Регионализация мировой экономики кратко

Обновлено: 02.07.2024

Районирование определяются как акт , посредством которого группа соседей передает часть своих административных полномочий, экономических и политических к наднациональной организации , основанной на идее региона, понимаемые в смысле континентального слове.

Это понятие не следует путать с процессом децентрализации, который в некоторых аспектах схож, но проявляется в централизованном государстве и в другом масштабе, начиная от национального масштаба до инфранационального масштаба, такого как регион во Франции.

Резюме

Определение термина регионализация

Этот термин охватывает два очень разных по природе понятия.

На институциональном уровне страны или зоны

Регионализация обозначает форму децентрализации государства , которое передает полномочия в своих регионах, например , в Франции с проектом референдума в 1969 году по инициативе напрасно генерала де Голля , то с законами Гастон Defferre , в 1982 году .

На экономическом уровне региона мира

Словарь терминов торговой политики определяет ее как меры , принимаемые правительствами в целях либерализации или содействия региональной торговле, иногда через зоны свободной торговли или таможенных союзов.

Регионализация и глобализация

В настоящее время этот термин иногда используется для обозначения в узком чисто экономическом смысле глобализации, когда речь идет об открытии границ для экономических обменов. В данном случае это скорее противоположность глобализации, когда она подразумевает менее связанный мир, в котором больше внимания уделяется региональному уровню.

Однако для некоторых наблюдателей было бы химерично и лукаво полагать, что эти региональные собрания являются всего лишь модальностью глобализации. Действительно, регионализация и глобализация сосуществуют по-разному, могут противопоставляться в зависимости от изучаемых областей, но также могут находиться во взаимодействии.

Европа и регионализация

Регионализация - это процесс передачи власти от центрального правительства регионам для лучшего применения принципа субсидиарности в рамках национальной или федеральной солидарности. Он включает создание, расширение или наделение властей полномочиями, а также передачу навыков и ответственности регионам. Комитет по управлению и Палата регионов Конгресса местных и региональных властей Совета Европы несут ответственность за правовые и политические вопросы, связанные с регионализацией в государствах-членах Совета Европы. Они исследуют, в частности, эволюцию институциональной и административной организации регионов, их компетенцию и их финансовую автономию.

Типы региональных соглашений

Эти соглашения могут различаться в зависимости от их интенсивности, мировых правил и рынка. Мы различаем:

  • Соглашения Юг-Юг;
  • Соглашения Север-Юг, наоборот;
  • соглашения Север-Север.

Причины регионализации

Глобализация и регионализация развивались с конца 1980-х по 1990-е годы: Европейский Союз , МЕРКОСУР , Алена , Анасе , САДК и т. Д.

Но в настоящее время регионализация приобрела новое измерение в международных экономических отношениях и затрагивает все основные регионы мира: Европу, Северную Америку, Латинскую Америку, Азию и Африку с ростом глобализации.

Эти группировки между странами были призваны уравновесить европейскую экономическую интеграцию и предложить своим участникам больший вес в международных торговых переговорах ( ВТО ), с другой стороны, сегодня ситуация и причины изменились:

  • появление новых стран и их относительное экономическое сходство позволяют предусмотреть усиление их интеграции на региональном уровне;
  • появление новых региональных полюсов после окончания биполярности: в силу влияния их географии и естественного измерения обменов требуются новые группировки;
  • новый экономический порядок, созданный на заре мировой войны 40-45 годов, больше не знает, как реагировать на проблемы, стоящие перед миром. Международное сообщество больше не производит удовлетворительных общественных благ. Следовательно, региональные группировки могут быть ответом на этот недостаток;
  • Тенденция к рыночной экономике и политике, ориентированной на внешний мир (экстравертная политика), навязанная текущей глобализацией, также является движущими силами для формирования региональных коалиций.

Региональные организации

Африканский

  • Организация по гармонизации коммерческого права в Африке (OHADA)
  • Новое партнерство в интересах развития Африки (НЕПАД)
  • Сообщество развития юга Африки (САДК)
  • Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА)
  • Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС)
  • Западноафриканский экономический и валютный союз (UEMOA)
  • Центральноафриканское экономическое и валютное сообщество (CEMAC)

Американец

  • Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)
  • Организация американских государств (ОАГ)
  • Южный общий рынок (МЕРКОСУР)

Азиаты

Европейский

История регионализации

Хотя это слово появилось недавно во французском языке, поскольку оно появилось примерно в 1960-х годах, оно устарело по своему содержанию. [не ясно]

Кавычки

Под регионализацией понимается процесс перераспределения государственных полномочий в пользу регионов, а также учёт региональных интересов и потребностей в политике, экономике, управлении, планировании (Трейвиш, Артоболевский $2001$). Необходимо отличать регионализацию от регионализма: если регионализм, как особая стратегия региональных элит и политических партий, говорит о намерении перераспределить власть, то регионализация описывает реальный процесс её перераспределения. Иными словами, не всякий регионализм влечёт за собой регионализацию. Если процессы регионализма развиваются снизу, из регионов, то регионализация, напротив, идёт сверху, с национального уровня. В то же время и регионализм, и регионализация — антонимы централизма, централизации, унификации, хотя их далеко не всегда можно отождествлять с дезинтеграцией и сепаратизмом.


Регионализацию можно рассматривать как естественный результат наблюдаемой сегодня трансформации национального государства, которая, в частности, находит своё выражение в так называемой диффузии власти: она в нарастающих масштабах переходит как наверх, к наднациональным и межгосударственным организациям и структурам, так и вниз, к регионам, местным сообществам, гражданским институтам (Со1отег $2007$).

Готовые работы на аналогичную тему

Государственная власть

Во-вторых, политическая регионализация позволяет сократить дистанцию между политической элитой и рядовыми гражданами. Известно, что в крупных политических системах элита в меньшей степени представляет интересы граждан, что порождает так называемый демократический дефицит. Регионализация же предоставляет гражданам новые каналы политического участия, вовлекая их в политику на тех уровнях, которые прежде были закрыты для прямого социального действия. Здесь уместно сослаться на опыт Франции, где процессы регионализации в $1970$-е и $1980$-е годы привели к созданию регионов, основным политическим институтом которых стали региональные советы, избираемые населением напрямую. Наконец, в-третьих, регионализация укрепляет принципы диалога и компромисса между различными уровнями самой государственной власти.

Глобальная регионализация

Процесс глобальной регионализации имеет свои характерные черты.

  1. Планируемый положительный результат для всех участников регионального объединения, возможность получения экономических и политических преференций от участия в макрорегиональном проекте.
  2. Этот процесс не является стихийным, это заранее и четко планируемый процесс, организованный, требующий большой подготовительной работы и воспринимаемый его участниками как объективная необходимость.
  3. Создание в результате самодостаточной, нестабильной и открытой системы.
  4. Асинхронность экономической и политической интеграции.
  5. Наличие регионального лидера, который инициирует интеграционные процессы и является их главным двигателем.
  6. Историческая и этноконфессиональная общность не имеет большого значения, но может при определенных условиях тормозить интеграционные процессы или повышать их поступательную динамику.
  7. Совпадение экономических моделей развития, политических систем и доминирующей системы ценностей повышает шансы на успех региональной интеграции.

Глобальная регионализация проявляется следующим образом.

Во-первых, интеграция локальных сообществ и соединение их в макрорегион. Основаниями для такой интеграции выступают как внутренние (экономическое партнёрство, схожесть политической культуры и институтов, социокультурная близость, например, идентичная цивилизационная матрица), так и внешние факторы (общие ориентиры внешней политики, стратегии взаимодействия с глобальным миром и его актёрами, решение задач макрорегиональной безопасности и др.).

В-третьих, на базе интеграции и локализации возникает качественно новое геополитическое и геоэкономическое образование, члены которого (суверенные государства) передают часть своих функций на наднациональный уровень. Границы таких макрорегионов могут совпадать с границами геоцивилизаций (например, ЕС). В данных образованиях наблюдается тенденция к замыканию торговых и инвестиционных потоков внутри системы, что способствует достижению ещё большей самодостаточности, независимости от внешней среды, стабильности и безопасности.

Особенностью глобального регионализма является временная асинхронность формирования макрорегионов. Так, в Европейском союзе процесс развивается хотя и достаточно противоречиво, но тем не менее с прогрессивной динамикой.

В регионализация Это процесс, при котором область разбивается на более мелкие фракции, называемые регионами. Компании используют его как инструмент управления, а также как способ обеспечить удовлетворение уникальных потребностей конкретных областей.

Это также определяется как форма регионального экономического сотрудничества, в значительной степени поддерживаемого многонациональными компаниями, путем создания заводов в разных странах для специализированного производства определенных компонентов готовой продукции.

Этот термин также относится к тому, как некоторая часть мира, объединяющая несколько стран, становится более важной, чем отдельные страны в этой области, в экономическом или политическом плане. Экономисты отмечают растущую регионализацию торговых блоков в разных частях мира.

Этот процесс привел к появлению региональных производственных сетей на нескольких континентах и ​​характеризовался большей специализацией, взаимозависимостью и международной интеграцией. Возможность для стран участвовать в этих сетях ограничена качеством их инфраструктурных сетей.

Характеристики регионализации

Характерной чертой регионализации является участие в экономической интеграции или сотрудничестве входящих в нее наций в дополнение к ее сложному характеру.

Регионализация включает в себя широкий спектр процессов и взаимодействий в различных сферах, таких как дипломатическая, политическая, культурная и социальная. Например, внедрение общей информационной или образовательной системы.

Глобальный

Глобализация связана с регионализацией международных отношений. Это сегментация интегрированного и глобализированного мира, где регионы формируются в глобальную политическую структуру как на микроуровне внутри стран, так и на макроуровне на глобальном уровне.

Глобальные процессы формируют международные отношения, где основное взаимодействие происходит между различными региональными группами.

Интеграция

Регионализация - это тенденция, обусловленная интенсивными интеграционными процессами во всем мире, в результате которых страны объединяются в группы для создания региональных систем.

Также часто говорят о сегментации планеты, которая отражает зарождающееся глобальное структурирование, превращающееся в союз центров силы и макрорегиональных систем.

Основная причина регионализации - существующее требование, чтобы страны, которые вмешиваются в общую политическую сцену, были интегрированы в иерархию.

Макро-регионы

Они составляют большие отдельные области мира и представляют макроуровень глобального политического порядка. На этом уровне регион считается интегрированной в социальном, политическом и экономическом плане единицей, формально представляющей себя как наднациональный и транснациональный субъект.

Они характеризуются своей социокультурной близостью и признаны рядом наднациональных политических институтов. Помимо социальных, культурных, демографических и образовательных аспектов, их определяют география, экономика и история.

Типы регионализации

Однородные регионы

Они определяются своей однородностью. Они очень похожи в некоторых аспектах, таких как социально-экономическая ситуация, природная среда и т. Д. Эти области можно рассматривать как смежные или отдельные области, которые имеют одинаковые характеристики, которые могут быть:

- Географические: ландшафт, высота, фауна и флора.

- Экономические: бизнес, занятость, экономическая динамика.

- Политика: результаты выборов и т. Д.

- Демографические: пол, возраст, состав семьи.

Эти регионы хорошо адаптированы к различным видам анализа региональной специализации рабочей силы.

Узловые регионы

Они определяются типом внутренних связей в дополнение к их импульсу. Они основаны на конгломерации экономической деятельности в одном пространстве. Большинство внутренних соединений находится внутри самого узла или между узлом и его зоной влияния.

Этот тип регионов полезен для анализа полюсов роста и при организации территориального государственного управления.

Программирование регионов

Они указаны в вашей политике развития. Они сочетают в себе характеристики узловых и однородных областей. Они используются при оценке институциональной администрации.

Региональная политика Европейского Союза, ее цели и определение целевых областей в основном адаптированы к этому типу региона. Программирование регионов обычно полезно для учета региональных планов и информационных аспектов.

Важность

Существующий анализ и исследования показывают, что одним из основных последствий глобализации для экономики является растущее значение процессов регионализации.

Это сопровождалось девальвацией национальной экономики и вмешательством государства, в то время как региональная экономическая деятельность приобретала все большее значение.

По мере ослабления роли стран конкурентоспособность компаний все больше определяется фактором регионализации.

Аспекты, подчеркивающие важность региональной инициативы и организации, такие как субсидиарность, децентрализация, партнерство и т. Д., Становятся все более важными.

Рыночная конкуренция

Компании разрабатывают глобальные стратегии конкуренции друг с другом. Эти глобальные стратегии достигают границ регионов и стран.

Теоретически традиционные факторы производства доступны всем компаниям без ограничений. Мобильные факторы могут быть транспортированы, и на месте могут быть созданы отделы для немобильных факторов.

Новые технологии и результаты экономики, основанной на знаниях, распространяются по всему миру, затрагивая все секторы экономики, в то время как поток информации между участниками рынка почти непрерывен и не имеет ограничений.

Примеры регионализации

Глобальная конкуренция

Это не что иное, как конкуренция между регионами, которая служит основой глобальных отраслей. Планы экономического развития региона также определяются наличием или отсутствием этих промышленных баз.

Успешные компании в данном секторе обычно сосредоточены в нескольких регионах или городах. Например, информационные технологии в Кремниевой долине, финансовые услуги в Лондоне, фармацевтика в Базеле и т. Д.

Макрорегионы

Кажется, что макрорегиональный полицентричный мир и многоуровневая иерархическая структура постепенно заменяют международный порядок. Как правило, макрорегионы обладают рядом довольно однородных характеристик:

- Общие наднациональные органы власти, такие как Европейский Союз и Содружество Независимых Государств.

- Социокультурные или языковые границы, такие как Содружество Наций, Атлантическое сообщество, арабский мир, восточнославянский регион и т. Д.)

- Конфессиональное или религиозное единство, например исламский мир или христианская цивилизация.

- Общая модель социально-экономического развития, будь то либеральная, континентальная, средиземноморская, скандинавская и т. Д.

Встает вопрос: насколько политика экономического развития России (о стратегии экономического развития едва ли можно говорить всерьез), которую с той или иной степенью успешности осуществляет правительство страны, соответствует возможному образу и перспективной архитектуре глобальной экономики?

Противоречие между все более национально управляемым и регионально обусловленным характером экономического роста и глобалистским характером механизма изъятия и перераспределения ренты становится главным противоречием современного мира, которое может при определенных условиях стать источником его силовой трансформации. Это противоречие носит, что важно, не только и не столько экономический, сколько политический и геополитический характер.

Регионализация логистики. Наиболее очевидное последствие. Неочевидное последствие — возникновение отрасли микрологистики.

Регионализация финансовых (в перспективе — инвестиционных) отношений. Дедолларизация — часть данного вектора, важная не сама по себе, а в совокупности с иными процессами.

Регионализация экономических институтов и региональных механизмов экономического и инвестиционного взаимодействия.

Регионализация производства, возникновение регионализированных технологических цепочек, усиливающих потенциал кастомизации производства и повышающих востребованность микрологистики.

Регионализация потребления. Потребительские асимметрии, ранее носившие преимущественно социальный характер и нивелировавшиеся в процессе догоняющего социального развития (что было одним из важнейших составных частей глобализации), могут начать вновь приобретать системообразующий характер.

Фактором, ограничивающим потенциал участия России в процессах регионализации глобальной экономики, следует считать регионализацию глобальных финансов и систем расчета. Те страны, коалиции или системы субгосударственных участников международных отношений, которые смогут оседлать процесс выработки механизмов и форматов региональных и субглобальных систем торговых расчетов и инвестиций, одномоментно получат значительный экономический и политический выигрыш. Особенно если смогут обеспечить систему расчетов достаточными инструментами хеджирования рисков. Россия по данному направлению пока существенно отстает.

Геоэкономическая трансформация затронула несколько важных для российской экономики регионов:

Восточная Азия и примыкающие к ней некоторые регионы Юго-Восточной Азии. Восточноазиатский экономический полюс считается наиболее зрелым, хотя с точки зрения институционализации взаимодействия ключевых экономических игроков ситуация неоднозначна. Особенно после выхода США из Соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, что стало одним из наиболее ярких экономических шагов Дональда Трампа. Особенностью ситуации будет являться наличие одного экономического гегемона и попытки выстроить коалицию по его экономическому, а как следствие, и политическому сдерживанию. Относительно высокий уровень военно-силовых рисков в регионе будет существенно сдерживать экономический рост, формируя ситуативные доминирующие инвестиционные векторы.

Для России ситуация с встраиванием в рассматриваемый центр экономического роста осложняется отсутствием должного уровня институционализации и инфраструктурной обеспеченности регионов Дальнего Востока, а также незавершенностью политического и социального переформатирования региона с целью преодоления последствий 1990-х — начала 2000-х годов и создания условий для полноценной социальной модернизации.

Данный центр экономического роста является ключевой площадкой для запуска процессов комплексной дедолларизации не только экспортных операций, но и инвестиционной деятельности.

Проблема центра экономического роста в Прикаспийском регионе и далее — по вектору на Юг и Юго-Восток — заключается в необходимости постоянной поддержки экономических проектов и программ высоким уровнем политического взаимодействия и взаимопонимания, а также силовыми инструментами. В противном случае начнет происходить эрозия экономических интересов под воздействием политических манипуляций. Участие в данном центре глобального экономического роста — это еще и вопрос управления рисками и трансформации тактических проектов в стратегический вектор, что с учетом особенностей российской политики является значимым вызовом.

В регионе в среднесрочной перспективе при отсутствии значительных форс-мажоров будет достаточно свободных инвестиционных ресурсов (и не только нефтедолларов). Перспективы же их реинвестирования в западные финансово-спекулятивные инструменты будут оцениваться уже не столь оптимистично. Как результат, актуализируется тема восстановления ранее существовавших в регионе финансовых центров, в частности Бейрута.

Возможности формирования подобного центра экономического роста и, что самое главное, его формат пока не определились, более того, векторность развития зависит от многих неэкономических и в целом внерегиональных факторов, в том числе военно-силовых.

У России имеются очень хорошие шансы обеспечить реализацию в проекте индустриальной составляющей и выступать гарантом соблюдения национального суверенитета соответствующих государств. Оба этих фактора, во всяком случае на начальном этапе формирования регионального экономического роста, будут играть существенную роль.

Для эффективной экономической деятельности в Африке вне формата экстерриториальности, который неактуален для России, необходимо масштабное обустройство политической и экономической инфраструктуры, поскольку та, что была унаследована от колониального, а в ряде случаев советского периодов, деградировала. Это даст ситуацию локальной устойчивости для внешнего присутствия, но потребует либо активных инвестиций в социальное развитие и переформатирования, либо возврата к принципам раннего неоколониализма.

На данном этапе возможность для России активно включиться в развитие данного потенциально привлекательного центра глобального экономического роста сравнительно маловероятна. Это не означает невозможности встраивания в процессы реструктуризации экономического и социального пространства, осуществляемого внешними силами на уровне отдельных компаний с учетом востребованности определенного рода технологий и услуг.

Россия также имеет возможность принять участие в обеспечении развития меридиональных коммуникаций с выходом на Средиземное море и далее — на Европу с возможной вторичной модернизацией и частичной индустриализацией ряда государств Северной Африки (Алжир, Тунис, возможно, Ливия, но на новой демографической основе).

Это делает абсолютным структурным приоритетом для России на обозримую перспективу развитие финансовой составляющей экспортной политики и внешних инвестиций. России нужно продвижение не только продукции и услуг, но и стандартов расчетной и финансово-инвестиционной деятельности.

Это подразумевает необходимость существенного ускорения развития в России альтернативных инвестиционных систем, адаптированных в том числе к особенностям денежного обращения, и инвестиционных моделей в наиболее перспективных региональных центрах экономического роста.

Читайте также: