Реформация в шотландии кратко

Обновлено: 05.07.2024

О том, как сюда пришло христианство, как произошла Реформация и о дальнейших перипетиях в развитии института церкви в Шотландии, более менее рассказано в предыдущих разделах.

Если кратко, то для окучивания местного языческого населения первые христианские миссионеры прибыли сюда из Ирландии в середине 6-го века.

Хотя, вероятно, ещё ранее римские христиане, спасаясь от гонений на британской части римской империи, перебирались севернее и несли сюда, так сказать, слово Божье.

Так или иначе, единственной религией в Шотландии стало христианство, причём, католическое. Ибо другого на западе Европы тогда ещё не придумали. А когда придумали, то добрались и до Шотландии, где во второй половине 16-го века произошла церковная революция под названием "Реформация". Как и всякая революция, это повлекло за собой передел собственности, власти, человеческого сознания и, конечно, большие человеческие жертв - куда же без них.

После всех этих "реформаций" и епископских войн к концу 17-м века в Шотландии практически главенствующей национальной церковью стала Церковь Шотландии (Church of Scotland), которую иначе зовут "The Kirk". Это пресвитерианская церковь, где в отличие от англиканской церкви нет ни епископов, ни епархий. Никакой иерархии, полная демократия. А все важные церковные решения принимаются на Всеобщем собрании пресвитеров.


Однако за последние три века утекло много воды и сегодня в Шотландии существует несколько христианских церквей и нехристианских вероучений.

Церковь Шотландии - 32% (десятью годами ранее было 42%, т.е. 10% в Боге разуверились, причём, в основном протестанты).

Католики - около 16%. По большей части это потомки ирландских эмигрантов, перебравшихся в промышленный район Глазго в годы Великого Неурожая картофеля в середине 19-го века. Плюс итальянцы, которые ломанулись сюда в годы Второй мировой, и поляки с литовцами - после вхождения в европейский союз.

Шотландская Епископальная Церковь - порядка 5%. Это подразделение англиканской церкви и подчиняется архиепископу Кэнтерберийскому. Она отъединилась от Шотландской Церкви в 1689 после так называемой "Славной революции", когда The Kirk отменила епископов и стала пресвитерианской.

Есть там ещё небольшие группировки, считающие себя христианами, - всякие там квакеры, баптисты, методисты, назаретяне и т.д. и т.п. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.

Разумеется, кроме христиан Шотландия населена представителями других конфессий, восточных: ислам, индуизм, буддизм, сикхизм, иудаизм (причём, последних, к удивлению, очень мало).

Живут в целом мирно. Больше всех проблем возникает между футбольными болельщиками Селтика и Глазго Рейнджерс. Поскольку Селтик считается католической командой, ибо исторически он был основан выходцами из Ирландии, а Глазго Рейнджерс считается командой протестантской. Хотя с недавних пор в Селтике стали появляться менеджеры-протестанты, с чем в Глазго Рейнджерс более строго. Вот потому за Селтик фанатеют в основном католики, а за Глазго Рейнджерс - протестанты, или считающие себя таковыми. На матчах между этими командами болельщики зачастую вывешивают баннеры, оскорбительные для религии соперника, а также упражняются в распевании песен и гимнов аналогичного содержания. Кроме того, фаны Рейнджерс поддерживают протестантов Северной Ирландии и стоят за единство Ю.К., размахивая Юнион Джэком, в то время как болельщики Селтика поддерживают освободительное движение католиков Северной Ирландии, размахивают флагами Ирландии и выступают за независимость Шотландии.

У них это называется "sectarianism", что не надо путать с нашим понятем "сектантство". Это, скорее, как на Украине - "Правый сектор" (за унитаризм) и "Левый сектор" (который пока не догадались создать). Так и в Шотландии. Фаны Рейнджерс стоят за единство Британии и протестантскую веру понад усе, а их коллеги по Селтику - за независимость Шотландии и Северной Ирландии от Британии и католическую Религию. Власти пытаются с этим бороться всяческими карательными мерами. Вроде бы отчасти помогает.


Чем ещё церкви в Шотландии развлекают публику? Пожалуй, как и во всём мире своими секс-скандалами. Так, в 2013 году глава шотландских католиков кардинал Кит О'Брайен (cardinal Keith O'Brien) признался, после появления свидетельств, что на заре своего служения Господу он несколько лет вёл себя "неподобающе".

Эх, ну что же ты, О'Брайен.



После позорной отставки кардинала Церковь Шотландии решила нанести ещё один убийственный удар по оторопевшим католикам. А как же! Ведь шотландцы, в отличие от англичан, считают себя европейцами. А раз так, то необходимо принять все без исключения европейские ценности. Сначала одобрить однополые браки:


Но этого, оказывается, мало. Надо и саму церковь переустроить в соответствии с эвропейскими ценностями:


А что же по этому поводу думают наши отечественные протестанты (есть и такие) о своих шотландских коллегах:

Пока шотландские протестанты с католиками на потеху публике усердствуют в обличении друг друга в неблаговидном поведении, а протестанты вдобавок всей душей и сердцем, а также другими частями тела пытаются доказать свою эвропейскую сущность, Восток всё больше проникает в страну, которая некогда участвовала в крестовых походах.


мечеть в Эдинбурге

Приверженец ислама или просто интересующийся может посмотреть, как функционирует центральная мечеть Эдинбурга.

Шотландское королевство, расположенное к северу от Англии, традиционно проводило политику союза с Францией против англичан, неоднократно вторгавшихся на его территорию. Но в XVI веке страна разделилась на сторонников традиционной политики и тех, кто считал, что обстоятельства изменились и что в наибольшей мере интересам страны отвечает политика сближения с Англией. Самую большую победу сторонники новой политики одержали в 1502 году, когда шотландский король Яков IV женился на Маргарите Тюдор, дочери короля Англии Генриха VII. Поэтому когда королем Англии стал Генрих VIII, появилась надежда, что два королевства будут наконец жить в мире. Яков V, сын Якова IV и Маргариты Тюдор, приходился Генриху племянником. Последний стремился установить еще более тесные связи и с этой целью предложил Якову руку своей дочери Марии. Но Шотландия решила вернуться к традиционному союзу с Францией, и Яков женился на француженке Марии де Гиз. С этого времени два британских королевства пошли разными путями, в частности в том, что касается реформации церкви и отношений с папством.

Между тем протестантизм обретал последователей и в Шотландии. Гораздо раньше сюда проникли идеи лоллардов и гуситов, искоренить их сторонников не удалось, и теперь протестантизм нашел среди них благодатную почву. Многие шотландцы, учившиеся в Германии, возвращались на родину, неся с собой учения и труды Лютера и других реформаторов. Шотландский парламент принял законы, направленные против этих сочинений и против тех, кто распространял протестантскую доктрину. 1528 год был отмечен первой мученической смертью, принятой одним из странствующих проповедников, и с этого времени казни участились. Но все было напрасно. Несмотря на гонения, новое учение продолжало привлекать последователей. Особенно глубокие корни протестантизм пустил среди дворянства, недовольного усилением королевской власти и утерей многих прежних привилегий, и среди студентов, читавших и в обход закона распространявших тайно полученные книги протестантских авторов.

Тем временем группа протестантских заговорщиков захватила замок Сент-Андрус и убила архиепископа. Правительство, раздираемое внутренними конфликтами, мало что могло сделать. Чтобы схватить и наказать бунтовщиков, были отправлены войска, но после непродолжительной осады их отозвали, и отныне протестанты всего королевства видели в замке Сент-Андрус оплот своей веры.

Этот английский период его жизни закончился со смертью Эдуарда, когда на трон взошла Мария Тюдор и начались преследования протестантов. Нокс уехал в Швейцарию, где оставался некоторое время в Женеве с Кальвином и в Цюрихе с преемником Цвингли Буллингером. Он также дважды посетил Шотландию, чтобы укрепить решимость протестантской общины.

Тем временем в Шотландии происходили важные события. Молодую Марию Стюарт отправили во Францию, где она пользовалась покровительством своих родственников из семейства Гизов. Ее мать, тоже принадлежавшая к этому роду, осталась в Шотландии регентом. В апреле 1558 года Мария вышла замуж за наследника французского престола, который через год с небольшим был коронован под именем Франциска П. Таким образом, в шестнадцать лет Мария стала супругой короля Франции и официальной королевой Шотландии. Но это было еще не все – она также претендовала на титул законной королевы Англии. Мария Тюдор умерла в 1558 году, и престол заняла ее сводная сестра Елизавета. Но если справедливы утверждения католиков, что Елизавета – незаконнорожденная, престол должен был принадлежать Марии Стюарт, правнучке Генриха VII. Поэтому после смерти Марии Тюдор Мария Стюарт приняла титул королевы Англии, превратившись тем самым в злейшего врага Елизаветы. В Шотландии в качестве регентши правила королева-мать Мария де Гиз. Ее прокатолическая политика вынудила протестантских лидеров объединиться, и в конце 1557 года они заключили торжественное соглашение. Они дали обещание служить "благословенному Слову Божьему и Его конгрегации" и поэтому получили название "Лорды конгрегации". Понимая, что у них одни цели с английскими протестантами, они установили с ними связь. Регентша усилила гонения на "еретиков", но они не оставляли своих позиций и в 1558 году организовали собственную церковь. Незадолго до этого они написали Ноксу в Швейцарию и попросили его вернуться в Шотландию.

В изгнании Нокс написал сочинение с резкими выпадами в адрес женщин, правивших в то время в Европе: регентши Шотландии, Марии Тюдор в Англии и Екатерины Медичи во Франции. Его работа "Первые звуки труб против чудовищного правления женщин" вышла не ко времени, так как едва она попала в Англию, как умерла Мария Тюдор и ее сменила Елизавета. Хотя книга была направлена против ее покойной сводной сестры, Елизавете в ней многое не понравилось, ибо аргументация Нокса, построенная на антифеминистских предубеждениях, могла относиться и к ней самой. Это препятствовало естественному пониманию, которое могло бы сложиться между Елизаветой и Джоном Ноксом, к которому, несмотря на его неоднократные отречения,английская королева относилась с недоверием.

Развитие событий не благоприятствовало шотландским протестантам. Регентша попросила у Франции войска для подавления лордов Конгрегации, которые одержали над захватчиками несколько побед. Но из-за отсутствия денег их армия не могла долго продержаться на поле боя. Они неоднократно взывали к Англии, указывая, что если католикам удастся подавить протестантское восстание и королевство останется в руках католической партии, тесно связанной с Францией, то под угрозой окажется корона Елизаветы. Нокс, вернувшийся незадолго до этих событий, поддерживал протестантов проповедями и силой своей убежденности. Наконец, в начале 1560 года Елизавета решила послать в Шотландию войска. Английская армия присоединилась к шотландским протестантам, и казалось, что длительная война неизбежна. Но регентша умерла, и французы решили, что настало время приступить к мирным переговорам. В результате французы и англичане вывели свои войска.

Но как только непосредственная опасность миновала, между Ноксом и лордами, до сих пор поддерживавшими реформаторское движение, начались разногласия. В основе конфликта лежали экономические причины, хотя и не они одни. Лорды стремились завладеть церковными ценностями, а Нокс и его сторонники хотели использовать их, чтобы создать систему всеобщего образования, облегчить положение бедных и поддержать церковь.

В разгар этих неурядиц знать решила предложить Марии Стюарт вернуться в Шотландию и занять трон, унаследованный ею от отца. Мария надеялась быть шотландской королевой, оставаясь во Франции, но смерть мужа лишила ее таких надежд, и она приняла предложение шотландцев. В Шотландию она приехала в 1561 году. Она никогда не пользовалась популярностью, и поначалу следовала советам своего незаконнорожденного сводного брата Джеймса Стюарта, графа Меррея, одного из лидеров протестантов, удерживавшего ее от прямого столкновения с другими протестантскими лордами.

Нокс, по всей видимости, был убежден в неизбежности конфликта с королевой, и в этом вопросе она, судя по всему, разделяла его точку зрения. С самого начала она настояла, чтобы месса совершалась в ее личной часовне, и пламенный реформатор резко выступил против "идолопоклонства новой Иезавели". Между ними состоялось несколько бурных встреч. Но лорды, которым такое положение дел было на руку, не поддержали выпадов проповедника.

Осложнение отношений с королевой и некоторыми протестантскими лордами не помешало Ноксу и его последователям создать реформатскую церковь Шотландии, по своему устройству близкую к идеалам пресвитерианства, возникшего позднее. В каждой церкви старейшины и служители избирались, но последние занимали свои должности только после проверки, произведенной другими служителями. Столпами новой церкви стали "Книга церковной дисциплины", "Служебник церкви Шотландии" и "Шотландское исповедание".

В конечном счете Мария сама стала причиной своей гибели. Она всегда мечтала занять английский престол и, пытаясь осуществить эту мечту, потеряла сначала шотландский трон, а затем и жизнь. Дабы сделать свои претензии на английский престол неоспоримыми, она вышла замуж за своего двоюродного брата Генриха Стюарта, лорда Дарили, который тоже имел основания претендовать на него. Граф Меррей возражал против этого брака и против союза Марии с Испанией для искоренения протестантизма в стране, и когда его возражения проигнорировали, он восстал. Тогда Мария призвала на помощь лорда Босуэла, способного военачальника, разгромившего графа Меррея и вынудившего его искать защиту в Лондоне. Мария, воодушевленная этой победой, заявила, что скоро она взойдет на трон в Лондоне.

Лишившись здравых советов графа Меррея, Мария проводила все более неразумную политику. Она решила, что брак с Дарили был ошибкой, и дала понять это Босуэлу и другим. Вскоре после этого Дарнли был убит, и подозрения пали на Босуэла. Он был оправдан в ходе суда, на который не допустили ни одного свидетеля обвинения. Но оправдание не сняло с него подозрения, тем более что через несколько месяцев Мария стала его женой.

Шотландские лорды ненавидели Босуэла, и вскоре они восстали. Королева, предпринявшая попытку подавить восстание, лишилась поддержки войск и оказалась в руках лордов. Они убедили ее, что располагают доказательствами ее участия в убийстве Дарнли, и предложили ей либо отречься от престола, либо предстать перед судом за убийство. Она отреклась в пользу своего годовалого сына Якова VI, родившегося у нее от Дарнли, и граф Меррей вернулся из Англии, став регентом Шотландии. Марии удалось бежать и собрать войско. Но граф Меррей разгромил его, и ей оставалось только искать защиты у ненавистной Елизаветы в Англии.

Пленение и смерть Марии стали темой многочисленных романтических сказаний, в которых она предстает жертвой своей жестокой и честолюбивой сестры. Но на самом деле Елизавета приняла ее с таким почтением, какого нельзя было ожидать от человека, которого долгое время объявляли незаконнорожденным, пытаясь отобрать у него корону. Мария была узницей в том смысле, что не имела права покидать предоставленный ей замок, но в то же время были даны строгие указания относиться к ней как к королеве, и ей разрешили самой набрать для себя тридцать слуг. Но к ней сходились нити многих заговоров, большинство из которых имели целью убийство Елизаветы, представлявшей собой основное препятствие на ее пути к престолу и восстановлению католичества в Англии. Другим общим звеном этих заговоров была подготовка вторжения в Англию испанских войск для помощи Марии. Когда был раскрыт третий заговор, доказательства неоспоримо свидетельствовали, что Мария была если не его вдохновителем, то во всяком случае активным участником, ее предали суду и приговорили к смертной казни. Представ перед палачом, она приняла смерть достойно, как и подобает королеве.

В Шотландии после бегства Марии противоборство между разными партиями продолжалось. Нокс выступал за регентство графа Меррея. Но когда реформатора разбил паралич и он был вынужден отойти от дел, оппозиция еще сохраняла достаточную силу. Узнав о резне, устроенной во Франции в Варфоломеевскую ночь (о которой пойдет речь в одной из следующих глав), он в последний раз попытался вернуться на кафедру, с которой призвал шотландцев продолжить борьбу, если они не хотят испытать такую же судьбу. Умер он через несколько дней после своей последней проповеди. К тому времени стало ясно, что верх в Шотландии одерживают реформатские взгляды.

Г. Реформация

Г. Реформация С богословской точки зрения протестантская Реформация уделяла главное внимание сотериологическим и экклезиологическим вопросам. Это объясняет, почему учение о Боге не пересматривалось. В целом протестантизм еще раз подтвердил классический взгляд на

В. Реформация

В. Реформация Реформаторы шестнадцатого века не оспаривали учение о Христе, выработанное на Халкидонском соборе. Однако они были склонны несколько смещать акценты в сторону более экзистенциальной позиции. Другими словами, они фокусировались на вопросах встречи

Г. Реформация

Г. Реформация 1. Мартин Лютер Мартин Лютер (1483–1546) учил, что до грехопадения Адам был склонен только к добру. После грехопадения он и его потомки оказались подверженными греху. Род человеческий стал massa perditionis (племя погибели). Человеческая природа греховна и похотлива. Все

3. Реформация

3. Реформация Взгляды реформаторов на Вечерю Господню развивались постепенно и никогда не были однородными. Они соглашались с тем, что священнодействия даруют благословения, когда принимаются человеком, который поддерживает личные взаимоотношения веры с Богом. Они

Г. Реформация

Г. Реформация Реформация во многом была реакцией на злоупотребления церковной власти и установление системы спасения по заслугам. Однако она не смогла разрушить близких отношений между Церковью и государством. Отделение десятины предписывалось не столько Церковью,

Г. Реформация

Г. Реформация Протестантская Реформация опровергла, но не полностью стерла представления о браке, так глубоко въевшиеся в мышление средневекового человека. Реформаторы отвергли сакраментальную теорию брака, тем самым освобождая его от привязки к безбрачию и аскетизму.

В. Реформация

В. Реформация 1. Исторический подход реформаторов Повышенное внимание Реформации к Библии сопровождалось возрождением интереса к истолкованию апокалиптики. Среди изданий, выпущенных в шестнадцатом веке, был большой том полемической литературы, написанный на простом, а

Г. Реформация

Г. Реформация Со времен Августина (пятый век) эсхатологические ожидания были связаны с победой Церкви над миром. Однако неудача Церкви и ошибочный тезис Августина требовали реформации.Для Лютера антихрист, пришествие которого должно предшествовать концу мира, уже стал

3. Реформация

Реформация

Реформация Последним из трех важных событий, упомянутых нами, является Реформация, начало которой положил в 1517 году Мартин Лютер. Это событие означало не только крутой поворот всей истории Церкви, оно оказало глубокое влияние и на распространение Библии. Во всех уголках

Реформация

Реформация Последним из трех важных событий, упомянутых выше, является Реформация, начало которой положил в 1517 году Мартин Лютер. Это событие означало не только крутой поворот всей истории Церкви, оно оказало глубокое влияние и на распространение Библии. Во всех уголках

Реформация

Реформация Противоречащие Библии учения, основывающиеся на традиции, безжалостное преследование инакомыслящих, моральное разложение, массовый духовный упадок среди духовенства — все это побуждало людей требовать духовных реформ в официальной

Реформация

Реформация Реформацией называется народное движение XVI в. против католической церкви, поборов, обмана и насилий духовенства. Начавшись в Германии, реформация распространилась затем во Франции и Англии. Первым в Германии выступил против папской власти и за создание

10. Смерть герцога Орлеанского в Париже, виденная в Шотландии.

10. Смерть герцога Орлеанского в Париже, виденная в Шотландии. Г-жа Броутон, знакомая одного из корреспондентов лондонского общества психических – исследований, рассказала следующий случай. Однажды – это было в 1844 году в Эдинбурге – она проснулась ночью и принялась

4. Реформаты в Шотландии

4. Реформаты в Шотландии Примерно с 1300 года, когда Эдвард I безуспешно пытался подчинить Шотландию английской короне, Шотландия была союзником величайшего врага Англии — Франции. Англичане всегда могли ожидать нападения с тыла со стороны скоттов на севере, как только

Битва при Лангсайде имела решающее значение для протестантизма в Шотландии. Войска королевы-католички Марии Стюарт потерпели поражение.

Реформация в Шотландии

Когда в 1542 году умер отец Марии Стюарт, ей было всего шесть дней. Власть перешла её матери, Марии де Гиз, как к королеве-регентше. Период её правления до 1560 года, когда к власти, наконец, пришла дочь, стал поворотным для дальнейшего развития страны. Знать и простой народ всё дальше уходили от католичества, склоняясь к протестантизму.

Брат Марии Стюарт, незаконнорождённый сын Якова V, Джеймс Стюарт, тоже был католиком. Во время правления матери он за поддержку прокатолической политики получал ренту с нескольких шотландских и французских аббатств. Однако во второй половине 1550-ых годов под влиянием проповедей Джона Нокса лорд Джеймс перешёл в протестантство. Развитие Реформации в Шотландии открывало для него широкие возможности, поскольку его сестра, королева Мария Стюарт, была католичкой и находилась в то время во Франции. Поэтому практически с самого начала протестантской революции в 1559 году лорд Джеймс присоединился к восставшим.

При поддержке английских войск революция завершилась в 1560 году победой протестантов. Джеймс Стюарт вошёл в новое правительство, его влияние усилилось. Английский посол Уильям Сесил даже считал вероятным, что вскоре Джеймс сможет добиться шотландского престола. Однако большинство баронов Шотландии не поддерживали идею смены монарха. В 1561 году в Шотландию возвратилась королева Мария Стюарт.

Стюарт почти сразу по приезде передала практически все функции брату и его приближённым из числа умеренных протестантов. Она не имела представления о шотландской политике, поэтому это решение представлялось лучшим. Однако после вступления в брак с лордом Дарнли, Генрихом Стюартом, Мария всё же вернула себе власть. Хрупкое равновесие в стране нарушилось. Джеймс Стюарт начал строить заговор против сестры.

1.1.jpg

К заговору присоединился и муж королевы. Тот был красив и элегантен, прямо как в детстве Марии, во Франции. Однако внешность оказалась обманчива. Супруги отдалились. Генрих примкнул к крайним протестантам. Потом они помирятся, Мария тем самым расколет ряды заговорщиков, однако именно убийство Генриха в 1567 году станет первым шагом на пути к свержению Марии. Примирение, к слову, не означало чистую и искреннюю любовь. Мария всё также не выносила своего мужа и имела фаворитов.

Курс на сближение с Англией

2.jpg

Частично бароны поддержали Марию. Среди её сторонников оказались и бывшие враги. Сформировалась маленькая армия, направившаяся в сторону Дамбартона. В то мгновение там располагался регент государства Джеймс Стюарт. Противники королевы Марии не могли собрать большую армию на территории западных регионов, где царили более консервативные нравы. Они выставили против Марии Стюарт 4,5 тыс. человек.

15 июня 1567 года армия Марии Стюарт бежала от отрядов противников у Карберри. Королева сдалась и отправилась в замок Лохлевен. Чуть позже Мария Стюарт отреклась от шотландского престола, оставив корону монарха сыну Якову VI. Главой государство временно стал граф Морей, занявший роль регента из-за несовершеннолетия нового короля. Ещё несколько лет этот регент вёл борьбу со сторонниками Марии Стюарт.

В середине мая 1568 года солдаты, верные отрёкшейся королеве, нанесли удар по деревне Лангсайд, атаковав расположившихся там вояк регента. Стремительные действия прекратились, когда войска Марии Стюарт поняли, что оказались в западне: с фланга по ним ударила конница врага. Примерно за час конный отряд протестантов разгромил армию католиков. Так в Шотландии закреплялся протестантизм, что привело к сближению с Англией.

История шотландской реформации. – Мария Стюарт и новая революция.

Джон Нокс - вождь Реформации в Шотландии

Джон Нокс - вождь Реформации в Шотландии

К истории религиозно‑политических движений во Франции и Нидерландах мы еще должны будем возвратиться, а здесь подробнее рассмотрим лишь кальвинистическую реформацию в Шотландии, начало которой также относится к 1555–1559 годам.

Королевская власть в Шотландии в средние века была очень слаба: с одной стороны, феодальная аристократия отличалась в этой стране особым духом независимости, с другой – чувством свободы проникнут был и простой народ. Царствовавшая здесь династия Стюартов находилась в постоянной борьбе со своими подданными. Последние то и дело восставали против своих королей, которые, стремясь возвысить собственную власть, не останавливались ни перед какими средствами. Шотландские революции реформационного периода были лишь продолжением прежних восстаний, но с утверждением кальвинизма борьба шотландцев с королевскою властью получила религиозный характер войны избранного народа Божия с идолопоклонническими государями и сопровождалась поэтому усвоением с континента политических идей кальвинизма.

Мария Стюарт

Мария Стюарт. Картина Франсуа Клуэ, ок. 1559-1560


  • Вы здесь:
  • Кареев Н. И. – История Западной Европы в Новое время. Том 2
  • Джон Нокс и Реформация в Шотландии

Читайте также: