Реквизиция и национализация отличия кратко и понятно

Обновлено: 07.07.2024

Необходимо внести ясность в понятийный аппарат, который используется, когда речь идет о мерах принудительного изъятия иностранной собственности. В литературе употребляются на этот счет разные дефиниции.

Чаще в западных источниках применяется слово "экспроприация", переводимое с английского как отчуждение, конфискация имущества. Например, в Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) от 11 октября 1985 г.*(339) говорится об экспроприации или аналогичных мерах, что включает "любое законодательное действие или административное действие или бездействие, исходящее от принимающего правительства, в результате которого владелец гарантии лишается права собственности над своим капиталовложением, контроля над ним или существенного дохода от такого капиталовложения, за исключением общеприменимых мер правительствами с целью регулирования экономической деятельности на своей территории". Такое же определение применяется в Руководстве по регулированию прямых иностранных инвестиций, разработанном под эгидой МБРР*(340). В специальном материале, подготовленном Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), обозначены следующие виды изъятия: прямая национализация, прямая национализация отрасли промышленности, изъятие в специальных целях, ползучая национализация.

С правовой точки зрения прямая национализация означает полное принудительное изъятие собственности иностранного инвестора в ходе осуществления инвестиционной деятельности на территории чужого государства, как правило, по политическим соображениям. Эти меры могут сопровождаться установлением окончательного государственного контроля над экономикой страны и включают иногда захват всех средств производства, находящихся в частной собственности. В случае прямой национализации отрасли промышленности государство стремится реорганизовать определенную отрасль путем изъятия частных предприятий в отрасли и установления государственной монополии (например, национализация медной промышленности в Чили и нефтяной - в Иране).

Поскольку иностранная инвестиционная деятельность напрямую зависит от конкретной земельной территории, изъятие государством земель в значительных масштабах также наносит непоправимый ущерб иностранному инвестору.

Изъятие в специальных целях, в соответствии с определением ЮНКТАД, предусматривает, что зарубежная фирма, господствующая на рынке, или в отдельной отрасли производства, или на отдельном участке земли, необходимом, например, для строительства дорог и коммуникаций, является целью национализации.

По мнению американских юристов П. Комекса и С. Кинселлы, авторов книги "Международное право на защите иностранных инвестиций: правовые аспекты политических рисков", изданной в Нью-Йорке в 1997 г., понятие экспроприации включает также конфискацию и национализацию. Экспроприация, по их мнению, - это изъятие принимающим инвестиций государством собственности инвестора под предлогом "общественных интересов". Национализация может отличаться от экспроприации тем, что в первом случае речь идет, как правило, о принудительном изъятии иностранных капиталов из специфических отраслей производства, таких, как нефтедобыча, страховая и банковская система, рудная промышленность, в целях проведения социально-экономических реформ. В качестве примера массовых национализаций, причем без компенсации, Комекс и Кинселла приводят принудительное изъятие транснациональных компаний и банков в Перу в 1968 г.

Нет единого мнения в применении рассматриваемых терминов и у авторов фундаментального труда "Договор к Энергетической Хартии: путь к инвестициям и торговле для Востока и Запада". Как известно, ДЭХ является моделью взаимодействия институциональных структур, необходимой для стимулирования инвестиций и торговли в энергетических и связанных с ними отраслях во всем мире, которая содержит механизм покрытия рисков реализации инвестиционных проектов.

Известный специалист Томас В. Вальде, рассматривая основные инвестиционные обязательства государства, говорит об экспроприации, а его коллега Джезвальд У. Салакьюзе*(341) - о национализации, экспроприации и других формах нарушения прав собственности государственными властями принимающей страны*(342).

В отечественных правовых источниках и литературе вообще не употребляется термин "экспроприация".

Его заменило пущенное в обиход с легкой, вернее, твердой руки большевиков слово "национализация", которое приобрело в России устойчивое значение, хотя это понятие не было использовано ни в Основах гражданского законодательства (1961 и 1991 гг.), ни в Гражданском кодексе 1964 г. Вероятно, поэтому термин "национализация" вообще отсутствует в последнем советском юридическом словаре - в гражданское законодательство он был введен только недавно. Статья 235 действующего Гражданского кодекса РФ определяет национализацию как "обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц", и устанавливает необходимость возмещения стоимости этого имущества и других убытков в порядке, предусмотренном ст. 306 ГК РФ.

Таким образом, для правовой характеристики принудительных мер изъятия иностранной собственности отсутствует единая общепринятая терминология в сфере международного права. Чтобы избежать двусмысленной трактовки понятий "национализация", "экспроприация", "реквизиция", "конфискация", необходимо четко и ясно определить правовое содержание данных определений. Дело в том, что юридическая природа этих понятий различна, поскольку речь идет о неодинаковых формах и способах ограничения и аннулирования прав собственности. Но все эти термины объединяет одно юридическое содержание: лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность в условиях чужого государства, не добровольно, а вынужденно лишается своих капиталов и дивидендов. Особенностью последних десятилетий является то, что более активно применяются не прямые, а косвенные, так называемые ползучие формы принудительного изъятия иностранной собственности.

Термин "национализация" с позиции отечественного законодательства в общем виде представляет собой государственно-властный акт, направленный на принудительное прекращение права частной собственности на определенные имущественные комплексы и (или) права частного участия в долях и капиталах организации и возникновение права собственности на это имущество (право участия в долях и капиталах) у государства, как правило, в экстремальных условиях (революции, войны, кризис и т.д.)*(343).

Национализация любого имущества допустима только путем издания индивидуально определенного акта о принудительном изъятии конкретного имущества органом государственной исполнительной власти (ч. 3 ст.

35 Конституции РФ). Принято считать, что национализация как принудительный акт не подлежит оспариванию в судебном порядке. Принципиальным является то, что любая национализация, согласно той же конституционной норме, должна сопровождаться выплатой равнопроцентного и справедливого возмещения, причем на предварительной основе.

Что касается реквизиции, то это принудительная мера по изъятию имущества у собственника в государственных или общественных целях с выплатой собственнику стоимости имущества. Реквизиция по закону должна носить временный характер. Она проводится при стихийных бедствиях, авариях, эпидемиях, других чрезвычайных обстоятельствах и осуществляется по решению государственных органов. Как национализация, так и реквизиция должны сопровождаться выплатой компенсации иностранному инвестору.

С точки зрения российского права, конфискации свойственна особая юридическая сущность. Она рассматривается как санкция за совершение преступления или иного правонарушения. В предусмотренных законом случаях общегражданский, арбитражный суд или другой государственный орган выносит решение о безвозмездном изъятии имущества. Конфискация может применяться как мера административной либо гражданско-правовой ответственности. В уголовном законодательстве она иногда применяется как дополнительная мера наказания за особо тяжкие преступления.

Определенные трудности представляют отличия национализации от реквизиции и конфискации. Современное представление о национализации основано на сугубо национальных особенностях и не учитывает международного опыта. Бытует мнение, что реквизиция и конфискация представляют собой две разновидности национализации: реквизиция - это возмездная национализация, а конфискация - безвозмездная. В действительности национализация четко отличается от конфискации, по крайней мере, по признакам возмездности. Ибо конфискация действительно представляет собой безвозмездное изъятие имущества из частной собственности в собственность государства.

Выявить различия национализации и реквизиции также несложно.

Реквизиция, согласно п. 1 ст. 242 ГК РФ, представляет собой возмездное изъятие имущества у собственника "в случае эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер: в интересах общества по решению государственных органов: в порядке и на условиях, установленных законом". Право собственности на реквизированное имущество переходит государству, но это право обременено правом требования со стороны бывшего собственника о возврате этого имущества по окончании действия оснований реквизиции. Данное право требования существует под отменительным условием и применяется только в случае, если ко времени окончания действия указанных обстоятельств реквизируемое имущество остается в государственной собственности.

Ничего подобного в случае национализации быть не может, если иное не будет предусмотрено специальным законом. Согласно общему правилу, национализация не влечет обременения права государственной собственности на национализированное имущество какими-либо правами требования бывшего собственника, в то время как правовое регулирование реквизиции осуществляется специальным законом.

Категории "национализация", "экспроприация", "реквизиция", "конфискация", встречаемые в двусторонних международных договорах о поощрении и взаимной защите капиталовложений, носят в определенной степени собирательное значение, так как под этими мерами подразумеваются не только сам факт национализации, но также действия государства, которые могут рассматриваться как фактически осуществленная национализация или экспроприация, например замораживание счетов, запрет перевода инвестиций в иностранной валюте за рубеж и т.д.*(344)

Следует разобраться также с такими понятиями, как "законная экспроприация" и "незаконная экспроприация".

Проведение различия между "законной" и "незаконной" экспроприацией известно еще со времен дела о фабрике в городе Чорзов (Германия против Польши) 1928 г. Данное арбитражное дело, как оно истолковывается в общем случае, указывает, что restitutio in integrum, т.е.

восстановление материальных активов или выполнение особых положений контракта, возможно, если экспроприация была незаконной, и ни в каком ином случае.

Разделение мер принудительного изъятия иностранной собственности на законные и незаконные происходило в ходе работы Трибунала по рассмотрению претензий Ирана и США, когда Ирану предъявлялись претензии либо в нарушении стабилизационных положений, либо в осуществлении дискриминационных мер по отношению к американским инвесторам.

Чем же отличается незаконная экспроприация от законной? Можно, например, представить ситуацию, что государство незаконно экспроприировало иностранные инвестиции, нарушив в ходе этого стабилизационное положение, или осуществило дискриминацию по политическим мотивам. Но если при этом инвестору была выплачена "справедливая рыночная стоимость" его капиталов, то трудно предположить, чтоб инвестор или его государство учинили иск против экспроприировавшего государства. Даже при другом варианте развития событий трудно представить, что международный арбитражный суд присудит выплату дополнительных, фактически карательных компенсаций инвестору как следствие признания незаконности изъятия. Другими словами, можно не сомневаться, что интересы инвестора могут быть полностью соблюдены при условии получения им компенсации в объеме справедливой рыночной цены своих капиталов.

Поэтому незаконная экспроприация должна рассматриваться главным образом как усугубляющее обстоятельство в тех случаях, когда государство-реципиент не выплатило инвестору "быстрой, достаточной и эффективной компенсации". Добавим, что эти усугубляющие обстоятельства могут оказать дополнительное влияние и на решение арбитражного Трибунала в отношении "справедливой рыночной стоимости"*(345).

Думается, между понятиями "национализация" и "экспроприация" было бы правильным поставить знак равенства, поскольку они подразумевают одну и ту же форму принудительного изъятия иностранной собственности.

Термин "конфискация" в международном инвестиционном праве следует применять для обозначения нелегальной национализации (экспроприации) или восстановления нарушенных имущественных прав в соответствии с нормами международного права.

Общим для институтов национализации, реквизиции и конфискации является тот факт, что они – основания прекращения права собственности, причем без учета волевого фактора, то есть не по желанию собственника. Но, несмотря на некоторую схожесть, данные основания значительно отличаются.

Едва ли не общераспространенным является мнение о том, что реквизиция и конфискация представляют собой две разновидности национализации[67]:

1) реквизиция - это возмездная национализация;

2) конфискация - безвозмездная.

Такое представление о национализации основано лишь на сугубо национальных реалиях и не учитывает ни норм современного законодательства, ни иностранного опыта. Национализация четко отмежевывается от конфискации, по крайней мере, по признаку возмездности, ибо конфискация действительно представляет собой безвозмездное изъятие имущества из частной собственности в собственность государственную.

Об однозначном разграничении конфискации и национализации свидетельствуют также:

1) основание осуществления акта (в случае с национализацией - только закон, при конфискации - закон или решение суда);

2) поставленные цели соответственно макроэкономические стабилизационные и индивидуальные, карательные) (ст.243 ГК РФ);

3) в результате конфискации имущество попадает в государственную собственность очищенным от любых обременений, в частности залоговых (п.2 ст.354 ГК РФ; ему противоречит норма п.2 ст.41 Федерального закона от 16 июля 1998 г. №102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"[68].

Часть 3 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ определила национализацию как:

1) обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц;

2) производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 ГК РФ.

Национализация осуществляется лишь в случаях, если обеспечить потребности Российской Федерации в стратегической продукции невозможно без проведения национализации. В то время как, реквизиция, согласно п.1 ст.242 ГК РФ, представляет собой возмездное изъятие имущества у собственника "в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер . в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом".

Национализация имеет совершенно иные цели - спасти государство и экономику страны в условиях неблагоприятной экономической ситуации (блокады, локаутов, забастовок, войн, кризисов и т.п.). Стихийные бедствия в данном случае в число причин не включаются.

Кроме того, п.3 ст.242 ГК РФ устанавливает, что "лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества". Ничего подобного в случае национализации быть не может, если иное не будет предусмотрено специальным законом. Но согласно закону "О реабилитации жертв политических репрессий"[69] от 18 октября 1991 года, в котором дается указание на тот факт, что имущество (в том числе жилые дома), национализированное (муниципализированное) либо подлежавшее национализации (муниципализации) в соответствии с законодательством, действовавшим на момент конфискации, изъятия, выхода имущества из владения иным путем, возврату, возмещению или компенсации не подлежит, так же включает в себя регрессивную норму: "Реабилитированным лицам возмещается стоимость конфискованного жилого дома. имущество возвращают государственные и общественные организации, у которых оно находится, без возмещения износа имущества и взыскания расходов на его хранение. при невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой. "

Согласно общему правилу, национализация не влечет обременения права государственной собственности на национализированное имущество какими-либо правами требования бывшего собственника. Наконец, правовое регулирование реквизиции и конфискации осуществляется в настоящее время специальным законом. Аналогичного закона о национализации пока нет.[70]

признаки конфискация реквизиция национализация изъятие участка (п.3ч.2ст.235ГКРФ)
1. цель карательная или восстановительная (изъятие незаконно полученного) устранение чрезвычайных ситуаций и их последствий -защита основ конституционного строя, -нравственности, здоровья, прав, законных интересов других лиц; -обеспечения обороны страны и безопасности государства; -стабилизация экономического положения обеспечение государственных нужд
2.основание реализации решение суда или административного органа (санкция) решение государственных исполнительных органов решение законодательных органов решение государственных исполнительных органов
3.возмещение безвозмездно возмездно, после изъятия возмездно, до изъятия возмездно, до изъятия
4.возможность возобновления права возможное только при реабилитации. есть, при обращении в суд, если цели реквизиции удовлетворены и имущество сохранилось нет нет
5.переход обременений нет да да да
6.оспаривание возможно возможно невозможно оспаривание самого факта, но вопрос возмещения-возможно. возможно
7. направление перехода права собственности государство государство, субъект федерации, муниципальное образование государство государство, субъект федерации, муниципальное образование

Заключение.

В российском законодательстве еще много не урегулированных вопросов, относящихся к толкованию определенных норм, коллизий и не проработанности процедур введения некоторых способов и механизмов принудительного прекращения частной собственности, в частности.

Приведение в соответствие случаев принудительного прекращения права собственности с ч.3 ст.35 Конституции, согласно которой "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда", а так же исключение коллизий норм Гражданского права и Земельного законодательства требуют глубокой разработки и анализа сложившегося в стране положения.

Наиболее сложным остается проблема принятия законов, регулирующих процедуры национализации и реквизиции.

Что касается национализации, то в Гражданском кодексе не указаны её причины. Они определяются государственными интересами, не зависят от воли собственника имущества.

Национализация возможна только на основании специального закона с возмещением стоимости имущества и других убытков в порядке, установленном ст.306 ГК. Однако ссылка на ст.306 ГК не полностью соответствует положениям ст.35 Конституции Российской Федерации о том, что принудительное изъятие имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного его возмещения.

Поскольку положения Конституции имеют приоритет перед другими законами и непосредственное применение, нужно сделать вывод, что в случае принятия федерального закона о национализации определенного имущества в нем необходимо определить порядок предварительного и равноценного возмещения стоимости национализированного имущества. Те же вопросы относятся и к регулированию порядка реквизиции, так как пока единых требований нет.

Таким образом, институты реквизиции и национализация до сих пор остаются не полностью урегулированными, по причине чего наблюдаются частые нарушения прав собственников в сфере большой экономической выгоды, которые никак не компенсируются и восстанавливаются из-за отсутствия четких правовых норм.

Список использованной литературы.

1. Нормативные правовые акты:

· Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета. №137. 25.12.1993.;

· Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г., часть I//Собрание законодательства РФ. 2002. № 46;

· Земельный Кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.//Собрание законодательства РФ. 2002. № 46;

· Гражданский Кодекс РСФСР от 1 октября 1964 г.//Свод законов РСФСР Т.4 10.11.1964. 354с.;

2. Научная литература:

· Амелина Н.Е. Спорные вопросы реквизиции и национализации//Адвокат. 2006. № 10. октябрь. 3-5с.;

· Белов В.А. Национализация в российском гражданском праве: история и современность//Законодательство. 2006. № 6. июнь. 1-3с.;

· Боголюбов С.А. Земельный участок: вопросы и ответы. М.: Юстицинформ, 2006. 35-40с., 65-70с.;

· Великовы и другие против Болгарии(Velikovi and Others v. Bulgaria)

(№43278/98 и др.)// ИБ Консультант +: Справочная информация;

· Евстегнеев В.А. Основания реквизиции.//Право и экономика. 2006. №8. август. 4-7с.;

· Ивлиев Д.В. И вновь о национализации.//эж-ЮРИСТ. 2003. №14. апрель. 2-5с.;

· Чаркин С.А. Принудительное прекращение права собственности.//Журнал российского права. 2006. № 8. август. 12-17с.;

· Суханов Е.А. Гражданское право Т.1. М.: Издательство БЕК, 2004. 254-260с.,287-290с.;

3. Материалы правоприменительной практики:

[1] См.: Ивлиев Д.В. И вновь о национализации.//Эж-ЮРИСТ. 2003 №14. апрель. 2с. ;

[2] Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993//Российская газета. №237. 25.12.1993.

[3] См.: Амелина Н.Е. Спорные вопросы реквизиции и национализации.//Адвокат. 2006. №10. октябрь.2с.;

[4] ФЗ от 25 декабря 1999г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме

законодательства РФ. №28 12.07.1999. 349с.

законодательства РФ. №28 12.07.1999. 352с.;

[7]См.: Ивлиев Д.В. И вновь о национализации.//Эж-ЮРИСТ. 2003. №14. апрель. 12с.;

[8]См.: Суханов Е.А. Гражданское право Т.1. М.: Издательство БЕК, 2004. 254с.;

[9]См.: там же. 256с.;

[10]См.: там же. 256с.

[11]См.: Амелина Н.Е. Спорные вопросы реквизиции и национализации.//Адвокат. 2006. №10. октябрь.3с.;

[12]См.: Белов В.А. Национализация в российском гражданском праве: история и современность.

//Законодательство. 2006. №6. июнь.5с.;

РСФСР. 1918. №62 674с.

[14]См.: Белов В.А. Национализация в российском гражданском праве: история и современность.//

Законодательство. 2006. №6. июнь.4с.;

газета. №6. 14.01.1998.

[16] См.: Белов В.А. Национализация в российском гражданском праве: история и современность

//Законодательство. 2006. № 6. июнь. 3с.;

газета. №30. 10.05.2008.;

[19]См.: Чаркин С.А. Принудительное прекращение права собственности.//Журнал российского права. 2006.

[23] Суханов Е.А. Гражданское право Т.1. М.: Издательство БЕК, 2004. 260с.;

[24] См.; там же. 264с.;

[25] Гражданский Кодекс РСФСР от 1 октября 1964 г.//Свод законов РСФСР Т.4 10.11.1964. 354с.;

[27] Гражданский Кодекс РСФСР от 1 октября 1964 г.//Свод законов РСФСР Т.4 10.11.1964. 354с.;

[29]Земельный Кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.//Собрание законодательства РФ. 2002. № 46;

РСФСР.1921. №21. 231с.;

[37]См.: Евстегнеев В.А. Основания реквизиции.//Право и экономика. 2006. №8. август 2006.

[38] Положение о военно-транспортной обязанности от 2 октября 1998г. №255-П//Российская газета. №32. 23.11.1998.;

[39] Приказ Минобороны России от 31 декабря 1999 г. №628//Российская газета. №44. 26.01.2000.;

[41] См.: Евстегнеев В.А. Основания реквизиции.//Право и экономика. 2006. №8. август 2006.4с.

[42] См.:Чаркин С.А. Принудительное прекращение права собственности.//Журнал российского права. 2006. № 8. август. 12с.;

[44] См.: Чаркин С.А. Принудительное прекращение права собственности.//Журнал российского права. 2006. №8.

[45] ГК РСФСР от 11 ноября 1922 г.//СУ РСФСР. 1922. №71. 904с.;

[46] Закон Республики Татарстан от 19 июля 1994 г. №2180-XII «Об иностранных инвестициях в Республике

[48] Закон Республики Мордовия от 14 июня 1996 г. №24-З «Об иностранных инвестициях в Республике

[49] Закон Свердловской области от 22 ноября 1999 г. №31-ОЗ «О государственной казне Свердловской

[51] Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005г. № 11 «О некоторых

[52] См.: Суханов Е.А. Гражданское право Т.1. М.: Издательство БЕК, 2004. 257с.

[53] См.: Боголюбов С.А. Земельный участок: вопросы и ответы. М.: Юстицинформ, 2006. 39с.;

[54]См.: Амелина Н.Е. Спорные вопросы реквизиции и национализации.//Адвокат. 2006. №10. октябрь. 3с.;

[55] См.: там же. 4с.;

[56] См.: там же. 4с.

[57]См .: Евстегнеев В.А. Основания реквизиции.//Право и экономика. 2006. №8. август. 5с.;

[58] См.: там же. 6с.

[59]См .: Евстегнеев В.А. Основания реквизиции.//Право и экономика. 2006. №8. август. 6с.;

[61] Конституция РФ принята на внеочередной седьмой сессии ВС РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г.//Свод законов РСФСР. 1988 г. Т. 1. 13с.;

[67] Амелина Н.Е. Спорные вопросы реквизиции и национализации//Адвокат. 2006. № 10. октябрь.5с.;

[70] См.: Чаркин С.А. Принудительное прекращение права собственности.//Журнал российского права.


Впервые подобные процессы начали происходить в феодальную эпоху, когда монархия пыталась закрепиться у власти и вела борьбу с отдельными собственниками земли.

В современное время национализации предшествует победа социалистической революции над капитализмом, хотя в некоторых случаях она происходит и в капиталистических условиях, но имеет иное название – реприватизация.

Что такое национализация?

Национализация признается правовым государственным инструментом и определяется как отчуждение имущества частных лиц в пользу страны. Ее могут проводить как путем добровольной передачи или реквизии (принудительного изъятия с выплатой стоимости), так и через полную конфискацию или лишение собственности вследствие банкротства.

При социалистической национализации важную роль играет изъятие имущества банков, так как без них нет возможности лишить буржуазный строй его экономического верховенства и распределить продукты в рамках плановой экономики.

Для чего проводится национализация?

В современное время национализация проводится только в крайних случаях, поскольку значительно сдерживает привлечение иностранного капитала.

В последние годы ее эффективность существенно снизилась в силу более благоприятной экономической конъюнктуры, но в целом основными причинами передачи собственности государству могут выступать стремление к поддержке требуемого уровня функционирования отдельных рыночных отраслей или попытка вывести из-под контроля иностранного капитала некоторые сферы производства, играющие важную роль в обороноспособности государства.

Иногда национализацию проводят с целью обеспечить экологическую безопасность страны или защитить потребителей от негативного воздействия монополистических объединений. Благодаря национализации государству удается модернизировать изъятые предприятия и тем самым воздействовать на экономику, хотя главная цель данного процесса все же состоит в безопасности и национальных интересах страны.

Чем национализация отличается от конфискации?


В общем понимании конфискацией называют принудительное изъятие собственности в качестве меры уголовно-правового характера. Ее осуществляют в стремлении не позволить отдельным лицам обогатиться путем преступлений или для компенсации ущерба, нанесенного преступником потерпевшему.

Часто конфискацию называют одной из форм национализации, однако между этими понятиями есть важное отличие. Конфискация выступает санкцией, применяемой к конкретному лицу за правонарушение, и переводит его имущество в собственность государства на безвозмездной основе.

Национализация осуществляется по отношению ко всем владельцам имущества в конкретной отрасли экономики и чаще всего является возмездной, то есть проводится в виде реквизиции.

Собственниками могут быть:

  1. государство – федеральная (государственная) собственность и муниципалитеты (муниципальная собственность);
  2. частные лица (частная собственность).

Иногда объекты собственности переходят от одних собственников к другим.

Волна

Сегодня рассмотрим процесс перехода собственности в государственное владение. Проанализируем, что такое национализация, какими методами и в каких ситуациях она осуществляется. Поговорим, что такое денационализация и приватизация.

Национализация – что это такое

Переход объектов собственности от частных лиц государству называется национализацией.

  1. земля;
  2. предприятия;
  3. банки;
  4. жилая и нежилая недвижимость;
  5. транспорт всех видов;
  6. имущество частных и юридических лиц.

Яркий пример тотальной национализации наблюдался в России после Октябрьской революции 1917 года.

Подразумевалось, что все это станет собственностью государства, а государством будут управлять Советы (органы власти, выбираемые народом). Безусловно, идея хорошая, только в силу разных причин в 1991 году власть Советов приказала долго жить.

Что это такое

Каждое отдельно взятое государство устанавливает собственные правила и нормы национализации.

Условия, при которых государство вправе провести полную или частичную национализацию в России, прописаны в законодательстве РФ и в Европейской конвенции по правам человека, принятой Советом Европы. Российские законодательные акты:

Когда и что государство может национализировать

Государство может национализировать какие-либо имущественные объекты частных и юридических лиц при необходимости достижения следующих целей:

  1. сохранение важных для безопасности государства отраслей, которые не являются коммерчески выгодными при ведении предпринимательской деятельности частными и юридическими лицами. Иначе говоря, чтобы не допустить бреши в какой-либо стратегической отрасли, государство берет ее в свои руки;
  2. устранение иностранного контроля в сферах, важных для экономики и политической власти государства;
  3. сохранение экологической безопасности страны;
  4. не допущение незаконного вывоза активов или природных ресурсов за рубеж;
  5. сохранение контроля за финансовыми ресурсами в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  6. необходимость в конкретных объектах (чаще всего это земельные участки) при выполнении государственных планов и проектов в области социально-экономического развития.

Как видно из этого перечня, государство вправе провести полную или частичную национализацию в случае, если это важно его безопасности или необходимо для развития экономики.

Методы национализации

Конфискация – это безвозмездная передача частной собственности государству.

  1. конфискация в уголовном праве, т.е. по решению суда;
  2. конфискация вне уголовного права, т.е. без наличия судебного постановления.

Реквизиция – это передача частной собственности государству на основе частичного или полного выкупа.

Реквизиция оформляется по обычному договору купли-продажи. Форма выкупа может быть денежной, в виде ценных бумаг, предоставления налоговых льгот. В российском законодательстве реквизиция регламентируется ст. 242 ГК. В ней сказано:

  1. при возникновении чрезвычайных ситуаций (стихийных и техногенных катастроф, эпидемий и других экстренных ситуаций) имущество может быть изъято у собственников на условиях полного или частичного выкупа;
  2. стоимость изъятого имущества может быть оспорена собственником в суде;
  3. реквизированное имущество может быть затребовано собственником обратно после окончания ситуации, которая послужила причиной реквизиции.

Отчуждение имущества в связи с изъятием земельного участка для нужд государства регулируется ст. 239.2 ГК.

Но есть и более мягкие формы взятия под контроль государства необходимой ему собственности. Посмотрите ролик и вы поймете, что этот процесс в нашей стране идет уже десятилетиями (некоторые отрасли уже национализированы в очень большой степени), но никто этого особо не замечает (гениально и очень полезно для страны).

Денационализация – это …

Процесс, обратный национализации, называется денационализацией. Говоря простыми словами, в такой ситуации государство передает право собственности на свои имущественные объекты физическим или юридическим лицам.

Пример – денационализация в России, начавшаяся в 1991 году с развалом СССР при переходе от плановой экономики к рыночной. Разгосударствление гос.имущества происходило в форме массовой приватизации с раздачей акций приватизируемых предприятий.

Следовательно, приватизация и национализация – это два противоположных по сути процесса.

Процесс

Причинами денационализации могут быть:

  1. переход к иной форме экономики (как в случае с Россией). Это глобальный процесс, затрагивающий все государство;
  2. экономическая невыгодность каких-либо объектов гос. имущества (но не стратегически важных). Этот процесс имеет локальный характер, касается определенных предприятий, земель и пр. имущества. Денационализации могут подлежать как все активы предприятия, так и частично. Государство в этой ситуации остается совладельцем;
  3. стремление государства укрепить частный сектор экономики;
  4. пополнение государственного бюджета при его дефиците.

Денационализация осуществляется посредством продажи объектов. Как правило, их стоимость является заниженной.

Имущество

Автор статьи: Елена Копейкина

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Национализация крупных предприятий часто проводится под эгидой снижения цен на продукцию или услуги для населения. На деле же это нередко обычное перераспределение ресурсов.

Олеся: история развивается по спирали. Сначала дали приватизировать, а потом национализировали у тех, кто нерачительно ведет хозяйство. По-моему, все верно. А то чисты капитализм уж очень злая штука.

Олеся: история развивается по спирали. Сначала дали приватизировать, а потом национализировали у тех, кто не рачительно ведет хозяйство. По-моему, все верно. А то чистый капитализм (аля США) уж очень злая штука.

Читайте также: