Реформы драконта и солона кратко

Обновлено: 05.07.2024

Структурообразующим элементом античной цивилизации являлся полис, определяемый как город-государство. Античное государство Афины сформировалось в средиземноморском регионе, в условиях отсутствия крупного орошаемого земледелия. Афины на рубеже II-I вв. до нашей эры проходили период разложения первобытнообщинного строя. Афины включали четыре племени-филы, соединенные непрочным союзом.

Синайкизм – объединение фил в единое общество.

В каждой филе выделяли следующие органы управления:

  1. Була – совет старейшин, включающий глав родов.
  2. Агора – народное собрание, в котором могли принимать участие только воины-мужчины.
  3. Базилевс – военный вождь, избранный на пожизненный срок.

Впоследствии возник обычай избирать базилевса из одного и того же знатного рода. Развитие общества в Афинском государстве во многом определялось тем, какой центр власти будет преобладать. Отсутствие необходимости в сильной централизации привело к образованию демократических республик и формированию аристократии. Наблюдалось создание новых надобщинных органов правления. Была сформирована коллегия правителей (архонтов), первоначально избираемых на пожизненный срок, позже - на 10 лет, потом на год. При этом сохранялись отдельные жреческие и судебные функции.

Реформы Тесея

Становление государственности в Афинах неразрывно связано с реформами Тесея (Тезея) в VIII в. до н.э.

Реформы Тесея включали:

  • синойкизм, то есть объединение населявших Аттику племен в единый афинский народ;
  • создание управляющего всеми племенами совета;
  • разделение всего населения на три группы: родовая знать (эвпатриды), крестьяне-земледельцы (геоморы), торговцы и ремесленники (демиурги).

Постепенно эвпатриды стали ограничивать власть базилевса, функции которого перешли к новым должностным лицам, выборным из эвпатридов. С VII в. до н.э. избирали девять архонтов сроком на один год. Народное собрание больше не созывалось. Его заменил Ареопаг, избирающий и контролирующий архонтов, и осуществляющий высшую судебную власть.

Готовые работы на аналогичную тему

Благодаря реформам Тесея было создано центральное управление, рассматривающее дела, ранее выступающие прерогативой племен; предпринята попытка разорвать родственные связи путем разделения населения на знатных и родовитых (эвпатриды) и непривилегированных (демиурги и геоморы); появилось общее афинское право, занявшее главенствующую роль над правовыми традициями и обычаями племен.

В тоже время появляются зачатки территориального деления населения. В VII в. до н.э. страну разделили на навкрарии – отдельные округа. Свободных афинян разделили по признаку проживания на одной территории.

Реформы Солона в Афинах

В 594-593 гг. до н. э. айсимнетом и архонтом был избран Солон, проведший ряд популярных реформ, а именно он :

  • отменил Законы Драконта, носящие жестокий и тиранический характер (искл. составили законы, касающиеся убийства);
  • приказал снять все долговые камни, устанавливаемые ранее на земле должника и ликвидировал долговое рабство;
  • проданных в рабство за долги за границу крестьян велел разыскать и выкупить на государственные средства;
  • преобразовал государственный строй, привлёк к управлению государством наравне с эвпатридами, богатых людей простого происхождения;
  • провел разделение граждан в зависимости от имущественного положения (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты), что оказывало влияние на службу в войсках и возможность занимать государственные должности – граждане, составляющие первые три разряда, могли претендовать на высшиие должности, бедные граждане моги только участвовать в народном собрании и в суде.

Всех афинян Солон разделил на имущественные классы в соответствии с доходами: имеющие годовой доход больше 500 мер урожая, масла и вина – пентакосиомедин (пятисотники); всадники – трехсотники; двухсотники; меньше 200 мер – феты. Политические и военные права распределялись пропорционально количеству имущества.

Народное собрание стало высшей законодательной властью в Афинах. Совет четырехсот был создан для предварительного обсуждения законов. Народ мог или отвергать, или утверждать предложенные проекты законов, от его решения зависело избрание высших должностных лиц. Наблюдение за выполнением законов и их охрана поручались ареопагу. Любой гражданин мог преследовать обидчика по суду через посредника или сам.

Солон провёл реформу афинского календаря, унификацию мер и весов. Реформы Солона По данной теме мы уже выполнили реферат Реформы Солона подробнее заложили основы афинской рабовладельческой демократии.

Реформы Клисфена в Афинах

Клисфен убрал деление территории Афин на филы, служившие опорой родовой знати и её группировок. В основу нового деления была положена деревня (дем). Демы были объединены в 30 триттий, а последние, в свою очередь, в десять новых фил, представляющие собой отдельно нарезанные территории.

По занимаемым территориям и по населенности демы сильно отличались друг от друга. При их образовании учитывалось исконное деление Аттики на поселения. Дем осуществлял управление в местных делах, в государственных вопросах его участие происходило через филы.

Дем в совокупности с демархом и местным властями, с культом, землями и собраниями, воспитывал граждан для осуществления деятельности на широкой общегосударственной арене.

Несколько демов входили в состав триттия. Всего насчитывалось 30 триттий – в Афинах и пригороде, Паралии, Месогее. Все тритии были разделены между филами таким образом, чтобы в каждой филе было по одной городской триттии, Паралии и Месогеи. Таким методом удалось разорвать старые родо территориальные связи. Деление территорий по Клисфену можно проследить вплоть до сер. IV в. н. э.



Солон появился в Афинах, когда полис переживал далеко не лучшие времена. Политический и экономический кризис раздирал на части греческий город. Вернуть Греческому городу бывалое могущество решил Солон. Он был хоть и знатен и богат, но пользовался большим уважением и почтением у народа. В VI веке до нашей эры его приглашают на самую высшую должность – архонта в Афинах, Солон соглашается и практически тут же принимается за реформирование.

Экономическая реформа.

Политическая реформа.

Солон поделили всех граждан полиса на четыре категории, они определялись по состоянию его богатства, оно измерялось в количестве продуктов (денег тогда не было). Что бы точнее разобраться в количестве продуктов правитель ввел меру– медимн ( на сегодняшний пересчет примерно чуть более 50 литров). К первой категории относили жителей, богатство которых достигало четырехсот и более медимнов, ко второй причислялись люди с объемом продуктов около трехсот медимнов. Третья категория должна была иметь запас тянущий на неменее двухсот медимнов, а четвертая, последняя категория объединяла бедняков совокупной годовой доход которых составлял менее ста пятидесяти - двухсот медимнов.

Судебная система.

Эта сфера так же подверглась реформированию. Суд присяжных, который выносил решения по делам, стал более совершенным и беспристрастным, так как отныне практически все жители имели возможность стать его членами, они заносились в специальные списки и при помощи жребия выбирались на должность, прежде судьи приносили клятву о честном исполнении своих обязанностей.

Солон так же проделал большую работу касаемую составления единого кодекса законов. Он отныне охватывал все виды отношений между людьми. Но самое главное – законом удалось заменить ранее действующие жесткие правила Драконта, впоследствии времена меняли, но Афины так и продолжали жить по изданным Солоном законам.

Афинская демократия

Демократический строй предполагал самое широкое участие в управлении государством всех категорий афинского гражданства. Афинское гражданство в V— IV вв. до н. э. не было однородным в имущественном и социальном отношении, деление на четыре имущественных разряда сохранялось, и положение каждого разряда в обществе было неодинаковым. Между представителями афинской аристократии, входившими в состав пятисотмерников, и бедняком-фетом существовали серьезные различия. Чтобы обеспечить реальное участие в государственных делах афинского гражданства, была необходима система различных мер, направленных на поддержание известного материального достатка, образовательного уровня, психологического климата, известного единства внутри гражданского коллектива в целом. Для решения всех этих вопросов была разработана определенная социальная политика афинской демократии. Она включала целый ряд мероприятий: введение оплаты выборных должностей, за участие в работе Совета 500, гелиеи и Народного собрания, на содержание моряков и гоплитов, занятых в походах. В Афинах постоянно (особенно в V в. до н. э.) следили за тем, чтобы не сокращалась численность земледельцев, не происходило обезземеливания граждан. Для этого афинские власти широко практиковали вывод малоземельных или безземельных граждан в клерухии за пределы Аттики. В V в. до н. э., во времена существования первого Афинского морского союза, свыше 10 тыс. афинян были поселены в таких колониях (т. е. не менее трети всего количества афинских граждан).

Афинские власти самым внимательным образом следили за продовольственным снабжением городского населения, особенно за хлебной торговлей: взвинчивание цен, спекуляция хлебом рассматривались как тяжкое государственное преступление и часто карались смертной казнью — прежде всего потому, что они больно били по беднейшим слоям населения. Чтобы несколько сгладить имущественные различия среди граждан, в Афинах была выработана система повинностей — литургий. Система литургий была организована таким образом, чтобы масса малоимущего гражданства, слушая хор, наблюдая состязания атлетов или находясь на оснащенном богачами корабле, воочию ощущала известное единство гражданского коллектива, где богатые граждане хотя бы частично делятся своими доходами с малообеспеченной частью гражданства.

Афинская демократия заботилась об образовании и воспитании граждан. Начиная с Перикла, т. е. с 40—30-х годов V в. до н. э., власти стали раздавать малоимущим гражданам так называемые театральные деньги или специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление. Посещение театра, где шли трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, замечательные комедии Аристофана и других драматургов, было прекрасной школой воспитания и образования афинского гражданства.

Афинская демократическая система была большим достижением политической жизни Древней Греции, однако ее нельзя идеализировать и считать своего рода образцом демократии вообще, пригодной для всех времен и народов.

Афинская демократия обеспечивала политическое участие только гражданского населения, а, как было сказано выше, граждан в Афинах вряд ли было более 30—40 тыс. из общего количества населения в 250—300 тыс. человек. Прежде всего афинская демократия была демократией гражданской, т. е. системой, из которой было исключено все население, не имеющее фажданских прав. Следовательно, не могли принимать участия в управлении не только рабы, но и так называемые метеки, постоянно живущие в Афинах лица неафинского происхождения. Не имели права участвовать в работе государственных органов женщины, хотя и считались гражданками.

Более того, даже не все афинские граждане, имеющие право участвовать в работе всех органов Афинского государства, по разным причинам (например, отдаленное местожительство или бедственное материальное положение) могли этим правом воспользоваться. В самой системе афинской демократии многие авторитетные должности (почти все военные должности, требующие специальной подготовки) фактически были отданы в руки аристократических семей, которые становились проводниками олигархических настроений.

Законы Драконта

Одна из афинских надписей конца V в. до н. э., воспроизводящая часть текста этих законов, вполне подтверждает это свидетельство. В частности, в ней приводятся процессуальные правила об ответственности сородичей убийцы за совершенное им преступление, которые вне всякого сомнения восходят к очень древнему времени. Таким образом, законы Драконта, по всем данным, явились первой записью афинских законодательных обычаев.

Насколько можно судить о содержании этих законов на основании упоминавшейся афинской надписи конца V в. до н. э. и свидетельств античных авторов более позднего времени, речь в них шла главным образом об уголовных преступлениях, о различных видах убийств, о кражах, о порядке ведения процессов и налагаемых за них наказаниях.

Законы Драконта славились своей суровостью и даже жестокостью (говорили, что они были писаны кровью). За всякое воровство, хотя бы незначительное, полагалась смертная казнь.

Законы Драконта о наказании за убийство призваны были заменить институт родовой мести. Преследование убийцы оставалось, однако, делом рода убитого. Для примирения с убийцей требовалось согласие ближайших родственников: сына, брата, двоюродного брата, зятя, тестя; при отсутствии близкой родни примирение могло состояться с согласия не менее десяти членов фратрии. Ответственность за убийство нес только сам убийца, а не его род. К ответственности привлекалось и лицо, подстрекавшее к убийству и являвшееся, следовательно, косвенным убийцей.

В законах Драконта различаются также убийства умышленные, неумышленные, совершенные в состоянии обороны. Особое место занимают убийства соблазнителя матери, жены, дочери или сестры; сюда же отнесены были убийства в результате несчастных случайностей, например на состязаниях.

Умышленные убийства подлежали суду ареопага и наказывались смертью, причинение повреждений — изгнанием; в обоих случаях наказание сопровождалось конфискацией имущества.

Разбор дел о неумышленных убийствах поручен был специальной коллегии, состоявшей из 51 члена из числа родовой знати старше 50 лет. Наказанием за неумышленное убийство было изгнание (без конфискации имущества). В случае примирения с родственниками убитого или, при их отсутствии, с членами его фратрии, убийца мог возвратиться из изгнания, при этом воспрещалось требование со стороны родственников убитого какого-либо выкупа. Убийство в состоянии самообороны, под которое подводилась и защита имущества, наказанию не подлежало.

Для каждого вида убийств назначалось специальное место разбирательств: для дел об убийствах непредумышленных — в Палладии, для дел об убийствах умышленных — в ареопаге. В особом месте производился суд над теми, кто, находясь в изгнании, совершил там новое убийство; подсудимый не мог в этом случае вступать на землю Аттики, а должен был находиться в лодке — суд же происходил на берегу моря близ Пирея.

Архаический характер носило судилище в здании пританея, где заседали филобасилеи (стоявшие во главе фил). Здесь разбирались дела о насильственной смерти, причиненной человеку животными или неодушевленными предметами. Если суд признавал их виновными, они выбрасывались за границы Аттики или топились в море.

Законы Драконта, таким образом, явились первым писаным законодательством в Афинах. Весьма симптоматична сказывающаяся в них, например в статьях, сурово карающих за кражу, тенденция защитить интересы частной собственности. Сам факт записи древних правовых обычаев, в какой-то мере ограничивавший произвол судей-эвпатридов, следует расценивать как один из первых успехов демоса в его борьбе с господством родовой аристократии.

Реформы Солона

В период правления Солона было проведено три основных реформы:

В числе других социально-экономических преобразований Солона: денежная (монетная) реформа; закон о земельном максимуме; закон о запрете вывоза зерновых из Аттики и поощрение внешней торговли оливковым маслом и т.п.

II. Политическая реформа. В ее рамках был установлен имущественный ценз, ставший главным критерием политической правоспособности граждан. Все население Афин было разделено на 4 разряда, в основе которых лежал не родовой признак (привилегия рождения, или происхождения), а имущественный (привилегия богатства). За единицу исчисления богатства был избран медимн – мера сыпучих и жидких тел, которыми измерялся годовой доход граждан с земельной собственности. В первый разряд включались те, кто имел доход не менее 500 медимнов зерна, масла или вина (т.н. пентакосиомедимны, или пятисотмерники); второй разряд – 300 медимнов (т.н. всадники); третий разряд – 200 медимнов (т.н. зевгиты, те, кто имел упряжку из двух волов); четвертый разряд – менее 200 медимнов (т.н. феты). Значение этой реформы заключалось в следующем: 1) в основе деления населения лежал уже более прогрессивный имущественный ценз; 2) категория граждан отныне могла меняться, возможен был переход в высший разряд в зависимости от исчисления ценза; 3) невысшие слои получили возможность решать политические вопросы; 4) каждый разряд имел определенные политические права и военные обязанности. Первые три разряды могли занимать государственные должности, но лишь первый из них получил доступ к высшей должности архонтов; четвертый разряд получил право участвовать в экклесии и гелиэйе. В воинском ополчении они служили во вспомогательных отрядах или легковооруженной пехоте, третий разряд – в тяжелой пехоте (гоплиты), второй – в кавалерии, а первый разряд получил возможность откупится от воинской обязанности через исполнения литургии, например, снарядив на свои деньги корабль, участвуя в устройстве общественных праздников, продовольственном снабжении Афин и проч.

С именем Солона также связывает возрождение деятельности Экклесии; создание новых демократических органов – государственного Совета 400 (Булэ) и народного суда –Гелиэйи. При этом если в Булэ избиралось по 100 человек от каждого из четырех родовых фил и только из граждан первых трех разрядов, то судьями Гелиэйи могли быть все афиняне, независимо от своего имущественного положения.

Непосредственно Солону античная традиция приписывает введение принципа свободы завещаний и права распоряжения недвижимостью, осуществление амнистии (отмена вынесенных судебных приговоров о лишении гражданских прав и возвращение на родину изгнанников), за исключением приговоренных судом эфетов к изгнанию за убийство или стремление к тирании; а также принятие в число граждан изгнанников из других государств и переселенцев с целью упрочения нового законодательства и при-обретения ему защитников против возможных уклонений от него со стороны аристократов. Главными последствиями правовой реформы Солона стали определенная систематизация законодательства, ограничение компетенции жрецов-эвпатридов, снижение роли обычного права и установление приоритета закона в системе источников афинского права.

Понадобится еще почти 100 лет, чтобы посредством острой политической борьбы, установления демократической монархии Писистрата (5 г.до н.э.) и тирании его сыновей Гиппия и Гиппарха, демократы смогли объединиться для нанесения решающего удара по аристократической республике и остаткам родового строя.

Драконовы законы, или драконовские меры – что это значит? Кем был греческий законодатель Драконт, или Дракон. Как Солон отменил законы Драконта. Примеры употребления фразеологизма в литературе.

Фото Законы Драконта: что значит драконовские меры и драконовы законы

Солон, Свет Мудрости и Драконт. Барельеф на здании Верховного суда США. Фото: Universal History Archive/Universal Images Group via Getty Images

Драконт, или же Дракон – древнегреческий законодатель, живший в Афинах в VII веке до нашей эры. Именно он в 621 году до н.э. впервые записал законы Афинского государства. Законы эти были настолько суровы, что вошли в поговорку. Например, кража по тем установлениям каралась смертью.

Драконовские меры, или драконовские законы – так называют чрезвычайно суровые наказания. Это крылатое выражение, один из многих фразеологизмов , дошедших до нас из античных времен.
Примеры использования:
В этой стране действуют драконовские штрафы за превышение скорости.
Китай ввел драконовские меры для борьбы с коронавирусом.

Не путайте Драконта (Δράκων) с мифическим чудовищем драконом. В имени древнего грека ударение ставится на первый слог: Др а́ конт, или Др а́ кон.

Драконовы законы: что в них сурового?

Законы Драконта были написаны кровью, а не чернилами, говорил Демад, афинский политик IV века до н.э.

Главным наказанием в ту пору была смертная казнь. Она полагалась за убийство, поджог, святотатство или кражу плодов. А вот убийство вора при защите своего имущества или убийство в порядке самозащиты преступлением не считались. Другими видами наказаний были изгнание и штраф.

Законы Драконта, вероятно, опирались на существовавшие прежде обычаи. Тем не менее, они были достаточно прогрессивными для своего времени. Например, они различали преднамеренное и непреднамеренное убийство: в последнем случае допускалось примирение родственников погибшего с убийцей.

Как Солон отменил законы Драконта

В начале VI века Афины возглавил реформатор Солон. Он отменил многие из драконовых законов, но часть положений оставил в силе: например, о непредумышленных убийствах или о самозащите. К тому моменту законы Драконта в записанном виде просуществовали всего 27 лет.

Читайте также: