Рельеф скульптура поверхности 8 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

На рельеф поверхности Земли влияют следующие процессы: деятельность ветра, вод, ледников, органического мира и человека.

2. Что такое выветривание? Какие существуют виды выветривания?

Выветривание – совокупность естественных процессов, приводящих к разрушению горных пород. Выветривание условно подразделяется на физическое, химическое и биологическое.

3. Какое влияние на рельеф оказывают текучие воды, ветер, многолетняя мерзлота?

Временные (формируются после дождей или таяния снега) и реки размывают породы (этот процесс называют эрозией). Временные потоки воды прорезают овраги. Со временем эрозия может уменьшиться, тогда овраг постепенно превращается в балку. Реки образуют речные долины. Подземные воды растворяют некоторые горные породы (известняк, мел, гипс, соль), в результате образуются пещеры. Разрушительную работу моря обеспечивают удары волн о берег. Удары волн образуют в берегу ниши, а из остатков горных пород образуется, вначале каменисты, а затем песчаный пляж. Иногда волны вдоль берега намывают узкие косы. Ветер выполняет три вида работы: разрушительную (выдувание и развенчание рыхлых пород), транспортную (перенос ветром обломков пород на большие расстояния) и творческую (откладывание перенесенных обломков и образование различных эоловых форм поверхности). Многолетняя мерзлота влияет на рельеф, так как вода и лед имеют разную плотность, вследствие чего замерзающие и оттаивающие породы подвержены деформации – пучение, связанное с увеличением объема воды при замерзании.

4. Какое влияние на рельеф оказало древнее оледенение?

5. По карте на рисунке 30 определите: а) где находились основные центры оледенений; б) куда из этих центров растекался ледник; в) как проходит граница максимального покровного оледенения; г) какие территории покрывал ледник, до каких не дошёл.

А) Центрами оледенения были: Скандинавский полуостров, острова Новая Земля, полуостров Таймыр. Б) Движение из центра Скандинавского полуострова было направленно радиально, но преимущество получило юго-восточное направление; оледенение островов Новая Земля, так же было радиальным и в целом направленно на юг; оледенение полуострова Таймыр было направлено на юго-запад. В) Граница максимального оледенения проходит по северо-западной части Евразии, при этом в Европейской части России она имеет больше распространение на юг, чем в Азиатской, где она ограничена лишь севером Средне-Сибирского плоскогорья. Г) Ледник покрыл территории северной и центральной части Восточно-Европейской равнины, дошел до 600 северной широты в Западной Сибири и 62-630 северной широты в Сердене-Сибирском плоскогорье. Территории северо-востока страны (Восточной Сибири и Дальнего Востока), а также пояс гор Южной Сибири, юг Западной Сибири и Восточно-Европейской равнины, Кавказ оказались вне зоны оледенения.

6. По карте на рисунке 32 проследите, какую часть территории России занимает многолетняя мерзлота.

Примерно 65% территории России занимает многолетняя мерзлота. В основном она распространена в Восточной Сибири и Забайкалье; при этом её западная граница начинается с участков крайнего севера Печерской низменности, затем идет по территории Западной Сибири в районе среднего течения реки Оби, и спускается на юг, где начинается в истоках правого берега Енисея; на востоке оказывается, ограничена Буреинским хребтом.

8. Докажите, что рельеф изменяется под воздействием хозяйственной деятельности человека. Какие аргументы в вашем ответе будут наиболее значимыми?

В антропогенном воздействии на рельеф выделяют: А) техногенное разрушение горных пород, путем добычи полезных ископаемых и создании карьеров, шахт, штольней; Б) перемещение горных пород – перевозка нужных полезных ископаемых, ненужных грунтов при строительстве зданий и т.д.; В) накопление перемещенного горных пород, к примеру, строительство дамбы, плотины, образование терриконов (отвалов) пустых, ненужных пород.

9. Какие рельефообразующие процессы наиболее характерны в современный период для вашей местности? Чем они обусловлены?

В Челябинской области, в настоящее время можно встретить все виды выветривания: физическое – разрушение Уральских гор при постоянно дующих ветрах, также постоянные изменения температур приводят к физическому разрушению горных пород, текучие воды горных рек, хоть медленно, но постоянно расширяют русло и увеличивают речные долины, на востоке области каждую весну при обильном таяние снегов формируются овраги. Также на границе с республикой Башкортостан, в горных районах происходят процессы карстования – образования пещер. Также и биологическое выветривание встречается на территории области, так на востоке бобры создают запруды, иногда в болотах выгорают торфяные залежи, образуя пустоты. Сильное воздействие на рельеф оказывает развитая горнодобывающая промышленность области, создавая карьеры и шахты, терриконы и отвалы, выравнивая поднятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему "Скульптура поверхности" разработан на основе системно- деятельностного подхода в курсе "География России" 8 класс.

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

Цель урока: Создать условия для формирования представлений о внутренних и внешних процессах развития рельефа России.

- обучающие: познакомить учащихся с экзогенными процессами, их влиянием на рельеф России; показать динамичность и непрерывность процессов происходящих на Земле через наглядно- образное восприятие учебного материала

-развивающие: способствовать развитию географического мышления, памяти, внимания, коммуникативных навыков при работе в группе, самостоятельности при работе с разными источниками географической информации (учебником, дополнительной литературой, сведениями из интернета, географическими картами, фотографиями, схемами, анимационными моделями)

-воспитательные: содействовать возникновению интереса к изучению географии, формировать способности применять полученные знания в жизни.

Тип урока: урок усвоения новых знаний учащимися

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийная установка, мультимедийная презентация

Структура и ход урока

ВСЯ РАБОТА ОРГАНИЗОВАНА В ГРУППАХ

I. Подготовительный этап.

Проведение урока такого типа требует дополнительной, внеурочной работы учащихся. Примерно за две недели учитель формирует группы. Группы получают задания и готовят ко дню проведения урока таблицы-схемы, картографический материал, презентации, тезисы выступления и другой материал, помогающий раскрыть тему исследования. Учитель готовит нужный печатный материал, видео и анимационные фрагменты

Организационный момент

Здравствуйте, я рада вас видеть. Сегодня на уроке мы откроем еще одну страничку в книге знаний. Не бойтесь на уроке проявлять любознательность, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, проявляйте творчество.

Хребтами горбились породы,

Взрывались, плавились, кипя.

И миллионы лет природа

Лепила самоё себя.

Постановка проблемы, направление поиска исследования

Природа, как скульптор создаёт удивительные, разнообразные и неповторимые формы рельефа

Целеполагание

О чем бы вы хотели поговорить сегодня на уроке? Что вас интересует по данной теме? Запишите в лист самоконтроля ваши личные образовательные цели этого урока

Что я хочу узнать?

Что я хочу обсудить?

Чему хочу научиться?

Познакомьте нас со своей целью (несколько человек зачитывают)

Цели и задачи: узнать, как влияют внешние процессы на формирование рельефа; какие процессы, формирующие рельеф , относятся к экзогенным, в каких районах России наблюдаются такие формы рельефа; научиться видеть непрерывность развития рельефа, систематизировать знания о внешних факторах, рассмотрев различные формы рельефа.

Как мы видим, они совпадают с вашими целями и дополняют их.

Изучение нового материала

Итак, мы сегодня на слайд-шоу увидели и еще раз сделали вывод о разнообразии рельефа.

По ходу отчета групп, каждый самостоятельно заполняет таблицу в рабочих листах.

Отчет творческих групп

На формирование рельефа влияют разнообразные процессы. Их можно объединить в две группы: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Внутренние процессы. Среди них наибольшее воздействие на формирование современного рельефа оказали новейшие (неотектонические) движения земной коры, вулканизм и землетрясения. Таким образом, под действием внутренних процессов образуются крупнейшие, крупные и средние формы рельефа.


Неотектоническими называют движения земной коры, происходившие в ней за последние 30 млн лет. Они могут быть и вертикальными, и горизонтальными. На формирование рельефа наибольшее влияние оказывают вертикальные движения в результате которых земная кора поднимается и опускается
. Новейшие тектонические движения.

Скорость и высота вертикальных неотектонических движений в некоторых районах были очень значительны. Большая часть современных гор на территории России существуют только благодаря новейшим вертикальным поднятиям, так как даже молодые, сравнительно недавно образовавшиеся горы разрушаются за несколько миллионов лет. Кавказские горы, несмотря на разрушающее воздействие внешних сил, были приподняты на высоту от 4000 до 6000 м. Уральские на 200—600 м, Алтай — на 1000—2000 м. Крупнейшие равнины России тоже испытали незначительный подъем — от 100 до 200 м. В тех местах, где земная кора опускалась, возникли впадины морей и озер, многие низменности.

Движения земной коры происходят и сейчас. Большой Кавказский хребет продолжает подниматься со скоростью 8—14 мм в год. Несколько медленнее растет Среднерусская возвышенность — около 6 мм в год. А территории Татарстана и Владимирской области ежегодно опускаются на 4—8 мм.

Наряду с медленными движениями земной коры в формировании крупных и средних форм рельефа определенную роль играют землетрясения и вулканизм.

Землетрясения часто приводят к значительным как вертикальным, так и горизонтальным смещениям пластов горных пород, возникновению обвалов и провалов.

При извержении вулканов формируются такие специфические формы рельефа, как вулканические конусы, лавовые покровы и лавовые плато.

Нажмите, чтобы узнать подробности

· определить, какие внешние процессы и каким образом влияют на рельеф.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний о рельефе России, о влиянии внешних и внутренних процессов на рельеф.

Метапредметные: формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи; 2) решать учебные задачи; 3) создавать таблицы и схемы; 4) работать индивидуально и в группе; 5) создавать проекты.

Личностные: формирование умений использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения процессов выветривания, влияния внешних и внутренних сил Земли на формирование рельефа.

1. Орг. момент

2. Проверка знаний

1. Почему платформы выражены в рельефе равнинами, а геосинклинали — горными областями?

2. Объясните, чем отличается строение плиты от строения щита.

3. Дайте определение тектонической структуры.

4. Где на территории России расположены самая высокая и самая низкая точки? Как они называются? Покажите на карте.

5. Расскажите о связи рельефа России с тектоническим строением её территории.

3. Мотивационный этап.

4. Изучение нового материала

Урок начинается с постановки учебной задачи: выявить, что влияет на формирование рельефа и изменение его облика. Учитель обращает внимание учеников на то, что в формировании рельефа принимают участие внутренние и внешние силы. Внутренние образуют горы, двигают плиты, а внешние формируют скульптуру. Учитель говорит, что внешние силы преобразуют рельеф поверхности в процессе выветривания. Он называет виды выветривания и даёт их краткую характеристику. Акцентируя внимание обучающихся на разнообразии внешних сил, учитель подчёркивает, что основное их действие — разрушение, перемещение, отложение продуктов выветривания.

Выветривание

Физическое Химическое Органическое

Чтобы ученики получили наглядное представление о физическом и органическом выветривании, учитель рекомендует обратиться к рисункам на с. 73 учебника. Чтобы актуализировать собственный житейский опыт школьников, учитель задаёт вопросы: «Приходилось ли вам наблюдать результаты выветривания? Как вы определили, что подобные преобразования рельефа произошли в процессе выветривания?

Учитель продолжает рассказ о внешних силах формирующих рельеф.

На уроке следует подчеркнуть, что наряду с внешними и внутренними силами на формирование рельефа оказывает влияние хозяйственная деятельность человека. Какие виды хозяйственной деятельности человека приводят к изменению рельефа? Какие формы при этом образуются? Изменение рельефа приводит к окультуриванию ландшафта или, наоборот, к его разрушению (например, овражно-балочная сеть).

Рельеф: тектоническая основа

Цель урока: Создать условия для формирования представлений о внутренних и внешних процессах развития рельефа России; познакомить учащихся с экзогенными процессами, их влиянием на рельеф России; показать динамичность и непрерывность процессов происходящих на Земле через наглядно- образное восприятие учебного материала.

Хребтами горбились породы,

Взрывались, плавились, кипя.

И миллионы лет природа

Лепила самоё себя.

1. Оргмомент

2. Постановка проблемы, направление поиска исследования

Природа, как скульптор создаёт удивительные, разнообразные и неповторимые формы рельефа

3. Целеполагание

О чем бы вы хотели поговорить сегодня на уроке? Что вас интересует по данной теме? Запишите в лист самоконтроля ваши личные образовательные цели этого урока

· Что я хочу узнать?

· Что я хочу обсудить?

· Чему хочу научиться?

Познакомьте нас со своей целью (несколько человек зачитывают)

Цели и задачи: узнать, как влияют внешние процессы на формирование рельефа; какие процессы, формирующие рельеф , относятся к экзогенным, в каких районах России наблюдаются такие формы рельефа; научиться видеть непрерывность развития рельефа, систематизировать знания о внешних факторах, рассмотрев различные формы рельефа.

Как мы видим, они совпадают с вашими целями и дополняют их.

4. Изучение нового материала

Итак, мы сегодня на слайд-шоу увидели и еще раз сделали вывод о разнообразии рельефа.

По ходу отчета групп, каждый самостоятельно заполняет таблицу в рабочих листах.

На формирование рельефа влияют разнообразные процессы. Их можно объединить в две группы: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Внутренние процессы. Среди них наибольшее воздействие на формирование современного рельефа оказали новейшие (неотектонические) движения земной коры , вулканизм и землетрясения. Таким образом, под действием внутренних процессов образуются крупнейшие, крупные и средние формы рельефа.

Неотектоническими называют движения земной коры, происходившие в ней за последние 30 млн лет. Они могут быть и вертикальными, и горизонтальными. На формирование рельефа наибольшее влияние оказывают вертикальные движения в результате которых земная кора поднимается и опускается
. Новейшие тектонические движения.
Скорость и высота вертикальных неотектонических движений в некоторых районах были очень значительны. Большая часть современных гор на территории России существуют только благодаря новейшим вертикальным поднятиям, так как даже молодые, сравнительно недавно образовавшиеся горы разрушаются за несколько миллионов лет. Кавказские горы, несмотря на разрушающее воздействие внешних сил, были приподняты на высоту от 4000 до 6000 м. Уральские на 200—600 м, Алтай — на 1000—2000 м. Крупнейшие равнины России тоже испытали незначительный подъем — от 100 до 200 м. В тех местах, где земная кора опускалась, возникли впадины морей и озер, многие низменности.

Движения земной коры происходят и сейчас. Большой Кавказский хребет продолжает подниматься со скоростью 8—14 мм в год. Несколько медленнее растет Среднерусская возвышенность — около 6 мм в год. А территории Татарстана и Владимирской области ежегодно опускаются на 4—8 мм.

Наряду с медленными движениями земной коры в формировании крупных и средних форм рельефа определенную роль играют землетрясения и вулканизм.

Землетрясения часто приводят к значительным как вертикальным, так и горизонтальным смещениям пластов горных пород, возникновению обвалов и провалов.

При извержении вулканов формируются такие специфические формы рельефа, как вулканические конусы, лавовые покровы и лавовые плато.

Внешние процессы , формирующие современный рельеф. ,Все процессы разрушения горных пород называются выветриванием.

Выветривание может быть физическим, химическим и органическим.

При физическом (механическом) выветривании под влиянием колебаний температур, давления, влажности ослабевает прочность горных пород, оказавшихся на поверхности по, в продах образуются трещины, частицы пород отламываются.

При химическом выветривании изменяется состав горных пород под влиянием солей, кислот и оснований, содержащихся в воде и в воздухе; горные породы разрушаются или образуются новые минералы. Растворение может привести и к образованию карстовых форм рельефа ( в известняках)- воронок на поверхности и пустот, пещер под землей.

Органическое выветривание - это результат деятельности живых организмов ( термитники, сурочины, сусликовины, коралловые рифы).

Лишайники, как пионеры растительности, первыми поселяются на обнажённых породах и медленно разрушают их.

В физическом выветривании и перемещении пород главную роль играют процессы, связанные с деятельностью ледников, текучих вод, ветра и деятельности человека. Под их воздействием разрушаются крупные и образуются средние и мелкие формы рельефа.

Элювиальные формы рельефа- созданные деятельностью текучих вод. Р еки, ручьи (временные водные потоки) размывают земную поверхность. В результате их разрушительной деятельности образуются формы рельефа, называемые эрозионными. Это речные долины, балки , овраги.

Овраги — крутосклонные рытвины на возвышенности, образованные талыми или дождевыми водами. Овраги постепенно растут. Они настоящая беда для сельского хозяйства, разбивая поля на мелкие участки, они затрудняют их обработку. В России насчитывается более 400 тыс. крупных оврагов с общей площадью 500 тыс. га. Старый, уже не растущий овраг превращается в балку; балка шире оврага, склоны ее более пологие и они заросли травой, кустарником или лесом. (Среднерусская, Приволжская возвышенности)

Текучие воды не только расчленяют поверхность, создавая эрозионный рельеф, но и отлагают продукты разрушения в долинах рек и на пологих склонах. Особенно много материала переносят реки. Плоские равнины, созданные речной аккумуляцией (накоплением наносов рек), тянутся полосами вдоль русел рек. Особенно характерны они для низких равнин и межгорных котловин. Большие площади эти формы рельефа занимают на Западно- Сибирской равнине.

Деятельность ледников. Гляциальные- ледниковые формы рельефа.

Горные ледники располагаются в привершинных чашеобразных нишах- карах,цирках. Когда ледник двигается вниз по горной долине он расширяет и углубляет ее, образуя корытообразную долину- трог. В более низких местах ледник тает, а принесенная им морена остается.(Карелия, Кольский полуостров)

Деятельность ветра. Эоловые формы рельефа , названные так по имени греческого бога Эола- повелителя ветров. Ветер формирует рельеф главным образом в засушливых районах и там, где на поверхности лежат пески, лишенные растительности. Под его воздействием образуются дюны, песчаные холмы и гряды, барханы, каменные грибы, эоловые многогранники, песчаные шары, решетка из железистого песчаника . Они распространены на Прикаспийской низменности, в Калининградской области (Куршская коса).
Формулировка вывода

Итак, все процессы, изменяющие рельеф, можно объединить в 2 группы –внутренние-эндогенные, внешние-экзогенные.

Внутренние быстро изменяют рельеф, а внешние медленно разрушают поверхность крупных форм рельефа. Вывод в конспект.

5. Закрепление новых знаний

Распределите перечисленные формы рельефа по группам в зависимости от рельефообразующих процессов: 1.балки, 2.морена, 3. дюны, 4. троги,

Читайте также: