Реформация в европе кратко таблица

Обновлено: 04.07.2024

В эпоху Нового времени изменения произошли во всех сферах европейского общества: феодальную раздробленность сменил абсолютизм, натуральное хозяйство преобразовалось в рыночное, крепостные крестьяне получили личную свободу, произошел прорыв в развитии науки и искусства. Изменения затронули также духовную сферу- произошла революция в религиозном сознании европейцев, ставшая причиной религиозной Реформации. Что такое Реформация, где и при каких обстоятельствах она зародилась, к чему привела – вы узнаете из данного урока.

План урока:

Что такое Реформация

Реформация – это общественно-религиозное движение, целью которого является переустройство церкви, изменения в религиозной жизни общества. Она началась в 1517 году в Германии, а затем охватила Англию, Швецию, Францию, Швейцарию, Данию, Австрию, Нидерланды, Венгрию и другие европейские страны.

Реформация в Европе совпала с началом новой исторической эпохи – Нового времени, и это было не случайно, связано с рядом причин.

В начале 16 века католическая церковь утрачивает свой авторитет, теряет доверие собственных последователей. Этому послужили:

  1. Великие географические открытия, опровергнувшие убежденность церкви в том, что Земля плоская (кругосветные путешествия доказали что Земля имеет форму шара);
  2. Развитие науки – интерес людей переместился от загробной жизни к земной, люди устремились к познанию природы, космоса, самих себя;
  3. Нравственный упадок католической церкви. Католические священнослужители, проповедуя скромную жизнь, сами жили в роскоши, много времени проводили на охоте, часто присутствовали на пирах. Верующие были разочарованы поведением католического духовенства, обвиняли его в безнравственности;
  4. Стремление католической церкви к обогащению. Помимо того, что церковь обладала несметными богатствами, огромными земельными владениями, она использовала все дополнительные возможности, чтобы еще больше обогатиться. Например, церковь торговала индульгенциями – специальными грамотами, покупая которые, верующий мог быть уверен в прощении грехов. Стоимость индульгенции завесила от тяжести греха: за убийство, кражу, измену, нарушение клятвы - назначалась своя цена. Искренние верующие называли это лицемерием, обвиняли церковь в жадности, неуемной жажде наживы;
  5. Церковные поборы также возмущали крестьян, которые все еще обязаны были выплачивать церкви десятину (отдавать одну десятую часть своих доходов или урожая).

Постепенно, антицерковные настроения охватили все слои общества, возмущенные поведением римско-католической церкви. Высшие слои общества были недовольны вмешательством священнослужителей в их частную жизнь, низшие слои общества были истощены церковными поборами. Сложились все условия для начала Реформации в Европе.

Бюст Папы Римского

Начало движения за переустройство церкви

Особенно остро религиозный кризис ощущался в Германии, которая и стала центром начала Реформации. Германия все еще оставалась феодально раздробленным государством, не имела сильной королевской власти. Большинство германских земель принадлежало князьям-феодалам и католическому духовенству. Горожане и крестьяне обязаны были содержать католическое духовенство, которое слишком часто проводило дорогостоящие богослужения, пышные обряды.

Реформация в Германии охватила все слои общества:

  • князья стремились освободиться от всевластия духовенства, обогатиться за счет конфискации его земель;
  • горожане мечтали о закрытии монастырей, стремились к более простым и дешевым религиозным обрядам;
  • крестьяне добивались отмены церковных поборов.

Первым человеком, открыто начавшим борьбу за переустройство католической церкви в Германии, стал Мартин Лютер.

Родившийся в крестьянской семье Мартин Лютер получил хорошее образование, учился в нескольких религиозных школах, а окончив университет - принял монашеский обет. Спустя время он стал священником, держателем 11 монастырей, преподавателем богословия. В возрасте 32 лет Мартин приходит к мнению, что верующий может получить прощение грехов только искренне раскаявшись перед Богом, но никак не купив индульгенцию. Эта идея стала центральной в учении Мартина Лютера.

Папа Римский проклял Лютера за его призывы к отказу от папской власти, содержания католического духовенства, проведения дорогостоящих религиозных обрядов и богослужений. Однако его проклятие еще больше сплотило сторонников Мартина Лютера, обеспечило ему сочувствие населения и всестороннюю поддержку.

Мартин публично выступал с проповедями, писал письменные обращения. Будучи хорошим оратором, он умело излагал свои мысли так, чтобы они были понятны и князьям, и горожанам, и безграмотным крестьянам. Тезисы Мартина Лютера не только разошлись по всей Германии, но и дошли до соседних стран Западной Европы.

Сторонников Мартина Лютера стали называть лютеранами, а новые церкви, возникшие в некоторых районах Германии - лютеранскими. Лютеранская церковь отличалась от католической следующими особенностями:

  • она была простой и дешевой, не владела землями, дорогостоящим имуществом, не располагала большими денежными средствами;
  • исчезли дорогостоящие обряды и богослужения, верующие перестали поклоняться святым мощам [1] и иконам;
  • лютеранское духовенство имело право заводить семью (католическое духовенство не имело право иметь жену и детей).

Несмотря на большое количество последователей Мартина Лютера, около половины населения оставалось верным католицизму. Католики стали называть сторонников Реформации протестантами, так как последние выступали против существующих религиозных порядков.

Отношения между католиками и протестантами накалялись, по мере того как крестьяне и городская беднота стали настаивать на полном уничтожении власти церкви, конфискации земель феодалов и ликвидации имущественного неравенства.

Запоминаем даты!

1524-1525 гг.-Крестьянская война в Германии.

Даже после окончания крестьянской войны столкновения между католиками и протестантами не прекращались. Ситуация изменилась лишь в 1555 году, когда германский император Карл V заключил религиозный мир в Аугсбурге, уравняв в правах католиков и протестантов.

Памятник Мартину Лютеру в Дрездене

Распространение Реформации в Европе

Швейцария

Вслед за Германией движение за переустройство церкви охватило множество других стран Европы, таких как Англия, Австрия, Франция, Дания, Норвегия, Венгрия. Следующим центром Реформации стала Швейцария, в которой новое протестантское вероучение основал Жан Кальвин.

Французский богослов Жан Кальвин, вдохновленный учением Мартина Лютера, стал протестантом. Положение протестантов во Франции было тяжелым, поэтому Жан Кальвин переехал жить в Женеву, где с 1535 года протестантизм становится государственной религией.

Для организации нового протестантского общества в Женеве были взяты за основу следующие идеи Жана Кальвина:

  1. Каждый человек должен развивать в себе следующие качества: скромность, трудолюбие, бережливость, расчетливость, прижимистость.
  2. Жизнь человека заранее предопределена Богом, человек не может изменить свою судьбу в лучшую сторону.
  3. Главная задача человеческой жизни – узнать и выполнить свое предназначение, для которого человек появился на свет. Чтобы узнать свое предназначение людям необходимо постоянно трудиться, заниматься земными делами, тем самым выявлять заложенные Богом таланты и способности.

Учение Кальвина получило название – кальвинизм. Позднее последователи кальвинизма появились и в Англии, Нидерландах, Шотландии. Основав в Швейцарии новое религиозное учение, Жан Кальвин фактически стал ее правителем, хотя и не занимал видных государственных должностей. Уставшие некогда от гнета католицизма, жители Женевы теперь были вынуждены мириться с жесткими порядками Жана Кальвина. Открыто протестовать против них население боялось, ведь в Женеве была введена смертная казнь, с помощью которой кальвинисты быстро расправлялись с мятежниками.

Кальвинистская церковь стала контролировать все процессы и вопросы в государстве, вмешивалась в частную жизнь горожан, отменила все католические праздники (праздники считались нерабочими днями, поэтому они были отменены), народные гуляния, карнавалы. Так как учение Жана Кальвина запрещало роскошь и восхваляло скромность, все жители Женевы стали носить темную неприметную одежду, женщины отказались от изящных причесок. В большинстве женевских домов хозяева даже разбивали зеркала, выражая, таким образом, свое презрение к заботе о внешнем виде.

Англия

В отличие от других европейских стран Реформация в Англии началась сверху- то есть по инициативе английского короля –Генриха VIII. Причиной этого стал конфликт между королем Англии и папой римским, не желавшим предоставить Генриху VIII разрешение на развод с его супругой (в то время европейские монархи могли развестись только по разрешению папы римского).

Генрих VIII стремился во что бы то ни стало получить разрешение на развод, так как хотел жениться на своей фрейлине – Анне Болейн. Поэтому отказ папы он не принял, и в 1534 году объявил себя главой английской церкви. Государство изъяло все монастырские земли и другое имущество у католического духовенства, что значительно усилило власть Генриха VIII.

Не желавших отказаться от католической веры, несогласных с новыми порядками казнили. По стране прокатилась волна жестоких расправ с бунтовщиками. Новым религиозным устройством была довольна только знать, разделившая с королем церковное имущество. Крестьяне работавшие на монастырских землях были с них изгнаны, большинство из них стало бродягами и попрошайками.

Контрреформация

Папа Римский во главе всех последователей католицизма не желал мириться с распространением учений Мартина Лютера, Жана Кальвина и других протестантских проповедников. Все они окончательно подрывали авторитет римско-католической церкви, а это означало потерю неограниченной власти и несметных богатств.

Чтобы возвратить престиж католицизма папа римский организует Контрреформацию - борьбу католической церкви за восстановление ее власти в европейском обществе. Контрреформация в Европе началась с организации в 1534 году Ордена Святого Игнатия (Ордена Иезуитов). Чтобы возродить престиж католической веры члены Ордена Иезуитов вели проповедническую деятельность, воспитывали подрастающее поколение, занимались благотворительностью. Папа Римский заранее прощал членам ордена все грехи, если их действия (пусть даже убийство) были направлены на распространение Контрреформации в Европе.


Реформация в истории Европы XVI века стала одним из ключевых событий ознаменовавших переход от Средних Веков к Новому Времени. Ее последствиями можно считать развитие капитализма, общественно-политической мысли и религиозные войны. Этот процесс охватил государства Центральной, Северной и Западной Европы. Южная Европа осталась католической, а большая часть Восточной и Балканы – православными.

Начало процесса в Германии

Причинами Реформации стало развитие городов, кризис католической церкви на территории Священной Римской империи, развитие гуманизма и связанное с ним обмирщение сознания. Новому сословию – буржуазии, католичество не подходило в качестве идеологии.

Реформация в Европе

Рис. 1. Реформация в Европе.

Начало этого процесса следует отсчитывать с 31 октября 1517 года, когда в городе Виттенберге Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций Римским Папой Львом X.

Следствием этого стал его диспут со сторонниками католичества и последующая анафема, однако, богослов спрятался в одном из замков и смог даже перевести Библию на немецкий язык, а потом жениться, завести шесть детей и написать ряд сочинений на религиозную тематику.

Одним из первых перешедших в Реформацию правителей стал великий магистр Тевтонского ордена. В 1525 году он стал светским правителем – герцогом Пруссии. За ним последовали правители Гессена, Саксонии, Брауншвейга, а также ряд городов –

Любек, Бремен, Гамбург, Ганновер и Магдебург.


Рис. 2. Реформация XVI век Европа.

Реформация в других странах

В странах Северной Европы процесс Реформации был не таким трудным, как в Германии. Лютеранская церковь была признана государственной при короле Кристиане III в 1536 году. Норвегия в те годы являлась частью датского королевства, она также перешла в лютеранство в 1537 году. Швеция и Финляндия представляли собой единое королевство, процесс Реформации там прошел с 1525 по 1541 год.

В Прибалтику Реформация проникла рано, в 1524 верующие разгромили католические церкви в Риге и Таллине. К 1554 году там окончательно утвердился протестантизм, но Литва впоследствии стала снова в основном католической.

Для процесса Англии, Нидерландов и Швейцарии общим является то, что основной для нее послужили идеи не Мартина Лютера, а богослова Жана Кальвина. Во Франции Реформация привела к религиозным войнам 1560-1590-ых.

Мартин Лютер

Рис. 3. Мартин Лютер.

Что мы узнали?

Кратко Реформацию в Европе проходят подростки в школьной программе 7 класса. В нем дано краткое описание процессов XVI-первой половины XVII века и характеристика основных лидеров Реформации – Лютера и Кальвина. Процесс реформирования западного христианства привел к появлению в Европе двух лагерей – католиков и протестантов.

Реформация

Картина, посвящённая Реформации в Европе

Начавшись в Германии, Реформация вскоре прокатилась по всей Европе, навсегда разделив её на католиков и протестантов. Эти события перекроили политический баланс сил и оказали огромное влияние на всю дальнейшую историю, а также заложили предпосылки для религиозных войн.

Причины Реформации

Причины Реформации

Основные причины Реформации

  • Гонения католической церкви на науку. В XVI веке было совершено немало важных научных открытий, которые, однако, часто противоречили церковным догматам. Это стало причиной гонения на учёных, что вызвало недовольство среди многих людей.
  • Вмешательство Церкви в светскую жизнь. Феодалы были недовольны вмешательством духовенства в их дела, а городские власти – поборами на содержание расположенных в них церквей.
  • Сложность и непонятность церковных обрядов. Церковь была страшно далека от народа, стремясь стать посредником между людьми и Богом. Большинство людей же с радостью встретило предложенную Мартином Лютером идею о том, что посредники в этом вопросе не нужны, так как это давало им возможность стать ближе к Богу. Это стало одной из основных причин Реформации в Европе.
  • Кризис Католической церкви. В XV веке она пережила период троепапства, а некоторые порочные практики вроде злоупотребления властью и продажи индульгенций (отпущение грехов за плату) вызывали массовое недовольство. Многие католические священнослужители сами были невежественным, глупы и алчны, что создавало Церкви негативный имидж. Высшие церковные иерархи тем временем жили в роскоши, одновременно напоминая прихожанам о необходимости быть скромными и смиренными, и людей возмущало это двуличие.
  • Формирование класса буржуазии. Эти люди, более обеспеченные, чем простонародье, в массе своей не желали вкладывать деньги в постройку соборов и содержание духовенства. Такие настроения в буржуазной среде также стали одной из причин Реформации.
  • Налоги и коррупция. Церковь забирала свою десятину (одну десятую всех доходов) в виде налогов, а торговля должностями в среде духовенства приняла огромные масштабы. Проще говоря, католическая Церковь погрязла в коррупции.

Гражданская война в России

Гражданская война в России. Причины, итоги, события, участники, этапы, суть.

Сражения Северной войны

Основные сражения Северной войны 1700-1721 кратко в таблице

Суть Реформации

Фактически Реформация стала церковным расколом, в результате которого от Римско-Католической Церкви отделились протестанты, которые, в свою очередь, позднее также раскололись на множество направлений и течений. По сути, Реформация в Европе положила конец безоговорочному владычеству католической Церкви в европейских государствах, так как за какие-то десятки лет многие страны стали целиком или почти целиком протестантскими. Это общественное-политическое и религиозное течение навсегда изменило облик Европы, а порождённый им протестантизм стал одним из трёх основных направлений христианства в мире наряду с католицизмом и православием. При этом суть Реформации была скорее революционной, нежели эволюционной – события развивались стремительно, сопровождаясь массовыми беспорядками, войнами и репрессиями.

Событие, положившее начало Реформации

Официально началом Реформации считается 31 октября 1517 года, тот самый день, когда Мартин Лютер опубликовал свой труд “95 тезисов”, критиковавший католическую Церковь. Некоторые историки, правда, сомневаются, что это событие имело место в реальности. При этом выступления против папской власти случались и раньше, но они были совсем другими: раньше критики рассматривали проблемы Церкви через призму человечности, а Мартин Лютер начал критиковать церковные догмы. Так что публикация его “95 тезисов” считается основным событием, начавшим Реформацию в Европе.

Распространение Реформации в Европе

Распространение Реформации

Некоторые этапы распространения Реформации в странах Европы

Чтобы вспомнить, в каких странах была распространены Реформация, надо вспомнить о том, что началась она в XVI веке в Германии, которая тогда была раздробленным государством, в котором недовольство церковью испытывали представители всех социальных слоёв. Вскоре Реформация распространилась по другим странам – Чехия, Нидерланды, Венгрия, Австрия, Франция, Англия. В ряде случаев это привело к разрушительным военным конфликтам – так, казнь Яна Гуса идеолога чешской реформации, послужила основной причиной гуситских войн, продлившихся 15 лет, а протестантский проповедник Томас Мюнцер фактически начал в Германии крестьянскую войну против несправедливости и угнетения, ставшую крупнейшим восстанием в Европе до Великой Французской революции. Стоит отметить, что распространение Реформации в Европе также сопровождалось частыми погромами и грабежами католических храмов и церквей. Постепенно Реформация охватывала всё новые и новые страны – Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Польша, Литва, Швейцария, Шотландия и др. Русское царство, однако, затронуто Реформацией не было – она представляла собой конфликт между протестантами и католиками, а Россия была православной. Самым заметным последствием Реформации в Европе стала Контрреформация, комплекс мер, призванных ей противодействовать. В итоге часть европейских государств осталась католическими целиком или частично.

Ключевые слова конспекта: Реформация, Контрреформация, Лютер, 95 тезисов, Мюнцер, крестьянская война, секуляризация, кружки гуманистов, протестанты, кальвинизм, Шмалькальденские войны, Тридентский собор.

Реформация – широкое религиозное и социально-политическое движение за коренное обновление церкви, развернувшееся в 16 веке в большинстве Европейских стран. Она положила начало новым религиозным течениям и сектам. Реформация вербовала своих сторонников во всех социальных слоях, и каждый из них истолковывал её задачи в соответствии со своими интересами. Отсюда разнообразие понимания Реформации: то узкое, ограниченное религиозными переменами, то доходящие до идей всеобщего переустройства существующих порядков. Основные причины Реформации были связаны с кризисом католической церкви и обострением комплекса общественных противоречий в эпоху начавшегося разложения феодального строя.

реформация причины

К началу XVI века в Центральной и Западной Европе возросли материальные и политические претензии католической церкви. В средние века она — идеологическая опора феодального строя и претендент на политическую гегемонию. Это вызывало недовольство феодалов, горожан (зарождающейся буржуазии).

В 15 — 16 века королевская власть в странах, вставших на путь государственной централизации, давала отпор притязаниям церкви. Но в раздробленной Германии папство не идёт на уступки. В Германии Реформация началась раньше, объединив широкие слои населения. Реформация в Германии – знамя широкой антифеодальной борьбы (как и в Нидерландах). Требования церковной реформы были в каждой программе политических реформ. Общественному подъёму способствовало гуманистическое движение. Буржуазные отношения создали условия для новой идеологии. Кружки гуманистов – пропагандировали научные мировоззрения, борьбу со схоластикой, о национальном языке немцев, о роли папского Рима и его агентуры в унижении Германии.

реформация направления

Радикальное направление реформации – Т. Мюнцер: единственный источник веры – это Библия, Бог есть везде. Он сторонник социального переворота (крестьянство + городская беднота), а священное писание лишь указывает необходимые действия: власть нужно отдать народу, уничтожить дворянские замки и монастыри. Реформация – это путь к революционному переустройству общества. На основе идей и деятельности реформаторов разгорелась крестьянская война. Подавление войны привело к усилению власти. Во многих городах Германии закрылись монастыри, вводится реформированное богослужение. На сторону Реформации переходят некоторые имперские князья, заинтересованные в секуляризации (изъятии чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению).

По итогам двух Шмалькальденских войн признавалось равноправие католиков и протестантов. Местные князья получили право определять религию своего княжества. В результате в Германии в XVI в. сложились 2 группы княжеств – католическая (наследственные земли Габсбургов) и протестантская (остальные княжества).

Возникает много направлений и течений в протестантской идеологии, крупнейшим из которых был кальвинизм, получивший свое название от имени французского юриста и богослова Жана Кальвина. Центром кальвинизма становится швейцарский город Женева. Кальвинистская церковь управлялась по демократическим принципам, она поощряла накопительство и торговлю, чем способствовала развитию капиталистических отношений.

значение реформации

Всюду проводилась секуляризация церковных земель, что вело к укреплению светской власти, дворянства, бюргерства. В целом Реформация нанесла удар по римско-католической церкви как одному из устоев феодализма и сломала монополию католицизма в духовной жизни общества.

контрреформация

Контрреформация — реакция церкви на новые явления в социально-политической, религиозной и культурной жизни общества. Папство вынуждено было создать новые инструменты — новые религиозные ордена, инквизицию, книжную цензуру. Оплот Контрреформации – Испания, Германия, Австрия – где были сильны позиции католицизма. Тридентский собор сохранил устои католической церкви; отверг попытки изменения догматов; протестантов — анафеме, папство укрепило все звенья церковной организации.

Зачастую религиозные вопросы были лишь прикрытием для решения иных проблем :

  • национального освобождения (Нидерландское восстание 1560-1570-х);
  • борьбы феодальных семей и группировок за власть (французские религиозные войны второй половины XVI в.);
  • соперничество за европейскую гегемонию — Тридцатилетняя война (войны между Францией и Габсбургами XVI-XVII вв.).

Читайте также: