Реализм это в истории кратко

Обновлено: 05.07.2024

Краткая история реализма — от Вермеера до мобильного телефона — в изложении художника Семена Файбисовича

Бывает, реализм путают с предметным искусством: мол, если нарисованы реальные, узнаваемые вещи, то это реализм, а если ничего не поймешь и не разберешь, то это абстракционизм. Тут заблуждение не только в том, что предметное совершенно не обязательно реально: сколько угодно в искусстве выдуманных предметов и даже целых миров — взять хоть мир Иеронима Босха. Или таможенника Руссо. Куда интереснее — поскольку менее очевидно — то, что реальное вполне может выглядеть абстрактным, и к этому нетривиальному заключению я, к примеру, пришел, просто идя своей дорогой реалиста.

На Западе, напротив, фотография котировалась очень высоко, активно теснила живопись на арт-рынке, и комплексы той все росли. В общем, всем живописцам было не с руки признаваться, что они используют фото; они всячески скрывали и маскировали это — а фотореализм избавил живопись от комплексов: вот, пожалуйста, беру я фотографию и р-раз — один в один ее изображаю. Типа я свободный человек в свободной стране — что хочу, то и делаю! И что вы мне сделаете? В общем, фотореализм вошел в моду, стыд прошел, скелеты вывалились из шкафов. Живопись сбросила оковы, апроприировала фотографию, сделала ее язык одним из собственных актуальных языков — языком нового извода реализма — и так по сути реабилитировала и реанимировала его. Получается так: в XIX веке реализм в живописи возник как флагман ее ухода в отрыв от косности, препятствующей развитию. Потом, теснимый фотографией, он сам стал анахронизмом, от которого художественный мейнстрим и не только побежал как черт от ладана, а после фотореализма бега вроде как закончились — непонятно стало, кому бегать, от кого и зачем. Правда, в здешней реальности — что советской, что постсоветской — комплексы в значительной мере сохранились в силу общей замшелости культурных представлений. В частности, в силу гипертрофии в сознании зрителя места и роли ремесла — точнее, примитивно и вульгарно понимаемого мастерства — в современном творческом процессе. Но это тоже отдельная история.

Мутит в пути? 2008 г.

Мутит в пути? 2008 г. © Семен Файбисович / Коллекция Музея современного искусства в Бирмингеме

в литературе и искусстве — правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В России — художественный метод, характерный для творчества: писателей — А. С. Пушкина, Я В. Гоголя, Я. А. Некрасова, Л. Я. Толстого, А. Я. Островского, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, А. М. Горького и др.; композиторов — М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и отчасти Я. А. Римского-Корсакова, художников — А. Г. Венецианова, П. А. Федотова, И. Е. Репина, В. А. Серова и передвижников, скульптора А. С. Голубкиной; в театре — М. С. Щепкина, М. Я. Ермоловой, К С. Станиславского.

Смотреть что такое РЕАЛИЗМ в других словарях:

РЕАЛИЗМ

РЕАЛИЗМ

реализм 1. м. 1) Направление в литературе и искусстве, ставящее целью дать правдивое воспроизведение действительности в ее типических чертах. 2) Метод правдивого изображения действительности в литературе и искусстве. 2. м. Способность ясно понять и реально оценить окружающую действительность при осуществлении чего-л.

РЕАЛИЗМ

РЕАЛИЗМ

реализм сущ., кол-во синонимов: 4 • рассудочное отношение к действительности (1) • реальность (32) • соцреализм (1) • способность трезво оценивать (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: соцреализм. смотреть

РЕАЛИЗМ

РЕАЛИЗМ в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художест. смотреть

РЕАЛИЗМ

РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis - вещественный, действительный), идсалистич. философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, к-рая. смотреть

РЕАЛИЗМ

I. Общий характер реализма. II. Этапы реализма А. Реализм в литературе докапиталистического общества. Б. Буржуазный реализм на Запад. смотреть

РЕАЛИЗМ

РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis — вещественный, действительный) — филос. направление, признающее находящуюся вне сознания реальность, которая истолко. смотреть

РЕАЛИЗМ

в литературе и искусстве - правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художеств. смотреть

РЕАЛИЗМ

РЕАЛИ́ЗМ (от позднелат. realis - вещественный, действительный), художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни и создаваемых посредством типизации фактов действительности. Утверждая значение литературы как средства познания человеком себя и окружающего мира, Р. стремится к глубинному постижению жизни, к широкому охвату действительности с присущими ей противоречиями, признает право художника освещать все стороны жизни без ограничения. Искусство Р. показывает взаимодействие человека со средой, воздействие общественных условий на человеческие судьбы, влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей, активную преобразующую роль общественных движений.

В реалистической литературе внутренний мир и поведение героев несут на себе, как правило, неизгладимую печать времени. Писатель нередко показывает прямую зависимость их социальных, нравственных, религиозных представлений от условий существования в данном обществе, уделяет большое внимание социально-бытовому фону времени. И все же в зрелом реалистическом искусстве обстоятельства изображаются лишь как необходимая предпосылка раскрытия душевного мира людей. Главное познавательное достояние Р. - изображение характеров и целостной душевной жизни личности, обнаружение строя чувств, свойственных разным типам личности, душевных драм, - словом, всего того, что составляет жизнь человеческого духа. Выявляя воздействие среды на формирование характеров, Р. соприкасается в этом с натурализмом (как направлением). Однако если в натурализме доминирует односторонняя связь (человек - производное от наследственности и среды), то взаимоотношение характеров и обстоятельств в зрелом Р. всегда двусторонне: признается не только детерминированность поведения человека, но и потенциальная свобода его воли, способность личности подняться над обстоятельствами, противостоять им. Отсюда - глубокая конфликтность реалистической литературы: не только драма, но и роман, повесть, рассказ изображают жизнь в драматических столкновениях, рисуют трагедии и комедии человеческого существования.

Многообразие жизненного материала сочетается с возрастающим многообразием художественных форм. В XX в. мастера Р. далеко не всегда стремятся к внешнему правдоподобию изображения. Правда, искусство объективного, неторопливо развертывающегося повествования с тщательной психологической обрисовкой персонажей сохраняется и продолжает развиваться, подчас сочетаясь с элементами символики (Дж. Голсуорси, Р. Роллан, Т. Манн, М. А. Шолохов, А. Н. Толстой). Дух XX в. сказывается здесь преимущественно в теснейшем переплетении частной жизни персонажей с историческими судьбами общества, показанного в его динамике. Однако в Р. XX в. налицо и иные художественные тенденции. Многие писатели, особенно сатирики, тяготеют к фантастике (иногда - к научной фантастике) и иносказанию (А. Франс, Г. Уэллс, позже - К. Чапек, М. А. Булгаков); невероятные сюжеты по-своему отражают непримиримые конфликты современного мира, связывают в единое целое острые проблемы, поставленные перед человечеством развитием науки, техники, общественных отношений. В художественную прозу широко вторгается философская и политическая публицистика.

Р. XX в. в своем развитии сталкивается с противоборствующими ему силами. Начало века было отмечено развитием различных форм декадентства в искусстве и эстетике. Высокому Р. в современном мире противостоит выпускаемая миллионными тиражами мещанская беллетристика (см. Массовая литература), апологетически искажающая облик действительности. Подделываясь под Р., она компрометирует принцип художественной достоверности в глазах части творческой интеллигенции и тем самым благоприятствует развитию нереалистических или антиреалистических модернистских течений. Модернизм в его крайних проявлениях (С. Беккет и др.) считает действительность непознаваемой и зло непреоборимым, превращает эксперимент в самоцель. Однако модернизм неоднороден, среди его ведущих мастеров есть крупные таланты, стремящиеся передать напряжение и беспокойство современного человека, трагедию человеческой разобщенности (Ф. Кафка, А. Камю). Хотя в смысле самых общих принципов водораздел между Р. и модернизмом может быть определен вполне отчетливо, в художественной практике современного Запада (а также Японии - Абэ Кобо и др.) существует множество противоречивых, промежуточных, переходных явлений; реалистические и модернистские тенденции подчас взаимодействуют и борются в творчестве одних и тех же писателей. Характерный пример - творчество М. Пруста, дающее, при всем субъективизме концепции, во многом достоверную картину жизни.

Лит. манифесты франц. реалистов, Л., 1935;

Лукач Г. К истории реализма, М., 1939;

Рус. писатели о лит. труде, т. 1-4, М. 1954 - 1956;

Проблемы становления реализма в литературах Востока. Материалы дискуссии, М., 1964;

Реализм и художественные искания XX в. Сб. ст. М., 1969;

Сучков Б., Историч. судьбы реализма, 3 изд., М., 1973;

Мотылева Т., Достояние совр. реализма, М., 1973;

Николаев П. А., Реализм как творч. метод. Историко-теоретич. очерки М., 1975;

Искусство реализма-это художественное движение, которое началось во Франции в XIX веке. Традиционное искусство была отброшена в пользу представления объектов в натуральном стиле.

Реализм Художественный стиль и влияние

Сцены и объекты были представлены точно и подробно.

В рисунках и картинах художники пыталось изобразить реальных людей. Это позволило художникам по-настоящему свободно представлять реальные примеры, лишенные красоты.

Стиль которая использовалось в реализме распространился на все виды живописи, включая портрет, историческую живопись, жанровую живопись и пейзажи.

Любимые темы включали жанровые сцены из сельской и городской жизни рабочего класса, а также уличную жизнь, кафе и ночные клубы.

Иллюзионистский реализм

Реализм в искусстве также назывался иллюзионизмом. В изобразительном искусстве термин “иллюзионистический реализм” относится к точным изображениям предметов, их окружения, а также света и цвета.

История реализма и Движения Реализма

Искусство реализма-это художественное движение, которое началось во Франции в XIX веке в результате больших социальных изменений, вызванных промышленной революцией. Элементы, связанные с традиционным высоким искусством, были отброшены в пользу представления объектов и произведений искусства в натуралистическом стиле. Сегодня реализм описывает работы, которые написаны настолько реалистично, что имитируют фотографию.

Реализм Художественный стиль и влияние

В рамках движения реализма художники отошли от старого романтического стиля, который диктовал художественное творчество, в пользу правдивого представления о жизни. Это привело к тому, что сцены, объекты и объекты были представлены скрупулезно, точно и подробно. Реалистичная живопись и графика представляли собой движение от идеала, примером которого являются работы художников и скульпторов эпохи Возрождения, к обычному и реальному изображению увиденного.

В рисунках и картинах реалистическое искусство пыталось изобразить реальных людей в отличие от романтического типа личности. Это позволило художникам по-настоящему свободно представлять реальные примеры, лишенные эстетической красоты.

Движение реалистического искусства было очень мощным, поскольку было сказано, что оно повлияло на другие движения, такие как импрессионизм и поп-арт. В настоящее время эффект реализма все еще проявляется в изобразительном искусстве, которое создается сегодня.

Стиль, используемый в реалистичной живописи, распространился практически на все различные виды живописи, включая портрет, историческую живопись, жанровую живопись и пейзажи. Что касается пейзажной живописи, художники были недовольны тем, что они видели в своем непосредственном окружении, поэтому они покинули свои провинции, чтобы искать более истинные пейзажи, чтобы точно изобразить Францию.

Просеиватели пшеницы", 1854 Гюстава Курбе;

Отличительной особенностью, присутствующей в реалистическом искусстве, была выбранная тема. Любимые темы включали жанровые сцены из сельской и городской жизни рабочего класса, а также уличную жизнь, кафе и ночные клубы, а также некоторые формы наготы, когда дело доходит до более чувственных тем. Неудивительно, что такой грубый и правдивый подход к теме удивил буржуазную художественную аудиторию того времени во Франции, которая состояла в основном из представителей высшего и среднего класса.

Иллюзионистский реализм

Благодаря своему изображению реализм в искусстве также назывался мимесисом или иллюзионизмом. Несмотря на то, что движение появилось во Франции только после революции, реалистическое искусство создавалось во многие периоды, поскольку произведения искусства были основаны на технике, обучении и избегании стилизации. В изобразительном искусстве термин “иллюзионистический реализм” относится к точным изображениям предметов, их окружения, а также света и цвета, причем эта прогрессия все более точных изображений предметов, как говорят, имеет долгую историю в искусстве

Известные художники Реализма и их произведения

Жан-Франсуа Милле (1814 – 1875)

Одним из самых выдающихся художников-реалистов в истории искусства. Его картина "Глинеры"представляет низшие слои сельского общества.

Роза Бонер (1822 – 1899)

Одна из самых известных его работ- "пахота в Ниверне", написанная в 1849 году. На этой картине изображены две сани волов, тянущие плуги, чтобы разбить и проветрить землю, а волы существуют как настоящие герои труда.

стилистическое направление в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства реализм принимает конкретные формы определённых творческих методов(просветительский реализм, критический, социалистический).

лат. realis – вещественный, действительный) – 1) философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов, либо как объект познания, независимый от субъекта; 2) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства; правдивое, объективное отображение действительности; правда жизни, воплощенная специфическими средствами различных видов искусства.

(от лат. realis — действительный, материальный) — художественное направление в середине — второй половине XIX в., проявившееся в литературе и изобразительном искусстве. Для реализма характерны правдивое изображение действительности, аскетизм художественной формы, обращение к бытовым сюжетам. Повседневность, критика нравов и социальные контрасты — типичные темы для реализма. В стиле реализма творили писатели Н. В. Гоголь, А. С. Грибоедов, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, художники И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и др.

в литературе и искусстве — правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В России — художественный метод, характерный для творчества: писателей — А. С. Пушкина, Я В. Гоголя, Я. А. Некрасова, Л. Я. Толстого, А. Я. Островского, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, А. М. Горького и др.; композиторов — М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и отчасти Я. А. Римского-Корсакова, художников — А. Г. Венецианова, П. А. Федотова, И. Е. Репина, В. А. Серова и передвижников, скульптора А. С. Голубкиной; в театре — М. С. Щепкина, М. Я. Ермоловой, К С. Станиславского.

способ художеств, освоения действительности, появляющийся на различных ступенях историч. развития — Р. Ренессанса и Р. Просвещения, критич. Р., социалистич. Р. В произведениях античной литературы (гомеровский эпос, аттич. трагедия и комедия, рим. сатира) выступают мн. характерные признаки Р. — определение существ, связей между природой и обществом, их общие закономерности, выявление противоречий обществ, жизни и стремление к их преодолению, взаимосвязь индивидуума и общества и пр. Открытым остается вопрос, можно ли говорить о существовании уже в античности полностью разработанного метода Р. или только о его тенденциях и элементах. Так, в мифе нашли отражение богатые возможности в постижении и преобразовании природы и обществ, действительности. Исчезновение мифическирелигиозного мировоззрения способствовало развитию реалистич. тенденций в античной литературе.

Читайте также: