Развивающие возможности урока кратко
Обновлено: 03.07.2024
Презентация на тему: " Теоретический семинар для учителей гимназических классов 2010-2011 г.г. Развивающие возможности урока. Текст как основа обучения и развития." — Транскрипт:
1 Теоретический семинар для учителей гимназических классов г.г. Развивающие возможности урока. Текст как основа обучения и развития.
3 Расширение представлений о собственных профессиональных возможностях, развивающем потенциале предмета и задачах развития человека.
5 Развивающие возможности урока: УРОКСодержаниеТекстыЗаданияТехнологии РЕПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕННОСТНО- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛЬ
7 Признаки текста Членимость Смысловая цельность Тема Замысел (цель создания или основная идея) Связь между предложениями (смысловая и грамматическая) Есть зачин и концовка
8 Порядок работы с текстом Ознакомительное чтение Тщательная проработка: раскодировка Усвоить прочитанное значит понять все так глубоко и продумать так серьезно, чтобы мысли автора, объединяясь с собственными мыслями, превратились бы в единую систему знаний по данному вопросу.
9 Как преодолеть трудности? Графическая схема для прояснения структуры текста (тезис – аргументы – вывод) Система подчеркиваний, знаков и символов Вопросы к тексту Работа с терминами Запись интересных мыслей в процессе чтения
10 Требования к записям Ясность и разборчивость Полнота Наглядность Лаконичность Продуманное расположение Сопровождение записей своей оценкой (творческая обработка текста)
11 Какие вопросы задавать? Сократ: Правильно ли поступит военачальник, если он, для того чтобы поднять дух войска, солжёт своим воинам, будто бы приближаются союзники? Является ли доблесть чем-то единым, а справедливость, здравомыслие и благочестие это только отдельные её стороны, или же всё это слова-синонимы, выражающие одно понятие?
12 Какие вопросы задавать? Платон: Может ли каждая из двух частей этого существующего единого (а именно: единое и бытие) оставаться особняком: единое без бытия как своей части и бытие без единого как своей части?
13 Умный вопрос уже половина знаний (Ф.Бэкон
15 Из чего рождается вопрос?
16 Классификация вопросов Знание: вопросы, требующие запомнить информацию. 2. Понимание: вопросы, которые позволяют ученикам понять смысл переданной информации и употребить её не так, как в тексте: сравнить объекты, проиллюстрировать историю, выявить и разъяснить основную идею. Например: какие слова или предложения дают представление о характере героя? 3. Приложение: вопросы на осознание полученной информации, которые помогут ученикам применить полученное знание в аналогичной ситуации. Для этого им необходимо предложить выбрать нужные факты, сообщить их или решить проблему. Например: что бы вы сделали, если бы такой герой повстречался вам на пути? 4. Анализ: ученики должны разбить информацию на малые части, чтобы стала понятной её структура. Такая операция позволит им увидеть разные точки зрения и обсудить их, затем ответить на вопросы почему и зачем, то есть определить мотивацию, причины, сравнить события или сделать вывод из полученных фактов. 5. Синтез: ученикам необходимо соединить малые части так, чтобы создать что-то новое (другой финал сюжета, решение проблемы) или предсказать развитие событий. 6. Оценка: ученики оценивают информацию на основании личного опыта или данного им критерия, то есть они должны выразить мнение, рекомендовать решение, обсудить тему, защитить определённую точку зрения. Подобные вопросы начинаются с выражения как вы считаете.
17 Типы вопросов Репродуктивный вопрос начинается со слов: Кто? Что? Как? Где? Куда? Продуктивные вопросы (специальные): можно ли считать (то-то) верным? какие выводы можно сделать из…? каковы мотивы поступков героя (-ев)? вопрос начинается с формулировки тезиса. Продуктивные вопросы (разделительные): если известно. то …? если …, то почему …? … или ….?
18 УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ Аксиоматические Проблематизирующие Личностно - окрашенные Ценностно - окрашенные
20 Проблематизирующий текст: содержит проблемные (открытые) вопросы и проблемную информацию; изложение исследований, наблюдений, рассуждений и умозаключений (то есть логики размышлений над вопросом), чаще всего – конкретных, авторских. Маркеры: Развивающие возможности Противопоставление фактов или позиций, изложение проблемы, противоречия, хода мыслей, размышления, изложение авторского или абстрактного опыта, часто есть герой, ситуация; текст выстроен по принципу диалога. Развитие логики (логических операций), способности к пониманию, смысловой обработке текста. Развитие познавательной мотивации, мировоззрения
21 Ценностно-окрашенный текст: Интерпретирует излагаемую информацию в контексте культурных ценностей, нравственных проблем, неоднозначных жизненных позиции и противоречий. Маркеры: Развивающие возможности Ценностные слова, метафоры, диалоговая форма, обращение к личному опыту и личному мнению, изложение ценностных противоречий, дилемм или проблем Развитие личной позиции, нравственного мировоззрения, критического отношения к информации, логического мышления
22 Личностно-окрашенный текст: содержит обращение к личному опыту, эмоциям и предыдущим знаниям ученика, его образу жизни. Маркеры: Развивающие возможности Ты знаешь, ты помнишь, сделай сам, как бы ты поступил, было ли у тебя подобное… Обращение к чувствам, ощущениям, чувственному опыту человека. Приемы ораторской речи. Развитие познавательной мотивации, учебной инициативы, личностного отношения к учению и знанию. Расширение эмоционального опыта
23 УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ 1. ЗАПОМИНАНИЕ2. ДОБЫВАНИЕ И НАБЛЮДЕНИЕ3. СТРУКТУРИРОВАНИЕ4. ЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА5. ТВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
24 6 шляп мышления (Эдвард де БОНО) ФАКТЫ ЦИФРЫ БЕЛАЯ ЭМОЦИИ ЧУВСТВА КРАСНАЯ РИСКИ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ЧЕРНАЯ ПОЛЬЗА ПРЕИМУЩЕСТВА ЖЕЛТАЯ ПОИСК ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСТВО ЗЕЛЕНАЯ ВЫВОДЫ РЕФЛЕКСИЯ СИНЯЯ
25 Формы подачи материала и оценивания знаний с помощью информационных технологий презентация, информационно-обучающие программы, тесты, проекты.
26 На презентации можно разместить самые выигрышные моменты темы, эффективные схемы, таблицы, иллюстрации цитаты, определения для записи в тетрадь, Главное в презентации это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя).
27 Презентация обеспечивает учителю возможность для: информационной поддержки; иллюстрирования; использования разнообразных упражнений; экономии времени и материальных средств; построения канвы урока; расширения образовательного пространства урока.
28 Основные виды деятельности на уроке в гимназическом классе поиск, осознание переработка новых знаний. Учитель - организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
29 Вм есто эпилога… Суть развивающего образования…можно определить, по крайней мере, на словах, предельно просто - это возможность сказать себе и другим: в рамках своего профессионализма я сделал все, чтобы сохранить и обеспечить процессы развития, остальное - выше моих сил. В.И.Слободчиков
Реализация ФГОС – это формирование УУД. Универсальные учебные действия – это способы осуществления деятельности, обеспечивающие человеку готовность и способность учиться и самостоятельно строить свою жизнь.
Этот тезис содержит в себе важные положения:
1. УУД представляют собой способы осуществления разных видов деятельности.
2. УУД соотносимы не столько с предметом и учебной деятельностью, а с жизнедеятельностью человека.
3. УУД не существуют и, соответственно, не развиваются вне деятельности человека.
УУД уделяют большое внимание. Формирование УУД должно проходить в соответствии с программой. УУД делятся на четыре группы: регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешного усвоения.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осмысливать тексты, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контроль и оценку процесса и результатов деятельности, ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками.
Это работа в парах или группах временного или постоянного состава. Данный вид организации имеет большое значение на уроке:
- возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала
· возрастает сплоченность класса
· ученик более точно оценивает свои возможности
· ученики приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе
· формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника.
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Учитель должен учитывать взаимодействие уровня сформированности универсальных учебных действий с различными показателями:
· уровень развития речи
· овладение русским языком
· успеваемость по основным предметам
· навыки общения со сверстниками
· умение слушать и слышать учителя
· умение задавать вопросы
· стремление принимать и решать учебную задачу
· умение контролировать свои действия на уроке
Учебная деятельность имеет определенную структуру, или точнее говоря, закономерные этапы своего осуществления. В качестве основных этапов осуществления учебной деятельности могут быть рассмотрены: целеполагание, планирование действий, выполнение действий, контроль и коррекция, оценивание результата, рефлексия.
Какие же действия учителя позволяют сформировать УУД?
1. Учитель привлекает внимание детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
2. Учитель вместе с детьми разрабатывает алгоритм оценивания своего задания. Учитель показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
3. Учитель обучает детей приемам работы в группах. Дети вместе с учителем исследуют, анализируют учебные конфликты и находят пути их решения.
5. Учитель включает детей в открытие новых знаний.
6. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказ, составление плана и т.д.
7. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.
8. Учитель учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
9. Учитель учит ребенка ставить цели и пути их достижения, а также решение возникающих проблем.
10. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
11. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества.
12. Учитель и ученики вместе решают возникшие учебные проблемы.
13. Учитель учит детей планировать свою работу и досуг.
Цель статьи: полностью раскрыть какие же есть развивающие возможности на уроках развития мышления критического.
– Дать определение, критическому мышлению;
– Как работает критическое мышление;
– Какие технологии применяются в обучении мышлению критическому;
– Найти условия и подходы, развивающие критическое мышление;
– Найти и расписать стадии, с помощью которых можно работать и получать знания и развивать возможности на уроках в критических мышлениях;
– Выяснить, что предполагает методика критического мышления;
Объектом работы является критическое мышление. Предметом являются дети.
Критическое мышление что же это?
Критическое мышление – это мышление независимое, которое берет свое начало с постановки задач и их необходимо разрешить. Критическое мышление это начало для раздумий человека, он является единственным способом взаимного действия с идеями и данными. Критическое познаниеопределяетоценочную идею, отстраненность. Даннаяформальнаямысль, которая не принимаеттеизм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненно собственноезнание. В этом и отличия критическоймысли от мысли творческой, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование свежих замыслов, которые за частую выходят за рамки опыта жизни, внутренних норм и правил. При всем при том провести четкую границу между критическим и творческим мышлением далеко не просто. Так называемое мышление критическое является начальной точкой для того, чтобы развить творческое мышления, так же и творческое и критическое мышление, развивающиеся в синтезе, взаимообусловлено.
Достоинствомэтойметодики является- обучить детей слушать и слышать, улучшает речь, предоставлять возможность общения, активизироватьфилософскую деятельность, познавательноелюбопытство, побуждающее детей к деянию, поэтому работают все. Исчезаетбоязнь, поднимаетсяобязательствоучащегося за свой ответ, учитель и учащиеся совместнопринимают участие в получении знаний.
Изучение критическому познанию – является нелёгкой задачей. Нет определенного перечня шагов, которые бы вели к критическому познанию. Однакоесть технологии, определённые условия и подходы,с помощью которых развивается критическое мышление :
– ученикиобязаныпользоваться временем и возможностью практики в критическом мышлении;
– учащиеся должны поощряться в ходе учебного изученя;
– вынуждены принятьразличныеобразы и отзывы;
– в классе должна быть создана атмосфера, в которой отсутствуют насмешки, сарказм над чужим мнением;
– преподаватель должен быть уверенным в способностях каждого учащегося.
Следовательно, ученики, которые думают отрицательно, увлеченные в активный процесс регулярной работы, которые думают о своих знаниях, способны принять себя и верно понять кем он является в окружающем их мире.
Стадия три– размышление (рефлексия) – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Задаются как закрытые, так и открытые вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Данная стадия реализуется также благодаря разнымприемам: дискуссиям групп, которые написанныеэссе либо мини-сочинениями, синквейна–пятистишия, картой спорной, самодеятельного стула. Происходит осмысление целостное, информация, которая присваивается и обобщается и она же получилась и выработала к материалу собственное отношение, которая изучалась и которая еще непознанна.
В ходеобучения сложно представить себе структуру элементов, которыевзаимосвязанны между собой, поэтомуподход деятельностипредоставляет возможность рассмотреть ходучебный как систему цельную. В учебевыделяют моменты операционные, содержательные, мотивационные, которые соответствуют знаниям определёнными действиям мотивов.
2. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М. : Просвещение, 2004. – 236 с.
3. Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И. М. Осмоловской, д. пед. н., сост. Л. Б. Прокофьева, Г. А. Воронина – М. : ИТиИП РАО, 2004. – 524 с.
Интегративные возможности познавательной деятельности в развитии дошкольников "Интегративные возможности познавательной деятельности в развитии дошкольников" (мультипликативный эффект в развитии ребенка при реализации.
Использование приёмов критического мышления в работе с детьми младшего школьного возраста В июне 2012 года Постановлением Правительства РК № 832 утверждён Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников.
Синквейн — инновационный прием технологии развития критического мышления в работе по развитию речи дошкольника. Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем.
Статья о значении физкультурных занятий в развитии дошкольника Курылева О. Н., Сарычева Н. Н. ЗНАЧЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В современном обществе предъявляются новые, все более.
Статья. Педагогические возможности традиционной народной культуры в воспитании детей дошкольного возраста Интерес к народной культуре на сегодняшний день существенно возрос. Это связано с тем, что в современных условиях традиции становится связующим.
Задачи — это определенные установки, которые направлены на достижение поставленной цели.
Постановка цели и задач урока имеет большое значение, так как они направлены в первую очередь на активизацию внимания учащихся, стимулирование у них познавательной активности и формирование первоначального интереса к учебному процессу.
Принято выделять три вида задач урока:
- образовательные,
- развивающие,
- воспитательные.
Образовательные задачи урока
Образовательные задачи урока – это задачи, которые направлены на усвоение учебного материала, расширения собственного мировоззрения, формирования определенных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной реализации в жизни.
Основные образовательные задачи урока:
- Формирование или продолжение формирования и закрепления основных знаний и умений по изучаемому предмету.
- Формирование у учащихся умения выделять основное в изучаемом учебном материале, обобщать и сравнивать изучаемые факты, логично и последовательно излагать собственные мысли и идеи.
- Восполнять, при необходимости, пробелы в основных знаниях, умениях и навыках.
- Обеспечение контроля, получаемых знаний, умений и навыков по изучаемому учебному предмету.
- Формирование необходимых трудовых навыков, включающих в себя понимание учебного задание, самостоятельно продумывание плана и хода его выполнения, осуществление подготовки к работе и соблюдение намеченного плана работы.
- Формирование навыков самостоятельно поиска необходимой информации, умения работать с различными источниками информации, выделять нужные материалы.
- Формирование умения слушать и понимать педагога, конспектировать учебную информацию, работать с конспектами, схемами и макетами.
- Формирование умения наблюдать за предметами и явлениями, устанавливать взаимосвязь между существенными признаками и отношениями.
- Формирование умения работать с учебной информацией – находить, выделять нужное, фиксировать в письменном виде (конспекты, схемы, графики и т.д.).
- Формирование необходимых навыков практического характера: проведение учебно-практических и лабораторных работ, расчетов, измерений и т.д.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, образовательные задачи урока направлены на формирование у учащихся необходимых знаний и умений в рамках изучаемых учебных предметов, а также формирование навыков, необходимых для осуществления процесса обучения и самообучения.
Развивающие задачи урока
Развивающие задачи урока – это задачи, которые направлены на общее развитие учащихся, а также на их личностное развитие в соответствии с возрастными возможностями и потребностями.
К развивающим задачам урока относятся:
- Развитие у учащихся мотивации на осуществление учебной деятельности.
- Развитие интеллектуальных качеств, познавательных способностей и интереса, посредством использования данных о применении изучаемых явлений окружающего мира, достижений науки и техники, игровых технологий и т.д.
- Развитие эмоциональных чувств и качеств учащихся, путем создания на учебных занятиях различных эмоциональных ситуаций, а также посредством использования приемов, включающих в себя яркие примеры из повседневной жизни, иллюстраций, демонстраций, оказывающих положительное влияние на чувства детей.
- Развитие у учащихся волевых качеств, самостоятельности, умения стойко преодолевать трудности в обучении, посредством организации разнообразных проблемных ситуаций, включения в учебный процесс творческих заданий, дискуссий, самостоятельной работы и т.д.
- Устранение недостатков, у учащихся, имеющих отставание по учебе, обратить особое внимание на развитие у них интеллекта, эмоций, воли.
- При работе с учащимися, которые показывают хорошие результаты в обучении, обратить внимание на поддержание у них положительного интереса и мотивации к обучению.
- Формирование и развитие умения рассуждать логично, излагать свои мысли четко и исчерпывающе, уметь наблюдать и на основании наблюдения делать выводы и обобщения.
- Формирование и развитие умения выделять из общего существенное, переносить полученные знания в новую ситуацию, уметь видеть проблему и на ее основании формулировать вопрос.
- Развитие умения самостоятельно и логично рассуждать, экспериментировать, устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями.
- Формирование и развитие умений по итогу наблюдения или эксперимента делать обобщения и выводы, видеть конкретные проявления научных законов.
- Развитие у учащихся творческих способностей, познавательной активности, креативности, самостоятельно разбираться в инструкциях, производить вычисления и измерительные операции.
- Развитие навыков самостоятельной научной работы, посредством выполнения разного рода творческих работ (рефераты, доклады, эссе и т.д.).
- Развитие умений качественно и всестороннее освещать излагаемый учебный материал, посредством применения знаний, полученный в ходе изучения различных источников информации.
- Развитие познавательного интереса, альтернативного и логического мышления, речь, самостоятельности и т.д.
- Развитие основных навыков учебной деятельности и учебно-организационных умений.
Таким образом, развивающие задачи урока направлены на всестороннее и полноценное развитие учащегося посредством эффективно организованной воспитательно-образовательной деятельности, реализуемой педагогом во время учебного урока.
Воспитательные задачи урока
Воспитательные задачи – это задачи, направленные на воспитание личности учащегося, овладение им общечеловеческой культурой и нормами поведения, принятыми в современном обществе.
К воспитательным задачам урока относятся:
- Оказание учащимся содействия в формировании основных мировоззренческих идей, в ходе учебного занятия.
- Обеспечение нравственного воспитания учащихся, посредством включения в образовательный процесс соответствующих примеров из источников художественной литературы, истории и т.д. Воспитание таких личностных качеств как коллективизм, патриотизм, гуманизм и иных общечеловеческих ценностей.
- Оказание необходимого содействия в трудовом воспитании учащихся, посредством собственного примера, примеров из повседневной жизни и т.д.
- Оказание положительного влияния на профессиональное самоопределение учащихся.
- Оказание содействия эстетическому и нравственному воспитанию учащихся, посредством ознакомления с произведениями искусства и литературы, природными явлениями, научными достижениями и т.п.
- Оказание содействия в физическом воспитании учащихся, проявление заботы о профилактике их утомляемости во время учебного урока.
- Устранение имеющихся недостатков и пробелов в воспитании учащихся (нетактичность, недисциплинированность, необязательность, неаккуратность и т.д.).
- Оказание содействия в осуществлении военно-патриотического воспитания учащихся.
- Воспитание таких личностных качеств как умения преодолевать трудности, усидчивость, аккуратность при выполнении поручений и заданий, сила воли, упорство, настойчивость и т.д.
- Воспитание у учащихся ответственного отношения к учебе, ответственности за результаты своего учебного труда, соблюдение правил и техники безопасности.
- Формирование и совершенствование у учащихся нравственных принципов, посредством собственного личного примера.
- Воспитание искреннего интереса к воспитательно-образовательной деятельности, получению новых знаний, расширению собственного кругозора, доброжелательного отношения с одноклассниками и педагогами.
- Воспитание стойкой жизненной и гражданской позиций.
- Воспитание экологического и гуманистического мышления, терпимого отношения к взглядам и точкам зрения других людей, их жизненной позиции и образу жизни.
- Воспитание уважительного отношения к другим людям, старшему поколению, родителям, педагогам и т.д.
Таким образом, воспитательные задачи урока, направлены на воспитание полноценной личности, обладающей общепризнанными нормами и навыками поведения, умеющей выстраивать продуктивные взаимоотношения с окружающими, способной жить в современном социуме.
Читайте также: