Реформы высших и центральных государственных органов в начале 19 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Все предметы / Государственное и муниципальное управление / Государственный аппарат России в первой половине XIX в.

Общая характеристика государственного аппарата России в первой половине XIX в.

Традиционно выделяемый в отечественной государственно-правовой истории период с начала XIX в. до 1861 г. характеризуется расцветом абсолютизма. Вся публично-правовая власть в государстве сосредоточена в этот период в руках одного лица – императора. В статьях, открывающих Свод законов Российской империи, идея самодержавия получает легитимное закрепление: император страны характеризуется как самодержавный и неограниченный монарх, власти которого обязаны повиноваться все, как божьей власти. Таким образом, на уровне закона получают закрепление божественное происхождение самодержавной власти.

Причины реформирования государственного аппарата России в первой половине XIX в.

Первые идеи о необходимости принятия конституции выдвигались ещё при Александре I, даже составлялись два проекта, однако названные проекты ни в коей мере не предусматривали ограничение власти императора.

Не желая ограничивать собственную власть, император не видел необходимости в принятии конституции, однако обойтись без реформирования государственного аппарата объективно не представлялось возможным.

Выделяют две основные причины, требующие проведения реформ государственного управления:

  • прогресс буржуазных отношений внутри страны и произошедшие в зарубежных странах буржуазные революции требовали от императора перестройки государственного аппарата таким образом, чтобы сохранить феодальные институты;
  • господствующие социальные слои дворянства и руководящее чиновничество стремились обеспечить собственные интересы посредством давления на императора, чтобы не допустить ущемления собственных классовых привилегий, которые объективно требовали ограничения.

Готовые работы на аналогичную тему

При этом необходимо отметить, что на дореформенном этапе государственный аппарат носил консервативный, реакционный характер; изменения, происходившие в нем, были незначительны.

Государственный совет в государственном аппарате России в первой половине XIX в.

В начале века, когда совместно с кругом приближенных аристократов Александр I пытался провести либеральные изменения, реформирование государственного аппарата ограничилось лишь учреждением Государственного совета и отдельных министерств.

По поручению императора проект реформирования государственного аппарата был разработан М.М. Сперанским. Проект предусмотрел учреждение:

  • Государственной думы как представительного законосовещательного органа, формируемого собственниками недвижимости;
  • Государственного совета, выполняющего законосовещательную и административную функции.

Предложение об учреждении Государственной думы было расценено как посягательство на ограничение самодержавия. Государственный совет был учрежден в 1810 г.

Государственный совет должен был обсуждать все законопроекты, предложенные императором, сам разрабатывать наиболее важные законопроекты, однако его законотворческая функция ограничивалась тем, что законопроект мог стать законом только после утверждения его императором.

Органы отраслевого управления в государственном аппарате России в первой половине XIX в.

Реформирование государственного аппарата происходило и по отраслевому признаку. Коллегии, учрежденные Петром Великим, на протяжении XVIII в. приходили в упадок. Введенный изначально принцип коллегиальности в их деятельности фактически сменился на практике единоличным принятием решений президентов, их возглавлявших. Коллегии были упразднены еще Екатериной Великой, а в начале правления Александра I была учреждена новая система отраслевого публичного управления – министерства. Так, в частности, были учреждены Военное министерство, Министерство юстиции, Финансовое министерство, Министерство иностранных дел и др. Состав министерств менялся в течение рассматриваемого исторического периода.

Концептуально министерства отличались от коллегий тем, что они действовали, основываясь на принципе единоначалия: министр, возглавлявший министерство, был полностью ответствен за вверенную ему сферу публичного управления и был наделен для решения управленческих задач в такой сфере всеми необходимыми полномочиями. Фактически он реализовал модель самодержавного правления в конкретной отрасли. При этом при министре действовал орган, осуществляющий подготовительную работу и совещательные функции, – это Совет министра.

Органы, действующие при императоре, в первой половине XIX в.

В рассматриваемый период был создан Кабинет министров. Комитет министров представлял собой совещательный орган при императоре. В компетенцию этого органа входили вопросы межведомственного характера и вопросы надведомственного характера, то есть когда управленческий вопрос выходил за рамки компетенции конкретного министра или касался нескольких министерств, он разрешался Комитетом министров. Кроме того, на Комитет министров были возложены надзорно-контрольные функции в отношении губернаторов и губернских правлений.

Еще один орган, действующий при царе, именовался Собственная канцелярия императорского величества – приближенные царя, находившиеся в его подчинении, которыми и определялась политика страны. Так, например, при Николае I канцелярия объединяла шесть отделений, фактические права которых мало чем отличались от полномочий министерств. Среди отделений канцелярии были и карательные органы, например, III отделение вело борьбу с революционно настроенным населением и с прогрессивными настроениями в обществе.

Как правило 19 век считается временем развития капитализма и так же оформление либерально промышленной западной цивилизации. Именуется временем утверждения индустриального общества.

В это время история России более связана с западной Европой.

Особенность России состояло в том. что инициализатором реформ всегда выступали Монархи. Монархи как правило находили людей способных реализовать их идеи и разделяли их соответствующими деятельностями.

Монархи были не готовы к обновлению системы и в реформах видели только спасителей устаревшей системы.

Александр первый вступил на путь правления 11-12 марта в ночь 1801 года. В эту ночь был убит его отец Павел Первый. Александр знал о заговоре против своего отца. Так как отношения между Александром и Павлом были ужасные отношения Александр I не препятствовал этому.

Первым делом после вступления на трон Александр :

1. Отменяет все указы Павла которые больше всего проявляли недовольство среди Российской элиты да в последствии и прочего населения.

2. В 1785 году были подтверждены все положения в грамоте.

3. Были восстановлены отношения с Англией.

4. Отменяет деятельность тайной политической полиции.

Впоследствии окружение царя носят именования как:

1. Непременный совет (вошли вельможи с времени правления Екатерины)

2. Не гласный комитет: (вошли друзья Александра молодое показание)

В свое время Екатерина пригласила в Москву швейцарского философа Лагарпа. Лагарп обучал (поправлял) Александра многие детские годы. Когда Александр взошел на престол к нему приехал Лагарп. Они провели исследование на предмет готовности страны к реформам и введении конституции. В последствии против реформ выступает большая часть дворянства. Лагарп советует не спешить с реформами и не отменять самодержавие, а наоборот использовать его авторитет для проведения частичных преобразований.

1. Усовершенствование государственного управления.

2. Была начата реформа образования. Цель - что бы в дальнейшим опереться на образованную молодежь.

Была начата реформа государственного управления:

1. Началась замена коллегий министерства.

2. Был создан комитет министров.

3. 1810 г. был создан государственный совет.

Россия сделала новый шаг в бюрократизации системы управления и подчинения ее императору.

1803 г. был создан указ о вольных хлебопашцах.

Помещик имел право освобождать крестьян с землей но за выкуп.

В следствии чего 47 000 чел. получили свободу, 0.5% среди населения всех крепостных в России.

Почему так мало причина:

  • Указ носил рекомендательный характер.
  • У большинства крестьян денег на выкуп не было.
  • Большая часть из них не была готова стать самостоятельными.
  • Далеко не все крестьяне хотели и понимали самостоятельность.

Наиболее успешной была реформа в области образования

была построена бессословное преобразование,

бесплатное преемственность учебных программ,

было создано министерство просвещения,

страну поделили на 6 округов 4 разряда учебных заведений: приходские, уездные училища, гимназии, университет.

1802 г. Институт ДРПГ, затем университеты в Харькове, Казани, в 1819 г. в Петербурге.

в 1805 г. Лицей в царском силе, Ярославле. Младшие братья Александра: Николай и Михаил обучались в царском лицеи.

В 1805-1807 г. Россия принимает участие в анти Наполеонских войнах. Проигран Тельзитский мир из-за огромного ущерба в экономике купцы были недовольны.

Но тем не менее Император от реформ не отказался. Сперанский подготовил проект государственного преобразования, введение к положению государственных законов.

Принцип разделения властей: независимость судебной власти от административной и ответственность исполнительной власти перед законодательной. Все вопросы данного характера решаются только в суде.

Двух палатный парламент поделен:

  • В верхней - государственный совет назначался императором.
  • В нижней - дума избиралась.

В 1809 г. проект был представлен Александром первым.

В 1810 г. был создан государственный совет. К сентябрю должна была избираться государственная дума.

Проект привел к формированию оппозиции в окружении императора.

Карамзин прислал Александру письмо о старой и новой России. И объявил Сперанского французским шпионом.




В начале 1815 г. Сперанский был сослан.

В 1818 г. весной Александр заявил, что в ближайшее время самодержавие будет ограничено во всей России, Новосельцев подготовил проект конституции.

В 1820 году Александр издал манифест в котором Россия будет дарована конституция.

Александр ощущал то давление оказанное ближайшим окружением.

В 1816-1819 году крепостное право было отменено в прибалтийских губерниях.

Проект Аракчеева заключался в выкупе помещиков государством крестьян. 1 душа муж стоила 100р. Этот процесс бы мог растянутся на 200 лет.

Отмена крепостного права началась в ведении военных поселений (армия должна была кормить сама себя).

Александр I :

Реформы первой половины 19-го века:

Как правило 19 век считается временем развития капитализма и так же оформление либерально промышленной западной цивилизации. Именуется временем утверждения индустриального общества.

В это время история России более связана с западной Европой.

Особенность России состояло в том. что инициализатором реформ всегда выступали Монархи. Монархи как правило находили людей способных реализовать их идеи и разделяли их соответствующими деятельностями.

Монархи были не готовы к обновлению системы и в реформах видели только спасителей устаревшей системы.

Александр первый вступил на путь правления 11-12 марта в ночь 1801 года. В эту ночь был убит его отец Павел Первый. Александр знал о заговоре против своего отца. Так как отношения между Александром и Павлом были ужасные отношения Александр I не препятствовал этому.

Первым делом после вступления на трон Александр :

1. Отменяет все указы Павла которые больше всего проявляли недовольство среди Российской элиты да в последствии и прочего населения.

2. В 1785 году были подтверждены все положения в грамоте.

3. Были восстановлены отношения с Англией.

4. Отменяет деятельность тайной политической полиции.

Впоследствии окружение царя носят именования как:

1. Непременный совет (вошли вельможи с времени правления Екатерины)

2. Не гласный комитет: (вошли друзья Александра молодое показание)

В свое время Екатерина пригласила в Москву швейцарского философа Лагарпа. Лагарп обучал (поправлял) Александра многие детские годы. Когда Александр взошел на престол к нему приехал Лагарп. Они провели исследование на предмет готовности страны к реформам и введении конституции. В последствии против реформ выступает большая часть дворянства. Лагарп советует не спешить с реформами и не отменять самодержавие, а наоборот использовать его авторитет для проведения частичных преобразований.

1. Усовершенствование государственного управления.

2. Была начата реформа образования. Цель - что бы в дальнейшим опереться на образованную молодежь.

Была начата реформа государственного управления:

1. Началась замена коллегий министерства.

2. Был создан комитет министров.

3. 1810 г. был создан государственный совет.

Россия сделала новый шаг в бюрократизации системы управления и подчинения ее императору.

1803 г. был создан указ о вольных хлебопашцах.

Помещик имел право освобождать крестьян с землей но за выкуп.

В следствии чего 47 000 чел. получили свободу, 0.5% среди населения всех крепостных в России.

Почему так мало причина:

  • Указ носил рекомендательный характер.
  • У большинства крестьян денег на выкуп не было.
  • Большая часть из них не была готова стать самостоятельными.
  • Далеко не все крестьяне хотели и понимали самостоятельность.

Наиболее успешной была реформа в области образования

была построена бессословное преобразование,

бесплатное преемственность учебных программ,

было создано министерство просвещения,

страну поделили на 6 округов 4 разряда учебных заведений: приходские, уездные училища, гимназии, университет.

1802 г. Институт ДРПГ, затем университеты в Харькове, Казани, в 1819 г. в Петербурге.

в 1805 г. Лицей в царском силе, Ярославле. Младшие братья Александра: Николай и Михаил обучались в царском лицеи.

В 1805-1807 г. Россия принимает участие в анти Наполеонских войнах. Проигран Тельзитский мир из-за огромного ущерба в экономике купцы были недовольны.

Но тем не менее Император от реформ не отказался. Сперанский подготовил проект государственного преобразования, введение к положению государственных законов.

Принцип разделения властей: независимость судебной власти от административной и ответственность исполнительной власти перед законодательной. Все вопросы данного характера решаются только в суде.

Двух палатный парламент поделен:

  • В верхней - государственный совет назначался императором.
  • В нижней - дума избиралась.

В 1809 г. проект был представлен Александром первым.

В 1810 г. был создан государственный совет. К сентябрю должна была избираться государственная дума.

Проект привел к формированию оппозиции в окружении императора.

Карамзин прислал Александру письмо о старой и новой России. И объявил Сперанского французским шпионом.

В начале 1815 г. Сперанский был сослан.

В 1818 г. весной Александр заявил, что в ближайшее время самодержавие будет ограничено во всей России, Новосельцев подготовил проект конституции.

В 1820 году Александр издал манифест в котором Россия будет дарована конституция.

Александр ощущал то давление оказанное ближайшим окружением.

В 1816-1819 году крепостное право было отменено в прибалтийских губерниях.

Проект Аракчеева заключался в выкупе помещиков государством крестьян. 1 душа муж стоила 100р. Этот процесс бы мог растянутся на 200 лет.

Отмена крепостного права началась в ведении военных поселений (армия должна была кормить сама себя).

Реформы Александра I сыграли двоякую роль в становлении государства. Некоторые из них способствовали развитию империи, другие вызывали недовольство среди народных масс. Правитель ввел преобразования в различных отраслях жизни страны. Он вступил на престол в 1801 году и оставался у власти двадцать четыре года. За время правления Александра к Российской империи присоединились польские земли, территория Финляндии.

В начале девятнадцатого века реформирование проводилось с особой интенсивностью. Император уделял особое внимание государственному строю, он хотел убрать крепостной строй, облегчить жизнь крестьян. В создании реформ принимали участие сторонники правителя – Новосильцев, Сперанский. Были написаны масштабные программы преобразований, но лишь малая толика была реализована.


Александр I

Реформы Александра I кратко

Высокий чин давал право соратникам императора принимать участие в реформировании. Основными преобразованиями во время правления Александра считаются:

  1. Ослабление крепостничества. Каждый крестьянин получал некоторые свободы. Выпущен запрет на раздачу казенных крепостных. Земля может быть приобретена крестьянами. Чтобы стать свободным, необходимо выкупить земельный надел. В период пятидесяти лет позволить себе свободу смогло не более двух процентов крепостных. Реформа оказалась не слишком эффективной.
  2. Проведение министерского реформирования. Характеризуется упразднением коллегий, созданных Петром Первым, появлением восьми министерств. Каждое министерство возглавлял соратник правителя.
  3. Планирование Сперанского программы реформ. Он создал масштабную программу, которая касалась различных сфер жизни государства, но большую часть не удалось воплотить в жизнь. Имя деятеля прославило создание Государственного совета как законодательного органа. Он предложил провести корректировку министерской реформы путем создания единого образца министерства. Император самостоятельно назначает министров. Все представители должны лично отвечать перед правителем.
  4. Конституция для Бессарабского государства и Польши. Власть приняла решение дать конституцию польским землям в 1815 году.
  5. Крепостное право и Конституция России. Установление конституционной монархии стало важным шагом для страны. Были сформированы Сенат и Посольская палата, которые были ключевыми органами парламента. Дворянство избирало членов палаты, после чего выбор утверждал государь. Участники Сената подбирались исключительно правителем. Он же полностью отвечал за предложение законов. В России появились наместничества в количестве десяти штук. Вместе с новой Конституцией должна была начаться новая эпоха.
  6. Военные поселения. Эта реформа вызвала отрицательную реакцию у народа. Содержать армию становилось слишком неэкономно, потому был предложен переход к самостоятельному финансированию. Солдаты вынуждены были выполнять крестьянскую работу параллельно военному делу. Военные поселения стали заменой казарм, частей. Они находились в разных концах страны. Порядки здесь можно было назвать тюремными.

Реформы Александра I и их значение

Реформирование позволило реорганизовать часть правительственных, центральных учреждений. Комитет усовершенствовал бюрократическую структуру, она обрела безличность, что было крайне важно для развития государства.

Государственный совет стал постоянным, он заменил хаотичные временные совещания, учрежденные прежней властью. Исполнительный комитет стал более организованным. Государь назначил министров, губернаторов. Процедуру контролировал министр внутренних дел.

Отечественная война, начатая в 1812 году, привела к сворачиванию реформ. Император не успел реализовать преобразования в полном масштабе. Ему также удалось провести реформирование образовательной системы, открыть университеты в крупных городах. Либерализм правителя положительно отразился на культурной сфере, но ему не удалось полностью решить проблему крепостничества в стране.

Государственный строй России первой половины XIX в.

В первой половине XIX в. абсолютизм в России достиг своего расцвета. В начале данного периода была предпринята попытка реформ государственного управления с тем, чтобы в условиях кризиса феодально-крепостнического строя, развития капиталистических отношений и обострения социально-политической ситуации в стране добиться более эффективной деятельности государственного аппарата.

Центральные органы власти и управления. Возглавлял огромный государственный аппарат император, обладавший всеми атрибутами абсолютного монарха. В управлении государством он опирался на большой чиновничий аппарат.

В 1801 году был создан Непременный совет, состоявший из 12 человек с чисто совещательными функциями, который заменил действовавший до этого Совет при Высочайшем дворе. Непременный совет прекратил свою деятельность после учреждения в 1810 г. Государственного совета.

Государственный совет, функционировавший до 1917 г., являлся высшим законосовещательным органом Российской империи. В Указе от 1 января 1810 г. о его учреждении, подчеркивалось, что законы не должны были представляться императору на утверждение, если они не обсуждались в Государственном совете. Тем не менее Государственный совет обладал только совещательными функциями, так как высшие законодательные полномочия принадлежали императору. Поэтому постановления Государственного совета по тому или иному проекту закона назывались мнениями, а вопрос об их утверждении решал монарх. Законопроекты вносились в Государственный совет министрами по инициативе императора. К ведению Государственного совета относились также вопросы, связанные с рассмотрением смет, уставов различных обществ, предложений по штатному составу отдельных учреждений.

Император назначал членами Государственного совета высокопоставленных чиновников, а министры становились его членами по должности. Первоначально в Государственный совет было включено 35 человек, а затем его численный состав неоднократно менялся. Так, в 1825 г. он насчитывал уже 42 человека. Руководил заседаниями Государственного совета император. Если же он отсутствовал в стране, то назначался председатель из состава членов Государственного совета.

Государственный совет состоял из пяти структурных подразделений: 1) департамента законов; 2) департамента военных дел; 3) департамента гражданских и духовных дел; 4) департамента государственной экономии; 5) департамента дел царства Польского. Пятый департамент был создан в 1832 г. после восстания в Польше. Департаменты фактически выполняли функции подготовительных комиссий по предварительному обсуждению проектов законов, а также рассматривали и решали незначительные вопросы.

Наиболее важные вопросы обсуждались на общих собраниях Государственного совета. Государственный секретарь возглавлял канцелярию Госсовета, отвечавшую за ведение делопроизводства по всем делам, поступавшим на его рассмотрение.

Однако начиная со второй четверти XIX в. законопроекты, поступавшие в Государственный совет, стали разрабатываться в Собственной его императорского величества канцелярии, министерствах и специальных комитетах. А их обсуждение в Государственном совете было по существу формальным, так как император предварительно высказывал свое мнение в форме резолюций на законопроектах о необходимости их принятия.

Собственная его императорского величества канцелярия приобрела функции общегосударственного органа в 1812 г. На первом этапе к ее ведению относились следующие вопросы: переписка с главнокомандующими армий, размещение военнопленных, комплектование и размещение армейских подразделений, сбор сведений о пострадавших во время войны 1812 г. дворянских имениях и др. Императорская канцелярия стала фактически органом, связывавшим монарха со всеми государственными учреждениями по наиболее важным вопросам внутренней политики, оттесняя постепенно Государственный совет на второй план.

Во второй четверти XIX в. Собственная его императорского величества канцелярия стала высшим органом управления при монархе, компетенция которого распространялась на решение всех важнейших государственных вопросов. В связи с этим был увеличен аппарат канцелярии, а также изменена его структура. Так, в 1826 г. были учреждены I, II и III отделения, в 1828 г. — IV, в 1836 г. — V, а в 1842 г. — VI отделения.

I отделение занималось подготовкой проектов указов императора, контролировало деятельность министерств и органов местного управления, управляло кадрами чиновничьего аппарата (назначением и увольнением высших должностных лиц, их пенсионными делами и т.д.). К ведению II отделения были отнесены вопросы кодификации российского законодательства. Важную роль в его деятельности, а затем и успешной кодификации сыграл известный государственный деятель М.М. Сперанский.

III отделение, занимавшее особое место в государственном аппарате страны, стало органом политического сыска и следствия, борьбы с революционным движением. III отделение опиралось в своей деятельности на собственные воинские подразделения прежде всего на Корпус жандармов, созданный в 1827 г. и преобразованный в 1836 г. в Отдельный корпус жандармов.

IV отделение было сформировано на основе канцелярии императрицы Марии Федоровны (вдовы Павла I) и ведало благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

V К ведению V отделения, действовавшего до 1866 г., относились вопросы разработки проекта реформ управления государственными крестьянами, а также контроля за ее реализацией.

VI отделение, существовавшее с 1842 по 1845 г., занималось разработкой проектов административных реформ на Кавказе. После того как в 1845 г. по его предложению было учреждено кавказское наместничество, оно было упразднено.

В годы правления Николая I распространилась практика создания при Собственной его императорского величества канцелярии особых высших комитетов (секретных комитетов), непосредственно разрабатывавших проекты законов.

Сенат. Место и роль Сената в системе органов государственной власти и управления в рассматриваемый период значительно снизилась. Он был высшим судебным учреждением, а его департаменты являлись высшими апелляционными инстанциями для губернских судов.

В 1802 г. император Александр I предпринял попытку восстановить полномочия Сената, которыми он располагал в годы правления Петра I. Так, ему был передан контроль за деятельностью коллегий и губернаторов, а также право доклада монарху о несоответствии вновь издаваемых законов уже действовавшим правовым актам. Тем не менее вскоре функции Сената были существенно сужены и он остался в основном высшим судебным учреждением страны. Хотя он еще имел право осуществлять контроль за деятельностью местных органов власти, но принимать решения организационного характера Сенат самостоятельно уже не мог и должен был передавать свои заключения в Государственный совет, а затем в Собственную его императорского величества канцелярию.

Компетенция министров регламентировалась в уставах отдельных министерств. Хотя министры не обладали ни законодательной, ни судебной властью, они пользовались правом законодательной инициативы и личного доклада императору о состоянии государственной сферы, отнесенной к их ведению.

Комитет министров. После учреждения министерств начал оформляться и Комитет министров, деятельность которого не была регламентирована в Манифесте 1802 г. В нем лишь указывалось, что министры могли проводить совместные совещания для решения сложных вопросов. Комитет министров рассматривал вопросы, относившиеся к ведению нескольких министерств, а председательствовал на его заседаниях император.

В законе от 20 марта 1812 г. Комитет министров получил юридическое оформление своих функций и полномочий. Он являлся высшим органом управления при императоре и рассматривал ежегодные отчеты министров, дела о внутренней безопасности, проекты законодательных актов, дела о награждениях и взысканиях чиновников и др. Он мог обратить внимание императора на необходимость разработки проекта того или иного закона, а также принимать временные постановления, обязательные для министерств.

В состав Комитета министров входили председатель Государственного совета, министры, председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие лица, назначавшиеся царем. После усиления роли Собственной канцелярии его императорского величества роль Комитета министров в годы правления Николая I стала снижаться.

В данный период получила распространение деятельность Временных комитетов, создававшихся императором для решения важных вопросов, требовавших закрытого обсуждения. Поэтому их часто называли Секретными комитетами. Они создавались для обсуждения вопросов об устройстве государственных и крепостных крестьян, дворовых людей, финансовых проблем и др.

Местное управление. В системе органов местного управления не произошло существенных изменений. Изменения затронули в основном систему управления некоторых национальных окраин (Царства Польского и Великого княжества Финляндского), имевших особый правовой статус, и были направлены на укрепление централизации, единообразия и русификации этих территорий.

В 1837-1838 гг. были внесены изменения в порядок управления государственными крестьянами. В связи с чем в губерниях создавались Палаты государственных имуществ, а в уездах — Окружные управления государственных имуществ. В подчинении последних находились волостные правления. Палата государственных имуществ получила право утверждать избранных членов волостных правлений.

Армия сохранила основные организационно-правовые принципы, заложенные еще в законодательных актах первой четверти XVIII в. Тем не менее изменения затронули и этот важный карательный институт Российской империи. В связи с необходимостью укрепления дисциплины в армии была усилена полочная дисциплина и муштра. Наиболее жестким был режим в военных поселениях, созданных в 1816 г. Однако не оправдав себя ни с экономической, ни с военной точки зрения, военные поселения в 30-е годы стали ликвидироваться. Полностью они были упразднены только в 50-е годы XIX в.

Полиция. В органах полиции в рассматриваемый период произошли заметные изменения. После ликвидации в 1801 г. Тайной экспедиции при Сенате учрежденное в 1802 г. Министерство внутренних дел возглавило все органы полиции. В 1810 г. руководство ими было передано Министерству полиции, основные департаменты которого после ликвидации в 1819 г. вновь вошли в состав Министерства внутренних дел. Однако уже в 1826 г. Особая канцелярия Министерства внутренних дел, к ведению которой относились вопросы государственной и политической безопасности страны, была передана в Собственную его императорского величества канцелярию и на ее основе было создано III отделение. Именно ему было поручено осуществлять руководство полицией, вести борьбу с революционным движением, раскольниками и сектантами, управление тюрьмами и наблюдение за иностранными гражданами.

В связи с делением уездов на станы в 1837 г. была введена новая полицейская должность — становой пристав, который должен был опираться на сельскую выборную полицию (сотских и десятских), а также на вотчинную полицию помещиков.

Церковь. В первой половине XIX в. продолжились меры, направленные на полное огосударствление церкви. Их целью было преобразование церковного аппарата по аналогии с аппаратами министерств на основе принципа единоначалия. Возглавлял церковь светский чиновник — обер-прокурор Синода.

В 1817 году было учреждено Министерство духовных дел и народного просвещения, которое не смогло в силу экономических и историко-культурных причин решать поставленные задачи и в 1824 г. оно было ликвидировано. Однако во второй четверти XIX в. обер-прокурору были переданы некоторые функции Синода, связанные с управлением и организацией церковных учреждений. Так, компетенция обер-прокурора была распространена на канцелярию Синода и комиссию духовных училищ, а в 1836 г. в его подчинение перешли канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет. После того, как все исполнительные органы Синода стали подчиняться обер-прокурору, он как высший орган церковного управления фактически потерял связь с местными церковными учреждениями и был отделен от церкви соответствующими светскими органами. Однако данные изменения не были юридически закреплены в соответствующих нормативных правовых актах.

Читайте также: