Реализм 20 века в литературе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Литература - это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.

Литературное направление - совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.

Литературных направлений существует огромное множество. Это и классицизм, и романтизм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является реализм.

Реализм - литературное направление, стремящееся к объективному и правдивому воспроизведению окружающей действительности.

Реализм старается изображать реальность без искажений и преувеличений.

Существует мнение, что на самом деле реализм зародился ещё в период Античности и был свойственен произведениям древнеримских и древнегреческих писателей. Некоторые исследователи отдельно выделяют античный реализм и реализм эпохи Возрождения.

Наивысшей точки своего расцвета как в Европе, так и в России реализм достиг в середине XIX века.

Реализм в русской литературе XIX века

Реализм сменил ранее господствовавший в литературе романтизм. В России реализм зародился в 1830-ые годы, достигнув расцвета к середине века. Писатели-реалисты осознанно отказывались от использования в своих произведениях любых изощрённых приёмов, мистических идей или попыток идеализировать персонажа. Реалисты используют обычные, порой даже обыденные образы, перенося на страницы своих книг реальной такой, какая она есть.

Как правило, произведения, написанные в духе реализма, отличаются жизнеутверждающим началом. В отличие от романтических произведений, в которых острый конфликт между героем и обществом редко заканчивался чем-то хорошим.

Готовые работы на аналогичную тему

Реализм стремился найти правду и справедливость, изменить мир в лучшую сторону.

Отдельно стоит выделить критический реализм, направление, активно развивавшееся в середине XIX века и вскоре ставшее ведущим в литературе.

Развитие русского реализма связывают в первую очередь с именами А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Они были одними из первых русских писателей, которые перешли от романтизма к реализму, к достоверному, а не идеализированному изображению действительности. В их произведениях жизнь героев впервые начала сопровождаться подробным и соответствующим действительности социальным фоном.

А.С. Пушкин считается основоположником русского реализма.

Пушкин первым стал передавать на страницах своих произведений суть важнейших событий в жизни русского человека, представляя их такими, какими они были - яркими и, главное, противоречивыми. Углубляется анализ внутренних переживаний героев, внутренний мир становится богаче и шире, сами персонажи становятся всё более живыми и близкими к реальным людям.

Русскому реализму XIX было свойственно повышенное внимание к общественно-политической жизни России. В те времена страна переживала большие перемены, стояла на пороге отмены крепостного права. Судьба простого народа, взаимоотношения человека и власти, будущее России - все эти темы встречаются в произведениях писателей-реалистов.

Появление критического реализма, целью которого было затронуть самые животрепещущие проблемы, напрямую связано с ситуацией в России.

Некоторые произведения русских писателей-реалистов XIX века:

Реализм в русской литературе XX века

Рубеж XIX и XX веков был временем кризиса для реализма. В литературе этого времени появилось новое направление - символизм.

Символизм - направление в искусстве, для которого была характерна тяга к экспериментам, стремление к новаторству и использование символики.

Адаптируясь под меняющиеся жизненные обстоятельства, реализм сменил свою направленность. Реализм XX века обратил внимание на сложность формирования личности человека, на факторы, оказывающие воздействие на этот процесс, и, главное, на воздействие истории на главного героя.

Реализм XX века подразделялся на несколько течений:

Герой в литературе реализма

Главные герои реалистических произведений, как правило, много рассуждают, анализируя мир вокруг и мир внутри себя. После долгих раздумий и умозаключений они совершают открытия, которые помогают им понять эти миры.

Реалистическим произведениям свойственен психологизм.

Психологизм - изображение к произведении богатого внутреннего мира героя, его мыслей, чувств и переживаний.

Психическая и идеологическая жизнь человека становятся объектами пристального внимания писателей.

Важно отметить, что герой реалистического произведения - это не человек, каким он является в реальной жизни. Это во многом типический образ, который часто бывает богаче личности реального человека, который изображает не столько отдельную личность, сколько общие закономерности жизни определённой исторической эпохи.

Реализм как метод возник в русской литературе первой трети XIX века. Основным принципом реализма является принцип жизненной правды, воспроизведение характеров и обстоятельств, объясняемых социально-исторически (типические характеры в типических обстоятельствах).

Писатели-реалисты глубоко, правдиво изображали различные стороны современной им действительности, воссоздавали жизнь в формах самой жизни.

Основу реалистического метода начала XIX века составляют положительные идеалы: гуманизм, сочувствие униженным и оскорбленным, поиски положительного героя в жизни, оптимизм и патриотизм.

К концу XIX века реализм достиг своей вершины в творчестве таких писателей, как Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А.П. Чехов.

Чувство приближающихся социальных сдвигов вызывало такую интенсивность художественной жизни, какой еще не знало русское искусство. Вот что писал Л. Н. Толстой о рубеже веков: «Новый век несет конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другого способа общения. Веком духовного обновления назвал ХХ век М. Горький.

В начале ХХ века продолжили свои искания тайн сущего, тайн человеческого бытия и сознания классики русского реализма Л.Н. Толстой, А. П. Чехов, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин и др.

Эту ревизию начал сам Л. Н. Толстой, в последние годы своей жизни призывавший к усилению дидактического, поучительного, проповеднического начала в литературе.

Спор с традиционным реализмом велся на разных полюсах литературы. Были писатели, которые следовали традиционному направлению, стремясь обновить его. Но были и такие, которые просто отвергали реализм как устаревшее направление.

В этих сложных условиях, в противоборстве полярных методов и направлений, продолжало развиваться творчество писателей, традиционно именуемых реалистами.

Самобытность русской реалистической литературы начала ХХ века заключается не только в значительности содержания, острой социальной тематике, но и в художественных исканиях, совершенстве техники, стилевом разнообразии.

И все-таки главным, решающим в русской литературе начала ХХ века оставалось то, насколько глубоко и верно осмысляла она жизненно важные проблемы, насколько высок был её нравственный идеал.


На смену романтизму приходит новое литературное течение – реализм. Оно начало развиваться в 30-х годах 19 века. Авторы почувствовали, что не должны мечтать о каких-то волшебных мирах, когда вокруг мир настоящий и совсем не идеальный. Так что означает понятие “реализм”?

Что такое реализм в литературе

Реализм появился в русской литературе как попытка впервые трезво и реально оценить действительности и процессы, которые в этой действительности происходят. Если романтизм пытался уйти, убежать от настоящего, спрятаться в скорлупу, сосредоточиться на внутренних переживаниях человека, то реализм приходит к пониманию, что от действительности, какой бы ужасной и порой неприглядной она не была, нельзя убежать. Необходимо собраться с силами и взглянуть страхам в глаза.


Рис. 1. Краткое определение реализма

Представителями реализма в России являются А.с Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. П, Чехов и многие другие

Целью этого стиля является изучение человеком себя и окружающего мира. Это познание происходит с помощью образов, которые создаются через типизацию и обобщение фактов действительности.

Например, если обратить внимание на первые слухи романа Пушкина “Евгений Онегин”, то по первым строкам читателю покажется, что это романтическое произведение. Действительно, вначале Онегин предстает типическим романтическим героем. Но всего лишь несколько строк автора выдают в нем вовсе не романтика, а реалиста:

Он застрелиться, слава богу,

Попробовать не захотел.

Ведь романтический герой действительно мог застрелиться от переживаний и тоски, но не герой-реалист. Кроме того эти строки могут заставить улыбнуться читателя, тогда, как в романтическом произведении самоубийство – трагическое событие.

Суть реализма – объективное изображение жизни героев без преувеличения и излишнего трагизма, воспроизведение типичных характеров и ситуаций.

Это направление показывает личность универсальной, указывает на социальную и психологическую определенность ее поступков, наличие у героя своей точки зрения на мир. Другими словами, герой такого произведения постоянно отождествляет себя не как отдельного человек, а как личность, которая включена в исторический процесс, которая занимает определенное положение в обществе.

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам выучить определение слова “реализм”, разобраться в его основных чертах и особенностях. Здесь представлена информация о причинах возникновения реализма, а также о писателях, творивших в этом литературном направлении.

Реализм в литературе — направление, для которого характерно правдивое воспроизведение действительности. В произведениях зарубежных и русских писателей-реалистов отсутствуют преувеличения и искажения.

Как реализм в XX веке взаимодействовал с другими литературным течениями, каковы его характерные черты? И кого относят к ярким представителям этого направления?

Реализм в литературе 20 века выявил свою преемственность в сравнении с классическим и одновременно обнаружил новые черты. В первой половине столетия он существует в размежевании, противостоянии и частичном взаимодействии с модернизмом.

На протяжении столетий в литературе именно реализм обнаружил свою последовательную способность к выживанию. Он пережил и модернизм. Это особенно удивительно, учитывая сильнейшие тенденции к отчуждению людей друг от друга, проявившиеся в XX веке, под действием разобщающих мировых сил, запущенных в действие технизацией и империализмом.

Реализм в литературе XX века

Реализм XX века сохранил в неизменности ряд основополагающих черт, присущих классическому. И более того — выявил приверженность к реалистичным тенденциям практически всех предсуществующих эпох, которые впитал наряду с веяниями современности.

В литературном реализме 20 века усилился и обрел программность принцип ответственности за прошлое, воплощенное во всей истории человечества, тезис о его неразрывности с настоящим и будущим. Мы находим эту особенность практически у всех представителей этого течения.

Все, что имеет отношение к человеку вызывает глубокую заинтересованность реалиста.

Томас Манн

Все победы одинаковы, а поражения неповторимы, утверждает У. Фолкнер. Поэтому в поражении раскрывается подлинное величие человека.

Литературный реализм XX века ставит болезненные и самые насущные вопросы перед читателем. Ответ на них может быть скрыт от нас, но постановка опыта корректна и глубоко насущна.

Психологизм против психоанализа

Сильнейшим инструментом в арсенале художественных средств реализма XX века продолжает оставаться и совершенствоваться психологизм. Он существует в идейном противостоянии фрейдистскому психоанализу — направлению, открытому в начале столетия.

Фрейдизм фактически снимает ответственность с человека за его действия, сводя все к биологии, тогда как психологический аналитизм в руках художника-реалиста демонстрирует недостаточность любых заданных схем, ибо нравственный выбор человека всегда непредсказуем.

В тоже время, по сравнению с реализмом классическим, реализм XX века обретает ряд новых качеств.

Его реализм — это нечто иное по сравнению с реализмом Толстого и Тургенева. Он живет и дышит в таком страстном порыве, какого они редко достигают.

Реальность XX века заставляет писателя открыто занимать позицию, участвовать в преобразовании мира либо его спасении.

В мире, где больше, чем прежде, начинает воцаряться хаос, реализм продолжает объяснять закономерности бытия. Речь не идет уже о прямом улучшении мира, но об упорядочении необъяснимого. Ибо исходит из посылки, что хотя мир может быть противоречив, трагичен и обманчив, он все же не бессмыслен.

Литературный реализм ХХ века словно исходит из того, что хотя мир застает человека врасплох, тот все же находит для себя нравственный выход. Дискретность и противоречивость мира созвучны таким же качествам человека, и то, что кажется неразрешимым, на деле имеет самые прозаические объяснения.

Однако противоречивость и парадоксальность составляют бесспорное и обоснованное место в мире, которое реализм, будучи правдивым искусством, в ХХ столетии не может не признать.

Как уже указывалось, реализм ХХ века распространяет чувство ответственности и причастности ко всему, что было, есть и будет, в отличие от модернизма (или постмодернизма), основанного на разрыве всяческих связей, на самозамыкании внутри камерного пространства, на самоустраненин художника из сферы социального и морального измерения.

Торнтон Уайлдер

… искусство гораздо совершеннее науки. В сущности, наука ищет истину, а искусство ее создает. Искусство живо, как природа, наука же — скальпель, который часто ее убивает…

Павел Вежинов

К числу наиболее ярких и многообразных проявлений реализма ХХ века принадлежат:

Начало века ознаменовалось приходом реализма в ряд стран Востока: Турцию (Ришад Нури Гюнтекин), Китай (Лу Синь), Индию и другие.

Это художественныи метод, возникший на волне революции 1917 года и ее теоретической основы — марксизма.

Марксизм и философия исторического материализма легли в основу театральной реформы Бертольта Брехта. Основы метода начали закладываться в критике Ральфа Фокса, находя подтверждение в пролетарской и социалистической литературе первой половины столетия.

Этот метод представляет собой явление второй половины века. Он объединяет аборигенные латиноамериканские мифы с современной техникой письма, в основе которой заложены вышеназванные принципы реализма.

Литературный рализм 20 века не противоречит разнообразным сочетанием веры и современной реальности, одной из тенденций который является формализация религии и фактическое вытеснение Бога из сознания и бытия людей.

О трудной судьбе верующего художника в безбожной мире свидетельствует романы Генриха Белля, Грэма Грина, Жоржа Бернаноса, Уокера Перси. В них обостреннее выступает нравственное содержание конфликта.

Реализм в зарубежной литературе

Так, герой Грэма Грина добрый и без защитный священник Кихот видит сон, от которого просыпается в холодном поту. Толпа, собравшаяся на Голгофе, состоящая из самых разных людей, с нетерпением ожидает, когда распятый Иисус умрёт. Все твердо уверены, что он воскреснет и тем обеспечит их спасение. Монсеньор Кихот приходит к мысли, что вера заключается в преодолении сомнения, а без не может быть подлинной веры — только слепой фанатизм.

Читайте также: