Редукционизм это в естествознании кратко

Обновлено: 02.07.2024

  • Редукциони́зм (от лат. reductio — возвращение, приведение обратно) — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами).

Редукционизм абсолютизирует принцип редукции (сведения сложного к простому и высшего к низшему), игнорируя появление эмерджентных свойств в системах более высоких уровней организации. Хотя как таковая, обоснованная редукция может быть плодотворной (пример — планетарная модель атома).

Связанные понятия

Физикали́зм — концепция логического позитивизма, которая разрабатывалась Карнапом, Нейратом и др. Сторонники физикализма считают критерием научности какого-либо положения любой науки возможность перевести его на язык физики. Положения, не поддающиеся такой операции, рассматриваются как лишённые научного смысла.

Функционали́зм – одна из ведущих теорий в современной философии сознания, которая возникла в качестве альтернативы теории идентичности и бихевиоризму. Функционализм берёт истоки из философии Аристотеля, Томаса Гоббса и Уильяма Джеймса, однако в качестве самостоятельной теории он оформился в последней трети XX столетия. Основная идея функционализма состоит в том, что психические состояния представляют собой не физиологические состояния и не феноменальные свойства, а функции, которые определяются в.

Релятиви́зм (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.

Интерсубъекти́вность — понятие, означающее 1) особую общность; 2) определённую совокупность людей, обладающих общностью установок и воззрений; 3) обобщенный опыт представления предметов.

Постпозитиви́зм (англ. Postpositivism) — общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта. Основные представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин. К постпозитивизму близки работы школы неорационализма, в особенности Г. Башляра и М. Фуко.

Рациона́льность (от лат. ratio — разум) — термин, в самом широком смысле означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности. В более специальном смысле — характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым принципам мышления. Использование этого термина часто связано с вниманием к различиям в таких принципах, поэтому принято говорить о различных типах рациональности.

Детермини́зм (от лат. determinare — ограничивать, очерчивать, определять границы, определять) — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности.

Механици́зм (механизм) — метод познания и миропонимание, рассматривающие мир как механизм. В более широком смысле механицизм есть метод сведе́ния сложных явлений к механике, физическим причинам; противопоставлялся витализму.

Функционали́зм — подход в психологии, сложившийся в конце XIX — начале XX века, прежде всего в американской экспериментальной психологии (Уильям Джемс, Джон Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс, Герберт Спенсер). Согласно данному подходу, в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно самостоятельные элементы. Функционализм восходит к представлениям конца XIX в., когда было принято считать, что каждый участок мозга имеет свою специализацию (см. Зона Брока, Зона.

Объекти́вная реа́льность — мир, существующий независимо от субъекта (человека) и его сознания. Представление о мире, как о внешней (окружающей) реальности, не зависящей от позиции, понимания и восприятия субъекта.

Инструментали́зм — направление в философии и методологии науки, рассматривающее научные понятия, теории и гипотезы как инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Инструментализм тесно связан с прагматизмом, операционализмом и конвенционализмом. Развернутую концепцию инструментализма сформулировал Джон Дьюи. Идеи инструментализма оказали определённое влияние на позиции ряда ученых (Г. Р. Кирхгоф, Г. Герц, П. У. Бриджмен, А. С. Эддингтон).

Конструктиви́зм (от лат. constructio — построение) — одно из течений современной философии науки, возникшее в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. По сути это эпистемологические подходы, в которых познание воспринимается как активное построение субъектом интерпретации (модели) мира, а не как простое его отражение.

Эпифеноменали́зм — теория в философии сознания, заключающаяся в том, что ментальные феномены являются эпифеноменами, то есть вызваны физическими процессами в мозгу, а не являются их причинами. Таким образом, впечатление о том, что мысли, чувства и ощущения влияют на физические процессы, является в определенной степени иллюзорным. К примеру, не чувство страха является причиной повышения сердцебиения, а оба процесса являются симптомами общей физиологической причины.

Кауза́льность (лат. causalis) — причинность; причинная взаимообусловленность событий во времени. Детерминация, при которой при воздействии одного объекта (причина) происходит соответствующее ожидаемое изменение другого объекта (следствие). Одна из форм отношения, характеризующаяся генетичностью, необходимостью. Каузальность выполняет важнейшую методологическую роль в научном и повседневно-бытовом познании. На основании её понятия строились механистическая картина мира, концепции детерминизма (Лаплас.

Критический рационализм (критический эмпиризм, фальсификационизм) — эпистемологическая теория, основные принципы которой сформулированы Карлом Поппером.

Энактиви́зм (англ. Enactivism) — группа теорий сознания, возникшая в рамках когнитивной науки и противопоставляющая себя как классическому картезианскому дуализму, так и современной аналитической философии сознания.

Здра́вый смы́сл (лат. sensus communis — общее ощущение) — совокупность взглядов на окружающую действительность, навыков, форм мышления, выработанных и используемых человеком в повседневной практической деятельности, которые разделяют почти все люди и которые можно разумно ожидать от почти всех людей без необходимости обсуждения.Здравый смысл имеет по крайней мере три философских смысла.

Субъективизм — введённое Декартом понятие, означающее поворот к субъекту, то есть взгляд на сознание как на первично данное, в то время как всё другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания.

Социальный конструктивизм — социологическая и психологическая теория, изучающая процессы социо-психологического конструирования социальной реальности в человеческой активности. Социальная реальность и социальное взаимодействие индивидов рассматриваются как совокупность мыслей, идей и ценностей и не сводятся к материальным условиям. Возникновение социального конструктивизма связано с именем советского психолога Л. С. Выготского.

Методоло́гия нау́ки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.

Нау́чный ме́тод — система категорий, ценностей, регулятивных принципов, методов обоснования, образцов и т.д., которыми руководствуется в своей деятельности научное сообщество.

Объекти́вность — принадлежность объекту, независимость от субъекта; характеристика факторов или процессов, которые не зависят от воли или желания человека (человечества).

О́пытное знание (опыт) — совокупность знаний и навыков (умений), приобретённых в течение жизни, профессиональной деятельности, участия в исторических событиях и т. п.

Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, — это совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только.

Филосо́фия созна́ния — философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности (тела).

Не следует путать с фальсификацией.Фальсифици́руемость (принципиальная опровержимость утверждения, опроверга́емость, крите́рий По́ппера) — критерий научности эмпирической или иной теории, претендующей на научность. Сформулирован К. Р. Поппером в 1935 году. Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой и, соответственно, научной) в том случае, если существует возможность её экспериментального или иного опровержения. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний.

Реали́зм, в философии — распространённый европейский философский термин, не имеющий постоянного или общего значения. Использовался для обозначения направлений европейской философии, постулирующих то или иное отношение понятий к реальности. В разные эпохи относился к совершенно различным (и даже — противоположным) направлениям.

Теория действия — область философского исследования, предметом которой являются действия, прежде всего действия человека. В центре современных дискуссий вопросы природы действий, их адекватного описания и объяснения.

Структура научных революций (англ. The Structure of Scientific Revolutions) (1962) — книга Томаса Куна, представляющая собой анализ истории науки. Её публикация стала значительным событием в социологии знаний, ввела в обиход термины парадигма и смена парадигм.

Кантиа́нство (нем. Kantianismus) — система критической философии, разработанная Иммануилом Кантом, а также другие философские системы, возникшие под влиянием его идей.

Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — это систематический подход к изучению поведения людей и животных. Он предполагает, что все поведение состоит из рефлексов, реакций на определенные стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами. Хотя бихевиористы, как правило, принимают важную роль, которую играет наследственность в предопределении поведения, они, прежде всего.

Редукционизм(редукция) - стремление свести объяснение сложного через более простое, непонятное (неизвестное) через известное. В основе редукционизма лежит представление о том, что, зная свойства отдельных элементов, составляющих систему и особенности их взаимодействия, можно вывести все свойства этой системы. Другими словами, свойства системы являются следстви­ем свойств элементов системы и их взаимодействий. Таким обра­зом, суть редукции как метода познания и объяснения явлений и материальных образований более сложного уровня можно пред­ставить как результат закономерного усложнения более простых явлений и материальных образований. Такой взгляд особенно рас­пространен в физике, поэтому его иногда называют физическим редукционизмом.

Редукционизм - это своеобразный метод (образ) мышления, который пронизывает все науки, хотя и в разной степени. Часто он служит мощным средством исследования и позволяет изучать явления самой разной природы. Как способ мышления, редукци­онизм возник, по-видимому, в процессе эволюции, и прививается человеку в процессе обучения как объяснение "на пальцах". Под редукционизмом также понимают и попытки заменить исследова­ние реального объекта его упрощенной моделью или наглядной интерпретацией. Такой подход породил метод анализа, позволяю­щий связывать логическими переходами различные этажи моде­лей, построенных физикой.

В рамках редукционизма решено множество важнейших про­блем естествознания. Впервые он был реализован в небесной ме­ханике, где взаимодействия особенно просты - это силы гравита­ции и законы Ньютона. Особенно ярким предсказанием явилось предсказание существования планеты Нептун. Идеи редукциониз­ма оказались плодотворными не только в физике и механике, но и в биологии и других областях естествознания. Считается, что редукционизм был необходимым и неизбежным этапом развития естествознания.

История физики, по сути дела, состоит из демонстрации метода редукции, а именно синтезирования на основе множества явлений одной или несколько теорий. С давних пор были известны теп­ловые, звуковые и световые явления, механические движения и гравитация, которые когда-то считались совершенно различными.

После того как И. Ньютон объяснил законы движения, оказалось, что некоторые из перечисленных явлений, на первый взгляд не связанных между собой, - просто разные стороны одного и того же явления. Например, звуковые явления (звук) - это движение атомов воздуха. Поэтому их перестали считать чем-то самосто­ятельным, отдельным от движения. Теплота также объясняется законами механического движения. В результате большие разде­лы физики слились в одну более простую теорию. Но гравитацию до сих пор не удается объяснить простыми законами движения, и она до сих пор стоит обособленно от всех остальных теорий.

За синтезом явлений движения, тепла и звука были открыты электрические и магнитные явления. В 1873 г. Д. Максвелл объ­единил их со световыми и оптическими явлениями, создав единую теорию, в которой свет рассматривался как электромагнитная вол­на. В начале XX в. была создана электронная теория вещества, которая объяснила, что такое вещество. Развитие этой теории при­вело к пониманию того, что электроны движутся вокруг ядра. Однако попытки объяснить это на основе законов механики ока­зались неудачными. Разработка новой теории или новой системы взглядов, способной заменить законы Ньютона, заняла определен­ное время. При этом пришлось расстаться со здравым смыслом, так как все, что происходит на атомном уровне, выглядит очень странно. В 1926 г. была разработана, как тогда считалось, "бре­довая" теория, которая объясняла поведение электронов в веще­стве - квантовая механика. Слово "квантовая" относится к той странной особенности природы, которая противоречит здравому смыслу. Но, тем не менее, она позволила объяснить всю химию и различные свойства вещества.

Несмотря на столь значительные достижения и успехи, в на­стоящее время пришло понимание, что редукционизм как метод мышления не является универсальным.Поэтому не следует ду­мать, что любые сложные явления или системы можно изучать с помощью расчленения на части и исследования их отдельных со­ставляющих. Особенно ярко это стало видно в биологии при изу­чении феномена жизни. Именно здесь физический редукционизм как концепция наталкивается на трудности принципиального ха­рактера при попытках интерпретации явлений жизни в понятиях физики и химии. Хорошо известно, что биология имеет дело с объектами иерархической организации. Иерархичность организации живой материи предполагает, что на каждом более высоком уровне организации появляются свойства, которые отсутствуют на предыдущих уровнях. Эти свойства рассматриваются отдельными биологическими науками и описываются соответствующими тео­ретическими представлениями.




В биологии даже существует принцип качественной несводи­мостиили биологический антиредукционизм в противовес фи­зическому редукционизму. Его суть состоит в утверждении, что законы и принципы, управляющие живой материей, качествен­но не сводимык физическим и химическим взаимодействиям.

Конструктивный смысл этого принципа состоит в осознании того факта, что физико-математические модели не могут быть адекватными биологическому прообразу, если в этих моделях не содержатся качественные элементы функциональной организации живых систем. Он утверждает, что никакие теоретико-физические или математические ухищрения не способны преодолеть барьер качественной несводимости, и только эвристика, основанная на глубоком знании биологии, может стать ключом к решению про­блем, которые являются подлинно биофизическими. Принцип ка­чественной несводимости означает существование предела, после которого физические представления перестают быть самодостаточ­ным средством познания. Дальше этого предела определяющим фактором становятся некоторые биологические истины, без кото­рых уже не обойтись.

Редукционизм(редукция) - стремление свести объяснение сложного через более простое, непонятное (неизвестное) через известное. В основе редукционизма лежит представление о том, что, зная свойства отдельных элементов, составляющих систему и особенности их взаимодействия, можно вывести все свойства этой системы. Другими словами, свойства системы являются следстви­ем свойств элементов системы и их взаимодействий. Таким обра­зом, суть редукции как метода познания и объяснения явлений и материальных образований более сложного уровня можно пред­ставить как результат закономерного усложнения более простых явлений и материальных образований. Такой взгляд особенно рас­пространен в физике, поэтому его иногда называют физическим редукционизмом.

Редукционизм - это своеобразный метод (образ) мышления, который пронизывает все науки, хотя и в разной степени. Часто он служит мощным средством исследования и позволяет изучать явления самой разной природы. Как способ мышления, редукци­онизм возник, по-видимому, в процессе эволюции, и прививается человеку в процессе обучения как объяснение "на пальцах". Под редукционизмом также понимают и попытки заменить исследова­ние реального объекта его упрощенной моделью или наглядной интерпретацией. Такой подход породил метод анализа, позволяю­щий связывать логическими переходами различные этажи моде­лей, построенных физикой.

В рамках редукционизма решено множество важнейших про­блем естествознания. Впервые он был реализован в небесной ме­ханике, где взаимодействия особенно просты - это силы гравита­ции и законы Ньютона. Особенно ярким предсказанием явилось предсказание существования планеты Нептун. Идеи редукциониз­ма оказались плодотворными не только в физике и механике, но и в биологии и других областях естествознания. Считается, что редукционизм был необходимым и неизбежным этапом развития естествознания.

История физики, по сути дела, состоит из демонстрации метода редукции, а именно синтезирования на основе множества явлений одной или несколько теорий. С давних пор были известны теп­ловые, звуковые и световые явления, механические движения и гравитация, которые когда-то считались совершенно различными.

После того как И. Ньютон объяснил законы движения, оказалось, что некоторые из перечисленных явлений, на первый взгляд не связанных между собой, - просто разные стороны одного и того же явления. Например, звуковые явления (звук) - это движение атомов воздуха. Поэтому их перестали считать чем-то самосто­ятельным, отдельным от движения. Теплота также объясняется законами механического движения. В результате большие разде­лы физики слились в одну более простую теорию. Но гравитацию до сих пор не удается объяснить простыми законами движения, и она до сих пор стоит обособленно от всех остальных теорий.

За синтезом явлений движения, тепла и звука были открыты электрические и магнитные явления. В 1873 г. Д. Максвелл объ­единил их со световыми и оптическими явлениями, создав единую теорию, в которой свет рассматривался как электромагнитная вол­на. В начале XX в. была создана электронная теория вещества, которая объяснила, что такое вещество. Развитие этой теории при­вело к пониманию того, что электроны движутся вокруг ядра. Однако попытки объяснить это на основе законов механики ока­зались неудачными. Разработка новой теории или новой системы взглядов, способной заменить законы Ньютона, заняла определен­ное время. При этом пришлось расстаться со здравым смыслом, так как все, что происходит на атомном уровне, выглядит очень странно. В 1926 г. была разработана, как тогда считалось, "бре­довая" теория, которая объясняла поведение электронов в веще­стве - квантовая механика. Слово "квантовая" относится к той странной особенности природы, которая противоречит здравому смыслу. Но, тем не менее, она позволила объяснить всю химию и различные свойства вещества.

Несмотря на столь значительные достижения и успехи, в на­стоящее время пришло понимание, что редукционизм как метод мышления не является универсальным.Поэтому не следует ду­мать, что любые сложные явления или системы можно изучать с помощью расчленения на части и исследования их отдельных со­ставляющих. Особенно ярко это стало видно в биологии при изу­чении феномена жизни. Именно здесь физический редукционизм как концепция наталкивается на трудности принципиального ха­рактера при попытках интерпретации явлений жизни в понятиях физики и химии. Хорошо известно, что биология имеет дело с объектами иерархической организации. Иерархичность организации живой материи предполагает, что на каждом более высоком уровне организации появляются свойства, которые отсутствуют на предыдущих уровнях. Эти свойства рассматриваются отдельными биологическими науками и описываются соответствующими тео­ретическими представлениями.

В биологии даже существует принцип качественной несводи­мостиили биологический антиредукционизм в противовес фи­зическому редукционизму. Его суть состоит в утверждении, что законы и принципы, управляющие живой материей, качествен­но не сводимык физическим и химическим взаимодействиям.

Конструктивный смысл этого принципа состоит в осознании того факта, что физико-математические модели не могут быть адекватными биологическому прообразу, если в этих моделях не содержатся качественные элементы функциональной организации живых систем. Он утверждает, что никакие теоретико-физические или математические ухищрения не способны преодолеть барьер качественной несводимости, и только эвристика, основанная на глубоком знании биологии, может стать ключом к решению про­блем, которые являются подлинно биофизическими. Принцип ка­чественной несводимости означает существование предела, после которого физические представления перестают быть самодостаточ­ным средством познания. Дальше этого предела определяющим фактором становятся некоторые биологические истины, без кото­рых уже не обойтись.

Редукционизм (от лат. reductio — возвращение, приведение обратно) — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами).

Редукционизм абсолютизирует принцип редукции (сведения сложного к простому и высшего к низшему), игнорируя появление эмергентных свойств в системах более высоких уровней организации. Хотя как таковая, обоснованная редукция может быть плодотворной (пример — планетарная модель атома).

Примечания

См. также

  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Философские теории
  • Эпистемология
  • Философия науки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Редукционизм" в других словарях:

редукционизм — (в психологии) (от лат. reductio возвращение, отодвигание вперед) осознаваемая или неосознаваемая методологическая установка, направленная на сведение явлений одного порядка к явлениям качественно иного порядка (например, психического к… … Большая психологическая энциклопедия

РЕДУКЦИОНИЗМ — (от лат. reduclio отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию), методоло гич. принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам, т. е. сведены к… … Философская энциклопедия

РЕДУКЦИОНИЗМ — (от лат. reductio) методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе законов, свойственных более простым (напр., биологические явления с помощью физических и химических законов; социологические с … Большой Энциклопедический словарь

РЕДУКЦИОНИЗМ — (франц. rèductionisme, от лат. reductio возвращение, приведение обратно), методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам (например, биологические… … Экологический словарь

РЕДУКЦИОНИЗМ — методологическая установка, которая заключается в сведении сложного к простому, целого к свойствам частей (меристический или демокритовский Р.) и частей к специфике целого (холистический или платонический Р.). Исторически методология Р. получила… … Новейший философский словарь

РЕДУКЦИОНИЗМ — (от лат. reductio возвращение) англ. reductionism; нем. Reduktionismus. 1. Методол. принцип, согласно к рому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам. 2. Методол. программа,… … Энциклопедия социологии

редукционизм — РЕДУКЦИОНИЗМ (от лат. reductio возвращение, отодвигание назад) одна из методологических программ, определяющих направленность и способ организации научного исследования. Сущность редукции как познавательного приема состоит в том, что для… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

редукционизм — а; м. [лат. reducere возвращение назад, восстановление] Философская концепция, ориентированная на решении проблемы единства научного знания на основе выработки общего для всех научных дисциплин единообразного языка описания. ◁ Редукционистский… … Энциклопедический словарь

Редукционизм — (от лат. reductio возвращать, отодвигать назад) методологический принцип, основывающийся на возможности объяснения сложного на основе законов простого (например, явления биологии объяснять законами физики и химии и т. п.). Редукционизм… … Начала современного естествознания

В настоящее время спектр научных исследований в естествознании необыкновенно широк. В систему естественных наук, помимо основных наук : физики, химии и биологии включается также и множество других – география, геология, астрономия, и даже науки, стоящие на границе между естественными и гуманитарными науками - например, психология. Целью психологов является изучение поведения человека и животных. С одной стороны психология опирается на научные достижения поведения биологов, работающих в отрасли физиологии высшей нервной деятельности и наблюдающих за деятельностью мозга. С другой стороны, эта наука занимается и социальными, т.е. общественными явлениями, привлекая знания из области социологии. Экономистам не обойтись без знания географии и математики, философам – без основ натурфилософии , рестовраторы старинных картин прибегают к помощи современной химии и т.д.

Истоки сложного мира, которые нас окружают, заключаются в гармоничном устройстве его Природы, постоянно вступают во взаимоотношения с ней.

Современное естествознание - это не совокупность наук о Природе, это единая система, компоненты которой (естественные науки) являются настолько тесно взаимосвязанными, что вытекают друг из друга, т.е. представляют подлинное единство.

Как называется наука, предметом изучения которой является вся природа в целом ?

Естествознание, признавая специфику входящих в него наук (физики, химии, биологии, географии и д.р) в то же время имеет своей целью исследование Природы как единого целого.

В чем цель естествознания как учебной дисциплины ?

Изучение предметов по отдельности – физики, химии и биологии, - является лишь первой ступенью к познанию Природы во всей ее целостности, т.е. познанию ее законов с общей естественно-научной позиции. Отсюда вытекают и цели естествознания, которые представляют собой двойную задачу.

1) Выявление скрытых связей, создающих органическое единство всех физических, химических и биологических явлений.

2) Более глубокое и точное познание самих этих явлений.

Какая универсальная наука применяется во всех отраслях естествознания ?

Необходимая для такого естествознания математика начинается с простейших измерений. По мере своего развития точное естествознание использует все более совершенный арсенал так называемой высшей математики.

Галилео Галилей в одном из своих произведений, взвешивая все ничтожные философские аргументы одного из своих оппонентов, противопоставлял их истинную философию как открытую книгу Природы, доступную лишь тому, кто знает язык математики.

Точное естествознание – это вполне оформленное, часто в математических формулах, точное знание обо всем, что действительно существует и может существовать во Вселенной. Но это знание не является окончательным итогом знаний о Природе, а лишь тем, что известно человечеству на данном этапе развития.

В середине 19 века рядом естествоиспытателей и философом были выдвинуты идеи об иерархии наук в форме четырех ее последовательных ступеней : механика, физика, химия, биология.

Согласно этой точке зрения, все химические явления, строение веществ можно объяснить посредством физических знаний.

В связи с обсуждением путей и роли интеграции наук возникает повод коснуться проблемы редукционизма, которая по сей день интересует как узкопредметных специалистов, так и философов. Если процессы дифференциации и интеграции наук неразрывно сосуществуют, то казалось бы, их последовательное протекание должно было бы возвращать учения, обособившиеся вследствие дифференциации, разумеется, с более богатой фактологией, в лоно науки-прародительницы. Тем не менее интеграционные процессы в естествознании не воскресили физику Аристотеля, а привели к возникновению новых и более содержательных (в методологическом, а не в фактологическом смысле) наук, чем участвующих в интеграции.

Для того, чтобы ощутить атмосферу тех лет, полезно познакомиться с фрагментом заключительного слова академика Т. Д. Лысенко на сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), проходившей летом 1948 г. Это очень поучительный текст, стенографический отчет об этом заседании сейчас является библиографической редкостью.

В общем, живая природа представляется морганистам хаосом случайных, разорванных явлений, вне необходимых связей и закономерностей. Кругом господствует случайность, не будучи в состоянии вскрыть закономерности живой природы, морганисты вынуждены прибегать к теории вероятности и, не понимая конкретного содержания биологических процессов, превращают биологическую науку в голую статистику. Недаром же зарубежные статистики – Гальтон, Пирсон, а теперь Фишер и Райт – также считаются основоположниками менделизма–морганизма. Наверное, по этой же причине и академик Немчинов заявил здесь, что у него, как у статистика, хромосомная теория наследственности легко уложилась в голове. (Смех, аплодисменты.)

Проблема редукционизма совсем не нова, но история науки убеждает, что самая дерзкая экспансия идей и языка любого непротиворечивого учения за пределы своих предметных границ еще не приводила к полному поглощению какой-либо ветви знания другой.

В этом отношении полезно обратиться к представлению о своего рода иерархии эмпирических наук, представив ее в виде небольшой пирамиды (Медавар П., Медавар Дж. Наука о живом. М.: Мир, 1983. С. 184):

В этом столбце вышестоящая наука в некотором смысле представляет собой частный случай нижестоящей. Иными словами, любое высказывание, которое признается истинным и имеющим смысл в рамках конкретной науки, является истинным и имеющим смысл для любой вышестоящей науки. Так, ни одно утверждение физики, ни один ее закон, ни одно ее соотношение не отрицается, скажем, биологией или экологией.

В отечественной философской и методологической литературе еще в предперестроечные 80-е годы тоже появились публикации, в которых обсуждалась сама постановка проблемы редукционизма. В этом отношении представляет интерес обсуждение доктрины редукционизма Л. Б. Баженовым, который предложил различать понятия редукционизм и механицизм, эксплицируя их следующим образом:

«1) формальнологический механицизм как доктрина, пытающаяся формальнологически свести высшие формы движения материи к законам ньютоновской механики системы достаточно большого числа N материальных точек и отрицающая в силу этого качественную специфичность высших форм движения;

2) механицизм как доктрина, пытающаяся объяснить, теоретически вывести качественное своеобразие высших форм движения материи из ньютоновской механики системы достаточно большого числа N материальных точек;

3) формальнологический редукционизм как доктрина, пытающаяся формальнологически свести высшие формы движения материи к физическим законам, которым подчинена система достаточно большого числа N ее составных частей, и в силу этого отрицающая качественную специфичность высших форм движения;

В этом отношении интересен подход отечественного математика и кибернетика Алексея Андреевича Ляпунова (1911-1973), много сделавшего для становления теоретической биологии. В одной из своих работ, посвященных процессам в живых организмах, он писал:

«Эмпирическое естествознание занимается накоплением фактического материала и его первичной систематизацией. Теоретическое естествознание приводит этот материал в целостную систему и отыскивает общие закономерности, господствующие в природе и проявляющиеся в этом материале.

Читайте также: