Региональные различия россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Территориальная структура экономики и региональная политика

Неравномерность экономического развития

Раз­ме­ще­ние про­из­во­ди­тель­ных сил в РФ не­рав­но­мер­но. По плот­но­сти на­се­ле­ния силь­но раз­ли­ча­ют­ся Ев­ро­пей­ская и Ази­ат­ская час­ти стра­ны, её се­вер­ная и юж­ная по­ло­ви­ны, цен­траль­ные и пе­ри­фе­рий­ные рай­оны. В Ев­ро­пей­ской час­ти РФ, за­ни­маю­щей 25% тер­ри­то­рии, про­жи­ва­ет 79% на­се­ле­ния, то­гда как в Ази­ат­ской час­ти (75% тер­ри­то­рии) со­сре­до­то­чен лишь 21% на­се­ле­ния. Ещё рез­че кон­траст ме­ж­ду се­вер­ной и юж­ной по­ло­ви­на­ми Рос­сии, гра­ни­ца ме­ж­ду ко­то­ры­ми про­хо­дит по ли­нии С.-Пе­тер­бург – Ки­ров – Ека­те­рин­бург – Омск – Томск – Крас­но­ярск – Ир­кутск – Чи­та – Ха­ба­ровск. В юж. по­ло­ви­не стра­ны, за­ни­маю­щей ок. 26% тер­ри­то­рии, про­жи­ва­ет бо­лее 95% на­се­ле­ния, а в се­вер­ной – ме­нее 5%. В Ев­ро­пей­ской час­ти РФ со­сре­до­то­че­но 74% про­из­во­ди­мо­го ва­ло­во­го ре­гио­наль­но­го про­дук­та (ВРП) и бо­лее 80% про­из­вод­ст­ва об­ра­ба­ты­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти, в Си­би­ри и на Даль­нем Вос­то­ке – 26% сум­мар­но­го ВРП, 2 /3 вы­пус­ка до­бы­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти и пре­об­ла­даю­щая часть за­па­сов важ­ней­ших при­род­ных ре­сур­сов. Эко­но­ми­ка зо­ны Се­ве­ра так­же силь­но от­ли­ча­ет­ся от ос­таль­ной тер­ри­то­рии стра­ны по от­рас­ле­вой струк­ту­ре, срав­ни­тель­ной эф­фек­тив­но­сти разл. про­из­водств, ус­ло­ви­ям вос­про­из­вод­ст­ва ра­бо­чей си­лы и жиз­не­дея­тель­но­сти.

Территория России отличается многообразием природных, социальных, экономиче­ских и экологических условий. Географическое разнообразие создает благоприятные предпосылки для территориального разделения и интеграции труда, для обеспечения на этой основе — при грамотной региональной политике — экономической самодостаточно­сти страны, способствует ее национальной безопасности. В то же время наблюдаемые ныне территориальные контрасты в уровне жизни населения создают угрозу территориальной целостности России.

Цель настоящей статьи — выявление региональных различий в России по ключевым социально-экономическим параметрам и актуальной динамики этих различий. Исследование факторов и тенденций межрегиональной дифференциации нацелено на поиск проектов солидарного жизнеустройства страны в территориальном аспекте, обеспечивающего равновесие между территориальной справедливостью и эффективностью, региональной взаимопомощью и конкуренцией.

Демографические различия

Резкий рост кривой смертности в нашей стране произошел в начале 1990-х годов, и трудно не связать его с развернувшимися в этот период крупномасштабными социальными экспериментами, кардинальной переоценкой всех ценностей.

За 1990—2007 гг. принципиальные различия в естественном приросте населения между среднерусскими и северокавказскими регионами сохранились — в первых он устойчиво отрицательный, во вторых — положительный.

Различия в воспроизвод­стве населения обусловили и различия в его возрастном составе (табл. 1). Все самые молодые российские регионы — это удаленные от центра национальные республики и округа. Пожилое население концентрируется в столицах и русском историческом ядре — в Тульской, Московской, Рязанской и других областях.

Через четверть века Россию ожидают серьезные подвижки в этническом составе населения (которые особенно заметны на южных и восточных окраинах страны), которые приведут к ее большему национально-культурному разнообразию.

Межрегиональные различия по ожидаемой продолжительности предстоящей жизни составляют свыше 20 лет (табл. 2 и табл. 3). Если Чукотский а.о. и Тыва (58—59 лет) находятся по этому показателю на уровне Гамбии и Ганы, Еврейская АО и Ненецкий а.о. (62 года) — Йемена и Сенегала, Забайкальский край (63 года) — Бангладеш, то Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия (71 год) сопоставимы с Парагваем и Бразилией, Дагестан и Чечня — со Словакией, а Ингушетия даже достигает уровня Великобритании (одного из мировых лидеров по долгожительству).

Ожидаемая продолжительность жизни в России в целом растет с северо-востока на юго-запад, т.е. в направлении улучшения климатических условий. Парадоксально лидерство республик Северного Кавказа, где низок уровень экономического благополучия (по соотношению доходов и прожиточного минимума, уровню безработицы) и высочайшая в России социально-политиче­ская нестабильность (включая террористические акты, высокий бандитизм и даже элементы боевых операций). Этот феномен социологи объясняют низким распространением алкоголизма, опорой на личные подсобные хозяйства, особым менталитетом, включающим уважение к старшим, тесноту родственных связей.

Наличие в лидирующей группе столиц, а также тюменских округов с малопривлекательными либо экологическими, либо климатическими условиями проживания объясняется высоким качеством медицинских услуг (на среднероссийском фоне), а также, по-видимому, устойчивым социальным благополучием и ясностью жизненных перспектив.

Двадцать российских регионов с наибольшей ожидаемой продолжительностью жизни при рождении, 2007 г ., лет

Страна-аналог

Ханты-Мансийский а.о. — Югра

Республика Северная Осетия—Алания

Отраслевая структура валовой добавленной стоимости
по укрупненным видам деятельности в типовых регионах России, 2006 г ., %, (в текущих ценах)

Сельское и рыбное хозяйство

Добывающая промышленность

Обрабатывающая промышленность

Строительство

Транспорт и связь

Прочие услуги

Ханты-Мансийский а.о. —
Югра

Примечание. Выделены регионы, в которых доли соответствующих отраслей максимальны в России.

Рис. 1. Коэффициенты рождаемости (родившихся на 1000 человек) в отдельных российских регионах

Рис. 2. Коэффициенты смертности (умерших на 1000 человек) в отдельных российских регионах

Рис. 3. Естественный прирост населения (на 1000 человек) в отдельных российских регионах

Экономические различия

Региональные хозяйственные структуры, естественно, различались и в дореформенный период. За годы перестройки и реформ дифференциация усилилась. Если в промышленно развитой Ленинградской обл. индустрия выросла почти в 1,5 раза, то в Еврейской АО — упала более чем вчетверо (табл. 5). Промышленная депрессия наи­более заметна на Дальнем Востоке и Северном Кавказе.

Индексы производства промышленной продукции
за 1990—2004 гг. в некоторых российских регионах, % ( 1990 г . = 100%)

Агинский Бурятский а.о.*

Республика Саха (Якутия)

Усть-Ордынский Бурятский а.о.*

*Административное деление дано на 2007 г .

Сопоставление индексов промышленности и сельского хозяйства за постсоветское время показывает, что происходит углубление специализации: аграрные регионы усилили свой сельскохозяйственный профиль, а промышленные — индустриальный.

В начале 1990-х годов соз­давалось впечатление, что наблюдается сдвиг хозяйства на север и восток страны. Однако пока этого в широких масштабах не происходит. Об этом говорит распределение по районам страны инвестиций (табл. 6). Налицо их концентрация на относительно хорошо (по российским, конечно, меркам) освоенных территориях, где они и ранее были велики. За Уралом по уровню концентрации инвестиций выделяются лишь тюменские округа.

Двадцать первых регионов
по размерам инвестиций в основной капитал за 1992—2006 гг., % от РФ

Средняя доля

Средняя доля

Ханты-Мансийский а.о. — Югра

Республика Саха (Якутия)

Российское хозяйственное пространство всё более дифференцируется. Значительную его часть занимает преимущест­венно сельскохозяйственная деятельность, а также добывающая промышленность. На обрабатывающей индустрии специализируется лишь1,5 всех российских регионов. Многие регионы специализируются на третичной сфере, однако она большей частью имеет не прогрессивный инновационно-информационный, а торгово-бюрократический характер. Учитывая, что наше сельское хозяйство проявляет признаки архаизации, примитивизации, межрегиональные различия социально-экономических укладов становятся все более существенными — от доиндустриального до постиндустриального.

В целом, по тем же причинам неверно выравнивание душевых производственных инвестиций. Крупные стройки (ГЭС, АЭС) часто длятся десятилетиями. Строительная специализация Сахалинской обл. (табл. 4) — это отражение современных крупных инвестиций в освоение нефтегазоваго шельфа. В регионах, которые специализируются на экологическом туризме, органическом сельском хозяйстве 5 и заповедном деле, нет потребностей в масштабных инвестициях. Такие инвестиционные скачки (в пространстве и во времени) — элемент нормального функционирования хозяйства, а вовсе не аномалия.

На картограмме 6 показано распределение регионов России по душевому ВРП, пересчитанному в долларах США (по паритету покупательной способности — ППС). Для сопоставления российских регионов со странами мира приведем картограмму душевого ВВП зарубежных стран.

Валовый региональный продукт (по ППС) на душу населения. (Картограмма.)

Валовый внутренний продукт (по ППС) на душу населения. (Картограмма.)

Такое сравнение, конечно, условно, поскольку в рамках одной страны материальные блага подлежат межрегиональному перераспределению. Эти картосхемы, однако, дают определенное представление, но не столько о доходах населения, определяющих его уровень жизни, сколько об экономиче­ском результате деятельности населения регионов в сопоставлении с этими показателями в странах мира.

Чеченская Республика и Республика Ингушетия сопоставимы с такими беднейшими странами, как Чад, Уганда, Кот-д'Ивуар (даже Вьетнам и Лесото вдвое превосходят эти республики РФ по уровню создаваемого богатства на душу населения). Правда, на картограмме обозначены два десятка стран (Конго, Танзания, Нигер и др.) мирового захолустья, которые беднее наших северокавказских республик. 37 субъектов РФ с душевым ВРП 5—10 тыс. долл. (среднемировой составлял 9,5 тыс. долл.) попадают в одну группу с такими странами, как Азербайджан, Филиппины, Китай и Бразилия.

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008 / Федеральная служба гос. статистики. — CD; Доклад о развитии человека 2007/2008. Борьба с изменениями климата: человеческая солидарность в разделенном мире / Пер. с англ. — М.: Весь мир, 2007.

Чукотский а.о., Сахалинская обл. и Якутия сопоставимы соответственно с Южной Кореей, Португалией и Словакией. 14 российских регионов с показателями от 10 до 15 тыс. долл. (Пермский край, Липецкая обл., Республика Коми и др.) по уровню богатства разместились между Коста-Рикой и Тринидадом и Тобаго.

10 845 долл. — это среднероссийский показатель, но вследствие неравномерного распределения регионов по данному параметру его достигают лишь 14 субъектов РФ. Подавляющее их большинство занимает срединное положение в условной мировой экономической иерархии, их мало и на ее верхних, и на нижних этажах.

Если региональные различия по социальным показателям хоть медленно, но сокращаются, то экономическая дифференциация неуклонно растет: вариационный размах душевого ВРП увеличился с 20 в 1995 г. до 26,5 (2000 г.) и 44,8 (2006 г.). Правда, основной причиной современного роста межрегиональной экономической дифференциации является ценовой фактор. Так, доля Тюменской обл. в сумме ВРП регионов страны за 1995—2005 гг. показала сильный рост (с 7 до 12%), но доля добычи нефти в нем увеличилась лишь с 65 до 67%. Конечно, высокие экспортные доходы Тюменской обл. — это и наполнение общего государственного бюджета, но здесь важно, что богатство этого региона прирастало не за счет его трудовых усилий, а за счет использования природной ренты в сочетании с удачной внешнеэкономической конъюнктурой.

Рис. 4. Российские регионы в мировой экономической иерархии

Дифференциация уровня жизни

Благодаря перераспределению средств от богатых регионов к бедным, различия между ними по доходам населения менее выражены, чем по экономическим показателям, однако все равно они очень существенны. Различия по душевому ВРП составляли в 2007 г.27,7 раз, а по доходам населения — только 9,5 раз. Еще более сглаживает дифференциацию соотношение душевого дохода с прожиточным минимумом, позволяющее хотя бы частично исключить территориальные различия в стоимости жизни. Здесь не обсуждается еще одна принципиально важная проблема — условность рассчитываемого Росстатом прожиточного минимума. Его величина, по методике статистического ведомства, серьезно расходится с соображениями о возможном минимуме с позиций здравого смысла.

Из табл. 8 видны очаги социального неблагополучия и ареалы относительного процветания. В числе первых, как всегда, северокавказские республики и дальневосточные регионы, а также Ивановская обл. и Мордовия. Социально относительно благополучными, естественно, являются столицы, нефтегазоносные округа, Чукотский а.о., а также Свердловская и Самарская обл., Башкортостан и Татарстан.

Отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму
в некоторых российских регионах, 2007 г ., %

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

    › › › ›
  • Чем отличаются друг от друга разные регионы страны?

Чем отличаются друг от друга разные регионы страны?

Российская Федерация состоит из нескольких видов субъектов: республик, краев, областей и автономных округов, в её состав также входят три города федерального значения, одна автономная область и четыре автономных округа. Все перечисленные субъекты юридически равноправны. Фактически же у республик есть больше государственности и возможностей для существования вне федерации, чем у других регионов страны, кроме того, регионы различаются по своему экономическому положению.

Республика – фактически государство в составе России – имеет свою конституцию и законодательство, структура ее органов обычно схожа со структурой государственных органов федерации, но отражает в названиях национальную специфику. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство и, как правило, организация власти в них представляет собой напоминающую упрощенную федеральную структуру органов государственной власти. Все субъекты федерации имеют определенное административно-территориальное деление на муниципальные районы, городские округа, в которых в свою очередь выделяются городские и сельские поселения, внутригородские районы.

Республики, в отличие от других субъектов федерации, вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Больше всего таких языков в Карачаево-Черкесии – абазинский, кабардино-черкесский, карачаево-балкарский и ногайский и Дагестане – аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский и чеченский языки. В Мордовии государственным признан мокшанский язык, в Татарстане – татарский, в Тыве – тувинский.

В остальном отличий минимум. Для всех регионов конституция предусматривает перечень вопросов, находящихся в совместном ведении с Российской Федерацией:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Совместное ведение означает, что решения по этим вопросам могут принимать как федерация, так и её субъекты по согласованию друг с другом или самостоятельно. В реальности Российская Федерация чаще всего сама решает вопросы совместного ведения.

Проблемы расширяющихся диспропорций в социально-экономическом развитии российских регионов, проявляющиеся в серьезных разрывах в уровнях доходов и, стало быть, в качестве жизни населения, сегодня являются реальностью.

Несмотря на принимаемые меры в системе госрегулирования экономикой по реализации задач "Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года", эти проблемы по-прежнему купируются за счет механизмов межрегионального перераспределения доходов и бюджетных вливаний в регионы-аутсайдеры.

Фото: iStock

В настоящее время в России уровень регионального неравенства намного выше, чем в странах с сопоставимой по объему и структуре ВВП экономикой. Данный факт во многом объясняется тем, что каждая область Российской Федерации характеризуется собственными уникальными географическими, природно-ресурсными, демографическими, экономическими, социальными и иными особенностями. Все они являются как позитивными факторами обеспечения базовых условий конкурентоспособности одних территорий, так и объективной угрозой предела возможностей развития других.

Исследование показало, что список лидеров возглавляют не только столичные и сырьевые нефтегазодобывающие регионы, традиционно имеющие максимальные возможности для формирования доходной части бюджетов, но и области Черноземья: Белгородская (пятое место), Воронежская (восьмое место) и Липецкая (12-е место).


Безусловно, факторы пандемии в 2020 году и связанные с ней ограничительные меры значительно повлияли на снижение доходов населения и существенно ухудшили социально-экономические показатели многих регионов. По данным Росстата, реальные денежные доходы в целом по России во втором квартале 2020-го сократились на восемь процентов в годовом выражении.

Тем не менее анализ данных рейтинга позволяет четко выделить регионы-лидеры, которые обладают наиболее высоким внутренним потенциалом экономического развития за счет решения задач постоянного роста качества жизни населения на своих территориях. Именно такие российские области, на мой взгляд, и в дальнейшем будут иметь наивысший уровень "иммунной устойчивости" ко всякого рода внешним и внутренним шокам. Ведь в них в полной мере сможет проявляться синергетический эффект от сложения потенциалов базовых факторов региональной конкурентоспособности (агломерационных, инвестиционных, сырьевых и других) в сочетании с успешно реализуемой местными органами власти социальной политикой.

Читайте также: