Реформация в швейцарии 7 класс таблица кратко

Обновлено: 07.07.2024

Особенности политического устройства Швейцарии и их влияние на Реформацию

В XV веке Швейцария только формально входила в состав Священной Римской империи. Фактически она была независимой, и ее государственное устройство резко отличалось от типичного в то время для Европы.

Швейцарские кантоны представляли собой самоуправляющиеся и самоорганизовывающиеся общины, почти независимые друг от друга. Общие вопросы решались коллегиально, собранием представителей кантонов. То есть, Швейцария представляла собой конфедерацию на республиканских началах.

При этом среди 13 кантонов наблюдались заметные различия в уровне экономического и общественного развития. Если некоторые из них находились еще на патриархальной стадии, то городские (например, Базель или Цюрих) развивали ремесла и торговлю, там уже появлялись мануфактуры. Соответственным было и управление – важную роль играл городской патрициат, состоящий в основном из крупных купцов и банкиров-ростовщиков.

Из-за этих различий в Швейцарии имелась социальная база как для Реформации, так и для католической реакции. Развитые городские кантоны тяготели к новому, а отсталые не видели причин отказываться от привычных религиозных норм.

Основные направления швейцарской Реформации

Хотя лидеры швейцарской Реформации контактировали с Лютером и его последователями, они не переняли учение Лютера буквально. В Швейцарии обнаружились свои проповедники-реформисты, и учение их получило даже большее распространение, чем лютеранство. Базой для развития этих учений стали богатые города с развитой буржуазной прослойкой – Цюрих и Женева.

Учение У. Цвингли и первая попытка утверждения реформации в Швейцарии

В 1523 году городской магистрат Цюриха предложил провести реформирование церкви в кантоне священнику Ульриху Цвингли (1484-1531). Он имел университетское образование и немалый практический жизненный опыт, общался с Лютером, но не во всем согласился с ним.

У. Цвингли

Религиозная община по Цвингли организовывалась на республиканских основах, проповедники и руководство избирались среди достойных ее членов. Община сама решала все вопросы, связанные с религией – в известном подчинении светским властям и под их контролем. Такую реформу Цвингли провел в Цюрихе, затем еще в нескольких кантонах.

Однако укреплению и дальнейшему распространению цвинглианства помешал известный радикализм его основателя. Цвингли во многом походил на чешских таборитов – он был сторонником республиканской формы правления, защищал права мелких собственников, требовал проведения не только церковных, но и некоторых социальных реформ. Из-за этого цвинглианские кантоны не были поддержаны протестантскими германскими князьями, когда у них разгорелся конфликт с лесными кантонами, оставшимися приверженцами католицизма. Цвингли погиб в этом конфликте, а его учение начало приходить в упадок.

Кальвинистская Реформация в Швейцарии

В 1536 году центр Реформации в Швейцарии переместился из Цюриха в Женеву, куда прибыл из Франции богослов-протестант Жан Кальвин (1509-1564). В отличие от Цвингли, он был выходцем из богатой семьи, однако вел аскетический образ жизни. Кальвин имел хорошее образование, а из Франции уехал, опасаясь преследований.

Ж. Кальвин и основы его учения

Этот проповедник разработал собственное учение, отличное от лютеровского. По Кальвину, человек не может спасти свою душу верой и безгрешным поведением, ибо божьим промыслом заранее предопределено, чья душа спасется, а чья – нет (догмат о предопределении). Однако человеку не дано постичь этот промысел, и потому он должен вести себя так, будто является божьим избранником и обязательно будет спасен. Недовольство не следует проявлять в любом случае, ибо это возражение божьей воле.

Церкви Кальвина не требовались священники и епископы. Верующие должны были избирать пресвитеров для руководства общиной, дьяконов для сбора и распределения благотворительных пожертвований и пастырей для чтения проповедей. В значительной степени Кальвин ставил светские власти в зависимость от пресвитеров.

собрание кальвинистских пресвитеров

В разных странах кальвинизм обретал разные отличия от собственно учения Кальвина – возникали более жесткие и более мягкие его варианты. Способствовало разнообразию и то, что остатки цвинглианцев влились в кальвинистские общины. К примеру, в Англии кальвинисты-пуритане опирались скорее на цвинглианство, чем на кальвинизм в чистом виде. Вскоре кальвинизм стал едва ли не более популярным и распространенным реформационным учением, чем лютеранство.

Контрреформация и религиозные конфликты в Европе

Католичество не собиралось просто так делиться своим влиянием с протестантами – это относится и к церковному руководству, и к монашеству, и к верующим мирянам. Кампания противодействия католиков распространению Реформации известна под названием Контрреформации.

Первым ее актом считается официальное отлучение папой Львом Х от церкви Лютера (1520 год). О завершении кампании говорить не приходится, хотя основной накал борьбы спал уже в конце XVI века.

В первые годы Реформации католическое руководство относилось к ней, как к очередной ереси – с уверенностью, что это учение можно будет быстро подавить силой и уговорами. Однако все же церковь отреагировала ограниченной критикой некоторых проступков своих служителей (в том числе пап) в далеком прошлом, а также созданием новых монашеских орденов. Они должны были послужить символами обновления церкви и укрепить ее авторитет.

Игнатий Лойола - основатель ордена иезуитов

В 1542 году появилась папская булла, расширяющая полномочия римского инквизиционного трибунала. После этого в католических странах усилились преследования протестантов, а в Италии было казнено несколько скептически настроенных ученых (самый известный пример – Дж. Бруно).

С 1545 по 1562 год (со значительными перерывами) заседал Тридентский церковный собор. Он был призван разработать меры по реформированию церкви. Собор отменил торговлю индульгенциями, ограничил возможности продажи церковных должностей и получения доходов с них. Однако и речи не шло о пересмотре основных католических догматов и об ограничении роли папского престола. Впрочем, набравшие силу светские правители (в том числе католики) уже не позволили папству восстановить свою светскую власть.

Кроме собственно церковных мероприятий, Контрреформация проявилась в открытых вооруженных конфликтах в Европе. Борьба католической Испании с реформаторскими движениями в Нидерландах стала толчком к Нидерландской буржуазной революции. Францию во второй половине XVI века раздирали религиозные войны между католиками и кальвинистами-гугенотами. Варфоломеевская ночь 24 августа 1572 года, когда в Париже состоялась массовая резня протестантов, стала символом силового противостояния религий.

Варфоломеевская ночь в Париже - апогей Контрреформации

Религиозный фактор имел значение и в межгосударственных войнах – Тридцатилетней войне и войне Англии с Испанией, завершившейся разгромом Непобедимой армады. Нетерпимость ко всем верованиям, кроме католичества, в Речи Посполитой, стала одним из поводов для начала войны под предводительством Б. Хмельницкого на Украине – в это конфликт было втянуто Крымское ханство и Московское царство.

Итоги Контрреформации

В результате длительного противостояния католиков и протестантов в Европе сложилось региональное распределение религий. В ряде стран (Испания, Италия, Франция, южногерманские княжества, Речь Посполита) сохранились позиции католичества. Северная Европа, Швейцария, Северная Германия, Англия стали протестантскими государствами.

После периода религиозных войн отношения католиков с протестантами стали несколько спокойнее, хотя взаимная напряженность сохранялась довольно долго. Католики в протестантских странах и протестанты в католических подвергались ограничениям и преследованиям.

Зародившийся в Швейцарии кальвинизм стал одним из самых популярных протестантских учений. Его популярность вскоре догнала и даже превзошла популярность лютеранства и англиканства.

Орден иезуитов из-за своих методов вскоре был признан нежелательным во многих государствах и изгнан. Однако орден существует и сегодня. Кроме политических интриг, он известен организацией школ, где давали качественное образование и весьма специфическое, жестокое воспитание.


Реформация в истории Европы XVI века стала одним из ключевых событий ознаменовавших переход от Средних Веков к Новому Времени. Ее последствиями можно считать развитие капитализма, общественно-политической мысли и религиозные войны. Этот процесс охватил государства Центральной, Северной и Западной Европы. Южная Европа осталась католической, а большая часть Восточной и Балканы – православными.

Начало процесса в Германии

Причинами Реформации стало развитие городов, кризис католической церкви на территории Священной Римской империи, развитие гуманизма и связанное с ним обмирщение сознания. Новому сословию – буржуазии, католичество не подходило в качестве идеологии.

Реформация в Европе

Рис. 1. Реформация в Европе.

Начало этого процесса следует отсчитывать с 31 октября 1517 года, когда в городе Виттенберге Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций Римским Папой Львом X.

Следствием этого стал его диспут со сторонниками католичества и последующая анафема, однако, богослов спрятался в одном из замков и смог даже перевести Библию на немецкий язык, а потом жениться, завести шесть детей и написать ряд сочинений на религиозную тематику.

Одним из первых перешедших в Реформацию правителей стал великий магистр Тевтонского ордена. В 1525 году он стал светским правителем – герцогом Пруссии. За ним последовали правители Гессена, Саксонии, Брауншвейга, а также ряд городов –

Любек, Бремен, Гамбург, Ганновер и Магдебург.


Рис. 2. Реформация XVI век Европа.

Реформация в других странах

В странах Северной Европы процесс Реформации был не таким трудным, как в Германии. Лютеранская церковь была признана государственной при короле Кристиане III в 1536 году. Норвегия в те годы являлась частью датского королевства, она также перешла в лютеранство в 1537 году. Швеция и Финляндия представляли собой единое королевство, процесс Реформации там прошел с 1525 по 1541 год.

В Прибалтику Реформация проникла рано, в 1524 верующие разгромили католические церкви в Риге и Таллине. К 1554 году там окончательно утвердился протестантизм, но Литва впоследствии стала снова в основном католической.

Для процесса Англии, Нидерландов и Швейцарии общим является то, что основной для нее послужили идеи не Мартина Лютера, а богослова Жана Кальвина. Во Франции Реформация привела к религиозным войнам 1560-1590-ых.

Мартин Лютер

Рис. 3. Мартин Лютер.

Что мы узнали?

Кратко Реформацию в Европе проходят подростки в школьной программе 7 класса. В нем дано краткое описание процессов XVI-первой половины XVII века и характеристика основных лидеров Реформации – Лютера и Кальвина. Процесс реформирования западного христианства привел к появлению в Европе двух лагерей – католиков и протестантов.


Реформация — церковно-социальное движение ХVI века в Европе против католической церкви, в котором борьба за религиозные идеалы переплелась с классовой борьбой крестьянства и зарождающейся буржуазии с феодалами. Стала катализатором распада феодального общества и возникновения зачаточных форм капитализма

Причины Реформации

Католицизм был целой системой, налагавшей рамки на всю культуру и социальную организацию европейских народов:

    — Католический универсализм отрицал национальность
    — Теократическая идея давила государство
    — Духовенство имело привилегированное положение в обществе, подчиняя церковной опеке светские сословия
    — Догматизм предоставлял мысли слишком узкую сферу
    — Католическая церковь переродилась из утешительницы и проводника идей социальной справедливости в жестокого феодального земельного собственника и угнетателя
    — Несоответствие образа жизни служителей церкви тому, что они проповедовали
    — Недееспособность, распущенность и коррумпированность церковной бюрократии
    — Растущие материальные запросы римской церкви: все верующие платили десятину — налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями
    — Существование огромного количества монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным праздным населением
    — Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Святого Петра в Риме, слишком явно и цинично демонстрировала не заботу Церкви о душах паствы, но стремление к обогащению, земным благам
    — Изобретение книгопечатания
    — Открытие Америки
    — Возобновление интереса к античной культуре, сопровождающееся расцветом искусства, в течение многих веков служившего исключительно интересам Церкви

В борьбе против католической церкви объединились все светские институты европейского общества: государственная власть, нарождающаяся буржуазия, задавленное гнетом крестьянство, интеллектуалы, представители свободных профессий. Они боролись не во имя чистоты христианского вероучения, не во имя восстановления Библии как главного авторитета в делах религии, не во имя требований совести и религиозной мысли, а потому, что католицизм мешал свободному развитию общественных отношений во всех сферах жизни

Реформация в Европе

Формальным началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда викарий деканата ордена августинцев Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов против торговли папскими индульгенциями*

Деятели Реформации

  • Мартин Лютер (1483–1546) — Германия
  • Филипп Меланхтон (1497–1560) — Германия
  • Ганс Таусен (1494–1561) — Дания
  • Олаус Петри (1493–1552) — Швеция
  • Ульрих Цвингли (1484–1531) — Швейцария
  • Жан Кальвин (1509–1564) — Франция, Швейцария
  • Томас Кранмер (1489–1556) — Англия
  • Джон Нокс (1514?–1572) — Шотландия
  • Ж. Лефевр (1450-1536) — Франция
  • Г. Брисонне (1470-1534) — Франция
  • М. Агрикола (1510-1557) — Финляндия
  • Т. Мюнцер (1490-1525) — Германия

В результате Реформации часть верующих восприняла идеи главных её деятелей Лютера и Кальвина, превратившись из католиков в лютеран и кальвинистов

Краткая биография Мартина Лютера

Главная идея лютеранства — спасение личной верой, которая даруется Богом, без помощи церкви. Связь Бога и человека имеет личный характер, церковь не является посредником между Богом и человеком. Все верующие признаются равными перед Христом, священники теряют положение особого сословия. Религиозные общины сами приглашают пасторов и выбирают руководящие органы. Источником вероучения является Библия, которую верующий имеет право самостоятельно объяснять. Вместо латыни богослужение ведётся на родном языке верующего

Краткая биография Жана Кальвина

  • 1553 — по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды М. Сервет. Впервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие
  • 1559 — Основание Женевской академии — высшего богословского заведения для подготовки проповедников
  • 1564, 27 мая — Кальвин умер. Похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно

Контрреформация

Любое действие предполагает противодействие. На движение Реформации католическая Европа ответила контрреформацией (1543 — 1648). Католическая церковь отказалась от предоставления индульгенций, были основаны новые монашеские ордена и духовные семинарии, были введены единообразная литургия (главнейшее христианское богослужение), григорианский календарь, подавлена Реформация в Польше, землях Габсбургов, Франции. Контрреформация оформила окончательный разрыв католичества с протестантством

Реформация

Картина, посвящённая Реформации в Европе

Начавшись в Германии, Реформация вскоре прокатилась по всей Европе, навсегда разделив её на католиков и протестантов. Эти события перекроили политический баланс сил и оказали огромное влияние на всю дальнейшую историю, а также заложили предпосылки для религиозных войн.

Причины Реформации

Причины Реформации

Основные причины Реформации

  • Гонения католической церкви на науку. В XVI веке было совершено немало важных научных открытий, которые, однако, часто противоречили церковным догматам. Это стало причиной гонения на учёных, что вызвало недовольство среди многих людей.
  • Вмешательство Церкви в светскую жизнь. Феодалы были недовольны вмешательством духовенства в их дела, а городские власти – поборами на содержание расположенных в них церквей.
  • Сложность и непонятность церковных обрядов. Церковь была страшно далека от народа, стремясь стать посредником между людьми и Богом. Большинство людей же с радостью встретило предложенную Мартином Лютером идею о том, что посредники в этом вопросе не нужны, так как это давало им возможность стать ближе к Богу. Это стало одной из основных причин Реформации в Европе.
  • Кризис Католической церкви. В XV веке она пережила период троепапства, а некоторые порочные практики вроде злоупотребления властью и продажи индульгенций (отпущение грехов за плату) вызывали массовое недовольство. Многие католические священнослужители сами были невежественным, глупы и алчны, что создавало Церкви негативный имидж. Высшие церковные иерархи тем временем жили в роскоши, одновременно напоминая прихожанам о необходимости быть скромными и смиренными, и людей возмущало это двуличие.
  • Формирование класса буржуазии. Эти люди, более обеспеченные, чем простонародье, в массе своей не желали вкладывать деньги в постройку соборов и содержание духовенства. Такие настроения в буржуазной среде также стали одной из причин Реформации.
  • Налоги и коррупция. Церковь забирала свою десятину (одну десятую всех доходов) в виде налогов, а торговля должностями в среде духовенства приняла огромные масштабы. Проще говоря, католическая Церковь погрязла в коррупции.

Правление Святослава

Правление Святослава кратко. Внешняя и внутренняя политика. Плюсы и минусы.

Причины крещения Руси

Причины крещения Руси князем Владимиром кратко. Предпосылки и последствия.

Суть Реформации

Фактически Реформация стала церковным расколом, в результате которого от Римско-Католической Церкви отделились протестанты, которые, в свою очередь, позднее также раскололись на множество направлений и течений. По сути, Реформация в Европе положила конец безоговорочному владычеству католической Церкви в европейских государствах, так как за какие-то десятки лет многие страны стали целиком или почти целиком протестантскими. Это общественное-политическое и религиозное течение навсегда изменило облик Европы, а порождённый им протестантизм стал одним из трёх основных направлений христианства в мире наряду с католицизмом и православием. При этом суть Реформации была скорее революционной, нежели эволюционной – события развивались стремительно, сопровождаясь массовыми беспорядками, войнами и репрессиями.

Событие, положившее начало Реформации

Официально началом Реформации считается 31 октября 1517 года, тот самый день, когда Мартин Лютер опубликовал свой труд “95 тезисов”, критиковавший католическую Церковь. Некоторые историки, правда, сомневаются, что это событие имело место в реальности. При этом выступления против папской власти случались и раньше, но они были совсем другими: раньше критики рассматривали проблемы Церкви через призму человечности, а Мартин Лютер начал критиковать церковные догмы. Так что публикация его “95 тезисов” считается основным событием, начавшим Реформацию в Европе.

Распространение Реформации в Европе

Распространение Реформации

Некоторые этапы распространения Реформации в странах Европы

Чтобы вспомнить, в каких странах была распространены Реформация, надо вспомнить о том, что началась она в XVI веке в Германии, которая тогда была раздробленным государством, в котором недовольство церковью испытывали представители всех социальных слоёв. Вскоре Реформация распространилась по другим странам – Чехия, Нидерланды, Венгрия, Австрия, Франция, Англия. В ряде случаев это привело к разрушительным военным конфликтам – так, казнь Яна Гуса идеолога чешской реформации, послужила основной причиной гуситских войн, продлившихся 15 лет, а протестантский проповедник Томас Мюнцер фактически начал в Германии крестьянскую войну против несправедливости и угнетения, ставшую крупнейшим восстанием в Европе до Великой Французской революции. Стоит отметить, что распространение Реформации в Европе также сопровождалось частыми погромами и грабежами католических храмов и церквей. Постепенно Реформация охватывала всё новые и новые страны – Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Польша, Литва, Швейцария, Шотландия и др. Русское царство, однако, затронуто Реформацией не было – она представляла собой конфликт между протестантами и католиками, а Россия была православной. Самым заметным последствием Реформации в Европе стала Контрреформация, комплекс мер, призванных ей противодействовать. В итоге часть европейских государств осталась католическими целиком или частично.

Читайте также: