Рефлекторное кольцо анохина кратко

Обновлено: 03.07.2024

Рефлекс – это закономерная реакция организма в ответ на раздраже­ние рецепторов, которая осуществляется рефлекторной дугой при участии центральной нервной системы. Это приспособительная реакция организма в ответ на изменение внутренней или окружающей среды. Рефлекторные реакции обеспечивают целостность организма и постоянство его внутрен­ней среды, рефлекторная дуга является основной единицей интегративной рефлекторной активности.

Рефлекторные механизмы играют существенную роль в поведении жи­вых организмов, обеспечивая адекватное их реагирование на сигналы окру­жающей среды. Для животных действительность сигнализируется почти исключительно раздражениями. Это первая сигнальная система действи­тельности, общая для человека и животных. И.П. Павлов доказал, что для человека, в отличие от животных, объектом отображения является не только окружающая среда, но и общественные факторы. Поэтому для него решаю­щее значение приобретает вторая сигнальная система - слово как сигнал первых сигналов.

Условный рефлекс лежит в основе высшей нервной деятельности че­ловека и животных. Он всегда включается как существенный компонент в самых сложных проявлениях поведения. Однако не все формы поведения живого организма можно объяснить с точки зрения рефлекторной теории, которая раскрывает лишь механизмы действия. Рефлекторный принцип не дает ответа на вопрос о целесообразности поведения человека и животных, не учитывает результата действия.

Поэтому на протяжении последних десятилетий на основании рефлек­торных представлений сформировалось понятие относительно ведущей роли потребностей как движущей силы поведения человека и животных. Наличие потребностей является необходимой предпосылкой любой дея­тельности. Деятельность организма приобретает определенную направлен­ность лишь при наличии цели, которая отвечает данной потребности. Каж­дому поведенческому акту предшествуют потребности, которые возникли в процессе филогенетического развития под влиянием условий окружающей среды. Именно поэтому поведение живого организма определяется не столь­ко реакцией на внешние воздействия, сколько необходимостью реализации намеченной программы, плана, направленных на удовлетворение той или иной потребности человека или животного.




П.К. Анохин (1955) разработал теорию функциональных систем, которая предусматривает системный подход к изучению механизмов работы голов­ного мозга, в частности, разработки проблем структурно-функциональной основы поведения, физиологии мотиваций и эмоций. Суть концепции - мозг может не только адекватно реагировать на внешние раздражения, но и пред­усматривать будущее, активно строить планы своего поведения и реализовывать их. Теория функциональных систем не исключает метода условных рефлексов из сферы высшей нервной деятельности и не заменяет его чем-то другим. Она дает возможность глубже вникать в физиологическую сущность рефлекса. Вместо физиологии отдельных органов или структур мозга си­стемный подход рассматривает деятельность организма в целом. Для любого поведенческого акта человека или животного нужна такая организация всех мозговых структур, которая обеспечит нужный конечный результат. Итак, в теории функциональных систем центральное место занимает полезный ре­зультат действия. Собственно факторы, которые находятся в основе дости­жения цели, формируются по типу разносторонних рефлекторных процессов.

Рефлекс – это закономерная реакция организма в ответ на раздраже­ние рецепторов, которая осуществляется рефлекторной дугой при участии центральной нервной системы. Это приспособительная реакция организма в ответ на изменение внутренней или окружающей среды. Рефлекторные реакции обеспечивают целостность организма и постоянство его внутрен­ней среды, рефлекторная дуга является основной единицей интегративной рефлекторной активности.

Рефлекторные механизмы играют существенную роль в поведении жи­вых организмов, обеспечивая адекватное их реагирование на сигналы окру­жающей среды. Для животных действительность сигнализируется почти исключительно раздражениями. Это первая сигнальная система действи­тельности, общая для человека и животных. И.П. Павлов доказал, что для человека, в отличие от животных, объектом отображения является не только окружающая среда, но и общественные факторы. Поэтому для него решаю­щее значение приобретает вторая сигнальная система - слово как сигнал первых сигналов.

Условный рефлекс лежит в основе высшей нервной деятельности че­ловека и животных. Он всегда включается как существенный компонент в самых сложных проявлениях поведения. Однако не все формы поведения живого организма можно объяснить с точки зрения рефлекторной теории, которая раскрывает лишь механизмы действия. Рефлекторный принцип не дает ответа на вопрос о целесообразности поведения человека и животных, не учитывает результата действия.

Поэтому на протяжении последних десятилетий на основании рефлек­торных представлений сформировалось понятие относительно ведущей роли потребностей как движущей силы поведения человека и животных. Наличие потребностей является необходимой предпосылкой любой дея­тельности. Деятельность организма приобретает определенную направлен­ность лишь при наличии цели, которая отвечает данной потребности. Каж­дому поведенческому акту предшествуют потребности, которые возникли в процессе филогенетического развития под влиянием условий окружающей среды. Именно поэтому поведение живого организма определяется не столь­ко реакцией на внешние воздействия, сколько необходимостью реализации намеченной программы, плана, направленных на удовлетворение той или иной потребности человека или животного.

П.К. Анохин (1955) разработал теорию функциональных систем, которая предусматривает системный подход к изучению механизмов работы голов­ного мозга, в частности, разработки проблем структурно-функциональной основы поведения, физиологии мотиваций и эмоций. Суть концепции - мозг может не только адекватно реагировать на внешние раздражения, но и пред­усматривать будущее, активно строить планы своего поведения и реализовывать их. Теория функциональных систем не исключает метода условных рефлексов из сферы высшей нервной деятельности и не заменяет его чем-то другим. Она дает возможность глубже вникать в физиологическую сущность рефлекса. Вместо физиологии отдельных органов или структур мозга си­стемный подход рассматривает деятельность организма в целом. Для любого поведенческого акта человека или животного нужна такая организация всех мозговых структур, которая обеспечит нужный конечный результат. Итак, в теории функциональных систем центральное место занимает полезный ре­зультат действия. Собственно факторы, которые находятся в основе дости­жения цели, формируются по типу разносторонних рефлекторных процессов.


Этот небольшой текст не содержит систематического сопоставления концепций двух выдающихся физиологов. В нем – попытка дать развернутый ответить на вопрос, который часто задают студенты и аспиранты. Суть вопроса точно сформулировала посетительница сайта:

Надо сказать, что и И.П.Павлов неоднократно подчеркивал активный характер взаимодействия организма со средой. Он даже высказывал предположение о порождающих функциях ориентировочно-исследовательской активности в морфогенезе лобных долей мозга. Однако в своих конкретных исследованиях формирование того же ориентировочного рефлекса он трактовал в логике выработки динамического стереотипа по принципу рефлекторной дуги…


Здесь возникает и более общий вопрос. Физиология активности – историческая альтернатива традиционной физиологии реактивности. Однако, насколько вписывается в нее детище последней – понятие рефлекса? Во всяком случае – на правах базового. Ведь рефлекс в любом случае является формой реагирования.


Рефлекторное кольцо — совокупность структур нервной системы, участвующих в осуществлении рефлекса и обратной передаче информации о характере и силе рефлекторного действия в центральной нервной системе.

Содержание

История

Другим аспектом истории развития концепции рефлекторного кольца можно назвать исследования К. Бернара , который предполагал, что организм является саморегулируемой системой и изучали механизмы его управления при взаимодействии со средой [3] . Одним из первых основой такой регуляции считал рефлекторную деятельность ЦНС, а именно — спинного мозга, Э. Ф. В. Пфлюгер, а головного мозга — К. Бернар , И. М. Сеченов и Э. Г. Вебер [4] . Отметим, что сам по себе термин"рефлекторное кольцо" для живого организма едва ли можно считать удачным. Всегда после действия в живом организме остаётся послеследовые (адаптационные) изменения в том или ином объёме. Поэтому логично было бы поместить внутрь прямой ветки кольца так называемый "элемент адаптации". Как пример, можно привести так называемую "мышечную память", которая в первом приближении может ассоциироваться с изменением структуры и расположения "двигательных или моторных бляшек" в месте "соединения нерва и мышечной субстанции". Данные исследования достаточно хорошо описаны ещё в 1956 году ( Проблемы функциональной морфологии двигательного аппарата, статья " Изменение костно-мышечной системы и моторной иннервации скелетных мышц под влиянием различных условий деятельности, автор проф. А.К. Ковешников, институт им П.Ф. Лесгафта, г. Ленинград.) и незнание данных исследований Бернштейном Н.А. и Анохином П.К. не является положительной стороной научной деятельности указанных авторов.

Схема строения



Рефлекторное кольцо включает в себя:

  • Рефлекторная дуга
  • обратную афферентацию от эффекторного органа в центральную нервную систему [5] .

Принципиальным отличием рефлекторного кольца от дуги является как раз наличие обратной афферентации, то есть обратной связи между эффектором и нервным центром [1] . Информация об исполненном эффектором действии сравнивается с запрограммированной в акцепторе результата действия — нервном центре [1] . Если рефлекторное кольцо достигает цели и исполненное действие совпадает с закодированной моделью, эта временная функциональная система распадается. Это совпадает с учением А. А. Ухтомского о доминанте, как временном соединении нервных центров для определённого достижения [1] . Поэтому рефлекторное кольцо действует не по принципу стимул—реакция, как рефлекторная дуга, а по принципу кольцевого взаимодействия среды и организма.

Стоит отметить, что при исполнении некоторых простейших рефлексов кольцо не нужно и они происходят на уровне дуги (болевые и оборонительные) [6] .

Кибернетика

Принцип рефлекторного кольца применим в кибернетике. Если И. П. Павлов сравнивал рефлекторную дугу с телефонной станцией, рефлекторное кольцо можно сравнить с ЭВМ [1] . Впервые исследовать рефлекторное кольцо с этой точки зрения начал Н. Винер [7] . В СССР в этой области работал Л. М. Веккер [7] .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Концепция функциональных систем (П.К.Анохин) и ее значение.

Функциональной системой называет временное объединение различных органов организма, направленное на достижение полезного для существования организма результата.

Теория функциональных систем Анохина яв-ся одним из крупнейших достижений физиологической науки нашего времени. Она раскрывает основные принципы, на основе которых объединяются все функциональные блоки мозга, все его уровни управления двигательной и вегетативной сферами. Теория функ сист яв-ся логическим развитием идей и работ И.М.Сеченова, И.П.Павлова и А.А.Ухтомского. С ее созданием стало возможным понять сущность таких сложных физиологических явлений, как целенаправленность поведения, механизм эмоциональных реакций, коррекция поведенческой д-ти и т.п.

На основании многих экспериментальных работ было создано представление о функциональной системе, под которой понимается динамическая организация структур и процессов, обеспечивающая данной системе достижение полезного приспособительного результата.

Узловые механизмы функциональной системы . Любой психический или физиологический процесс ч-ка связан с образованием функциональных систем. Всякое желание ч-ка обусловлено потребностями. Они могут быть примитивными физиологическими(голод, жажда)или идеальными, специфическими для ч-ка(желание поступить в вуз). Поток возбуждений, обусловленный какой-либо потребностью, называется мотивационным возбуждением. Поведенческий акт возникает под влиянием доминирующего в данный момент мотивационного возбуждения, т.е. возбуждения, вызванного наиболее важной для ч-ка потребностью. Напр., если ч-к не ел и не пил целый день, то прежде всего он утоляет жажду, т.к. отсутствие воды переносится ч-ом тяжелее, чем голодание.

У ч-ка особенно важное значение в предвидении будущих событий приобретают лобные доли. Эти структуры несут особую ответственность за высший афферентный синтез, принятие решений и выработку программы действия.

Далее организм совершает какое-либо действие согласно принятому решению и программе действия. Выполнение д-ия возможно только при постоянном мозговом контроле. Такой контроль осущ с помощью обратной афферентации, или обратных связей.

По каналам обратных связей инф-ия поступает в акцептор действия, где находится готовая модель данного действия вместе с подробным планом его выполнения и ожидаемым конечным результатом. В процессе выполнения действия важное значение имеет эмоциональный фон. Если реальные данные о ходе выполнения действия согласуются с моделью, находящейся в акцепторе д-ия, то ч-к испытывает положительные эмоции. Если сведения не согласуются с моделью д-ия, то ч-к испытывает отрицат эмоции, мобилизующие резервы его организма на достижение желаемой цели.

Узловыми механизмами функциональной системы яв-ся :

1. Афферентный синтез

2. Принятие решения

4. Формирование комплекса эфферентных возбуждений, объединяющего соматические и вегетативные ф-ии в целостный поведенческий акт

5. Результат действия

6. Обратная афферентация(санкционирующая стадия поведенческого акта).

Примером работы этих функциональных механизмов яв-ся их деятельность в процессе выбора профессии и учебного заведения.

Читайте также: