Национальная проблема в испании кратко

Обновлено: 05.07.2024

В данной статье рассматриваются и подвергаются анализу ключевые проблемы политики регионов Испании на современном этапе. В связи с этим даётся оценка эффективности взаимодействия государства с Европейским союзом в вопросе устранения внутренних региональных различий и дисбалансов, а также подчёркиваются многофакторность возникновения и взаимосвязанность исследуемых проблем.

Текущие проблемы внутреннего развития Испании нередко принято списывать на влияние Мирового экономического кризиса 2008 г. и непродуманную политику правительства страны, главным образом заключающуюся в игнорировании вопроса диверсификации экономики в регионах (большая часть регионов Испании зависят от доходов в 1-2 экономических сферах) и последствий безработицы (обеспечение граждан жильём, снижение арендной платы за жильё и т. д.). Однако указанные причины являются достаточно общими, чтобы выявить истоки экономических, политических и иных проблем Испании, а также не единственными, если речь идёт о вопросах регионального развития.

Из дефицита потенциальных работодателей вытекает ещё одна не менее важная проблема испанской экономики – безработица. И хотя влияние кризиса 2008 г. кажется очевидным: в 2013 г. 56 % трудоспособных граждан младше 25 лет не имели работы, что было наивысшим показателем молодёжной безработицы со времён Великой Депрессии в США – причины этого явления кроются в другом. Всё дело в зависимости отдельных АС от конкретных отраслей экономики. Например, более чем 15 % ВРП Анадалусии, Канарских и Балеарских островов на начало 2020 г. приходятся на сферу туризма (в 2008 г. этот показатель составлял в среднем 17 %), что обозначает занятость значительной часть населения данных регионов в туристической индустрии [3]. Хотя Испания – страна с многоукладной экономикой (например, она – одна из ведущих европейских стран в области альтернативной энергетики – 2-ая страна в Европе по изготовлению солнечных панелей), её основные макроэкономические показатели по-прежнему зависят от нескольких отраслей: рыболовство и животноводство, автомобилестроение, туризм. Региональная экономика Испании по-прежнему недостаточно диверсифицирована, поэтому особенно в условиях текущего локдауна указанные АС испытывают серьёзные проблемы, одним из проявлений которых и является высокий показатель безработицы.

Данные процессы неизбежно сказываются на настроениях населения, результатом чего в 2011-2012 гг. в Лас-Пальмас-де-Гран-Канария, Барселоне, Севилье, Мадриде стали массовые манифестации против принимаемых государством мер в отношении экономии бюджетных средств, безработицы и т. д. Более того, в первые со времён франкистской эпохи на повестку дня встал вопрос об отделении Каталонии от Испании, что впоследствии конвертировалось в референдумы 2014 г. и 2018 г. Поводом для роста общественного недовольства стала налоговая дискриминация региона: по подсчётам Экономического департамента Каталонии с 2010 г. по 2013 г. жители Каталонии выплачивали налоги в размере 120 % по сравнению с общенациональным уровнем, не получая при этом соответствующих равноценных субсидий.

Таким образом, как показывает текущая экономическая и политическая ситуация в Испании, проблемы, проявившиеся вследствие мирового экономического кризиса 2008 г., взаимосвязаны друг с другом и носят системный характер. Так, несмотря на постепенно растущие доходы населения, средний показатель безработицы в испанских АС равен 20 %. Это значит, что многие испанцы имеют статус временно или частично занятых и значительная часть населения проживает в сельской местности, где затруднён доступ к социальным ресурсам и по-прежнему отсутствует необходимая инфраструктура для комфортного существования [4].

Вместе с тем внутри страны представители различных этносов идентифицируют себя по-разному. Помимо собственно испанцев, объединяющих кастильцев и андалусцев и составляющих большинство населения страны, к коренным народам относятся каталонцы (более 5 млн человек), галисийцы (более 3 млн) и баски (более 2 млн).

У каталонцев имидж самого европейского из всех испанских народов, чем они очень гордятся. Они трудолюбивы и по-испански горды. 12*

Особое место в этнической мозаике страны занимают баски. Их происхождение, как и языка, покрыто густым туманом. Язык басков не имеет ничего общего с другими европейскими языками. Согласно одной из теорий, баскский язык родственен грузинскому. Но сторонников этой версии столько же, сколько и противников.

Всемирную и печальную известность вот уже многие десятилетия имеет баскская сепаратистская организация ЭТА.

Национальный вопрос — один из самых острых в Испании. Дифференцированная налоговая политика и другие экономические методы управления доходами в различных регионах смягчают территориальные диспропорции в уровне жизни. Вместе с тем такая политика, поддерживаемая в настоящее время в основном партиями левой ориентации, является одной из причин напряжения между этническими автономиями, так как вызывает недовольство в экономически более развитых регионах. Показательно, что националистическое движение в более развитых Каталонии и Стране Басков намного сильнее, чем в Андалусии или в Галисии.

В 1997 г. в жизни страны произошло исключительное событие, способное позитивно повлиять на решение острых национальных проблем. Впервые в истории испанская королевская семья породнилась с представителем баскского народа: младшая дочь испанских королей инфанта Кристина вышла замуж за красавца гандболиста Иньяки Урдангари- ну. Это всего третья королевская свадьба в Испании за весь XX в. Символично, что местом для проведения грандиозных торжеств была

выбрана обожаемая инфантой Барселона, столица Каталонии. Свадьба стала не только событием в жизни высшего света (в Барселону съехались представители почти всех монархических фамилий мира), но и важным знаком единства всего процветающего испанского королевства.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОУ ВПО «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Кафедра всеобщей истории

Выпускная квалификационная работа

Национальный вопрос в Испании в Новейшее время

группы А V курса

§2. Национальная политика режима Ф. Франко……………………………. 24

Глава II. Национально-территориальное развитие Испании в 1976 - начале XXI века…………………………………………………………………… ……35

§1. Децентрализация государственно го устройства Испании……………….35

§2. Политико-правовое положение иммигрантов в Испании………………. 65

Список использованных источников и литературы………………………… 89

В следующий раз проблема автономии для национальных меньшинств всерьез напомнила о себе несколько десятилетий спустя, в 1960-е годы, на волне пробуждения общественно-политической активности различных слоев испанского общества, задавленных диктатурой. После 1975 года, когда началось стремительное преображение Испании по либерально-демократической модели, децентрализация государственного устройства и создание системы местного самоуправления стали одной из главных забот новой власти 3 .

Всякий, кто захочет сравнить границы вновь созданных автономных образований с территориями расселения упомянутых выше народов/наций/этносов, тут же обнаружит, что каждая из этих этнических территорий входит в состав сразу нескольких самоуправляющихся сообществ. Каталонцы, к примеру, проживают не только в Каталонии, но и в автономной Валенсии, на востоке автономного Арагона и на автономных Балеарских островах. Галисийцы, помимо Галисии, — в прилегающих районах автономных Астурии и Касти-льи-и-Леона. Баски — не только в Стране басков, но и в соседней автономной Наварре.

Вряд ли будет ошибкой сказать, что на сегодняшний день проблемы, порожденные иммиграцией и продолжающейся политико-культурной эмансипацией ряда автономных регионов Испании, представляют собою очень серьезный, даже исторический вызов обществу этой страны, вступившему в качественно новый период своего существования.

Все выше изложенное делает актуальным данную тематику, заставляя задуматься об истории развития национального вопроса в Испании, о том, каково национальное положение в Испании в XXI веке.

Целью исследования является изучение национального вопроса в Испании в Новейшее время. В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

- рассмотреть национальную политику режима Франко в 1939-1975 годах;

- охарактеризовать децентрализацию государственного устройства Испании;

- выделить политико-правовое положение иммигрантов в Испании.

Объектом изучения является национально-политическое развитие Испании в Новейшее время.

Предметом исследования выступает национальный вопрос в Испании в Новейшее время.

В исследовании использовались общенаучные и конкретно-исторические методы. Общенаучные методы представлены в работе анализом и синтезом, с помощью которых проводилось обобщение материала и формировалась концепция исследования. Проблемно-хронологический метод дал возможность обеспечить соблюдение временной последовательности при рассмотрении истории развития национального вопроса в Испании в Новейшее время. Был также применён аналитический метод, позволивший отыскать, отобрать, систематизировать материал для написания диплома.

В работе рассматривается период со времени окончания первой мировой войны и до настоящего времени, поскольку именно в данный промежуток времени в Испании националистические идеи получили свое оформление. В свою очередь хронологические рамки исследования разделены на несколько периодов. Первый период охватывает рамки со времен окончания первой мировой войны (1918 год) и до окончания гражданской войны в Испании (1939 год). Второй - связан с диктаторским режимом Ф.Франко (1939-1975 годы). Третий - время перехода к демократическому режиму, начавшегося с воцарения Хуана Карлоса I на престол (1975 год), и до настоящего времени.

Эмпирическую базу исследования составили следующие группы источников.

Во вторую группу вошли мемуары участников национально-революционной войны в Испании, где представлены их воспоминания о событиях 1930-х годов.

Третью группу составляют речи, выступления и статьи политических лидеров. Написанные непосредственными участниками событий, они дают представление о позициях тех или иных политических деятелей. Однако в данном случае следует учитывать субъективный фактор – влияние политической принадлежности авторов на характер и степень достоверности источников.

Наличие в стране национальных меньшинств (почти 6 млн. каталонцев, около 2 млн. басков), сложное историческое развитие и географические условия предопределили стремление некоторых областей, в особенности населенных басками и каталонцами, к самостоятельности. Независимость Страны Басков была впервые узаконена в 1425 г., хотя впоследствии баски лишились этого права. В период Второй Республики (1931-1939) автономия Страны Басков была восстановлена - у нее было собственное правительство и парламент. Однако в 1937 г. диктатором Франсиско Франко вновь была ликвидирована автономия этой области. На протяжении 40 лет его правления не разрешалось вывешивать каталонский и баскский флаги, говорить на национальном языке и даже исполнять национальные танцы. Национальную проблему объявили несуществующей. Но она существовала, и после окончания франкистского режима Испания в 1978 г. приняла новую конституцию страны, в которой национальному вопросу уделяется большое внимание. В стране было образовано 17 автономных районов, включая Каталонию, Галисию и Страну Басков. Это во многом сняло былую напряженность в межнациональных отношениях. Но в Стране Басков, занимающей площадь 17,5 тыс. км2 с населением 2,5 млн человек, которая до конца XIX в. сохраняла самостоятельность, она до сих пор остается. Здесь подавляющее большинство националистических партий требуют от правительства более широкой автономии (наибольшей поддержкой пользуется Баскская националистическая партия).

Противоречия между валлонами и фламандцами в Бельгии

В течение XIX и первой половины XX в. экономическим ядром страны была Валлония. Фландрия же выполняла роль сельскохозяйственного придатка к бурно развивавшемуся промышленному югу. Ее население подвергалось культурной и национальной дискриминации. Но после Второй мировой войны Фландрия вырвалась вперед по экономическим показателям за счет развития новейших отраслей индустрии. Выросло и значение фламандских Антверпена, Гента, других городов. Благодаря более высокой рождаемости Фландрия увеличила свой перевес над Валлонией в населении страны. Все это снова резко обострило противоречия между валлонами и фламандцами.

Для выхода из кризиса было решено осуществить переход к федеративному государственному устройству, который был проведен в несколько этапов и завершился в начале 1993 г., когда бельгийский парламент одобрил конституционную реформу. Отныне центральное (федеральное) правительство сохраняет за собой полномочия в области внешних сношений, обороны, безопасности, финансово-валютной политики, все остальные вопросы в ведение Фландрии и Валлонии. Одновременно официальным языком во Фландрии стал фламандский, в Валлонии - французский. Кроме того, на востоке страны выделен небольшой район с немецкоязычным населением, которое тоже пользуется равными правами с фламандцами и франкофонами (так здесь называют говорящих по-французски).

Но это не решило всех проблем этого застарелого межнационального конфликта. Главным камнем преткновения остается вопрос о праве самостоятельно распоряжаться собранными на своей территории налогами. Это выгодно Фландрии и крайне невыгодно бедной Валлонии. Еще одним острейшим вопросом остается раздел последнего в стране двуязычного избирательного округа - Брюсселя-Халле-Вилворде, в который входят франкоязычная бельгийская столица и ее нидерландскоязычные предместья. Некоторые фламандские политики по-прежнему настаивают на самоопределении или по крайней мере на переходе от федерации к конфедерации. В 2008 г. этот конфликт снова так обострился, что стал угрожать разделением Бельгии на три части. Сейчас в стране продолжается политический кризис. С лета 2010 г. до сих пор не сформировано новое правительство.

Читайте также: