Реформирование бюджетной сферы в рф кратко
Обновлено: 05.07.2024
Бюджетная реформа в РФ – это совокупность преобразований в бюджетной системе российской экономики.
Начальный этап реформ в бюджетном секторе
Из-за масштабности бюджетных реформ в России довольно трудно их четко разделить на отдельные этапы. Условно современная бюджетная система нашей страны претерпела следующие этапы бюджетных реформ:
- Реформы, направленные на укрепление исполняемости бюджета в 1998 - 2000 гг., завершившиеся вступлением в силу Бюджетного кодекса.
- Принятие в 2004 году изменений в бюджетном законодательстве, которые ознаменовали появление системы расходных обязательств.
Результатом начального этапа реформирования бюджетного сектора стало завершение перехода к системе разграничения и делегирования полномочий, а также проведение бюджетно-налоговой децентрализации.
Преобразование бюджетного процесса в 2004-2006 гг.
В отечественной практике управления финансами общества процесс реализации мероприятий по внедрению механизма управления на основе результатов бюджетирования был начат с утверждения правительством мер для повышения результативности расходов государственного бюджета.
Готовые работы на аналогичную тему
Реформа 2004-2006 гг. внесла ряд существенных изменений в бюджетные процессы:
- разработка новой бюджетной классификации и плана счетов для бюджетного учета, которые обеспечивают учет затрат и доходов по программам и функциям;
- выделение бюджетов принимаемых и действующих обязательств, к примеру, в рамках реформ были сформированы реестры расходных обязательств страны.
- осуществление перехода к системе трехлетнего финансового планирования;
- осуществление перехода от сметной системы финансирования бюджетных учреждений к бюджетированию, ориентированному на результат и обеспечивающего взаимосвязь расходов бюджета и их результативности;
- упорядочение процедур по составлению и рассмотрению бюджета.
Последующие изменения Бюджетного кодекса
Основные новации последующих изменений бюджетного процесса:
- 2007 год: был продлен горизонт бюджетного планирования и завершен переход к трехлетнему бюджету;
- 2008 год: применение бюджетной сметы;
- 2009 год: внесение изменений в классификацию бюджетных расходов.
Все последние годы в Бюджетный кодекс страны ежегодно вносятся изменения, связанные с концептуальными вопросами управления межбюджетными отношениями, а также с переходом к программно-целевому бюджетированию. Благодаря этому была заложена правовая основа для обеспечения законодательного подкрепления проводимых в стране бюджетных реформ.
Из-за сложившейся ситуации стала очевидна необходимость реформы системы бюджетных учреждений, а, прежде всего, изменения в принципах их финансирования. Но, несмотря на все это, о практической реализации концепции реформирования бюджетных процессов, разработанной на срок с 2004 по 2006 годы, можно было говорить только к началу 2011 года.
Последующие бюджетные реформы закрепили разделение всех бюджетных организаций на несколько групп:
- бюджетные учреждения;
- казенные учреждения;
- автономные учреждения.
Положительным следствием реформирования бюджетных учреждений стал переход от системы сметного финансирования автономных и бюджетных учреждений к механизму субсидирования. По сравнению со сметой, субсидирование подразумевает большую свободу при определении направлений расходов.
Благодаря реформе бюджетных учреждений были значительно расширены возможности бюджетных и автономных учреждений в сфере реализации предпринимательской деятельности. Расширив объемы оказания платных услуг, бюджетные и автономные учреждения существенно снизили зависимость от своих учредителей, увеличились возможности подобных учреждений в части обновления оборудования и повышения заработных плат. Помимо этого, расширение перечня оказываемых платных услуг выступали в роли дополнительного источника финансирования и коммерческой, и некоммерческой деятельности тогда, когда имеет место несвоевременное поступление субсидий для финансирования государственных (муниципальных) заданий.
Читайте также: