Речевая ситуация и ее компоненты кратко

Обновлено: 07.07.2024

1. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и её компоненты. Основные требования к речи.

2. Язык и речь

Язык — это система знаков, включающая слова с их
значениями плюс синтаксис — набор правил, по
которым строятся предложения.
Речь — это язык в действии.
Речь — специфически человеческий род языковой
деятельности, обеспечивающий коммуникацию
людей и их общественно-историческое развитие.

3. Виды речевой деятельности

Речь может быть:
1) Внешней или внутренней.
2) Устной или письменной.
3) Пассивной (чтение, слушание) или активной (говорение,
письмо).
4) Монологической или диалогической.
5) Быстрой или медленной,
6) Короткой или длинной,
7) Понятной, отчетливой или сумбурной,
8) Эмоционально выразительной или монотонной,
9) Естественной или манерной,
10) Тихой или громкой,
11) Яркой или невыразительной,
12) Интеллигентной или вульгарной,
13) Грамотной или неграмотной и т. д.

4. Записать слово и антоним к нему

Злость
Атака
Надежда
Господин
Буря
Мороз
Нерастороп Скука
ность
Беда
Позор
Соперник
Черный
Прыгать
Красивый
Целина
Работа
Гладкий
Вершина
Взять
Тусклый
Похвала
Любить
Адажио
Суша
Культура
Женщина
Гуманность Ребенок
Смех
Находка

5. Проверь себя

Злость
(доброта)
2) Господин
(слуга, раб)
3)
Нерасторопнос
ть (проворство,
ловкость, прыть)
4) Позор (почет,
слава, честь)
5) Соперник
(партнер,
коллега,
единомышленн
ик)
6) Черный
(белый)
7) Прыгать
(стоять)
8) Красивый
(уродливый,
безобразный,
некрасивый)
9) Целина
(пашня,
пахотная земля,
обработанная
земля)
10) Гуманность
(жестокость,
мизантропия)
11) Смех (плач)
12) Атака
(оборона,
защита)
13) Буря (тишь,
покой)
14) Скука
(веселье)
15) Беда
(радость)
16) Вершина
(основание,
подошва)
17) Тусклый
(яркий)
18) Любить
(ненавидеть)
19) Суша
(море, вода)
20) Культура
(невежество)
21) Женщина
(мужчина)
22) Ребенок
(старик)
23) Находка
(потеря)
24) Надежда
(отчаяние)
25) Мороз
(жара, зной)
26) Работа
(отдых,
безделье)
27) Гладкий
(шершавый)
28) Взять
(отдать)
29) Похвала
(брань, ругань,
критика)
30) Адажио
(аллегро,
престо,
скерцо)

6. Речевое общение

Речевая коммуникация, речевое общение — это общение человека с человеком:
мы говорим, слушаем, читаем, пишем, переводим.
Речевая ситуация – сложное соединение внешних обстоятельств и внутренних
психологических реакций, которые побуждают собеседников обмениваться
информацией.
Компоненты речевой ситуации:
участники: адресант, адресат, аудитория;
предмет речи;
обстоятельства: место, время, другие значимые условия;
канал общения – способ осуществления коммуникации – используется устная
или письменная речь, условные знаки и прочее;
код: язык, диалект, стиль;
речевой жанр, например, научный доклад, беседа;
событие;
цель - то, что могло бы быть, по мнению участников, результатом речи в данной
ситуации;
оценка эффективности речи, например, заинтересовал ли доклад
слушателей.

7. Общенародный (национальный) язык и его компоненты

8. Культура речи, её основные критерии

Культура речи – это владение нормами устного и письменного
литературного языка (правилами произношения, ударения,
словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение
использовать выразительные средства языка в различных условиях
общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Критерии культуры речи:
Точность
Правильность
Логичность
Коммуникационная целесообразность
Выразительность
Ясность
Богатство
Доступность
Уместность
Чистота
Эстетичность

9. Домашнее задание

1. Запишите одно из высказываний:
Существуют три категории ораторов: одних можно
слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не
слушать. (Архиепископ Мэджи)
Говорить не думая – все равно, что стрелять не
целясь. (Мигель де Сервантес)
Осторожность в словах выше красноречия. (Ф.
Бэкон)
Оформите в виде эссе, как вы понимаете данное
высказывание.
2. Выучить материалы лекции.

Отдельное речевое действие (фрагмент коммуникации) называется коммуникативным актом (например, в диалоге – реплика одного из собеседников) .


Простейшая схема отдельного коммуникативного акта в процессе речевой коммуникации выглядит следующим образом:

Понятие "речевая ситуация" является базовым понятием лингвопрагматики — науки, изучающей, как человек использует язык для воздействия на адресата (воспринимающего речь) и как ведет себя в процессе речевого общения.
От чего зависят особенности речи я речевого поведения человека? Как оказалось, от многих причин и факторов. Совокупность этих фак­торов и называется речевой ситуацией. Основными компонентами ее являются внешние и внутренние условия общения, участники обще­ния, их отношения.
Общую схему речевой ситуации можно представить следующим образом.

Кроме выделенных в данной схеме основных факторов, влияющих на особенности деловой речи и речевого поведения коммуникантов, можно выделить и такие факторы, как степень знакомства, степень удаленности коммуникантов друг от друга, наличие наблюдателей и т. д. Однако эти факторы определяют качества деловой речи не в той степени, что основные факторы, или составляющие речевой ситуации.
Рассмотрим их. Официальная обстановка предполагает особую юридическую значимость делового общения. Это обусловлено тем, что конкретные люди — физические лица — не только представляют инте­ресы юридических лиц (фирм, предприятий), но и выступают от имени юридических лиц на деловых переговорах, в процессе деловых встреч.

Официальное общение протекает в служебном помещении — офисе, приемной, конференц-зале и т. д.
Официальное общение может быть и внутрикорпоративным, на­пример, протокольное деловое общение, представленное жанрами со­брания, совещания, совета руководителей.
Официальная обстановка требует соблюдения соответствующих этикетных норм речевого поведения:
• обязательного двустороннего Вы-общения по отношению к со­беседнику любой возрастной группы и любого социального положе­ния;
• строгого соблюдения этикетной рамки общения (слов приветст­вия и прощания);
• использования этикетных стандартных формул вежливости ("будьте добры", "будьте любезны", "разрешите мне . "т. п.).
Официальная обстановка предъявляет требования к лексическому составу речи, в который не должны входить бранные, жаргонные, про­сторечные слова и диалектизмы.
Существуют требования, касающиеся произношения слов. Офи­циальная обстановка обусловливает выбор литературного типа произ­ношения, а не бормотания, не скороговорки или небрежного фонети­ческого оформления речи. Не [здрас'], а [здраствуйт'е], не [када], а [кагда].
Основной тон при строгих официальных отношениях — спокой­ный, сдержанный, при менее строгих официальных отношениях — спокойный, доброжелательный, приветливый.
В неофициальной обстановке проходят презентации, юбилеи, де­ловые встречи за стенами учреждения или офиса, например в рестора­не, в домашней обстановке, повседневное общение в трудовом коллек­тиве. В такой обстановке собеседники чувствуют себя гораздо свобод­нее в выборе речевых средств, нежели в официальной обстановке. Это значит, что говорящие руководствуются теми же правилами и норма­ми речевого поведения, что и в повседневной жизни:
• выбирается Ты- или Вы-общение в зависимости от степени зна­комства, возраста и положения собеседника;
• используются слова приветствия и прощания;
• использование этикетных формул может быть сведено к мини­муму.
Менее строгие требования лексического отбора не исключают, од­нако, нежелательности использования тех же лексических пластов, ко­торые нежелательны и в официальном общении.
То же можно сказать и в отношении произносительных норм.
Определяющим фактором в неофициальной обстановке является степень знакомства. Беседа с незнакомым или малознакомым челове­ком накладывает по сути те же требования этикетного характера, что и официальное общение. Даже присутствие "постороннего" человека (посетителя, клиента) требует от людей, находящихся с ним в одной комнате, переключиться на правила официального общения.

Стиль -(греч. stylos - палочка для письма) - организованное функциональное единство языковых средств и их комбинаций, обслуживающее определенную сферу общественной деятельности.

Сфера применения Жанры Стилеобразующие черты Языковые средства
Разговорный
Научный
Офиц-деловой
Публицист.
Художеств.

Разговорный стиль

Сфера применения: повседневно-бытовое общение; сфера неофициальных отношений на производстве, в учреждениях, общественных организациях и т.д.

Жанровые разновидности: в устной форме - в повседневном непринужденном общении людей в неофициальной обстановке, в неподготовленных, спонтанных выступлениях и т.д; в письменной форме - в частных письмах и записках, дневниках. Стилизованная разговорная речь используется в художественной литературе.

Стилеобразующие черты:

1) непринужденность, спонтанность;

2) диалогический характер;

3) эмоционально-экспрессивная окрашенность, оценочность;

4) конкретность содержания;

Общая характеристика

Разговорная речь характеризуется меньшей степенью регламентации, она обусловлена ситуацией общения и характером взаимоотношений собеседников.

Разговорной речи свойственна экономия речевых средств, тенденция к сокращению речи, что продиктовано условиями устного непосредственного общения. Поэтому для нее характерно использование типизированных, стандартных синтаксических конструкций, речевых клише, готовых словесных формул.

Часть информации здесь может быть передана невербальными способами коммуникации: мимикой, жестами, интонацией.

В то же время для разговорной речи характерна определенная избыточность (повторы, контекстуальные синонимы, вставные конструкции) как следствие ее спонтанности и неподготовленности. Неподготовленность проявляется и в отсутствии предварительного отбора языковых средств. Спонтанность мешает использованию сложных синтаксических конструкций.

Особую роль здесь играют: интонация, логическое ударение, паузы, ритм, темп речи, мелодика. "Они восполняет то, что недосказано" [Плещенко 1999].

Разговорная речь служит не только коммуникативным целям, она является также средством самовыражения говорящего. Это проявляется в таких качествах разговорной речи, как экспрессивность, эмоциональность, образность, выразительность. Данные свойства сближают разговорную и художественную речь. Характерно включение всех пластов лексики - как книжной или стилистически нейтральной, так и грубо-просторечной или жаргонной, например, сленга.

Средства:

На фонетическом уровне: неполное, иногда неотчетливое произношение звуков; стяжение слогов, слов в результате быстрого темпа речи (Здрасъте, Лексей Михалыч, че, када, ваще); вариативность ударения (дОговор, средствА, ножницАми)

На словообразовательном уровне: использование суффиксов субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности (холодина, жарища, животище, худющий), повторов слов (еле-еле, большой-пребольшой). Тенденция к экономии языковых средств в текстах разговорного стиля проявляется в том, что словосочетание может заменяться одним словом (сгущенка — сгущенное молоко, тушенка — тушеное мясо, маршрутка — маршрутное такси) и в образовании новых слов путем усечения (маг — магнитофон, препод — преподаватель, видео — видеомагнитофон, нал — наличные деньги, напряг — напряжение)

На лексическом уровне: разговорные слова и обороты (глупить, ротозей, говорильня, хихикать, гоготать, распустить слюни; дать по шее; языком чесать; черта с два; черт возьми и др.), просторечные (заржать, рохля, аховый, растрёпа), жаргонные (родители — предки, железно, мирово). Часто имеют стилистически сниженную окраску (шутливую, шутливо-ласковую, а также ироническую, фамильярную).

К ним примыкают по функционально-стилевым и собственно стилистическим свойствам многие фразеологизированные выражения, особенно пословично-поговорочного типа: голод не тетка; после дождичка в четверг; семь пятниц на неделе; семеро одного не ждут и т.д.

Разговорные фразеологизмы все чаще употребляются в некоторых стилях книжной речи, например в публицистике, в языке художественной литературы, как одно из средств речевой характеристики персонажей.

На морфологическом уровне: преобладание глаголов над существительными, частое употребление личных местоимений, частиц (же, ну, вот, ведь), использованием междометий в качестве сказуемых (Он прыг в воду), употребление настоящего времени в значении прошедшего (случилось вот что: иду, смотрю, а он стоит и прячется), наличием особых звательных форм (Саш! Жень!), а также неизменяемых форм (настроение так себе), отсутствие причастий, деепричастий и кратких форм прилагательных (студент, отсутствовавший на паре – студент, который отсутствовал на паре).

На синтаксическом уровне: употребление неполных (Я в магазин; Вам кофе или чаю?), безличных (Жарко сегодня), вопросительных (Когда вернешься?), побудительных предложений (Давай скорей!), свободном порядке слов (К Центральному рынку как пройти?), в особых сказуемых (А она опять плясать; он сидит читает; знать не знает), пропуске в главной части сложноподчиненного предложения соотносительного слова (Положи, где взяла; ср.: Положи туда, откуда взяла), в употреблении вводных, вставных конструкций (Я, наверно, не приду; Зойка придет (она моя сестра двоюродная)), междометий (Надо же!).

По подсчетам ученых, бессоюзные и сложносочиненные предложения преобладают в разговорных текстах над сложноподчиненными (сложноподчиненные предложения в разговорных текстах составляют 10 %, в текстах других стилей — 30 %). Но самыми распространенными являются простые предложения, длина которых в среднем колеблется от 5 до 9 слов.

Научный стиль

Сфера применения: различные отрасли науки (точные, естественные, гуманитарные), области высоких технологий и производства.

Жанровые разновидности: в научных статьях, тезисах докладов, монографиях, учебниках и учебных пособиях, в диссертациях (магистерских, кандидатских, докторских), в рефератах, в выпускных квалификационных и курсовых работах студентов и т.п.

1) научная тематика;

2) смысловая точность, однозначность выражения мысли;

3) объективность изложения;

4) стремление к обобщению, к абстрактности;

5) подчеркнутая логичность речи;

6) информативная насыщенность.

Общая характеристика:

Научный стиль предназначен для обозначения научных понятий, хранения и передачи научной информации. Мышление здесь носит в основном отвлеченный и логический характер. Открытая логичность (термин А.Н.Васильевой) проявляется в отношении содержания, в котором репрезентируется логика генезиса, эволюция объекта - от простого к сложному, от старого (свершившегося, полученного) к новому (получаемому), логика познавательной деятельности - от очевидного к скрытому и т.д.

Подсистема научного стиля включает в себя языковые единицы как с книжной функционально-стилевой окраской, так и стилистически нейтральные, характерные для всех стилей русского литературного языка. Эмоциональность и экспрессивность в определенной степени может быть характерна отдельным научным текстам, например, полемического и научно-популярного характера, а также устной речи. Однако использование подобных коннотаций и любых образных средств носит факультативный характер.

Разновидности: научно-популярный, научно-публицистический (публикации в средствах массовой информации на научные темы), научно-технический (стандартизированные описания технических достижений или технологических процессов), учебно-научный (научная информация учебно-методического характера).

С ней мы сталкиваемся ежедневно и не один раз. В ней мы можем принимать как активное участие, так и держать нейтралитет. Она подстерегает нас дома, на улице, на работе, в магазине, в транспорте… Вы всё ещё не догадались, о чём или о ком идёт речь? Нет? Тогда разрешите представить: её величество речевая ситуация! И начнём мы наше знакомство, конечно же, с ярких примеров.

речевая ситуация

Речевая ситуация: примеры

Участники речевой ситуации на практике

Итак, всякие ситуации речевого общения прежде всего предполагают участников. Они бывают главными и второстепенными. В нашем случае Анатолий Ефремович Новосельцев и Калугина – это главные участники, которых принято называть говорящий и слушающий, или адресат и адресант. Во время общения их роли постоянно меняются. Это характерно для диалога, условно – для спора, и невозможно – для ораторской речи. Второстепенными участниками в данной речевой ситуации выступают Самохвалов и Рыжова – близкие друзья и сослуживцы Новосельцева, которые в основном играют роли наблюдателей и советчиков. Считается, что наблюдатель – это пассивная позиция. Однако это не совсем так. Даже не участвуя напрямую в диалоге, он может влиять на его ход, что мы и видим на описываемом примере.

речевая ситуация примеры

Отношения

речевая ситуация и ее компоненты

Неверное видение ситуации

 речевая ситуация схема

формула речевой ситуации

Адресант

ситуации речевого общения

Адресант

Однако, как говорится, всё в этом мире абсолютно и относительно одновременно. Поэтому и роль адресата в диалоге - это не всегда пассивная позиция. В ходе беседы слушающий выполняет целый ряд таких необходимых речемыслительных операций, как:

  • контроль объёма того, что ему сообщается,
  • контроль понимания,
  • обобщение,
  • определение понятий,
  • корректировка позиций.

Социальный характер отношений

речевые ситуации по русскому языку

Внешние условия общения

понятие речевая ситуация

Внутренние обстоятельства

Читайте также: