Регуляторная теория темперамента я стреляу кратко

Обновлено: 02.07.2024

В. С. Мерлин (1973) выделил такие свойства темперамента, как сенситивность (чувствительность), реактивность (легкость возникновения реакции, побуждения к действию), пластичность (изменчивость) – ригидность (инертность) установок, тревожность (склонность к беспокойству), экстравертированность (открытость, общительность) – интровертированность (замкнутость), эмоциональную возбудимость, экспрессивность (энергичность проявления эмоций в жестах, речи), активность произвольной целенаправленной деятельности.
В. С. Мерлин (1964) считал, что понятие темперамента должно быть не исходной предпосылкой, а конечным результатом разработки теории такового. В качестве же предпосылки следует описать признаки, по которым можно было бы отличить темперамент от других индивидуальных психологических особенностей.
Автор полагал, что тип темперамента зависит от общего типа нервной системы по И. П. Павлову. Однако такую характеристику темперамента он считал недостаточной и выдвигал ряд других признаков.
Первым, основным признаком темперамента В. С. Мерлин считал его обусловленность свойствами нервной системы. Далее исследователь назвал еще ряд особенностей, которые можно признать свойствами (характеристиками) темперамента. Это регулирование динамики психической деятельности в целом; проявление своеобразия динамики отдельных психических процессов; устойчивый характер на протяжении длительного времени; строго закономерное соотношение между ними, говорящее о типе темперамента. Иначе говоря, признаки темперамента – его врожденность, стабильность проявления, влияние на динамику психической деятельности человека, наличие определенного комплекса свойств (красиса), обусловливающего определенный тип темперамента. К таким свойствам В. С. Мерлин также относил особенности эмоционально-волевой сферы.
Однако на практике все свелось к изучению отдельных свойств темперамента.
В. С. Мерлин считал, что применяющиеся до сих пор способы исследования типов нервной системы нельзя считать достаточными. По его мнению, они в лучшем случае устанавливают фактически существующую совокупность типологических особенностей, наблюдающуюся у данного человека, или стохастическую связь (при использовании статистических методов на группе людей). Психологическую функциональную взаимозависимость свойств нервной системы таким путем установить нельзя. Поэтому существующие типологии нервной системы следует, по мнению В. С. Мерлина, считать лишь предварительными.
Действительно, наличие у человека тех или иных типологических особенностей еще не означает, что все они входят в один и тот же типологический комплекс. Могут быть специфические черты, нейтральные по отношению к последнему. Поэтому надо знать, на что и каким образом оказывает влияние данная типологическая особенность и как это влияние согласуется с ролью других типологических особенностей, которыми характеризуется этот человек. Только тогда можно определить, существует ли у него какой-либо типологический комплекс, т. е. сочетание типологических особенностей, обусловливающих степень проявления того или иного психофизиологического феномена (склонности, способности, волевого качества и т. п.).
С точки зрения В. С. Мерлина, под типом следует понимать не просто сочетание типологических особенностей, а сочетание, сопровождающееся закономерными связями между ними.

При этом он считал наиболее вероятным, что не тип зависит от сочетания типологических особенностей, а, наоборот, свойства, особенности их проявления зависят от типа. Свою точку зрения исследователь подкрепляет ссылкой на факты связи типологических различий с биохимическими показателями, гормональной деятельностью, обменом веществ, с особенностями телосложения. Таким образом, В. С. Мерлин от типов высшей нервной деятельности переходит в своей концепции к конституциональным типам, в которых отражаются морфологические и биохимические особенности человека.
Поэтому основным направлением в изучении свойств нервной системы и темперамента стало установление связи между какими-либо типологическими особенностями свойств нервной системы и отдельными характеристиками (свойствами) темперамента.
Ученик В. С. Мерлина – В. В. Белоус (1981), используя математическую модель инварианта, выделил два интегральных типа темперамента, условно названных им А и Б. Субъекты типа А характеризовались сильным возбуждением, высокой или низкой динамичностью торможения, экстраверсией, беззаботностью, пластичностью, высокой или низкой эмоциональностью. Тип Б отличался слабым возбуждением, высокой или низкой динамичностью возбуждения, интроверсией, ригидностью и тревожностью. Однако в этих комплексах, характеризующих типы, многое вызывает вопросы.
Во-первых, настораживает сведение всего многообразия типов лишь к двум. Во-вторых, неужели субъекты с высокой эмоциональностью никак не отличаются от субъектов с низкой эмоциональностью? В-третьих, весьма сомнительной характеристикой служит динамичность возбуждения и торможения (как будет показано ниже (см. раздел 4.3), скорее всего такого свойства нервной системы, по крайней мере – монометричного, независимого от слабости нервной системы, не существует). Не случайно, очевидно, в более поздней работе (1982) В. В. Белоус убрал из характеристики этих типов свойство динамичности, а для типа А оставил только высокую эмоциональность, отказавшись от учета низкой. Кроме того, в характеристику типа А он добавил импульсивность, а типа Б – неэмоциональность и заторможенность. В-четвертых, как справедливо отмечает В. М. Русалов (1985), в этих объяснениях темперамента нет многих его важных характеристик; например, не упоминается активность.
Вообще, выделение тех или иных типов с помощью математических процедур во многом зависит от набора изучаемых особенностей человека. В случае с одним каким-либо набором могут выявиться те или иные типы, а с другим – свои. Так что все они отражают истинное положение вещей лишь в относительной мере.

3.3. Взгляд на проблему темперамента в психофизиологической школе Б. М. Теплова

С одной стороны, в типичных картинах поведения может проявляться определенный комплекс свойств нервной системы, с другой стороны – учение о типах как комплексах свойств нужно именно для того, чтобы научно разобраться в картинах поведения (Теплов, 1956, с. 6).

Борис Михайлович Теплов родился 21 октября 1896 г. в г. Туле в семье инженера. Действительный член АПН РСФСР. В 1914 г., окончив гимназию, поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, однако в 1916 г. из-за Первой мировой войны был призван в армию и отправлен в школу прапорщиков. Принимал участие в боевых действиях на Западном фронте. После демобилизации продолжил обучение в МГУ, который окончил в 1921 г. Затем снова был призван в Красную армию и работал в ряде ее учреждений, где занимался изучением психологических вопросов маскировки.
С 1933 г. – заведующий лабораторией и отделом института психологии при Московском университете (в последующие годы ставшим НИИ общей и педагогической психологии АПН); был заместителем директора этого института. Изучал проблему способностей и одаренности, с 50-х гг. его интересы сфокусировались на изучении типологических особенностей свойств нервной системы.
Создал свою психофизиологическую школу, занимавшуюся изучением этой проблемы. Умер Б. М. Теплов 28 сентября 1965 г.

Владимир Дмитриевич Небылицын родился 21 июля 1930 г. в г. Троицке Челябинской области. Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АПН СССР. Окончил в 1952 г. отделение логики и психологии филологического факультета МГУ. В течение двух лет вел методическую работу в Дагестанском институте усовершенствования учителей. В 1954 г. поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР, которую закончил в 1957 г., защитив кандидатскую диссертацию. Ученик Б. М. Теплова, после смерти которого (в 1965 г.) заведовал лабораторией психофизиологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, совмещая эту работу с деятельностью заместителя директора института по науке. В 1965 г. защитил докторскую диссертацию. В 1967 г. избран членом-корреспондентом АПН СССР. С 1972 г. был заместителем директора Института психологии АН СССР. Погиб в авиакатастрофе 1 октября 1972 г.

Темперамент следует рассматривать как совокупность таких психических черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных характеристик, выступающих как проявление психических деятельностей под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант (с. 31).

3.4. Регуляторная теория темперамента Я. Стреляу

3.5. Подходы западных психологов к изучению типов темперамента

Современный польский исследователь Ян Стреляу предложил рассматривать темперамент с точки зрения его роли в приспособлении ч-ка к условиям жизни и д-ти. Стреляу разработал регулятивную теорию темперамента. Фундаментальными характеристиками темперамента Я.Стреляу считает следующие:

- реактивность - сила ответных реакций человеческого организма на воздействия (чувствительность и выносливость) или способность к работе;

- активность - интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий.

Основные положения теории Я.Стреляу: существуют относительно стабильные индивид. различия по отношению к формальным характеристикам поведения - интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект). Темперамент характеризует по качествам интенсивности и времени не только людей, но и в целом млекопитающих. Темпераментальные характеристики есть рез-т биологической эволюции и потому должны иметь генетическую основу, к-ая и определяет их индивид.проявления. Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент, считает Я.Стреляу, в определенных границах все же может изменяться.

Теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлина

В.С.Мерлин выделил 9 основных параметров темперамента, к-ые можно наблюдать без специальных средств диагностики:

1) эмоциональная возбудимость;

2) возбудимость внимания;

5) реактивность непроизвольных движений (импульсивность);

6) активность волевой, целенаправленной деятельности;

7) пластичность - ригидность;

8) резистентность (сопротивляемость);

9) субъективация (пристрастность).

Однако не все перечисленные хар--ки могут быть отнесены к темпераменту однозначно: н-р, возбудимость внимания характеризует познавательные процессы, волевая активность и субъективация – св-ва х-ра.

Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу.

Современный польский исследователь Ян Стреляу предложил рассматривать темперамент с точки зрения его роли в приспособлении ч-ка к условиям жизни и д-ти. Стреляу разработал регулятивную теорию темперамента. Фундаментальными характеристиками темперамента Я.Стреляу считает следующие:

- реактивность - сила ответных реакций человеческого организма на воздействия (чувствительность и выносливость) или способность к работе;

- активность - интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий.

Основные положения теории Я.Стреляу: существуют относительно стабильные индивид. различия по отношению к формальным характеристикам поведения - интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект). Темперамент характеризует по качествам интенсивности и времени не только людей, но и в целом млекопитающих. Темпераментальные характеристики есть рез-т биологической эволюции и потому должны иметь генетическую основу, к-ая и определяет их индивид.проявления. Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент, считает Я.Стреляу, в определенных границах все же может изменяться.

Теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлина

В.С.Мерлин выделил 9 основных параметров темперамента, к-ые можно наблюдать без специальных средств диагностики:

1) эмоциональная возбудимость;

2) возбудимость внимания;

5) реактивность непроизвольных движений (импульсивность);

6) активность волевой, целенаправленной деятельности;

7) пластичность - ригидность;

8) резистентность (сопротивляемость);

9) субъективация (пристрастность).

Однако не все перечисленные хар--ки могут быть отнесены к темпераменту однозначно: н-р, возбудимость внимания характеризует познавательные процессы, волевая активность и субъективация – св-ва х-ра.


У разных психологов разные взгляды на темперамент и его составляющие. Одна из самых известных классификаций – 4 типа по Гиппократу. Также распространена методика польского психолога Яна Стреляу. У него принципиально иной подход к этому вопросу – он разработал концепцию, известную как регулятивная теория темперамента. Суть теории Стреляу сводится к следующему: темперамент зависит от свойств нервной системы (и эндокринных механизмов) и определяется способностью к адаптации к жизненным условиям. Предлагаем подробнее разобраться в методике Стреляу и пройти соответствующий тест на темперамент.

Немного о методике Стреляу и составляющих темперамента

Основой для теории Яна Стреляу (Jan Strelau) стали исследования канадского физиолога и нейропсихолога Дональда Хебба и работы физиолога И.П. Павлова. Поэтому в зарубежной литературе этот тест более известен как Pavlovian Temperament Survey (PTS) – Павловский опросник темперамента.

Стреляу экспериментировал с условными и безусловными раздражителями. С помощью группы испытуемых, просматривающих видеоролики, и данных энцефалограммы он доказал, что определение характеристик нервной системы зависит от вида раздражителя. Согласно исследованиям психолога, темперамент представляет собой сочетание стабильных свойств, которые зависят от врожденных особенностей нервной и эндокринной систем, то есть обусловлены биологическими факторами. Система диагностики Я. Стреляу базируется на нескольких процессах нервной деятельности:

Особенности темперамента по Стреляу

В соответствии с теорией польского психолога, темперамент характеризуется фундаментальными свойствами, определяющими энергетику поведения: реактивностью (силой ответных реакций, выносливостью и чувствительностью) и активностью.

  • От силы реактивности зависит выраженность реакции на раздражитель, она влияет на работоспособность и эмоциональную чувствительность.
  • Уровень активности выражается в разнообразии, интенсивности и количестве производимых действий.

Два этих качества обратно пропорциональны друг другу: чем ярче выражена реактивность, тем слабее активность, и наоборот.

Пройти тест Стреляу на темперамент

По Стреляу особенности темперамента раскрываются в различных реакциях – эмоциональных, интеллектуальных и пр. Темперамент влияет на взаимодействие между человеком и окружающей средой и потому играет большую роль в обучении и работе. У лиц с высокой и низкой реактивностью организация деятельности различается, при этом люди обоих типов способны успешно справляться с задачами. Например, более реактивный человек обладает худшей работоспособностью, а сильная нервная система покажет более низкую реакцию на некий стимул, чем слабая, для которой сила процесса возбуждения будет мощнее.

Отметим и некоторые другие особенности теории темперамента по Яну Стреляу:

  • Темпераментом наделены не только люди, но и млекопитающие.
  • Различия в интенсивности (силе) и времени (быстроте) поведенческих характеристик стабильны и индивидуальны.
  • Темперамент сформировался в результате биологической эволюции и зависит только от генетической лотереи. Иными словами темперамент – врожденная черта личности. Тем не менее он может корректироваться в процессе взросления человека, в результате влияния социальной среды и других внешних факторов.
  • От различия в процессах нервной системы зависит наше восприятие и поведение.

Тест на темперамент по Яну Стреляу

Тест определяет четыре параметра: степень процессов возбуждения и торможения, уровень подвижности нервных процессов и уравновешенность личности по силе возбуждения и торможения.

Опросник Стреляу состоит из 136 вопросов, на русский язык адаптирован Н.Р. Даниловой и Ф.Г. Шмелевым.

Расшифровка результатов опросника

Описание 4 шкал теста представлено ниже под спойлерами.

Низкое количество баллов (меньше 25) означает заторможенную реакцию на возбуждение. Работоспособность и результативность труда у такой личности достаточно низкая, то же можно сказать о выносливости. Утомляемость, напротив, выше.

Высокое количество баллов (больше 49) характеризует индивидов с мощной реакцией на возбуждающий триггер. Они быстро втягиваются в любую деятельность, демонстрируют выносливость, достигают хороших результатов в работе. Степень утомляемости при этом невысокая.

Среднее число баллов (25-49) говорит о середине между полярными характеристиками.

Сумма баллов ниже 21 говорит о слабости процессов торможения и аналогично слабом самоконтроле поведения. Эти субъекты снисходительны и нетребовательны к самим себе, их ответные реакции импульсивные и необдуманные. Реакция на раздражители запоздалая.

Высокие баллы (больше 43) укажет на развитые импульсы, отвечающие за торможение. Личность хладнокровна, бдительна, обладает высоким самоконтролем. Любые стимулы немедленно гасятся. Реакция на сенсорные сигналы быстрая.

Среднее число баллов (21-43) говорит о середине между полярными характеристиками.

Низкий балл (меньше 24) набирают те, кому комфортнее действовать и работать по привычной схеме. Таких людей выбивают из колеи внезапные перемены в любой сфере, им крайне тяжело в нестабильной, регулярно меняющейся обстановке.

Чем выше цифра, тем легче происходит переключение нервных процессов из состояния торможения к возбуждения и в обратную сторону. Человек с высокими баллами (больше 49) отличается смелостью, способен быстро переключаться с одной активности на другую без потери эффективности.

Чем ближе показатель к 100 (85–115 баллов), тем более личность уравновешена.

Показатели выше 115 указывают на то, что происходит перекос в сторону процессов возбуждения. В случае значительного превышения этого параметра для человека могут быть характерны следующие черты: чрезвычайная целеустремленность, хорошая адаптируемость, яркие, но недолгие переживания, эмоциональная лабильность.

Если результат ниже 85, можно говорить о том, что процессы торможения личности сильнее процессов возбуждения. Если сдвиг ярко выражен, скорее всего, для человека характерны неяркие эмоциональные реакции, ровное настроение, спокойное поведение (даже в экстремальных условиях), терпеливость, хладнокровие, реальная оценка собственных сил.

Сравните результаты этого опросника с тестами на темперамент по Айзенку и по Белову (они основаны на подходе Гиппократа и опираются на 4 самых известных типа: флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик).

Близка к взглядам на темперамент российских психологов регуляторная теория темперамента польского психолога Я. Стреляу (1982, и др. работы). В ней он попытался синтезировать подходы школ И. П. Павлова, Б. М. Теплова и В. С. Мерлина, а также концепцию Д. Хебба (D. Hеbb, 1955) об оптимальном уровне возбуждения и регуляции стимуляции.

Я. Стреляу понимает темперамент как совокупность стабильных свойств, определяемых особенностями врожденных нервных и эндокринных механизмов (J. Strеlаu, 1983; J. Strеlаu, R. Рlоmin, 1992). Он выделяет две основные характеристики темперамента: реактивность и активность. Реактивность проявляется в интенсивности реакции на стимул. Высокореактивные люди предпочитают низкий уровень внешней стимуляции. Слабореактивные люди, напротив, предпочитают сильную внешнюю стимуляцию для того, чтобы достигнуть оптимального уровня активации. Реактивность влияет на регуляцию поведения, определяя порог чувствительности и работоспособность (выносливость). Активность проявляется в количестве и разнообразии действий человека. Обе эти характеристики находятся в реципрокных (обратно пропорциональных) отношениях.

Опираясь на данные американского ученого Г. Фримена о том, что наблюдается известное предпочтение в способах разрядки энергии (напряжения): у одних людей она происходит прежде всего в двигательных реакциях, у других преобладают интеллектуальные реакции, у третьих – висцеральные (вегетативные) реакции, Я. Стреляу утверждает, что, стремясь распознать особенности темперамента индивида, необходимо наблюдать различные его реакции. Может оказаться, что, например, ученик, характеризующийся малой активностью и низкой энергетикой на уроке физкультуры, обнаружит большую активность в речевых реакциях или вообще в умственных действиях. И совсем иное описание темперамента индивида можно получить, наблюдая его эмоциональные реакции.

Читайте также: