когда в III веке возникло персидское государство Сасанидов, оно приняло зороастризм в качестве государственной религии, поставив его под контроль группы жрецов.
В III веке странствующий проповедник и маг возвел дуализм зороастризма в ранг основной драмы человеческого существования. Мани (216–274) родом из Западной Персии соединил идеи зороастризма и христианства. Он побывал в Индии, где, согласно центральноазиатскому ученому XI века, узнал о доктрине метемпсихоза (переселение душ) и включил ее в собственное учение. Шесть его книг, в настоящее время утраченные, были настолько интересны, что Августин из африканского города Гиппона прочел их и поверил Мани. Только позднее он вернулся к правоверному христианству и провел работу, в результате которой был канонизирован церковью.
Последователи Мани, так называемые манихеи, вскоре прошли по торговым путям в Центральную Азию, в Восточный Туркестан (Синьцзян) и за его пределы. Во всех крупных городах они создали общины и поручили их образованным людям, которые собирали вокруг себя обычных верующих и интеллектуалов. Как и Зороастр, манихеи призывали людей к борьбе за Свет.
Как и позже мусульманские суфии, последователи Мани верили, что представители знати могли очистить себя посредством аскетической жизни, покаяния и религиозных песнопений. Как и зороастрийцы, манихеи записывали свое учение и гимны, а проповедники вскоре начали активно переводить эти тексты (а вместе с ними – философские сказки и басни) на различные языки Центральной Азии. Манихейские общины, которые возникли на всем протяжении торговых путей в Китай и Индию, служили своего рода конвейерной лентой для передачи культурных ценностей как с Запада на Восток, так и с Востока на Запад.
К IV веку манихейство имело значительное число последователей во всех основных городах Центральной Азии, и в течение еще нескольких столетий оно распространилось по всему Восточному Туркестану и даже достигло уйгуров Монголии.
Зороастризм оказал значительное влияние на самые распространенные в наши дни религии, что свидетельствует о том, что Центральная Азия являлась полноценной и независимой цивилизацией, а не только перекрестком культур других народов. Но нельзя сказать, что регион был неподвластен религиозным идеям из других стран. Наоборот, три величайшие религии и философские традиции укоренились и процветали в Центральной Азии: индийский буддизм, почитание греческих богов и христианство из Восточного Средиземноморья.
Только одна из них – греческая – пришла в Центральную Азию в результате завоевания. Все три религии, включая почитание греческих богов, были занесены в регион торговцами, идущими с караванами, которые зачастую выступали в роли проповедников. Не менее важным, о чем часто забывают, является тот факт, все три системы исповедовались переселенцами из Индии, Греции или Сирии, которые прибыли в Центральную Азию со всех сторон света, принеся собственные религиозные верования.
В большинстве случаев эти разнообразные религиозные системы и культы сосуществовали без каких-либо конфликтов.
Журналист и интернет-блогер. С детских лет интересуюсь историей, археологией и антиквариатом. Имею проекты в данном направлении. Активно веду блог "Антикварная Кубань" на Яндекс Дзен.
Читайте также: