Реформы новосильцева при александре 1 кратко таблица

Обновлено: 15.05.2024

Тайная организация Негласный комитет была создана пришедшим на престол Александром I. Объединение включало ближайших друзей царя, с которыми он сошёлся ещё в молодости. Главной задачей общества было проведение реформ в стране. Несмотря на то что организация не имела государственного статуса она существенно влияла на развитие державы. Комитет, созданный в 1801 году, он уже к 1805 был распущен из-за произошедших разногласий между его членами и государём.

Предпосылки создания комитета

Правление Павла I отличалось деспотизмом. У Александра I были либеральные взгляды, и он имел желание перейти к конституционному ведению дел в государстве. Ввиду своей неопытности государь стал вести поиск себе сторонников. Надёжную опору он видел в друзьях молодости, которые были близки ему по интеллекту и поддерживали желание изменить существующие порядки, установленный его отцом.

Мысль о создании Негласного комитета появилась у Александра ещё в 15 летнем возрасте. Тогда во главе государства стояла его бабка Екатерина II. В этот период времени он познакомился с Виктором Кочубеем, которому на то время было 24 года. Вскоре молодого человека назначили послом в Турцию. В течение последующего периода между друзьями постоянно проходила переписка. В ней шло обсуждение необходимых государственных реформ. Тогда впервые у Александра и появилась идея создания будущей организации.

Состав участников

В состав Негласного комитета вошли люди, которые полностью внушали доверие у Александра и поддерживали его взгляды. Его членами были:

Граф Кочубей. Этот человек, находясь в Стамбуле, набрался опыта. Вернувшись, он ещё больше стал понимать необходимость проведения реформ.

Граф Строганов. Побывав во Франции в 1789-1790 годах, этот человек хорошо понимал необходимость отмены крепостного права. Александра поразила эрудированность Строганова. Именно его деятельность оставила наибольший след в работе Негласного комитета.

Новосильцев. Родившись в 1761 году, он был самым возрастным членом организации. В период правления Екатерины II занимался военной службой. С1803 года являлся президентом академии наук.

Князь Чарторыжский. Этот человек был поляком по происхождению. После раздела Польши перешёл на службу в Россию. В течение 3 лет являлся вторым министром иностранных дел.

Все 4 члена Негласного совета имели полное доверие у Александра. Для посещения царского кабинета им не требовалось предварительного приглашения.

Основные задачи

Первое заседание Негласного комитета состоялось 24 июня 1801. Сразу же были определены основные задачи его деятельности. Состояли они в следующем:

  1. Определение положения дел в стране.
  2. Реформирование правительственного механизма.
  3. Обновление государственных организаций и обеспечение независимости их деятельности.

Разработка и формулировка задач осуществлялась в основном Строгановым. Однако Александр считал их недостаточными. По его понятию нужно было продумать вопрос об издании Декларации по правам человека.

Программа Новосильцева

Собиравший сведения о положении дел в государстве Новосильцев, предложил другую программу. Состояла она из пунктов:

  1. Организация защиты государства со стороны суши и моря.
  2. Формирование отношений с другими странами.
  3. Определение положения дел внутри государства.

Противоречие вызвало обсуждение второго пункта программы. Причиной стала Англия. Недавно с ней было составлено дружеское соглашения, а теперь требовалось против неё формировать коалицию.

Внутренние реформы

После определения приоритетных задач в области внешней политики, Негласный кабинет посвятил ряд заседаний внутренним проблемам страны. Рассматривались следующие направления:

  1. Крестьянский вопрос.
  2. Создание министерств.
  3. Реформа Сената.

Каждый из членов комитета вёл своё направление. Чарторыжский занимался проектом создания министерств. Реформу Сената разрабатывал Строганов. Отдельно Новосильцев планировал крестьянскую реформу, в которой предусматривалось запрещение их индивидуальной продажи, а неграмотных дворян в ней требовалось исключать из Дворянского Собрания.

Крестьянский вопрос

Когда комитет коснулся крестьянского вопроса, в заседании принял участие Мордвинов, который предложил расширить права продажи недвижимого имущества на купцов, казённых крестьян и мещан. По поводу упразднения крепостничества он высказался против такой идеи. По его мнению, правительство не должно было вмешиваться в эту область. В государстве требовалось создать такие условия, чтобы хозяевам невыгодно стало использовать подневольный труд.

Рассмотрев это предложение, комитет дал право покупки недвижимости лицам недворянского происхождения. С таким постановлением согласился и Александр, хотя до этого считал принятие решение о праве крестьян владеть недвижимостью опасным.

Члены комитета понимали, что этот вопрос до конца ещё не решён и хорошо себе представляли продолжительность процесса. Его рассмотрение требовало осторожности. Однако они считали, что со временем смогут прийти к единому мнению по упразднению крепостничества.

Несмотря на то что серьёзного внимания требовали к себе такие отрасли как земледелие и торговля, обсуждение их будущего развития не состоялось.

Создание министерств

Задача Негласного комитета состояла в преобразованиях органов власти, где царила большая путаница. Подготовить доклад на эту тему должен был Чарторыжский. В разработанном им проекте звучало предложение о разделении органов управления. Для этого должны были быть созданы отдельные ведомства, выполняющие определённые функции. Во главе каждого из них требовалось поставить должностное лицо, обладающее единоличной властью. Именно оно несло ответственность за выполнение работы в данной отрасли.

В течение полугода Негласный комитет работал над проектом. В итоге были учреждены следующие ведомства:

  • иностранных дел;
  • военное;
  • морское;
  • внутренних дел;
  • финансов;
  • юстиции;
  • народного просвещения;
  • коммерции.

Последнее министерство было создано по личной инициативе Александра. Причина заключалась в том, что пост он собирался отдать Румянцеву.

Этот раздел работы Негласного комитета по созданию министерств был единственным, доведённым организацией до конца.

Реформа Сената

Негласный комитет начал работу по преобразованию Сената, которую в своё время проводила Екатерина II, но не довела до конца. Разработанные положения о Сенате включали следующие пункты:

Верховное администрирование, включая судебные функции.

Ограничение деятельности Сената только властью императора.

Председателем Сената являлся государь.

Все указы, исходящие от Сената, обязательны всеми к исполнению. Остановить их мог только император.

В обязанности министров входила подача ежегодных отчётов в Сенат о своей деятельности.

Если решения Сената не совпадало с мнениями генерал-прокурора или обер-прокурора, то в обсуждение вопроса включался государь.

Подключение императора велось в случае ведения Сенатом дел по лишению дворянства.

Вопросы преобразования центральных органов было для комитета в приоритете. Уже с февраля 1802 года на это были направлены усилия организации.

Итоги работы

Само создание Негласного комитета было беспрецедентно для страны. Сформированный коллегиальный орган подготавливал проекты принятия законов. Фактически здесь прорабатывались будущие реформы.

Очень полезной его деятельность была для Александра, который получил бесценный опыт, работая в организации. В будущем война с Францией нарушила ритм жизни государства, и деятельность комитета вскоре была остановлена. Однако император уже получил определённые знания для реализации своих планов по реформированию державы.


Годы правления императора Александра I стали периодом либеральных реформ в российской империи. Он не все успел завершить, так как к концу жизни потерял к ним интерес.

Политика до 1812 года

Молодой император оказался на престоле неожиданно для себя после убийства своего отца, Павла I, внутренняя и внешняя политика которого отличалась непоследовательностью и сумбурностью.

Александр I

Рис. 1. Александр I.

В 1801 году вокруг Александра I сформировался неофициальный государственный совещательный орган (Негласный комитет) из его молодых друзей, которые состояли с ним в доверительных отношениях. К таковым относились два графа (Новосильцев и Строганов) и два князя (Кочубей и Чарторыйский).

К реформам 1801-1812 годов относится создание министерств вместо устаревших коллегий. Сначала их было восемь:

  • Иностранных дел.
  • Военное.
  • Морское.
  • Внутренних дел.
  • Финансов.
  • Юстиции.
  • Коммерции.
  • Народного просвещения.

К 1803 году относится послабление в крепостном праве – появление категории “вольных хлебопашцев”, то есть выкупившихся из крепостничества крестьян с землей.

В 1804 в Российской империи впервые появились цензурный и университетский устав. Высшим учебным заведениям император даровал автономию, при нем открылись лицеи и гимназии (в Одессе и Нежине) и новые университеты (в Казани, Харькове, Петербурге).

С 1810 года в Российской империи появился Государственный совет. Он просуществовал до 1917 года. Государственным секретарем стал видный реформатор Михаил Сперанский.

Сперанский Михаил

Рис. 2. Сперанский Михаил.

Внутренняя политика Александра 1 после 1814 года

После войны в состав Российской империи на привилегированных правах вошла часть польских земель. На этой территории было создано Царство Польское и оно в 1815 году получило конституцию.

Реформы последних 10 лет его царствования можно изобразить в следующей таблице:

Год

Реформа

Военных поселений. Ее проводил граф Аракчеев. Военные поселения просуществовали до 1857 года, они снижали расходы на содержание армии и облегчали защиту границ

Отмена крепостного права в губерниях Прибалтики, но земля сохранялась за немецким дворянством

Разработка по поручению императора сразу трех проектов отмены крепостного права, их авторами стали Мордвинов, Аракчеев и Гурьев

Издание для университетов инструкции по организации учебного процесса, по сути она была консервативной, повышалось влияние духовенства на учебный процесс

Даровать конституцию собственно Российской империи император не торопился, хотя работа над такими проектами и велась. В 1819 году разработал реформаторский проект уставной грамоты. Ее можно считать аналогом конституции.

Негласный комитет

Рис. 3. Негласный комитет.

Что мы узнали?

Кратко о внутренней политике Александра 1 можно узнать из школьного курса истории 8 класса. Несмотря на непоследовательность действий, император оставил после себя министерства, военные поселения, несколько важных учебных заведений и две конституции в пределах России.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТЕМА: ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА 1 В 1815-1825 ГГ. Годы реакции и свертыв.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ТЕМА: ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА 1 В 1815-1825 ГГ. Годы реакции и свертыв.

ТЕМА: ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА 1 В 1815-1825 ГГ. Годы реакции и свертывание реформ.

Перемены во внутренней политике. Надежды общества после победы над Наполеоном.

Перемены во внутренней политике. Надежды общества после победы над Наполеоном. Либеральные дворяне Крестьяне. 1.Введение конституции. 1.Отмену крепостного права народу победителю. Поляки Конституцию и независимость

Конституция в Польше гарантировала: 1.Неприкосновенность личности. 2.Свободу.

Конституция в Польше гарантировала: 1.Неприкосновенность личности. 2.Свободу печати. 3.Наказания и ссылка без решения суда запрещались. 4.Польский язык государственный и на всех руководящих должностях должны были быть поляки. 5.Глава Польши император России, приносящий присягу на верность конституции. 6.Законодательная власть у парламента- сейма и царя. Но сейм- законосовещательный орган.

Проект Н.Н.Новосильцева. Через год после принятия польской конституции, царю.

Уставная грамота Российской империи: 1.Главная в стране власть- императорская.

Уставная грамота Российской империи: 1.Главная в стране власть- императорская! 2.Создание парламента, без решения которого ни один закон царя не вступал в силу! 3.Глава исполнительной власти- император! Он же вносит проекты законов в парламент! 4.Предоставление свободным гражданам империи- свободу слова, вероисповедания, равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность. 5.Россия- федерация разделенная на наместничества. Власть императора по прежнему огромна, но ОГРАНИЧЕНА.

Итоги внутренней политики Александра 1. Причины неудачи реформ лежали в следу.

Итоги внутренней политики Александра 1. Причины неудачи реформ лежали в следующем: -боязнь разделить участь Павла I, -нехватка умных способных людей, -противоречивость стремления к реформам и желания сохранить самодержавие. Александр 1 на богомолье в Александро-Невской лавре.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 425 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.01.2018 5574
  • PPTX 1 мбайт
  • 32 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Копченкова Марина Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Внутренняя политика Александра I (1801-1825 гг.) представляется достаточно любопытной. В начале своего царствования император рассчитывает провести либеральные реформы и даже даровать России Конституцию, отойдя от основ самодержавия. Однако в конце своего правления царь, столкнувшись с жёстким противодействием его замыслов, отказывается от своих ранних идей. С этого времени во внутренней политике можно наблюдать поворот к реакции.


Личность Александра I

Александр Павлович рос в в обществе сосуществования двух дворов: его бабушки Екатерины II в Санкт-Петербурге и его отца Павла I в Гатчине. Как известно, между матерью и сыном существовала острая неприязнь. Это отразилось на личности ещё совсем молодого Саши, который, по словам В.О. Ключевского, “должен был жить на два ума, держать две парадные физиономии”. Такие отношения сформировали в нём такие качества, как скрытность, лицемерие, склонность к лести и недоверие. Его воспитателем стал швейцарец Ф.С. Лагарп, который приучил юного наследника к либеральным идеям эпохи Просвещения о всеобщем равенстве. Вступая на престол, Александр I мечтал реализовать то, чему его научил Лагарп.

Дней Александровых прекрасное начало


В первые годы правления вокруг императора сложился неофициальный кружок молодых людей, помогавший Александру I – Негласный комитет .

Негласный комитет — неофициальный совещательный орган при Александре I в начале его правления. В него входили ближайшие друзья царя, знакомые ему с детства: граф П. А. Строганов, князь В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев.

Негласный комитет заседал “негласно” и сосуществовал с официальным законосовещательным органом – Непременным советом, куда входили екатерининские вельможи.

В первые годы своего вступления на престол император сделал себя славу тем, что отменил деспотические указы Павла I. Так, в 1801 г. произошло восстановление Жалованных грамот дворянству и городам, был принят указ об упразднении Тайной экспедиции — органа политического сыска. Также Александр повелел возвратить репрессированных при его отце. Кроме того, последовали послабления в ношении одежды, было разрешено вновь ввозить книги из-за границы.

Всё это было благодушно встречено обществом, благодаря чему этот отрезок его правления А.С. Пушкин метко назвал “дней Александровых прекрасное начало”. Под этой фразой он наверняка также имел ввиду ряд послаблений в печати. Так, в 1804 г. был издан либеральный по своему характеру цензурный устав.

Реформы в области образования

  1. В 1803 г. была проведена реформа просвещения, по которой в России впервые вводилась единая система учебных заведений. В ней было 4 ступени: церковно-приходские школы— 1 год, уездные училища— 2 года, губернские гимназии — 4 года и университеты. Реформа была построена по принципам бессословности и преемственности. То есть доступ к образованию был открыт для всех сословий. К тому же, учащийся мог при желании пройти все ступени обучения: от церковно-приходского школы до университета.
  2. В 1804 г. был принят либеральныйуниверситетский устав. Он провозглашал самоуправление университетов : самостоятельный выбор ректора, профессоров, учебной программы и т.д. Также произошло открытие новых университетов: 1802 г. — в Дерпте ; 1803 г. — в Вильно , в 1804 г. — в Харькове и Казани . В 1819 г. Петербургский институт был преобразован в университет.
  3. Открывались также привилегированные лицеи: Демидовский в Ярославле (1805) и Царскосельский (1811), где учился А.С. Пушкин.

Реформы в области государственного управления

  1. Важнейшим преобразованием Александра I стало создание в 1802 г. министерстввместо коллегий. В 1811 г. М.М. Сперанским было подготовлено “Общее учреждение министерств”, по которому определялись устройство и порядок работы органов центральной власти. Министр единолично принимал решения в своей сфере и нёс персональную ответственность перед императором. В том же 1802 г. создавался Комитет министров – орган, координирующий действия всех министров.
  2. В 1802 г. Александр I провёл реформу Сената. Он стал высшим судебным, административным и контролирующим органом. В его обязанности входило делать императору “представления” по поводу устаревших законов и принимать участие в обсуждении новых.

Деятельность М.М. Сперанского

Сын бедного священника, М.М. Сперанский, благодаря своей работоспособности и таланту смог из подняться по карьерной лестнице и стать вторым человеком в государстве после самого императора. Как-то раз в 1806 г., замещая заболевшего министра внутренних дел В.П. Кочубея, М.М. Сперанский своим докладом произвёл благоприятнейшее впечатление на Александра I. С этого времени он стал играть ведущую роль во всех гражданских реформах.


Крестьянский вопрос

Александр I был сторонником отмены крепостного права, но так и не решился пойти на его упразднение. Тем не менее он издал ряд указов, которые должны были немного облегчить положение крепостных. Важным было то, что император отказался добровольно раздавать государственных крестьян в частные руки.

  1. В 1801 г. вышел указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными крестьянами. Дворянство лишилось своей монополии на землю.
  2. Также в 1801 г. было запрещено печатать в газетах объявления о продаже крепостных. Дворяне вместо писали о том, что крестьянин сдаётся в аренду. Поэтому на практике указ не имел никакого значения.
  3. В 1803 г. был принят указ о вольных хлебопашцах. По нему землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землёй за выкуп. Однако опять же на практике за первую половину XIX в. на волю было отпущено около 0,5% частновладельческих крестьян.
  4. В 1809 г. вышел указ о запрете помещикам ссылать крестьян в Сибирь.

Несмотря на ряд предпринятых мер, в реальности положение крепостных не улучшилось.

Отдельно стоит сказать о решении крестьянского вопроса в Прибалтике . В этом регионе в Лифляндской и Эстляндской губерниях в 1804-1805 гг. были изданы указы о точной фиксации повинностей крестьян в пользу помещиков. Впоследствии вышли указы об освобождении крестьян Эстляндской (1816 г.), Курляндской (1817 г.), Лифляндской (1819 г.) губерний от крепостного права. Крепостные освобождались, но без земли. Последний фактор имел ключевое значение. Не имея в собственности земли, крестьяне попали в ещё большую зависимость от помещиков, нежели ранее. Отмена крепостного права в Прибалтике впоследствии показала опасность освобождения крестьян без земли.

Проекты по отмене крепостного права в России


После Отечественной войны 1812 г. Александр I не оставил своих либеральных замыслов. Это проявилось, в том числе, и в отношении крепостных крестьян. Так, император приказал ряду чиновников разработать проекты по отмене крепостного права с тем условием, что это не вызывало бы сильного противодействия дворян. Среди всех программ выделяются проекты А.А. Аракчеева и Д.А. Гурьева.

  1. По мысли графа А.А. Аракчеева государство должно было каждый год выделять деньги на покупку земель, заложенных самими дворянами. Это бы не привело к росту их недовольства, потому что они сами заложили их государству из-за недостатка в средствах. Аракчеев предусматривал наделение крестьян землёй по 2 десятины на душу. Стоит сказать, что этот размер земли был необычайно мал, что вынудило бы крестьян арендовать поля у помещиков. Но самым любопытным моментом было то, что на реализацию проекта Аракчеева потребовалось бы около 200 лет.
  2. Проект министра финансов Д.А. Гурьева во многом основывался на записках правоведа М.Д. Балугьянского. Последний считал, что в России необходимо установить различные формы собственности, как в западных странах. Тогда крестьяне получат свободу без всякого специального указа. Стоит сказать об утопичности идеи искусственно насадить в России незнакомые ей формы собственности.

Александр I одобрил оба проекта, но как и во всех случаях ни один из них не был реализован.

Военные поселения

Перед непосредственным описанием такого феномена как военные поселения необходимо сказать пару слов о личности А.А. Аракчеева. Это был необычайно исполнительный государственный и военный чиновник. Именно он провёл успешную реформу артиллерии перед Отечественной войной 1812 г. Однако в традиционной историографии он остался как человек, давший название такому негативному явлению как аракчеевщина.

Разумеется, нельзя всё, что написано в данном определении приписывать А.А. Аракчееву. Известно, что первоначально сам Аракчеев был против военных поселений. Однако когда Александр I заявил, что они будут “во что бы то ни стало”, то он принялся за дело со всеми упорством и преданностью. С другой стороны, это не оправдывает введение им жёсткой дисциплины и суровых наказаний за нарушение порядка.

Итак, вернёмся к истории военных поселений. Идея состояла в том, чтобы поставить армию на самообеспечение , сократив тем самым государственные расходы. Особенно остро эта проблема встала сразу после Отечественной войны, когда экономика и финансы страны находились в критическом состоянии. Поэтому было решено подселить военных в деревню к государственным крестьянам. Чуть позднее было принято решение о превращении самих крестьян в военных поселенцев. В их задачи входило нести военную службу, проводить военные учения и в то же время обеспечивать себя, выращивая продукты.


Военные поселения – особая форма организации войск в России в 1810—1857 годах, сочетавшая военную службу с занятием сельским хозяйством. Военные поселения создавались в Петербургской, Новгородской, Могилевской и Харьковской губерниях.

Была введена жёсткая регламентация дня . За любое нарушение следовало телесное наказание. Такой порядок дел приходился в тягость поселенцам, в результате чего нередко происходили бунты. Самыми крупными стали восстания в Чугуеве в 1819 г. и в Новгороде в 1831 г. Все они были жестоко подавлены.

По началу государству удалось сэкономить определённую часть денег. Однако впоследствии поселения были упразднены из-за их неэффективности.

Конституционные идеи Александра I

  1. По результатам Венского конгресса, на котором обсуждались итоги победы над Наполеоном, Россию получала большую часть Польши. Эта территория вошла в состав империи под названием “Царства Польского”. Александр I решил реализовать свои либеральные замыслы в Польше, и в 1815 г. была принята Конституция Царства Польского. В Польше учреждался выборный двухпалатный парламент – сейм. В своей речи перед поляками император сказал, что желает даровать Конституцию и России.
  2. Вскоре Александр I секретно поручил Н.Н. Новосильцеву подготовить проект российской конституции. В 1821 г. Н.Н. Новосильцев представил царю “Государственную уставную грамоту Российской империи”. Проект выдвигал разделение ветвей власти, введение представительных органов и федеративный принцип. Должен был появиться законосовещательный парламент и из двух палат: Сената и Посольской палаты. Однако всё это осталось на бумаге. Вскоре Александр I полностью отказался от идей введения в России конституции. По мнению историка С.В. Мироненко это связано прежде всего с твёрдой позицией консервативной части дворянства оставить всё, как есть.

Поворот к реакции

Примерно в последние пять лет своего правления Александр I отказался от реформ и перешёл к реакционной политике.

  1. В 1822 г. было восстановлено право помещиков отправлять крепостных крестьян в Сибирь за плохие проступки.
  2. Император увлёкся мистицизмом и религией . В результате в области просвещения усилилось влияние церкви. Так, в 1817 г. — произошло преобразование Министерства просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Синода А.Н. Голицыным.
  3. Начались “чистки” в университетах. М.Л. Магницким был “разгромлен” Казанский университет. В 1819 г. 11 профессоров уволили за вольнодумство. Также произошло ужесточение цензуры.
  4. В 1822 г. Александр I издал рескрипт о запрете всех тайных обществ, в том числе масонских лож.

Подводя итог внутренней политике Александра I, стоит сказать, что император так и не смог достичь поставленной цели – даровать России конституцию. Сохранялась незыблемость самодержавия. Крепостное право так же не было отменено. Тем не менее было именно при Александре I решению крестьянского вопроса уделили особое внимание. Кроме того, в этот период была создана единая система образования, открыты новые университеты. Также в государственном управлении были проведены своевременные реформы.

Читайте также: