Разворот над атлантикой примакова кратко

Обновлено: 05.07.2024

После этого заявления, в знак несогласия с решением Хавьера Солана, российский самолет изменил курс и вернулся в Россию. Человеком, развернувшим самолет, а на деле – развернувшим ход истории, стал премьер-министр Евгений Максимович Примаков.

Я думаю, что его поступок в том или ином виде предвидели некоторые дальновидные политологи, например, Джордж Кеннан, они предупреждали об этой опасности, но к ним не прислушались. И этот поступок был, на мой взгляд, сигналом того, что начинается новая холодная война. Что, конечно, изменило мир.

Легко судить и критиковать что-либо два десятилетия спустя. Все сильны задними мыслями. Я не уверен, что решение Примакова не было эмоциональным, не уверен, что оно было правильным, может быть, надо было лететь дальше и разговаривать в Вашингтоне. Но это сейчас, а тогда надо было принять решение безотлагательно. Рассуждать о том, правильно ли оно было с точки зрения дня сегодняшнего, по-моему, пустое дело.

Как разворот над Атлантикой вернул Россию на мировую арену

Галия Ибрагимова

Филиал Госдепартамента в Москве

Чтобы оценить историческое значение разворота над Атлантикой, надо понять обстоятельства, при которых Примаков пошел на этот поступок. После окончания холодной войны Москва взяла курс на сближение с Западом.

Возглавивший российский МИД в начале девяностых Андрей Козырев стремился не просто к мирному сосуществованию с бывшими идеологическими противниками — он хотел установить союзнические отношения.

Выглядело это союзничество, по мнению критиков Козырева, однобоко.

Страна вступила во многие западные структуры и международные организации, включая Всемирный банк и Международный валютный фонд.

Почти до конца девяностых российские власти рассматривали возможность присоединиться к НАТО. Летом 1991-го стороны даже подписали Вашингтонскую декларацию, где зафиксировали переход к союзническим отношениям.

Государственный секретарь США Уоррен Кристофер и министр иностранных дел РФ Андрей Козырев после подписания ряда соглашений. 1 февраля 1994

Официальный визит в Россию президента США Билла Клинтона. Государственный секретарь США Уоррен Кристофер и министр иностранных дел России Андрей Козырев после подписания ряда соглашений. 1 февраля 1994

Желание России сблизиться с Соединенными Штатами объяснялось не только политическими, но и экономическими причинами. Переход от командной экономики, ослабленной за годы холодной войны гонкой вооружений, к рыночной, казался невозможным без западных кредитов.

Президент России Борис Николаевич Ельцин в ковбойской шляпе принимает в подарок от сената США поясной ремень во время визита в Америку. 1991 год

Президент России Борис Николаевич Ельцин в ковбойской шляпе принимает в подарок от сената США поясной ремень во время визита в Америку

Чрезмерная открытость Западу, проамериканская ориентация во внешней политике и при этом невнимание к сотрудничеству с партнерами на постсоветском пространстве — Козырева потом многие обвиняли в предательстве национальных интересов.

За постоянное потакание первого российского министра иностранных дел Вашингтону его прозвали Мистером Да в противовес главе советского МИД Андрею Громыко.

В истории дипломатии тот, наоборот, запомнился неуступчивостью Западу и был известен там как Мистер Нет.

Сам Козырев спустя годы на критику отвечал тем, что в начале девяностых все выглядело иначе, чем сейчас.

Президент России Борис Ельцин и министр иностранных дел Андрей Козырев садятся в машину в порту Греции. 11 июня 1994

Президент России Борис Ельцин и министр иностранных дел Андрей Козырев садятся в машину в порту Греции. 11 июня 1994

При этом не только глава МИД, но и многие члены первого российского правительства до сих пор считают, что к резкому развороту внешней политики Кремля тогда оказались не готовы не только внутри страны, но и на Западе.

Козырев добавляет, что Вашингтону было комфортнее общаться с советскими лидерами, которые были понятными и предсказуемыми противниками.

Андрей Козырев на встрече пятерки - постоянных членов Совета Безопасности ООН на министерском уровне. 21 сентября 1992

Экономически ослабленная и зависимая от западных кредитов Россия в начале девяностых не воспринималась США как угроза безопасности. Образ коммунистической сверхдержавы, способной в любой момент нанести превентивный ядерный удар или спровоцировать кризис, аналогичный карибскому, тоже улетучился. Кремль обращался за помощью, и американский истеблишмент вскоре включил Россию в категорию стран третьего мира наравне с государствами Африки, Азии и Латинской Америки.

Очередь у банкомата в центре Москвы. 17 августа 1998

Кредиты выдавали неохотно, чтобы подольше сохранить экономическую зависимость от Запада.

Кроме того, опасались возврата коммунистов к власти — тогда все усилия по интеграции Москвы в западное сообщество оказались бы тщетными.

Двенадцатого марта 1999 года к альянсу присоединились Польша, Венгрия, Чехия. О прежнем доверии Западу уже не могло быть и речи. И Ельцин, и Примаков, и все члены правительства критиковали США и Европу за нарушение гарантий нерасширения НАТО на восток, которые были даны СССР в конце восьмидесятых. Но проблемы в российской экономике не позволяли особо настаивать на своем.

Президент РФ Борис Ельцин во время встречи с министрами в Кремле, посвященной ситуации на Балканах. 26 марта 1999

Президент России Борис Ельцин во время встречи с министрами в Кремле, посвященной ситуации на Балканах. 26 марта 1999

В августе 1998 года в стране разразился тяжелый экономический кризис. Практически за одну ночь сбережения граждан обесценились, власти объявили технический дефолт. Зависимость от западной помощи резко усилилась. Премьер-министром назначили Примакова. Он должен был стать антикризисным менеджером и, используя навыки дипломата, выбить из США и ЕС новые кредиты. Надо было спасать экономику.

Историю, произошедшую 24 марта 1999 года, многие называют одной из самых эффектных в современной отечественной дипломатии – тогда премьер-министр РФ Евгений Примаков прямо в небе (район острова Ньюфаундленд) решил отменить свой официальный визит в США и развернуть правительственный самолет обратно, выразив тем самым протест России против начавшейся военной операции НАТО в отношении Югославии.

Москва выступала категорически против такого развития событий. И многие аналитики полагают, что поступок Е.М. Примакова, столь ярко и демонстративно отказавшегося от официального визита в США, положил начало современной многовекторной внешней политике России, проводимой президентом РФ В.В. Путиным.

Примаков свой поступок подвигом не считал

Как вспоминал бывший премьер, его тогда многие упрекали за то, что не приземлился в США, чтобы там обратиться в Совет Безопасности ООН. На это Примаков отвечал, что он, во-первых, летел в Вашингтон, а не в Нью-Йорк, где располагается Совет Безопасности, а во-вторых, ему бы тогда никто не позволил выступить в этом Совете. Примаков считал, что в тот момент возможности предотвратить натовские бомбардировки Югославии не было.


Филиал Госдепартамента в Москве

Чтобы оценить историческое значение разворота над Атлантикой, надо понять обстоятельства, при которых Примаков пошел на этот поступок. После окончания холодной войны Москва взяла курс на сближение с Западом.

Возглавивший российский МИД в начале девяностых Андрей Козырев стремился не просто к мирному сосуществованию с бывшими идеологическими противниками — он хотел установить союзнические отношения.


Выглядело это союзничество, по мнению критиков Козырева, однобоко.

Страна вступила во многие западные структуры и международные организации, включая Всемирный банк и Международный валютный фонд.

Почти до конца девяностых российские власти рассматривали возможность присоединиться к НАТО. Летом 1991-го стороны даже подписали Вашингтонскую декларацию, где зафиксировали переход к союзническим отношениям.


Желание России сблизиться с Соединенными Штатами объяснялось не только политическими, но и экономическими причинами. Переход от командной экономики, ослабленной за годы холодной войны гонкой вооружений, к рыночной, казался невозможным без западных кредитов.



Чрезмерная открытость Западу, проамериканская ориентация во внешней политике и при этом невнимание к сотрудничеству с партнерами на постсоветском пространстве — Козырева потом многие обвиняли в предательстве национальных интересов.


За постоянное потакание первого российского министра иностранных дел Вашингтону его прозвали Мистером Да в противовес главе советского МИД Андрею Громыко.

В истории дипломатии тот, наоборот, запомнился неуступчивостью Западу и был известен там как Мистер Нет.

Сам Козырев спустя годы на критику отвечал тем, что в начале девяностых все выглядело иначе, чем сейчас.

При этом не только глава МИД, но и многие члены первого российского правительства до сих пор считают, что к резкому развороту внешней политики Кремля тогда оказались не готовы не только внутри страны, но и на Западе.

Козырев добавляет, что Вашингтону было комфортнее общаться с советскими лидерами, которые были понятными и предсказуемыми противниками.


Экономически ослабленная и зависимая от западных кредитов Россия в начале девяностых не воспринималась США как угроза безопасности. Образ коммунистической сверхдержавы, способной в любой момент нанести превентивный ядерный удар или спровоцировать кризис, аналогичный карибскому, тоже улетучился. Кремль обращался за помощью, и американский истеблишмент вскоре включил Россию в категорию стран третьего мира наравне с государствами Африки, Азии и Латинской Америки.

Кредиты выдавали неохотно, чтобы подольше сохранить экономическую зависимость от Запада.

Кроме того, опасались возврата коммунистов к власти — тогда все усилия по интеграции Москвы в западное сообщество оказались бы тщетными.

Двенадцатого марта 1999 года к альянсу присоединились Польша, Венгрия, Чехия. О прежнем доверии Западу уже не могло быть и речи. И Ельцин, и Примаков, и все члены правительства критиковали США и Европу за нарушение гарантий нерасширения НАТО на восток, которые были даны СССР в конце восьмидесятых. Но проблемы в российской экономике не позволяли особо настаивать на своем.

В августе 1998 года в стране разразился тяжелый экономический кризис. Практически за одну ночь сбережения граждан обесценились, власти объявили технический дефолт. Зависимость от западной помощи резко усилилась. Премьер-министром назначили Примакова. Он должен был стать антикризисным менеджером и, используя навыки дипломата, выбить из США и ЕС новые кредиты. Надо было спасать экономику.

Американцы поддержали военную операцию, так как не намерены больше мириться с этническими чистками в Косово, пояснил Гор. Москва считала ответственными за насилие на Балканах не только сербов, но и хорватов, и боснийцев, и косоваров. Позицию Кремля снова проигнорировали.

Примаков был потрясен услышанным. Впервые после Второй мировой войны авиация бомбила европейскую страну.

Примаков принял решение отменить визит в США. Уведомил об этом Гора, и самолет взял курс на Москву. Американский вице-президент пытался сгладить этот демарш и уговаривал российского премьера все же добраться до Вашингтона и там подписать соглашение об откладывании визита. Но российский премьер был непоколебим.

Поступок, который сегодня называют началом многовекторной внешней политики России, двадцать лет назад был воспринят неоднозначно.

Один из немногих американских государственных деятелей, признавших правоту Примакова, — экс-госсекретарь США Генри Киссинджер.


В России мнения разделились. Ельцин поддержал примаковский разворот над Атлантикой.

Он считал это первым шагом, заставившим НАТО приступить к политическому урегулированию конфликта.

Тем не менее в адрес Примакова звучало много критики. Его упрекали в том, что он так и не долетел до Америки, где мог бы с трибуны Совбеза ООН осудить НАТО за противоправные действия. Были и те, кто обвинял премьера в том, что он пренебрег интересами России, которая остро нуждалась в западных кредитах.


Через несколько лет после бомбардировок Югославии последовали не санкционированные ООН военные операции НАТО в Афганистане, Ираке, Ливии. Каждый раз Запад оправдывался, что вооруженное вторжение альянса спасло ту или иную страну от гуманитарной катастрофы или геноцида. Однако ни в одной стране, куда натовские силы вторглись в нарушение норм международного права, порядок и стабильность не восстановлены до сих пор.


Путин не раз говорил, что именно с бомбардировок Югославии силами НАТО началось ухудшение отношений России и Запада.


Нынешний глава российского МИД Сергей Лавров неоднократно подчеркивал, что внешнеполитический курс Москвы не замыкается только на Западе или Востоке. Лавров даже написал стихи, посвященные Примакову:

…Судьбы крутые повороты

Не изменили его суть.

Он сам большие самолеты

Был в состояньи развернуть.


Свой разворот над Атлантикой сам Примаков не считал каким-то героизмом.


precedent

Ещё одни погнались за западными кредитами. В коме уже.

На самом деле, события в Мире развивались стремительно и по очень опасному сценарию.
За всеми этими поворотами, переворотами, распадами — полураспадами, в рассуждениях и оценках забывая, что Россия — новое государство, что СССР УЖЕ не было, как не стало СЭВ и Варшавского договора, забывают, что кроме США и России есть и другие страны, шли и иные процессы. От появления интернета гражданского (в 98 впервые Ельцин ответы на вопросы давал, Корпорация появилась и пр) до.

А что с нами происходило, хорошо ли все помнят? Не американцы развалили СЭВ и соцлагерь. Перестройку они встретили словами win-win. Они помогали деньгами, технологиями, гуманитарной помощью. На паритетных, по сути, началах, пошли на сокращение ЯО.

Первая чеченская, криминальная революция, вывод войск… В чисто поле. победа коммунистов на выборах президента России. Законов толком нет, ничего нет. Кроме реальной угрозы гражданской войны. Осталось только подождать, когда Россия сама придет к необходимости сокращения ЯО, чтобы в процессе распада не образовалось десятки режимов с ним. Это -1996 год

В 1997 году Дэн Сяопин формулирует стратегию развития Китая. В этот же год начинается новая эпоха отношений с Китаем. И в этот же год Россия сокращает треть (!!) военнослужащих.

А ещё раньше состоялась первая азиатско-европейская встреча (АСЕМ) министров иностранных дел 25 стран ЕС, АСЕАН, КНР, Южной Кореи и Японии.

В 1998 году Россия — НАТО постоянное представительство. Дефолт.

В 1999 за полторы недели до интервенции НАТО членами НАТО стали Польша, Чехия, Венгрия.

Читайте также: