Николай коперник и джордано бруно кратко

Обновлено: 07.07.2024

Николай Коперник( 1473–1543). Был астрономом, математиком. Рассчитывая дни пасхальных праздников, обнаружил, что все планеты движутся в одну сторону, делают петлю, идут в обратную сторону. Заподозрил ошибку в астрономических взглядах. Утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца, которое является центром мироздания. Это открытие перевернуло мировоззрение человека: научные наблюдения не согласуются со Священным Писанием. Появилась теория двух истин(истина откровения и научного открытия). Человек был центром Вселенной, а Коперник это опроверг. Потребовалось выяснить, что значит человек в этом мире, каков смысл его жизни. Человек утратил чувство определенности, это стимулировало развитие науки.

Галилей разработал учение об инерции, изобрел телескоп и т.д. Он являет собой тип современного ученого. Ученый должен стремиться к истине, которая не зависит от заблуждений, т.е. ученый не отвеяает за результаты своего творчества. Г. отказался от своих взглядов, т.к. считал, что это не меняет истинности открытий Коперника.

Безусловно, философия этого периода является новым этапом развития философии, но она осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность, в месте с тем продолжив все лучшее из того, что дало средневековье. Эпоха Возрождения являет собой не узко европейское, но мировое явление. Для философии Возрождения характерны: широкое, общее и свободное чувство человечности; освобождение человеческого разума от непреклонных и незыблемых догм. Культура Возрождения подготовила интенсивное развитие философских достижений Нового времени.

Николай Коперник( 1473–1543). Был астрономом, математиком. Рассчитывая дни пасхальных праздников, обнаружил, что все планеты движутся в одну сторону, делают петлю, идут в обратную сторону. Заподозрил ошибку в астрономических взглядах. Утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца, которое является центром мироздания. Это открытие перевернуло мировоззрение человека: научные наблюдения не согласуются со Священным Писанием. Появилась теория двух истин(истина откровения и научного открытия). Человек был центром Вселенной, а Коперник это опроверг. Потребовалось выяснить, что значит человек в этом мире, каков смысл его жизни. Человек утратил чувство определенности, это стимулировало развитие науки.




Галилей разработал учение об инерции, изобрел телескоп и т.д. Он являет собой тип современного ученого. Ученый должен стремиться к истине, которая не зависит от заблуждений, т.е. ученый не отвеяает за результаты своего творчества. Г. отказался от своих взглядов, т.к. считал, что это не меняет истинности открытий Коперника.

Безусловно, философия этого периода является новым этапом развития философии, но она осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность, в месте с тем продолжив все лучшее из того, что дало средневековье. Эпоха Возрождения являет собой не узко европейское, но мировое явление. Для философии Возрождения характерны: широкое, общее и свободное чувство человечности; освобождение человеческого разума от непреклонных и незыблемых догм. Культура Возрождения подготовила интенсивное развитие философских достижений Нового времени.

Николай Коперник (1473–1543) — польский астроном и мыслитель. Он родился в маленьком городке Торуни на берегах реки Вислы в семье купца. В возрасте десяти лет мальчик лишился отца и был отдан на воспитание дяде — епископу Луке Ватцельроду, который дал племяннику прекрасное воспитание.

Коперник учился в Краковском университете, известном своими преподавателями, а потом заканчивал образование в итальянских университетах Болоньи и Падуи.

После окончания образования Коперник вернулся в Польшу и поселился в городе Фромброк, где в одной из башен костела оборудовал себе астрономическую лабораторию. Инструменты для своих наблюдений Коперник изготовлял сам.

Почёму же инквизиторы запретили книгу Коперника через семьдесят три года после её появления? Это произошло благодаря издателю книги богослову Осиандеру, который в предисловии написал, что теория Коперника — не новое объяснение устройства Вселенной, а всего лишь способом более простого и удобного расчета путей движения планет. Невежественные монахи не смогли сразу разобраться в сложных расчетах Коперника и не сразу запретили книгу, положившую основу новым представлениям о мире.

Сторонником его гелиоцентрической системы был Джордано Филиппо Бруно (1548–1600), итальянский философ и мыслитель, выступивший с учением о единстве и материальности Вселенной.

Бруно родился в семье бедного солдата и в семнадцать лет постригся в монастырь, стал монахом. Однако пробыл Бруно в монастыре всего десять лет, ибо ему пришлось бежать оттуда, опасаясь преследований за свои представления о строении Вселенной и суда инквизиции.

Долгие годы он провел вдали от своей родины, жил в Праге, Лондоне и Париже, где читал лекции и участвовал в научных диспутах. Он был популяризатор идей Коперника и повсеместно рассказывал о них.

Однако Бруно пошел дальше своего учителя. Он развил гелиоцентрическую систему Николая Коперника и выдвинул положение о множественности обитаемых миров.

Но инквизиция преследовала Бруно не только за научные взгляды. Ученый также решительно отвергал представления о загробной жизни, а в религии Бруно видел силу, порождающую войны, раздор и пороки в обществе. Он повергал критике религиозные картины мира и большую часть христианских догматов, отрицал наличие Бога, Творца мира. Такое католическая церковь простить ему не могла.

Бруно был обманом залучен в Италию, где его арестовали и семь лет держали в застенках инквизиции. Мучители предлагали ученому отречься от своих взглядов, однако Джордано Бруно не покаялся и не изменил своих показаний.

Ученый оказался прав и на этот раз: в XIX веке на месте казни Бруно был поставлен памятник — человечество действительно по достоинству оценило труды великого мыслителя.

Джордано Бруно. Человек вселенной

Джордано Бруно. Человек вселенной Джордано Бруно памятен в истории как страдалец. Страдал он за свои убеждения. В 1600 году, после восьми лет заточения и непрерывных допросов, зверски казнен в Риме, на площади Цветов. Кроме того, это человек между молотом и наковальней.

Николай Коперник и Джордано Бруно

Николай Коперник и Джордано Бруно Николай Коперник (1473–1543) — польский астроном и мыслитель. Он родился в маленьком городке Торуни на берегах реки Вислы в семье купца. В возрасте десяти лет мальчик лишился отца и был отдан на воспитание дяде — епископу Луке Ватцельроду,

За что сожгли Джордано Бруно?

За что сожгли Джордано Бруно? Джордано Филиппо Бруно, родившийся в 1548 году в городе Нола, 17 февраля 1600 года был сожжен на площади Цветов в Риме. При любых интерпретациях и трактовках событий факт всегда остается фактом: инквизиция приговорила Бруно к смерти и привела

Глава XIV. Джордано Бруно и Кабала

Глава XIV. Джордано Бруно и Кабала Ренессансный маг, в полноте своих достоинств, описанных у Пико делла Мирандола, сочетал магию с кабалой. К естественной магии фичиновского типа с ее герметической основой он добавлял практическую кабалу, которая позволяла вступить в

Глава XX. Джордано Бруно и Томмазо Кампанелла

Глава XX. Джордано Бруно и Томмазо Кампанелла Томмазо Кампанелла[1] оказался последним в том ряду итальянских философов эпохи Возрождения, в котором Джордано Бруно был предпоследним. Подобно Бруно, Кампанелла был магом-философом в ряду ренессансных магов, восходящих к

КАЗНЬ ДЖОРДАНО БРУНО

КАЗНЬ ДЖОРДАНО БРУНО Джордано БруноБолее или менее спокойно восприняв эпоху Возрождения, гораздо хуже католическая церковь восприняла эпоху Реформации. В XVI в. началось контрнаступление. Гнев Рима вызвали не только протестантские лидеры, но и все, кто каким-либо

XI. Джордано Бруно: Секрет "Печатей"

XI. Джордано Бруно: Секрет "Печатей" Вскоре после прибытия в Англию, в 1583 году, Бруно публикует довольно обширное сочинение о памяти, которое мы условились называть "Печатями",[536] хотя в нем заключено четыре раздела, а именно: Ars reminiscendi Triginta Sigilli Explanatio triginta sigillorum Sigillus sigillorum На

6.6.4. За что сгорел Джордано Бруно?

6.6.4. За что сгорел Джордано Бруно? Филиппо Бруно родился в 1548 г. в семье солдата Джованни Бруно, и происхождение не сулило ему радужных перспектив. В Неаполе он изучал литературу, логику и диалектику. В пятнадцать лет поступил в местный монастырь, а в двадцать три (1565) стал

Бруно Джордано

Бруно Джордано 1548–1600Итальянский монах-доминиканец, выдвинувший ряд революционных космологических теорий: о бесконечности Вселенной, о звёздах как о далёких солнцах, об отсутствии небесных сфер.Филиппо Бруно родился в семье солдата Джованни Бруно, в местечке Нола близ

Новый величайший переворот в системе культуры происходит в эпоху Возрождения, которая охватывает XIV — начало XVII века. Возрождение — это эпоха формирования капиталистических отношений, первоначального накопления капитала, повышения социальной и политической роли города, буржуазных классов, формирования абсолютистских монархий и национальных государств, эпоха глубоких социальных конфликтов, религиозных войн, ранних гражданских революций, возрождения античной культуры, век титанов мысли и духа.

Эпоха Возрождения (возрождения) охватывает период с четырнадцатого по начало семнадцатого века. Социальной основой развития естественных наук в XV-XVII веках является вызревание новых капиталистических общественных отношений в рамках феодального общества. Быстрый рост производительных сил, более полное и разнообразное использование природы, открытие новых источников сырья и драгоценных металлов, а также новых рынков сбыта в результате многочисленных путешествий и расширения торговли — все это изменило европейскую экономику и привело к революции в социальной жизни европейских стран.

Сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению был нанесен не только распространением гуманистических идей, но и развитием естественных наук. В эпоху позднего Возрождения (XVI — начало XVII века) в Европе (особенно в Италии) распространились натурфилософские идеи.

Наиболее выдающимися представителями натурфилософии эпохи Возрождения были Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и Иоганн Кеплер.

Астрономические открытия Н. Коперника и Д. Бруно их мировоззренческое значение - Мировоззренческий поворот эпохи Возрождения

Мировоззренческий поворот эпохи Возрождения

Натурфилософия эпохи Возрождения для понимания и интерпретации сущности существования природы и мира основывается на научных и географических открытиях того времени. Религиозное отношение к природе и человеку начинает заменяться математическим и механистическим.

Главное отличие представителей натурфилософии от предыдущих мыслителей-идеалистов заключалось в том, что они основали материалистическое мировоззрение и сформировали научное мировоззрение, свободное от теологии. В новом мировоззрении натурфилософии Бог, природа и космос едины, а Земля не является центром Вселенной. Это было философское течение, которое рассматривало мир как познаваемый, мир, к которому можно прийти через разум, а не через божественное откровение.

Самыми выдающимися выразителями натурфилософии эпохи Возрождения были Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и Иоганн Кеплер. Они пытались опровергнуть ряд учений Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия. Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению картины мира, но и изменению концепции науки и взаимоотношений между теорией и практикой.

Открытия и научные теории Леонардо да Винчи, Джордано Бруно и Николая Коперника сыграли особую роль в области астрономии и движения небесных тел. Гелиоцентрическая концепция строения Вселенной представляла собой поистине революционный переворот в представлении о мироустройстве, характеризующемся объективными, внутренне присущими и универсальными законами бытия и движения. Доказательство их существования основано на научных фактах, полученных путем наблюдения, эксперимента, экспериментальной проверки как научных методов познания. Математика становится универсальным методом доказательства законов бытия природы и Вселенной, а также методом анализа эмпирических данных, полученных при наблюдении за движением небесных тел. Укрепляется рационалистическое, но доказательное, не схоластическое понимание законов бытия в мире как универсальной сущности. Рационалистическое, научное мировоззрение пробивает себе дорогу и начинает успешно конкурировать с религиозными и теологическими подходами.

Коперниканская революция

Обладая широким умом, Коперник первым взглянул на накопленный тысячелетиями опыт астрономии глазами человека эпохи Возрождения: смелого, уверенного в себе, творческого и новаторского. Предшественникам Коперника не хватило смелости отказаться от самого геоцентрического принципа, и они либо пытались усовершенствовать тонкости птолемеевской системы, либо обращались к еще более древней схеме гомоцентрических сфер. Коперник был в состоянии порвать с этой тысячелетней консервативной астрономической традицией, преодолеть поклонение старым авторитетам. Н. Коперником двигала идея внутреннего единства и систематичности астрономических знаний; он искал в природе простоту и гармонию, ключ к объяснению единой сущности многих, казалось бы, разных явлений. Результатом этих поисков стала гелиоцентрическая система мира.

Меньшая сложность теории Коперника и большая точность вычислений положений планет в гелиоцентрических таблицах, которая была достигнута только в начале, не были главными преимуществами его теории.

В чем реальная заслуга, привлекательность и реальная сила теории Коперника? Почему это привело к революционному преобразованию всего естествознания?

Новое всегда возникает на основе и в системе старого. Коперник не был исключением в этом отношении. Он по-прежнему разделял многое из старой аристотелевской космологии. Например, он представлял себе Вселенную как замкнутое пространство, ограниченное сферой неподвижных звезд. Он не отступил от аристотелевской догмы, что истинное движение небесных тел может быть только равномерным и круговым. Кстати, желание восстановить аристотелевские принципы движения небесных тел, которые были нарушены при разработке геоцентрической системы, было одним из мотивов, побудивших Коперника искать другие, негеоцентрические подходы к описанию движения планет.

Более того, Коперник пытался создать логически простую и последовательную планетарную теорию. Именно в отсутствии такой простоты и последовательности Коперник увидел фундаментальную несостоятельность теории Птолемея. В этой теории не было единого центрального принципа, который мог бы объяснить систематические закономерности в движении планет. Коперник был уверен, что представление движений небесных тел в виде единой системы позволит определить реальные физические свойства небесных тел, то есть то, о чем геоцентрическая модель вообще не говорила. И поэтому он рассматривал свою теорию как теорию реального строения Вселенной.

Дж. Бруно: Идеологические выводы из коперниканизма

Задача сравнения птолемеевской и коперниканской теорий не обновлялась до 1970-х годов, когда два знаменитых астрономических события (вспышка сверхновой в 1572 году и яркая комета в 1577 году) вновь бросили вызов основам аристотелевской космологии. Философские и теоретические выводы из гелиоцентризма и его дальнейшее развитие и уточнение — заслуга ученых следующего поколения. Среди них: Тихо Браге, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей, Дж. Борелли и др.

Прежде всего, идеологические выводы из Коперниканизма не заставили себя ждать. Признав подвижность и планетарную уникальность Земли, теория Коперника устранила вековое представление о едином центре вращения во Вселенной. Центром вращения стало Солнце. Но Солнце не было уникальным телом. О его тождестве со звездами подозревали еще в древности. И поэтому следующий шаг мирских выводов был естественным. Его составил бывший монах одного из монастырей в Неаполе Джордано Бруно (1548 — 1600), человек чрезвычайно яркий, смелый, способный на бескомпромиссное преследование истины. Бруно в шестидесятых годах прошлого века поначалу скептически относился к гелиоцентрическому мировоззрению Коперника. Он обратился к Птолемею и материалистическим учениям древнегреческих мыслителей, особенно атомистов, о бесконечности Вселенной, чтобы выработать свой собственный взгляд на структуру космоса. На него также оказали сильное влияние идеи Николая Кузы, который отрицал, что какое-либо тело может быть центром Вселенной, поскольку она бесконечна. Увлеченный этой идеей, Бруно понял грандиозные возможности гелиоцентризма, обогатив его идеей бесконечности Вселенной. Объединив гелиоцентризм с идеями Н. Кузанского об изотропии, однородности и бесконечности Вселенной, Бруно пришел к построению концепции множественности планетных систем в бесконечной Вселенной.

Бруно набросал первый набросок современной картины вечной, не имеющей существ, материальной, единой, бесконечно развивающейся вселенной с бесконечным числом очагов разума в ней. В свете учения Дж. Бруно теория Коперника понижает свой ранг: она оказывается не теорией всей Вселенной, а теорией лишь одной из многих планетарных систем Вселенной, и, возможно, не самой выдающейся из них. Но если бы Н. Коперник был современником смелых взглядов бескомпромиссного итальянского монаха, как мы теперь можем предположить, он бы не обиделся на такую переоценку гелиоцентрической теории.

Мировоззрение и научное значение учений Н. Коперника и Д. Бруно.

Великий польский астроном Николай Коперник (1473 — 1543) с помощью принципа относительности основал новую астрономическую систему — гелиоцентрическую систему мира — одно из поистине выдающихся научных открытий своего времени. Практическая задача усовершенствования календаря сделала необходимым создание нового метода астрономических расчетов. Будучи широко образованным математиком и астрономом, Коперник понимал, что эта задача не может быть решена традиционными средствами. Знакомство с философией неоплатонизма и Пифагора, а также вера в то, что Бог создал мир в соответствии с простыми правилами математической гармонии, привели Коперника к предположению о равномерном круговом движении небесных тел и совершенно новом с обыденной точки зрения порядке их взаимного расположения и движения.

  1. Орбиты и небесные сферы не имеют общего центра;
  2. Центр Земли не является центром Вселенной, а только центром масс и орбит Луны;
  3. Все планеты движутся по орбитам, центром которых является солнце, и, следовательно, солнце является центром мира;
  4. Расстояние между Землей и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землей и неподвижными звездами;
  5. Суточное движение Солнца является мнимым и вызвано эффектом вращения Земли, которая раз в 24 часа вращается вокруг своей оси, которая всегда остается параллельной самой себе;
  6. Земля (вместе с Луной, а также другими планетами) вращается вокруг Солнца, и поэтому движения, которые совершает Солнце (суточное движение, а также годовое движение, когда Солнце проходит через зодиак), являются не более чем эффектом движения Земли;
  7. Это движение Земли и других планет объясняет их положение и специфические характеристики планетарного движения.

С принятием этой гипотезы многие прежние трудности отпали, а картина мира приобрела изящные, стройные и очень убедительные очертания. Осознавая радикальность своего учения, Коперник долгое время не публиковал его, ссылаясь на пример последователей Пифагора, которые скрывали истину от профанов. Тем не менее, работа была опубликована, скандал не заставил себя ждать, но начало было положено. Началась великая научная революция.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

К Клавдию Птолемею. Именно Птолемея считают праотцом современной популярной астрологии. Он жил в Египте, где и работал в Александрийской библиотеке во II столетии. Модель устройства системы мира разработанная Птолемеем была практически общепринятой в западном мире, в Средневековье активно поддерживалась церковью, поэтому занимала главенствующее положение в течении несколько столетий, аж до 1543 года. Основная её идея заключалась в том, что Земля является неподвижным центром Вселенной. Все остальные планеты и звезды, Солнце и Луна, будучи прикрепленными к идеальным прозрачным сферам, движутся вокруг Земли . Сложная модель Птолемея, тем не менее, позволяла достаточно достоверно предсказывать движения планет на небесной сфере.

Теория Коперника не хуже Птолемеевой позволяла рассчитать движения планет, и получила название гелиоцентрическая система мира.

Благодаря телескопу, Галилей обнаружил темные пятна на поверхности Солнца, горы и кратеры на Луне. Это доказывало, что Луна и другие планеты подчиняются тем же законам природы, что и Земля.

Конфликт с церковью был также неизбежен. До конца своих дней ученый был под надзором инквизиции, все его работы подлежали тщательной цензуре. Умер Галилео Галилей в возрасте 78 лет, в своей постели.

Но один человек считал, что и Коперник пошел недостаточно далеко в своих идеях. Его звали Джордано Бруно (1548—1600). Даже будучи молодым монахом он жаждал знать все о мире вокруг него, он читал книги, запрещенные церковью и считал, что космос бесконечен и вселенная куда более безгранична, как и сама идея Бога. Вскоре Бруно стал миссионером, проповедующим идею бесконечности космоса по всей Европе. Он с радостью принял предложение прочитать лекцию в Оксфорде, где, как думал он, у него есть шанс поделиться своими идеями с равными себе. Но и там не нашел поддержки. В родной Италии он был отлучен от Римской католической церкви, изгнан в Швейцарии и Германии.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Представления о Вселенной от Коперника до наших дней"

Много веков в науке о Вселенной господствовало учение древнегреческого астронома Клавдия Птолемея.

Учение Птолемея принималось и поддерживалось церковью и казалось истинным и неопровержимым. Но в результате развития торговли европейцы узнавали новые страны и народы. Открытия мореходов Португалии и Испании в XIV—XVI вв. изменили географическую карту. Люди поняли, как огромен мир, в котором они живут, а кругосветное путешествие Фернана Магеллана окончательно доказало шарообразность нашей планеты.

А великий польский учёный Николай Коперник, наблюдая за звёздами и планетами, произвёл революцию в мировоззрении. Он утверждал, что Земля обращается вокруг Солнца. Этот вывод помогли сделать ему труды древних и современных мыслителей, а также сложные математические расчёты.

Центром мира, по убеждению Коперника, является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. Звезды, по Копернику, неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Их вращение вокруг Земли кажущееся, и связано оно с тем, что наша планета сама вращается вокруг своей оси, совершая один оборот за 24 часа. Звезды образуют сферу, которая ограничивает Вселенную.


Дальнейшее развитие теория Коперника получила в работах немецкого учёного Иоганна Кеплера и английского учёного Исаака Ньютона, из которых первый открыл кинематические законы движения планет, а второй обнаружил силу, которая управляет этими движениями, — силу всемирного тяготения.

Николай Коперник родился в польском городе Торунь. Образование он получил в Кракове, а затем в Италии. Там изучал не только астрономию, но и право, медицину, философию.

Учение Коперника сразу же нашло сторонников среди учёных XVI в. Они распространяли идеи великого астронома в своих странах, расширяли и углубляли их. Так, итальянский учёный Джордано Бруно считал, что Вселенная бесконечна, она не имеет и не может иметь единого центра. Солнце — центр Солнечной системы. Но само оно — одна из множества звёзд, вокруг которых обращаются планеты. Возможно, полагал Бруно, на них тоже есть жизнь. Да и Солнечная система пока полностью не изучена, не исключено, что в ней существуют ещё не открытые планеты. Как стало ясно позднее, многие из этих догадок Джордано Бруно были верными.

Джордано Бруно родился на юге Италии. Посвятив свою жизнь распространению и развитию учения Николая Коперника, он вынужден был покинуть родину, скитаться по многим странам Европы. Его преследовала церковь, так как учение Коперника было ею запрещено. В то время церковь жестоко наказывала тех, чьи взгляды противоречили её установлениям. Джордано Бруно был схвачен и после нескольких мучительных лет тюрьмы сожжён в Риме 17 февраля 1600 г. Он погиб, но не отказался от своих убеждений.

Много сделал для развития учения Коперника и другой итальянский учёный — Галилео Галилей. В своих наблюдениях за небесными телами он впервые использовал телескоп, который изготовил самостоятельно (кто был изобретателем этого прибора, сейчас сказать трудно). Лучший телескоп Галилея давал увеличение всего лишь в 30 раз. Но и этого было достаточно, чтобы увидеть неровности на поверхности Луны и тёмные пятна на Солнце. Солнечные пятна не оставались неподвижными, они перемещались по его поверхности, но всегда в одну сторону. Напрашивался вывод, что Солнце вращается вокруг собственной оси.

В то время люди никак не могли объяснить явление, при котором Луна видна целиком. Это явление тогда называли пепельным светом Луны из-за того, что неосвящённая прямым светом часть Луны имеет характерный пепельный цвет.

Наблюдая за Луной, Галилей объяснил это явление результатом попадания на наш естественный спутник солнечного света, отражённого Землёй.

Больше всего поразило современников открытие Галилеем спутников Юпитера. Это доказывало, что не только вокруг Земли могут обращаться небесные тела.


Знакомя современников со своими открытиями, Галилей указывал на правильность учения Коперника. Это учение медленно, в жестокой борьбе со старыми предрассудками завоёвывало все новых и новых сторонников.

Большой вклад в изучение астрономии внёс английский астроном Уильям Гершель. Этот выдающейся учёный обладал большими музыкальными способностями. Наряду с музыкой, Гершель интересовался математикой, оптикой, астрономией.

Для того чтобы наблюдать за небесными телами, Уильям Гершель в 1789 году изготовил самый большой телескоп своего времени. Благодаря своему телескопу Гершель наблюдал туманности и кометы, изучал структуру Млечного Пути.

Уильям Гершель прославился тем, что открыл новую планету Солнечной системы — Уран ― и два спутника Сатурна.

Как видно из истории, над созданием современной модели Вселенной трудилось не одно поколение учёных. Потребовались новые приборы и оборудование, новые методы исследования.

4 октября 1957 года на орбиту Земли был запущен первый советский космический аппарат. Кодовое обозначение спутника было ПС-1, что переводится как Простейший Спутник Земли. Дата запуска этого спутника является началом космической эры человечества.

Однако на этом достижении Советский Союз не остановился. 19 августа 1960 года советские собаки-космонавты (Белка и Стрелка) совершили орбитальный космический полёт и вернулись на Землю целыми и невредимыми.

Так, 12 апреля 1961 года советский лётчик-космонавт Юрий Гагарин, стал первым человеком в мировой истории, который совершил полёт в космическое пространство. Около ста восьми минут Юрий Гагарин провёл на околоземной орбите. В течение этого времени было изучено, как человек ведёт себя в космосе и как чувствует себя в условиях невесомости.

Проанализировав все полученные данные разных учёных, современная наука предполагает следующую модель Вселенной. Вселенная не имеет границ. Никто не знает, где находится её центр. Наша планета Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью Галактики. К сведению. Солнечная система — это система планет, которая включает в себя центральную звезду — Солнце, а также все естественные космические объекты, вращающиеся вокруг Солнца. А Галактика — это система звёзд во Вселенной.


Галактика, в которой находится Солнечная система и все отдельные звёзды, видимые невооружённым глазом, называется Млечный путь. Наша и другие галактики, в свою очередь, образуют скопление галактик, такое скопление называют метагалактикой.

Итак, сегодня на уроке вы узнали, что великий польский астроном Николай Коперник создал модель Вселенной, согласно которой центром мира является Солнце, а вокруг него вращаются Земля и другие планеты. О том, что взгляды Николая Коперника распространяли и развивали Джордано Бруно и Галилео Галилей. Согласно современным представлениям, Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью гигантского скопления звёзд — Галактики. А вселенную составляет огромное число галактик.

Читайте также: