Реформы 20 века кратко
Обновлено: 05.07.2024
Первая мировая война привела к столь значительным экономическим, политическим и социальным последствиям, что ее окончание само по себе уже не могло вернуть мир к его довоенному состоянию. Люди требовали перемен. Сама война, уравнявшая все классы, сословия и социальные группы униформой и общим делом, определила и главное направление борьбы — за большее равенство, большую справедливость, большую демократию. Развернулась беспрецедентная в истории рабочего движения забастовочная борьба.
Недовольство людей своим тяжелым положением и тяга к переменам проявились в конце войны и, особенно, после нее повсеместно. При этом в тех странах, которые остались нейтральными, тяготы войны были неизмеримо меньшими, соответственно меньшим был и потенциал недовольства. Наихудшим было положение в странах Четверного союза, которые были подвергнуты блокаде и потерпели поражение. Падение жизненного уровня и масштаб разочарования там достигли максимума, массовое недовольство вылилось в революции. Заокеанские члены Антанты — США, Япония, британские доминионы — занимали особое положение. Их экономический потенциал вырос, уровень жизни населения даже повысился.
Два варианта развития
Тяга к переменам реализовалась по-разному. Но при этом можно выделить два основных варианта послевоенного развития стран Запада. Первый — это путь коренной и насильственной ломки существовавшего строя, путь революций. Второй — путь реформ, постепенного обновления.
В ходе и после первой мировой войны революции произошли в России, Австрии, Венгрии и Германии. В большинстве своем, это были страны Четверного союза. Россия была наиболее слабым звеном среди держав Антанты, военные испытания создали в ней сходное положение. В ходе революций доминировало стремление создать демократические республики с более справедливым социальным устройством. Большое влияние на революционное движение оказала российская революция. Она оказала воздействие на судьбы сотен миллионов людей в разных странах и стала важнейшим историческим событием двадцатого века. После провозглашения власти Советов в России революционеры целого ряда государств выдвинули требование установления диктатуры пролетариата в форме Советской власти. Но нигде эти требования так и не были реализованы до конца.
Германская революция
Наибольший резонанс после революции в России имела Германская революция. Она началась с восстания военных моряков в Киле, возмущенных попыткой командования бросить флот в последний бой. Переход власти в Киле в руки моряков и создание ими первого в Германии Совета вызвали цепную реакцию по всей стране. 9 ноября 1918 года рейхсканцлер Макс Баденский поспешил передать власть социал-демократу Фридриху Эберту, а кайзер Вильгельм II бежал в Нидерланды.
Германия была провозглашена республикой. 10 ноября Берлинский совет создал временное правительство — Совет народных уполномоченных, — состоявшее из представителей двух рабочих партий: Социал-демократической партии Германии (СДПГ) и Независимой социал-демократической партии Германии (НСДПГ).
Тогда в начале января созданная спартаковцами Коммунистическая партия Германии подняла восстание и попыталась установить контроль над Берлином и рядом других городов. Эберт призвал на помощь армию и приказал подавить мятеж. 12 января противники спартаковцев установили полный контроль над Берлином, а 15 января были убиты Карл Либкнехт и Роза Люксембург. Проведенные 19 января выборы в Учредительное собрание, которые бойкотировали коммунисты, дали победу правым и центристским партиям.
Веймарская республика
Учредительное собрание работало в тихом Веймаре, поэтому и выработанная им конституция и созданная на ее основе республика, получили название Веймарская. Конституция ввела в Германии всеобщее избирательное право и гражданские свободы. Германия провозглашалась федеративной республикой с сильной президентской властью, но с ответственным перед рейхстагом правительством. Фридрих Эберт был избран первым президентом.
Однако борьба продолжалась. 13 апреля коммунисты установили советскую власть в одной из земель Германии — Баварии, — но всего на три недели. На следующий год сторонники восстановления монархии — правые — организовали мятеж в Берлине. Мятеж не удался из-за выступлений трудящихся, забастовка берлинских рабочих полностью парализовала жизнь в захваченной путчистами столице. В 1923 году коммунисты организовали массовые выступления рабочих в Саксонии и Тюрингии, подняли восстание в Гамбурге. Армия вновь подавила их.
Революции в Австрии и Венгрии
Революция в Австрии носила наиболее умеренный характер. Бескровно была ликвидирована монархия и провозглашена демократическая республика. Утвердилось всеобщее избирательное право для мужчин и женщин. Во многом это было связано с тем, что при развале империи наиболее промышленно развитые районы с многочисленным и активным рабочим классом оказались вне Австрии — в Чехословакии. Австрия же оказалась аграрной страной, где доминировало довольно консервативное сельское население. Только в Вене — столице страны — были сильны позиции социал-демократов. Но и они в большинстве своем были настроены умеренно и довольствовались достигнутым.
В Венгрии, как мы уже знаем, местным коммунистам удалось установить советскую власть. Здесь революция переросла в гражданскую войну. Красный террор советского правительства сменился еще более страшным белым контрреволюционным террором отрядов Хорти. Последний установил авторитарный режим, который был весьма далек от демократии.
Реформы
В ряде стран Запада революций не произошло. Перемены там стали результатом реформ. Правда, и в этих странах социальные конфликты стали острее, забастовочное движение достигло невиданного размаха, но это не привело к революциям. К этой группе относились страны-победительницы и страны, придерживавшиеся нейтралитета в годы войны. Важно отметить также, что, по большей части, это были государства с прочными традициями политических свобод.
В Великобритании реформы начало правительство Ллойд Джорджа. Было введено всеобщее избирательное право для мужчин, впервые право голоса получили женщины старше 31 года. Правительство способствовало расширению строительства дешевого муниципального жилья. Была сделана и значительная уступка ирландцам, боровшимся за свою независимость. В 1921 году Ирландия, за исключением северных графств (Ольстера), получила самоуправление на правах доминиона.
Успехи демократической волны и ее спад
Разочарование в демократии. Фашизм
Многие довольствовались этими достижениями и отходили от активной борьбы. Другие просто устали от нее. А кто-то и разочаровался в итогах этой борьбы. Ведь демократия поначалу казалась волшебным ключиком к решению всех проблем. Но выяснилось, что демократия сама по себе — всеобщее избирательное право, свобода, многопартийность — не ликвидирует автоматически ни безработицу, ни рост цен, ни спад производства. Более того, подчас установление демократии оборачивалось ослаблением устоев государственной власти. И поскольку демократические иллюзии овладели массами, то разочарование в демократии также подчас принимало массовый характер.
В некоторых странах это привело к появлению антидемократических движений. Так возник европейский фашизм. В 1922 году лидер итальянских фашистов Бенито Муссолини, опираясь на такое движение, пришел к власти.
В 1923 году первую попытку завоевать власть предприняли и немецкие фашисты во главе с Адольфом Гитлером. Это была первая волна фашизма. Еще более значительной стала его опасность в 30-х годах.
Раскол рабочего и социалистического движения
Драматические изменения произошли в послевоенные годы в рабочем и социалистическом движении. До войны оно было организационно единым в национальном и международном масштабах. В каждой европейской стране были социалистические или социал-демократические партии, объединенные в Рабочем (Втором) Интернационале.
Война расколола рабочее движение. Поскольку социал-демократы большинства воюющих стран поддержали свои правительства и оказались разделенными линиями фронтов, их международное единство стало невозможным. Второй Интернационал перестал функционировать. Стали углубляться разногласия и внутри социал-демократических партий. По мере ужесточения войны и нарастания экономических трудностей повсеместно стало расти влияние левых социалистов, считавших необходимым добиваться превращения империалистической войны в гражданскую. Они стремились к революции, установлению власти рабочих и обобществлению имущества. Их оппоненты — правые социалисты — выступали за сохранение гражданского мира и проведение демократических преобразований, видя в этом условие достижения большей социальной справедливости. Это наметившееся в годы войны размежевание породило открытый конфликт, когда начались революции и встал вопрос о том, к чему они приведут. Опыт большевиков в России отпугивал одних и порождал стремление использовать его у других. В итоге правые и левые оказались по разные стороны баррикад, обвиняя друг друга в предательстве интересов рабочего класса. Полемика завершилась расколом. Левые социалисты стали создавать самостоятельные партии, которые по примеру большевиков называли коммунистическими.
Экономический подъем
Время подъема и спада массовых движений сменилось в 1924 году его относительным затишьем. Этому способствовало начало экономического роста. Довоенный уровень производства был восстановлен, а затем и значительно превзойден. Экономический подъем, правда, был неравномерным. Наиболее высокие темпы роста наблюдались в США, которые еще более упрочили, благодаря этому, свое лидирующее положение в мировой экономике. К концу 20-х годов Америка производила почти столько же промышленной продукции, сколько весь остальной мир. Относительно высокими были темпы развития Германии и Франции; что же касается Великобритании, то она только к 1929 году достигла довоенного уровня. Низкими оставались темпы развития стран Восточной Европы.
Экономический подъем способствовал росту занятости и зарплаты. Учитывая те социальные завоевания, которые были достигнуты в предыдущие годы, рабочие могли пожинать плоды относительного благополучия. Это, в свою очередь, способствовало ослаблению социальной напряженности, спаду забастовочного движения. Установилась и внутренняя политическая стабильность, в эти годы не было ни революций, ни сколько-нибудь крупных политических столкновений. Единственным исключением была всеобщая стачка 1926 года в Великобритании. На фоне недавней войны, бурных послевоенных лет, это время казалось началом долгожданного мира и процветания. Увы, этим надеждам не суждено было сбыться.
Спад влияния компартий и укрепление социал-демократии
В 20-х годах, годы относительного благополучия и политического успокоения, настроения рабочих изменились. Они стали более умеренными в своих требованиях. Этим настроениям не соответствовали призывы к революции со стороны коммунистов. Их влияние упало.
1906—1911 годы: Реформы Столыпина. Содержание: аграрная реформа, военная реформа, реформа земского самоуправления, образовательная реформа. Результат: наибольших успехов удалось добиться в сфере образования (были созданы 50 тысяч школ разного типа, десятки новых вузов) и в судебной сфере — восстановлен институт мировых судей, установилась практика вынесения приговоров на основании законов, а не традиций и преданий. Неоднозначные результаты аграрной реформы: в России появились фермеры, но было разрушено общинное земледелие. [1]
1921—1929 годы: Новая экономическая политика, Содержание: замена продразверстки в деревне продналогом, проведение денежной реформы. Результаты: быстрое восстановление хозяйства (до уровня 1913 года), увеличение национального дохода на 18 % в год, рост промышленности — на 30 % в год, рубль был признан мировой валютой, выросло благосостояние населения. [2]
1953—1964 годы: Реформы Хрущева. Содержание: административная реформа, сельскохозяйственная, денежная, социальная, реформа науки и образования. Результаты: наибольшего успеха удалось добиться в науке (освоение космоса, атомная энергетика, развитие химической промышленности, рост сети НИИ), в социальной сфере (массовое жилищное строительство, снижение пенсионного возраста на 5 лет, увеличение пенсий в 2 раза) и в образовании (введение обязательного 11-летнего обучения в школе). Замена централизованного управления совнархозами дала лишь кратковременный эффект. [3]
1965—1970 годы: Реформы Косыгина. Содержание: децентрализация управления предприятиями, расширение их самостоятельности, введение показателей прибыльности, личное стимулирование труда работников. Результаты: увеличение объема промышленного производства на 50 %, сельское хозяйство выросло на 21 %. Среди негативных последствий: заработная плата выросла в 2,5 раза — намного больше роста производительности труда. Под вопросом оказалось существование плановой экономики. [4]
Содержание
В 1987 году началась реформа банковской системы. [5]
Косыгинская реформа 1965 года представляла собой совокупность мер, направленных на повышение эффективности экономики. Осуществлялась по инициативе и под рук. пред. СМ СССР А. Н. Косыгина. В разработке реформы участвовали Н. К. Байбаков, А. В. Бачурин, Л. И. Абалкин, А. И. Анчишкин, Л. М. Гатовский, Р. А. Белоусов, В. С. Немчинов, Л. В. Канторович, С. С. Шаталин и др. [6]
Реформой предполагалось образование фондов экономического стимулирования предприятий (материального поощрения; социально-культурных мероприятий и жилищного строительства; развития произ-ва) в зависимости от темпов роста реализации продукции и уровня расчётной рентабельности (отношение расчётной прибыли, образуемой при вычете из общей прибыли платы за основные и оборотные средства, к среднегодовому размеру этих средств) по нормативам, установленным для групп предприятий, близких по своим производственно-технологич. и экономич. характеристикам. Фонды поощрения на предприятиях планировалось формировать в значит. мере за счёт дополнит. обязательств по увеличению объёмов произ-ва и прибыли, в том числе за счёт сокращения издержек произ-ва, снижения численности работающих, самостоят. реализации на сторону излишних основных фондов. Реформа системы оптовых цен должна была выправить многочисл. сложившиеся ещё в период социалистич. индустриализации деформации в ценах, тем самым обеспечить нормально работающим предприятиям возмещение их затрат и формирование достаточной прибыли. Впоследствии реформа цен была дополнена реформой амортизационной политики и практики, с учётом важности политики амортизирования как для ценообразования, так и для стимулирования технич. прогресса. [8]
Первоначально реформа в осн. своих направлениях была достаточно активно и с одобрением воспринята как хозяйственниками, так и всей экономич. общественностью, внеся значит. оживление в науч. мысль и практику. Она способствовала вскрытию и использованию внутр. резервов предприятий (при прежней хозяйств. системе в этом не были заинтересованы ни руководители, ни коллективы). К 1970 на новые условия работы перешло св. 90 % предприятий ведущих отраслей пром-сти, а также 40 % совхозов. Пятилетка реформы, по данным офиц. статистики, стала лучшей из всех пятилеток: объём пром. произ-ва вырос на 50 %, производительность труда — на 39 %, среднегодовые темпы прироста нац. дохода составили 7,7 %. Однако вскоре выявились внутр. несовершенства, противоречия реформы, не предвиденные её авторами. Отраслевая система управления через министерства, главки, объединения (которых со временем становилось всё больше) искусственно разрывала единую народно-хозяйственную систему, не позволяя осуществлять программно-целевое управление ресурсами и тем самым выхолащивая одно из гл. преимуществ плановой экономики — концентрацию ресурсов на решающих направлениях. Кроме того, в отраслевой системе управления зачастую игнорировались территориальные проблемы, не обеспечивалось рациональное сочетание отраслевого и территориального аспектов управления экономикой. Капиталовложения и материальные ресурсы распределялись в большинстве случаев уравнительно, что приводило к распылению сил и средств, их длительному омертвлению, многочисл. долгостроям, срывало планы технич. перевооружения предприятий и отраслей, несмотря на крупные закупки совр. оборудования за рубежом. [9]
Практика реформы вскрыла её глубинные проблемы, состоявшие в попытке соединить противоречивые, взаимоисключающие элементы рыночной и адм. системы организации экономики. Не оказались жизнеспособными и системы стимулирования по групповым нормативам, так как в реальной экономич. жизни предприятия различались по множеству производств., технологич., экономич., географич. и многих др. признаков. Реформа в её центр. звене, в хозяйств. механизме на уровне предприятия, не преодолела гл. проблемы планово-командной организации экономики — отторжения ею технич. прогресса. При фактич. отсутствии рынка и его атрибутов (конкуренции, перелива капитала и пр.) и господстве командных начал фонды развития средств произ-ва не смогли стать ресурсом и механизмом технологич. модернизации, а показатели прибыли и реализации продукции — сыграть решающую роль в повышении эффективности произ-ва. Цены, утверждаемые разветвлённой системой бюрократич. структур, при отсутствии подлинно рыночных механизмов их формирования также не могли стать ориентирами и регуляторами хозяйств. деятельности и (наряду с др. компонентами реформы) не могли предотвратить постепенной экономич. стагнации. Прежде всего по этим причинам, а также из-за противодействия парт.-гос. номенклатуры, не видевшей своего места в реформируемой экономич. системе, уже через 3-4 года эффективность К. р. стала снижаться и вскоре реформа была свёрнута, за исключением отдельных, в сущности формальных, элементов (сохранение фондов поощрения, платы за фонды и др.). [10]
В 1993 году в России началась реформа органов местного самоуправления. [11]
В 1904 создана комиссия Петерб. АН, организовавшая Орфографич. подкомиссию под председательством Ф. Ф. Фортунатова. В мае 1904 подкомиссия представила проект нового правописания, к 1912 разработан усовершенствованный вариант проекта, но он не был принят. [12]
В 1917 при РАН создана подготовит. Орфографич. комиссия. Она разработала проект усовершенствования правил рус. правописания, представленный 11(24).5.1917 на совещании под председательством А. А. Шахматова, в котором участвовали члены Орфографич. подкомиссии 1904, учёные, школьные учителя. Постановление совещания по реформированию правописания было утверждено РАН. Мин-во нар. просвещения Врем. правительства циркуляром от 17(30).5.1917 предложило ввести принятые правила орфографии в школах с начала нового учебного года. [13]
Петр Аркадьевич Столыпин (2(14) апреля 1862 – 5(18) сентября 1911) – видный государственный деятель в период правления Николая II. Автор ряда реформ, рассчитанных на ускорение экономического развития российской экономики при сохранении самодержавных устоев и стабилизации существующего политического и социального порядка. Разберем кратко по пунктам реформы Столыпина.
Причины проведения реформ
К ХХ веку Россия оставалась страной с феодальными пережитками. Первая Русская революция показала, что у страны имеются большие проблемы в аграрном секторе, обострен национальный вопрос и идет активная работа революционных организаций.
Кроме прочего, в России уровень грамотности населения оставался низким, а пролетариат и крестьянство были недовольны своим социальным положением. Слабая и нерешительная власть не хотела решать эти проблемы радикально, пока на пост премьер-министра не был назначен Петр Столыпин (1906-1911 гг.).
Он должен был продолжить экономическую политику С. Ю. Витте и вывести Россию в разряд капиталистических держав.
Отразим в таблице реформы Столыпина.
Реформа
Решить крестьянский вопрос (проблему малоземелья крестьян)
Введение земств в западных губерниях
Введено обязательное начальное образование
Формирования юридических взаимоотношений работника и работодателя
Учреждение военно-полевых судов
Рис. 1. Портрет П.А. Столыпина.
Аграрная реформа
Самая главная и известная из реформ касалась крестьянской общины.
Ее целью являлись:
- Повышение производительности труда крестьян
- Ликвидация социальной напряженности в крестьянской среде
- Вывод крестьян из общинной зависимости и конечное разрушение общины
Столыпиным был предпринят ряд мер по решению поставленных целей. Так, крестьянам разрешалось выходить из состава общины и создавать свои личные обособленные хозяйства, продавать или закладывать свои земельные наделы, а также передавать их по наследству. Здесь важно запомнить такие термины, как отруб – земля на территории общины, хутор – земля за пределами общины.
которые читают вместе с этой
Крестьяне могли получать кредит на льготных условиях под залог земли или получить ссуду для покупки земли у помещика сроком на 55, 5 лет. Предполагалась и переселенческая политика малоземельных крестьян в государственные земли на необжитых территориях Урала, Сибири и Дальнего Востока. Чтобы привлечь крестьян Столыпин разработал ряд условий: они освобождались от налогов на 5 лет, мужчины освобождались от военной службы, получали пособие в 200 рублей, а земля давалась в собственность.
Государство брало на себя обязательства поддержать агрономические мероприятия, которые могли бы повысить урожайность или улучшить качество труда в сельском хозяйстве.
Использование данных методов позволило вывести из общины 21% крестьян, ускорился процесс расслоения крестьян – росло число кулаков (зажиточных крестьян) и повышалась урожайность полей. Однако, в этой реформе были плюсы и минусы.
Рис. 2. Столыпинский вагон.
Переселение крестьян не дало желаемого эффекта, так как больше половины быстро вернулись обратно, а кроме противоречий между крестьянами и помещиками добавился конфликт между общинниками и кулаками.
Проблема реформы Столыпина состояла в том, что сам автор отводил на ее реализацию не менее 20 лет, а критике она подверглась практически сразу после ее принятия. Увидеть итоги своих трудов ни Столыпин, ни его современники так и не смогли.
Военная реформа
Анализируя опыт русско-японской войны, Столыпин первым делом разработал новый Воинский устав. Был четко сформулирован принцип призыва в армию, регламент призывных комиссий, льготы призывников. Увеличивалось финансирование на содержание офицерского корпуса и была разработана новая военная форма, развернулось стратегическое железнодорожное строительство.
Столыпин оставался принципиальным противником участия России в возможной мировой войне, считая, что страна не выдержит подобной нагрузки. Его знаменитая фраза: “Успокоение и реформы, или дайте России 20 лет спокойствие внутреннего и внешнего…”
Рис. 3. Строительство железной дороги в Российской империи 20 век.
Иные реформы Столыпина
В 1908 году по указу Столыпина в России в течении 10 лет должно было ввестись обязательное начальное образование.
В 1908 году в Государственной думе были приняты законы о предоставлении работникам врачебной помощи в случае травмы или болезни, а также установлены выплаты утратившему трудоспособность кормильцу семьи.
Влияние революции 1905 года на обстановку в стране вынудило Столыпина ввести военно-полевые суды, а помимо этого началась разработка единого правового пространства Российской империи. Планировалось определить права человека и зоны ответственности чиновников. Это было своеобразным началом масштабной реформы управления страной.
Что мы узнали?
Из статьи по истории 9 класса мы познакомились с деятельностью Петра Столыпина. Можно сделать вывод, что реформы Столыпина затрагивали все сферы человеческой деятельности и в течении 20 лет должны были решить многие накопившиеся в российском обществе вопросы, однако, сначала его смерть (он был убит эсером Богровым), а затем и вспыхнувшая война не позволили России бескровно пройти этот путь.
Читайте также: