Реализация и оценка стратегии менеджмент кратко

Обновлено: 07.07.2024

Проблемы сырьевой модели экономики в РоссииТема сырьевой модели экономики в России является довольно неоднозначной. Подобного рода модель экономики, сложившаяся в России за последние два десятилетия, не имеет будущего, поскольку является затруднительной. Для разрешения данной проблемы

Суть стратегического менеджмента краткоЧто такое стратегический менеджмент? Как он может быть полезен вашей компании? Как можно быстро и оперативно запустить его в реализацию? Содержание статьи: Суть стратегического менеджментаФункции стратегического менеджментаЦикл стратегического менеджмента Суть

Суть SWOT-анализа кратко: как делать и использовать?Содержание статьи: Что же такое SWOT-анализ предприятия?Как делать SWOT-анализ организацииИнтерпретация результатовРешаемые задачиSWOT-анализ может быть использован для:Примеры Что же такое SWOT-анализ предприятия? Как правило, в литературе SWOT-анализ представляют в виде такой таблицы

Анализ конкурентов и карта стратегических группВ данной статье мы рассмотрим рынок конкуренции при помощи одной из знаменитых моделей маркетинга. Содержание статьи: Модель 5-и рыночных сил ПортераНовые конкурентыСубститутыАнализ конкурентовКарта стратегических групп Модель 5-и рыночных сил Портера В 1979

Коммуникации в организации: понятие, виды, барьеры, проблемыСуществует множество различных видов коммуникаций в организации. Но, в первую очередь, говорят про распространение информации по иерархии компании. Содержание статьи: Виды корпоративных коммуникацийМетоды повышения эффективности коммуникацииЭлектронные коммуникацииФормальные и неформальные коммуникацииБорьба

Суть стратегического менеджмента кратко

Суть стратегического менеджмента кратко

Что такое стратегический менеджмент? Как он может быть полезен вашей компании? Как можно быстро и оперативно запустить его в реализацию?

Стратегический менеджмент — это серия действий, позволяющая осуществить долгосрочные цели компании в условиях меняющейся ситуации.

понятие стратегического менеджмента

Суть стратегического менеджмента

возникновение стратегического менеджмента

Для того, чтобы понять суть стратегического менеджмента, стоит рассмотреть три ключевых вопроса.
Первый вопрос:

1) В какой ситуации компания находится сегодня, т. е. какими способностями, возможностями, ресурсами она обладает?

2) Куда мы хотим двигаться завтра, т. е. к каким результатам мы хотим прийти через определенный промежуток времени?

Третий, один из самых важных вопросов:

3) Как, каким образом мы сможем достигнуть данных целей?

элементы стратегического менеджмента

И, чтобы разобраться в том, что такое стратегический менеджмент, давайте рассмотрим один простой пример.

Всем знакома ситуация с тотальными пробками на дорогах, особенно в огромных мегаполисах. Мы с вами сталкиваемся с тем, что какое-то шоссе оказывается максимально загруженным.

С точки зрения оперативного управления, сразу возникает желание разгрузить это шоссе. Каким образом? Может быть расширить его, а может быть построить параллельный дублер. Но если посмотреть с точки зрения перспективы, то окажется, что это решение не совсем верное. Потому что, задав себе первый вопрос, мы увидим, что в Москве есть уже более 4 млн. автомобилей, и каждый год это число только возрастает на несколько сотен тысяч. И окажется, что для того, чтобы решать эту задачу расширением новых дорог, нам нужно будет постоянно застраивать город. Поэтому стратегически лучше выбрать другое решение, лучше поставить цель не расширение дорог, а сокращение их использования.

Так, сейчас во всех мегаполисах вводятся и ограничения на парковки, и платный въезд в центр, и развивается общественный транспорт. В этом и заключается стратегия — посмотреть на компанию с такой точки зрения, чтобы мы увидели перспективы эффективного развития, а не только возможности сиюминутной выгоды и быстрых решений.

Функции стратегического менеджмента

Первая функция, о которой необходимо думать, когда вы внедряете систему стратегического менеджмента — это планирование, это все, что касается определения нашего направления развития. Здесь необходимо подумать и текущей ситуации, и том, какие цели мы перед собой ставим, и том, какую стратегию движения и развития мы будем избирать.

Второй функцией является организация — это уже непосредственная реализация нашего плана. К сожалению, очень много идей загибается на этапе планирования из-за того, что не получается оперативно ввести их в разработку и в реализацию.

Третья функция — мотивация. Это очень важная функция, потому что любые изменения, особенно стратегические, сталкиваются с очень большим зачастую сопротивлением. Например, внедрение новых технологий на предприятии. Мастера, работающие в цехах, изготавливающие те или иные детали, не желают использовать новые способы организации рабочего пространства, новые приемы, методы, инструменты.

Также встречается сопротивление на уровне руководства, которое не хочет рисковать, использовать новые технологии, потому что нет уверенности в том, что это будет работать эффективно в данной ситуации, но и по другим причинам. Для этого в компаниях организуются целые отделы, которые направлены на мотивацию сотрудников, на то, чтобы они прониклись этими идеями, у них появилось желание внедрять новые технологии.

Четвертая функция — это контроль. Если нет четкого поэтапного контроля за внедрением избранной стратегии, то есть большая вероятность того, что стратегия сама по себе может оказаться неэффективной, и мы не сумеем ее оперативно подкорректировать, ведь вокруг меняются рынок и ситуация, и необходимо всегда получать обратную связь, осуществлять регулярный контроль.

И, наконец, функция координации. Все успешные проекты и стратегии реализуются только тогда, когда хорошо налажена координация между подразделениями компании, между конкретными сотрудниками, и когда понятно кто какой блок реализует.

Функция планирования содержит в себе три ключевых ступени: анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии.

Существует множество техник и методов, используемых для анализа. Одним из самых интересных и эффективных инструментов является SWOT-анализ. SWOT — это аббревиатура английских слов, которые означают: сильные стороны (преимущества, которыми обладает компания), слабые стороны (недостатки компании, отсутствие каких-либо ресурсов), возможности (факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества для компании), угрозы (факторы, которые потенциально могут ухудшить положение компании).

Чем крупнее организация, тем больше времени стоит посвещать вопросам миссии и целей, т.к. правильно выбранная миссия компании позволяет легко и просто доносить ее ценности.

На основе данного анализа можно ставить цели, уже здесь появляется понимание того, куда стратегически следует двигаться.

процесс стратегического управления

Цикл стратегического менеджмента

Таким образом, весь цикл стратегического менеджмента состоит из пяти этапов:
1. Анализ среды (внутренней и внешней);
2. Определение миссии и целей;
3. Выбор стратегии;
4. Реализация стратегии;
5. Оценка и контроль выполнения стратегии.

система стратегий организации

Только стратегическое видение и развитие компании позволит ей пережить действительно десятилетия, а не просто выстрелить и потухнуть за несколько лет.

Анализ сильных и слабых сторон предприятия — очень важное направление в деятельности предприятия. Метод SWOT-анализа способен эффективно помочь в этом и широко используется предприятиями во всем мире, Современный менеджер обязан в совершенстве владеть этим методом.

SWOT — это аббревиатурное обозначение сильных сторон (Strengths), слабых сторон (Weaknesses), благоприятных возможностей (Opportunities), факторов угрозы (Threats), Качественный анализ перспектив предприятия проводится с целью выяснения названных выше сторон его деятельности, открывающихся перед ним возможностей и надвигающихся угроз. Сила и слабость предприятия должны оцениваться в контексте его конкурентоспособности. Анализ SWOT помогает развивать понимание тех обстоятельств, в которых действует предприятие. Этот метод помогает сбалансировать свои внутренние сильные и слабые стороны с теми благоприятными возможностями и факторами угрозы, с которыми придется столкнуться предприятию. Данный анализ помогает определить не только возможности предприятия, но и все доступные преимущества перед конкурентами. Ниже приводятся примерные группы вопросов для проведения SWOT-анализа. Первые две группы касаются внутренних факторов. Анализируются сильные и слабые стороны. Вторая группа вопросов касается внешних факторов и включает в себя благоприятные возможности и факторы угрозы.

При составлении вопросников следует учесть, что слишком длинные списки приводят к неясности или расплывчатости и затрудняют выявление действительно важного. Сильные стороны должны основываться только на фактах. Таким образом, этот метод помогает выявить ключевые факторы успеха (КФУ), т.е. сильные и слабые стороны предприятия, которые оказывают наибольшее влияние на успех его деятельности.

Внутренние факторы.

Сильные стороны:

· наличие достаточных финансовых ресурсов;

· наличие хороших конкурентоспособных навыков;

· хорошая репутация у потребителей;

· признанное лидерство предприятия на рынке;

· наличие у предприятия хорошо продуманных стратегий в данной сфере деятельности;

· наличие собственных технологий высокого качества;

· наличие преимуществ в стоимости на продукцию и услуги;

· наличие преимуществ перед конкурентами;

· способность к инновациям и т. п.

Слабые стороны:

· отсутствие стратегического направления;

· маргинальное положение на рынке;

· наличие устаревшей техники;

· низкий уровень прибыльности;

· неудовлетворительный уровень менеджмента;

· слабость по сравнению с конкурентами;

· отсталость в инновационных процессах;

· узкий ассортимент продукции;

· неудовлетворительный имидж на рынке;

· низкие маркетинговые навыки у персонала;

· отсутствие достаточного финансирования проектов и т. п.

Внешние факторы.

Благоприятные возможности:

· работа с дополнительными группами потребителей;

· внедрение на новые рынки или сегменты рынка;

· расширение спектра продуктов для удовлетворения более широкого круга потребителей;

· способность предприятия быстро перейти к более выгодным стратегическим группам;

· уверенность в отношении фирм-соперников; быстрый рост рынка и т. п.

Факторы угрозы:

· приход новых конкурентов;

· повышение объема продаж аналогичных продуктов;

· медленный рост рынка;

· неблагоприятная налоговая политика государства;

· изменение нужд и вкусов покупателей и т. п.

Резюмируя изложенное выше, менеджер должен уметь определять, какими сильными сторонами обладает его предприятие, не только видеть, но и признаваться в слабых его сторонах. Он должен осознавать, какие у предприятия существуют благоприятные возможности, и принимать в расчет те факторы угрозы, которые могут помешать извлечь выгоду из благоприятных возможностей.

На основании проведенного анализа на втором этапе составляется матрица SWOT, представленная на рис. 1.


Для того чтобы справляться с угрозами и использовать существующие возможности, недостаточно просто знать о них. Если предприятие знает об угрозе, но не противостоит ей, оно может потерпеть поражение на рынке. С другой стороны, предприятие может владеть информацией о новых возможностях, но не иметь ресурсов для их реализации.

SWOT-анализ предусматривает интерактивное использование матрицы. Слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа характеристики предприятия.

В верхней части матрицы выделяются два раздела (возможности и угрозы), а на пересечении этих разделов образуются четыре поля для дальнейшего исследования:

Все соответствующие записи вносятся в эти поля в качестве предложений в результате анализа взаимодействия вышеперечисленных характеристик.

Менеджер должен также знать, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованные возможности предприятия могут стать угрозой, если их вовремя использует конкурент. С другой стороны, удачно предотвращенная угроза может обеспечить предприятию сильную позицию, если конкуренты не устранили эту же угрозу.

Анализ альтернатив, выбор, реализация и оценка стратегии

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.023)

Разработка и реализация стратегии как отдельные фазы цикла стратегического управления

Вспомним, что цикл стратегического управления компании (см. рисунок) включает следующие взаимосвязанные этапы:

  • стратегический анализ (факторов внешнего окружения, а также сильных и слабых сторон самой компании), служащий основой для последующей разработки альтернатив дальнейшего развития компании;
  • формирование и оценка стратегических альтернатив (например, дистрибутор продуктов питания может рассматривать в качестве стратегических альтернатив создание собственного производства, развитие системы логистики и построение собственной розницы);
  • выбор стратегической альтернативы (например, построение собственной розницы);
  • разработка конкретных стратегических целей и мероприятий по их достижению для выбранной стратегической альтернативы.

Успехи и неудачи в процессе стратегического управления

  • соответствие фактических результатов намеченным;
  • соблюдение бюджетов (по ресурсам);
  • соблюдение сроков исполнения запланированных мероприятий, которые должны способствовать достижению поставленных целей.

Создание и реализация стратегии – разные компетенции?

Проблемы реализации стратегии

Что такое успешная реализация стратегии?

Если организация уделяет внимание тому, как ее работники воспринимают и понимают стратегию организации, то, как правило, она проводит соответствующие опросы и, обобщая полученные в результате опросов данные, использует следующие показатели для оценки положения дел:

  • доля работников, которые знают и понимают стратегические приоритеты организации;
  • доля работников, личные цели которых соответствуют стратегии;
  • доля работников, оплата которых отражает их вклад в исполнение организационной стратегии;
  • доля работников, личные планы развития которых сформированы в соответствии с корпоративной стратегией.
  • Понимаете ли Вы стратегию Вашего предприятия?
  • Достаточно ли регулярно Вас информируют о стратегии предприятия и ее изменении, если таковое имеет место?
  • Знаете ли Вы стратегические цели Вашего подразделения?
  • Понимаете ли Вы, как стратегические цели Вашего подразделения способствуют исполнению стратегии организации?
  • Cоответствуют ли стратегические цели Вашего подразделения, на Ваш взгляд, целям организации?
  • Cоответствуют ли стратегические цели Вашего подразделения целям других подразделений?
  • Достаточно ли эффективно Ваше подразделение сотрудничает с другими подразделениями в целях удовлетворения потребностей клиентов?
  • Получает ли Ваше подразделение достаточную поддержку от обслуживающих подразделений?
  • Понимаете ли Вы, как именно Ваша ежедневная работа способствует исполнению стратегии организации?
  • Обсуждали ли Вы с Вашим непосредственным руководителем Ваши личные цели в этом году в привязке к стратегии развития компании и Вашего подразделения?

Введение в управление по целям

Стратегическая карта и показатели степени достижения цели

В чем сбалансированность ССП?

Декомпозиция/каскадирование стратегии на подразделения

Стратегически значимые мероприятия

Финансовые цели и показатели

  • операционной (например, оплата клиентами стоимости реализованной продукции);
  • инвестиционной (например, денежные средства, полученные компанией от реализации изношенного оборудования);
  • финансовой (например, банковские кредиты или средства, дополнительно полученные от учредителей).

Выплаты компании также структурируются по трем видам деятельности:

  • операционной (например, оплата стоимости сырья и материалов, выплата заработной платы);
  • инвестиционной (например, приобретение нового оборудования);
  • финансовой (например, возврат кредитов).

Простое математическое преобразование соотношения

позволяет значительно повысить информационную ценность этого показателя. Первый множитель принято именовать рентабельностью продаж (измеряется в процентах), второй – оборачиваемостью капитала (измеряется в разах). Еще одной важной финансовой категорией для любой компании является категория стоимости (размера собственного капитала). Существует несколько методов оценки стоимости бизнеса, но наиболее популярной является методика дисконтированного денежного потока, основанная на том, что стоимость того или иного бизнеса определяется его способностью генерировать деньги. При прочих равных условиях, чем больше денег в обозримом будущем будет генерировать бизнес, тем дороже он стоит на данный момент. Но важно помнить о том, что в рамках этой схемы рассматривается не абсолютное значение прогнозного денежного потока, а дисконтированное (оцененное с учетом ставки дисконта, отражающей величину риска инвестирования в рассматриваемый бизнес). Если две компании будут (по прогнозам) генерировать одинаковое значение денежного потока в ближайшие годы, то это не значит, что на данный момент их стоимость одинакова. Стоимость будет больше у той компании, денежные потоки которой дисконтируются по меньшей ставке (= невысокие риски инвестирования). И, наоборот, компания будет стоить меньше, если ее денежные потоки дисконтируются по высокой ставке (= высокие риски инвестирования).

Типичными для этой проекции формулировками целей будут:

Второй важный вопрос в этой проекции – вопрос продуктового портфеля. Примерами целей, связанных с продуктовым портфелем, могут быть:

Помимо целей, касающихся клиентов и продуктов, в рамках второй проекции компании могут ставить перед собой цели, касающиеся следующих аспектов:

  • взаимоотношения с государством \ обществом;
  • взаимоотношения с конкурентами;
  • взаимоотношения с поставщиками \ партнерами.

Цепочки бизнес-процессов на примерах из практики

Цепочка бизнес-процессов дистрибутора запчастей

Основные бизнес-процессы

  • БП1. Исследование рынка
  • БП2. Анализ продаж и запасов
  • БП3. Управление продуктом
  • БП4. Закупки / Отношения с поставщиками
  • БП5. Логистика
  • БП6. Ценообразование и продвижение
  • БП7. Сбыт
  • БП8. Отгрузка / Доставка клиенту
  • БП9. Постпродажное обслуживание

Обслуживающие бизнес-процессы

  • БП10. Управление персоналом
  • БП11. ИТ
  • БП12. Контроллинг и риски
  • БП13. Отношения с государством
  • БП14. Управление финансами
  • БП15. Управление инфраструктурой
  • БП16. Общий менеджмент

Цепочка бизнес-процессов строительной компании (здания из металлических конструкций)

Основные бизнес-процессы

  • БП1. Маркетинг / Поиск заказчика
  • БП2. Заключение договора с заказчиком
  • БП3. Разработка инвестиционной схемы / Содействие в привлечении кредитов
  • БП4. Проектирование здания / Генпроектирование
  • БП5. Организация производства здания
  • БП6. Поставка комплектующих для здания
  • БП7. Монтаж здания / Генподряд
  • БП8. Технический надзор
  • БП9. Гарантийное обслуживание здания
  • БП10. Сервисное обслуживание здания

Обслуживающие бизнес-процессы

  • БП11. Информационные технологии (автоматизация)
  • БП12. Юридическое обеспечение деятельности
  • БП13. Система менеджмента качества (ISO)
  • БП14. Бухгалтерский учет и управление финансами
  • БП15. Контроллинг
  • БП16. Управление персоналом
  • БП17. Общий менеджмент

Цепочка бизнес-процессов производителя кухонной мебели

Основные бизнес-процессы

  • БП1. Исследование рынка
  • БП2. Брэндинг \ Продвижение
  • БП3. Мерчендайзинг в салоне
  • БП4. Прием и первичная обработка заказа
  • БП5. Конструкторская разработка
  • БП6. Закупка ресурсов
  • БП7. Производство продукта
  • БП8. Доставка \ Монтаж (сборка)
  • БП9. Гарантийное и послегарантийное обслуживание

Обслуживающие бизнес-процессы

  • БП10. Система безопасности \ Юридическое обеспечение \ Отношения с государством
  • БП11. Система информационного обеспечения \ ИТ-система
  • БП12. Финансовая система
  • БП13. Управление персоналом
  • БП14. Общий менеджмент
  • квалификацию персонала;
  • удовлетворенность персонала;
  • обучаемость и готовность персонала к изменениям;
  • инициативность персонала, умение принимать решения;
  • взаимоотношения между сотрудниками и атмосфера в коллективе;
  • особенности корпоративной культуры.

Причинно-следственные связи между целями и показателями

Целевые значения показателей/индикаторов

Сбалансированная система показателей подразумевает, что на каждом уровне организационной иерархии определены:

Разработка стратегических мероприятий

Подразделение как мини-предприятие

Прямое перенесение цели предприятия на уровень стратегии подразделения

Рассмотрим несколько примеров, демонстрирующих, как декомпозируются цели верхнего уровня на цели подразделений прямым перенесением ее на уровень подразделения. Уже на этапе представления стратегии в виде системы стратегических целей удобно представить их в виде таблицы и проследить, на какие подразделения ложится основной груз исполнения стратегии (см. ниже). Примечание: ХХ – ответственность Х – участие Примеры

Пример 1. Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard) компании-производителя кухонной мебели

Пример 2. ССП и ее декомпозиция в компании-производителе обуви

Пример 3. ССП и ее декомпозиция в компании-производителе лазерной техники

Пример 4. ССП и ее декомпозиция в компании-производителе кухонной мебели

Каскадирование стратегии на вспомогательные подразделения

Глубина декомпозиции/каскадирования стратегии

Стратегически значимые семейства должностей

У топ-менеджеров, как правило, личные цели и показатели, оценивающие их достижения, появляются вместе со стратегией организации, а как стоит подходить к разработке и согласованию личных целей рядового работника?

Рис. 9. Пример выделения стратегически значимых должностей и оценки потенциала работников в плане поддержки исполнения стратегии организации.

Во-первых, сразу для всех работников организации разрабатывать систему задач, поддерживающих реализацию стратегии, – дело затратное и труднореализуемое. Поэтому рекомендуется начинать разработку персональных целей и планов развития с наиболее значимых для реализации стратегии работников, то есть занимающих так называемые стратегически значимые должности, которые могут быть легко определены в результате анализа основных стратегических инициатив. Практика показывает, что количество работников, занимающих стратегически значимые должности, не превышает 5-10% от общей численности персонала. Если стратегически значимые должности выделены, то можно оценить, насколько сегодняшние работники готовы к выполнению стратегически значимых задач, выявив их текущие компетенции и сравнив их с компетенциями, которые будут им необходимы для реализации стратегии организации. Итак, если выделена целевая группа стратегически значимых работников, то можно переходить к постановке личных целей и задач, которые в обязательном порядке должны включать и цели саморазвития. На этом этапе трансляции стратегии в массы может встать вопрос и о найме людей с новыми для организации компетенциями, и о построении/модификации системы обучения в компании.

Как подойти к формированию и согласованию личных и организационных целей?

В качестве примера приведем рекомендации по процедуре разработки персональных ССП в сети отелей Hilton.

Шаг 2. Попросите работника самостоятельно сформировать персональную сбалансированную систему показателей, сохраняя структуру базовых перспектив стратегической карты.

Шаг 3. Работник совместно с непосредственным руководителем анализирует предложенные на предыдущем шаге цели показатели персональной ССП. При этом наиважнейшая задача руководителя – убедиться в том, что персональная система целей и показателей действительно способствует реализации стратегии организации, поставлены достижимые, реалистичные и мотивирующие цели.

Шаг 4. Непосредственный руководитель утверждает личную систему целей и показателей и проводит регулярные встречи (ежеквартально и ежегодно) в форме диалога с подчиненным относительно его успехов по достижению запланированных результатов. В ходе встреч анализируются возникшие проблемы, обсуждается и утверждается личный план развития сотрудника, при необходимости, вносятся изменения. Шаг 5. Руководитель бизнес-единицы анализирует все персональные ССП на предмет их соответствия стратегии подразделения и, в случае выявления разрывов, дает рекомендации линейному менеджеру относительно необходимости внесения изменений.

Шаг 6. Временная рабочая группа с учетом рекомендаций руководителя бизнес-единицы готовит предложения по совершенствованию систем обучения, вознаграждений и коммуникаций. В одной из компаний, управляющей сетью автозаправочных станций, разработали следующие правила составления персональной сбалансированной системы показателей:

Мотивация персонала и реализация стратегии

Таким образом, можно констатировать, что цель достигнута, и оценить степень достижения рассматриваемой цели как 109%. Можно построить такую таблицу и для общей оценки степени реализации стратегии, присвоив веса всем без исключения индикаторам сбалансированной системы показателей конкретного менеджера и/или его подразделения. Сравните, как отличаются результаты без учета весовых коэффициентов и с их учетом.

Таблица 4. Степень реализации стратегии … Таблица 5. Степень реализации стратегии с учетом весовых коэффициентов.

Оптимальное количество и качество показателей ССП

Разработка и реализация стратегии как отдельные фазы цикла стратегического управления

Вспомним, что цикл стратегического управления компании (см. рисунок) включает следующие взаимосвязанные этапы:

  • стратегический анализ (факторов внешнего окружения, а также сильных и слабых сторон самой компании), служащий основой для последующей разработки альтернатив дальнейшего развития компании;
  • формирование и оценка стратегических альтернатив (например, дистрибутор продуктов питания может рассматривать в качестве стратегических альтернатив создание собственного производства, развитие системы логистики и построение собственной розницы);
  • выбор стратегической альтернативы (например, построение собственной розницы);
  • разработка конкретных стратегических целей и мероприятий по их достижению для выбранной стратегической альтернативы.

Успехи и неудачи в процессе стратегического управления

  • соответствие фактических результатов намеченным;
  • соблюдение бюджетов (по ресурсам);
  • соблюдение сроков исполнения запланированных мероприятий, которые должны способствовать достижению поставленных целей.

Создание и реализация стратегии – разные компетенции?

Проблемы реализации стратегии

Что такое успешная реализация стратегии?

Если организация уделяет внимание тому, как ее работники воспринимают и понимают стратегию организации, то, как правило, она проводит соответствующие опросы и, обобщая полученные в результате опросов данные, использует следующие показатели для оценки положения дел:

  • доля работников, которые знают и понимают стратегические приоритеты организации;
  • доля работников, личные цели которых соответствуют стратегии;
  • доля работников, оплата которых отражает их вклад в исполнение организационной стратегии;
  • доля работников, личные планы развития которых сформированы в соответствии с корпоративной стратегией.
  • Понимаете ли Вы стратегию Вашего предприятия?
  • Достаточно ли регулярно Вас информируют о стратегии предприятия и ее изменении, если таковое имеет место?
  • Знаете ли Вы стратегические цели Вашего подразделения?
  • Понимаете ли Вы, как стратегические цели Вашего подразделения способствуют исполнению стратегии организации?
  • Cоответствуют ли стратегические цели Вашего подразделения, на Ваш взгляд, целям организации?
  • Cоответствуют ли стратегические цели Вашего подразделения целям других подразделений?
  • Достаточно ли эффективно Ваше подразделение сотрудничает с другими подразделениями в целях удовлетворения потребностей клиентов?
  • Получает ли Ваше подразделение достаточную поддержку от обслуживающих подразделений?
  • Понимаете ли Вы, как именно Ваша ежедневная работа способствует исполнению стратегии организации?
  • Обсуждали ли Вы с Вашим непосредственным руководителем Ваши личные цели в этом году в привязке к стратегии развития компании и Вашего подразделения?

Введение в управление по целям

Стратегическая карта и показатели степени достижения цели

В чем сбалансированность ССП?

Декомпозиция/каскадирование стратегии на подразделения

Стратегически значимые мероприятия

Финансовые цели и показатели

  • операционной (например, оплата клиентами стоимости реализованной продукции);
  • инвестиционной (например, денежные средства, полученные компанией от реализации изношенного оборудования);
  • финансовой (например, банковские кредиты или средства, дополнительно полученные от учредителей).

Выплаты компании также структурируются по трем видам деятельности:

  • операционной (например, оплата стоимости сырья и материалов, выплата заработной платы);
  • инвестиционной (например, приобретение нового оборудования);
  • финансовой (например, возврат кредитов).

Простое математическое преобразование соотношения

позволяет значительно повысить информационную ценность этого показателя. Первый множитель принято именовать рентабельностью продаж (измеряется в процентах), второй – оборачиваемостью капитала (измеряется в разах). Еще одной важной финансовой категорией для любой компании является категория стоимости (размера собственного капитала). Существует несколько методов оценки стоимости бизнеса, но наиболее популярной является методика дисконтированного денежного потока, основанная на том, что стоимость того или иного бизнеса определяется его способностью генерировать деньги. При прочих равных условиях, чем больше денег в обозримом будущем будет генерировать бизнес, тем дороже он стоит на данный момент. Но важно помнить о том, что в рамках этой схемы рассматривается не абсолютное значение прогнозного денежного потока, а дисконтированное (оцененное с учетом ставки дисконта, отражающей величину риска инвестирования в рассматриваемый бизнес). Если две компании будут (по прогнозам) генерировать одинаковое значение денежного потока в ближайшие годы, то это не значит, что на данный момент их стоимость одинакова. Стоимость будет больше у той компании, денежные потоки которой дисконтируются по меньшей ставке (= невысокие риски инвестирования). И, наоборот, компания будет стоить меньше, если ее денежные потоки дисконтируются по высокой ставке (= высокие риски инвестирования).

Типичными для этой проекции формулировками целей будут:

Второй важный вопрос в этой проекции – вопрос продуктового портфеля. Примерами целей, связанных с продуктовым портфелем, могут быть:

Помимо целей, касающихся клиентов и продуктов, в рамках второй проекции компании могут ставить перед собой цели, касающиеся следующих аспектов:

  • взаимоотношения с государством \ обществом;
  • взаимоотношения с конкурентами;
  • взаимоотношения с поставщиками \ партнерами.

Цепочки бизнес-процессов на примерах из практики

Цепочка бизнес-процессов дистрибутора запчастей

Основные бизнес-процессы

  • БП1. Исследование рынка
  • БП2. Анализ продаж и запасов
  • БП3. Управление продуктом
  • БП4. Закупки / Отношения с поставщиками
  • БП5. Логистика
  • БП6. Ценообразование и продвижение
  • БП7. Сбыт
  • БП8. Отгрузка / Доставка клиенту
  • БП9. Постпродажное обслуживание

Обслуживающие бизнес-процессы

  • БП10. Управление персоналом
  • БП11. ИТ
  • БП12. Контроллинг и риски
  • БП13. Отношения с государством
  • БП14. Управление финансами
  • БП15. Управление инфраструктурой
  • БП16. Общий менеджмент

Цепочка бизнес-процессов строительной компании (здания из металлических конструкций)

Основные бизнес-процессы

  • БП1. Маркетинг / Поиск заказчика
  • БП2. Заключение договора с заказчиком
  • БП3. Разработка инвестиционной схемы / Содействие в привлечении кредитов
  • БП4. Проектирование здания / Генпроектирование
  • БП5. Организация производства здания
  • БП6. Поставка комплектующих для здания
  • БП7. Монтаж здания / Генподряд
  • БП8. Технический надзор
  • БП9. Гарантийное обслуживание здания
  • БП10. Сервисное обслуживание здания

Обслуживающие бизнес-процессы

  • БП11. Информационные технологии (автоматизация)
  • БП12. Юридическое обеспечение деятельности
  • БП13. Система менеджмента качества (ISO)
  • БП14. Бухгалтерский учет и управление финансами
  • БП15. Контроллинг
  • БП16. Управление персоналом
  • БП17. Общий менеджмент

Цепочка бизнес-процессов производителя кухонной мебели

Основные бизнес-процессы

  • БП1. Исследование рынка
  • БП2. Брэндинг \ Продвижение
  • БП3. Мерчендайзинг в салоне
  • БП4. Прием и первичная обработка заказа
  • БП5. Конструкторская разработка
  • БП6. Закупка ресурсов
  • БП7. Производство продукта
  • БП8. Доставка \ Монтаж (сборка)
  • БП9. Гарантийное и послегарантийное обслуживание

Обслуживающие бизнес-процессы

  • БП10. Система безопасности \ Юридическое обеспечение \ Отношения с государством
  • БП11. Система информационного обеспечения \ ИТ-система
  • БП12. Финансовая система
  • БП13. Управление персоналом
  • БП14. Общий менеджмент
  • квалификацию персонала;
  • удовлетворенность персонала;
  • обучаемость и готовность персонала к изменениям;
  • инициативность персонала, умение принимать решения;
  • взаимоотношения между сотрудниками и атмосфера в коллективе;
  • особенности корпоративной культуры.

Причинно-следственные связи между целями и показателями

Целевые значения показателей/индикаторов

Сбалансированная система показателей подразумевает, что на каждом уровне организационной иерархии определены:

Разработка стратегических мероприятий

Подразделение как мини-предприятие

Прямое перенесение цели предприятия на уровень стратегии подразделения

Рассмотрим несколько примеров, демонстрирующих, как декомпозируются цели верхнего уровня на цели подразделений прямым перенесением ее на уровень подразделения. Уже на этапе представления стратегии в виде системы стратегических целей удобно представить их в виде таблицы и проследить, на какие подразделения ложится основной груз исполнения стратегии (см. ниже). Примечание: ХХ – ответственность Х – участие Примеры

Пример 1. Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard) компании-производителя кухонной мебели

Пример 2. ССП и ее декомпозиция в компании-производителе обуви

Пример 3. ССП и ее декомпозиция в компании-производителе лазерной техники

Пример 4. ССП и ее декомпозиция в компании-производителе кухонной мебели

Каскадирование стратегии на вспомогательные подразделения

Глубина декомпозиции/каскадирования стратегии

Стратегически значимые семейства должностей

У топ-менеджеров, как правило, личные цели и показатели, оценивающие их достижения, появляются вместе со стратегией организации, а как стоит подходить к разработке и согласованию личных целей рядового работника?

Рис. 9. Пример выделения стратегически значимых должностей и оценки потенциала работников в плане поддержки исполнения стратегии организации.

Во-первых, сразу для всех работников организации разрабатывать систему задач, поддерживающих реализацию стратегии, – дело затратное и труднореализуемое. Поэтому рекомендуется начинать разработку персональных целей и планов развития с наиболее значимых для реализации стратегии работников, то есть занимающих так называемые стратегически значимые должности, которые могут быть легко определены в результате анализа основных стратегических инициатив. Практика показывает, что количество работников, занимающих стратегически значимые должности, не превышает 5-10% от общей численности персонала. Если стратегически значимые должности выделены, то можно оценить, насколько сегодняшние работники готовы к выполнению стратегически значимых задач, выявив их текущие компетенции и сравнив их с компетенциями, которые будут им необходимы для реализации стратегии организации. Итак, если выделена целевая группа стратегически значимых работников, то можно переходить к постановке личных целей и задач, которые в обязательном порядке должны включать и цели саморазвития. На этом этапе трансляции стратегии в массы может встать вопрос и о найме людей с новыми для организации компетенциями, и о построении/модификации системы обучения в компании.

Как подойти к формированию и согласованию личных и организационных целей?

В качестве примера приведем рекомендации по процедуре разработки персональных ССП в сети отелей Hilton.

Шаг 2. Попросите работника самостоятельно сформировать персональную сбалансированную систему показателей, сохраняя структуру базовых перспектив стратегической карты.

Шаг 3. Работник совместно с непосредственным руководителем анализирует предложенные на предыдущем шаге цели показатели персональной ССП. При этом наиважнейшая задача руководителя – убедиться в том, что персональная система целей и показателей действительно способствует реализации стратегии организации, поставлены достижимые, реалистичные и мотивирующие цели.

Шаг 4. Непосредственный руководитель утверждает личную систему целей и показателей и проводит регулярные встречи (ежеквартально и ежегодно) в форме диалога с подчиненным относительно его успехов по достижению запланированных результатов. В ходе встреч анализируются возникшие проблемы, обсуждается и утверждается личный план развития сотрудника, при необходимости, вносятся изменения. Шаг 5. Руководитель бизнес-единицы анализирует все персональные ССП на предмет их соответствия стратегии подразделения и, в случае выявления разрывов, дает рекомендации линейному менеджеру относительно необходимости внесения изменений.

Шаг 6. Временная рабочая группа с учетом рекомендаций руководителя бизнес-единицы готовит предложения по совершенствованию систем обучения, вознаграждений и коммуникаций. В одной из компаний, управляющей сетью автозаправочных станций, разработали следующие правила составления персональной сбалансированной системы показателей:

Мотивация персонала и реализация стратегии

Таким образом, можно констатировать, что цель достигнута, и оценить степень достижения рассматриваемой цели как 109%. Можно построить такую таблицу и для общей оценки степени реализации стратегии, присвоив веса всем без исключения индикаторам сбалансированной системы показателей конкретного менеджера и/или его подразделения. Сравните, как отличаются результаты без учета весовых коэффициентов и с их учетом.

Таблица 4. Степень реализации стратегии … Таблица 5. Степень реализации стратегии с учетом весовых коэффициентов.

Оптимальное количество и качество показателей ССП

Читайте также: