Регуляция негативных психических состояний сотрудников овд кратко

Обновлено: 02.07.2024

Особенность правоохранительной деятельности сотрудников правоохранительных органов, особенно оперативно-розыскных подразделений, такова, что каждый из них практически постоянно сталкивается с ситуациями, которые могут вызвать состояние стресса. Следовательно, умение предотвращать стресс, управлять им, а также нейтрализовать его негативные последствия должно входить в число ключевых профессиональных навыков каждого сотрудника полиции. В статье предпринята попытка обобщить научные данные о механизме, причинах, методах борьбы и профилактики стресса, которые могут быть успешно применены в современных исследованиях юридической психологии.

Для профессионального и эффективного управления стрессом в служебной деятельности сотрудников полиции необходимо знать так называемый механизм стресса, который мы рассмотрим на примере физиологического стресса. В своем развитии стресс проходит три стадии.

Стадия 1. Реакция тревоги, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма и субъективно воспринимается человеком как возбуждение.

Стадия 2. Стадия сопротивления — активно противодействуя и адаптируясь к стрессу, организм остается в напряженном, мобилизованном состоянии.

Стадия 3. Стадия истощения. Постоянный стресс и длительное сопротивление приводят к тому, что резервы организма постепенно истощаются, развивается истощение или астенизация. В начале этой стадии адаптационные способности человека истощаются, если последствия стрессора не были устранены. Эта стадия является переходной к развитию болезненных процессов, может сформироваться соматическая патология (гипертония, инфаркт, инсульт), и это особенно вероятно, если стрессор продолжает воздействовать. Депрессивные реакции часто являются выходом из этой стадии, и если действие стрессора не прекращается, то в худшем случае возможен летальный исход. Наступление третьей стадии не обязательно.

Продолжительность стадии и выраженность проявлений стресса зависят от индивидуальных психофизиологических особенностей человека.

Сотрудникам полиции следует помнить, что сильное, чрезмерное волнение связано с истощением и нехваткой ресурсов организма для дальнейшего преодоления стресса. В англоязычной литературе используется термин burnout, который переводится на русский язык как синдром выгорания. Он определяется как состояние физического и эмоционального истощения, приводящее к снижению самооценки и негативному отношению к работе. На наш взгляд, она затрагивает людей, чья работа связана с постоянным общением, а сотрудники оперативно-розыскных подразделений занимают одно из первых мест в списке таких людей. Особенностью следственной работы является то, что сотрудники подвергаются постоянному, хроническому стрессу, в результате чего у многих из них развивается состояние, соответствующее третьей стадии стресса.

Значительную роль в развитии этого процесса может играть несоответствие между требованиями, предъявляемыми к организму, и его реальными возможностями. Постоянная информационная перегрузка, общение с агрессивной средой, преодоление конфликтных ситуаций приводят к эмоциональному стрессу, что сказывается на состоянии здоровья. К сожалению, человеческий организм не безграничен, и до определенного предела, мобилизовав все ресурсы, организм выдерживает воздействие постоянных стрессовых факторов: человек работает через силу. Однако, если не предпринимать профилактических мер, неизбежно наступает стадия истощения, которая служит одним из условий развития профессиональной деформации работника, проявляющейся в ее негативном проявлении.

Работы отечественных психологов и психиатров убедительно показывают, к каким печальным последствиям может привести противоречие и несоответствие между реальными возможностями человека и его стремлениями и требованиями к себе: Развивается болезненное состояние — невроз.

Профессиональный стресс в деятельности сотрудников овд и его профилактика - Профилактика синдрома эмоционального выгорания сотрудников овд

Профилактика синдрома эмоционального выгорания сотрудников овд

  • Знайте признаки опасности (ухудшение отношений с родственниками, коллегами, друзьями; нарастающий негатив по отношению к себе, работе и деятельности; постоянное чувство вины и неудачи; обида, раздражительность, потеря чувства юмора; нарастающая усталость, ухудшение памяти, внимания и другие нездоровые и неприятные переживания).
  • Уметь помогать себе и обращаться за профессиональной помощью, когда это необходимо
  • Уметь вдумчиво рассчитывать и распределять свою общую нагрузку (работа — это только часть жизни!)
  • реагировать на конфликты, особенно незначительные и не имеющие принципиального характера
  • Знайте свои особенности, чтобы иметь возможность переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • Знание своих неэффективных моделей поведения и способность изменить их на более эффективные и менее разрушительные, а также многое другое, что служит для предотвращения (упреждения) эмоционального выгорания.

В настоящее время существует множество консультаций, семинаров и тренингов по профилактике эмоционального выгорания. Эти тренинги предназначены как для профессионалов, так и для всех, кто может страдать от эмоционального выгорания из-за своей работы. На этих тренингах мы учимся не только распознавать свое текущее состояние, но и выбирать те психологические техники, которые мы можем использовать самостоятельно. В то же время вы узнаете, как помочь своим коллегам, друзьям и родственникам.

Отдельным аспектом в системе профилактики профессионально-психологической деформации личности сотрудников является проведение профессионально-психологического отбора при приеме на работу. Качественные мероприятия психологического обследования личности будущих сотрудников, а также тех, кто будет переведен на различные должности, позволяют прогнозировать вероятность возникновения профессиональной деформации у работников в определенных условиях служебной деятельности и могут быть использованы при принятии кадровых решений. В связи с этим психологам ОВД следует обратить внимание на наличие у сотрудника профессионально важных личностных качеств, которые бы определяли успешность его служебной деятельности и оказывали профилактическое воздействие на возникновение профессиональной деформации.

Профессиональные стрессы и дистрессы в системе трудовой мотивации

С одной стороны, стресс имеет положительное значение, поскольку он дает организму дополнительную энергию при возникновении проблем на работе. И в этом смысле стресс обладает большой мотивирующей (подстегивающей) силой. Но с другой стороны, если полученная энергия не реализуется, то она начинает разъедать организм изнутри, приводя к нервным срывам и снижению удовлетворенности и продуктивности, и тогда уже можно говорить о дистрессе[1].

Профессиональная нравственная деформация сотрудника и ее профилактика

Профессиональная нравственная деформация — это негативное изменение нравственных ценностей и ориентиров некоторых сотрудников органов внутренних дел под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности, проявляющееся в искаженном отношении к служебному долгу и дискредитирующее моральный облик сотрудника.

Профессиональные и моральные качества сотрудников все чаще подвергаются сомнению и критике. На это есть свои причины.

В условиях резкого расслоения населения на уровне материальной и социальной обеспеченности служба в органах внутренних дел становится все менее престижной, что приводит к уходу из служб и подразделений способных сотрудников и ослабляет приток молодых, способных специалистов.

Следует отметить, что проблема профессиональной нравственной деформации сотрудников — это требование не только нашего времени, эта проблема существует с момента возникновения советской милиции, так как речь идет об особой профессиональной деятельности, насыщенной моральными и правовыми коллизиями и разнообразными конфликтными ситуациями.

Среди причин негативного отношения граждан к защитникам правопорядка можно назвать:

  • Равнодушие, низкая культура сотрудников;
  • Отсутствие профессионализма, некомпетентность;
  • использование служебного положения в личных целях, вымогательство, взяточничество, коррупция;
  • Применение силы, несправедливое лишение свободы.

Наличие данных негативных характеристик у определенной части сотрудников органов внутренних дел свидетельствует о распространенности такого явления, как профессиональная нравственная деформация.

Было бы неправильно считать профессиональной нравственной деформацией сотрудников органов внутренних дел только их крайние, наиболее опасные проявления — нарушение законности и совершение аморальных поступков. Профессиональная нравственная деформация — это изменение личностных качеств и профессиональных способностей работника в отрицательную сторону под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности. И начинается такая деформация не с нарушения закона, а с того, что работник теряет истинное представление о нравственном смысле своей профессии; его чувство профессионального долга притупляется, работа кажется ему все более бессмысленной, он становится восприимчивым к негативным влияниям, в том числе и со стороны криминальных элементов.

Все это не может не отразиться на профессиональных способностях работника: Профессиональные знания, умения и навыки сужаются, он теряет способность их выполнять, вырабатывает формальное отношение к службе и шаблонность профессиональных действий, явно старается избежать ответственности, предпочитает заменять реальную работу написанием всевозможных бумаг или посещением всевозможных совещаний и заседаний. Он испытывает потребность в мелочной регламентации своих действий со стороны начальства. Это может сопровождаться явным преувеличением своей роли в общем деле, формальными отношениями с коллегами, чрезмерным вниманием к внешним атрибутам деятельности, в частности — к атрибутам власти. Иногда происходит обратное — человек закрывается, уходит в себя, пытается стать незаметным в работе и в коллективе.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания

  • Знайте признаки опасности (ухудшение отношений с родственниками, коллегами, друзьями; нарастающий негатив по отношению к себе, работе и деятельности; постоянное чувство вины и неудачи; обида, раздражительность, потеря чувства юмора; нарастающая усталость, ухудшение памяти, внимания и другие нездоровые и неприятные переживания).
  • Уметь помогать себе и обращаться за профессиональной помощью, когда это необходимо
  • Уметь вдумчиво рассчитывать и распределять свою общую нагрузку (работа — это только часть жизни!)
  • реагировать на конфликты, особенно незначительные и не имеющие принципиального характера
  • Знайте свои особенности, чтобы иметь возможность переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • Знание своих неэффективных моделей поведения и способность изменить их на более эффективные и менее разрушительные, а также многое другое, что служит для предотвращения (упреждения) эмоционального выгорания.

В настоящее время существует множество консультаций, семинаров и тренингов по профилактике эмоционального выгорания. Эти тренинги предназначены как для профессионалов, так и для всех, кто может страдать от эмоционального выгорания из-за своей работы. На этих тренингах мы учимся не только распознавать свое текущее состояние, но и выбирать те психологические техники, которые мы можем использовать самостоятельно. В то же время вы узнаете, как помочь своим коллегам, друзьям и родственникам.

Отдельным аспектом в системе профилактики профессионально-психологической деформации личности сотрудников является проведение профессионально-психологического отбора при приеме на работу. Качественные меры психологического обследования личности будущих сотрудников, а также тех, кто будет переведен на различные должности, позволяют прогнозировать вероятность возникновения профессиональной деформации у работников в определенных условиях служебной деятельности и могут быть использованы при принятии кадровых решений. В связи с этим психологам ОВД необходимо обратить внимание на наличие профессионально важных личностных характеристик, которые определяют успешность их служебной деятельности и оказывают профилактическое влияние на возникновение профессиональной деформации.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

В психологической литературе существуют различные определения саморегуляции. Саморегуляция (от лат. „приводить в порядок“, „налаживать“) - целесообразное, относительно соответствующее изменяющимся условиям установление равновесия между средой и организмом.

Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Саморегуляция- целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Саморегуляция психическая - один из уровней регуляции активности этих систем, выражающих специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Она реализуется в единстве своих энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.

Не вызывает сомнения, что умение путем саморегуляции снять эмоциональное напряжение, подавить чувство страха и неуверенности, сконцентрировать внимание и мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи является чрезвычайно важным качеством сотрудника правоохранительных органов.

Саморегуляция психическая - один из уровней регуляции активности систем, выражающих специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Она реализуется в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.

Принципиально психическая саморегуляция имеет две целевые установки: с одной стороны, создание максимально благоприятных психологических предпосылок для успешного выполнения служебной деятельности, с другой облегчение перехода к отдыху.

Сущность психической саморегуляции состоит в том, что чувства, накапливаемые в процессе общения с окружающей средой и познания собственного организма, человек делает предметом систематической тренировки, чтобы воздействовать на свое психическое состояние и организм в целом.

Психическая саморегуляция с помощью эмоционально-волевой тренировки опирается на важный общий принцип функционирования организма: постоянную обратную связь, реафферентную сигнализацию центральной нервной системы о выполнении физиологических процессов. Эти сигналы могут восприниматься дифференцировано и создавать основу, на которой строится содержание программ эмоционально-волевой тренировки (тренировка чувства внутренней раскованности, резкости, напряжения, расслабления и т.д.).

Процесс эмоционально-волевой саморегуляции строится на трех основополагающих принципах: релаксации; визуализации; самовнушения.

Сущность принципа релаксации заключается в подготовке тела и психики к совместной работе. Именно в моменты релаксации можно услышать свой внутренний голос и почувствовать связь своего организма и мыслительной деятельности. Релаксация, или расслабление, означает освобождение тела и психики от ненужного напряжения и расслабляющих моментов, она оказывает на человека благотворное психологическое и физиологическое влияние. Второй принцип – визуализация. Интуитивное мышление использует различные пути проникновения в сознание. Основным является путь рисования картин, или визуализация образов. Это называется созданием внутреннего образа. Визуализация обозначает различные способы активизации направленного воображения с помощью слуховых, зрительных, обонятельных, вкусовых, осязательных ощущений, а также их комбинаций. В принципе мозг человека одинаково реагирует как на образы объективного мира, так и на создаваемые внутренние образы. И поэтому навыки визуализации позволяют человеку лучше использовать свои внутренние ресурсы, активизировать протекание психических процессов. Сущность принципа самовнушения заключается в том, что с помощью самовнушения мы облекаем наши внутренние образы в слова, которые неоднократно отдаются эхом в нашем сознании. Эти слова, наполненные собственной внутренней силой и поддержкой, воспринимаются глубоко на эмоциональном уровне. Самовнушение – это ясное утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени. Слова, обращенные к себе, усиливают веру в то, что человек в состоянии достичь своей цели, и указывают направление, в котором нужно идти. Они заставляют мозг сконцентрироваться и активно участвовать в достижении цели.

Комплексная структура методов психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, которая является эффективной в развитии эмоционально-волевой саморегуляции специалиста такова:

-когнитивные тренинги (тренинги внимания, восприятия, памяти, логического мышления, анитиципации);

-макетирование поля предстоящей деятельности;

-моделирование (имитация) действий преступников в реальных пространственно-временных параметрах с последующим групповым обсуждением их сильных и слабых сторон;

-моделирование событий с использованием тренажеров и компьютерных систем.

-психотехники адаптации органов чувств к условиям предстоящих действий (например, темновая адаптация, снижение порогов слуховой чувствительности) и др.

-психотехники группового эмоционального заражения и мотивации (мобилизующие митинги; собрания-обещания; призывы; обращения; встречи с жертвами насилия противника и др.);

-самоубеждение и самовнушение;

-методика словесно-образного эмоционально-волевого управления состояниями;

-активная и пассивная мышечная релаксация;

-экспресс-методики психической саморегуляции;

-сенсибилизация и десенсибилизация.

-ситуативно-образная психорегулирующая тренировка;

-применение фармакологических препаратов;

-психологические операции, поддерживающие служебную деятельность;

-расстановка личного состава с учетом психологической совместимости и опыта.

Таким образом, в процессе психологической подготовки сотрудник правоохранительных органов должен познать и по возможности ощутить весь спектр характерных для служебной деятельности воздействий на его организм и психику, научиться правильно реагировать на них и активно действовать в условиях их эскалации. Оперативная, социальная, и эргономическая среды предстоящей деятельности должна стать привычной, комфортной, способствующей эффективному решению конкретных задач служебной деятельности.

Существуют разные способы саморегуляции. Например, спортивные психологи предлагают три группы приемов саморегуляции:
1) устранение внешних причин эмоциональной напряженности;
2) отвлечение сознания с помощью "умственного действия" (концентрация внимания не на исходе соревнования, а на его технике и тактики приемах);
3) самоубеждение, самоанализ, самоприказ.

К общим закономерностям саморегуляции относятся их реализация в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, от типа нервной системы, от личных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий. Метод саморегуляции основан на единстве и взаимодействии сознания и подсознания, слова и чувства, мышления и воображения. Слово исходит от самого человека и направленно на эмоциональную сферу, благодаря чему активизируется воображение. Осуществляется волевой акт, физическое и психическое расслабление, самоконтроль за дыханием и другими функциями организма.

Саморегуляцией рекомендуется заниматься людям с повышенной эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью нервных процессов. Склонным к быстрой смене настроения и чрезмерно впечатлительным. В методе саморегуляции важны правильно составленные словесные формулы. Они должны быть понятны, коротки, категоричны, не должны вызывать сомнения и напряжения. Словесные формулы составляются с учетом индивидуальных особенностей человека. Для создания большего эффекта самовнушения словесные формулы необходимо произносить старательно, с желанием, думая о содержании произносимых слов. Приемы саморегуляции состоят из двух основных частей - расслабляющей и мобилизующей.

Психическая саморегуляция:

- позволяет снять эмоциональное напряжение, подавить чувство страха и неуверенности, сконцентрировать внимание и мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи является чрезвычайно важным качеством сотрудника правоохранительных органов;

- имеет две целевые установки: с одной стороны, создание максимально благоприятных психологических предпосылок для успешного выполнения служебной деятельности, с другой - облегчение перехода к отдыху.

Наиболее важным является применение простейших методов саморегуляции, т.к. данные методы помогут создать оптимальные внутренние условия для успешного выполнения служебных действий сотрудником. При этом необходимо иметь в виду ряд моментов:

- гармонизация и активация эмоционально-аффективных процессов (особенно в ситуациях связанных с риском, чувством страха, дефицитом времени на осуществление профессиональных действий и т.д.);

- повышение сосредоточенности при подготовке к выполнению оперативно-служебного действия (следственного, оперативно-розыскного, профилактического и т.д.);

- ускорение перехода к отдыху после больших служебных нагрузок;

- поддержание высокого уровня функциональной готовности и работоспособности при большой продолжительности оперативно-служебной деятельности (например, при круглосуточных дежурствах и т.п.).

Применение простейших методов саморегуляции в первую очередь усиливает стимулирующую и ориентирующую регуляцию. В их сферу входит усиление позитивных и исключение негативных установок сотрудника в отношении себя, своих возможностей, ожидаемых профессиональных результатов. Прежде всего, имеется в виду выработка оптимистического профессионального настроя. Сюда же относятся и формы психического самовнушения, направленные на преодоление страха, монотонности, антипатии (например, к сидящему напротив обвиняемому на допросе). Методы саморегуляции надо специально подбирать с учетом особенностей характера сотрудника, его темперамента, специфики деятельности и многих других обстоятельств.

Таким образом, в процессе психологической подготовки сотрудник правоохранительных органов должен познать и по возможности ощутить весь спектр характерных для служебной деятельности воздействий на его организм и психику, научиться правильно реагировать на них и активно действовать в условиях их эскалации. Оперативная, социальная, и эргономическая среды предстоящей деятельности должна стать привычной, комфортной, способствующей эффективному решению конкретных задач служебной деятельности.

Несмотря на реальные успехи развития правоохранительной системы, сегодня, как никогда, существует необходимость совершенствования организационных и содержательных аспектов ее психологического обеспечения и поиска оптимальных форм психологической работы с сотрудниками правоохранительных органов, особенно в части улучшения эмоционально-волевой саморегуляции.

Заключение

Эмоции и чувства являются мощным средством психического воздействия на поведение человека. Сотрудник ОВД не может постоянно скрывать своих эмоций и чувств. Его радость и печаль, досада и удивление, презрение и восхищение являются результатом его морально-оценочной деятельности, средством воспитательного воздействия. Чуткость, отзывчивость, искреннее сопереживание бед и страданий случайно оступившихся людей, всемерная помощь им для возвращения к новой жизни – все это возможно лишь при достаточно высоком уровне эмоционального развития сотрудника органов внутренних дел. Утрата эмоциональной отзывчивости является симптомом профессиональной деформации. В то же время сотрудник ОВД должен уметь контролировать свои эмоции, не допуская их диффузии, когда эмоции становятся фактором дезорганизации сознания, начинают препятствовать объективному и всестороннему расследованию преступления, логическому построению системы доказательств.

Список литературы

1. Маклаков А.Г Общая психология. Учебник для вузов ( Гриф УМО МО РФ): Изд-во ПИТЕР, 2015.

4. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для ВУЗов:Издательство Питер,2015.

5. Еникеев М.И Юридическая психология : Учебник для вузов( Гриф государственного комитета РФ по высшему образованию).- М.: Норма,-2015

9. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л., Кикоть В.Я., Эриашвили Н.Д. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России юридического профиля / Под ред. В.Я.Кикотя. - 2-е издание перераб. и дополненное – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.

10.Родин В.Ф. Психология. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2016. 303 с.

11.Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Проспект, 2015.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И КАДРОВ

К.В. Злоказов, Р.И. Степанов, В.В. Шаламов

ПАМЯТКА СОТРУДНИКУ ПОЛИЦИИ

О СПОСОБАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ

А.С. Душкин , кандидат психологических наук (Санкт-Петербургский университет МВД России); А.А. Таганова , кандидат психологических наук, доцент (Краснодарский университет МВД России).

Злоказов К.В., Степанов Р.И., Шаламов В.В.

Памятка сотруднику полиции о способах психологической саморегуляции: памятка. М.: ДГСК МВД России. —

Памятка содержит краткие сведения о сущности, видах, способах психологической саморегуляции, описывает типовые приемы регуляции психического состояния в ситуации эмоционального стресса, утомления, переживаемых сотрудником полиции межличностных и внутриличностных конфликтов.

Предназначена для рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.

© ДГСК МВД России, 2015

§ 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О САМОРЕГУЛЯЦИИ И САМОУПРАВЛЕНИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.1. Саморегуляция, ее возможности и виды . . . . . . . . . 6 1.2. Регуляция негативных психических состояний . . . 9 1.3. Методика самоуправления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 1.4. Поиск и управление психологическими

ресурсами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 § 2. ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ. . . . . 19

Список рекомендуемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Нас всегда привлекают люди, способные управлять своим психическим состоянием, быть собранными и решительными в сложной ситуации, мобилизоваться и использовать собственные резервы. А для сотрудников органов внутренних дел развитие умений и навыков самоуправления — важная часть психологической подготовки. В экстремальной ситуации, поддавшись чувству страха, позволив собственному волнению возобладать над разумом, сотрудник перестанет воспринимать окружающую его обстановку, отдавать отчет собственным действиям. Потеря самоконтроля может привести к печальным последствиям, поэтому важно овладевать умениями и навыками саморегуляции.

Саморегуляция связана с самопознанием. Изучение способов управления собой приведет к знанию своих положительных и отрицательных сторон, пониманию перспективных направлений собственного психического и физического развития. Важно суметь согласиться с этим, научиться использовать собственные особенности в свою пользу. Управлять собой можно разными способами, понимая, какая цель перед вами стоит — успокоиться или наоборот, собраться, отвлечься или сконцентрироваться, вспомнить или забыть. Каждая из этих задач может быть решена несколькими приемами саморегуляции, а может быть одним. Выбор — за вами.

Как учиться управлять собой? Многие пытаются управлять собой в моменты тревоги и волнения, стремятся освоить навыки самоуправления тогда, когда они необходимы. Естественно, сделать это сложнее, чем, например, в ситуации душевного равновесия и комфорта. Действительно,

наиболее продуктивные периоды обучения — время, когда вы спокойны и сосредоточены, можете уделить этому определенный период времени. Постарайтесь, чтобы в моменты освоения приемов самоуправления вам не мешали ни окружающие, ни ваше внутреннее состояние.

Итак, что делать, чтобы научиться? Наверное, то же, что вы делали, стремясь научиться кататься на коньках, ездить на велосипеде, стрелять. Нужно действовать от простого к сложному, понимая, что в начале пути вам удастся выполнять лишь элементы действий, а при постоянной и последовательной тренировке они вскоре сложатся в единую систему. Добившись успеха, переносите применение приема в ситуацию, когда вам это необходимо.

Сотруднику полиции нужно помнить, что его психофизиологическоеипсихическоесостояниеоказываетбольшое влияниенавыполняемыеимдействия. Сосредоточенность, эмоциональное равновесие позволяют ориентироваться в ситуации, прогнозировать собственное поведение. Помните, что приемы саморегуляции могут позволить вам нормализовать не только собственное состояние, но и контролировать ситуацию, давая возможность принимать правильные решения.

§ 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

1.1. Саморегуляция, ее возможности и виды

Саморегуляция — способность управлять собственными психическими состояниями и поведением с тем, чтобы оптимальным образом действовать в сложной ситуации. На сегодняшний день в психологической науке можно выделить более семидесяти подходов к описанию саморегуляции и ее составляющих. Понятие саморегуляции (от лат. regulare приводить в порядок, налаживать ) возникло в ан-

тичныйпериод, апрактикиуправлениясвоимпсихическим состоянием имеют тысячелетнюю историю. К приемам саморегуляции люди в большинстве случаев прибегают, когда необходимо:

– устранить эмоциональное напряжение;

– снять или ослабить проявление физического или психического утомления;

– повысить психическую активность.

Развитие современной практической психологии положительно отразилось на разработке и совершенствовании методов саморегуляции. Сейчас саморегуляция — это эффективная технология управления человеком своими психическими процессами и состояниями. Она снижает влияние перенапряжения, способствует качественному восстановлению сил и мобилизации психических ресурсов в повседневных и экстремальных условиях, нормализует эмоциональный фон и усиливает контроль над проявлением эмоций. При значительной широте воздействия на

психику средства регуляции очень ограничены. Можно выделить следующие основные группы средств воздействия на психику:

– управление тонусом мышц, движением;

– использование речи в форме самовнушения. Существуюттехнологиисаморегуляции, полностьюили

частично объединяющие все средства воздействия. Управление дыханием нацелено на изменение тонуса

мышц дыхания и связанных с ними эмоциональных центровмозга. Изменениетонусамышцживотапримедленном и глубоком дыхании снижает активацию нервных центров, способствует расслаблению всей скелетной мускулатуры. Частое грудное дыхание (гипертонус), наоборот, повышает уровень активности и, как следствие, способствует увеличению нервно-психического напряжения. В качестве примера прямо сейчас, в момент чтения, попробуйте провести упражнение на управление дыханием, представленное в параграфе 2. При этом не злоупотребляйте объемом вдыхаемого воздуха или задержками при вдыхании или выдыхании. Соблюдайте комфортный для вас режим дыхания. Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойнее и уравновешеннее.

Управление тонусом мышц, движением. По мнению основоположника метода мышечной релаксации Джекобсона, умение расслаблять группы мышц позволяет снизить уровень утомления и нервно-психическую напряженность. Основной принцип заключается в изначально сильном напряжении каждой группы мышц, для того чтобы потом осознать состояние расслабленности более четко. Отдельные группы мышц от конечностей к телу (например, мыш-

цы рук, плеч, ног) поочередно на несколько секунд напрягаются, а затем расслабляются на более продолжительный отрезок времени. Очень важным моментом в такой тренировке является медленное и регулярное дыхание — оно позволяет усилить ощущение расслабления.

Использование воображения. Управление психическими процессами и состояниями можно осуществлять с помощьювоображения. Образы, извлеченныеизсобственной памяти, как и те, что созданы непосредственно вами, тесно связаны с эмоциональными переживаниями и обладают большим потенциалом для самоуправления. Более подробно техника работы с образами представлена далее, в разделе 1.3 параграфа 1.

1. Сформулируйте самоприказ.

2. Мысленно повторите его несколько раз.

3. Если это возможно, повторите самоприказ вслух.

Самоодобрение (самопоощрение) как метод самовнуше-

ния целесообразно применять для повышения самооценки, поощряя себя за выполнение задач, достижение целей.

1.2. Регуляция негативных психических состояний

Среди всех психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из главных мест по степени влияния на поведение человека. Так, психические состояния существенно определяют характер деятельности человека, влияют на ее эффективность, связаны со стабильностью и психологической надежностью сотрудника полиции и в целом служебного коллектива органа внутренних дел.

К состояниям, возникающим в условиях служебной деятельности сотрудников ОВД, можно отнести: утомление, монотонию, психическое пресыщение и напряжение (стресс).

Если утомление можно охарактеризовать как естественную реакцию, связанную с нарастанием напряжения при продолжительной работе, то состояния монотонии и психического пресыщения являются следствием однообразия деятельности, выполняемой в специфических условиях (бедность внешней среды, ограниченное поле работы, несложные стереотипные действия и т. д.).

Состояние психической напряженности возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в труд-

ных условиях и оказывает сильное влияние на ее эффективность. Психическая напряженность оказывает неоднозначное влияние на деятельность, однако высокий уровень напряжения снижает эффективность деятельности вплоть до ее распада.

Способом управления негативными состояниями является освоение дыхательных техник, способов мышечной релаксации, развитие навыков аутогенной тренировки. Их общей целью является успокоение, снижение физического и психического напряжения и восстановление адаптационных ресурсов. Значение в борьбе с негативными состояниями имеет способность получать полноценный отдых за короткий промежуток времени в любых условиях. Даже кратковременный (10–15 минут), но методически правильно проведенный отдых будет способствовать восстановлению затраченных сил и предохранять организм от переутомления.

Отметим, что для успешного применения способов и приемов психической саморегуляции необходимо иметь четкое представление о том, что вы хотите достичь. Цель, поставленная вами, должна также быть реализуемой, т. е. вытекающей из вашей повседневной жизни, ваших потребностей и возможностей, воплотимой лично вами. Цель, достижение которой не зависит от вас полностью, не может быть достигнута путем самоуправления или самоконтроля. При формулировании цели концентри-руйтесь на восприятии вами ситуации, описывайте цель в виде доступных вам ресурсов, разделяйте глобальную цель на элементы.

Цель, которуювыникогданедостигнетеметодамисамоуправления, соответствует следующим условиям:

– цель сложна, глобальна и не связана с вашими психическими и физиологическими ресурсами;

Ссылка для цитирования

Регуляция эмоций представляет собой совокупность эксплицитных и/или имплицитных психических процессов, направленных на ослабление, усиление или удержание на одном уровне интенсивности и валентности эмоциональной реакции или эмоционального состояния [8; 9; 19; 21].

Факторы регуляции эмоций имеют большое значение в развитии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). ПТСР характеризуется своего рода порочным кругом: вторжение травматического опыта — возбуждение — попытка избегания (подавления) — повторное вторжение. Таким образом, избегание эмоций, связанных с травматическими переживаниями, является одним из механизмов развития ПТСР [10].

Служебные условия профессиональной деятельности сотрудников ОВД содержат в себе различные факторы, оказывающие потенциальное стрессовое и психотравмирующее воздействие. Можно выделить две группы таких факторов [2]. К первой относят морально-психологические воздействия: 1) наблюдаемое и осознаваемое нарушение общественного порядка и понимание своего долга в пресечении нарушения и восстановлении порядка; 2) человеческие потери, лишения, разруха: гибель людей, трупы, жертвы, страдания, горе людей, их нужда, переносимые тяготы, материальный ущерб, призывы о помощи и др.; 3) общая дезорганизация жизни на территории, в городе, на дороге и пр., необычное поведение граждан; 4) большая значимость происходящих событий, понимание личной причастности к ним; 5) сознание ответственности за свои решения, поступки, действия и достижение необходимого профессионального результата; 6) опасность для здоровья и жизни граждан, находящихся в зоне происходящих экстремальных событий, а также своих коллег и себя лично. Ко второй группе относятсяпрофессионально-психологические стресс-факторы, которые характеризуются общим воздействием на психику, затрудняющим реализацию обычных, отработанных ранее действий, успешно выполнявшихся в относительно спокойных рабочих условиях: новизна, необычность, внезапность; стремительность, дефицит времени; высокие и длительные нагрузки; неопределенность; риск.

Не вызывает сомнения тот факт, что искажение оценок самоотчетов является общей методологической проблемой психологических исследований. Результаты применения эксплицитных (самоотчетных) методик диагностики эмоциональных состояний основываются на осознанной рефлексии индивида по поводу своего эмоционального состояния. Искажения по самоотчетным методикам происходят в соответствии с различными механизмами. Во-первых, далеко не все эмоциональные процессы доступны осознанию и рефлексии: в частности, амигдала (отдел мозга, связанный с генерацией эмоциональных реакций) может быть активирована в ответ на негативные стимулы, действующие за порогом восприятия. С другой стороны, сами люди имеют индивидуальные различия в способности к идентификации эмоций. Во-вторых, точность самоотчетов в диагностике эмоциональных состояний ограничена тем, что определенные связанные с эмоциями ментальные репрезентации являются угрозой для самоуважения и самооценки. Данные тенденции могут функционировать как на неосознанном, так и на осознанном уровне [4]. Например, сложности в том, чтобы принять в себе такие чувства, как гнев или печаль, приводят к подавлению и, соответственно, к искажению в самоотчетах. В-третьих, мотивация одобрения (желание нравиться другим) может быть усилена давлением факторов ситуации (например, при профессиональном отборе).

Особую значимость представляет проблема соотношения процессов регуляции эмоций и формирования искажений в представлениях о собственных эмоциях, исследование которой может привести к пониманию факторов риска девиантного поведения и других признаков дезадаптации у лиц с профессиональным риском психической травматизации.

Гипотеза: занятость в профессиональной деятельности, связанной с риском психической травматизации, сопряжена со специфическими паттернами регуляции эмоций, которые заключаются в подавлении выражения эмоций вовне и искажениях в представлениях о собственном эмоциональном самочувствии.

Частные гипотезы.

1. Сотрудники ОВД реже прибегают к регуляции эмоций и в большей степени склонны к подавлению эмоций, чем лица, не связанные с работой в системах с повышенным риском психической травматизации.

2. Сотрудники ОВД демонстрируют большую социальную желательность по сравнению с лицами, не связанными с работой в органах охраны правопорядка.

3. В группе сотрудников ОВД может быть выделена группа лиц, демонстрирующая рассогласование в эксплицитных и имплицитных оценках эмоциональных состояний.

4. В подгруппе лиц, демонстрирующих рассогласование в эксплицитных и имплицитных оценках эмоциональных состояний, могут быть выделены и описаны паттерны регуляции эмоций, отличные от таковых у лиц с согласованными имплицитными и эксплицитными оценками эмоциональных состояний.

Основная группа в количестве 80 человек — сотрудники ОВД обоего пола, выполняющие служебные обязанности в различных подразделениях полиции (патрульно-постовая служба, дознание, конвойное подразделение, ГИБДД) Архангельской области в возрасте от 24 до 49 лет (53 мужчины).

Контрольная группа в количестве 74 человек — это лица от 20 до 45 лет (33 мужчины), соответствующие представителям экспериментальной группы по возрасту и образованию, чья профессиональная деятельность не связана с риском психической травматизации.

В качестве диагностического инструментария предполагается использование следующего комплекса методик.

1. Шкала позитивного и негативного аффекта (ШПАНА) [5; 23] — предназначена для определения уровня и направленности аффекта (позитивный/негативный).

2. Шкала мотивации одобрения Кроуна—Марлоу [16] – предназначена для изучения социальной желательности.

3. Опросник когнитивной регуляции эмоций (ОКРЭ) [17,18] — предназначен для оценки когнитивных стратегий в процессе регуляции эмоций. Шкалы опросника.

Для понимания закономерностей эмоциональных состояний сотрудников ОВД респондентам основной группы была дополнительно предложена методика Тест Имплицитного позитивного и негативного аффекта (ИПАНАТ) в апробации О.В. Митиной и др. [4; 22].

Результаты и их обсуждение

Самооценка эмоциональных состояний и социальная желательность. Анализ различий в характеристиках эмоциональных состояний показал, что сотрудники ОВД сообщают о меньшей выраженности негативных эмоций по сравнению с респондентами контрольной группы. Уровень позитивного аффекта в двух группах не различается (табл. 1).

Различия в выраженности позитивного/негативного аффекта между группой сотрудников ОВД и контрольной группой

В последние годы отмечается тенденция к росту экстремальности работы сотрудников органов внутренних дел, что связано с задержанием преступников, освобождением заложников, использованием оружия, обеспечением порядка на период осуществления массовых мероприятий, стихийных бедствий и прочих опасных ситуаций.

Результаты комплексных исследований психологов ОВД РФ отражают, что некоторые факторы предполагают необходимость полной отдачи психических и физических сил (например, ненормированный рабочий день, постоянный контакт с асоциальными элементами). Факторы способны снизить функциональные резервы организма до полного истощения, что предопределяет высокую степень требований к психической сфере личности работников этих органов.

Сотрудники ОВД в связи со своей деятельностью должны обладать стрессоустойчивостью и быть психологически готовы к работе в экстремальных условиях. Долговременное воздействие стрессовых факторов, наличие непрерывной угрозы для жизни, высокая вероятность гибели или ранения, получения травм обусловили наличие высоких требований к уровню профессиональной подготовки и к психологическим качествам личности.

Психологическая устойчивость сотрудников ОВД

Литература содержит несколько терминологических сочетаний:

  • устойчивость личности,
  • устойчивое поведение,
  • устойчивая (профессиональная) деятельность,
  • устойчивость к нагрузкам и эмоциональная устойчивость,
  • волевая и психическая устойчивость,
  • эмоционально-волевая устойчивость,
  • нравственная устойчивость,
  • психологическая устойчивость и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Особую роль играет психологическая устойчивость сотрудников ОВД в качестве своеобразного фундамента профессиональной готовности выполнять действия в экстремальных условиях оперативной служебной деятельности.

Психологическая устойчивость представляет собой целостную характеристику личности, которая обеспечивает ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному влиянию сложных ситуаций.

Сотрудник правоохранительных органов (например, патрульно-постовой службы полиции, группы задержания вневедомственной охраны, оперативной службы) как никто другой попадает в сложнейшие и психологически опасные ситуации в ежедневной работе. Все это способно оказывать стрессогенное воздействие на психику такого работника.

Формирование психологической устойчивости сотрудников ОВД

Психологическая подготовка сотрудников ОВД в учебных заведениях должна быть сконцентрирована на формирование устойчивости к следующим факторам:

  • негативные факторы оперативно-служебной деятельности, включая напряженность, риск, ответственность, опасность, дефицит времени, неопределенность и неожиданность;
  • факторы, которые сильно действуют на психику (например, вид крови, трупов, телесных повреждений и др.);
  • ситуации противоборства, включая психологическую борьбу, противостояние психологическому давлению, манипулированию со стороны правонарушителей и др.;
  • конфликты в служебной деятельности (анализ внутренних причин, закономерности возникновения, протекания и способы разрешения).

Если работник оказывается в опасных или угрожающих жизни ситуациях, то это может потребовать от него наличия самообладания, быстрой оценки сложных ситуаций и принятия наиболее адекватных решений. Все это будет способствовать максимально эффективному выполнению задач и минимизации чрезвычайных происшествий.

Сотрудник, не умеющий регулировать психическое состояние и свои действия, может совершать действия, чреватые негативными, а порой и весьма тяжелым последствиям. Отсутствие умения управлять собственным поведением может снизить способность личности проявлять социально-психологическую адаптацию к условиям среды. Это представляет собой серьезную помеху в реализации жизненного потенциала.

На сотрудников ОВД каждый день влияют разные факторы, которые имеют стрессовый характер. В свою очередь это приводит к усталости, переутомлению, проявлению разных негативных эмоциональных состояний, расстройству профессиональной деятельности. По этой причине сотрудники в обязательном порядке должны овладеть приемами и методами психологической регуляции. Практика показала, что больших успехов в службе могут достичь те работники этой сферы, которые имеют крепкие нервы и настрой на борьбу с противником. Они умеют рационально распоряжаться собственными физическими и умственными ресурсами, сохраняя на оптимальном уровне нервную и психическую активность и проявляя в сложных ситуациях оперативную психологическую устойчивость.

Для профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД используют психодиагностику (наблюдение, беседу, тесты), тренинги развития профессиональной памяти и внимания, аутогенную тренировку, психофизические тренинги преодоления препятствий, идеомоторную тренировку, тренинги настроя, самовнушения, тренинги с использованием элементов неожиданности, эффектов огня и шума.

Читайте также: