Реальное и фантастическое в повести пиковая дама кратко

Обновлено: 02.07.2024

Рассматривая пушкинскую повесть, В. В. Виноградов увидел в ней символическое начало, внимательно рассмотрел его, и результаты исследования изложил и статье. На богатом материале современной Пушкину литературы исследователь показывает воплощение в стиле “Пиковой дамы” символики карточной игры и карточного гадания. Уже само название повести, усиленное эпиграфом (“Пиковая дама означает тайную недоброжелательность”), взятым из демонстративно названного источника: Новейшая гадательная книга”, решительно направляло внимание

Такой ракурс рассмотрения произведения Пушкина позволял В. Виноградову показать, что “в формах картежного языка находила художественно-символическое выражение своеобразная философия жизни” (199) героев, подчеркнуть, что развитие сюжета идет по символическим путям, раскрыть многозначность описания проигрыша Германна (“Ваша дама убита,- сказал ласково Чекалинский. Старуха! – закричал Германн”),

В итоге, ученый решительно заявлял, что в повести “Пиковая дама” Пушкин создал “стиль символического реализма”. Так

впервые начала изучаться символика Пушкина-реалиста, был сделан важный вывод о создании “стиля символического реализма” . Можно по-разному относиться к статье В. Виноградова, отмечать узость трактовки символов повести, не затрагивающих ее идейного содержания, сведение исследования к демонстрации использования Пушкиным традиционной гадательно-игровой символики в массовой литературе, не соглашаться с самим термином стиль символического реализма”. Но бесспорно одно – ученый выдвинул вопрос о необходимости изучения символов в пушкинских реалистических произведениях.

Правда, в 1962 году выводы В. Виноградова о стиле символического реализма были оспорены Степановым. Аргументация его чрезвычайно характерна для понимания проблемы – символы в реализме: “Думается, что мы вправе говорить о реализме Пушкина без дополнительного определения “символический”. Система пушкинского повествования ориентирована на реальные явления, а “символика” отдельных деталей отнюдь не имела идеалистического смысла, как в произведениях романтиков, она лишь подчеркивала важность этих деталей в системе повествования.

Даже сама “пиковая дама” не становится у Пушкина символическим образом, до конца сохраняя свою историческую конкретность, точность жизненного рисунка”.

Всю эту многообразную систему связей отдельного человека с внешней действительностью, с прошлым и будущим реалистическая литература XIX века стремилась раскрыть с широтой и полнотой, еще недоступной литературе предшествующих веков. В то же время реализм развивался не на пустом месте – он опирался на предшествовавший художественный опыт человечества, его становление обусловливалось законами литературной преемственности. Искусство прошлых эпох оперировало и символами.

Г. М. Фридлендер ссылается на Гегеля, который определил несколько этапов понимания символов и менявшейся их роли в истории мирового искусства и литературы. В древнем мире и средневековье, заключает ученый, “символ был часто единственным доступным художнику способом выражения определенного содержания”. Реалистическая литература обладает своим арсеналом познания мира, но она учитывает и прошлый опыт – отсюда ее обращение, наряду с “прямыми” средствами, “к символическим способам изображения и новые, оригинальные творческие пути их разработки”.

Все это, несомненно, справедливо. Но какова же. роль символа именно в системе реалистической поэтики? Из незаменимой для художника, единственно доступной ему формы изображения определенного круга явлений действительности, символ превратился для него теперь в один из многих возможных способов изображения реальности, которым художник может пользоваться наравне с другими, подходя к нему каждый раз свободно и сознательно, т. е. прибегая к нему не из-за отсутствия в его распоряжении других, “прямых” средств изображения, а вследствие соответствия символического способа выражения в данном особом, конкретном случае его художественным намерениям и целям”.

Эта мысль исследователя не совсем понятна: с одной стороны, он категорически признает закономерным использование реализмом “символического способа изображения реальности”, а с другой – спешит оговориться: художник прибегает к нему “не из-за отсутствия в его распоряжении других “прямых” средств изображения”.

Случайно ли был использован этот приём?

Если обратить внимание на историю создания повести, то можно отметить моменты, повлиявшие на появление в произведении элементов фантастики.

Можно предположить, что Пушкин использовал фантастику для того, чтобы придать повести интригу, создать эффект неожиданности , тем самым повышая читательский интерес. С помощью фантастики Пушкин, возможно, хотел показать банальную историю о проигравшемся картёжнике и обманутой девушке с необычной стороны , привлекая внимание к мотивам поведения героев.

Почему Германн, в отличие от гробовщика, достаточно спокойно воспринял появление призрака?

Германн очень хотел поверить в правдивость истории трёх карт, появление мертвой графини казалось ему своеобразным ответом на мучающий его вопрос, поэтому фантастическое происшествие является как бы естественным продолжением реальности.

С миром фантастики сталкивается главный герой повести – Германн. Эта встреча является итогом его одержимости историей о трёх картах, тайну которых он хочет разгадать. В своём стремлении обогатиться он идёт на крайние меры, ставя свои интересы превыше всего. Проследим, как эта идея овладевала Германном, понаблюдаем за ходом его мыслей и действий.

М ожно сказать, что фантастическое видение Германна имеет под собой реальную основу: своей одержимостью, эгоистичными, необдуманными поступками он навлекает на себя наказание, пробудив к жизни сверхъестественные силы. Причина его поражения кроется и в том, что, поверив в слова призрака, Германн следует им в реальной игре, а реальность жестоко шутит с ним.

Раскрывая психологию главного героя с помощью фантастики, Пушкин показывает всю низость Германна, глубину его морального падения, ведь даже появление призрака не заставило героя раскаяться. Одержимость какой-либо идеей может привести к необдуманным поступкам и трагическим последствиям.

Гротеск и фантастическое начало в ранних произведениях Гоголя

Николай Васильевич Гоголь создал в своем раннем творчестве сплав сатиры и лирики, он обогатил реализм достижениями романтизма. Он поднял критический реализм на новую, высшую ступень по сравнению со своими предшественниками.

Похожие документы:

Проект программы по развитию речи слабослышащих учащихся 1 класса с сохранным интеллектом в условиях введения

. Соловьева А.Е. Окружающий мир. Методические рекомендации 1 класс: пособие для учителей образовательных учреждений - М.:Просвещение,2012 . послужило началом серии интегрированных мероприятий для учащихся выпускных классов нашей школы. По договорённости .

Пособие для организатора профильного обучения Томск 2011

. Пособие для организатора профильного обучения Томск - 2011 Пособие для . юридические, спортивные и т.п. Для учащихся этих классов могут устанавливаться льготы при поступлении . сдаваться текущие зачеты и выпускные экзамены. При формировании учебного .

Методические материалы для учащихся при подготовке к Единому государственному экзамену Екатеринбург (2)

. для учащихся при подготовке к Единому государственному экзамену Екатеринбург 2008 Предлагаемое пособие адресовано учащимся старших классов . ЕГЭ в значительной мере отличается от выпускного экзамена в традиционной форме. Прежде всего .

. оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию. II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Для учащихся 4 класса (освоивших . быть использованы для письменного экзамена в предвыпускном и в выпускном классах. Третий вариант – для выпускного класса. Итоговая .

Программа по охране здоровья и физическому развитию для учащихся 1-4 классов рассчитана на формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработку разумного отношения к нему.

Показать роль элементов фантастики в создании образа Германа.

ВложениеРазмер
РОль элементов фантастики в создании образа Германа 50 КБ

Предварительный просмотр:

Автор : Зайцева Ирина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

Саратов, 7 апреля 2017.

Фантастика занимает скромное, но существенное место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837). Мотивы чудесного поэт так или иначе использовал во многих своих стихотворных произведениях от "Руслана и Людмилы" до сказок и "Медного всадника". В прозе с фантастикой мы впервые встречаемся в "Гробовщике" (1830), но еще несколько ранее, по свидетельству современников, Пушкин рассказывал своим знакомым истории, полные сверхъестественных событий.

По мнению Н.М. Романова, существуют две противоположные точки зрения. Одна отождествляет фантастику А.С. Пушкина в фантастикой тех писателей, которые признавали двуплановость мира, присутствие за миром видимых вещей мира невидимого, полного погибельных сил. Но тогда А.С. Пушкин, используя фантастический элемент в своей повести, просто идет вслед за своими предшественниками, не внося ничего нового.

Фантастика помогает проследить, как ситуация, которой, как думает Германн, он владеет, выходит из-под его контроля и лишает его не только выигрыша, но и возможности жить среди нормальных людей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Автор: Зайцева Ирина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

Связь образа главного героя повести с идеей произведения.

Фантастика занимает скромное, но существенное место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837). Мотивы чудесного поэт так или иначе использовал во многих своих стихотворных произведениях от "Руслана и Людмилы" до сказок и "Медного всадника". В прозе с фантастикой мы впервые встречаемся в "Гробовщике" (1830), но еще несколько ранее, по свидетельству современников, Пушкин рассказывал своим знакомым истории, полные сверхъестественных событий.

По мнению Н.М. Романова, существуют две противоположные точки зрения. Одна отождествляет фантастику А.С. Пушкина в фантастикой тех писателей, которые признавали двуплановость мира, присутствие за миром видимых вещей мира невидимого, полного погибельных сил. Но тогда А.С. Пушкин, используя фантастический элемент в своей повести, просто идет вслед за своими предшественниками, не внося ничего нового.

Фантастика помогает проследить, как ситуация, которой, как думает Германн, он владеет, выходит из-под его контроля и лишает его не только выигрыша, но и возможности жить среди нормальных людей.

Список использованной литературы

Архангельский А. Герои Пушкина. М., 1999

Бочаров С. Случай или сказка? / Литература. – 2000. - №3. с. 6-7

Читайте также: