Речь у детей с нарушением слуха кратко

Обновлено: 08.07.2024

Сравнение развтия речи ребенка в норме со особенностями в формировнии речи ребенка с нарушенным слухом.

ВложениеРазмер
kursovaya.doc 81.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

2. Особенности развития речи ребенка с нарушениями слуха

  • особенности развития речи глухого ребенка
  • особенности развития речи слабослышащего ребенка

Развитие речи ребенка в норме

Развитие речи ребенка в норме происходит на основе общения с окружающими в связи с различными видами его деятельности. Особо важную роль при этом играет развивающаяся функция слухового и речедвигательного анализаторов, которые дают ребенку возможность воспринимать обращенную к нему речь, подражать ей и контролировать собственное звукопроизношение. Речь в огромной степени зависит от нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Необходимо представлять весь путь последовательного речевого развития детей, знать закономерности этого процесса. Нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей. Например, А.Н. Леонтьев устанавливает четыре периода:

  1. Подготовительный (0-1 лет)
  2. Преддошкольный (до 3 лет)
  3. Дошкольный (до 7 лет )
  4. Школьный

Происходит совершенствование связной речи. Связная речь — это речь вообще. Происходит сознательное усвоение речи. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль принадлежит письменной речи. В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Для того, чтобы процесс речевого развития детей своевременно и правильно, необходимы следующие условия:

  • психическое и соматическое здоровье
  • нормальные умственные способности
  • достаточная психическая активность
  • потребность в речевом общении
  • нормальное зрение
  • нормальный слух
  • полноценное речевое окружение.

Особенности развития речи ребенка с нарушениями слуха

Потеря слуха не может служить препятствием к всестороннему развитию человека. Ребенок с нарушенным слухом обладает всеми потенциальными возможностями стать социально полноценной личностью. Необходимым условием для этого является обучение его словесной речи. В отличие от речи слышащего, речь глухого ребенка формируется в условиях специального обучения. Особенности речи неслышащих детей зависят от возраста, с которого началось обучение, характера дефекта, методов и эффективности педагогического воздействия.

Особенности развития речи глухого ребенка

У глухого ребенка речь самостоятельно не формируется. Прежде чем изучить язык, ему необходимо приобрести речевой опыт, научиться пользоваться словесной речью в общении с окружающими. Поэтому работа над развитием речи осуществляется на всех уроках и во внеклассное время, и несет на себе значительно большую нагрузку, чем в школе для слышащих. Развитие речи за пределами урока осуществляется во всех формах учебно-воспитательной работы и является неотъемлемой частью общей системы работы над языком. Система обучения глухих детей языку разработана С.А. Зыковым и строится на принципах формирования речевого общения. В его работах показано, что в школе необходимо активизировать работу по развитию речи учащихся за пределами урока, создать для них речевую среду.

Особенности развития речи слабослышащего ребенка

1. Смешение звуков

- звонких с глухими

- свистящих с шипящими

2. Пропуск слогов при стечении нескольких согласных

3. Пропуски безударных частей слова или сохранение одной ударной

дети учат ( вместо учатся ) в школе

4. Перестановка и включение отдельных звуков

5. Пропуски и искажения начальной и конечной части слова

6. Замещение всех согласных звуков только в ударной части

Наряду с искаженным произнесением слов у слабослышащих наблюдается своеобразное употребление слов, их применение в неточном значении. Ограниченный запас обуславливает неправильное понимание значения слова — это приводит к замещению одних слов другими, т. е. Трудности овладения лексическим составом слова. В одних случаях слову придается слишком широкое значение, в других — слишком узкое.

Очень часто ученики прибегают к одному и тому же наиболее распространенному в обиходу слову для замещения им правильного, но неизвестного им названия. При частичной слуховой недостаточности встречается замещение слов, в которых отражается их неточное слуховое восприятие. Замены имеют в своей основе звуковое сходство слов. Ребенок, который плохо слышит, неясно различает на слух акустически близкие звуковые комплексы, и это становится причиной смешения лексических значений фонетически похожих слов.

майши лопака — мальчик копает.

К числу наиболее типичных ошибок грамматического оформления речи относятся нарушения синтаксических связей согласования и управления. Чаще всего страдает глагольное управление. Дети выбирают не ту падежную форму существительного, которую требует глагол:

Случаи предложного управления, как наиболее сложные, вызывают у детей особые затруднения:

сидит около кусты

лежат на траву под дерево

бабочка с точке на крылышке.

Итак, речь глухих и слабослышащих детей отличается некоторыми особенностями, которые в ходе обучения оборачиваются ошибками в употреблении и написании слов, в построении предложений и понимании читаемого. Эти специфические ошибки нельзя объяснить невниманием, недостаточным старанием ученика. Они являются прямым следствием неординарных условий его речевого развития.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

КГКОУ Школа 1

МО учителей начальных классов.

Бочарникова Е.Ю.

Альтернативная коммуникация - это все способы коммуникации дополняющие или заменяющие обычную речь.

Потеря слуха не может служить препятствием к всестороннему развитию человека. Ребенок с нарушенным слухом обладает всеми потенциальными возможностями стать социально полноценной личностью. Необходимым условием для этого является обучение его словесной речи. В отличие от речи слышащего, речь глухого ребенка формируется в условиях специального обучения. Особенности речи неслышащих детей зависят от возраста, с которого началось обучение, характера дефекта, методов и эффективности педагогического воздействия.

У глухого ребенка речь самостоятельно не формируется . Прежде чем изучить язык, ему необходимо приобрести речевой опыт, научиться пользоваться словесной речью в общении с окружающими. Поэтому работа над развитием речи осуществляется на всех уроках и во внеклассное время. Развитие речи за пределами урока осуществляется во всех формах учебно-воспитательной работы и является неотъемлемой частью общей системы работы над языком. Система обучения глухих детей языку разработана С.А. Зыковым и строится на принципах формирования речевого общения. В его работах показано, что в школе необходимо активизировать работу по развитию речи учащихся за пределами урока, создать для них речевую среду.

В развитии ребенка большое значение имеют большое значение лицо матери, ее подвижная утрированная мимика и голос плюс естественные жесты. Это — протоязык (довербальный этап развития речи), базовый язык на ранних этапах, который он использует потом всю жизнь.

Также у ребенка по причине отсутствия речи нет потребности в общении. Так как у слышащего ребенка происходит громадное увеличение словарного запаса и успешное овладение некоторыми грамматическими, орфоэпическими и фонетическими нормами родной речи в период от 0 до 3 (раннее детство), то это еще более увеличивает разрыв между глухим и слышащим ребенком.

При нарушенном слухе речь формируется на базе сохранных анализаторов.

Зрительный — восприятие оптической стороны речи (чтение с губ), 42 фонемы русского языка представлены 17 оральными рисунками — это затрудняет процесс чтения с губ, приводит к ошибкам в их восприятии.

Кожный — используется для восприятия фонетической структуры речи (поднесение руки ко рту, прикосновение к гортани, к носу), можно уловить наличие или отсутствие голоса, отдельные типы фонем, ритмическую структуру слова. При обучении глухого речи каждое слово сообщается одновременно с его написанием (письменный образ слова оказывается более стойким), при формировании словесной речи используют дактильную речь (ДВИЖЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУКИ В ВОЗДУХЕ) для усвоения речедвигательного контура слова, накопления речевого материала, активизации речевого аппарата.

Двигательный (особенно важен для слепоглухих) - дети воспринимают речь путем накладывания пальцев на шею и тому подобное, чтению с губ (если слабовидящий). Важен в работе над произношением, так как является дополнительным контролем за речедвигательными органами.

Особенности развития речи слабослышащего ребенка

В отличие от глухого, речь у слабослышащего может развиваться самостоятельно, но в искаженно виде. Нарушено произношение, своеобразно развивается словарный запас и грамматический строй, наблюдается ограниченное и неправильное понимание речи окружающих и затруднения в восприятии смысла читаемого текста. Все перечисленное сказывается на письменной речи. С особыми трудностями эти дети овладевают выражением своих мыслей. Для них характерны некоторые особенности, иногда приобретающие характер стойких отклонений от языковой нормы и сохраняющиеся достаточно долго. В первую очередь — это словарь слабослышащих детей. По объему он ограничен. Это касается и пассивного (понимание слов) и активного (использование в речи) словаря. Их объем практически совпадает, то есть ребенок хорошо понимает те слова, которые использует в своей речи. В норме пассивный словарь гораздо больше активного. Запас слов у слабослышащего минимален. Иногда не умеет назвать предметы ближайшего обихода. В их речи отсутствуют слова с отвлеченными понятиями, которые понимает и использует слышащий сверстник (чудеса, скука, победа, мечтать), нет слов, обозначающих части целого (носик, крышка — у чайника, шнурки, подошва — у ботинка). Для него незнакомы слова — синонимы к знакомому слову (жилище, здание — вместо дом).

Работая с неслышащим или слабослышащим учеником, педагог должен знать, что ошибки ребенка в речи обусловлены недостаточным усвоением грамматического строя языка, что в свою очередь обусловлено суженным речевым опытом, ограничением словарного запаса и, конечно, неполным слышанием начальной и конечной частей слов, в которых, как известно, больше всего выражены грамматические возможности характеристики слов. Подобные ошибки называются аграмматизмами.

Как же обучают глухонемого звуковой речи?

Если с жестикуляцией все более-менее понятно, поскольку она, в основном, базируется на подражании, то со звуковой речью все гораздо сложнее…

Обучение происходит чисто механически, поскольку обучаемый не слышит и не контролирует произносимые им звуки. На помощь приходит зрение глухонемого и его способность к подражанию. В возрасте 7-9 лет дети начинают осваивать специальные упражнения для полости рта, губ, языка, умение вдыхать нужное количество воздуха, двигать челюстями, губами, соприкасаться языком с различными частями ротовой полости и т.д.

Затем учитель переходит к обучению глухонемого издавать звуки на основе уже освоенных ими упражнений. Он поясняет ребенку, какое положение должны занимать губы, язык и зубы и сколько воздуха и с какой силой должно проходить через рот для получения нужного звука. Постановка звука заключается в том, что ученик должен освоить все вибрации ротовой и носовой полости, происходящие при произношении звука. Достигается это методом тактильных ощущений, например, изменений силы потока воздуха изо рта на своей руке, а иногда даже на лбу учителя. Если руки и лба недостаточно, ученик практикуется в сдувании бумажки со стола до тех пор, пока учитель не сочтет произношение звука достаточно правильным. Попутно изучается написание буквы, соответствующая этому звуку. И так заучиваются все звуки один за другим…

Умению произносить звуки глухонемые обучаются в строго определенном порядке. Сначала они осваивают мгновенные согласные (п, б, т, д, к, г, ч, ц) , затем длительные согласные (ф, в, с, з, ш, ж, х, г) . После изучения согласных переходят к гласным звукам и так далее. После освоения произношения слов ставится артикуляция.

Для того чтобы глухие и слабослышащие детки смогли жить полноценной жизнью, их важно обучить таким навыкам, как: устная речь, чтение, письмо, слуховое восприятие. Кроме этого малыша нужно учить быть самостоятельным и находить общий язык со слышащими людьми, чтобы он мог без посторонней помощи общаться и выполнять все необходимые ему действия. Но организовывать занятия необходимо, учитывая особенности ребенка. Развитию устной речи помогут специальные игровые методики, к которым нужно относиться очень серьезно, только так можно получить результат. Необходимы разнообразные игрушки (куклы, машинки, животные, кубики и др.). Если ребенка заинтересовала какая-либо игрушка, следует поднести ее к губам, чтобы привлечь внимание малыша к артикуляции, и четко назвать игрушку простым сочетанием звуков (ля-ля или би-би). Ежедневное повторение этой ситуации приведет к тому, что кроха сам сможет произнести это слово по слогам. Первый шаг самый трудный, потом ребенок начнет говорить другие слова. Поначалу произношение будет не четким, приблизительным, но главное, что малыш начал обозначать предметы с помощью устной речи. Дальше можно изучать названия глаголов (бежит, гуляет, ест), повторяя их, когда ребенок попадает в эти ситуации. Чтению слабослышащих детей обучают с помощью табличек с печатными словами. Из-за особенностей восприятия, малышей не учат произносить отдельные буквы и слоги, а запоминать все слово целиком . Важно обратить внимание на то, чтобы ребенок понимал значение слов, а не просто правильно повторял звуки. Письму следует обучать параллельно с чтением. Дайте ребенку полную свободу выбора - яркие фломастеры или карандаши, свободное расположение букв на альбомном листе. Не слыша произношения научиться читать очень сложно, писать – еще сложнее, поэтому не нужно заставлять ребенка силком, а наоборот следует постараться всячески заинтересовать. Постепенно написание букв станет более аккуратным и упорядоченным. Развитие слухового восприятия очень важно для детей, которые носят слуховые аппараты. Сам по себе аппарат не дает должного эффекта, малыш должен уметь воспринимать окружающие звуки, не общей массой, а выделять необходимые. Так постепенно он научится понимать устную речь.

Если у ребёнка в младенческом или более взрослом возрасте диагностировали нарушение слуха, для родителей это не должно стать поводом опустить руки. Практика показывает, что слабослышащих малышей можно научить разговаривать. Этот процесс будет длиться чуть дольше, чем в семье с полностью здоровым ребёнком, но это не критично. Главное – обеспечить необходимые для разностороннего развития условия и выполнять специальные упражнения. Заниматься с маленьким учеником могут родители и профессиональные педагоги. Лучше чередовать домашние занятия с уроками в специализированном центре.

Одно из важных условий развития детской речи – покупка слухового аппарата. Чем раньше вы заметите тугоухость и поставить в оба ушка по маленькому прибору, тем больше вероятность того, что ребёнок быстро научится говорить и легче адаптируется в социуме. Специалисты рекомендуют устанавливать именно пару таких аппаратов. Малыш сможет слышать звуки с обеих сторон и не будет испытывать дискомфорта как при обучении, так и в повседневной жизни.

Развитие речи с нарушением слуха

Виды нарушений слуха

Нарушения слуха могут быть двух типов, в зависимости от периода, когда они произошли:

  • ✔ Долингвальные. Они происходят сразу при рождении ребёнка или в раннем возрасте, когда он ещё не способен произносить слова.
  • ✔ Постлингвальное. Возникают уже после того, как малыш научился разговаривать.

Развитие речи с нарушением слуха протекает медленнее, какой бы ни была степень тугоухости. Поэтому важно уделить здоровью и развитию дочери или сына внимание и принять меры, которые помогут адаптироваться к новым условиям.

Особенности развития речи с нарушением слуха

Малыши с этим заболеванием, какими бы факторами оно ни было вызвано, испытывают определённые сложности, когда учатся разговаривать. Это обусловлено тем, что в отличие от слышащих деток тугоухие не могут воспринимать чужой речевой опыт. Чтобы начать говорить, они должны проводить долгие часы на занятиях с педагогом и родителями.

Сложность в процессе развития речи возникает из-за того, что слабослышащий не улавливает начало слова и его окончание. Именно в этих частях чаще всего кроется смысл, и малыш не может грамматически охарактеризовать слово. Это усложняет подбор однокоренных и сужает его словарный запас ещё больше. Задача педагога на любом этапе обучения – доносить информацию без искажений.

Особенности развития речи с нарушением слуха

Развитие речи с нарушением слуха: способы обучения детей

Специалисты выделяют 4 разных подхода к развитию речи ребёнка, у которого диагностировали нарушение слуха. Они используются с той или иной частотой в зависимости от особенностей каждого маленького ученика. Если помимо тугоухости он страдает ещё и от снижения зрения, приходится применять кожный и двигательный способы обучения. Гораздо более распространены зрительный и слуховой. Даже на 4 стадии тугоухости правильно подобранный аппарат поможет различать звуки, и их будет гораздо проще повторить.

Если не обратить внимание на нарушение слуха в раннем возрасте, могут возникнуть проблемы при развитии речи. Этого легко избежать, если подойти к обучению комплексно. С самого раннего возраста с ребёнком должны заниматься родители и, по возможности, педагоги.

Даже если тугоухость сильно выражена, всегда есть возможность научить ребёнка воспроизводить речь, опираясь на зрительное восприятие. Малыш наблюдает за мимикой родителей или учителя в ходе разговора и перенимает их опыт. Специалист учит его повторять движения губ и языка, правильно дышать и произносить отдельные звуки. Это способствует постепенному развитию речи.

На занятиях по развитию речи педагог находит к ученику подход: использует для обучения его любимые игрушки, выбирает наиболее удобные способы передачи информации. Так постепенно от звуков он переходит к словам. Важно заметить: он не запоминает слоги или отдельные буквы в последовательности, а заучивает их целиком.

Чем раньше будет установлен подходящий слуховой аппарат, тем проще ребёнку с нарушением слуха начать говорить, читать и понимать устную речь. Важно не откладывать его приобретение на потом.

Развитие речи с нарушением слуха: способы обучения детей

Пройти тест слуха онлайн

Что дает тест слуха ?

Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.

Развитие речи ребенка при нарушении слуха

Нарушение слуха определяется как сенсоневральное, если оно вызвано патологией внутреннего уха и улиткового нерва, кондуктивное при поражении наружного или среднего уха, и смешанное при поражении обеих структур. Сенсоневральная глухота также может быть центрального происхождения, если она вызывается аномалиями центральной нервной системы, которые поддерживают функцию слуха и находятся проксимальнее улиткового нерва.

Всемирная организация здравоохранения определяет снижение слуха на основе средней остаточной остроты слуха лучше слышащего уха на частотах 0,5, 1,2 и 4 кГц (ВОЗ, 1991) как легкую потерю слуха (ПС) 26-40 дБ, умеренную ПС 41-60 дБ, тяжелую ПС 61-80 дБ, глубокую ПС >81 дБ.

В странах, в которых проводится универсальный скрининг слуха новорожденных (Morton, 2006), частота перманентных нарушений слуха у детей средней и тяжелой степени приблизительно равна 1 на 1000 живых новорожденных. Однако не все нарушения слуха проявляются в неонатальный период, и, следовательно, в педиатрической неврологической практике обязательно особое внимание даже в отношении детей, прошедших скрининговое обследование. Fortnum et al. (2001) сообщили о частоте в Великобритании 0,91 на 1000 (95% ДИ 0,85-0,98) у трехлетних детей, возрастающей до 1,65 (95% ДИ 1,62-1,68) у детей в возрасте 9-16 лет.

Следовательно, примерно половину всех случаев составляют дети старшего возраста, у которых нарушения были выявлены в возрасте старше трех лет; эта группа включает в себя случаи врожденных нарушений, которым скрининг в неонатальном периоде не выполнялся или его результаты были ложноотрицательными, и детей с приобретенными или поздно проявившимися нарушениями. К последним относятся дети с наследственной патологией, дебютирующей в более старшем возрасте.

Классификация степени нарушения слуха

Многие пациенты, встречающиеся в детской неврологической практике, подвергались воздействию неблагоприятных перинатальных факторов, которые в настоящее время связывают с 27% случаев значительной потери слуха у детей; 20 лет назад эта цифра оценивалась значительно ниже. Если учесть опыт проведения интенсивной терапии новорожденных в сочетании с отягощенным по потере слуха семейным анамнезом и видимые при рождении краниофациальные аномалии, можно идентифицировать около двух третей всех случаев потери слуха.

Помимо этого 30-40% детей с подтвержденной потерей слуха имеют задержку развития или другие функциональные нарушения. Хромосомные аномалии вызывают сенсоневральную глухоту примерно у 5% детей с нарушениями слуха. Необходимо отметить, что на молекулярном уровне из приблизительно 30000 или более генов человека только 1% обеспечивает функцию слуха. Многие наследственные заболевания, вызывающие потерю слуха, являются синдромами, хотя клинически это может проявляться не сразу, так как другие проявления синдрома первоначально могут быть не распознаны.

Гены, вызывающие сенсоневральную потерю слуха, участвуют и в процессах, связанных с развитием и функционированием ЦНС Они включают структурные гены, факторы транскрипции, опухолевые супрессоры, процессы передачи сигнала, такие как ионный гомеостаз и внутриклеточный транспорт, и митохондриальные гены, ответственные за окислительное фосфорилирование и выработку энергии. В этой области развитие идет быстрыми темпами и лучшее понимание роли генов и их взаимодействия с факторами окружающей среды должно привести к разработке методов более ранней и более точной диагностики и эффективного лечения неврологических расстройств и потери слуха (Smith, 2001).

Помимо этого, потеря восприятия высоких частот может снизить способность распознавать низкочастотные элементы речи. Потеря восприятия высоких частот у взрослых и подростков обычно не приводит к нарушениям распознавания речи, пока не нарушено восприятие частот ниже 3000-4000 Гц. Это происходит потому, что пациенты в этом возрасте уже овладели знанием языка, а также семантическими и грамматическими механизмами, помогающими компенсировать снижение восприятия звука. В отличие от них маленькие дети, еще только овладевающие языком, не имеют достаточного опыта для эффективного использования этих механизмов.

Нарушение слуха очень рано оказывает воздействие на овладение языком. Младенцы обладают способностью учить язык только лишь при звучании в окружении речи в первые шесть месяцев жизни, еще до того, как они сами начнут использовать слова. Примерно к шести месяцам погружение в языковую среду приводит к формированию языковой специфичности; в этом возрасте младенцы гораздо лучше воспринимают фонетический рисунок родного языка в отличие от младенцев в возрасте нескольких недель, имеющих одинаковый паттерн фонетического восприятия, независимо от того, в какой языковой среде они родились. Эти данные свидетельствуют о том, что овладение процессом языкового восприятия является краеугольным камнем когнитивного развития (Kuhl et al., 1992).

Читайте также: