Реформы косыгина кратко таблица
Обновлено: 02.07.2024
Косыгинская реформа (Реформа Либермана) — экономическая реформа, направленная на совершенствование системы планирования и управления народным хозяйством в СССР.
Начало Косыгинской реформе было положено в 1965 г., однако из-за ряда проблем ее осуществление продлилось до 1970 г., после чего она была свернута. Свое название экономическая реформа получила в честь А.Н. Косыгина, председателя Совета министров СССР, которому было поручено заниматься разработкой и проведением экономических преобразований. Кроме того, она известна как Реформа Либермана — в честь второго автора и разработчика проекта, советского экономиста Е.Г. Либермана.
Суть реформы заключалась во внедрении совершенно новой экономической системы управления на предприятия, которая опиралась бы на показатели эффективности и готовила экономику к новому витку развития.
Краткая биография Косыгина
Алексей Николаевич Косыгин родился 21 февраля 1904 г. в Санкт-Петербурге, получил хорошее образование. С 1919 по 1921 г. он служил в армии на военно-полевом строительстве участка дороги между Петроградом и Мурманском, после чего вернулся в город и стал слушателем Всероссийских продовольственных курсов Наркомпрома. В этом же году он поступил в Ленинградский кооперативный техникум, после окончания которого отправился в Новосибирск. В 1927 г. Косыгин стал членом ВКП(б), а в 1930 г. вернулся в Ленинград и поступил в Ленинградский текстильный институт.
После войны Косыгина назначили председателем Оперативного бюро Совета народных комиссаров РСФСР, а в 1946 г. он стал Председателем Совета министров СССР и членом политбюро ЦК КПССС. Именно на этих должностях и прошла его основная политическая и экономическая деятельность, одно из самых заметных мест в которой занимает экономическая реформа 1965 г.
Косыгинская экономическая реформа
После того как в октябре 1964 г. пост главы государства покинул Н.С. Хрущев, закончилась и знаменитая хрущевская оттепель, во время которой в СССР активно проводились разнообразные реформы, порой очень смелые и довольно часто непродуманные. На смену им пришли уже более умеренные и консервативные преобразования новой власти.
Несмотря на опасения, с приходом Л. Брежнева страна не вернулась к сталинизму, начался ряд умеренных преобразований с целью совершенствования социализма. В это же время в мире происходит резкий научно-технический скачок, что приводит к необходимости преобразовать существующую экономическую систему. Разработку экономической реформы поручили Косыгину.
Суть Косыгинской реформы
Суть реформы заключается в том, чтобы сделать предприятия более самостоятельными, повысить степень их хозяйственной и экономической свободы и выбрать новые экономические стимулы взамен старым.
- ликвидацию органов территориального управления хозяйством, восстановление системы отраслевого управления;
- сокращение количества плановых показателей с целью уменьшить бюрократизацию процесса производства;
- переход на экономические стимулы;
- ключевыми показателями эффективности становились рентабельность и прибыль;
- новая политика формирования цен.
К сожалению, уже на первом этапе проведение реформы столкнулось с определенными трудностями: аграрный сектор оказался не готов к новой экономической системе, поэтому проведение реформ затянулось на пять лет. К 1970 г. стало понятно, что полностью осуществить задуманное невозможно, и реформы постепенно сошли на нет.
Итоги реформы Косыгина и причины провала
Основная цель экономической реформы заключалась в том, чтобы подстегнуть экономику перейти к интенсивному качеству роста и создать фундамент для дальнейшего ее развития, но уже с новыми основами. К сожалению, Косыгинскую реформу можно назвать неудавшейся, так как полностью воплотить ее в жизнь так и не удалось.
Историки называют ряд причин, по которым реформа провалилась, однако основное место в них занимают несостыковки и большое количество противоречий в административно-управленческом корпусе (проведения реформы хотела далеко не вся правящая часть партии). Кроме того, сказалась банальная нехватка денег на осуществление преобразований. Несмотря на неудачу, реформы легли в основу экономических преобразований в 1987-1988 гг.
В 1980 г. Косыгина освободили от всех должностей в связи с ухудшением здоровья, а позднее, 18 декабря 1980 г., он умер. За период своей политической карьеры Косыгин не только занимался разработкой экономических преобразований, но и внес существенный вклад во внешнюю политику СССР.
Косыгинская реформа 1965 г. – это совокупность мер, направленных на повышение эффективности экономики. Осуществлялась по инициативе и под руководством А. Н. Косыгина.
В разработке реформы участвовали Н. К. Байбаков, А. В. Бачурин, Л. И. Абалкин, А. И. Анчишкин, Л. М. Гатовский, Р. А. Белоусов, В. С. Немчинов, Л. В. Канторович, С. С. Шаталин и др.
Начало экономической реформы: 1965 г.
- повышение эффективности управления экономикой,
- интенсификация производства в рамках командно-административной экономики,
- увеличение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда,
- преодоление негативных последствий хрущёвских реформ в сфере управления.
Суть реформы.
- увеличение капитальных вложений,
- создание крупных агропромышленных комплексов,
- повышение закупочных цен сельхозпродукции,
- введение надбавок ц ценам за сверхплановую продукцию,
- увеличение посевных площадей под пшеницу и рожь,
- повышение зарплаты и пенсии колхозникам,
- разрешение личного подсобного хозяйства.
ИТОГИ.
- способствовала вскрытию и использованию внутренних резервов предприятий (при прежней хозяйств. системе в этом не были заинтересованы ни руководители, ни коллективы);
- к 1970 году на новые условия работы перешло свыше 90% предприятий ведущих отраслей промышленности, а также 40% совхозов;
- повышение производительности труда,
- промышленный рост, восьмая пятилетка (1966-1970) стала самой успешной за послевоенные годы: объём промышленного производства вырос на 50%, производительность труда – на 39%, среднегодовые темпы прироста национального дохода составили 7,7%;
- именно с этим периодом связано массовое строительство жилья и объектов социального значения в СССР, позволившее значительно повысить уровень жизни миллионов Советских граждан;
- была создана мощная автомобильная промышленность, не уступающей на тот момент лучшим мировом образцам;
- гигантское строительство, развернувшееся в Сибири и на Дальнем востоке: строительство Байкало-амурской магистрали, Саяно-Шушенской ГЭС, считающейся одной из самых мощных в мире, строительство автомобильных дорог, прочно связывающих разные регионы страны;
- была проведена масштабная механизация сельского хозяйства – перевод колхозов и совхозов на более современные типы сельскохозяйственной техники.
- реформа не была доведена до конца, а после чехословацких событий 1968 года фактически свёрнута;
- отраслевая система управления через министерства, главки, объединения (которых со временем становилось всё больше) искусственно разрывала единую народно-хозяйственную систему, не позволяя осуществлять программно-целевое управление ресурсами;
- в отраслевой системе управления часто игнорировались территориальные проблемы, не обеспечивалось рациональное сочетание отраслевого и территориального аспектов управления экономикой;
- увеличилось число долгостроев, срывались планы технического перевооружения предприятий и отраслей, несмотря на крупные закупки современного оборудования за рубежом;
- глубинная проблема - в попытке соединить противоречивые, взаимоисключающие элементы рыночной и административной системы организации экономики.
Уже через 3–4 года эффективность косыгинской реформы стала снижаться, и вскоре реформа была свёрнута, за исключением отдельных, в сущности формальных, элементов (сохранение фондов поощрения, платы за фонды и др.)
Реформа Косыгина проходила в СССР в период с 1965 до 1970 года. Она была направлена на модернизацию сельского хозяйства и промышленности. Нужно было срочно устранять плачевные результаты деятельности Никиты Хрущева. Поэтому коллектив авторов разработал систему действий для поднятия экономики страны. Значимый вклад в создание реформы сделал профессор Либерман. Но поскольку контролировал ее проведение Алексей Косыгин, то реформа получила название по его фамилии.
Цели экономической реформы
В конце 1964 года Никиту Хрущева принудительно отправили в отставку. Его место занял Леонид Брежнев. Новое правительство тут же занялось реформированием деятельности предшественника. Поскольку экономика СССР находилась в плачевном состоянии, основной упор делался именно на нее. Реформа Косыгина предполагала:
- Ускорение темпов роста экономики.
- Улучшение материального положения людей.
Достигать всего этого планировалось за счет введения экономических стимулов. Административное давление уже показало свою несостоятельность, поэтому было решено дать предприятиям небольшую самостоятельность. То есть, руководство организаций могло по своему усмотрению распоряжаться частью прибыли.
Реформа Косыгина стартовала в 1965 году. Первые шаги:
- Ликвидация Советов народного хозяйства. Восстановление работы профильных министерств.
- Создание комитетов Госкомцен и Госснаб, занимавшихся экономикой страны.
Реформирование промышленности
Чтобы возродить промышленность, Брежнев принял решение не только совершенствовать производство, но и стимулировать работников. Главные аспекты реформы:
- Открытие отраслевых министерств. Они занимались созданием планов, которые предприятия имели право изменять под свои возможности.
- Введение поощрений. Часть прибыли не изымалась и пускалась на развитие предприятия. Деньги рекомендовалось делить на 3 фонда: премии для сотрудников, бытовые нужны организации, социально-культурное развитие работников (путевки, билеты).
- Повышение качества выпускаемой продукции. Количество плановых показателей сокращено с 30 до 9. Результаты работы определялись по реализованной продукции, а не выпущенной, благодаря чему предприятия были заинтересованы в ее качестве.
- Разрешение на самостоятельность. Предприятия получили право не только оставлять себе часть прибыли, но и вести между собой хозрасчет.
- Финансовая мотивация сотрудников. Государство поощряло лучших работников за счет премий.
Конечно, современному человеку такая реформа кажется сильно ограниченной, неполноценной. Но на то время она дала хороший результат. Всего за 5 лет промышленное производство выросло на 50%. К тому же открылось почти 2 тыс. новых предприятий. Но это был пик реформы. После 1970 года ее эффективность пошла на спад.
Реформирование аграрного сектора
Сельское хозяйство требовало от правительства наибольших изменений. Аграрии на своих плечах на протяжении десятилетий вытягивали экономику страны. Но именно их государство постоянно обходило стороной, никак не улучшая жизнь сельских жителей. Реформа Косыгина предполагала полное реформирование аграрного сектора. Главные идеи:
- Повышение закупочных цен на сельхоз продукцию в 1,5-2 раза. Колхозы и совхозы получали большую прибыль.
- Утверждение закупочных цен на 10 лет. Государство давало определенные гарантии, благодаря которым сельские жители могли быть уверенны в завтрашнем дне.
- Поощрение за перевыполнение плана. На сверхплановую поставку сельхоз продукции насчитывалась 50% надбавка.
- Обновление материально-технической базы колхозов и совхозов. Государство выделяло крупные суммы на оснащение.
- Новая система оплаты труда. Колхозники получали зарплату по тарифным ставкам, а не по трудодням.
- Введение выборных должностей. Люди сами могли выбирать бригадиров, председателей колхозов.
- Разрешение на ведение подсобного хозяйства. Колхозники получили возможность выращивать свою продукцию.
Аграрная реформа имела свои плюсы и минусы. Из положительного стоит отметить повышение закупочных цен, надбавку за перевыполнение плана, гарантии на закупку. Но правительство умалчивало, что все это делается для списания долгов с колхозов и совхозов. Все эти организации в 60-х годах были убыточными. Долги у них образовались из-за неправильной политики Хрущева, который выкупал сельхоз продукцию за копейки.
Оплата труда по тарифным ставкам имеет двоякую оценку. Для колхозников такое нововведение было плюсом, поскольку давало социальную защиту, гарантии в оплате труда. Но для государства оно оказалось убыточным. Дело в том, что раньше для каждого колхозника определялась норма выполнения работы. Например, за месяц работник должен собрать 300 кг овощей и за это получал деньги. Теперь же человек за месяц мог собрать и 20 кг овощей, но ему все равно платили деньги, поскольку он выходил на работу. Мотивация колхозников была на нуле.
Результаты реформы Косыгина
Промышленность хорошо откликнулась на реформы. Объем производства увеличился в 1,5 раза. По всей стране начали открываться новые предприятия. Подъем пережило жилищное строительство. Постепенно увеличивалась заработная плата людей. Но после 1970 года показатели развития экономики пошли на спад. Оборудование изнашивалось, количество трудоспособных граждан сокращалось, стоимость добычи полезных ископаемых увеличивалась. Это лишь некоторые причины спада экономики в 70-х годах.
В аграрном секторе было все еще хуже. Правительство планировало за счет поднятия сельского хозяйства обеспечить огромную страну продуктами, но их ожидания не оправдались. Рентабельность совхозов и колхозов повысилась всего на 20-30%. Наблюдалось сокращение пахотных земель. Потери продукции составляли до 40%. Люди не были заинтересованы в эффективной работе. Неправильные действия руководства привели к ухудшению экологической ситуации.
За пятилетку количество пахотных земель сократилось на 22 млн га. Богатая черноземом страна была вынуждена закупать продукты питания в соседних государствах. Реформе Косыгина так и не удалось сделать аграрный сектор прибыльным, наладить в нем эффективную работу.
Причины провала экономической реформы
Идеи Либермана имели поверхностный характер. В стране с плановой экономикой попытались ввести отдельные элементы из рыночной экономики. Но в половинчатом варианте это не работает. Нужно придерживаться какой-то одной стратегии развития. Тоталитарный режим не позволял ослаблять контроль над предприятиями.
На провал реформы повлияли следующие факторы:
- Противостояние идеологии и экономики. Постулаты социализма для правительства были на первом месте. Ухудшение состояния экономики не так беспокоило правящую верхушку как непоколебимость идеологии.
- Отсутствие единства взглядов в Коммунистической партии. Чиновники всячески противодействовали реформе. Им было удобнее работать с директивами. Высшее руководство пыталось продвигать свои интересы, из-за чего каждый тянул одеяло на себя.
- Экспорт нефти. Эта деятельность приносила высокие доходы СССР, поэтому правительство имело возможность и дальше закрывать глаза на плачевное состояние экономики.
- Боязнь крушения тоталитарного режима. Похожая реформа в Чехословакии привела к Пражской весне. В СССР опасались бунта, поэтому реформу было принято свернуть.
К идеям Косыгина вернулся Горбачев. Он попытался реанимировать экономику, но в итоге произошло то, чего опасалось правительство Брежнева – изменение политического строя. Плановая экономика рухнула. Стране пришлось привыкать к рыночной экономике с ее жесткими, но справедливыми законами.
Экономи́ческая рефо́рма 1965 г. в СССР, (в СССР известна как Косыгинская реформа, на Западе как реформа Либермана) — реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965—1971 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.
Содержание
Общесоюзная экономическая дискуссия 1962—1964 годов
Традиционно проведение реформы связывали с усложнением экономических связей, что снижало эффективность директивного планирования (в 1966 промышленность СССР включала более трёхсот отраслей, 47 тыс. предприятий, 12,8 тыс. первичных строительных организаций) [1] , и со стремлением более полно использовать интенсивные факторы экономического роста. Последнее было достижимо посредством повышения производительности труда через улучшение его культуры, интенсивности и организации, а также эффективного использования имеющихся ресурсов. Было признано, что существующая система планирования недостаточно заинтересовывает предприятия в принятии высоких плановых заданий, во внедрении организационных и технических новаций [2] .
Основные положения реформы
Реформа вводилась в действие группой постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и сектора народного хозяйства:
Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:
- Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.
- Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.
- Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.
- Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).
- Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.
В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.
На протяжении пятилетки фиксировались рекордные темпы экономического роста. В 1966—1979 гг. среднегодовые темпы роста национального дохода в СССР составляли 6,1 % (США 3,1 %, Японии 7,4 %, ФРГ 3,4 %, Франции 4,4 %, Великобритании 2,2 %). Был осуществлён ряд крупных хозяйственных проектов (создание Единой энергосистемы, внедрение автоматизированных систем управления (АСУ), развитие гражданского автомобилестроения и пр.). Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшихся за счёт средств предприятий.
годы | Валовой общественный продукт | Национальный доход |
---|---|---|
1961—1965 | 6,5 | 6,5 |
1966—1970 | 7,4 | 7,7 |
1971—1975 | 6,4 | 5,7 |
1975—1979 | 4,4 | 4,4 |
год | Валовая продукция | Численность персонала | Основные производственные фонды |
---|---|---|---|
1965 | 148 | 123 | 186 |
1970 | 163 | 115 | 152 |
1975 | 137 | 108 | 151 |
1979 | 116 | 107 | 134 |
Развитие реформы
В 1970-е гг. СМ и Госплан СССР принимают решения, призванные скорректировать выявившиеся негативные стороны реформированной хозяйственной системы — тенденцию к росту цен, стремление использовать максимально затратные схемы хозяйственных отношений (в том числе жертвуя инновационным развитием), обеспечивающие наиболее высокую рентабельность.
В 1970-е гг. многоступенчатая система управления промышленностью была заменена на двух-, трёхзвенную (министерство — объединение — предприятие; министерство — хозрасчётный комбинат — шахтоуправление). Соответственно были перераспределены и децентрализованы функции управления и планирования.
В 1970 г. существовало 608 объединений (6,2 % занятого персонала, 6,7 % реализуемой продукции), в 1977 г. 3670 объединений (45 % персонала, 44,3 % реализованной продукции), в том числе: ЗИЛ, Москвич, Воскресенскцемент, Электросила, АвтоГаз, АвтоВаз, КамАЗ, Уралмаш, Позитрон, Большевичка.
Новообразованные объединения и комбинаты действовали на основах хозрасчёта, осуществляли основную инвестиционную деятельность, кооперировали хозяйственные связи предприятий. Министерствам отводилась роль проводника общей научно-технической политики. Резко сокращалось количество форм документации и показателей отчётности. Реорганизация сопровождалась значительным высвобождением управленческого персонала.
Следующей группой постановлений
вводился новый плановый показатель чистой (нормативной) продукции учитывавший вновь созданную стоимость — зарплата плюс усреднённая прибыль, его задачей было остановить тенденцию к росту цен и затрат. Вводились поощрительные надбавки к цене на новую и высококачественную продукцию и стабильные долговременные нормативы для фондов экономического стимулирования. Расширялась практика составления целевых комплексных научно-технических, экономических и социальных программ развития регионов и производственно-территориальных комплексов, развитие получал принцип нормативов длительного действия.
В пореформенный период в экономике СССР происходит выраженный сдвиг в сторону интенсивных факторов экономического роста. Основным фактором роста было повышение производительности общественного труда и экономии живого труда, то есть уменьшалась роль основного экстенсивного фактора — увеличения числа занятых, что было характерным для 1930-х — 1950-х гг.
1961 — 1965 | 1966 — 1970 | 1971 — 1975 | 1976 — 1979 | |
---|---|---|---|---|
Прирост национального дохода | 37 | 45 | 32 | 19 |
среднегодовой темп прироста | 6,5 | 7,7 | 5,7 | 4,4 |
Производительность общественного труда | 31 | 39 | 25 | 14 |
среднегодовой темп прироста | 5,6 | 6,8 | 4,6 | 3,3 |
Занятые в материальном производстве (прирост) | 10,2 | 6,0 | 6,4 | 3,9 |
среднегодовой темп прироста | 2,00 | 1,20 | 1,25 | 0,95 |
Динамика фондоотдачи (отношение роста национального дохода к росту основных производственных фондов) | 0,86 | 0,98 | 0,87 | 0,89 |
Динамика материалоёмкости (отношение общественного продукта к национальному доходу) за период | 1,00 | 0,99 | 1,03 | 1,00 |
Итоги и оценки
В современной историографии доминирует точка зрения о сворачивании реформы либо о её полной неудаче.
Если в 1967 году (в разгар косыгинских реформ) на закупку зерна было затрачено 50,2 тонны золота, то в 1972 году — 458,2 тонны (!) (эти данные историки А. Коротков и А. Степанов обнаружили в архивах Политбюро ЦК КПСС). Это были не реформы, а путь в никуда…
В некоторых исследованих последних лет в качестве ключевого фактора, тормозившего развитие реформы рассматривается деятельность сторонников СОФЭ.
- исчерпание экстенсивных факторов роста, прежде всего, из-за исчерпания резервов мобильной рабочей силы и снижения экономической отдачи от увеличения занятости (из-за технологического застоя и планового характера сферы услуг)
- необходимость прямого и косвенного дотирования неэффективных предприятий, отраслей и экономик отдельных территорий, вызванная усилением ведомственного и территориального лоббизма и стремлением союзного руководства избегать непопулярных решений
- социальные программы 1970-х гг. (сокращение рабочего времени, рост доходов населения) [22]
- затратные программы хозяйственного развития Сибири и Дальнего Востока
- крайне затратную программу развития вооружённых сил Брежнева-Гречко-Горшкова[23]
- кредиты СССР странам третьего мира в рамках борьбы за влияние в мире (Африка, Ближневосточный конфликт и пр.)
Объективно, в ходе реформы в СССР была сделана попытка перехода к интенсивному качеству экономического роста, само понятие экономической эффективности создало условия для дальнейшей децентрализации хозяйственной жизни и создания постиндустриальной экономики.
Читайте также: