Мир образов гумилева кратко
Обновлено: 04.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Мир образов Николая Гумилева (1886-1921)
Цели урока: дать представление о личности и поэзии Н. Гумилева; закрепить понятие об акмеизме.
I Проверка домашнего задания
На какие традиции русской литературы опирается акмеизм?
В чем вы видите отличия символизма и акмеизма? Что у них об щего?
Николай Степанович Гумилев - поэт, переводчик, критик, теоретик литературы, один из мэтров акмеизма. Он прожил очень яркую, но короткую жизнь. Он был обвинен в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян.
В своем художественном воображении поэт свободно перемещался в
пространстве и во времени: Китай, Индия, Африка, океанские просторы;
IV . Чтение и анализ стихотворений
- В чем значение обращения к экзотике в этом стихотворении?
Описание красот и чудес далекой Африки подробно, многоцветно, зримо. Это не выдумка, а воспоминания человека, действительно наблюдавшего необыкновенные для глаза, привыкшего к спокойному русскому пейзажу, картины.
чество и отчужденность героев: последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно:
Ты плачешь? Послушай . далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
2. Слово учителя:
- Каков смысл названия цикла?
- Каковы образы стихотворения?
На полярных морях и на южных
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.)
- Какова специфика сюжета стихотворения?
Действие происходит вне реального времени и пространства, и в то же время описание изобилует выразительными реалистическими деталями, подробностями, вплоть до клочьев пены на ботфортах и позолоты на кружев манжет. Эти детали носят декоративный, театральный характер (разорванная карта, трость, пистолет).
- Каковы средства обобщения в стихотворении?
Быстрокрылых ведут капитаны,
открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель .
4. Слово учителя:
Почему это стихотворение стало символом творческого поиска всего Серебряного века?
Так век за веком - скоро ли, Господь?-
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.
Оба намеченных плана сближаются. В своих духовных исканиях и своей семейной жизни поэт заблудился так же, как и его трамвай, на подножку которого он вскакивает.
Все три плана этого стихотворного шедевра удивительно переплетаются в единое целое, делая произведение исключительно богатым по содержанию, напряженным по мысли и художественно совершенным по форме.
(от греч. akme - острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла .
Собственно акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около двух лет (1913—1914) . В него вошли также А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут и др.
Просторен мир и многозвучен,
И многоцветней радуг он,
И вот Адаму мир поручен,
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн, и ветхой мглы -
Вот первый подвиг. Подвиг новый -
Живой земле пропеть хвалы.
Он верит в вес, он чтит пространство,
Он нежно любит матерьял,
Он вещества не укорял
За медленность и постоянство.
Строфы послушную квадригу
Он любит — буйно разогнав —
Остановить. И в том он прав,
Что в вечности покорен мигу.
Акмеистов интересует реальный , а не потусторонний мир, красота жизни в ее конкретно-чувственных проявлениях. Туманности и намекам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции .
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
А. Ахматовой экзотика чужда. Смысл жизни героини ранней ахматовской лирики — любовь . Чувства отражаются в предметном мире, в бытовой детали, в психологически значимом жесте. Вещный мир, бытовые подробности стали предметом поэзии:
Подушка уже горяча
С обеих сторон.
Вот и вторая свеча
Гаснет, и крик ворон
Становится все слышней.
Я эту ночь не спала,
Поздно думать о сне.
Как нестерпимо бела
Штора на белом окне.
— Здравствуй!
Мир образов
Николая Гумилева
Николай Степанович Гумилев - поэт, переводчик, критик, теоретик литературы, один из мэтров акмеизма. Он прожил очень яркую, но короткую жизнь. Он был обвинен в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян.
Биография Гумилёв родился и провёл детство в Кронштадте, учился в Тифлисе и в Царском Селе в гимназии, где директором был Ин. Анненский. Слушал лекции в Париже, путешествовал по странам Африки. Уйдя в 1914 г. добровольцем на фронт, получил два Георгиевских креста за храбрость.
Особенности поэзии Восторженное воспевание опасности, борьбы стало неизменным свойством поэзии Гумилёва. Уже в первых сборниках видны черты поэтического мира поэта: подчёркнутая отчуждённость от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, ярким декоративным краскам, напряжённый и звучный стих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии сотворчества на уроках географии "Африка глазами Гумилева Н.С."
Итоговый урок по теме Африка с использованием стихотворений из цикла "Шатер" Н.С.Гумилева.
Презентация о Гумилеве.
Презентация о Гумилеве.
Анализ стихотворения Н. Гумилева "Жираф"
Презентация к анализу стихотворения "Жираф" Н. Гумилева. Материал для учителей литературы.
Имя Гумилева было на 50 лет выброшено из русской культуры. Как только не клеймили его! И еще хуже – молчали о нем .Цель данного урока : пробудить интерес к личности Н.Гумилева; дать понятие ее м.
Урок "Мир образов Николая Гумилева"
Конспект урока по творчеству Н. Гумилева. Презентация к уроку.
Внеклассное мероприятие "Путешествие по Африке с Николаем Гумилевым"
Мой любимый 8 а класс 23 декабря 2013 года совершил путешествие по Африке с моим любимым поэтом Николаем Гумилевым. Отчет о путешествии прилагается.
Интегрированное мероприятие посвященное 100-летнему юбилею Л.Н.Гумилева.
Методический замысел интегрированного мероприятия (литература, история, география), посвященного 100-летнему юбилею Л.Н.Гумилева, проводится в форме урока-воспоминания. .
Цели урока: дать представление о личности и поэзии Н. Гумилева; закрепить понятие об акмеизме.
Оборудование урока: портрет Н. С. Гумилева, сборники его стихов.
Методические приемы: беседа по теории литературы, лекция учителя, анализ стихотворений.
I. Проверка домашнего задания
— На какие традиции русской литературы опирается акмеизм?
— В чем вы видите отличия символизма и акмеизма? Что у них общего?
Николай Степанович Гумилев — поэт, переводчик, критик, теоретик литературы, один из мэтров акмеизма. Он прожил очень яркую, но короткую жизнь. Он был обвинен в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян.
III. Чтение и анализ стихотворений
— В чем значение обращения к экзотике в этом стихотворении?
Ты плачешь? Послушай. далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
2. Слово учителя:
— Каков смысл названия цикла?
— Каковы образы стихотворения?
На полярных морях и на южных
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.)
— Какова специфика сюжета стихотворения?
(Действие происходит вне реального времени и пространства, и в то же время описание изобилует выразительными реалистическими деталями, подробностями, вплоть до клочьев пены на ботфортах и позолоты на кружевах манжет. Эти детали носят декоративный, театральный характер (разорванная карта, трость, пистолет).
— Каковы средства обобщения в стихотворении?
Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель…
Далее в трех строфах действует этот эффект, позволяющий увидеть обобщенный образ героя. Мужественный характер, решительность, дерзость, уверенность — идеал самого поэта, увлекавшегося сильными героями Киплинга. Поэтому он прославляет отважных людей, из которых
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.)
4. Слово учителя:
— Почему это стихотворение стало символом творческого поиска всего Серебряного века?
Так век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.)
IV. Реализация домашнего задания
Далее читаем и анализируем стихотворения Н. С. Гумилева, подготовленные в качестве домашнего задания.
V. Лекция учителя
Комментарии учителя:
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.
Оба намеченных плана сближаются. В своих духовных исканиях и в своей семейной жизни поэт заблудился так же, как и его трамвай, на подножку которого он вскакивает.
Все три плана этого стихотворного шедевра удивительно переплетены в единое целое, делая произведение исключительно богатым по содержанию, напряженным по мысли и художественно совершенным по форме.
Домашнее задание
1. Выучить наизусть одно из ранних стихотворений Ахматовой, сделать его письменный разбор.
1 Хлебников С. Шагреневые переплеты. Дело Гумилева // Огонек. 1990. № 18. С. 16.
Читайте также: