Реформа градостроения петра 1 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Последний, или Василеостровский вариант

Отступление: Амстердам - город мечты

Судьба проекта Леблона

Впоследствии проект Леблона казался многим историкам утопичным, надуманным. В 1970 г. Л. М. Тверской попытался взглянуть на него непредвзято. Он увидел в этом проекте много интересных идей, которые, к сожалению, не были реализованы при застройке Васильевского острова. План Леблона был очень продуманным и целесообразным. Архитектор сознательно не подчинил застройку овальной конфигурации оборонительных стен и тем самым давал возможность городу в будущем развиваться достаточно свободно. Леблон ввел деление застройки на своеобразные микрорайоны, композиционные группы. Центром должен был стать царский дворец, от него расходились широкие лучи главных улиц, четыре церкви украшали перекрестки. Площадь размером в квадратную версту, дворцовый сад, административные здания и жилые кварталы - все это было органично связано магистралями и придавало законченность центру.

Главное - хорошая строительная команда!

Еще в 1706 г. для ведения строительства города была создана Городовая канцелярия (с 1723 г. она называлась Канцелярией от строений). Многие годы ее возглавлял Ульян Акимович Сенявин. В 1715 г. была учреждена должность начальника Канцелярии - обер-комиссара, им стал князь А. М. Черкасский. Хотя Сенявин продолжал работать по-прежнему в Канцелярии, но уже как его заместитель. С отъездом Черкасского в 1720 г. в Сибирь на должность губернатора Сенявин вновь сел на место руководителя Канцелярии. Канцелярия под руководством Сенявина и Черкасского обеспечивала государеву стройку всем необходимым, начиная с чертежей и смет и кончая материалами и рабочей силой. Это было мощное строительное учреждение со штатом опытных архитекторов, художников, мастеров и ремесленников. Нельзя сказать, чтобы ежегодные расходы на строительство Петербурга (162,3 тыс. рублей) были сумасшедшими, фантастическими. Так, русский флот обходился стране во много раз дороже - ежегодно на него тратили больше миллиона рублей, на содержание же армии вообще уходила подавляющая часть доходов государства - 3-4 миллиона рублей. Бремя Петербурга было тяжело для страны по другим причинам. За новую столицу страна расплачивалась громадными людскими жертвами, тяжелыми для кармана каждого переселенца расходами. Огромные деньги шли на доставку всего необходимого в новом городе. Да и сама жизнь в юном граде была мучительна и дорога.

Петр I, или Петр Великий известен, как в России, так и за рубежом. Его реформы позволили за короткое время превратить Россию в великую державу, а многие реформы заложили основу государственной структуры, существующей по сей день. В этой статье мы подробнее остановимся на градостроительных реформах Петра I.

Рисунок 1. Портрет Петра Первого. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Санкт-Петербург – любимое детище Петре I

Одним из главных достижений Петра I в сфере градостроительства можно назвать возведение города на Неве. По воле императора был построен город, который соответствует всем европейским канонам красоты. Для создания каменного Санкт-Петербурга, новой столицы для обновленной России, Петр первый пригласил иностранных мастеров, которые создали шедевры архитектуры по указу русского правителя. Новая городская среда должна была выполнять дисциплинирующую и образовательную роль, длиннобородые бояре и дворяне в новых, созданных для них условиях, должны были позабыть средневековые догматические устои и открыть разум и сердце новым традициям.

Главными архитектурными сооружениями этого периода являются:

  • Первоначальный дворец Петра Первого;
  • Петропавловский собор;
  • ансамбль Смольного монастыря;
  • Зимний дворец;
  • Кунсткамера.

Рисунок 2. Домик Петра Первого. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Петр I взял на себя роль главного архитектора города, тщательно отсеивая неподходящие для новой столицы проекты, он активно участвовал в архитектурном проектировании и вносил изменения в чертежи. Боярам было предписано количество зданий, которые они должны были построить, их внешний облик, материалы, причем детали проектов включали даже ширину и длину улиц и тип мощения. В условиях выбранной болотистой местности пришлось использовать завозные материалы, но основную сложность представляло топкое и неустойчивое основание, в которое пришлось вбить тысячи свай.

Готовые работы на аналогичную тему

Регулярная застройка радикально отличала Санкт-Петербург от других русских городов. Мощеные улицы, широкие проспекты и европейский облик зданий стали визитной карточкой Санкт-Петербурга. Образцовые проекты, которые были разработаны в то время, позволили создать единый ансамбль не только в самом городе, но и в предместьях. Были разработаны проекты усадеб разного типа.

Образцовые проекты – это сборник чертежей различных типов зданий, предназначенных, утвержденных и рекомендованных для многократного использования. Образцовые проекты издавались по типам зданий, так в этих сборниках мы можем найти образцовые проекты жилых домов, храмов, больниц и т. д. Использование подобных альбомов позволяло создавать единообразную застройку, минимизируя риск проектных ошибок.

Новые градостроительные идеи император реализовывал не только в Санкт-Петербурге. Во время правления Петра Первого в России отстривается и первый военный госпиталь, в районе Лефортово в Москве. Его архитектура, а также окружение были спроектированы главным врачом, выходцем из Голландии Николаем Бидлоо. Сам император любил заглядывать к нему в гости, его крайне интересовал и анатомический театр, созданный при госпитале в обучающих целях.

Архитекторы Санкт-Петербурга

Воодушевленный красотой европейских городов, уровнем культуры в обществе, российский император решил воплотил на родине увиденные им и так впечатлившие его картины. Амстердам, который вдохновил Петра на создание города на Неве, отличает неповторимое сочетание небольших каналов и архитектуры. Местом для новой столицы было выбрано устье реки Невы, недавно отвоеванная в долгой и изматывающей Северной войне территория. Для реализации своего грандиозного плана Петру понадобились искусные мастера, которые могли предложить для его детища лучшие проекты, отвечающие европейской моде.

Среди самых известных архитекторов Санкт-Петербурга мы можем назвать:

  • Доминико Трезини, которому принадлежит первоначальный план Васильевского острова, а также проект Петропавловской крепости, здание 12 коллегий, Гостиный двор на Васильевском острове и многие другие объекты;
  • Франческо Бартоломео Растрелли, известный своими дворцами, его авторству принадлежит Екатерининский, Летний и Зимний дворцы, а также Большой дворец в Петергофе и комплекс Смольного монастыря;
  • Антонио Ринальди, который является автором Мраморного и Большого Гатчинского дворцов.

Чтобы перечислить все заслуги Петра П6ервого, пожалуй, придется написать не только отдельную монографию, но и целый многотомник. Три столетия, прошедших после реформ Петра, позволяют не только восхититься гениальностью императора, его смелостью, открытостью новым идеям и решимостью к их исполнению, но и дальновидностью, многие решения и изменения, совершенные по его воле, стали основой систем действующих до сих пор.

Реформы Петра I коснулись реорганизации государственного аппарата, русской армии, создания морского флота, создания новых отраслей промышленности, строительства новых крепостей и городов. В основе всех преобразований лежит опыт европейских стран, опирающийся на древнерусские традиции.
В архитектуре происходят коренные изменения, возводятся новые типы зданий – судостроительные верфи, госпитали, театры и музеи, здания коллегий и канцелярий.

Петергофский ансамбль

Петергофский ансамбль

Характерными чертами петровского барокко были рационалистичность и простота в сочетании с барочной пластичностью архитектурных деталей.
В области градостроительства осваивались передовые методы – регулярный характер планировки и застройки, введение красной линии застройки, создание крупномасштабных общественных градостроительных ансамблей, благоустройство улиц и площадей, ночное освещением и т. п.

Строительство Санкт-Перербурга.

Стрельнинский ансамбль

Стрельнинский ансамбль

Как основная дорога на Москву возникает Невская першпектива – основная градостроительная ось от Адмиралтейства, позже она дополняется двумя лучами – Вознесенским проспектом и Гороховской улицей. Трехлучие, запректированное архитектором Еропкиным в лучших традициях европейского барокко, имело огромное значение для последующей планировки города.

Царскосельский ансамбль

Царскосельский ансамбль

Архитектура барокко в творчестве Трезини, Коробова, Земцова.

Одним из крупнейших и ведущих архитекторов петровского времени был Доменико Трезини, итальянец по происхождению, работавший в Голландии и принесший в оссию черты северо-европейского барокко. Трерзини – автор Петропавловского Собора (1712–1733гг.) – крупнейшего сооружения эпохи Петра I.
В основе плана Собора – трехнефная базилика – чуждая русской архитектурной традиции, с гигантской колокольней высотой 120 метров, основной доминантой города, подобно колокольне Ивана Великого в Москве.

Крупная постройка Доменико Трезини – здание 12-ти коллегий (1722-1742 гг.) – правительственное здание большой протяженностью с повторяющимся ритмом одинаковых блоков, ограничивающее большую площадь на стрелке Васильевского острова.
Доменико Трезини автор Летнего дворца Петра I – скромного, небольшого сооружения, выполненного по типу жилого дома для зажиточных граждан.

Летний дворец Петра I

Летний дворец Петра I

Дворец Кадриорг в Таллине

Дворец Кадриорг в Таллине

Ведущая раль в застройке Петербурга принадлежала архитекторам – иностранцам, но уже в 1716 году, специальным указом, Петр I отправил за границу для обучения 20 дворянских детей, среди которых будущие, известные русские архитекторы: Петр Еропкин, Тимофей Усов, Иван Коробов, Иван Устинов, Иван Мичурин и др.
Михаил Земцов был практически заместителем Трезини, позже возглавил работы в Петербурге, под его руководством возводились царские дворцы и парки. Автор церкви Симеона и Анны в Петербурге (1729-1734 гг.), в которой органично соединены русская крестовокупольная церковь и европейское барокко.

Церковь Симеона и Анны в Петербурге

Церковь Симеона и Анны в Петербурге

Иван Коробов – автор здания адмиралтейства, 1732 г – крупнейшего сооружения Петербурга. По его проектам строитлись верфи, постройки Морского полка, церковь Пантелеймона.
Петр Еропкин – руководитель Комиссии строений, автор планировочных работ по застройке основных частей Петербурга: центрального района города, жилой застройки Васильевского острова, и др.
Такие выдающиеся зодчие как Еропкин, Коробов, Земцов создали самобытную национальную школу и заложили фундаментальные основания для расцвета русской архитектуры в середине 18 века

Отличие петербургского и московского барокко.

Основными работами по строительству в Москве руководил Иван Мичурин, автор генерального плана г. Москвы 1739 года. Это был первый точный план города выполненный на топогеодезической подоснове. Первые постройки Москвы копировали петербургское барокко. Но скоро московское барокко приобретает свой индивидуальный облик, тяготея к традициям древнерусской архитектурной формы, декоративности деталей, многоцветности и богатой пластике объемов.
Иван Мичурин – автор колокольни Троице-Сергиевой Лавры в Загорске (1740–1770 гг.), — церкви Параскевы-Пятницы в Замоскворечье (1739-1744 гг.), — колокольни церкви Петра и Павла (1740-1744 гг.).
Арсенал в Московском Кремле (автор Д. Иванов 1702-1736 гг.) выполнен в традициях Кремлевских московских построек и только во входной части имеет барочные детали.

Арсенал в Московском Кремле

Арсенал в Московском Кремле

Красные ворота в Москве (архитектор Д. Ухтомский, 1753 – 1757 гг.) – триумфальные ворота.

Меньшикова башня ( архитектор Н. И. Зарудный, 1701-1707 гг.) – предшественница колокольни Петропавловского собора. В основе композиции – традиция деревянной шатровой многоярусной церкви.

Московское барокко органично сочетает древнерусские традиции как в формах так и в деталях, чем существенно отличается от более строгого, лаконичного петербургского барокко.

Меньшикова башня

Меньшикова башня

Учебный портал для студентов

В XVIII в. завершилась борьба за выход к Балтийскому и Черному морям. В состав России были возвращены восточнославянские земли (часть Украины и Белоруссии, Северное Причерноморье). Осваивались Сибирь, южное Приуралье, Дальний Восток. С 1719 по 1795 гг. население страны увеличилось с 15,5 до 37,4 млн. человек. Происходило повышение роли городов и увеличение численности городского населения. В 1720-х годах оно составляло 3,2% всего населения страны, в 1796 г. - 4,2%. В первой четверти XVIII в. численность городского населения составляла около 350 тыс. человек. Население лишь пяти городов на рубеже XVIII - XIX вв. составляло более 1 млн человек: Москва - 400; Санкт-Петербург - 200 и три порта - Рига, Астрахань и Кронштадт - 400 тыс. человек. В течение XVIII - первой половины XIX столетий развивавшаяся экономически и территориально Российская империя осуществляла значительные преобразования.
Развитие государственной организации Российской империи воплотилось в специфических организационных формах градостроительства.
Начиная с эпохи Возрождения получила развитие идея формирования регулярных городов по единому плану. Однако такие города, как правило, не могли быть созданы из-за отсутствия ресурсов. Идея регулярного города сохранила жизнеспособность и вновь оказалась востребованной в российском градостроительстве XVIII в. в эпоху абсолютизма, когда государство могло использовать для создания новых городов огромные материальные средства и силы тысяч людей. Возможность планировки развития городов, реализации и контроля градостроительных преобразований определялась концентрацией монархической власти в эпоху абсолютизма. Царь мог предписывать развитие городов по единым планам и регулирование этих процессов
Допетровский период характеризовался стихийным формированием городов, хотя и по определенным правилам, в рамках норм и традиций, при регулирующей роли государственной власти. Но все же отсутствовали единые планы или проекты. В XVI -XVII вв. Московское государство строило целый ряд новых городов для обороны, представлявших собой военные лагеря, однако вскоре эти города-крепости "обрастали" посадами и слободами; возникал хаотически застроенный город. Только с реформами Петра I по настоящему начался переход к регулярному градостроительству.
В целом в период XVIII - первой половины XIX в. было перепланировано старых или основано новых более 500 городов. Принципиально изменились методы и формы градостроительной деятельности, обратились к регулярной планировке, а также к приемам, характерным для европейской застройки городов каменными строениями. Это привело к изменениям облика городов. Вместо непредсказуемых живописных построений усадебной застройки предшествующих периодов стали строить регулярные города по единому плану с типизированной жилой застройкой и развитыми системами общественных пространств, организующими элементы площадей, проспектов, улиц, бульваров, архитектурных ансамблей.
На совершенствование градостроительства эпохи Петра I повлияли: развитие промышленности и торговли, выход к морям и создание флота, новшества государственного управления, распространение строительной деятельности на территории всей страны, укрепление торговых путей. Строятся новые крепости, к числу которых относятся Азов, Таганрог, Кронштадт, Елисаветград, другие. Развитие промышленности привело к возникновению новых городов - новая Ладога и Лодейное поле (судостроительные), Петрозаводск и Екатеринбург (железоделательные). Новые города-крепости создавались за счет казны. Градостроительные чертежи, выполнявшиеся по определенным правилам, появились в связи с возникновением новых и укреплением старых крепостей во время войн Петра за выход к морям. Строительство городов-крепостей велось на основе опыта допетровской эпохи и по правилам фортификационного искусства. С созданием Санкт-Петербурга в стране были восприняты принципы и системы западно-европейского градостроительства. Среди них особо можно отметить следующие: переход от свободной усадебной застройки к созданию улиц и кварталов, типовое проектирование, использование планировочных и архитектурных систем европейских стилей - ренессанса, барокко, классицизма.
Побывав в Европе и посмотрев регулярные города, Петр I убедился в их практичности и воспринял западно-европейские эстетические принципы. Уже в строительных указах 1701 и 1704 гг. предписывалась регулярная каменная застройка в Москве, но основные силы и средства были сконцентрированы при создании Петербурга. На строительство новой столицы ежегодно собирались тысячи крепостных и "работных людей" - каменщиков, плотников, столяров. Строительство Петербурга стало школой для многих российских градостроителей, которые в дальнейшем составляли планы городов империи. Основным субъектом градостроительной деятельности выступало государство, под эгидой государства проводилось строительство новых городов, крепостей, промышленных и торговых объектов, инженерных сооружений, общественных зданий.

Весной 1703 г. на р. Неве был основан Санкт-Петербург - центральный объект преобразований Петра I, в котором отразились различные градостроительные новации. В 1703 г. заложена Петропавловская крепость. Ее укрепления первоначально выполнены в бревенчато-земляных конструкциях. На противоположном берегу Невы было основано Адмиралтейство, рядом начала расти Морская слобода. Трехлучевая планировочная система Петербурга наследовала прием пространственной композиции классицизма, возникший в Италии в XVI в. (площадь дель Пополо в Риме) и примененный при создании Версаля в эпоху Людовика XIV.
В 1712 г. Петербург стал столицей государства. Были созданы величественные ансамбли императорских дворцов и загородных резиденций. По проектам русских архитекторов в первые десятилетия XVIII в. были построены здания "двенадцати коллегий" (ныне университет), Кунсткамеры - колыбели русской науки, где впоследствии работал М.В. Ломоносов, и Летнего дворца Петра I. В формировании новой столицы особое значение имела объемно-пространственная композиция, которая создавала основные общественные пространства, главные здания - доминанты. Как показали исследования, в основу композиции были положены следующие принципы:

Читайте также: