Реформа тко в россии кратко суть

Обновлено: 05.07.2024

Начатая в 2019 году мусорная реформа вызывает противоречивые отклики у жителей РФ. Кто-то радуется, что в стране наконец начнется повсеместная переработка вторсырья, другие негодуют по поводу роста тарифов на услуги ЖКХ. Однако узнать всю правду о том, как будет теперь проводиться вывоз мусора, и кто будет оказывать населению эту услугу, можно только после тщательного анализа всех законодательных изменений.

Основная суть реформы

Изначально изменения в сфере обращения с ТКО должны были быть запущены еще в 2017 году, как об этом говорится в ФЗ №89.

С 2019 года в жизнь стали воплощаться наиболее принципиальные положения реформы, в числе которых:

Устанавливаются контейнеры для раздельного сбора мусора

Основная суть российской мусорной реформы сводится:

Региональные операторы и их выбор

Для того, чтобы весь процесс сбора и переработки отходов в регионах России оставался под государственным контролем, в каждом субъектом федерации будет назначен собственный оператор, организующий площадки и полигоны для хранения ТКО и вывоз отходов. Выбор подобной организации производится на конкурсной основе.

В соответствии с положениями реформы, оператору придется заключить отдельные договора с каждым из предприятий, образующих ТКО. Работа компаний, занимающихся транспортировкой и переработкой мусора, регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156.

Не заключать договор на вывоз отходов с какого-либо из предприятий оператор права не имеет (но только если организация находится на подведомственной ему территории или отходы имеют код отличный от кода ТКО). При этом компаниям дается множество полномочий и обязанностей. Они должны:

  • устранять незаконные свалки;
  • проводить финансовые расчеты по операциям, связанным со сбором, хранением и переработкой мусора;
  • обосновывать единый тариф, установленный на услуги;
  • обнародовать информацию, связанную с их деятельностью;
  • вводить санкции для тех, кто не соблюдает правила, связанные с утилизацией, хранением и переработкой ТКО.

Региональные операторы самостоятельно организуют весь процесс обработки мусора, полученного от физических лиц и промышленных компаний.

Они должны обеспечивать полный цикл обращения с коммунальными отбросами: от оборудования площадки с мусорными баками до организации полигона.

Заключение договора с оператором

С 2019 года вывоз ТКО стал самостоятельной коммунальной услугой, поэтому на ее оказание нужно заключать соответствующий договор (по аналогии с водой или электроэнергией). Сделать это должны не только предприятия, но и собственники жилья. Тому, кто этого не сделает, грозит административное взыскание в пределах 2 000 рублей.

Если человек является владельцем квартиры, договор вместо него обычно заключает управляющая компания. При этом гражданину не обязательно лично подписывать соглашение: если он не предпринимает никаких противодействий, документ вступает в силу автоматически. Получить бумажную версию договора можно по запросу у регионального оператора.

В тексте соглашения указывается следующая информация:

  • место накопления мусора;
  • объем выбрасываемых ТКО;
  • необходимая периодичность вывоза.

Хозяева частных домов утилизируют отходы самостоятельно, их отношения с региональным оператором законодательством не регулируются. Они могут заключить индивидуальное или коллективное соглашение с компанией, занимающейся сбором и мусорной перевозкой ТКО.

Новая строка в платежке

Ранее вывоз ТКО был включен в оплату общедомовых нужд. Однако с 2019 года ее вынесли в отдельный пункт, который вносится в квитанцию ЖКХ. Отказаться от оплаты услуги по закону невозможно.

Формирование тарифов на обращение с ТКО

Конкретный тариф на коммунальную услугу по ТКО устанавливается для каждого региона страны отдельно. Плата может взиматься в зависимости от:

  • метража жилой площади;
  • количества проживающих человек.

В большинстве субъектов России используется последняя схема расчета, когда учитывается, сколько физических лиц постоянно прописано в квартире.

Если человек не согласен с тарифами на обращение с ТКО, он имеет право обратиться с претензией в одну из следующих инстанций:

  • антимонопольный орган;
  • суд;
  • прокуратуру.

Однако практически получается, что чаще всего собственникам жилья приходится платить по тарифу даже после судебного заседания.

Предусмотренные льготы и субсидии

Платить по полному тарифу придется не всем собственникам. В некоторых случаях владельцу квартиры полагается перерасчет (например, если он находился долгое время в отъезде и не проживал по месту прописки). Для того, чтобы получить льготу, нужно подать заявление региональному оператору. Однако это правило касается только тех регионов, где расчет производится исходя из числа проживающих в квартире человек. Если же в области или крае учитывается метраж жилого помещения, перерасчет сделать нельзя ни в каком случае.

Меньше за услуги региональных операторов платят те социальные категории граждан, которые относятся к льготникам. Это:

Муниципальные власти могут вводить собственные льготы и субсидии для разных категорий граждан. Например, в Москве и Московской области пенсионеры в возрасте старше 80 лет полностью освобождаются от уплаты тарифа за сбор и транспортировку ТКО.

Отказ от оплаты и возможные последствия

Всем, кто допускает просрочки по оплате квитанций, начисляются пени. Рассчитать их конкретный размер можно с помощью специальных онлайн-калькуляторов. Кроме того, региональный оператор может потребовать от должника всю сумму неуплаты через суд. В таком случае деньги получают:

  • с лицевого счета в банке;
  • с банковской карты (в том числе, зарплатной или пенсионной);
  • за счет продажи имущества гражданина.

Также должнику имеют право ограничить выезда заграницу или запретить совершать регистрационные действия с недвижимостью (например, продавать квартиру).

Подача жалобы на некачественные услуги

Субъекты РФ, в которых разрешено перенести изменения

Хотя изначально реформу планировали провести во всех регионах страны в 2019 году, 9 регионов в дальнейшем перенесли этот процесс на 2020-2021 годы. В их числе Амурская область, где произошла задержка с переходом на новую схему оплаты, Приморский край, где сменился региональный оператор, республика Дагестан.

Определенную отсрочку разрешили сделать муниципальным властям в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. В городах федерального значения борьбу с мусорной реформой начали непосредственно представители администрации. Они утверждают, что в крупных населенных пунктах слишком рано вводить подобные изменения по общей схеме.

Не исключено, что в таких местах в дальнейшем будет внедрена особая система сбора и переработки мусора, которая будет внедряться после одобрения федеральными властями.

Проблемы, возникающие при внедрении реформы

С момента начала преобразований в обществе и СМИ постоянно обсуждается провал отечественной мусорной реформы. Многие указывали на то, что изменения изначально проводились в неверной последовательности. Так, в городах сначала ликвидировали свалки и лишь потом начали строительство мусороперерабатывающих комбинатов. Соответственно, вывозить отходы на какое-то время стало просто некуда.

Во многих регионах возникли вопросы с установкой контейнеров для раздельного сбора ТКО. У муниципальных властей не было соответствующей инфраструктуры, чтобы установить достаточное количество подобных баков. Население также отнеслось к вопросу сортировки с непониманием. Большинство россиян до сих пор заботит только вопрос о повышении тарифов ЖКХ, а не экологическая ситуация в государстве.

Много вопросов вызвал и выбор региональных операторов.

Изначально схема их выбора на конкурсной основе должен был способствовать борьбе с коррупцией. По факту же во многих субъектах РФ соответствующий тендер выиграли фирмы, которые и раньше занимались сбором мусора и не слишком хорошо справлялись с собственными обязанностями.

Покрытие расходов на реализацию изменений

Большинство недовольных комментариев о мусорной реформе связано с тем, что ее реализация фактически не покрывается из средств государственного бюджета. Такой подход, по мнению некоторых специалистов, наносит ущерб бизнесу и экономике страны. Ведь государство выделяет на регион только фиксированную субсидию, в то время как частные предприниматели должны вкладывать в реализацию реформы намного больше денег. Например, строительство только одного мусороперерабатывающего завода обходится инвестору примерно в 30 млрд рублей.

Для того, чтобы хотя бы частично вернуть свои средства, региональные операторы и связанные с ними компании, начинают завышать тарифы на вывоз мусора.

Это отрицательно сказывается уже на населении страны, которое вынуждено платить в большем объеме за новую услугу.

Причины митингов против реформы

Пикеты против изменений в области сбора и хранения ТКО прошли по всей стране, однако бороться с мусорной реформой массово россияне не решились. В большинстве случаев вопросы населения вызывали тарифы, которые сильно различаются в разных регионах РФ. Дополнительно поднималась проблема неэффективности деятельности региональных операторов.

В целом, мусорная реформа в современной России вызвала серьезный протест населения именно в связи с повышением тарифов ЖКХ. Общественное сознание еще не готово к тому, что отходы теперь придется сортировать, многие не представляют, как нужно это делать в домашних условиях и не хотят платить штрафы за неправильную утилизацию ТКО. Населению потребуется определенное время, чтобы перестроиться на новую систему и принять ее в том виде, который предлагает отечественная власть.

Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить?

Как возникла мусорная проблема?

Советская система обращения с мусором считалась одной из самых эффективных. Существовали пункты приема металлолома, макулатуры, стеклотары и др. К тому же в то время отходов было меньше, так как продуктов массового потребления объективно было меньше. Да и состав отходов был другим, в том числе тара из пластика не была столь распространена.

После распада СССР настала эпоха массового потребления, повлекшая стремительный рост количества отходов. Распространение получил пластик. Сбором вторсырья занимались уже реже. Строящееся государство было занято решением экономических проблем, а вопросами сбора и утилизации мусора на высоком уровне не занимались. Так стали появляться стихийные мусорные свалки, которые гнили и горели.

До 2011 г. сбором и захоронением отходов занимались компании, получившие специальные лицензии. Затем лицензии отменили. Функции по обращению с мусором перешли к мелким предпринимателям, которые для видимости имели договоры с лицензированными полигонами, а фактически вывозили мусор на несанкционированные свалки. Рост числа таких свалок, в том числе вблизи населенных пунктов, и спровоцировал людей в 2018–2019 гг. на протесты.

В чем суть мусорной реформы?

Реформа стартовала с 1 января 2019 г.

Цели реформы сводятся к (1) ликвидации несанкционированных свалок, (2) сокращению числа мусорных полигонов, (3) строительству комплексов по обработке и утилизации отходов, (4) увеличению доли переработки твердых коммунальных отходов.

Предполагается, что цели реформы будут достигнуты посредством (1) передачи всей цепочки обращения с мусором – от сбора до утилизации – под контроль региональных операторов, статус которых определяется по итогам конкурсного отбора, (2) жесткого контроля за сдачей отходов компаниями, (3) раздельного сбора мусора, (4) строительства мусоросортировочных станций и заводов по утилизации отходов, (5) ликвидации старых свалок.

Кто должен платить за вывоз мусора по новой системе?

Платить будут все: и жители многоквартирных домов, и дачники, и организации.

Если у гражданина имеется в собственности несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только по тому, где он проживает.

Стоимость услуги составит 120–130 рублей в месяц с человека. И повлиять на эту стоимость или отказаться от оплаты нельзя.

Также нельзя отказаться от заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором. Согласно статье 6.21 КоАП Московской области отсутствие у собственника такого договора карается штрафом в размере 5 тысяч рублей для граждан, 50 тысяч – для должностных лиц и 300 тысяч – для юрлиц.

Важно. Ранее услуга по сбору твердых бытовых отходов была включена в общедомовые нужды. Сейчас она будет исключена из состава жилищных услуг, и населению не придется платить дважды. Плата за эту услугу начнет взиматься отдельно, как за воду и электричество.

Как и кем формируется тариф оплаты новой услуги?

Тарифы оплаты услуги по обращению с коммунальными отходами устанавливают регионы: они имеют право взимать плату как с квадратного метра, так и с проживающего в квартире человека. Большинство регионов рассчитывают тарифы исходя из количества прописанных в квартире, методику взимания платы с квадратного метра используют реже.

Тариф можно оспорить посредством обращения в прокуратуру, антимонопольный орган и суд.

Можно ли получить льготы?

В отдельных случаях собственник вправе рассчитывать на перерасчет, например если он находился в отъезде. Для этого региональному оператору направляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет указана сумма с учетом вычета. Однако при начислении платы за обращение с коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения перерасчет сделать нельзя. Законодательством такой порядок не установлен.

Для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы в виде компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг. К ним относятся:

Региональная власть может вводить свои субсидии на оплату за обращение с отходами для определенных категорий граждан. Так, например, в Московской области люди старше 80 лет освобождены от платы за уборку мусора, неработающим пенсионерам до 70 лет предоставляется скидка по тарифам в размере 30%, а от 70 до 80 лет – 70%.

Почему мусорные баки переполнены и что с этим делать?

В новогодние праздники мусорные контейнеры во многих регионах страны оказались переполненными, а в некоторых регионах остаются таковыми и по сей день.

Количество и место размещения контейнерных площадок определяет муниципалитет. Потому туда надо жаловаться в случае дефицита контейнерных площадок или несогласия со схемой их размещения.

Обеспечение надлежащего состояния общедомового имущества и придомовой территории является сферой ответственности управляющей компании. В случае ненадлежащего состояния контейнерной площадки следует обращаться в Госжилинспекцию с жалобой на бездействие управляющей компании.

Можно говорить о том, что в сложившейся ситуации с переполненными контейнерами виноваты все и никто. И все-таки вывозить мусор обязан региональный оператор, который выиграл конкурс и обязался в срок убирать мусорные кучи у подъездов.

Однако праздники прошли, а мусор остался. Возможно, это связано с тем, что мусорные полигоны закрываются, а новых заводов по утилизации и переработке отходов по-прежнему нет. Выходит, операторам некуда вывозить мусор. Они везут его на другие, отдаленно расположенные полигоны. Но это требует дополнительного времени и затрат. А потому операторы просто не справляются.

Изменилось ли что-то в обращении с мусором?

Реформу начали с уничтожения конкуренции на рынке вывоза мусора в пользу специальных операторов. В первую очередь было решено ликвидировать старые свалки и лишь затем строить заводы по переработке отходов. Однако непонятно, как это должно работать, ведь если закрывать свалки (а они уже закрываются), то куда вывозить мусор?

В большинстве регионов инфраструктуры для реализации реформы нет. И речь идет даже не о строительстве современных предприятий по переработке отходов, а об установке контейнеров для раздельного сбора мусора.

Более того, население не привыкло сортировать отходы. Это требует дополнительных усилий, ведь для разделения мусора человек вместо одного ведра должен иметь пять – для стекла, пластика, металла, бумаги и пищевых продуктов. К тому же содержание этих ведер должно высвобождаться в соответствующие уличные контейнеры, которые не всегда легко найти в своем дворе, районе или даже округе.

Несмотря на то что по новому закону за обращение с мусором отвечают региональные операторы, на деле как были подрядчики и субподрядчики, так они и остаются. Только теперь их нанимают операторы, а не управляющие компании. При этом операторами, вероятно, становятся компании, аффилированные с местными администрациями, что не способствует борьбе с коррупцией.

Кроме того, задача по формированию тарифа оплаты коммунальной услуги передана региональным властям, и он может рассчитываться исходя из количества как квадратных метров, так и проживающих в помещении граждан. Потому тарифы могут различаться: в одном регионе он может быть выше, в соседнем – ниже. И это вызывает некоторую напряженность.

Казалось бы, логичными шагами в ходе реализации реформы были бы строительство заводов, оборудование дворов специальными контейнерами, доведение до населения информации о раздельном сборе отходов и о том, для чего устанавливаются высокие цены на услугу по обращению с мусором. Однако такие меры не принимаются.

Главной проблемой реформы является то, что гражданам придется платить больше. При этом положительные результаты пока не видны. В некоторых регионах о реформе узнают только из квитанций. Увеличение платы за вывоз мусора будет следующим 1 :

  • Нижегородская область – почти в 17 раз;
  • Ингушетия – в 18 раз;
  • Астраханская область – в 10 раз;
  • Воронежский регион – в 5 раз;
  • Пермский край – в 7 раз.

Так нужна ли мусорная реформа?

Изменение системы обращения с отходами однозначно необходимо, так как сейчас она рождает серьезные экологические проблемы, угрожает пожарной безопасности и в целом безопасности жизнедеятельности населения. Однако мусорная реформа в том виде, в котором она существует на текущий момент, не решает эти проблемы. Она лишь ложится финансовым бременем на плечи собственников недвижимости и обогащает компании, которые находятся под контролем местных администраций, и при этом система обращения с мусором не меняется.

1 Шестакова Е. Мусорная реформа. Как решается проблема утилизации отходов // Финансовая газета. 2019. № 13. С. 7–9.


Вместе с тем наблюдается определенное отставание по заявленным целевым показателям, прежде всего в части создания необходимой инфраструктуры.

Особое значение в такой ситуации приобретает использование иностранного, в первую очередь европейского опыта в решении данной проблемы. Все это, на наш взгляд, открывает потенциальным инвесторам широкие возможности для реализации своих проектов в указанной области.

Настоящая статья дает общий обзор идущей сейчас в России реформы отрасли обращения с коммунальными отходами. Последующие статьи будут посвящены более конкретным темам. Мы преследуем цель обрисовать правовую и практическую основу для игроков, заинтересованных в выходе на российский рынок в данной сфере.

Предпосылки

Более того, сам процесс сбора, транспортировки и размещения ТКО был слабо организован и мало контролировался со стороны государства.

Все это привело к критическому переполнению существующих полигонов, росту числа несанкционированных свалок и в целом к общему ухудшению обстановки с обращением с ТКО, особенно в Московском регионе и других крупных городах. По сути, вся страна оказалась перед лицом экологического кризиса.

Принятые меры

В 2017–2018 годах федеральными органами государственной власти был принят ряд организационных и правовых мер, направленных на урегулирование сложившейся ситуации.

  • ежегодное повышение доли ТКО, направленных на обработку, в общем объеме образованных ТКО с 3 % (базовое значение по состоянию на
    1 сентября 2018 года) до 60 % к 2024 году;
  • ежегодное повышение доли ТКО, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных ТКО с 1 % (базовое значение по состоянию на
    1 сентября 2018 года) до 36 % к 2024 году;
  • введение в эксплуатацию 37,1 млн тонн мощностей по обработке ТКО к 2024 году.

Основные направления реформы

Реализация основных мероприятий реформы началась с 1 января 2019 года.

Ее основными целями были объявлены организация процесса утилизации (включая переработку) ТКО, а также осуществление раздельного сбора мусора для существенного сокращения вывозимых на полигоны отходов.

  • подготовить и утвердить территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО, то есть описание системы организации и осуществления на территории соответствующего субъекта Российской Федерации деятельности по обращению с отходами;
  • выбрать регионального оператора – компанию, ответственную за процесс обращения с ТКО в соответствующем регионе;
  • установить региональные тарифы в области обращения с ТКО, уплачиваемые юридическими и физическими лицами;
  • построить мусоросортировочные и мусороперерабатывающие заводы (предприятия);
  • внедрить систему раздельного сбора (накопления) мусора.

Полномочия же федеральных органов государственной власти были дополнены вопросами установления порядка разработки и утверждения территориальных схем обращения с отходами, в том числе с ТКО, а также инвестиционных и производственных программ в области обращения с ТКО.

На сегодняшний день в большинстве регионов России уже утверждены территориальные схемы обращения с отходами, выбраны региональные операторы и установлены соответствующие тарифы. Во многих регионах происходит постепенное введение системы раздельного (двухконтейнерного) сбора (накопления) мусора. Таким образом, можно сказать, что основные организационные мероприятия находятся в высокой степени готовности.

На федеральном уровне приняты необходимые подзаконные акты, а также разработан проект федеральной схемы обращения с отходами, включая ТКО. В настоящее время данный проект дорабатывается экспертами и согласовывается с региональными властями с целью его утверждения до конца текущего года.

Проблемы и перспективы

Изначально предполагалось, что оплата услуг в области обращения с ТКО будет происходить за счет утвержденных тарифов, взимаемых с граждан и юридических лиц. На практике же размер таких тарифов оказался выше ожиданий плательщиков, в результате чего региональные операторы регулярно сталкиваются с проблемой неплатежей. В период распространения коронавирусной инфекции сложившаяся ситуация только ухудшилась. В результате Правительство Российской Федерации было вынуждено оказывать меры финансовой поддержки наиболее пострадавшим операторам.

В отсутствие должного финансирования страдает и инвестиционная часть реформы, прежде всего проекты строительства мусоросортировочных и мусороперерабатывающих заводов (предприятий) и создания сопутствующей инфраструктуры.

В 2019 году была создана специальная публично-правовая компания – Российский экологический оператор – с целью координации деятельности региональных операторов и обеспечения реализации мер в области обращения с ТКО. Важным направлением деятельности компании является финансирование инвестиционных проектов в данной сфере, а также привлечение частных инвесторов.

Кроме того, действующие проекты частично финансируются за счет средств федерального и регионального бюджетов.

Например, уже семь из планируемых 13 мусороперерабатывающих заводов построено в Московской области. Еще один проект строительства многофункционального мусоросортировочного комплекса и полигона отходов реализуется иностранным инвестором в Калининградской области. В связи с утверждением территориальной схемы обращения с отходами анонсированы планы по строительству четырех мусороперерабатывающих комплексов в Ленинградской области.

Очевидно, однако, что существующие темпы строительства недостаточны для достижения поставленных целей федеральной программы, о которых говорилось выше.

Таким образом, у потенциальных инвесторов остаются широкие возможности для реализации проектов в данной области, прежде всего в отношении создания мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов и сопутствующей инфраструктуры, а также поставки и установки необходимого оборудования.

Для получения дополнительной информации свяжитесь, пожалуйста, с экспертами CMS Russia Д-ром Томасом Хайдеманном, Дмитрием Богдановым или вашим постоянным контактом в CMS Russia.


Экологическая ситуация и в России, и в мире становится угрожающей. В океане плавают тонны микропластика, мусорные полигоны по размерам превышают Эверест. Над Австралией увеличивается озоновая дыра. Активно вырубаются леса в Амазонии и Сибири.


До недавнего времени в России процессы сбора, вывоза, хранения и переработки мусора регулировались законом №89, принятым еще в 1998 году. В соответствии с данным нормативным актом муниципальные органы власти были обязаны организовывать сбор и утилизацию ТКО. Плата за услугу для населения рассчитывалась в зависимости от количества квадратных метров жилья и включалась в общую платежку.

  • ввести раздельный сбор отходов;
  • выбрать региональных операторов в каждой области, республике или крае. Именно он будет решать все вопросы, связанные со сбором, утилизацией ТКО. Оператор имеет право привлекать к работе субподрядчиков, но отвечать за соблюдение законодательства будет именно он;
  • деньги, собираемые за вывоз ТКО, направлять на строительство заводов по переработке или утилизации мусора.

Важно! Все вопросы, связанные с организацией полигонов, внедрением схем и систем перевозки отходов, созданием или закрытием полигонов будут решаться на уровне регионов.

Самое главное новшество для рядового потребителя — изменение способа расчета платы. Региональные власти на основании статистических данных обязаны определить норматив накопления на одного человека, офисное или административное здание, магазин или производственный цех и утвердить тарифы на вывоз. Плата теперь рассчитывается в зависимости от количества проживающих людей, а не размера жилплощади.

РЭО: какие функции на него возлагаются


Во главе РЭО — наблюдательный совет, состоящий из вице-премьера, министра природных ресурсов и экологии, министра строительства и ЖКХ, министра промышленности и торговли и генерального директора непосредственно оператора. Срок действия полномочий членов наблюдательного совета — 3 года.

  1. контролировать работу региональных операторов;
  2. выкупать участки земли, предназначенные для размещения полигонов или предприятий по переработке или утилизации мусора;
  3. приобретать промышленные объекты, здания и сооружения, в которых можно организовать перерабатывающие или сортировочные заводы;
  4. привлекать инвестиции для реализации проектов, связанных с хранением или утилизацией ТКО. Оператор имеет право выкупать доли в уставном фонде предприятий, работающих в области обращения с отходами.

На заметку! Прибыль, полученная Оператором от текущей или инвестиционной деятельности, направляется на развитие компании, дальнейшую реализацию проектов.

Региональные мусорные операторы. Как их выбирают. Какие задачи они должны решать


Реализация мусорной реформы предполагает, что в каждом регионе будет действовать один или несколько (в зависимости от площади территории) мусорных операторов. Подобные организации были и ранее, но их количество измерялось сотнями на один город. Они практически никому не подчинялись. Для вывоза мусора использовали ближайшие полигоны, часто незаконные.

После 01.01.2019 года именно региональные операторы будут отвечать за сбор, вывоз и утилизацию ТКО. Стать оператором может не любое предприятие, располагающее несколькими мультилифтами или мусоровозами. Для этого необходимо стать победителем тендера, проводимого на уровне каждого отдельного региона. Основание — п. 4 ст. 24.6 89-ФЗ. При организации конкурса власти на местах обязаны руководствоваться Правилами, утвержденными Постановлением Правительства №881 от 05.08.2016 года.

Что такое раздельный сбор мусора, как он внедряется в России


Размер мусорных полигонов в мире постоянно увеличивается. Но площадь некоторых стран настолько мала, что они не могут позволить себе отводить квадратные километры территории под хранение макулатуры или автомобильных шин. Немаловажно и то, что значительную часть бытовых отходов можно повторно использовать. Это:

  • бумага. Выдерживает до 15 циклов переработки. Из нее получают картон, упаковку для продуктов питания;
  • металл. Направляется на переплавку в доменные печи;
  • пластик. Отдельные его виды пригодны для повторного применения;
  • стекло. Оно подлежит переплавки.

Лидером в сфере раздельного сбора мусора и переработки можно считать Японию и Швейцарию. В первой для жителей устанавливается до 30 отдельных резервуаров для отходов. В Швейцарии же нет вообще мусорных свалок. Практически все используется повторно. Если же какие-то вещи в силу специфики не подлежат переработке, то за право вывезти их на полигон придется заплатить.

Обратите внимание! Еще одна причина — отсутствие перерабатывающих мощностей. Действующие заводы не способны принять все отходы, а строительство новых требует значительных вложений. Инвесторы же не уверены в получении прибыли даже через десятилетия.

Как происходит переработка мусора в России действующих заводов

Переработка мусора — многоэтапный процесс, начинающийся с разделения отходов на составляющие. Те, что подлежат повторному использованию, спрессовываются и направляются на профильные предприятия. Дерево, отдельные компоненты бытовой техники сжигаются для получения тепла.

Если говорить именно о материалах, подлежащих переработке, необходимо выделить следующие:

  • металл. Переплавить можно не только непосредственно чугун или сталь, но и микросхемы, стружку, мелкие обрези. В переработку принимаются детали из меди, олова, алюминия и т. д.;
  • пластик. Его измельчают и применяют для получения ПВХ, полиэтилена, полиамидов и иных материалов. Основной способ переработки — переплавка;
  • одежда из синтетических тканей. Из нее получают вторичные пластмассы. Не остаются без внимания и натуральные ткани. Они после измельчения, отмачивания и обесцвечивания становятся основой для изготовления бумажных денег или дизайнерской бумаги;
  • обувь. Переработать можно и верх, и подошву, и молнии или шнурки;
  • макулатура. Она незаменима при производстве газетной, туалетной и упаковочной бумаги, картона и т. д.

По разным данным к 2024 году в России должно работать не менее 210 мусороперерабатывающих предприятий. Суммарный объем введенных мощностей составит 37,1 млн. тонн. На текущий момент времени пластик на переработку готовы принять 80 заводов. И они вынуждены закупать сырье для работы за пределами России.

Как будут утилизировать мусор, не подлежащий переработке


Часть мусора все же не подлежит переработке. Это — и некоторые виды пластика, и детали бытовой техники. Их необходимо утилизировать или размещать на специальных полигонах. Предполагается, что Российский экологический оператор в рамках национального проекта получит более 296 млрд. рублей на рекультивацию существующих полигонов и организацию утилизации некоторых видов мусора.

Насколько выросла оплата за мусор. Как рассчитывается тариф


Важно отметить, что единой точки зрения на местах нет. Если ребенок в детском саду на Камчатке обязан оставить после себя 186 кг. мусора в год, то в Ленинградской области норматив установлен на уровне 43,5 кг. В Ростовской области парикмахер после стрижки клиентов выметает 680 кг. волос. В соседней Астраханской — не более 32 кг.

Соответственно, разнятся и тарифы. В среднем, с 01.01. 2019 года жителям городов приходится платить за вывоз мусора в 5-6 раз больше, если сравнивать с 2018 годом. Необходимо подчеркнуть, что изменения коснулись и частного сектора. Владельцам собственных домов больше не удастся доказать, что пищевые отходы идут на корм скоту, а бумага сжигается в печи. Платить за вывоз мусора придется на общих основаниях.

Заключение

Мусорная реформа в России только стартовала. Во дворах еще нет баков для раздельного сбора мусора. В регионах не построены заводы по переработке и утилизации отходов. Единственное, что заметили граждане страны — значительное повышение цен на услуги.

В Крыму два региональных оператора и один из них Альтфатер на ЮБК.Они заключают договора с гражданами и получают деньги напрямую.На них работает десяток бывших МУП с десятком мусоровозов которые собирали ТКО в своих поселках и вывозили мусор на полигон.Теперь с этой реформой делают то же самое но только за треть стоимости так как прибыль оседает у оператора а те кто работает у тех нет денег на зарплаты сотрудников.Ни о каком развитии нет и речи.Люди работают за копейки.А глава Крыма своим указом установил стоимость с одного человека в размере 50р месяц.Вопрос.Это экономическая ,рыночная мера или административная мера?Если стоимость сбора мусора дороже чем 50 р с человека и составляет минимум 100р человека кто должен компенсировать расходы понесенные компанией работающей на подряде у регионального оператора?Никто или республиканские власти?

Мусорная реформа – 2019

Почему так произошло и когда ждать внедрения раздельного сбора мусора, расскажем сегодня.

  • региональная программа в области обращения с ТКО,
  • региональный оператор по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.

Изменения в системе обращения с ТКО решено было вводить постепенно, большая их часть вступила в силу в 2016 году, остальные должны были подтянуться в 2017 и 2019 годах.

Раньше процесс обращения с ТКО не был сосредоточен в руках одной организации. В этом году в каждом субъекте РФ планировалось появление регионального оператора по обращению с ТКО, выбранного на основании конкурсного отбора. Это было сделано для того, чтобы систематизировать процесс обращения с ТКО и передать его в руки одного юридического лица.

К тому же сейчас управляющие организации платят перевозчикам за фактический вывоз ТКО, в эту плату уже включена стоимость полигона. Но вместо того чтобы увозить отходы на легальные полигоны и платить за размещение на них мусора, перевозчики везут их или на нелегальные полигоны, или выбрасывают по дороге.

Новые правила уточнили, что перевозчики, с которыми региональный оператор заключает договоры, получают деньги только после доставки отходов в надлежащее место переработки или хранения.

  • установить тарифы на обращение с ТКО,
  • определить единый тариф на услугу регионального оператора,
  • утвердить региональную программу по обращению с ТКО,
  • разработать и утвердить территориальную схему по обращению с отходами.

На ваш законный вопрос: так где же операторы? заметим, что постановление Правительства РФ от 05.09.2016 N 881 о конкурсе по выбору региональных операторов по обращению с ТКО появилось на сайте Правительства РФ только 8 сентября.

Территориальные схемы, в которых в графическом и текстовом виде должна была быть описана схема обращения с ТКО (обозначены места будущих заводов по переработке мусора, расписаны потоки мусора), не подготовили 23 из 85 субъектов России. А те схемы, что были составлены, нуждаются в доработке.

По иронии судьбы в сентябре 2016 года, когда вышло постановление о конкурсе по выбору регионального оператора, стало понятно, что не все регионы подготовлены к дальнейшему развитию реформы.

Почему так произошло? Проблема появилась потому, что нет методических рекомендаций по расчёту тарифов, у регионов нет подготовленных полигонов для вывоза мусора.

Выборы, выборы. регионального оператора по обращению с ТКО

Законопроект с поправками

Проект Федерального закона вносит изменения в ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ. Уточняется, что соглашение между уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами должно быть заключено не позднее 1 мая 2018 года. А предложения об установлении тарифа на услугу регионального оператора предоставлены не позднее 1 июля 2019 года.

Заметим, что субъектам РФ, которые уже готовы к запуску новой системы, отсрочку не предоставят. Для них переход к новой системе начнётся уже в 2017 году.

Так что ждём развития реформы, которая должна решить две важные проблемы: образование нелегальных свалок и вывоз мусора из малонаселённых пунктов. Третье чтение законопроекта состоится в ближайшее время.

Читайте также: