Речевой такт это кратко

Обновлено: 08.07.2024

ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

Ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова или группы слов среди других слов в предложении или в группе предложений. Цель ударения — выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чем говорится в предложении или в целом отрывке.
Выделено слово может быть с помощью усиления или ослабления звука, повышения или понижения тона на ударяемом слове, замедления темпа речи при произнесении слова.

В предложении может быть одно главное ударение и несколько второстепенных. Иначе говоря, одно сильное и одно или несколько средних и слабых ударений. Фраза с одинаковыми ударениями на всех словах ничего не значит, она бессмысленна, так же как и фраза, в которой нет ни одного ударного слова. Одно и то же предложение, в зависимости от перемещения в нем логических ударений, может каждый раз наполняться новым смыслом. Это будет зависеть от того, что хочет сказать говорящий.
Обозначения.
Главное слово в речевом такте обозначается ___________
Самое главное слово во всем предложении ==========

При инверсии (когда слова идут в предложении наоборот) на определениях выраженных прилагательным

Противопоставления
Противопоставляемые слова интонационно выделяются. Противопоставление обычно имеет две части. В одной что-то отрицается, ради утверждения чего-то в другой. Независимо от того, в каком порядке расположены части противопоставления, то, что утверждается, выделяется сильнее и обязательно понижением голоса как главное ударение.

Сравнения.

При сравнении обычно выделяется только то, с чем сравнивается предмет. Союзы, при помощи которых образуется сравнительный оборот, не могут быть ударными.

Нераспространенное предложение (только подлежащие и сказуемое).

В нераспространенных предложениях, которые обычно состоят из подлежащего и сказуемого, как правило, ударение ставится на последнее слово. Следовательно, при прямом порядке слов в таких предложениях ударным становится сказуемое, а в инверсированных предложениях – подлежащее. Когда подлежащее и сказуемое являются новыми понятиями, они оба выделяются.

Пояснительные слова при глаголе.

Если в предложении имеются дополнения или обстоятельства, поясняющие глагол, то ударение получают именно они, а не глагол. Сами же глаголы выделяются только в нераспространенных предложениях, когда они стоят на втором месте, а также при противопоставлении и перечислении. Наречия при глаголе требуют ударения, если они по смыслу почти заменяют глагол. Но качественные наречия не требуют ударения.

Перечисление. Однородные члены предложения.

«Мелькают мимо будки,/ бабы,/

Определения, выраженные существительным в родительном падеже.

Обращение.

Обращение в начале фразы выделяется логическим ударением и паузой. В середине и в конце фразы обращение не требует ударения и является частью речевого такта.

пауз в предложении может быть значительно больше, чем знаков препинания.

Логические паузы могут быть различной длительности и наполненности;

они бывают соединительными и разъединительными. Кроме них,

немецкого Luft —воздух) и, наконец, паузы психологические.

Условимся в нашем пособии обозначать следующими знаками различные

по длительности логические паузы:

' — короткая пауза (или люфтпауза), служащая для добора дыхания или

Выделения важного слова, стоящего после нее;

I — пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой

По смыслу предложениями (соединительная);

II—более длительная соединительная пауза между речевыми тактами или

Между предложениями;

III — еще более длительная соединительно-разъединительная (или

Разделительная) пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными

Кусками).

В практической работе может встретиться пример, когда

необходимо обозначить еще более длительную разъединительную паузу.

Попробуем разделить следующее предложение на речевые такты:

В этом предложении отсутствуют знаки препинания, однако паузы в нем

есть. Попробуем расставить логические паузы так: «Марья Гавриловна (кто?)

I закрыла книгу (что сделала?) I и потупила глаза (что еще сделала?) I в знак

Внутри предложения образовались группы слов, потому что, прежде

всего, предложение делится на группу подлежащего и группу сказуемого;

обстоятельственные слова тоже составляют отдельные группы; перед

В этом предложении группу подлежащего составляют слова «Марья

Разберем еще одно предложение:

«Осенью (когда?—обстоятельство времени) I семейство Ростовых

(кто?—группа подлежащего) I вернулось в Москву (что сделало?—группа

Прочитайте несколько раз вслух два разобранных предложения, повышая

голос перед каждой логической паузой и понижая его в конце предложения на

завершающей точке.

Предлагая ученикам брать карандаш и, читая, расставлять логические

паузы, Станиславский имел в виду выработку особого качества — умения,

глядя в размеченный текст и читая его даже про себя, слышать, как он звучит.

Поэтому мы начинаем изучение правил логики сценической речи с

определения границ речевых тактов и с расстановки логических пауз.

Они организуют речь — как бы выстраивают предложение, сообщают ему

ясность и четкость, помогают глубже вникнуть в его смысл.

Логические паузы делят фразу на определенные группы слов — речевые такты, о чем мы уже говорили, и они же одновременно связывают речевые такты, объединяют

их в целое предложение. Хотя пауза есть некоторый перерыв в звучании, с ней

не должна обрываться главная мысль предложения. Если мысль оборвется

того, так как русскому языку присуща плавность, слитность звучания,

логическая пауза — это не всегда остановка в полном смысле этого слова,

иногда это только понижение или повышение голоса на определенных словах

(например, мелодический перелом между составами предложения,

замедление речи и пр.).

У п р а ж н е н и я

Длительности.

1. «Здесь Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения,

хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта. Черта помещица

3. «Проходивший франтик с рыжими кудряшками и голубою лентой на

4. « Б е р к у т о в . Только постарайтесь, чтоб вас не заметили; вообще

не будьте очень откровенны и не болтайте пустяков. Вы отдали пятнадцать

8. «Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель

12. «Ледяной стужей ознаменовал свое вступление в историю тысяча

13. «Задолго до света Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб

«У молодых французских лейтенантов сквозь внешний лоск приличия и

притворной французской любезности начали пробиваться в разговорах с

14. «Весь вечер режиссер рассказывал мне удивительные истории,

связанные с находкой картин. У стены бесшумно шли старинные часы с

15. «Мама вздохнула и спустилась в подполье за огурцами. В клетчатом

16. «Буду работать, пока у меня пальцы смогут держать перо и пока не

остановится сердце, переполненное свыше меры ощущением жизни.

На рассвете туманного мартовского дня я приехал, наконец, в радостную,

17. «Стук в двери и резко зазвучавший на морозе голос: отвори! прервал

отломать с досады бока первому попавшемуся человеку.

Мороз увеличился, и вверху так сделалось холодно, что черт

перепрыгивал с одного копытца на другое и дул себе в кулак, желая

18. Конец главы XXX:

«Когда Пьер уехал и сошлись вместе все члены семьи, его стали судить,

как это всегда бывает после отъезда нового человека, и, как это редко бывает,

все говорили про него одно хорошее.

Возвратившись в этот раз из отпуска, Ростов в первый раз почувствовал и

узнал, до какой степени сильна была его связь с Денисовым и со всем

19. Конец главы I:

«Через месяц я уехал из деревни, и понемногу все эти ужасы, эти

таинственные встречи вышли у меня из головы.

Прошло три года. Большую часть времени я провел в Петербурге да за

границей, и если когда и заезжал к себе в деревню, то не более как на

несколько дней, так что мне ни разу не пришлось побывать ни в Глинном, ни в

20. Конец III главы:

«. И с бессмысленно-жуткой радостью голосили кругом соловьи, и с

колдовской настойчивостью куковала вдали кукушка, тщетно весь век свой

взыскующая какого-то заветного гнезда.

Летом я был на Тихвинской ярмарке и еще раз случайно встретился с

РЕЧЕВЫЕ ТАКТЫ И ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

Каждое отдельное предложение нашей звучащей речи делится по смыслу

на группы, состоящие из одного или нескольких слов. Такие смысловые

группы внутри предложения называются р е ч е в ы м и т а к т а м и.

Речевой такт представляет собой синтаксическое единство, т. е. речевой такт

может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа

обстоятельственных слов и т. д.

В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть

выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука

голоса. Такое интонационное выделение слова называется л о г и ч е с к и м

у д а р е н и е м . Отдельный речевой такт редко содержит в себе

Речевой такт – это слово или группа слов, объединённых одним главным ударением. Между речевыми тактами в потоке речи обязательно отмечаются паузы. Чередование речевых тактов образует ритм речи.Гонит ветер / по глухим дорогам/ жёлтую / осеннюю тоску.

ИНТОНАЦИЯ

Выделение фразы в потоке речи связано с таким различительным признаком, как интонация. Интонация – это одно из важнейших средств оформления высказывания и выявления его смысла. Интонация – это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи.

Интонация состоит из мелодики речи, ритма речи, интенсивности речи, темпа речи, тембпа речи. Мелодика речи – это повышение и понижение речи внутри фразы (например, произношение вопросительных и повествовательных предложений). Ритм речи – это регулярное повторение ударных и безударных слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста. Интенсивность речи – это степень её громкости (сравнить : интенсивность речи в комнате и на митинге). Темп речи – это длительность звучания речи во времени (например, более значимые отрезки речи произносятся медленнее, менее значимые – быстрее). Тембр речи – это звуковая окраска речи. Его нельзя путать с тембром голоса (например, интонация недоверия, иронии).

Таким образом, интонация обладает важнейшими функциями в языке: она указывает на границы предложений и дифференцирует их основные типы.

Все сведения об интонации обычно опираются на факты языков с динамическим типом ударения. В науке высказывались сомнения о существовании интонации в языках с музыкальным ударением. Обычно её сводили к повышениям и понижениям голоса. Однако, как показали дальнейшие исследования, интонация не сводится к простой последовательности слоговых тонов. На основе слоговых тонов формируется характерный для всего предложения в целом и очень сложный мелодический рисунок.

Лекция № 6

ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЯЗЫКА

Наша речь состоит из высказываний. Высказывания, в свою очередь, состоят из слов.

Человек нашёл слово для всего, что обнаружено им во вселенной. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. В слове он запечатлел опыт и мудрость веков. Словом он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых идей и понятий.

Таким образом, место слова как единицы языка определяется как место, среднее между морфемами и предложениями.

Поскольку определение слова дать действительно очень трудно, говоря о слове, мы перечисляем его основные признаки.

Признаки слова

1.Фонетическая оформленность. Каждое слово представляет собой комплекс звуков. Беззвучных слов нет. Искажение звуковой оболочки может привести к разрушению смысла слова или появлению нового слова.

2.Номинативная функция. Слово служит для называния объектов окружающего мира. Благодаря этой функции слова возможно человеческое общение.

3.Цельнооформленность.Слово имеет непроницаемую структуру в виде комплекса морфем. В эту структуру невозможно вставить дополнительные морфемы или изъять какие-либо морфемы. В противном случае слово разрушится , либо появится другое слово




4.Воспроизводимость. Слово употребляется говорящим в готовом виде в отличие от предложений, которые производятся в речевом акте.

6.Лексико-грамматическая соотнесённость. Каждое слово на основе лексического значения и набора грамматических признаков относится к определённой части речи (служебной или знаменательной). Слов вне частеречной принадлежности нет.

Функции слова.

Слово обладает двумя функциями. Первая функция, основная – номинативная. Слово называет объекты окружающего мира.

Вторая функция – обобщающая. Слово заключает в себе не только называние конкретного предмета, но и обобщение, которое позволяет применить данное слово к целому ряду однородных предметов.

Исходя из перечисленных признаков, слово можно определить как значимую самостоятельную единицу языка, основной функцией которой является номинация. В отличие от морфем, минимальных значимых единиц, слово самостоятельно, грамматически оформлено по законам данного языка и обладает лексическим значение.

Большинством исследователей ядром лексического значения признаётся понятие. Понятие – это мысль о предмете, выделяющая его существенные признаки. Понятие о предмете, явлении, состоянии или действии – это своего рода обобщённое отражение в сознании людей основных представлений о свойствах реального мира. В понятии отражаются не все качества и признаки, присущие тому или иному предмету, а лишь основные, наиболее существенные, позволяющие отличить один предмет от другого. Лексическое значение слова и понятие не тождественны друг другу. В лексическом значении понятие находит отражение в виде сигнификативного компонента. Например, солнце – дневное светило.

Сигнификативный компонент (сигнификат) – это возможное значение слова, которое может и должно проявиться.

Денотативный компонент (денотат) – это актуализированное значение слова, которое важно в настоящий момент.

Помимо сигнификата и денотата, в слове может присутствовать коннотативный компонент (коннотация). Через коннотацию говорящий выражает своё отношение к обозначаемому. Например, солнышко. Коннотация может проявляться в слове через оценку, эмоциональность, интенсивность, образность и стилистическую окраску. Коннотативный элемент – это элемент факультативный, который может в слове отсутствовать.

В языкознании по отношению к лексическому значению слова употребляется термин семантика. В ходе исторического развития языка семантика слова может претерпевать различные изменения:

В языке слова с их лексическими значениями представляют особым образом организованную систему. Эта система характеризуется определённой целостностью и упорядочивается на основе двух видов отношений: синтагматических и парадигматических.

Парадигматические связи слов основываются на том, что в значениях разных слов присутствуют одни и те же компоненты (семы). Наличие общих сем, их повторяемость в семантике разных слов и делает соответствующие слова парадигматически соотнесёнными. Парадигмы слов образуются на основе общих (интегральных) семантических признаков и различаются дифференциальными признаками, которые противопоставляют друг другу члены парадигмы. Ярким примером парадигматических отношений в лексике признаются такие явления, как синонимия, омонимия, антонимия.

Звук – это наименьшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог – из звуков, фонетическое слово – из слогов, речевой такт – из слов, фраза – из тактов.

Содержание

Никаких других знаков препинания, кроме /, // и знаков энклитики/проклитики — фонетическая транскрипция не передает, поскольку она отражает лишь реальное звучание речевого потока безотносительно к пунктуации и орфографии, к синтаксису и семантике.

Фонетическое слово делится на слоги, а слоги – на звуки. Разные линейные отрезки речевого потока называются сегментными единицами.Звук – это наименьшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог – из звуков, фонетическое слово – из слогов, речевой такт – из слов, фраза – из тактов.


24.02.2016, 12462 просмотра.

Читайте также: