Речевой такт это кратко
Обновлено: 08.07.2024
ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ
ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ
Ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова или группы слов среди других слов в предложении или в группе предложений. Цель ударения — выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чем говорится в предложении или в целом отрывке.
Выделено слово может быть с помощью усиления или ослабления звука, повышения или понижения тона на ударяемом слове, замедления темпа речи при произнесении слова.
В предложении может быть одно главное ударение и несколько второстепенных. Иначе говоря, одно сильное и одно или несколько средних и слабых ударений. Фраза с одинаковыми ударениями на всех словах ничего не значит, она бессмысленна, так же как и фраза, в которой нет ни одного ударного слова. Одно и то же предложение, в зависимости от перемещения в нем логических ударений, может каждый раз наполняться новым смыслом. Это будет зависеть от того, что хочет сказать говорящий.
Обозначения.
Главное слово в речевом такте обозначается ___________
Самое главное слово во всем предложении ==========
При инверсии (когда слова идут в предложении наоборот) на определениях выраженных прилагательным
Противопоставления
Противопоставляемые слова интонационно выделяются. Противопоставление обычно имеет две части. В одной что-то отрицается, ради утверждения чего-то в другой. Независимо от того, в каком порядке расположены части противопоставления, то, что утверждается, выделяется сильнее и обязательно понижением голоса как главное ударение.
Сравнения.
При сравнении обычно выделяется только то, с чем сравнивается предмет. Союзы, при помощи которых образуется сравнительный оборот, не могут быть ударными.
Нераспространенное предложение (только подлежащие и сказуемое).
В нераспространенных предложениях, которые обычно состоят из подлежащего и сказуемого, как правило, ударение ставится на последнее слово. Следовательно, при прямом порядке слов в таких предложениях ударным становится сказуемое, а в инверсированных предложениях – подлежащее. Когда подлежащее и сказуемое являются новыми понятиями, они оба выделяются.
Пояснительные слова при глаголе.
Если в предложении имеются дополнения или обстоятельства, поясняющие глагол, то ударение получают именно они, а не глагол. Сами же глаголы выделяются только в нераспространенных предложениях, когда они стоят на втором месте, а также при противопоставлении и перечислении. Наречия при глаголе требуют ударения, если они по смыслу почти заменяют глагол. Но качественные наречия не требуют ударения.
Перечисление. Однородные члены предложения.
«Мелькают мимо будки,/ бабы,/
Определения, выраженные существительным в родительном падеже.
Обращение.
Обращение в начале фразы выделяется логическим ударением и паузой. В середине и в конце фразы обращение не требует ударения и является частью речевого такта.
пауз в предложении может быть значительно больше, чем знаков препинания.
Логические паузы могут быть различной длительности и наполненности;
они бывают соединительными и разъединительными. Кроме них,
немецкого Luft —воздух) и, наконец, паузы психологические.
Условимся в нашем пособии обозначать следующими знаками различные
по длительности логические паузы:
' — короткая пауза (или люфтпауза), служащая для добора дыхания или
Выделения важного слова, стоящего после нее;
I — пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой
По смыслу предложениями (соединительная);
II—более длительная соединительная пауза между речевыми тактами или
Между предложениями;
III — еще более длительная соединительно-разъединительная (или
Разделительная) пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными
Кусками).
В практической работе может встретиться пример, когда
необходимо обозначить еще более длительную разъединительную паузу.
Попробуем разделить следующее предложение на речевые такты:
В этом предложении отсутствуют знаки препинания, однако паузы в нем
есть. Попробуем расставить логические паузы так: «Марья Гавриловна (кто?)
I закрыла книгу (что сделала?) I и потупила глаза (что еще сделала?) I в знак
Внутри предложения образовались группы слов, потому что, прежде
всего, предложение делится на группу подлежащего и группу сказуемого;
обстоятельственные слова тоже составляют отдельные группы; перед
В этом предложении группу подлежащего составляют слова «Марья
Разберем еще одно предложение:
«Осенью (когда?—обстоятельство времени) I семейство Ростовых
(кто?—группа подлежащего) I вернулось в Москву (что сделало?—группа
Прочитайте несколько раз вслух два разобранных предложения, повышая
голос перед каждой логической паузой и понижая его в конце предложения на
завершающей точке.
Предлагая ученикам брать карандаш и, читая, расставлять логические
паузы, Станиславский имел в виду выработку особого качества — умения,
глядя в размеченный текст и читая его даже про себя, слышать, как он звучит.
Поэтому мы начинаем изучение правил логики сценической речи с
определения границ речевых тактов и с расстановки логических пауз.
Они организуют речь — как бы выстраивают предложение, сообщают ему
ясность и четкость, помогают глубже вникнуть в его смысл.
Логические паузы делят фразу на определенные группы слов — речевые такты, о чем мы уже говорили, и они же одновременно связывают речевые такты, объединяют
их в целое предложение. Хотя пауза есть некоторый перерыв в звучании, с ней
не должна обрываться главная мысль предложения. Если мысль оборвется
того, так как русскому языку присуща плавность, слитность звучания,
логическая пауза — это не всегда остановка в полном смысле этого слова,
иногда это только понижение или повышение голоса на определенных словах
(например, мелодический перелом между составами предложения,
замедление речи и пр.).
У п р а ж н е н и я
Длительности.
1. «Здесь Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения,
хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта. Черта помещица
3. «Проходивший франтик с рыжими кудряшками и голубою лентой на
4. « Б е р к у т о в . Только постарайтесь, чтоб вас не заметили; вообще
не будьте очень откровенны и не болтайте пустяков. Вы отдали пятнадцать
8. «Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель
12. «Ледяной стужей ознаменовал свое вступление в историю тысяча
13. «Задолго до света Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб
«У молодых французских лейтенантов сквозь внешний лоск приличия и
притворной французской любезности начали пробиваться в разговорах с
14. «Весь вечер режиссер рассказывал мне удивительные истории,
связанные с находкой картин. У стены бесшумно шли старинные часы с
15. «Мама вздохнула и спустилась в подполье за огурцами. В клетчатом
16. «Буду работать, пока у меня пальцы смогут держать перо и пока не
остановится сердце, переполненное свыше меры ощущением жизни.
На рассвете туманного мартовского дня я приехал, наконец, в радостную,
17. «Стук в двери и резко зазвучавший на морозе голос: отвори! прервал
отломать с досады бока первому попавшемуся человеку.
Мороз увеличился, и вверху так сделалось холодно, что черт
перепрыгивал с одного копытца на другое и дул себе в кулак, желая
18. Конец главы XXX:
«Когда Пьер уехал и сошлись вместе все члены семьи, его стали судить,
как это всегда бывает после отъезда нового человека, и, как это редко бывает,
все говорили про него одно хорошее.
Возвратившись в этот раз из отпуска, Ростов в первый раз почувствовал и
узнал, до какой степени сильна была его связь с Денисовым и со всем
19. Конец главы I:
«Через месяц я уехал из деревни, и понемногу все эти ужасы, эти
таинственные встречи вышли у меня из головы.
Прошло три года. Большую часть времени я провел в Петербурге да за
границей, и если когда и заезжал к себе в деревню, то не более как на
несколько дней, так что мне ни разу не пришлось побывать ни в Глинном, ни в
20. Конец III главы:
«. И с бессмысленно-жуткой радостью голосили кругом соловьи, и с
колдовской настойчивостью куковала вдали кукушка, тщетно весь век свой
взыскующая какого-то заветного гнезда.
Летом я был на Тихвинской ярмарке и еще раз случайно встретился с
РЕЧЕВЫЕ ТАКТЫ И ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ
Каждое отдельное предложение нашей звучащей речи делится по смыслу
на группы, состоящие из одного или нескольких слов. Такие смысловые
группы внутри предложения называются р е ч е в ы м и т а к т а м и.
Речевой такт представляет собой синтаксическое единство, т. е. речевой такт
может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа
обстоятельственных слов и т. д.
В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть
выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука
голоса. Такое интонационное выделение слова называется л о г и ч е с к и м
у д а р е н и е м . Отдельный речевой такт редко содержит в себе
Речевой такт – это слово или группа слов, объединённых одним главным ударением. Между речевыми тактами в потоке речи обязательно отмечаются паузы. Чередование речевых тактов образует ритм речи.Гонит ветер / по глухим дорогам/ жёлтую / осеннюю тоску.
ИНТОНАЦИЯ
Выделение фразы в потоке речи связано с таким различительным признаком, как интонация. Интонация – это одно из важнейших средств оформления высказывания и выявления его смысла. Интонация – это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи.
Интонация состоит из мелодики речи, ритма речи, интенсивности речи, темпа речи, тембпа речи. Мелодика речи – это повышение и понижение речи внутри фразы (например, произношение вопросительных и повествовательных предложений). Ритм речи – это регулярное повторение ударных и безударных слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста. Интенсивность речи – это степень её громкости (сравнить : интенсивность речи в комнате и на митинге). Темп речи – это длительность звучания речи во времени (например, более значимые отрезки речи произносятся медленнее, менее значимые – быстрее). Тембр речи – это звуковая окраска речи. Его нельзя путать с тембром голоса (например, интонация недоверия, иронии).
Таким образом, интонация обладает важнейшими функциями в языке: она указывает на границы предложений и дифференцирует их основные типы.
Все сведения об интонации обычно опираются на факты языков с динамическим типом ударения. В науке высказывались сомнения о существовании интонации в языках с музыкальным ударением. Обычно её сводили к повышениям и понижениям голоса. Однако, как показали дальнейшие исследования, интонация не сводится к простой последовательности слоговых тонов. На основе слоговых тонов формируется характерный для всего предложения в целом и очень сложный мелодический рисунок.
Лекция № 6
ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЯЗЫКА
Наша речь состоит из высказываний. Высказывания, в свою очередь, состоят из слов.
Человек нашёл слово для всего, что обнаружено им во вселенной. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. В слове он запечатлел опыт и мудрость веков. Словом он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых идей и понятий.
Таким образом, место слова как единицы языка определяется как место, среднее между морфемами и предложениями.
Поскольку определение слова дать действительно очень трудно, говоря о слове, мы перечисляем его основные признаки.
Признаки слова
1.Фонетическая оформленность. Каждое слово представляет собой комплекс звуков. Беззвучных слов нет. Искажение звуковой оболочки может привести к разрушению смысла слова или появлению нового слова.
2.Номинативная функция. Слово служит для называния объектов окружающего мира. Благодаря этой функции слова возможно человеческое общение.
3.Цельнооформленность.Слово имеет непроницаемую структуру в виде комплекса морфем. В эту структуру невозможно вставить дополнительные морфемы или изъять какие-либо морфемы. В противном случае слово разрушится , либо появится другое слово
4.Воспроизводимость. Слово употребляется говорящим в готовом виде в отличие от предложений, которые производятся в речевом акте.
6.Лексико-грамматическая соотнесённость. Каждое слово на основе лексического значения и набора грамматических признаков относится к определённой части речи (служебной или знаменательной). Слов вне частеречной принадлежности нет.
Функции слова.
Слово обладает двумя функциями. Первая функция, основная – номинативная. Слово называет объекты окружающего мира.
Вторая функция – обобщающая. Слово заключает в себе не только называние конкретного предмета, но и обобщение, которое позволяет применить данное слово к целому ряду однородных предметов.
Исходя из перечисленных признаков, слово можно определить как значимую самостоятельную единицу языка, основной функцией которой является номинация. В отличие от морфем, минимальных значимых единиц, слово самостоятельно, грамматически оформлено по законам данного языка и обладает лексическим значение.
Большинством исследователей ядром лексического значения признаётся понятие. Понятие – это мысль о предмете, выделяющая его существенные признаки. Понятие о предмете, явлении, состоянии или действии – это своего рода обобщённое отражение в сознании людей основных представлений о свойствах реального мира. В понятии отражаются не все качества и признаки, присущие тому или иному предмету, а лишь основные, наиболее существенные, позволяющие отличить один предмет от другого. Лексическое значение слова и понятие не тождественны друг другу. В лексическом значении понятие находит отражение в виде сигнификативного компонента. Например, солнце – дневное светило.
Сигнификативный компонент (сигнификат) – это возможное значение слова, которое может и должно проявиться.
Денотативный компонент (денотат) – это актуализированное значение слова, которое важно в настоящий момент.
Помимо сигнификата и денотата, в слове может присутствовать коннотативный компонент (коннотация). Через коннотацию говорящий выражает своё отношение к обозначаемому. Например, солнышко. Коннотация может проявляться в слове через оценку, эмоциональность, интенсивность, образность и стилистическую окраску. Коннотативный элемент – это элемент факультативный, который может в слове отсутствовать.
В языкознании по отношению к лексическому значению слова употребляется термин семантика. В ходе исторического развития языка семантика слова может претерпевать различные изменения:
В языке слова с их лексическими значениями представляют особым образом организованную систему. Эта система характеризуется определённой целостностью и упорядочивается на основе двух видов отношений: синтагматических и парадигматических.
Парадигматические связи слов основываются на том, что в значениях разных слов присутствуют одни и те же компоненты (семы). Наличие общих сем, их повторяемость в семантике разных слов и делает соответствующие слова парадигматически соотнесёнными. Парадигмы слов образуются на основе общих (интегральных) семантических признаков и различаются дифференциальными признаками, которые противопоставляют друг другу члены парадигмы. Ярким примером парадигматических отношений в лексике признаются такие явления, как синонимия, омонимия, антонимия.
Звук – это наименьшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог – из звуков, фонетическое слово – из слогов, речевой такт – из слов, фраза – из тактов.
Содержание
Никаких других знаков препинания, кроме /, // и знаков энклитики/проклитики — фонетическая транскрипция не передает, поскольку она отражает лишь реальное звучание речевого потока безотносительно к пунктуации и орфографии, к синтаксису и семантике.
Фонетическое слово делится на слоги, а слоги – на звуки. Разные линейные отрезки речевого потока называются сегментными единицами.Звук – это наименьшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог – из звуков, фонетическое слово – из слогов, речевой такт – из слов, фраза – из тактов.
24.02.2016, 12462 просмотра.
Читайте также: