Государственное регулирование рынка ценных бумаг кратко

Обновлено: 04.07.2024

Рынок ценных бумаг — это часть финансового рынка, где осуществляется привлечение и перераспределение капитала за счет выпуска и обращения ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг позволяет формировать справедливое ценообразование финансовых инструментов. В структуре современного фондового рынка выделяют также рынок производных финансовых инструментов.

Рынок ценных бумаг образуют субъекты торгово-расчетной и учетной инфраструктуры, финансовые посредники, дилеры, информационные и аналитические агентства, инвесторы и эмитенты.

Выход инвесторов на рынок ценных бумаг, как правило, доступен через финансовых посредников — профессиональных участников рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг — это брокеры, дилеры, доверительные управляющие, инвестиционные советники, регистраторы и депозитарии. По данным на конец III квартала 2021 года на российском рынке ценных бумаг действует 455 организаций, в том числе 193 кредитные организации, 238 некредитных финансовых организаций и 24 инвестиционных советника — индивидуальных предпринимателя.

Рынок ценных бумаг развивается, предоставляя инвесторам множество способов и форм участия. Одним из недавно появившихся на российском рынке ценных бумаг инструментов инвестирования является индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), позволяющий диверсифицировать инвестиции и предоставляющий инвестору право на получение налоговых льгот.

Банк России обеспечивает устойчивое развитие рынка ценных бумаг, регулирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также осуществляет контроль и надзор за ними, обеспечивает защиту прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, в том числе противодействуя недобросовестным практикам, неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Банк России также осуществляет регулирование в области допуска ценных бумаг на финансовый рынок, формирует реестры финансовых инструментов. Большое внимание Банк России уделяет развитию корпоративных отношений и совершенствованию практик корпоративного управления в российских публичных компаниях, что способствует развитию акционерного финансирования.

Важные материалы

Концепция по совершенствованию процедур аннулирования (отзыва) лицензий (исключения из реестра/государственного реестра) некредитных финансовых организаций и аннулирования квалификационных аттестатов специалистов финансового рынка

В рамках настоящей темы рассмотрены вопросы регулирования рынка ценных бумаг как упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Проанализирована система регулирования фондового рынка, составляющие этой системы; процесс регулирования рынка саморегулирующимися организациями; рассмотрены этапы эмиссии ценных бумаг и регулирования деятельности эмитентов со стороны ФСФР. Целью изучения настоящей темы является формирования у студентов представления о системе государственного и контроля фондового рынка РФ. Задачей изучения темы является подготовка студентов к детальному анализу основ функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг, рассматриваемых а разделе втором настоящего учебного пособия.

Оглавление

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядоче­ние деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, органи­заций инфраструктуры рынка.

Фондовый рынок показывает жесткую зависимость между законами экономики и задачами правового регулирования. Поэтому для закрепления таких законов требуется их трансформация в определенные четкие юридические механизмы. Правовое регулирование российского рынка ценных бумаг происходит как через внешнее регулирование, осуществляемое государством (закрепленное в российском законодательстве), так и через саморегулирование, осуществляемое самими участниками рынка ценных бумаг (посредством реализации правил и норм, содержащихся во внутренних документах биржи – учредительных документах, правилах биржевой торговли, кодексов этики профессиональных участников рынка ценных бумаг).

Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг – так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:

  • государственные органы регулирования;
  • саморегулирующиеся организации;
  • законодательные нормы рынка ценных бумаг;
  • этику, традиции и обычаи рынка.

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

  • разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;
  • установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
  • контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
  • обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
  • формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
  • контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;

Регулирование эмиссии производится в целях препятствования выпуску на рынок суррогатов ценных бумаг, которые по форме напоминают настоящие ценные бумаги, но не обладают их основными качествами. В этом смысле регулирование эмиссии является одним из ключевых способов защиты интересов потенциальных инвесторов.

Рынок с точки зрения права — это такая система построения экономических взаимоотношений между участвующими в этих отношениях субъектами, которая основана на правовых нормах, закрепляющих характер поведения субъектов предпринимательской деятельности, ограничения которых, основанные на необходимости соблюдения публичных интересов, реализуются как во внутреннем регулировании со стороны каждого из таких субъектов, так и во внешнем регулировании со стороны государства.

Специфику рынка ценных бумаг определяют сами экономические отношения, через которые осуществляется взаимодействие субъектов предпринимательской деятельности. Эти отношения возникают в связи с выпуском и обращением ценных бумаг.

Эмиссия ценных бумаг – это установленная законодательством последовательность действий эмитента – АО по размещению ценных бумаг.

Выпуск ценных бумаг означает совокупность ценных бумаг одного эмитента, которые предоставляют одинаковый объем прав владельцам и которые имеют одинаковые условия размещения.

Размещение ценных эмиссионных бумаг – это отчуждение их первым владельцем путем заключения гражданско-правовых сделок.

  • нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в предоставленных документов сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;
  • несоответствие представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона;
  • внесение в проспект эмиссии или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для регистрации выпуска ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

Решение об отказе в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспекта эмиссии может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Последняя норма призвана защитить эмитентов от потенциальной необъективности рассмотрения вопроса о регистрации эмиссии.

В случае больших выпусков регистрируется также проспект эмиссии, который должен содержать дополнительную информацию, которая делается доступной широкой публике.

Запрещается размещение ценных бумаг нового выпуска ранее, чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности доступа к информации о выпуске, которая должна быть раскрыта в соответствии с настоящим Федеральным законом. Информация о цене размещения ценных бумаг может раскрываться в день начала размещения ценных бумаг. По завершении эмиссии в регистрирующий орган не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган.

Таким образом, надёжность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиления государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведёт к разрушению экономического процесса, процесса воспроизводства вообще. Государство в современную эпоху не может допустить, чтобы вера в этот рынок была бы поколеблена, и массы людей, вложивших свои сбережения в ценные бумаги своей страны или любой другой, вдруг потеряли бы их в результате каких-либо катаклизмов или мошенничества. Все участники рынка, поэтому, имеют прямую заинтересованность в том, чтобы рынок был правильно организован и жестоко контролировался в первую очередь самым главным участником рынка – государством.

В условиях современного рынка важное значение имеет деятельность по поддержанию правопорядка и предотвращению правонарушений на рынке ценных бумаг.

В этой связи основным принципом государственной политики на рынке ценных бумаг должно стать повышение регулирующей роли государства в лице ФСФР России, являющегося федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, которая должна обеспечить:

  • защиту инвесторов от рисков фондового рынка,
  • создание условий для привлечения капитала в страну,
  • усовершенствовать стабильные правила, по которым будет функционировать рынок,
  • исполнение указанных правил всеми участниками рынка ценных бумаг.

Реализация данного принципа позволит создать условия, при которых российский фондовый рынок станет эффективно выполнять задачу обеспечения притока инвестиций в Россию. Однако она возможна только при соблюдении ряда условий:

  • государственное регулирование в сфере рынка ценных бумаг должно осуществляться одним государственным ведомством (регулятором), устанавливающим единые стандарты и требования.
  • регулирующий орган должен располагать работоспособным механизмом применения санкций за нарушения установленных правил.
  • важное значение имеют расширение перечня составов административных правонарушений на рынке ценных бумаг и создание системы мониторинга рынка ценных бумаг.

Эффективное регулирование рынка ценных бумаг невозможно без расширения полномочий государственного регулятора. В частности, эффективное исполнение возложенных на ФСФР России функций подразумевает необходимость предоставления ряда дополнительных полномочий:

  • право безусловного доступа и получения необходимых материалов в надзорных организациях, в том числе косвенно связанных с ценными бумагами, без которых невозможно надлежащим образом исследовать факты правонарушений на рынке ценных бумаг;
  • право применения мер, направленных на предотвращение банкротства профессиональных участников, в частности, право при наличии фактов, свидетельствующих о возможности совершения правонарушения, вынесения постановления о приостановлении любых операций (блокировании банковских счетов, счетов депо и лицевых счетов в реестре владельцев ценных бумаг) организации на срок до 3-х дней для проверки указанных фактов;
  • право вводить в профессиональном участнике рынка ценных бумаг временную администрацию в случае появления признаков его несостоятельности либо в случае совершения его руководством противоправных действий.

Решение перечисленных выше задач возможно только путем внесения изменений и дополнений в российское законодательство, что потребует определенного времени. Поэтому наряду с работой по подготовке и проведению таких изменений ФСФР России планирует также осуществить ряд мер, направленных на совершенствование системы правоприменения на рынке ценных бумаг, в рамках имеющихся у нее полномочий.

Так, Федеральная Служба Финансовых Рынков (ФСФР) России уже ведет работу по координации деятельности по предотвращению и пресечению правонарушений на рынке ценных бумаг с другими органами государственной власти.

Ведется работа по формированию единой информационной базы данных об участниках рынка ценных бумаг на основании сведений, имеющихся в ФСФР России и других органах государственной власти. Создание такой базы данных позволит вывести на качественно новый уровень деятельность по мониторингу российского фондового рынка.

В целях совершенствования системы надзора на фондовом рынке необходимо:

  • усовершенствовать автоматизированную систему текущего надзора за совершением сделок с ценными бумагами, организаторами торговли ценными бумагами;
  • разработать набор нормативов, позволяющих контролировать финансовое состояние и риски эмитентов и профессиональных участников путем анализа их финансовой отчетности;

Следует отметить необходимость развития институтов третейских судов, являющиеся достаточно эффективным механизмом досудебного разрешения споров для каждого сегмента рынка ценных бумаг, и прежде всего, третейского суда, специализирующегося на защите прав инвесторов.

Необходимо оперативно разработать процедуры, направленные на снижение рисков при совмещении различных видов деятельности и предотвращения конфликта интересов, а также требований по внедрению процедур внутреннего контроля за использованием служебной информации.

Необходимо совершенствовать практику регулирования деятельности организаторов торговли ценными бумагами.

Закрепление за торговыми системами дополнительных функций означает одновременно необходимость внедрения более действенных методов регулирования организаторов торговли со стороны ФСФР России.

Правила осуществления торговли ценными бумагами и листинга, устанавливаемые сегодня внутренними документами самих организаторов торговли, должны более четко регламентироваться нормативными актами ФСФР России;

Утвержденное ФСФР России Положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, должно быть существенно обновлено с учетом новых условий развития рынка.

Необходимо также нормативно закрепить правила торговли, разработанные на основе практики крупнейших отечественных фондовых биржа, с целью стандартизации и унификации принципов работы различных торговых площадок.

Самого серьезного внимания со стороны регулирующего органа заслуживает быстро развивающийся сектор электронной торговли ценными бумагами. Внедрение электронных систем, позволяющих в автоматическом режиме отслеживать состояние клиентских счетов и направлять поручения клиентов непосредственно в торговые системы, позволило брокерским компаниям отказаться от персонального обслуживания клиентов, поставить обслуживание клиентов "на конвейер".

Использование электронных систем торговли ценными бумагами дает выигрыш всем заинтересованным сторонам.

Организаторам систем Интернет-торговли следует внедрять программное обеспечение, использующее адекватные методы криптозащиты (сертифицированные ФАПСИ). Предполагается, что регулятором будут разработаны специальные требования к такому программному обеспечению и степени защиты информации при проведении операций с ценными бумагами посредством сети Интернет.

В рамках решения задачи создания максимально благоприятных условий деятельности инвесторов на российском рынке ценных бумаг необходимо также реализовать ряд мер, направленных на минимизацию операционных рисков инвесторов. Не менее важной является задача минимизации рисков, связанных с другим элементом технологической цепочки инвестирования - брокерской и дилерской деятельностью.

Таким образом, регулирование деятельности участников рынка ценных бумаг должно быть направлено, прежде всего, на создание условий, минимизирующих риски инвестора, пользующегося услугами брокеров и дилеров.

Основными качествами новой государственной политики на рынке ценных бумаг должны стать:

  • четкое формулирование целей и методов их достижения;
  • твердая политическая воля в достижении декларированных целей;
  • осознание доминирующей роли государства в процессах формирования рынка на этапе функционирования переходной экономики.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, органи­заций инфраструктуры рынка.

Надёжность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиления государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведёт к разрушению экономического процесса, процесса воспроизводства вообще. Государство в современную эпоху не может допустить, чтобы вера в этот рынок была бы поколеблена, и массы людей, вложивших свои сбережения в ценные бумаги своей страны или любой другой, вдруг потеряли бы их в результате каких-либо катаклизмов или мошенничества. Все участники рынка, поэтому, имеют прямую заинтересованность в том, чтобы рынок был правильно организован и жестоко контролировался в первую очередь самым главным участником рынка – государством.

Необходимо совершенствовать практику регулирования деятельности организаторов торговли ценными бумагами.

Закрепление за торговыми системами дополнительных функций означает одновременно необходимость внедрения более действенных методов регулирования организаторов торговли со стороны ФСФР России.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.


Система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных методов регулирования. В мировой практике различают две модели регулирования РЦБ:

  1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий - по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников РЦБ. Такая система во Франции.
  2. При сохранении за государством основных контрольных позиций когда возможный контроль передается саморегулируемым организациям - эта традиционная система голосования и переговоров существует в Великобритании.

Государственное регулирование РЦБ включает в себя:

  • разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов;
  • разработку стандартов, т.е. набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструмента и т.п.
  • регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка

Задачами государственного регулирования рынка являются:

  • реализация государственной политики развития РЦБ;
  • обеспечение безопасности РЦБ для профессиональных участников и клиентов;
  • создание открытой системы информации о РЦБ и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.

Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления. Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций являются Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФК ЦБ РФ и саморегулируемые инстанции профессиональных участников РЦБ. Опыт стран с развитым РЦБ показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:

В связи с постоянными изменениями ситуации на фондовом рынке страны многие правовые нормы быстро устаревают. В целом законодательство, регулирующее обращение РЦБ, имеет большие проблемы, не охватывает важные области фондового рынка.

На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссия) ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии путем лицензирования деятельности профессиональных участников рынка.

На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональный участников рынка путем выдачи аттестатов, дающих право на совершение сделок, определенных видов деятельности, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства.

Особое место в регулировании развития РЦБ занимает налогообложение операций с ценными бумагами. Выделяются следующие методы регулирования РЦБ:

  • регистрации выпусков РЦБ, проспектов эмиссии;
  • аттестация специалистов;
  • страхование инвесторов;
  • надзор и контроль за проведением операций;
  • аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
  • раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.

Федеральное устройство России предполагает двухуровневое регулирование РЦБ на федеральном и региональных уровнях. Если Федеральная система управления фондовым рынком в целом сложилась, то система регулирования региональных рынков пока еще формируется. В состав региональной комиссии по ценным бумагам входят представители администрации территорий, территориальные подразделения фонда государственного имущества, управления юстиции, государственной налоговой инспекции, управления государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке развития предпринимательства , ЦБ и др.

При региональной комиссии создан консультационно-совещательный орган - экспертный совет. В его состав входят представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка, представителями участников РЦБ.

Региональные комиссии обеспечивают выполнение на своих территориях распоряжений региональных представительств, в сферу ее компетентности входят следующие вопросы:

  • разработка основных направлений развития регионального РЦБ;
  • регламентация порядка деятельности:

1) юридически и физических лиц на региональном РЦБ;

2) специализированных регистров, депозитариев, банков, занимающихся деятельностью по ведению и хранению реестров акционеров;

Читайте также: