Реализм в музыке кратко самое главное

Обновлено: 30.06.2024

Цель: знать характерные признаки данного музыкального стиля, знать представителей реализма в музыке.

Мы с вами на прошлых уроках познакомились с двумя стилями в музыке – это классицизм и романтизм. Благодаря их возникновению в музыке появились новые жанры – симфония, концерт, квартет, романтическая симфония, фортепьянные миниатюры, лирико-драматические песни.

Говоря о классицизме и романтизме, нельзя не сказать об одном из самых важных и плодотворных стилей в музыке – реализме.

(от лат. realis - вещественный, действительный) — творческий метод в искусстве, подразумевающий правдивое и многостороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими определённому виду искусствава.

В каждый новый исторический период РЕАЛИЗМ обретает новый облик, определяющий характер культуры своего времени.

Начало развития РЕАЛИЗМА усматривается в искусстве 19 века.

Музыка самое абстрактное из всех искусств, подчас трудно её причислить к каким-то конкретным методам, течениям, направлениям. Тем не менее, как и все виды искусства, она тесно связана с жизнью — с ее событиями и проблемами, идеями и идеалами и, как и все искусства, она подчиняется общим законам художественного развития. Если говорить о реализме в музыкальном искусстве , то его происхождение, безусловно, имеет глубокие корни, находящиеся в правдивом и верном выражении человеческих чувств и мыслей через интонацию, мелодию, темп, ритм.

Музыкальный реализм 30—50-х гг. XIX в., вышедший из музыкального романтизма был очень тесно связан с общественной жизнью того времени.

Заслуга Верди заключается прежде всего в том, что он, создал правдивое музыкально-театральное искусство.

Джузеппе Верди (1813-1901)

Реквием, как известно, к операм не относится. Это единственное произведение Верди, не предназначенное для театра. Но Реквием Верди, пожалуй, не менее знаменит, чем Реквием Моцарта. Музыка воистину потрясающая.

Поводом для написания Реквиема послужила смерть Россини.

Музыка всегда была главным в жизни Верди. Особенно привлекала его опера, чрезвычайно популярная в Италии того времени. Великие музыканты — Россини, Беллини, Доницетти — внесли в итальянскую оперу дыхание новой жизни, приблизили ее язык к народной музыкальной речи, обогатили ее стиль. Но они не ставили перед собой цели создания музыкальной драмы, продолжая писать музыку на либретто, составленные по принятым трафаретам. А для Верди, начиная с самых первых шагов музыкального творчества, важнейшей частью оперы был сюжет — жизненный, волнующий современников. Композитор понял, что именно с либретто — с литературной основы надо начинать оперную реформу. Не полагаясь на волю либреттиста, Верди всегда принимал деятельное участие в выборе сюжетов для своих опер, разработке сценариев для них.

В творчестве зап.-европ. композиторов 2-й пол. 19 в. прослеживаются реалистич. Тенденции и у Р. Вагнера, Ж. Бизе, И. Брамса др.

СЛУШАНИЕ. БИЗЕ. СЮИТА ИЗ ОП. КАРМЕН

Кармен - темпераментная и смелая, она привыкла властвовать над всеми.

Хозе весел, уверен в себе, смел, и Кармен не остаётся равнодушной. Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел. Хозе остается с Кармен, чтобы начать новую жизнь, полную тревог и опасностей.

Глухой ночью контрабандисты заключают сделку. С ними Кармен и Хозе. Любовь к Кармен удерживает его в лагере контрабандистов. Но она больше не любит его. Что-то скажут ей карты? она прочла в картах свой смертный приговор.

Сохраняя свои основные, определяющие признаки, РЕАЛИЗМ в музыке обретает новые, более сложные формы в начале 20 века. С одной стороны, глубинные интонационные пласты народных культур ( И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян, К. Караев, Р. К. Щедрин и др.), с другой стороны - влияния звуковой среды современности, связанную с миром техники, массовыми шествиями, образами жизни . А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн глубоко отразили противоречивое сознание современного человека в условиях острой конфликтной исторической действительности..

Конечно же, весь этот клубок страстей нашел отражение в музыке вальса, однако даже в кульминациях, в моменты высочайшего накала эмоций, оркестр Хачатуряна звучит романтично и неизменно благородно.

Уч-ки. Стиль это термин в музыке, характеризующий систему средств выразительности, которая служит воплощению того или иного идейно-образного содержания.

Учитель. Назовите главные признаки стилей в музыке: классицизм, романтизм, реализм.

1. Классицизм - течение в культуре европейских стран 17-го начала 19 веков, стремившееся к созданию возвышенных, идеальных, рационалистически четких и пластически завершенных произведений искусства по античным классическим образцам. Каждый стиль неразрывно связан с той историко-культурной атмосферой, в которой он формировался.

2 . В музыке направление сложилось в 1820 годы и всё развитие заняло весь 19 век. Композиторы-романтики старались с помощью выразительных средств отразить глубину и богатство внутреннего мира человека.

3 . Реализм в музыкальном искусстве находит отражение в правдивом и верном выражении человеческих чувств и мыслей через интонацию, мелодию, темп, ритм.

Учитель. Какие новые жанры появились, благодаря появлению этих стилей?

Дети. Появление театрализованности в музыке.

Изучая стили в музыке, мы увидели явления жизни, которые их породили. Вне исторического фона стиль существовать не может. И всегда следует помнить, чем крупнее талант композитора, тем индивидуальнее его собственный стиль.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Реализм в музыке

Описание презентации по отдельным слайдам:

Реализм в музыке

Реализм в музыке

Реализм в музыке Реализм возник в середине XIX века как противопоставление ро.

СМЕТАНА (Smetana) Бедржих (1824-1884) Чехия Чешский композитор, дирижер, пиа.

ДВОРЖАК (Dvorak) Антонин (1841-1904) Чехия Чешский композитор и дирижер. Оди.

ВЕРДИ (Verdi) Джузеппе (10 октября 1813— 27 января 1901) Италия Джузеппе Форт.

БИЗЕ (Bizet) Жорж (25 октября 1838 - 3 июня 1875, Буживаль) Франция Жорж (Але.

ВЕРИЗМ В конце XIX века в опере появляется течение веризма, характеризующееся.

ЛЕОНКАВАЛЛО (Leoncavallo) Руджеро (1857-1919) Италия Леонкавалло Руджеро- ита.

Реализм в России. Огромное распространение реализм получил в России. Традиции.

ГЛИНКА Михаил Иванович Россия 20 мая (1 июня) 1804 - 15 февраля (3 февраля) 1.

ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813-1869) Россия Русский композитор, один.

БОРОДИН Александр Порфирьевич (1833-1887) Россия Русский композитор и ученый-.

МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839-1881) Россия Русский композитор, член «Могуч.

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844-1908) Россия Русский композитор, дир.

Традиции реализма в России XX века Открытие недоступных ранее искусству сторо.

Реализм в музыке Презентацию подготовили обучающиеся 9 А класса МОУ Гимназия.

Реализм в искусстве — правдивое, объективное отображение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Он рассматривается, во-первых, как основное направление исторического развития искусства и, во-вторых, как принцип творчества — особый художественный метод, сложившийся в определенных исторических условиях и прошедший в своем развитии ряд конкретных исторических этапов. Историческими формами реализма как художественного метода являются просветительский реализм XVIII в., критический реализм XIX в. и социалистический реализм.




В каждый исторический период реализм приобретал новый облик, и мера реалистичности художественного произведения определялась степенью его проникновения в социальную действительность. Вся история музыкальной культуры говорит о нарастании реалистических тенденций в творчестве композиторов, в расширении и углублении правдивого отражения действительности и художественного воздействия на массы людей.

Как художественное направление реализм сложился в XVIII в., в эпоху Просвещения. Однако реалистические черты проявляются уже в музыке Возрождения, когда композиторы отказываются от средневекового аскетизма, обращаются к личности человека, его мыслям и чувствам. Эти черты углубляются в XVII в. в произведениях К. Монтеверди. В 1-й половине XVIII в. И. С. Бах создает произведения, с огромной выразительной силой воплотившие реалистический мир глубоких человеческих переживаний. В период классицизма композиторы стремились к изображению героических страниц истории, проникнутых благородной простотой и драматизмом (творчество К. В. Глюка; см. Западноевропейская музыка XVII—XX вв.).

Реалистическая направленность творчества была в высшей степени свойственна венским классикам — Й. Гайдну, В. А. Моцарту, Л. Бетховену, создавшим величайшие произведения мирового музыкального искусства, образы, проникнутые высокими гуманистическими идеалами. Элементами социальной критики отмечены первые русские комические оперы, героями которых были простые люди (см. Русская музыка XVIII — начала XX в.).

Внутреннему обогащению реализма во многом способствовал романтизм. Композиторы-романтики особое внимание уделяли внутреннему миру человека, тончайшим движениям его души, передаче острых душевных конфликтов. Они обращались к жизни и быту разных народов, стран, разных исторических эпох. Песни, сказания, легенды народов нашли отражение в музыке Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Ф. Листа и других композиторов.

Основоположником русской реалистической школы стал М. И. Глинка. Глубокое проникновение в русскую действительность, изображение тяжелой жизни народа, сцены из народной жизни нашли свое отражение в творчестве А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова. В музыке русских композиторов появились новые темы, связанные с повседневной жизнью народа, с большими историческими движениями народных масс. Поскольку именно реализму как художественному методу доступен наиболее разносторонний показ действительности, важных общественных вопросов, ему в высшей мере присуще качество народности (см. Народность в музыке). Открытие недоступных ранее искусству сторон жизни повлекло за собой поиски новых выразительных средств, обогащение музыкального языка. Творческая разработка русскими композиторами элементов народной песни, достижения в области интонационной выразительности и оркестрового колорита оказали огромное влияние на творчество композиторов разных национальных школ, на дальнейшее развитие мирового музыкального искусства.

В конце XIX в. на историческую арену в качестве ведущей общественной силы вышел пролетариат, до конца последовательный революционный класс. Его идеалы, революционная борьба, образы революционеров нашли отражение в лучших реалистических произведениях. Качественно новой и высшей формой реалистического метода стал социалистический реализм — основной метод советского искусства (см. Многонациональная музыка советского периода). Такой метод должен был иметь опору в самом искусстве: его подготовила вся история поступательного развития художественного творчества.

Эти представления подвергнуты обстоятельной критике. Доказано, что музыка способна правдиво и глубоко отражать действительность, утверждена проблема реализма в музыкальном искусстве, с учётом того, что правда жизни в нем выражается своеобразными средствами. Музыка тяготеет к воспроизведению типичных человеческих отношений и реальных противоречий в них. При этом музыка не обозначает конкретно предмет, условия и обстоятельства проявления человеческих чувств, а выражает их в обобщенном виде. Произведения великих композиторов прошлого и современности выражают глубокую правду жизни, служат как бы зеркалом своей эпохи, создают социально-психологический портрет современника и своего времени, отражают сущность человеческих отношений в социально-историческом плане, дают их оценку с демократических позиций.

Правдивое отражение действительности в творчестве композитора, выражение в произведениях прогрессивных общественных отношений требуют от него, с одной стороны, высочайшего мастерства, с другой — передовых общественно-эстетических взглядов.

представители реализма в живописи

Научные доклады

Представители реализма в музыке и живописи известны каждому, хотя сразу их так и не назовешь. Приверженцы этого направления в искусстве и литературе ставили целью правдиво воспроизводить действительность в типических чертах.

Общие черты реализма:

  • Реальность – это средство познания человеком окружающего мира и себя.
  • Трагический конфликт всегда искусно жизнеутверждающий.
  • Изображение жизненных образов соответствует явлениям самой жизни.
  • Типизация образов достигается путем правдивости деталей в определенных условиях.
  • Стремление рассматривается как действительность в развитии и способность видеть развитие новых общественных, психологических, социальных отношений.

Начало Реализма было положено в эпоху Возрождения или в эпоху Просвещения, либо же в 30-тые годы XIX века, когда развился собственно сам реализм. Рассмотрим, как развивался реализм в разных сферах искусства, и кто был главным представителем.

Представители реализма в живописи

Реалистическая живопись распространилась на все его жанры — изобразительное искусство, пейзажный, портретный и исторический жанры. Излюбленный объект художников – сцены городской и сельской жизни, сюжеты с улиц, быт рабочего класса, откровенность тел. Первыми представителями реализма в живописи были:

  • Густав Курбе,
  • Жан-Франсуа Милле,
  • Оноре Домье,
  • Илья Репин.

В ХХ веке особой популярностью пользовались такие художники:

  • Сильвестро Лега,
  • Чарльз Шилер,
  • Джорджио О’Киф,
  • Чарльз Демут,
  • Сальвадор Дали,
  • Хуан Миро.

Представители реализма в искусстве в Америке:

  • Грант Вуд,
  • Томас Харт Бентон,
  • Эндрю Уайет,
  • Джон Стюарт Карри.

Развился такой жанр как фотореализм. Картины стали напоминать фотографии. Их объектами были банальные и не совсем интересные предметы. Первым художником такого жанра был Ричард Эстес.

Представители реализма в музыке

Композиторы реализма отказались от средневекового аскетизма и обратились к личности человека, чувствам и его мыслям. Основные представители реализма:

Представители реализма в литературе

В литературе данное направление развивалось под названием критический реализм. Он предполагает художественное постижение исторических и общественных закономерностей, правдивое изображение характеров, раскрытие связей героев с социальной средой. Основная проблема сочинений – проблема взаимоотношений общества с личностью. Критический реализм представители в России — Грибоедов, Гоголь, Пушкин, Лермонтов.

В начале 40-вых годов лидирующие позиции занимал Белинский. В дальнейшие годы развитием классической русской литературы занимались такие представители русского реализма — Достоевский, Щедрин, Островский, Толстой, Тургенев, Чехов.

В зарубежной литературе за развитие критического реализма отвечали Золя, Диккенс, Бальзак, Флобер, Стендаль, Теккерей, Драйзер.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали о самых известных представителях реализма.

Читайте также: