Региональная война это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Локальная война.Война между двумя и более государствами, ограниченная по политическим целям, в которой военные действия будут вестись, как правило, в границах противоборствующих государств и затрагиваются преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие). Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в районе конфликта, с их возможным усилением за счет переброски дополнительных сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил.

При определенных условиях локальные войны могут перерасти в региональную или крупномасштабную войну.

Региональная война.Война с участием двух и более государств (групп государств) региона национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения на территории, ограниченной пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воздушным и космическим пространством, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели. Для ведения региональной войны потребуется полное развертывание вооруженных сил и экономики, высокое напряжение всех сил государств-участников. В случае участия в ней государств, обладающих ядерным оружием, либо их союзников, региональная война будет характеризоваться угрозой перехода к применению ядерного оружия.

Военная организация государства.

Защита национальных интересов России в военной сфере 5 решается прежде всего военной организацией государства, которая представляет совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также выделяемые части научного и производственного комплексов, совместная деятельность которых, направлена на обеспечение обороны и военной безопасности, защиту жизненно важных интересов государства.

Главной задачей военной организации Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия против России и ее союзников.

Основные принципы обеспечения военной безопасности:

сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;

эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификация военных угроз, адекватность реагирования на них;

достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности, их рациональное использование;

соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности;

ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.

Основой военной организации государства являются Вооруженные силы Российской Федерации.

Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставили перед Вооруженными Силами РФ совершенно иные задачи, которые могут быть структурированы по четырем основным направлениям:

Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации.

Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации.

Осуществление силовых операций мирного времени. Применение военной силы.

Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливают возможность перерастания выполнения одной задачи в другую, поскольку наиболее проблемные с точки зрения безопасности РФ военно-политические ситуации носят комплексный и многоплановый характер.

Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации обеспечивается:

своевременным выявлением угрожающего развития военно-политической обстановки, подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию и (или) ее союзников;

поддержанием состава, состояния, боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях;

поддержанием боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подготовки группировок войск (сил) общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба; поддержанием готовности к стратегическому развертыванию в рамках государственных мероприятий по переводу страны на условия военного времени.




Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации включает в себя следующие компоненты:

· обеспечение безопасности граждан России в зонах вооруженных конфликтов и политической или иной нестабильности;

· создание условий для безопасности экономической деятельности Российской Федерации или представляющих ее экономических структур;

· защита национальных интересов Российской Федерации в территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Мировом океане

· проведение по решению Президента РФ операций с использованием сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации заданного масштаба в регионах жизненно-важных экономических и политических интересов РФ.

Осуществление силовых операций мирного времени:

· выполнение Российской Федерацией союзнических обязательств, в соответствии с международными договорами или иными межгосударственными соглашениями;

· борьба с международным терроризмом, борьба с политическим экстремизмом и сепаратизмом, предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;

· частичное или полное стратегическое развертывание, поддержание готовности к применению и применение потенциала ядерного сдерживания;

· осуществление миротворческих операций по мандату ООН или СНГ по сценариям поддержания мира или принуждения к миру;

· обеспечение режима военного (чрезвычайного) положения в одном или нескольких субъектах Российской Федерации в соответствии с решениями высших органов государственной власти;

· защита Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде;

· силовое обеспечение режима международных санкций, введенных на основании решения СБ ООН;

· предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий;

· организация территориальной обороны;

· организация и ведение информационного противоборства

Вооруженные Силы РФ должны быть способны:

В мирное времяи в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи поддержания боеготовности, войсками (силами) постоянной готовности без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции как самостоятельно, так и в составе многонациональных контингентов.

В случае обострения военно-политической и военно-стратегической обстановки— обеспечить стратегическое развертывание ВС РФ и сдерживать эскалацию обстановки за счет сил стратегического сдерживания и маневра силами постоянной готовности.

В военное время— наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развертывания, — решать задачи одновременно в двух локальных войнах без применения ядерного оружия.

Российская Федерация поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также ее союзников в соответствии с международными договорами.

Вооруженные Силы РФ готовятся к прямому участию в следующих видах военных конфликтов:

1. Вооруженный конфликт. Одна из форм разрешения политических, нацио­нально-этнических, религиозных, территориальных и других противоречий с применением средств вооруженной борьбы, при которой государство (го­сударства), участвующие в военных действиях не переходят в особое состоя­ние, называемое войной. В вооруженном конфликте стороны, как правило, преследуют частные военно-политические цели. Вооруженный конфликт может стать следствием разрастания вооружен­ного инцидента, приграничного конфликта, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба, в ходе которых для разрешения противоречий используются средства вооруженной борьбы. Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с уча­стием двух и более государств) или внутренний характер (с ведением воору­женного противоборства в пределах территории одного государства).

2. Локальная война. Война между двумя и более государствами, ограничен­ная по политическим целям, в которой военные действия будут вестись, как правило, в границах противоборствующих государств и затрагиваются преимущественно интересы только этих государств (территориальные, эконо­мические, политические и другие). Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернуты­ми в районе конфликта, с их возможным усилением за счет переброски до­полнительных сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил.

При определенных условиях локальные войны могут перерасти в регио­нальную или крупномасштабную войну.

3. Региональная война. Война с участием двух и более государств (групп го­сударств) региона национальными или коалиционными вооруженными си­лами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения на тер­ритории, ограниченной пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воздушным и космическим пространством, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели. Для ведения региональной войны потребуется полное развертывание вооруженных сил и экономики, высокое напряжение всех сил государств-участников. В случае участия в ней государств, обладающих ядерным оружи­ем, либо их союзников, региональная война будет характеризоваться угрозой перехода к применению ядерного оружия.

Крупномасштабная война. Война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. Она может стать ре­зультатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональ­ной войны путем вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира. В крупномасштабной войне стороны будут пре­следовать радикальные военно-политические цели. Она потребует мобили­зации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.

Российская Федерация поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также ее союзников в соответствии с международными договорами.

Вооруженные Силы РФ готовятся к прямому участию в следующих видах военных конфликтов:

1. Вооруженный конфликт. Одна из форм разрешения политических, нацио­нально-этнических, религиозных, территориальных и других противоречий с применением средств вооруженной борьбы, при которой государство (го­сударства), участвующие в военных действиях не переходят в особое состоя­ние, называемое войной. В вооруженном конфликте стороны, как правило, преследуют частные военно-политические цели. Вооруженный конфликт может стать следствием разрастания вооружен­ного инцидента, приграничного конфликта, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба, в ходе которых для разрешения противоречий используются средства вооруженной борьбы. Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с уча­стием двух и более государств) или внутренний характер (с ведением воору­женного противоборства в пределах территории одного государства).




2. Локальная война. Война между двумя и более государствами, ограничен­ная по политическим целям, в которой военные действия будут вестись, как правило, в границах противоборствующих государств и затрагиваются преимущественно интересы только этих государств (территориальные, эконо­мические, политические и другие). Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернуты­ми в районе конфликта, с их возможным усилением за счет переброски до­полнительных сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил.

При определенных условиях локальные войны могут перерасти в регио­нальную или крупномасштабную войну.

3. Региональная война. Война с участием двух и более государств (групп го­сударств) региона национальными или коалиционными вооруженными си­лами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения на тер­ритории, ограниченной пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воздушным и космическим пространством, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели. Для ведения региональной войны потребуется полное развертывание вооруженных сил и экономики, высокое напряжение всех сил государств-участников. В случае участия в ней государств, обладающих ядерным оружи­ем, либо их союзников, региональная война будет характеризоваться угрозой перехода к применению ядерного оружия.

Крупномасштабная война. Война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. Она может стать ре­зультатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональ­ной войны путем вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира. В крупномасштабной войне стороны будут пре­следовать радикальные военно-политические цели. Она потребует мобили­зации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.

(англ regional war) -по Военной доктрине РФ война, возникшая в результате эскалации локальной войны или вооруженного конфликта, ведущаяся с участием 2-х или нескольких государств (групп государств) одного региона, национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения. В Р.в. стороны преследуют важные военно-политические цели. Р.в. может предшествовать угрожаемый период. Р.в. может иметь начальный период, основным содержанием которого является напряженная вооруженная борьба за овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого гос-ного и военного управления, достижение превосходства в информационной сфере, завоевание (удержание) господства в воздухе. В случае затяжного характера Р.в. ее цели достигаются в последующих и завершающем периодах. См. также Крупномасштабная война.

война, охватывающая определенный регион (часть континента), с вовлечением в нее всех или большей части находящихся в его границах государств, при косвенном участии (оказание помощи) др. государств, создающая угрозу миру и безопасности на данном континенте, в том числе и не планируемым в начале Р. в. вовлечением большей части трансграничных государств. Р. в. может носить коалиционный характер, отличаться большой напряженностью, разнообразием средств и способов вооруженной борьбы.

война с участием двух или неск. гос-в (групп гос-в), огранич. пределами одного региона и затрагивающая преимуществ. интересы располож. в нём стран. Может стать результатом эскалации локальной войны или вооруж. конфликта. Характеризуется важностью воен.-полит. и решительностью операт.-стратег. целей сторон, ведением вооруж. борьбы во всех сферах, массир. применением совр. видов вооружений и др. М.б. как обычной, так и ядерной, иметь скоротеч. или затяжной характер.

В Военной доктрине раскрыт характер современных войн и вооруженных конфликтов.

Характер современных войн (вооруженных конфликтов) определяется их военно-политическими целями, средст­вами достижения этих целей и масштабами военных действий.

В соответствии с этим современная война (вооруженный конфликт) может быть (см. рис. 2.3):

- по военно-политическим целям - справедливой (не противо­речащей основополагающим принципам международного права и Ус­таву ООН, ведущейся в порядке самообороны страной, подвергшейся агрессии); несправедливой (противоречащей основополагающим принципам международного права и Уставу ООН);

- по применяемым средствам - с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения; с применением только обычных средств поражения;

- по масштабам - локальной, региональной, крупномасштаб­ной.

Вооруженный конфликт может возникнуть в форме вооружен­ного инцидента, вооруженной акции и других вооруженных столкно­вений ограниченного масштаба и стать следствием попытки разре­шить национальные, этнические, религиозные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы.

Особой формой вооруженного конфликта является пригранич­ный конфликт.

Вооруженный конфликт может иметь международный харак­тер (с участием двух или нескольких государств) или немеждународ­ный, внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории одного государства).

Вооруженный конфликт характеризуется:

- высокой вовлеченностью в него и уязвимостью местного на­селения;

- применением нерегулярных вооруженных формирований;

- широким использованием диверсионных и террористических методов;

- сложностью морально-психологической обстановки, в которой действуют войска;

- вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасности маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил);

- опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.

Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в районе конфликта, с усилением их при необходимо­сти за счет переброски войск, сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил.

В локальной войне стороны будут действовать в границах про­тивоборствующих государств и преследовать ограниченные военно­политические цели.

Региональная война может стать результатом эскалации ло­кальной войны или вооруженного конфликта и вестись с участием двух или нескольких государств (групп государств) одного региона, национальными или коалиционными вооруженными силами с приме­нением как обычных, так и ядерных средств поражения.

В региональной войне стороны будут преследовать важные во­енно-политические цели.

Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны, вовле­чения в них значительного количества государств различных регионов мира.

Крупномасштабная война с применением только обычных средств поражения будет характеризоваться высокой вероятностью перерастания в ядерную с катастрофическими последствиями для ци­вилизации, основ жизнедеятельности и существования человечества.

В крупномасштабной войне стороны будут ставить радикаль­ные военно-политические цели. Она потребует полной мобилизации всех материальных и духовных ресурсов государств-участников.

Крупномасштабной (региональной) войне может предшество­вать угрожаемый период.

Крупномасштабная (региональная) война может иметь началь­ный период, основным содержанием которого явится напряженная вооруженная борьба за овладение стратегической инициативой, со­хранение устойчивого государственного и военного управления, дос­тижение превосходства в информационной сфере, завоевание (удер­жание) господства в воздухе.


Рис. 2.3. Структура современной войны

В случае затяжного характера крупномасштабной (региональ­ной) войны ее цели будут достигаться в последующих и завершающем периодах.

Российская Федерация последовательно и твердо добивается создания эффективной системы политических, правовых, организаци­онно-технических и иных международных гарантий недопущения вооруженных конфликтов и войн.

1. Доложите основные признаки и принципы построения право­вого государства.

2. Доложите структуру федеративного устройства РФ.

3. Доложите структуру органов государственной власти РФ.

4. Перечислите основные нормативно-правовые документы, регламентирующие оборону Отечества как функцию государства.

5. Доложите классификацию видов военной безопасности и дайте краткую характеристику каждому из них.

Глава 3. Правовое положение военной организации государства

Достигаемые уровни обученности:

- о признаках и принципах построения военной организации го­сударства;

- о понятии, формах, принципах и методах военного управле­ния.

- структуру военной организации государства; структуру ВС РФ; структуру органов военного управления и их полномочия;

- нормы базовых законодательных актов, регламентирующих: создание ВС РФ; институты военного и чрезвычайного положений; мобилизацию и мобилизационную подготовку.

- ориентироваться в нормах военного права, оперативно нахо­дить нужную правовую информацию и использовать ее в практиче­ской профессиональной деятельности.

Читайте также: